Реферат по предмету "Литература"


Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского

Использование приема антитезы у Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского По произведениям Война и мир Л.Н.Толстогои Преступление и наказание Ф.М.Достоевского Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Войны и мира и Преступления и наказания , заложенный уже в их заглавиях. Онпроявляется на всех уровнях художественного текста от проблематикидо построения системы персонажей


и приемов психологического изображения. Однако в самомиспользовании антитезыТолстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. Истокиэтого различия в их взглядах на человека. В самихпроизведениях Толстого и Достоевского содержится проблема заглавияне однозначны, полисемантичны. Слово война означает в Войнеи мире не только военные действия, не только события, происходящиена поле сражения война может происходить в повседневной жизни людей вспомним такую войну из-занаследства графаБезухова


и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношенииявляется слово мир миръ как антитеза войне и мiръ как общностьлюдей. Заглавием окончательной редакции романа Л. Н. Толстогостало Война и миръ , то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленныхчерновиках и набросках Толстой варьирует написание этогослова, как бы колеблясь. Само сочетание война и мир мы можемвстретить у Пушкина в


Борисе Годунове Описывай,не мудрствуя лукаво, Все то,чему свидетель в жизни будешь Войну имир, управу государей, Угодниковсвятые чудеса . Уже впушкинском контексте сочетание война и мир становится ключом кисторическому процессу в целом. Таким образом, мир - это категорияуниверсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны, совершенно ясно, что понятияпреступление и наказаниеинтересуют


Достоевского не в их узком юридическом смысле. Преступление и наказание - это произведение, ставящее глубинныефилософские и нравственные проблемы. Художественноепространство романа Толстого как бы ограничивается двумяполюсами на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей,на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытываетсвоих героев с точки зрения закона непрерывного движенияличности во времени . Герои, способные к душевному движению,к внутренним изменениям, по мысли


автора, несут в себе начала живой жизни и мира. Герои неподвижные, неспособные чувствоватьи понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своемромане Толстой резкопротивопоставляет эти персонажи. Так, салон Анны Павловны ШерерТолстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушноймашиной. Черезвесь роман проходит антитеза правильность - неправильность , внешняякрасота - живое очарование


. Для Толстого неправильные и даженекрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античнаякрасота Элен, жизнерадостный пусть не к месту смех Наташи втысячу раз милее неизменной улыбки Элен. В поведении героевавтор также противопоставляет стихийное разумному, естественноетеатральному. Для Толстого ошибки Наташи гораздо естественнееи натуральнее, чем рассудочное поведение


Сони. Законченным воплощением начала войны в романе сталНаполеон. Он нетолько постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером.Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античныеобразцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов.Он - истинный выразитель духа нации. Мысльсемейная противопоставляет семью


Ростовых клану Курагиных. Антитеза ложное - истинное используется Толстым и при изображениидушевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуявсю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ееудачного разрешения, а требует скорее начинать и усиленно заряжаетсвой пистолет. Вотличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаютсяоднозначно человек у


Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетаютв себе две бездныразом бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма,индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала идеалМадонны и идеал Содомский. Содержание Преступления и наказания составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Приемы,которые


Достоевский использует в создании образной системысвоего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевскийприбегает к приему двойного портретирования. Причем первыйпортрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершенияпреступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасныхглазах. Но преступление не только запятнало его душу, но иоставило трагический


отпечаток на лице. На этот раз перед нами портретубийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Такимобразом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказалсяочень продуктивен для двух крупнейших художниковреалистов, Толстого иДостоевского.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.