Реферат по предмету "Лингвистика"


Реферат: Фонетика

Реферат На тему: « Фонетика» Содержание Что такое фонетика 3 Акустика 3 Классификация звуков речи 4 Согласные 4 Гласные 5 Фонетическое членение речи 5 Позиционные изменения. Ударение. Редукция 6 Аккомодации 6 Ассимиляции 7 Орфоэпия 7 Методы и приемы экспериментальной фонетики 7 Фонетика


Что такое фонетика Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические – при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой. Звуковой строй языка – особый ярус в его структуре, и поэтому фонетика – особый раздел языковедения, имеющий свой особый предмет.


Больше того: не зная фонетики, нельзя понять и современное письмо, нельзя правильно разобраться и в грамматике; так, в школе, где фонетике уделяют очень мало внимания, путают звуки и буквы, а в результате неверно излагают и грамматику. Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских ученых и удачную классификацию звуков у греческих александрийских ученых; в дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка.


Необходимость составлять грамматики туземных языков в колониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исторические описания языков и их групп двинули фонетику вперед. Возникла экспериментальная фонетика, связанная с применением звукозаписывающих инструментов, что позволяло не «на слух», а совершенно объективно наблюдать различия и сходства звучаний по графической записи на закопченной или на ферромагнитной ленте. К концу XIX в. успехи экспериментальной фонетики настолько


поглотили изучение всех остальных сторон звукового строя языка, что фонетику стали рассматривать как естественную науку, не имеющую ничего общего с изучением других сторон языка, подлежащих ведению общественной науки. Выход из создавшегося положения был найден в теории фонем, которая, будучи всецело элементом общественной науки и высшей формой объяснения звуковых явлений языка, не отменяет экспериментальных методов, считая их вспомогательным видом исследования.


Акустика Общей теорией звука занимается раздел физики - акустика. С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое – хлопанье в ладоши, жидкое – всплеск воды, газообразное – звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа восприятия; в безвоздушном пространстве, как


известно, звук образоваться не может. Акустика различает в звуке следующие признаки: 1. Высоту, что зависит от частоты колебаний, причем, чем выше частота колебаний, т. е. чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук; чем ниже частота колебаний, т. е. чем меньше их приходится на единицу времени, тем ниже звук. Человеческое ухо может различать высоту звуков в пределах от 16 до 20 000 Гц. Так называемые инфразвуки (ниже указанных пределов) и ультразвуки (выше указанных пределов) человеческое


ухо не воспринимает, тогда как, например, для восприятия собак, лис, летучих мышей и особенно дельфинов ультразвуки вполне доступны. 2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания (т. е. чем сильнее размах), тем сильнее звук. 3. Длительность или долготу, т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность


звуков. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безударных, но во многих языках под ударением бывают и долгие, и краткие гласные (в немецком, английском, французском, киргизском, туркменском и др. языках). 4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков. Классификация звуков речи Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: из приступа(или экскурсии) звука, когда органы


«выходят на работу», средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние. Звуки с мгновенной выдержкой – мгновенные звуки их протягивать или вовсе нельзя, или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой – длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать.


Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков. Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные)и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Согласные Фрикативные согласные ( иначе спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) к фрикативным


согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h]; Смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка. Смычные подразделяются на: 1) Взрывные; 2) Аффрикаты (смычно фрикативные); 3) Носовые (или назальные); 4) Боковые( или латеральные); Придыхательные согласные (или аспиранты) отличаются от простых взрывных и аффрикат тем, что одновременно


со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры, и тогда взрыв сопровождается фрикацией воздуха о связки (придыхание). Смычно гортанные согласные (или, по терминологии Г. С. Ахвледиани, абрутивы) отличаются от простых взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется вторая смычка в гортани между связками; ротовая смычка взрывается не струей воздуха, идущей из легких, а усилением мускулатуры рта, и почти одновременно следует гортанный взрыв силой струи


воздуха, идущей из легких. Они характерны для многих кавказских языков, где обычных взрывных и аффрикат часто не бывает; имеются только одноместные пары придыхательных и смычно-гортанных. Система согласных называется консонантизмом. Гласные Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Действительно, согласные, прежде всего, отчетливо подразделяются по способу образования, гласные же


все принадлежат к одному способу – свободного прохода. В пределах свободного прохода гласные по широте раствора рта можно разделить на широкие, средние и узкие, акустически это деление соответствует степени сонорности (звучности): широкие – максимально сонорные, средние – средней сонорности и узкие – минимально сонорные. У гласных нет места образования, так как органы речи не образуют на пути струи воздуха ни щели, ни


смычки. Отсюда ясно, что и дополнительные признаки палатализации и веляризации к гласным не относятся. Гласные нельзя также делить и по признаку голоса, так как нормально все гласные произносятся с голосом, который усиливает возбуждение резонаторных тонов и создает нужную слышимость гласных. На слух гласные различаются прежде всего высотой тона, но не голосового, а резонаторного, соответствующего данному объему и данной форме резонатора. В каждом языке бывает самая низкая гласная (это для всех языков


[у]) и самая высокая гласная (это для всех языков [и]), между которыми располагаются все остальные гласные. Фонетическое членение речи Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи: 1.Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой


звучания, разрывающего звуковую цепь. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз. Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации. Интонация относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит: а) из повышений и понижений голоса; б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких


слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм. в) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи; г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенсивность речи; д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы; е) из общего тембра высказывания, который в зависимости от целевой установки


высказывания может быть «мрачным», «веселым», «игривым», «испуганным» и т. д. 2. Фраза распадается на такты. Такт - это часть фразы, объединенная одним ударением. 3. Такты распадаются на слоги. Слог - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается гласной) и закрытые (кончается


согласной), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми; неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной). 4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи– это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не


один звук, а звукосочетание. Позиционные изменения. Ударение. Редукция Вопрос о редукции, т. е. об изменениях звуков (по преимуществу гласных) в безударных слогах, тесно связан с вопросом об ударении. Ударение - это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами: 1) силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударениея;


2) долготой произношения – это квотированное ударение; 3) движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое ударение. Динамическое и динамически комплексное ударение может быть причиной редукции. Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов; мы рассмотрим редукцию гласных, так как они чаще всего бывают слоговыми.


Различают количественную и качественную редукцию. Аккомодации Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего - это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего - это регрессивная Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, так как гласные


и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут. Если встречаются рядом твердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна отодвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных. Если же встречаются рядом мягкие (палатализованные) согласные и гласные заднего ряда (велярные),


то опять же либо артикуляция согласных должна лишиться палатализации, приспособляясь к задней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна продвинуться вперед в зону палатализации, приспособляясь к артикуляции согласных. Ассимиляции Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т. е. два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми; поэтому следует различать ассимиляции


полную и неполную. Ассимиляции, так же как и аккомодации, основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная. Взаимодействовать могут как соседние звуки, так и звуки на расстоянии. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа


и места образования твердости и мягкости, голоса (ассимилятивное оглушение и озвончение); для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации. Орфоэпия Нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов должна заниматься орфоэпия. Орфоэпия - буквально значит правильное произношение. Однако иногда под этим разумеют вообще произношение литературного языка и говорят о «хорошей» и «плохой»


орфоэпии. В науке о языке орфоэпия обозначает раздел, посвященный произносительным нормам. Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радиовещания, театра и эстрады, школы и ораторского искусства. Опираясь на знание фонетики данного языка, т. е. на знание состава фонем и законов распределения их по позициям с получающимися в слабых позициях вариациями и вариантами, орфоэпия дает индивидуальные нормы для разных случаев и выбирает из существующих вариантов произношения то, что


более соответствует принятым традициям, тенденциям развития языка и последовательности в системе. Вспомогательным разделом орфоэпии служат так называемые правила чтения, т. е. произносительные указания к чтению букв и их сочетаний в тех случаях, когда письмо и язык не соответствуют друг другу. Методы и приемы экспериментальной фонетики Экспериментальная (связанная с опытами, экспериментами) фонетика может многое разъяснить для изучающих звуковой строй языка.


Эксперимент (опыт) в фонетике (и не только в фонетике) – очень важный прием работы языковеда, но, для того чтобы получить нужное понимание фонетического строя того или другого языка, одних данных экспериментально-фонетического метода недостаточно. Экспериментальный метод может осуществляться без всяких машин и приборов. Надо лишь привычное свое говорение проверить. Значит, этот метод можно использовать каждому говорящему даже с самим собой (на слух, при помощи зеркала, рояля и т. п.).


Можно использовать экспериментальное наблюдение и в диалогах, в массовых беседах, заставляя повторять якобы «недослышанное» и тем проверяя свои впечатления. Так поступают опытные диалектологи, в задачу которых входит «выудить» местную речь «без насилия», а путем повторных «наводящих» вопросов. Любые экспериментально-фонетические методы имеют конечной целью перевести слышимое в видимое: в фотографию, кривую, соотнесенную с координатами, в схему, чертеж, диаграмму


и т. п что может быть включено в текст статьи, учебника, оформлено в виде таблиц и т. д т. е. стать наглядным и обозримым. Список литературы 1. А. А. Реформатский, Введение в языкознание, 2005 2. И. П. Сусов. Введение в языкознание. М.: Восток - Запад, 2006. 3. Перетрухин В.Н Введение в языкознание, 3-е изд, 2007



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.