Реферат по предмету "Литература"


Герои ранних рассказов М.Горького

Герои ранних рассказов М.Горького на примере одного из рассказов . М.Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIXвека. Вхождениеего было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес учитателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавшийДостоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова,больше других, но только кусочками знающий


Тостого, знаетМаксима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности.Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышкезнавший жизнь ссамых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей,принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала,помимо таланта, своей экзотичностью человек видел такие глубины дна жизни , которые до него никто из писателей не знал изнутри,на личном опыте.


Этот богатый личный опыт дал М.Горькому обильныйматериал для его ранних произведений. В эти же ранние годывырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождалиписателя на всем протяжении его творчества.Это, прежде всего,идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ееброжении. У М.Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.


Вместоформулы средазаела , которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивлениеокружающей среде. С самого начала произведения М.Горького распадаются на два типа ранниеромантические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемыеавтором в них, во многом близки. Ранниеромантические произведения М.Горького многообразны по жанру это рассказы, легенды, сказки, поэмы.


Наиболее известны его ранниерассказы - Макар Чудра , Старуха Изергиль . В первом изних писательпо всем законам романтического направления рисует образы красивых,смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы,М.Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведениивозникает романтическийконфликт между чувством любви и стремлением к воле.


Разрешаетсяон гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия,а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе Старуха Изергиль повествование также строится по романтическим канонам. Уже всамом начале возникает характерный мотив двоемирия геройповествователь -носитель общественного сознания. Ему говорится старикамиродитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны . Ему противостоитмир романтических героев - красивых, смелых, сильных людей


Они шли, пели и смеялись . В рассказе ставится проблема этическойнаправленности романтической личности. Романтический герой идругие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря,ставится традиционный вопрос человек и среда. Как и положеноромантическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого, свободногоЛарры, который открыто нарушил закон


человеческой жизни,противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством. Емупротивопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как аллегорияпути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В ДанкоМ.Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написанпо канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра,противостоит среде, враждебен ей.


Столкнувшись с трудностями пути,люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этоммасса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательнымихарактеристиками Данко смотрел на тех, ради которыхон понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояловокруг него, но не было на лицах их благородства . Данко - герой-одиночка,он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.


М.Горький реализует, делаетбуквальной распространеннуюв языке метафору огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этогосам он не перестаетбыть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к немуне только чувство равнодушия, но и враждебности Люди же, радостныеи полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещепылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.


Только один осторожныйчеловек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердценогой . Горьковскаялегенда о Данко была активно использована как материал дляреволюционной пропаганды, образ героя приводился как пример дляподражания, позднее был широко привлекаем официальной идеологией,усиленно внедрялся в сознание молодого поколения были дажеконфеты с названием Данко и с изображением на обертке горящихсердец . Однако у


М.Горького все не так просто и однозначно, какпытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писательсумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятностии враждебности ему среды, массы. В рассказе Старуха Изергиль явственно ощущается присущий М.Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях Песня о Соколе , Песня о Буревестнике . Сегодня они воспринимаются скорее какзабавная страница истории


литературы и не раз давали материал дляпародийного осмысления так, в период эмиграции М.Горького появиласьстатья с названием Бывший Главсокол, ныне Центроуж . Но наодну важную для писателя в ранний период его творчества проблему,сформулированную в Песне о Соколе , мне бы хотелось обратитьвнимание проблема столкновения героической личности с миромобыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многомразвита


М.Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним изхудожественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося,нередко спившегося бродяги - в те годы их принято былоназывать босяками. М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял к нейбольшой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслуживопределение певец босячества . В самой этой теме не было полнойновизны, к ней обращались многие


писатели XIX века. Новизнабыла в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего состраданиекак жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки - это нестолько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами этужизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.Пример этого можно видеть в рассказе Коновалов . Уже в началеписатель подчеркивает, что у его героев


была профессия, он прекрасныйпекарь, умелец , им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляетсобой одаренную натуру, одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает вней обыденного,безгеройного существования Тоска она, канитель не живешь,а гниешь Коновалов мечтает о героической ситуации, в котороймогла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе Ненашел я себе места


Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы.В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходитот нее, в конце концов трагически погибая. Сродни ему и другойгорьковский герой из рассказа Супруги Орловы . Григорий Орлов -один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчествеМ.Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый.


Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел - например, когда онработает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла ивозвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояниясреде. Он способен многое сделать для людей, даже жизньюсвоей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновеннойи яркой, героической, вроде подвига Данко.


Недаром он говорито себе А горит сердце большим огнем . М.Горький относится к такимлюдям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако,если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапеподметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XXвека стремление человека к героическому деянию, к подвигу,самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням,лишенным героическогоореола.


Люди такого типа, как это предугадал писатель, могутоказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн,революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течениичеловеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные писателемМ.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальныеи насущные для решения вопросов нашего времени.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Искусство Древней Греции
Реферат Физиология ЦНС
Реферат Некоторые правовые аспекты деятельности предприятия
Реферат Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали
Реферат Информатика и информационные технологии в образовании
Реферат Аудит эффективности использования бюджетных средств понятие и основные характеристики
Реферат Соціально-економічне значення ремонту у вирішенні функціональних завдань розвитку ЖКГ
Реферат Топливно-энергетический комплекс и его роль в развитии народного хозяйства России
Реферат «роковыми яйцами»
Реферат Глобальные эпидемии
Реферат Рынкевич, Ефим Ефимович
Реферат 2. влияние изменения климата на природные системы ихтиофауна некоторых озер Монголии
Реферат НДС и упрощенная система налогообложения
Реферат Задаток и аванс. Виды задатка
Реферат Stuff Essay Research Paper Draft ReportCollege Prep