Реферат по предмету "Литература"


Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя

ДУШИ МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ. Объясняя замысел Мертвых душ , Гоголь писал, что образыпоэмы - ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собранычерты тех, которые считают себя лучше других . Мертвые души -это представители господствовавших в то время общественных слоев. Поэма построенакак похождение приобретателя Чичикова, покупающего мертвыефактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков,


души. Центральное место в первом томе занимают пять портретных глав со второй по шестую . Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают,как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и каккрепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистическихсил, приводило помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь дает эти главы вопределенном порядке. Бесхозяйственного помещика


Манилова 2 глава сменяетмелочная Коробочка 3 глава , безалаберного прожигателя жизни Ноздрева 4глава - прижимистый Собакевич 5 глава . Завершает эту галерею помещиковПлюшкин - скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения.С большой выразительностью в портретных главах дана картинаупадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез,Манилова, к дубинноголовой Коробочке, от нее - к бесшабашному моту,вралю и шулеру


Ноздреву, далее - к оскотинившемуся кулаку - прорехе начеловечестве - Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральноепадение и разложение представителей помещичьего мира.Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса,который является вершителем судеб государства. Галерея портретов помещиковоткрывается образом Манилова. На взгляд он был человек видный черты лицаего не были лишены приятности, но в эту приятность,


казалось, чересчур было переданосахару в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения изнакомства.Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами . Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшимофицером . Живя в поместье, он иногда приезжает в город чтобыувидеться с образованнейшими людьми .На фоне обитателей города и поместий он кажется весьмаобходительным и учтивым помещиком , на котором


лежит какой-то отпечаток полупросвещенной среды. Однако, раскрывая внутренний обликМанилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству ивремяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показываетполнейшую пустоту и никчемность этого существователя .Писатель подчеркивает в характере Манилова его никчемность и слащавую,бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Он незанимался хозяйством, передоверив его приказчику.


Он даже не знал, умирали ли унего крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшегобарский дом, у Манилова только пять-шесть берез с жидкимивершинами.Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда,даже не читает ничего два года в его кабинете лежит книга, заложенная все натой же 14-ой странице.


Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами ибессмысленными прожектами проектами , вроде постройки подземногохода дома, каменного моста через пруд.Вместо настоящего чувства - у Манилова приятная улыбка ,вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности -пустые мечты.Другим представителем мертвых душ в поэме мы назовемПлюшкина. Это прореха на человечестве . Все человеческое умерло внем, в полном смысле это мертвая душа.


К такому выводу ведет нас Гоголь, развиваяи углубляя тему духовной гибели человека.Деревенские избы села Плюшкина имеют вид особеннойветхости , барский дом выглядит инвалидом , бревенчатаямостовая пришла в негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки передЧичиковым предстала странная фигура не то мужик, не то баба, в неопределенном платье, похожем на женский капот , таком рваном,замасленном и заношенном, что если бы Чичиков встретил его, такпринаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то,


вероятно, дал бы ему медныйгрош .Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячидуш, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра. Однаковсе это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина кпокупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хламана его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводитПлюшкина к бессмысленному


накопительству, приносящему его хозяйству одноразорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне мрут, как мухи ,десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина,порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всемуокружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских.


Вещи длянего дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. И дотакой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек восклицаетГоголь.Вся галерея образов, данная в первом томе Мертвых душ , убедительнораскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый видкрепостников-душевладельцев. Герои Гоголя - не Онегины и Печорины, а топоместное дворянство, которое представлено на балу у


Лариных. Мертвым душам поэмы противопоставлены живые народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный.С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народапишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положениеи то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковыдядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право,а где лево, плюшкинские


Прошка и Мавра, забитые до крайности.Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу бойкого народа и расторопность ярославского мужика. Он свосхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали,выносливости и жажде свободы.Крепостной богатырь, плотник Пробка в гвардию годился бы .Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии.


Каретник Михейсоздавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин могпоставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников - чтошилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо . А ЕремейСорокоплехин одного оброку приносил по пятьсот рублей! .Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не вьщержала его душагнета неволи, потянуло его на широкий


волжский простор, он гуляет шумно ивесело на хлебной пристани, подрядившись скупцами . Но нелегко ему ходитьс бурлаками, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню . Впеснях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другойжизни, к прекрасному будущему.Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа,любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :