Реферат по предмету "Экономика"


Взаимодействие интеграционных блоков Западной Европы и Латинской Америки на примере ЕС и Меркосур

Введение Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного раз­вития региональных экономик и повышения конкурентоспособ­ности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio — вос­полнение или integer — целый. Международная экономическая ин­теграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых эконо­мических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, воз­можно, в будущем станет начальной стадией глобальной интег­рации, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качест­венные характеристики. Основные формы мирохозяй­ственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международ­ных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изме­нились их место и роль в развитии современного общества. Во-первых, определяющее значение в ущерб мировой торговле приобрело международное движение капиталов. Только в последние годы его объ­ем увеличился на 30—40%. Накоплен­ная сумма экспорта капитала за последнее десятилетие приблизилась по величине к размерам годового миро­вого вывоза товаров и услуг, составив около 5 млрд. долл. Результаты таких внешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны: изменяются структуры национальных хозяйств, растет их экономический и технический уровень, стимулирует­ся внешнеторговый обмен и др. Во-вторых, международная внешняя торговля ста­новится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. Внешнеторговый обмен товарами и услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к суммар­ному ВВП стран мира — более 27 триллионов долларов. Таким образом, каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговли теперь невозможно удовлетворить разнообраз­ные повседневные потребности населения не только малых стран, что очевидно, но также средних и боль­ших, где доля импортных потребительских товаров в среднем достига­ет 12—20% от всех приобретаемых населением. Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть мирового экспорта (около 1,5 трлн долл.). При этом основная часть приходится на новые виды — инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и другие. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре между­народной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развиты­ми странами и группами стран (60—70% мирового това­рооборота). Тем самым подготавливаются благоприятст­вующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира. Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудо­вых ресурсов, ведущей к международному перемеще­нию такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов им­мигрантов, их качественный, квалифицированный со­став. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая офици­альные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные преимущества. Количественные и качественные характеристики со­временных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повыше­ние значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития. Теоритические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции Классики экономической теории (Смит, Рикардо) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления. Эти направления отличаются прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма представляли полную интегра­цию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законо­дательных актов. Представители позднего неолиберализма большое внимание уделяли эволюции интеграции, базиру­ющейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах. Сторонники корпорационализма считали, что интегрирование международной экономики способ­ны обеспечить не рыночный механизм и государственное регу­лирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному раз­витию мирохозяйственных связей. Представителями структурализма эконо­мическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интег­рации — крупными фирмами и целыми отраслями промышлен­ности. Результатом этих преобразований, по их мнению, стано­вится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом. Неокейнсианцы считали, что для использова­ния многообразных выгод широкого международного экономи­ческого взаимодействия с сохранением в то же время максималь­ной для каждой страны степени свободы необходимо согласова­ние внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных ва­риантов развития экономической интеграции: а) объединение го­сударств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с макси­мальным сохранением национальной автономии. Теоретики дирижизма, отрицая решающую роль в интеграционных процессах ры­ночного механизма, полагали, что функционирование междуна­родных интегрированных структур возможно на основе разработ­ки их участниками общей экономической политики и согласо­ванного социального законодательства с целью создания опти­мальной структуры международного хозяйства, устраняющей ис­кусственные преграды и сознательно вводящей желательные эле­менты координации и унификации. Осмысливая многообразие концепций экономической сущ­ности международной интеграции, следует иметь в виду, что важ­ным импульсом к практическому ее осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем согла­шениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоя­нию двух мировых держав — СССР и США.
Результатом международного разделения труда, раз­вития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является уси­ление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует каких-либо доказа­тельств. Данное явление принято называть интернацио­нализацией хозяйственной жизни: национальная эконо­мика достаточно устойчивая, все больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от международных экономических отношений.
В своем развитии интернационализация хозяйствен­ной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она за­трагивала сферу обращения и была связана с возникно­вением международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII — начала XX в., сов­павший с развитием капитализма. В конце XIX в. набирает силу международное дви­жение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе международных экономических отношений. Оно оказывает интенси­фицирующее воздействие на мировую торговлю товара­ми и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести международных экономических отношений в сферу производст­ва и научно-исследовательской деятельности, а послед­нее знаменует переход к качественно новому этапу ми­рохозяйственных отношений, т.е. международной эко­номической интеграции. Международная эко­номическая интеграция означает взаимоприспособление националь­ных экономик, внедрение их в единый воспроизвод­ственный процесс. Это предполагает известную терри­ториальную, экономическую, структурную, технологи­ческую близость стран—участниц международной ин­теграции и объясняет ее региональный характер. Хро­нологически интеграционный тип международной эко­номической интеграции начал склады­ваться после Второй мировой войны. Основные факторы международной экономической интеграции В главных характеристиках международные эконо­мические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ре­сурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признака­ми. Основываясь на принципе свободы выбора продавцов и покупателей, рыночные отношения предполагают: • множественность объектов и субъектов рыночных отношений; • конкуренцию; • определяющее воздействие спроса и предложения; • взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних. Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное простран­ство его осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создают более чем достаточные предпосылки мно­жественности объектов. Это же можно сказать о множест­венности субъектов — их число на рынке возрастает: на­ряду с национальными предпринимателями и фирмами в международных эконо­мических отношениях участвуют иностранные, международные компании, организации, государственные структуры различных стран. Не меняя механизма спроса и предложения, международные эконо­мические отношения расши­ряют его границы. В качестве основных признаков международных экономических отношений могут быть названы следующие. Во-первых, как и в любой национальной экономике, в основе мирового хозяйства и международных эконо­мических отношениях лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а меж­дународные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере свя­заны между собой. Во-вторых, участники международных эконо­мических отношений экономически обособле­ны, в частности в форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей. В-третьих, в совокупности мирохозяйственных об­менных связей действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеуголь­ными камнями любого рыночного механизма. В-четвертых, так же как и национальные рынки, мировой рынок и международные эконо­мические отношения характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конку­ренция жестче в силу больших объемов и более широ­кого набора обращающихся товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами. В-пятых, одна из основных форм международных экономических отношения — междуна­родная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчи­вый, систематический характер. В-шестых, обмен товарами и услугами, международ­ное перемещение факторов производства опосредство­вано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товар­ными рынками функционирует и мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, дол­госрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости насе­ления определяют возникновение и развитие межгосу­дарственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной соб­ственности, широкое внедрение системы патентования, лицензирования изобретений и открытий, межгосудар­ственные соглашения по защите авторских прав созда­ют предпосылки для развития мирового информационного рынка. В-седьмых, международные эконо­мические отношения предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредит­ными учреждениями и организациями как общемиро­вого, так и ре­гионального значения. В-восьмых, международные эконо­мические отношения подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международ­ных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК). Наконец, международные эконо­мические отношения не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, тамо­женных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на со­стояние и развитие международных эконо­мических отношений. Предпосылки развития общеевропейского рынка Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более широкой интеграции.
Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительность национального вакуума. Общее “смешение” Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех основных положений:
Во-первых, это реализация Европой ее собственных слабостей. Вследствие конфликтов и войн ее устоявшейся пьедестал “центра мира” был потерян. Это место было занято двумя новыми сверхдержавами — Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, каждая куда более мощная в военном, политическом и экономическом отношении, чем разделенные европейские государства. Во-вторых, это признание того, что военный конфликт не должен повториться. После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых начиналась как гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была основным полем битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех политических действий. И последнее, это честное стремление создать лучший, более свободный и более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на более высоком уровне. Если рассматривать все в целом, то послевоенные шаги по пути объединения Европы представляют собой обескураживающую картину, которая ставит в тупик всех мировых экспертов. Были созданы различные организации, с друг другом не связанные, но действующие в одном направлении: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Западно-европейский Союз (ЗЕС), Северо-атлантический Союз (НАТО), Совет Европы, и Европейский Союз, который сам по себе строится на Европейском объединении по углю и стали, Европейской Комиссии по атомной энергии, и Европейском экономическом сообществе. Членство в этих организациях варьируется от 10 в ЗЕС до 25 в Совете Европы. При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно разделить на 3 основные группы: Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США после войны. Характерной чертой второй группы организаций является то, что они созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения на национальный суверенитет. Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское (экономическое) Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”. Главной отличительной чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими международными образованиями является то, что его члены для создания связующего, прочного организационного и политического соединения пожертвовали какой-то частью своего национального суверенитета. Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии, который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру. Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке Европейских государств. 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно было стать создание Европейской Конституции. В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано, Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности, которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию. Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять единственным выходом было привязать Германию к многонациональному Сообществу — на этот раз военному — для усиления контроля за разоружением. Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение, тем самым давая выход амбициям национального суверенитета. Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, но в июне 1955 года министры иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой “создания объединенной Европы”. На конференции в Мессине были подписаны Соглашения, учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные странами Шестерки в марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года. Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами создания ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году. Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции. Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-участницами ЕОУС, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать схему ЕЭС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения, окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Поэтому в августе 1961 года Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество. Дания, Норвегия и Ирландия — последовали ее примеру.
Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало 53,49 %.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977 году Португалия и Испания. Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества. Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %. С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц достигло 15. Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта (1990г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть, получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен быть подведен под европейские стандарты. Для того, чтобы помочь им в этом, Союзом была подписана серия ассоциативных соглашений с этими странами в период между 1991 и 1993 годами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Importance Of Empire To Vichy France
Реферат Резины
Реферат Специфика разработки медиаплана для туристического агентства
Реферат Информационная поддержка года Учителя
Реферат Теоретико правовые аспекты науки конституционного права на совреме
Реферат Инвестиционная стратегия России в Чувашской Республике
Реферат Облікова політика та її призначення з метою ефективного використання в теорії та практиці бухгалтерського
Реферат Мастерство журналиста на примере программы Человек и закон
Реферат Устройства отображения и воспроизводства информации
Реферат Сосуды и нервы туловища и конечностей собаки
Реферат Таблиці стародавня історія України
Реферат Суспільна сфера
Реферат Интуиция, как часть творческой деятельности журналиста
Реферат Построение тренировочного процесса начинающих лыжников 12-13 лет на основе учета их индивидуальной
Реферат Понятие компьютерной сети