Реферат по предмету "Литература"


Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"

Образ Петра I в романе А.Н. Толстого Петр I В романе Петр I А. Н. Толстой с историчес койправдивостью изобразил время, события, людей, их быт и нравы. Чтобыпонять тайну рус ского народа, его величие, писал автор, нужно хорошо иглубоко узнать его прошлое нашу историю, коренные узлы ее, трагические итворческие эпохи, в которых завязывался русский характер .А. Н. Толстой широко осветил важнейшие со бытияПетровской эпохи, показал роль в них самых различных


слоев населения и огромноеис торическое значение фигуры Петра I.На страницах романа царевич Петрпоявляется в сцене стрелецкого мятежа, когда его мать, Ната лья Кирилловна,выносит мальчика на крыльцо Круглолицый и тупоносенький, он вытянул шею.Глаза круглые, как у мыши Он увидел кровавую расправу, непомернуюжестокость стрельцов, подстрекаемых Хованским и Василием Голицыным. Эти событияоставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное


потрясе ние.Петр рос очень подвижным, возбудимым, впе чатлительным его невозможно было удержать в тепличной атмосфере дворца, где зачахли два егобрата.Шла борьба за власть, а Петр своимнесерьез ным поведением, неуместными для царя играми, царапинами, синяками ицыпками на руках шо кировал бояр.Петра тянуло в немецкую слободу ему оченьинтересна жизнь на Кукуе, где он всему удивля ется А это зачем? А этодля чего?


А это как уст роено? Таким он останется на всю жизнь, благо дарясвоему живому любопытству он будет постоянно учиться, все пропускать черезсебя, не бояться никакой работы, никаких трудностей. До всего он должен дойтисам чтобы проводить ре формы, ему необходимы независимость ума, от сутствиеавторитетов.А. Н. Толстой показывает необычайную вы носливостьПетра, который сутки мог обходиться без сна, без еды, заставляя всех в потешномвойс ке безоговорочно принимать его правила игры, перешедшей в итоге всерьезное


изучение военной науки. Товарищами по этим играм становятся мальчишкииз простонародья, смышленые, пре данные и смелые ядро будущей гвардии.В одной из палат Преображенского дворцабыла организована корабельная мастерская, где под руководством немцев строилимакеты галер и кораблей, учились арифметике и геометрии. Борис Голицынпосоветовал Петру строить верфь на Переяславском озере и прислал ему воз нужнойлитературы, а


Наталье Кирилловне сказал Доброго ты сына родила, умнеевсех окажется, дай срок. Глаз у него неспящий Петра, который любил немку Анну Монс впо следствииза предательство вычеркнутую им из сердца , женили на А. Лопухиной, молодой,глу пой и примитивной девице, желающей, чтобы муж сидел около ее юбки. Но Петрс утра до вечера был в трудах и заботах строились потешные ко рабли наПереяславском озере.


Узнав от дяди Льва Кирилловича о заговореСофьи, о том, что царская власть висит на волос ке, Петр вспоминает ужасыдетских лет, казнь сторонников Нарышкиных, и у него случается припадок. Онскачет в Троицу Софья, узнав об этом, говорит Вольно же ему, взбесяся,бегать . Рассчитывая на войска, она ошиблась стрельцы шли к


Петру,невзирая на угрозы Софьи. Как сон из памяти уходила власть, уходилажизнь от Софьи.Ситуация в стране заставляла Петра бытьжес токим и беспощадным часто сверх меры страш ное воровство, запустение,отсталость вызывали у него жуткий гнев.Очень возмужал Петр после поражения подАзовом неудача закалила его, он стал упрямым, злым, деловитым. Он нацеливаетсяна новый поход для этого укрепляет боевую мощь строит флот в


Воронеже. Ичерез два года победа не за ставила себя ждать.Жестокой и непримиримой была борьба Петрас боярами он сломал уклад старой боярской думы, теперь в ней сидели адмиралы,инженеры, генералы, иностранцы все они были едино мышленниками молодого царя.Подробно описывает А. Н. Толстой глубокиеизменения в сознании Петра после поездки за гра ницу. Много там былонеобычайного и дивного для русского глаза.


Вспоминалась Петру сонная, нищая инеповоротливая Россия, не знает он пока, какими силами растолкать людей,продрать им глаза Черт привел родиться царем в такой стра не Все этимысли вызывают в нем бешеную злобу на своих и зависть к иностранцам. Первыйпорыв перевешать, перепороть. Но кого, кого? Враг невидим, неохватим, враг повсюду, враг в нем самом


В Голландии Петр работает на верфиматросом, не боится любого труда, учится кораблестроению. Активно формируетсяличность Петра, раскрыва ется его деятельный, государственный ум, все под чиненов нем главной цели повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания иизолированнос ти к прогрессу, к введению русского государства в круг передовыхгосударств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильнымпротивником Швецией, чтобы иметь выход к


Балтийскому морю. Понимая, что дляэтого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Уралезаводы.Поражение под Нарвой не сломило Петра, аза ставило действовать воевать еще не научи лись чтоб здесь пушкавыстрелила, ее надо в Москве зарядить . Он начинает тщательную под готовкуи через три года, выступив с новой ар мией, с новыми пушками против шведов,побеж дает, твердо встав на берегу Балтийского моря.


Выступая как писатель-реалист, А. Н.Толстой правдиво описывает закладку новой столицы Рос сии города Петербурга.Крестьяне работают в жутких условиях на болотах, полуголодные, обо дранные,больные город воздвигается на костях человеческих.А. Н. Толстой взирает на Петра не толькокак на крупную историческую личность, которой под властны тысячи людей, но ипередает способность царя хранить дружбу и уважение к


Лефорту, при слушиватьсяк его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей Другоготакого друга не будет Радость вместе и заботы вместе .Широко показывает А. Н. Толстой обилие на родныхталантов, которые Петр подмечал и посы лал учиться за границу, так как понимал,что без молодых ученых невозможно совершить преобра зования в стране.


Петрценил людей не за звания и титулы, а за талантливость, умения, сноровку итрудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа это иАлексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братьяВоробьевы, и многие другие.Были понимающие и поддерживающие царя дво рянеи бояре князь-кесарь Ромодановский, искус ный полководец Шереметьев, дипломатПетр


Тол стой, адмирал Головин, дьяк Винус.Чем грандиознее замыслы Петра, тем жестчестановится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед,тормозит осущест вление его идей.Очень важную роль в реформах царя сыгралокупечество Связал нас бог одной веревочкой, Петр Алексеевич, куда ты,туда и мы , го ворит Петру от имени купцов Иван Бровкин.При всей масштабности преобразования


Пет раI не только неулучшили участь народа, а на оборот, привели к усилению эксплуатации, увели чениюпоборов с нищих крестьян. Их гоняли за тысячи верст строить корабли и города,разлучая с семьями, добывать железо, засекали до смерти в солдатах. Все этотоже освещено в романе.А. Н. Толстой создал монументальный образПетра I, но это не идеальнаяфигура венценос ца . Он изобразил сложнейшее переплетение в немгрубого и ласкового, доброго и злого, гуман ного и жестокого.


Но, безусловно,Петр I был че ловекгениальный по своему потенциалу и мас штабу произведенных преобразований вРоссии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.