Реферат по предмету "Экономическая география"


Экономгеографическая характеристика Тайваня

Введение. В последнее время не только в России, но и во всем мире наметилась тенденция роста интереса к Тайваню. Причем важно отметить, что это связано как с политическими, так и экономическими причинами. Если стартовые условия развития этого региона характеризовались нехваткой материальных запасов, высокой степенью инфляции и дефицитом свободно конвертируемой валюты, то теперь Тайвань характеризует экономический рост, стабильность, равное распределение богатства. Можно даже с уверенностью говорить о так называемых «тайваньской модели» экономики или «тайваньском опыте». По своим показателям Тайвань постепенно переходит из категории развивающихся в категорию развитых стран, являясь наряду с Сянганом, Сингапуром и Южной Кореей одним из четырех «драконов» Азии, и играет все более значительную роль в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому не случайно, что Тайвань входит в число членов форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В то же время руководство Тайваня делает все возможное для вступления во Всемирную торговую организацию. И у Тайваня есть все шансы, ведь к концу XX в. по своему экономическому развитию он обогнал почти все страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Важной проверкой для Тайваня стал азиатский экономический кризис в 1997 г. Многие развивающихся стран, таких как Таиланд и Индонезия, Малайзия и Филиппины, не выдержали ее, и стало ясно, что у них не настолько мощный экономический потенциал, чтобы устоять перед давлением мирового валютно-финансового рынка. Экономика же Тайваня устояла, что говорит о талантливом руководстве в экономическом секторе. Но даже в этой стране кризис 1997 г. оставил свой след. Так, в 1998 г. темпы роста ВВП снизились до 5% вместо планируемых 6,5%, а также увеличился дефицит бюджета, и многие аналитики заявили, что это – начало «конца тайваньского экономического чуда». Важно отметить, что, несмотря на кажущийся рост, на Тайване по прежнему существует ряд проблем, которые до сих пор не решены правительством страны: недостаточный внутренний спрос и недостаток иностранных инвестиций, снижение конкурентоспособности экспорта и сокращение расходов на социальное страхование и образование. В связи с этим рождаются вопросы: как правительство Тайваня старается решить эти проблемы? Почему иностранные фирмы не стремятся вкладывать деньги в Тайвань? Каковы цели этого особого района Китая в XXI веке? 1. Краткая справка о Тайване. Китайская Республика на Тайване занимает территорию в 36 тыс. км2 – территорию примерно равную Швейцарии – однако ее население втрое превышает швейцарское – 21,8 млн. человек. Крупными городами на острове являются Тайбэй – столица Тайваня, и Гаосюн. Основной денежной единицей страны является тайваньский доллар, основными религиями – даосизм и буддизм. Государственным языком на Тайване является мандаринское наречие китайского языка. Сам остров Тайвань (Формоза) отделен от Азиатского материка узким проливом Формоза. В переводе «формоза» означает «прекрасный».[1] Большую часть острова занимают лесистые горы, и лишь западная часть острова является равнинной, и именно там в основном живет население острова. Влажный тропический климат позволяет выращивать здесь рис и ананасы, при всем при том, что площадь пахотных земель составляет лишь четверть всей площади острова. Другие важные географические объекты – спящие вулканы, предгорья, плато, террасы, береговые равнины и поймы. Климат на острове субтропический на севере и тропический на юге. Лето, которое длится с мая по сентябрь, обычно жаркое и влажное, а зима, длящаяся с декабря по февраль, – короткая и мягкая. Поэтому логично, что при средней температуре от 28°C до 14°C снег выпадает только высоко в горах. Если говорить о Тайване, то нельзя не упомянуть о политическом строе на острове. Конституция Китайской Республики на Тайване (КР) основана на Трех народных принципах Сунь Ят-сена: национализм, демократизм и народное благосостояние. Она была провозглашена 1 января 1947 года и введена в действие 25 декабря того же года. На Тайване высшим репрезентативным органом народа является Национальное собрание, которое имеет право изменять Конституцию КР. Оно является составной частью центрального или национального правительства, в которое также входят президент, пять палат (юаней). Президент, Чэнь Шуй-бянь, избранный в 2000 году, является главой государства, а также представляет страну в международных отношениях и государственных функциях. Исполнительный юань отвечает за государствен­ную политику и ее проведение в жизнь; законодательный юань контролирует работу исполнительного совета; судебный юань отвечает за гражданское и уголовное право, административные вопросы; проверочный юань отвечает за проверку, занятость и руководство всех гражданских кадров; и, наконец, контрольный юань является высшим наблюдательным органом страны, имеющим власть на одобрение и отклонение, цензуру и ревизию. В наши дни на Тайване существует множество политических партий, но только три из них играют заметную роль в политической жизни: правящая Национальная партия Гоминьдан; Демократическая прогрессивная партия Миньцзиньдан и Новая партия Синьдан. 2. Политический статус Тайваня и тайваньский вопрос. 1 октября 1949 г. китайский народ, одержавший победу в новодемократической революции, провозгласил Китайскую народную республику. Гоминдановская группировка отступила в китайскую провинцию Тайвань и, опираясь на поддержку со стороны чужеземных сил, заняла позицию конфронтации против Центрального правительства. Так возник тайваньский вопрос. Правительство КНР неизменно отстаивает позицию одного Китая, категорически выступает против любых попыток отторгнуть Тайвань от Китая. Борьба между китайским правительством и сепаратистскими силами в лице Ли Дэнхуэя наиболее концентрированно выражается в стремлении отстоять принцип одного Китая вопреки созданию «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Подобная твердая и справедливая позиция китайского правительства по вопросу единого Китая поучила широкое понимание и поддержку со стороны других стран и международных организаций, и принцип одного Китая стал широко признаваться международных сообществом. Так, в октябре 1971 г. на 26 сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которая положила конец пребыванию в ООН представителей тайваньских властей и восстановила в ней законное место и права КНР. Помимо этого, был заключен ряд договоров (с Японией и США), по которым страны признали правительство КНР «единственных законным правительством Китая». К настоящему времени страна имеет дипломатические отношения со 161 государствами, и все они заявили о признании принципа одного Китая и дали обещание регулировать отношения с Тайванем в рамках этого принципа. В то же время китайское правительство обещает, что после осуществления объединения страны Тайвань будет пользоваться правом на высокую степень автономии, Центральное правительство не будет дислоцировать на острове свой военных или административный персонал; решение тайваньского вопроса является внутренним делом страны, и никакие внешние силы не должны быть посредниками в его решении.
Что же касается тех межправительственных международных организаций, членами которых могут быть и представители регионов мира, то китайское правительство, исходя их принципов одного Китая с учетом характера, устава и реальной ситуации в этих организациях разработало соответствующие меры, которые регламентируют вопрос участия Тайваня. Так, Тайваня в качестве одного и районов Китая под именем «Тайбея Китая» участвует в Азиатском банке развития, Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве и других организациях. В сентябре 1992 г. председатель Совета управляющих ГАТТ[2] заявил, что после принятия КНР в эту организацию Тайвань может от имени отдельной тарифной зоны участвовать в этой организации. В дальнейшем ВТО рассматривало вопрос о приеме Тайваня исходя из этой позиции. Это означает, что страны, имеющие дипломатические отношения с Китаем, не должны продавать Тайваню оружие или заключать с ним военные отношения.
Таким образом, становится ясно, что Тайвань, или Китайская республика на Тайване, принят практически во все торговые и экономические организации, в которые входит Китай на правах одного из районов страны, однако вопрос о политическом правительстве острова в политических организациях, таких как ООН, не стоит. После восстановление суверенитета над Сянганом и Аомэнем, ведь китайский народ хочет как можно быстрее решить тайваньский вопрос и, таким образом, завершить объединение страны. 3. Экономическая характеристика Тайваня. После окончания второй мировой войны Тайвань, имея один из самых высоких в мире темпов роста экономики и экспорта, превратился в сравнительно мощное в экономическом плане административное образование. За последние сорок лет Республика Китай из страны с отсутствием капитала, отсутствием природных ресурсов превратилась в одну из так называемых «Новых индустриальных держав». На протяжении длительного времени – с 1952 по 1980г. – темпы экономического роста составляли в среднем 8,8%, а в 80-е годы – 7,8% в год. В 90-е темпы заметно снизились, но тем не менее остались весьма высокими, составив в среднем 6,2% год. Хотя по этому показателю Тайвань уступает таким странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), таким как КНР (8,8%), Малайзия и Сингапур (по 7,4%), но превосходит Японию, Гонконг, Таиланд, Южной Корею и другие.[3] Важно отметить, что в полосе бурного экономического роста доход на душу населения проделал невероятный путь – от 145 $ в год в 1950 году до 12040 $ в 1998 году. По валютным же запасам Тайвань прочно занимает второе место в мире после Японии. В то же время по объему торговли КР также занимает довольно высокое место – 215,24 млрд. $ – по данным на 1998 год. Основными и вместе с тем важнейшими торговыми партнерами острова являются США и Гонконг, Япония и различные страны Европы. Подобные ощутимые результаты экономического роста были достигнуты не случайно. Одними из основных причин этого являются: поддержание высокого уровня экономического роста; поощрение экспорта, что открывает возможность для постоянного прироста продукции и связанного с ним роста конкуренто­способности; надежное и грамотное финансовое руководство без зависимости от налогоплательщиков, а также без зависимости от иностранных займов; относительно стабильные цены и низкий уровень инфляции; низкий уровень безработицы и, наконец, высокий уровень сбережений – 91,92 млрд. $ – по данным на январь 1999 года. Важно также отметить, что экономический рост был достигнут благодаря четкому плану развития отраслей экономики с наиболее высоким потенциалом развития. Безусловно, одной из основных отраслей промышленности является электроника, ибо экономика острова большей частью ориентирована на развитие наукоемких отраслей для производства и сбыта соответствующей продукции. Сейчас можно отметить, что наиболее высокого уровня развития КР достиг именно в области электроники, а точнее в сфере производства компьютеров. Это не случайно. Дело в том, что в 80-90-е годы в научно-технологическом парке в Синьчжу было создано всего 90 предприятий, ориентированных на научно-исследовательские разработку. Важно отметить, что и правительство способствовало этому. Так, подобным предприятиям предоставлялись большие налоговые льготы. Все это позволило Тайваню в относительно короткий срок совершить рывок в развитии промышленности высоких технологий. Сегодня весь мир знает продукцию фирм «Acer», «Twinhead», «Logitech», «CLR», которые стали и остаются одним из основных видов экспортной продукции острова, вполне конкурируя на рынке с японской «Toshiba», американскими IBM и Macintosh. В настоящее же время основной движущей силой роста этой отрасли является производство интегральных схем, спрос на которые на мировом рынке огромен. По расходам на разработки в области науки и техники первое место по ассигнованиям занимают информатика и электроника (41% всех расходов). Значительная доля вложении приходится также на точное приборостроение и производство автоматизированного оборудования. Таким образом, становится ясно, в каком направлении развивается и будет развиваться тайваньская экономика. Важно отметить, что заметную роль в развитии экономики играют мелкие и средние предприятия, которым намного проще приспосабливаться к весьма быстро меняющимся в последнее время рыночным условиям. Причем большая часть из них ориентирована именно на те отрасли, на которые приходится наибольшая доля средств, как, например, информатика или электроника. Не последнее место занимает и обрабатывающая промышленность, развитие которой планируется через создание новых рабочих мест. В данном контексте приоритетом стало создание трудоемкой текстильной и обувной промышленности для привлечения кадров в сельскую местность. По расчетам специалистов, 200 гектаров с/х угодий могут производить 18,5 т сахарного тростника за 13 месяцев. Такого же размера земельный участок, но уже используемый в промышленных целях, может привлечь в экономику острова 1,6 млрд $, что позволит создать 55 тыс. дополнительных рабочих мест и, соответственно, доход составит уже сумму в 6,9 млрд $ в год. И тем не менее на Тайване вынуждены нанимать иностранную рабочую силу для поддержания высоких темпов экономического роста. Многие отрасли экономики острова контролируются государственными компаниями. В их числе и нефтегазовая, где крупнейшей компанией является China Petroleum Corporation (中国右油公司), которая распределяет квоты на импорт нефти и газа, занимаясь также переработкой сырья и определяя цены на него. Всего же на Тайване насчитывается 12 отраслевых компаний, которые полностью являются государственной собственностью, причем их годовой бюджет – немалая часть государственного бюджета. Помимо этой отрасли государственная монополия существует и в энергетике, черной и цветной металлургии, производстве химических удобрений и нефтехимии и других сферах. Хотя в последние несколько лет во многих отраслях наметились сдвиги в сторону разрушения государственной монополии.
Немаловажную роль в экономике Тайваня играет и такая отрасль экономики, как машиностроение. Так, таможенная статистика Республики Китай показывает, что экспорт изделий машиностроения, ежегодная доля прироста которого составляет 18,5%, в последние годы остается довольно стабильным. Объем продукции составил 107,5 млрд, причем 40% этого экспорта вывозится из США. Помимо этого на Тайване размещены и 13 автомобильных заводов, большинство из которых производят автомобили ведущих японских компаний по лицензии. Доля автомобильной индустрии составила 9,93 млрд $ в 1998 году, притом, что было произведено более 400 тысяч автомобилей. Вместе с тем, по мнению специали­стов, тайваньской автомобильной промышленности надо разрабатывать собственные автомобили и двигатели, чтобы увеличить доходы и в этой отрасли. И есть уже планы на много лет по экспорту грузовиков.
Экономический рост Тайваня обеспечила и еще одна отрасль промышленности – пищевая, которая на первом и втором этапе экономического развития была главным производителем продукции на экспорт. Пищевая промышленность на острове выпускает следующие виды продуктов: пищевые масла, муку, молочные продукты, консервы, замороженные продукты и сахар. Важно отметить, что вкусовые привычки тайваньцев изменились: если раньше они употребляли в пищу рисовую муку, то сейчас широкое распространение получили продукты из пшеничной муки. В последнее десятилетие по мере развития капиталоемких и техноемких отраслей промышленности, роль пищевой промышленности значительно снизилась. Вместе с тем для рывка в будущее на Тайване намерены увеличить количество инвестиций в эту отрасль. Как отметил вице-президент Лянь Чжань, благодаря исследованиям в области новейших биотехнологий, обеспечивающих производство богатой витаминами и экологически чистой продукции, эта отрасль находится среди лидеров в обрабатывающих секторах и занимает третье место среди всех по объему производства.[4] Другая немаловажная отрасль тайваньской экономики – морское судоход­ство. Географическое положение предоставляет острову свободный выбор центра судоходства. На острове есть два крупных морских порта: на юге – Гаосюн, а на севере – Цзилун. Одна из основных целей – превращение этих портов в центр транзитных грузовых перевозок. Так, в 1995 году Гаосюнский порт занял третье место по грузообороту в мире. Скорее всего в ближайшем будущем он станет пунктом транзитных перевозок грузов из КНР и в КНР. Но это все только перспектива. Так, по мнению многих иностранных бизнесменов деятельность Гаосюнского порта еще недостаточно эффективна. Это связано и со сложной таможенной процедурой, и с тем, что компании должны нанимать людей только через администрацию порта. Все это пока сдерживает рост грузооборота не только основного порта – Гаосюна, но и порта на севере острова – Цзилуна. Еще одной важнейшей отраслью являются финансы. В настоящее время не существует ограничений на движение капитала, находящегося на текущих счетах, а контроль за переводами в значительной степени либерализован. Фондовая биржа острова стала открыта для иностранных физических лиц, а лимиты инвестируемого капитала заметно увеличены. Инвесторам разрешается осуществлять контроль, защищать свои интересы. Кроме этого им предоставляются значительные налоговые льготы. Также для привлечения иностранных капиталов, на острове специально созданы три зоны экспортной переработки продукции: Гаосюн, Наньцзы и Тайчжун. Реальные деньги на остров пошли только после этого. Вместе с тем как показала практика, они стали стремительно наращивать объем производства продукции на экспорт. Таким образом, Тайвань стремится создать условия для привлечения иностранных инвестиций на остров, что позволило бы обеспечить ускорение технического и экономического прогресса, своевременное обновление производственных фондов и, наконец, интегрироваться в систему экономических связей. В последнее время поток иностранных инвестиций на остров немного увеличился. Скорее всего, это связано с тем, что после финансового кризиса в1997 году ранее привлекательные для многих инвестиционные рынки в Южной Корее, Таиланде, Индонезии, Малайзии и на Филиппинах оказались закрытыми и часть из них переориентировалась именно на Тайвань. В настоящее время первое место по объему иностранных инвестиций на острове занимает Япония – 7,4 млрд $, далее идут США – 7,3 млрд $, а на третьем пока находится Гонконг. Если говорить о финансах на Тайване, то нельзя не упомянуть о большом размере внешнего долга. Из-за недостаточного объема внутренних сбережений Тайвань и многие другие страны АТР были вынуждены прибегнуть к внешним заимствованиям в целях финансирования чрезмерного объема инвестиций, что вызвало быстрое увеличение объема их внешнего долга. Однако по сравнению с другими странами долг Тайваня не выглядит таким уж большим: остров должен 24,6 млрд $. Для сравнения Южная Корея должна 154,4 млрд, КНР – 150 млрд, а Индонезия – 137,9 млрд. Не последнее место в экономике занимает и воздушное сообщение. На сегодняшний день на Тайване есть два крупных аэропорта: Кайтак и Чан Кайши. Последний полностью поступил в строй в октябре 1996 года, охватив примерно 20% объема грузоперевозок в Азии и, возможно, станет для международных компаний одной из основных баз операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время перед этими аэропортами стоят серьезные проблемы, которые требуют немедленного решения. Они нуждаются в расширении, и правительство должно покупать для этого землю, что крайне сложно в условиях частной собственности. Кроме этого из-за того, что самолетам с Тайваня запрещено пролетать над КНР, длительность полета в Европу увеличивается как минимум на три часа, в результате чего линия становится убыточной. Без решения этих проблем острову будет трудно претендовать на роль операционного центра в АТР. Если в КНР сельское хозяйство играет в экономике ведущую роль, то на Тайване еще только планируется интегрировать его в общую экономику, на улучшение с/х продукции, защиту окружающей среды и на увеличение доходов от этой отрасли. Подобные программы правительство начало реализовывать еще с 1973 года. Эти программы включали в себя, прежде всего укрупнение крестьянских хозяйств, создание специализированных ферм по выращиванию риса, производству продуктов водного промысла. Естественно, на реализацию были затрачены большие средства – 217,7 млрд $. Основными с/х культурами на Тайване являются рис и сахарный тростник, овощи и кукуруза, фрукты и цветы, чай и креветки, а также разводят свиней, птицу и рогатый скот. В дальнейшем правительством планируется еще увеличить финансирование этой отрасли экономики, а также расширить спектр с/х работ, предоставить кредитов крестьянам на выгодных условиях, снабдить их самыми современными изобретениями в области с/х технологий. Важно отметить, что за последние десять лет наметился некоторый спад в с/х. Так, если в 1991 году продукция этой отрасли составила 3,7 % ВВП, то в 1998 – уже 2,87 %.
Говоря о Китайской республике на Тайване следует сказать и о сферах экономики, которые являются приоритетами для развития в XXI веке. Это телекоммуникации и сми. Если говорить о телекоммуникациях, то Тайвань стремится предоставлять подобные услуги по доступных ценам. Так, в феврале 1996 года был принят Закон о телекоммуникациях, по которому предусматриваются приватизация телекоммуникационных услуг, а также частичное открытие отрасли для иностранных инвестиций. Сейчас основной задачей является предоставление высококачественных услуг по доступным ценам.
В настоящее время Тайвань может стать региональным центром в сфере телекоммуникаций. Это связано с его выгодным положением, даже более выгодным, чем у КНР, с точки зрения этой индустрии. Здесь проходят все основные кабели, пересекающие Тихий океан. Однако для создания центра не хватает независимой организации, которая бы осуществляла контроль на телекоммуникационной сферой. Из-за этого тормозится развитие и средств массовой информации. В этом секторе одной из основных проблем является хаотичность кабельного телевидения. До недавнего времени на Тайване существовали три госканала: Тайши, Чунши и Хуанши. Только в 1997 году (!) на острове появилась первая частная телекомпания – Формоза-ТВ. Поэтому в дальнейшем правительство планирует принять ряд мер, направленных на развитие кабельного и спутникого телевидения, да и вообще киноиндустрии. Заключение. Очень часто известные экономисты приводят Тайвань как образцовую модель развития. Это связано с тем, что страна сумела решить такие серьезные проблемы, как скудость природных ресурсов, ограниченный внутренний рынок, высокая плотность населения, войдя в число 14 крупнейших торговых и экономически развитых стран мира. Тайваньская модель не только стала заслуживающим внимания примером для многих стран мира, но и дала возможность экономике проверять саму себя. Показательным примером мощности этого сектора государства стал финансовый кризис в Азии. И хотя темпы роста снизились до 7%, но остались довольно-таки высокими, что не может не обратить на себя внимание. Конечно, на острове еще существует много проблем, которые сдерживают развитие экономики. Но Тайвань располагает всеми необходимыми инвести­цион­ными средствами, научно-технической базой и высокоразвитой обрабатывающей промышленностью для их решения. Так, в дальнейшем, по мнению специалистов, необходимо урезать роль правительства и предоставить рынку большие полномочия и большую ответственность в целях саморегулирования. Во вступлении уже упоминалось о проблемах отношений между Тайванем и материковым Китаем, однако практически ничего не было сказано о товарообмене между сторонами. Между тем косвенный торговый обмен идет уже 20 лет и в 2000 году превысил отметку в 6 млрд $. Это связано с тем, что тайваньские предприниматели интересуются дешевой рабочей силой, а материковый Китай – импорт опытных руководящих кадров, что показывает важность сохранения и дальнейшего развития торговых связей и отношений в будущем. Однако остаются важные препятствия в политическом плане. Так, правительство Китайской Республики не признает власть в Пекине и требует, чтобы торговля велась через третьи страны. Параллельно ведется работа по составлению юридического свода под названием «Законы, регулирующие отношения между жителями Тайваня и материковой территории». Правительство Республики надеется, что эта мера вызовет положительную реакцию другой стороны, что заметно облегчит обмен тем бизнесменам, которые ведут предпринимательскую деятельность.
Историография. А. В. Островский «Тайвань накануне XXI века», М., «Восточная литература», 1999 г.; С. Дж. Чэнь «История Тайваня. Экономика», М., Правительственное управление Китайской республики, 1999 г.; «Республика Китай на Тайване», ФРГ, «ОФФПРИНТ», 1991 г. Чжао И «Знакомьтесь: Китайская Республика», Правительственное информационное бюро Китайской республики, М., 2000 г.; JasonC. Hu«Республика Китай – краткое ознакомление», Kwang Hwa, ФРГ, 1992 г.; П. К. Чанг «Краткое изложение опята экономического развития Китайской республики на острове Тайвань», М., «Acamenia», 1999 г.; «Республика Китай (Тайвань) в вопросах и ответах», ФРГ, «ОФФСПРИНТ», 1992 г. [1] Такое название острову дали португальские мореплаватели в XVI в. [2] Генеральное соглашение о тарифах и торговле – организация-предшественница ВТО. [3] газета «The China Post», 23 Марта 1998 г. [4] The China Times, Nov. 10, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.