Реферат по предмету "Лингвистика"


Фонетика

Реферат на тему ”Фонетика„ Бабаханов Акбар 110-я группа Фонетика русского языка Обратимся к описательной фонетике современного русского языка. В звуковом строе нашего языка насчитывают 43 фонемы: 6 гласных фонем — [а] [э] [и] [ы] [о] [у]; 37 согласных — [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж]1, [з], [з'], [j], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'],


[т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ], [ж':]2. 1. фонемы [ж][ц][ш] — всегда твёрдые; фонема [ч']- всегда мягкая 2. некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [щ]и парного ей [ж':] (встречается в словах «вожжи», «езжу»), считая их вариантами [ш] и [ж]. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема — это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается


в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным. Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить — [гъвар’ит']).


В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[з] сделать — [з’д’элът']: глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими — оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад — [клат], но клады — [клады]. Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под


ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/). Редукция — видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил — [стъражыл], где Ъ-редуцированный звук, практически не распознаваемый как


О. Основные фонетические единицы и средства. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные. Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы). Фонетическая фраза (синтагма) — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами. Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) — часть фразы,


объединенная одним ударением. Слог — наименьшая единица речевой цепочки. Звук — минимальная фонетическая единица. Суперсегментные единицы (интонационные средства)—единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность). Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука. Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменениям


частоты звукового сигнала. Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени. Длительность — время звучания сегмента речи. Гласные. Вокализм литературного русского языка представлен треугольной системой с пятью или шестью гласными фонемами. Гласные различаются по степени подъема языка и по ряду (сопряженному с наличием или отсутствием лабиализации): В безударных слогах русские гласные подвергаются редукции, которая вместе


с влиянием окружающих согласных приводит к появлению аллофонов. /i/ и /ɨ/ (/и/ и /ы/) /i/ и /ɨ/ являются гласными верхнего подъёма переднего и среднего ряда соответственно. Обозначаются обычно буквами и и ы; в безударной позиции также буквами е, я, а и э, е соответственно. Являются ли гласные /i/ и /ɨ/ одной или двумя фонемами является предметом дискуссий. Московская фонологическая школа считает их одной фонемой, петербургская — двумя.


Фонема /i/ встречается только после мягких согласных и гласных, /ɨ/ — после твёрдых. В абсолютном начале слова как правило представлена только /i/, но есть несколько слов с начальным ударным /ɨ/: ы (название буквы и название «операции Ы»), ыкать и много географических названий и имен собственных: Ыйван, Ыйбён, Ытык-Кюёль, Ыльчи Мундок и другие. В начале слова не под ударением /i/ и /ɨ/


не различаются: иммигрант и эмигрант. Кроме того, носители русского языка ощущают ы скорее как отдельную фонему и могут произнести её изолированно. Существуют следующие аллофоны: [i] ([и]) — основной аллофон /i/, представлен под ударением и перед мягкими согласными; [ɪ] ([ие] и [ь]) — аллофон /i/ в безударном положении не перед мягкими согласными: пятак [pʲɪˈtak]. В кириллической транскрипции [ие] используется в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова,


а [ь] в остальных безударных слогах. [ɨ] ([ы]) — основной аллофон /ɨ/ упередняется между переднеязычными или велярными согласными — [ɨ̟]: тыкать [ˈt ɨ̟kətE 0;] отодвигается назад и слегка дифтонгизируется после сочетаний губных согласных с /l/: плыть [plɯ̟ɨ 99;tʲ]. [ᵻ] (или [ɨ ̞]) ([ыэ]) — аллофон /ɨ/ в безударном положении: цена [ʦᵻˈna],


дышать [dɨ̞ˈ@ 2;atʲ]. После /ц/ может звучать еще более открытый аллофон [ɘ]: на танце/на танцы [nɐ'tantsɘ]. /a/ (/а/) Фонема /a/ является гласным среднего ряда нижнего подъёма. Обозначается обычно буквами а и я; в безударной позиции также буквами о, реже э, е. Основные аллофоны: [a] ([а]) — основной аллофон, представлен после твёрдых согласных: пат [pat] [&


#230;] ([ä]) — после мягких согласных под ударением: пять [pʲætʲ] [ɑ̟] — после твёрдых согласных перед /l/: палка ['pɑlkə] [ɐ] ([ʌ]) — в безударных слогах: в начале слога и перед ударным слогом: оловя´нный [ɐlɐ'vʲ&# 230;n:ɨ] [ə] ([ъ]) — в прочих безударных слогах после твёрдых согласных: мигом ['migəm]; после мягких произносится только в конце слова в грамматических


окончаниях: дача ['datɕə] (но дачи ['datɕɪ]). В некоторых междометиях оказывается под ударением: чтоб тебя! ['ʂtəptʲib&am p;#690;ə]. Согласно современной норме после ж и ш как под ударением, так и без ударения произносятся аллофоны /a/: шары [ʂɐ rɨ], жара [ʐɐ ra]. Однако еще в XX веке нормой было произношение в безударной позиции аллофонов фонемы /ɨ/, что


сейчас эпизодически сохраняется в словах жалеть [ʐɨˈlE 0;etʲ], к сожалению [ksə.ʐɨ.& #712;lʲe.nʲɪ. ju] и косвенных падежах слова лошадь, например, лошадей [lə.ʂɨ.&# 712;dʲej]. /e/ (/э/) Фонема /e/ является гласным переднего ряда среднего подъёма. Обозначается обычно буквами е и э; в безударной позиции практически не встречается.


Аллофоны этой фонемы варьируют в пространстве между кардинальными гласными [e] и [ɛ] в зависимости от окружающих согласных. Аллофон, наиболее близкий к [e] произносится между мягкими согласными: петь [pʲetʲ]. Аллофон, наиболее близкий к [ɛ] произносится в начале слова перед твёрдыми согласными: этот ['ɛtət]. Когда один согласный твёрдый, а другой мягкий произносятся аллофоны, средние между [e] и [ɛ],


в узкой транскрипции обозначаемые либо как опущенный [e̞], либо как приподнятый [ɛ̝]. В широкой транскрипции для простоты после мягких согласных они обозначаются как [e], а после твёрдых — как [ɛ]: нем [nʲem], отель [ɐˈtɛl 90;]. Кроме того, после твёрдых согласных все аллофоны немного отодвигаются назад: [ɛ̠] или [e̠]. /o/ (/о/) Фонема /o/ является гласным заднего ряда среднего подъёма.


Обозначается обычно буквами о и ё; в безударной позиции может встречаться только в неосвоенных заимствованиях, чаще всего — в заударных или после гласной: радио ['ra.dʲɪo], вето ['vʲe.to], кредо ['krɛ.do]. Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд (огубленный шва): тётя [ˈtʲɵO 8;.tʲə]. /u/ (/у/) Фонема /u/ является гласным заднего ряда среднего подъёма.


Обозначается обычно буквами у и ю. Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд: чуть [ˈʨʉtE 0;], ютиться [jʉ̞ˈt 90;iʦə]. В безударном положении произносится аллофон, близкий к [ʊ]: сухой [sʊ.ˈxo̞j], мужчина [mʊ.ˈɕ 20;i.nə]. Влияние гласных на согласные. Гласные в свою очередь также влияют на предшествующий согласный.


Так, перед /o/ and/u/ согласные огубляются: мог [mʷok]. Эти же гласные и [ɨ] вызывают некоторую веляризацию: ты [tˠɨ]. Редукция гласных. Как видно из изложенного выше в безударном положении одни гласные ослабляются, а другие чередуются с другими фонемами. В частности для литературного языка характерны аканье, иканье и ыканье. Первое заключается в том, что морфонема |o| представлена фонемой /o/ под ударением и фонемой


/a/ не под ударением. Для второго характерно совпадение в одной фонеме безударных морфонем |i|, |e|, |a| и |o| после мягких согласных. При ыканьи в одной фонеме совпадают безударные морфонемы |ɨ|, |e|, а после ж, ш, ц и |o|. Так как русская орфография является этимологической, редукция безударных гласных в ней не отображается. В безударной позиции между глухими согласными гласные могут оглушаться: выставка [ˈvɨstə&# 805;fkə], потому что [pə̥t&


#592; 12;mu ʂtə]. Оглушение происходит также между сонантами и глухими, вплоть до полного исчезновения гласного: череп [tɕerʲɪ&# 805;p], город ['gor̥t]. Сочетания гласных. В русском языке допустимы сочетания почти всех гласных: прообраз, воображать, муар, клеить, струи, бои. Согласные. <ʲ> обозначает мягкость согласных или палатализацию, в кириллической транскрипции обозначается с помощью апострофа ’.


Обычно не ставится после //tɕ/ [dʑ] /ɕː/ /ʑː/, так как эти знаки специально обозначают только палатализованные согласные. В косых скобках показаны фонемы, в квадратных — аллофоны. Слева приведены глухие согласные, справа — звонкие. Практически все согласные представлены парами твёрдой и мягкой фонем.


Исключение составляют всегда твёрдая /ʦ/ и всегда мягкие /tɕ/ и /j/. Мягкие велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами. Определяющим для дистрибуции согласных фонем являются два ассимилятивных процесса: оглушение / озвончение шумных согласных и нейтрализация оппозиции по мягкости / твёрдости у некоторых согласных перед другими согласными.


Шумные согласные Губные согласные Взрывные согласные представлены только губно-губными: /p/ (/п/) — орфографически п, б: паб /pab/ /pʲ/ (/п’/) — орфографически п: пила /pʲi'la/ /b/ (/б/) — орфографически б, п: поп-группа /pob'grupa/ /bʲ/ (/б’/) — орфографически б: бил /bʲil/ Фрикативные согласные представлены только губно-зубными: /f/ (/ф/) — орфографически ф, в: фивский /fʲifskij/ /fʲ/ (/ф’/) — орфографически ф, в: все /fʲsʲe/ /v/ (/в/) — орфографически


в, ф: Вовка /'vofka/ /vʲ/ (/в’/) — орфографически в: век /vʲek/ Переднеязычные согласные Взрывные согласные Твёрдые согласные — зубные, апикальные. /t/ (/т/) — орфографически т, д: Тэд /tet/, подходит /pət'xodʲit/. /d/ (/д/) — орфографически д, т: Дутбаев /dudbajiv/ Мягкие согласные — альвеолярные, ламинальные. Произносятся с некоторым трением языка, приближаясь к свистящим аффрикатам и фактически составляя мягкие


пары для твердых свистящих аффрикат (/ʦ/, [dz]). Только перед гоморганными смычными, когда смычка не разрывается, они не имеют фрикативного отступа: брать там. /tʲ/ (/т’/) — орфографически т, д: тётя /tʲotʲa/ /dʲ/ (/д’/) — орфографически д, т: дядька /dʲatʲka/ Аффрикаты Русские аффрикаты являются двухфокусными и круглощелевыми. /ʦ/ (/ц/) — альвеолярная,


апикальная, свистящая; орфографически ц, тс, тьс: целоваться /ʦɨla'vaʦa/ Звонкий аллофон [dz] ([дз]) представлен перед звонкими шумными; орфографически ц: спецгруппа /spʲec'grupa/ [spʲedz'grupə]. В словах типа дзен, дзюдо представлены двухфонемные сочетания /d/+/z/. Открытым остаётся вопрос о том, какие фонемы представлена в китайских словах на месте твёрдого и мягкого цз: Мао Цзэдун, Цзюлун. /tɕ/ (/ч’/) — ламинальная, шипящая; орфографически


ч: час /tɕas/ Твёрдый аллофон [tʂ] представлен в слове лучше ['lutʂʂɨ]. Звонкий аллофон [dʑ] ([дж’]) представлен перед звонкими шумными, орфографически ч: алчба /altɕ'ba/ [ɐldʑ'ba]. В словах типа джаз, джинсы представлены двухфонемные сочетания /d/+/ʑ/. Аналогично "цз" не вполне ясно одна или две фонемы представлены в китайских словах на месте


твёрдого "чж": Чжэнфын (см. также правила Палладицы). Фрикативные согласные. В русском языке переднеязычные спиранты представлены только 8 сибилянтами. Возможны несколько классификаций этих согласных на основе разных признаков. По месту образования: зубные, альвеолярные и постальвеолярные. Постальвеолярные в русском языке в свою очередь делятся на плоские (какуминальные) и альвеопалатальные


(палатализованные). По активной части языка: апикальные и ламинальные. По форме языка: все русские сибилянты суть круглощелевые. По акустическому эффекту: свистящие и шипящие. По количеству мест сужения речевого тракта: однофокусные и двухфокусные. Денто-альвеолярные согласные — ламинальные, свистящие, однофокусные. В узкой транскрипции обозначаются как [s̪ z̪] и [s̪ʲ z̪&


#690;]. /s/, /sʲ/, /z/, /zʲ/ перед шипящими /ʂ/, /ʐ/, /ɕː/, /tɕ/ заменяются на шипящие. /s/ (/с/) — глухой; орфографически с, з: сказка /'skaska/ /z/ (/з/) — звонкий; орфографически з, с: от сглаза /ad'zglaza/ /sʲ/ (/с’/) — глухой мягкий; орфографически с, з: сиг /sʲik/ /zʲ/ (/з’/) — звонкий мягкий; орфографически з, с: зима /zʲima. Передненёбные согласные (постальвеолярные)


Какуминальные согласные («ретрофлексные») — ламинальные, шипящие, двухфокусные. Могут также обозначаться как [s̠ z̠] или не совсем правильно как [ʃ ʒ], а в славистической традиции как /š ž/. /ʂ/ (/ш/) — глухой; орфографически ш, ж, с, з: шажки /'ʂaʂkʲi/, сшить /ʐ/ (/ж/) — звонкий; орфографически ж, ш, с, з: жук /ʐuk/, сжалиться Альвеопалатальные согласные — апикальные, шипящие, двухфокусные.


Единственные согласные русского языка, являющиеся долгими. Входят в системные пары с предущими двумя согласными как мягкие с твёрдыми, хотя различаются и другими признаками. Эти согласные фактически являются палатализованными вариантами палатально-альвеолярных [ʃ ʒ] и могут обозначаться как [ʃʲ ʒʲ]. При них самих знак палатализации обычно не ставится, так как является избыточным. /ɕː/


(/щ или ш̅’/) — орфографически щ, сч, шч, зщ, сщ, жд: расщепить /raɕːi'pʲit&a mp;#690;/, счастье /'ɕːasʲt& #690;ji/. В речи некоторых носителей соответствует двухфонемному сочетанию /ɕtɕ/, однако такое произношение считается устаревшим. В слове дождь может произноситься как /ɕː/, так и /ʂtʲ/: /doɕː / doʂtʲ/. /ʑː/


(/ж̅’/) — орфографически зж, жж, жд. Исчезающая фонема русского языка, звонкий аналог /ɕː/, встречается лишь в речи отдельных носителей в таких словах как езжу /'jeʑːu/, [[вожжи]] /'voʑːi/, визжать /vʲi'ʑːat& ;#690;/, где она обычно заменяется долгой /ʐː/, фонологический статус которой не ясен. В слове дожди /da'ʑːi/ эта фонема под влиянием офрографии обычно меняется на /&


#656;dʲ/: /da'ʐdʲi/. В то же время в речи некоторых носителей встречается по аналогии в словах, где изначально её быть не могло, например, в производных от слова жечь: зажжёт /za'ʑːot/ (< *zažьg’etъ), подожжёшь /pada'ʑːoʂ/ (< *podъžьg’ešь). Ещё реже краткий вариант этой фонемы встречается в иностранных заимствованиях перед йотированными гласными, например, жюри /ʑuri/ (обычно /ʐuri/).


Велярные согласные (заднеязычные) Мягкие велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами, однако для всех из них существуют минимальные пары, почти обязательно с использованием заимствованной лексики. Мягкие велярные согласные возможны только перед гласными и мягкими же велярными. Взрывные согласные /k/ (/к/) – глухой; орфографически к, г: кот /kot/, кыш /kɨʂ/,


Кэт /ket/, кол /kol/, Баку /ba'ku/, рог /rok/. /kʲ/ (/к’/) – глухой; орфографически к: ткёт /tkʲot/, киш /kʲiʂ/, кет /kʲet/, Кёльн /kʲolʲn/, экю /ɨ'kʲu/. /g/ (/г/) – звонкий; орфографически г, к: Гугл /'gugl/, гунн /gun/, экзема /ɨ'gzema/. /gʲ/ (/г’/) – звонкий; орфографически г: погиб /pa'gʲip/, Гюго /gʲu'go/,


Гюнтер /'gʲuntɨr/, Гянджа /gʲan'dʐa/. Фрикативные согласные /x/ (/х/) – глухой; орфографически х, г: ход /xot/, мягкость /'mʲaxkasʲtʲ/ , лёгкость /'lʲoxkasʲtʲ/ , Бог /'box/. Звонкий аллофон [ɣ] ([ɣ]) представлен перед звонкими шумными (кроме в): эх бы ['ɛɣ.bɨ]. В речи многих носителей представлен также в словах


Господи, Бога /'boɣə/. /xʲ/ (/х’/) – глухой; орфографически х: хитрый /'xʲitrɨj/, Хёд /xʲot/, мягкий /'mʲaxʲkʲij/, лёгкий /'lʲoxʲkʲij/. Сонанты. Носовые сонанты /m/ (/м/) – губно-губной непалатализованный; орфографически м: мат /mat/. /mʲ/ (/м’/) – губно-губной палатализованный; орфографически м: мят /mʲat/. /n/ (/н/) – апикальный, зубной, непалатализованный; орфографически н: ныть /n&


#616;tʲ/. /nʲ/ (/н’/) – ламинальный, альвеолярный, палатализованный; орфографически н: нить /nʲitʲ/. Боковые сонанты /l/ (/л/) – апикальный зубной веляризованный (точнее фарингализованный); орфографически л: лот /lot/. /lʲ/ (/л’/) – ламинальный альвеолярный палатализованный; орфографически л: лёд /lʲot/. Скользящий сонант (скользящий аппроксимант) /j/ (/j/) – орфографически й, а также в составе йотированных гласных (я, ё, ю, е) не после согласных: йод /jot/, як /jak/, ёж /jo&


#642;/, еле /'jelʲi/, юг /juk/. Полугласный аллофон (глайд) [ɪ̯] произносится после гласных, образуя дифтонгические сочетания, которые в русском являются двухфонемными: яйцо [ɪɪ̯ˈ ;tso], ей [jeɪ̯]. После безударных <и> и <ы> в окончаниях прилагательных в обычной речи не произносится: красный /'krasnɨ/. Дрожащие согласные Представлены в русском двумя многоударными фонемами,


хотя в некоторых позициях возможна и одноударная реализация. /r/ (/р/) — постальвеолярный (передненёбный), ламинальный; орфографически р: рад /rat/. /rʲ/ (/р’/) — зубной, апикальный; орфографически р: ряд /rʲat /. Произношение других р-образных звуков (увулярного [ʁ] или скользящего [ɹ]) считается дефектом речи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.