Реферат по предмету "Лингвистика"


История ораторского искусства в России

Содержание Введение.… ….…1. Особенности древнерусского красноречия… ……2. Развитие риторики в России… ……… ….6 Заключение… …… 9 Список использованной литературы… 10 Введение Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором. Термин ораторское искусство античного происхождения.


Его синонимами являются греческое слово риторика и русское - красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого


воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского искусства, курс обучения красноречию. Ораторская речь - вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к


многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения. 1. Особенности древнерусского красноречия С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-


нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания. История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление


об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего.


Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью. Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».


Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на


Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества. Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней «Слово о Законе и Благодати». Создано оно было митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси - человеком широкого кругозора, отмеченным мудростью


и бесспорным писательским даром. Илларион был среди тех «книжных» людей, которых Ярослав Мудрый собрал вокруг себя, и, вероятно, он причастен к созданию первой русской летописи - «Повести Временных лет». Илларион мог быть составителем предполагаемого «Сказания о принятии христианства на Руси». Некоторые историки считают, что именно он и князь Ярослав были инициаторами сооружения собора Софии в


Киеве. И не исключено, что именно в этом храме - тогда самом величественном и роскошном - в присутствии самого князя и членов его семьи и произнес он свое «Слово». «Слово о Законе и Благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, а очень скоро и само стало источником для заимствований и подражаний. Его часто читали и неоднократно переписывали, включая в разного рода «Требники» и «Служебники». Столетие спустя после митрополита


Иллариона развернул свою деятельность другой церковный писатель, замечательный мыслитель и проповедник - Кирилл Туровский. Его интересовал, прежде всего, человек - «венец творения», его Душа и тело. «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также


том, что книжники XII в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества. Любимейшим чтением русских людей были жития святых (называемые также агиографией). Вначале на Руси, естественно, были лишь переводные жизнеописания. Потом их стали создавать и на собственном материале. Так появились жития первых русских святых Бориса и


Глеба, Феодосия Печерского, Мстислава и Ольги, Александра Невского. Автором первых русских житийных произведений - о Борисе и Глебе, о Феодосии Печерском - был монах Нестор, один из составителей «Повести Временных лет». Позднее жития включались в различные книги - «Прологи», «Четьи-Минеи» (сборники, содержащие жития святых, «Слова» и «Поучения», расположенные по календарному принципу


- в соответствии с днями памяти каждого святого), «Патерики» (сборники, в которых описывались отдельные эпизоды жизни и деяния подвижников - монахов, отшельников - какой-либо одной местности). Особой любовью у русских людей пользовался сложившийся в XII-XIV вв. Киево-Печерский патерик, в котором описывались деяния монахов Киево-Печерской лавры. В житиях русских святых выразились три основных национальных идеала человеческого


поведения: добровольный кроткий и страдающий мученик-страстотерпец во имя идеи, не противящийся угнетению и смерти (Борис и Глеб); суровый аскет, живущий в уединении и обнаруживающий при этом великую силу духа и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий); кроткий радетель человеческого счастья, устроитель и заступник (Феодосии Печерский, Сергий Радонежский). Огромно значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики.


Первые русские руководства по риторике XVII века написаны вологодским епископом Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.


Во всех речах древнерусских ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречия. Древнерусский оратор – это, прежде всего, проповедник, несущий христианское мировоззрение. 2. Развитее риторики в России Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний


не раз претерпевало кардинальные изменения. Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия.


Это объясняется тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться. Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В. Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое


руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается М.В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного


выступления. Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти»,


т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому это «склонить ум, тронуть сердце». Среди других теоретических работ следует назвать "Краткую риторику" А.Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие


было уже в XVII в а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства. Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе образования появляется новый предмет – теория словесности. Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе


все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы. Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности,


выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика. И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы


Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора. Возрождение риторики было связано с социальным заказом – необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной и появлением новых учебных дисциплин – лингвистики


текста, прагматики и др. В последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных и элективных курсов. Появились авторские программы. Однако единого подхода к определению предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует. Заключение Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая,


запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице. Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли.


Именно этому и может научить предмет риторики. Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и


практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего. Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.


Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле. Список использованной литературы 1. Александров Д.Н. «Риторика», М «ЮНИТИ», 1999 2. Апресян Г.З. «Ораторское искусство», М МГУ, 1986 3. Гаудина Л.К Ширяев Е.И. «Культура русской речи»,


М 1988 4. Введенская Л.А Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Ростов н/Д, «МарТ», 2001



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.