Реферат по предмету "Экономика"


Предприятие как юридическое лицо

Предприятие как юридическое лицо Предприятие – хозяйственный субъект, осуществляющий производство продукции или оказание услуг с целью удовлетворения потребностей общества. Деятельность предприятия разрешается в пределах тех видов, которые оговорены в уставе предприятия после регистрации предприятия по месту расположения и приобретения права юридического лица. Юридическое лицо должно:
- обладать собственностью; - вступать в хозяйственный оборот от собственного имени; - отвечать по обязательствам всем своим имуществом; - имеет право предъявлять иск и выступать в качестве ответчика; - иметь самостоятельный баланс и счет в банке. По данным единого государственного реестра сегодня в России насчитывается 2,710 тыс. юридических лиц, в том числе: - в промышленности 12,5%; - в торговле 31%; - в сельском хозяйстве 12,5%; - в строительстве 10,5%. Устав предприятия – это документ, утвержденный в установленном порядке, предоставляющий собой свод предложений, правил, определяющих структуру, устройство, виды деятельности, порядок отношений с юридическими и физическими лицами и государственными органами, а также права и обязанностями юридического лица. В уставе фиксируется начальный уставной капитал. Уставной капитал выражается в рублях, хотя может вноситься в виде имущества и интеллектуальной собственности. Основная часть имущества предприятия – средства производства, которые включают в себя орудия труда, использующиеся в процессе производства. В дальнейшем имущество предприятия может формироваться за счет собственных средств, займов и кредитов. Вещественное имущество не является неизменной величиной во времени. Оно потребляются в процессе производства, превращаясь в готовую продукцию и их стоимость может возрастать на величину затрат, связанных с переработкой, и снижается в процессе изготовления продукции. Имущество данного предприятия может временно и постоянно находиться в имуществе другого предприятия в виде аренды или коммерческого кредита. Организационно-правовые формы предприятия Существует 4 вида организационно-правовых форм предприятия: - хозяйственные товарищества и общества; - производственные кооперативы; - акционерные общества; - унитарые предприятия. Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли уставным капиталом. Они не могут выпускать акции. Участники могут выходить из товарищества и получить свою долю капитала. Существует 2 вида товарищества: полное товарищество и командитное товарищество или товарищество на вере. В полном товариществе все участники солидарно отвечают по обязательствам всем своим имуществом и имуществом предприятия пропорционально вкладам. В товарищество на вере входят две группы лиц: участники и вкладчики. Вкладчики не принимают участие в управлении товарищества и отвечают по обязательствам в пределах своих вкладов. Хозяйственное общество напоминает товарищество, но его участники несут ответственность в приделах своего вклада. Производственный кооператив – добровольное объединение граждан для совместной коммерческой и трудовой деятельности. Каждый член кооператива имеет один голос в управлении. Акционерное общество – коммерческая организация, уставной капитал которого разделен на акции. Акционеру нельзя получить обратно свой вклад, акции можно только продать. Ответственность каждого акционера по обязательству предприятия ограничивается стоимостью принадлежащей ему акции. Акция - ценная бумага, выпущенная акционерным обществом без установленного срока обращения. Акция удостоверяет внесение ее владельца доли в уставной капитал и дает право на получение дивидендов. Акции бывают простые и привилегированные. Простые позволяют получать дивиденды, размер которых зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Привилегированные дают право на получение дивидендов в заранее установленной сумме, но их владельцы не имеют право участвовать в управлении предприятия. Акционерные общества бывают открытого и закрытого типа. ОАО акции может свободно продавать и покупать, число акционеров не ограничено; в ЗАО число акционеров ограничено государством. (Акционерный капитал тоже ограничивается). Разновидностью ЗАО являются предприятия коллективной собственности или, та называемые, народные предприятия. Унитарные предприятия создаются: - на основе государственной, федеральной, муниципальной местной собственности - создаются на базе государственной собственности. Предприятия на государственной и муниципальной собственности не имеют право собственности за закрепленным имуществом, но имеют право ведения дел, используется это имущество с полной ответственностью за имущество и результат работ. Учредители выдают унитарному предприятию в лице руководителя как бы карт-бланш на владение. Учредитель не отвечает по обязательствам предприятия. Унитарное предприятие на базе государственной собственности называется казенным. Государственная собственность передается предприятию в оперативное управление. Собственник несет совместную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Руководитель унитарного предприятия назначается учредителем. Предприятия могут не только создаваться вновь, но и объединятся, реорганизовываться, ликвидироваться. Цели объединения - расширение, возможность совершенствования техники, продукции и выживание в конкурентной борьбе. Способы объединения: 1. с полной потерей самостоятельности 2. с частичной потерей самостоятельности 3. с полным сохранением самостоятельности. Большое значение имеет создание финансово-промышленных групп; а именно: создает большие возможности в действии предприятий, с другой стороны возникают опасности в виде создание крупной политической власти для лоббирования государственной власти. Опасность в стремлении монополизировать рынок и диктовать свои цены. Предприятия могут реорганизовываться: - преобразования - слияние - присоединение - разделение - выделение. При преобразовании должна происходить процедура создания и закрытия. Слияние может быть добровольным и принудительным происходит тогда, когда скупается контрольный пакет акций и меняется хозяин предприятия. Предприятия бывают разные по величине: мелкие, средние, крупные. 3 характеристики: 1. По объему выпускаемой продукции в руб. 2. По стоимости основных средств 3. По числу работающих. Мелкие предприятия быстрее и проще создать. Они заранее ориентируются на потребителя продукции. Но такие предприятия уязвимы при изменении конъюнктуры рынка. Мелкие предприятия работают прибыльно, если имеют высокий уровень специализации, если надежно защищают свою рыночную позицию. Крупное предприятие проще специализировать технологию применения: автоматические линии, станки, но плохо представляет потребителю свою продукцию. Крупное предприятие трудно перестроить на производство новой продукции. Имеет бесспорное преимущество, где выход на рынок обеспечивается за счет низких производственных ресурсов.
Мелкие предприятия в общей своей сложности могут создать много рабочих мест. Однако лицо государства, его экспортную мощь определяют крупные предприятия с многочисленными отделениями и филиалами у себя и за рубежом. Многие мелкие предприятия за рубежом обслуживают крупные предприятия, зависят от них, хотя и считают себя самостоятельными. Такие предприятия называют франчайзами.
По данным ООН крупные транснациональные компании насчитывают 40 тысяч единиц предприятий. На них работают 73 млн. сотрудников. Каждый десятый занятый производством, не включая сельское хозяйство. Доля ТНК в мировом национальном продукте составляет 30%, а в машиностроении – 70%. Предприятия можно разделить: 1) рыночного (быстро ориентируются на спрос не очень заботясь о качестве продукции); 2) маркетингового (вначале изучают рынок, определяют свое место на рынке, заботятся о качестве продукции); 3) технологического типов (пытаются расширять ассортимент основных видов продукции). Предприятия бывают: - однопродуктовые -много продуктовые, в том числе за счет диверсификации производства – это расширение номенклатуры выпускаемой продукции, проникновение в другие отрасли. Диверсификация производства была модна за рубежом в 60-70е гг., когда ошибочно считали, что не обязательно знать особенности выпускаемой продукции и диверсификации производства пошла по пути приобретения неродственных предприятий. Жизненный цикл предприятия. Рождение связано с решением задачи удовлетворения интересов покупателей с занятием свободной рыночной ниши. Детство – рост предприятия обгоняет рост управленческого потенциала. Юность – на смену интуитивному риску приходит расчет. Зрелость –осуществляется проникновение в новые сферы деятельности. Возрождение- необходимость смены руководства. Исторический опыт жизненного цикла говорит о том, что цикл возрождения продолжается 30-40 лет. Стадии Параметры Рождение Детство Юность Зрелость Старость Возрождение Главная цель Выживание Краткосрочное получение прибыли Ускоренный рост производства Формирование индивидуальности Сохранение статуса «кво» Оживление деятельности Характерные черты Боязливость Целеустремленность Гибкость Самодовольство Нарождение бюрократизма Реорганизация Способ руководства Единоличный, авторитарный Коллективный Децентрализованный Традиционный Агрессивный


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :