Реферат по предмету "Литература"


Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым

Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым По поэме Мртвые души Мртвые души - одно из ярчайших пр-ий русской и мировой лит-ры, вершина худ. мастерства Гоголя. Одной из основных тем в тв-ве Гоголя явл. тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у


Гголя явл. сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной дуградации помещичьего класса, выявляются все его опроки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и Бьт прямо в лоб. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Поэма построена как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего мертвые души. Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных


помещиках и их деревнях. Гоголь создат пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности, развртывается вс более страшная картина разложения крепостнического


общества Открывает портретную галерею помещиков МаниловIглава. Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая немногих могла заманить своим местоположением. С иронией описывает автор господский двор, с претензией на англицкий сад с заросшим прудом, жиденький кустиками и с бледной надписью Храм уединнного размышления.


Говоря о Манилове автор восклицает Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но вс это приняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией.


Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал. илиМ. живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие, он является сентиментальным фантазром, не способным к практическому действию Манилов мнит себя носителем духовной культуры.


Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором вечно что-нибудь недоставало, о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался со слишком умным министром. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещнным, но это лишь одна видимость


Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещнные по ящикам комода или М. с Коробочкой являются в некотором роде антиподамиманиловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстат в свом естественном виде.


Коробочка не претендует на высокую культуру во всм е облике подчркивается весьма незатейливая простота. Это подчркнуто Гоголем во внешности героини он указывает на е затрпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель е жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит ве поместье следы умелого хозяйствования.


Эта хоз-сть обнаруживает е внутреннее ничтожество. У не, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с мртвыми душамит. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продат другие преметы своего хоз-ва. Для не нет разницы между одушевлнным и неоудушевлнным существом.


В предложении Чичикова е пугает только одно перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за мртвые души. Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил е эпитетом дубиноголовая. Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар,


как мртвые души При переходе к образу Ноздрева Гоголь подчеркивает контраст между ним и коробочкой. В противоположность неподвижной помещице Ноздрев отличается удалью и широким размахом натуры. Он подвижен, готов заняться любым делом, незадумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итоговВс заканчивается или пустяками, или всевозможными историями.


Его активность направлена на прожигание жизни. Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут ожидать удовольствия жизни. В отличие от Коробочки, Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика


дат исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные понятия. Оба являются источником прожигания жизни. Везде, где появляется Ноздрев, там кутерьма, скандал. В понимани Ноздрева его жизнь наполнена смыслом. В этом отношении он напоминает манилова, но отличается тем, что любит приврать, приукрасить.


В разговоре с Чичиковым он хвастается абсолютно всем жеребцом , прудом, собакой и в своей лжи просто не истощим. Ложь для самой лжи. В отношении с людьми Ноздрев свободен от каких-то норм и принципов. Он легко сходится с людьми , но не остатся верен своему слову, не чьему-либо другому. В стремлении Ноздрева внести разлад в чужую жизнь чувствуется желание всем напакостить. В итоге, вся многосторонность героя лишена какого-либо положительного начала.


Гоголь Ноздрева назвал историческим человеком. Ноздрев был в некотором отношении исторический человекНи на одном собрании,где он был, не обходилось без историй. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой тврдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта


Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нм и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. Он был похож на средней величины медведя пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек


от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением Просвещение - вредная выдумка. В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвт, знает людей. В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность


Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Вс окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди - разбойники, негодяи, дураки. в доме


Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорилаИ я тоже Собакевич Последний помещик, которого посещает Чичиков Плюшкин, подобен по стремлениям К. и С но стремление к накопительству принимает у него характер всеобъемлющей страсти. Единственная цель его жизни - это накопление вещей. В итоге он не отличает важного, нужного от мелочей, полезного от несущественного.


Вс, попадающееся ему под руку, представляет интерес. Плюшкин становится рабом вещей. Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений. Но сам он не испытывает никаких неприятных ощущений от этого. В отличие от других помещиков, история его жизни приведена полностью. Она раскрывает истоки его страсти. Чем больше становится жажда накопительства, тем ничтожнее становится


его жизнь. На определнном этапе деградации Плюшкин перестат испытывать потребность в общении с людьми. Своих детей он стал воспринимать,как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказался в полном одиночестве. Гоголь подробно останавливается на описании положения крестьян этого богатейшего помещика. Чичиков В М. д. Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян.


Единственный человек выделяющийся из общей картины российской жизни - это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам


и, самое главное беречь и копить копейку. Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Он пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.


С каждой главой мы видим вс новые возможности Чичикова с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим великодушием. Но обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине


с самим собой. При осмотре города N наш герой оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько, а прочитав, свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось. Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама ярко напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что


Чичиков похож на Собакевича никакого прямодушия, ни искренности Совершенный Собакевич. В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и жадность Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров.


Вс же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх, но он тоже мертвая душа, ибо ему недоступна радость жизни. Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, человек средних лет - все


в нем неопределенно, ничто не выделяется. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. Самоотвержение, терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели. Чичиков вынужден бежать из города, но на этот раз он достиг своей цели, приблизился ещ на одну ступеньку к своему безликому счастью, и вс остальное для него теперь уже неважно.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.