Реферат по предмету "Экология"


Экология землепользования

Содержание: 1 Юридическая ответственность за экологические нарушения (материальная, гражданско-правовая) 2.Экологические технологии в сельском хозяйстве 3. Роль международных организаций в охране природы Координирующая роль
Международные межправительственные организации в области охраны природы Список использованной литературы Юридическая ответственность за экологические нарушения (материальная, гражданско-правовая) Юридическая ответственность — один из видов социальной ответственности. Каждому из ее видов, применяемых в сфере окружающей природной среды, присущи индивидуальные черты. Вместе с тем все виды являются частью общего понятия.[3] Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую. Материальная ответственность - это имущественная ответственность в соответствии с трудовым (а не гражданским) законодательством должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.[2] Материальная ответственность за экологические правонарушения регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Материальную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. В соответствии со ст.241 Трудового кодекса РФ ее размеры лимитируются, как правило, определенной частью заработка.[12] Статьей 246 Трудового кодекса РФ предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении их трудовых обязанностей, учитывается только фактические потери, исчисляемые исходя из рыночных цен, действующих в данной местности, а не полученные доходы (т.е. упущенная выгода). Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимее для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.[12] Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение. По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены статьей 243 Трудового кодекса РФ. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения - это имущественная ответственность граждан и юридических лиц за вред, причиненный окружающей природной среде, здоровью и имуществу загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Такая ответственность устанавливается в соответствии с нормами, содержащимися в гражданском и экологическом законодательстве. Возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, посвящена отдельная глава закона "Об охране окружающей среды", где предусмотрено, что причинившие такой вред предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (ст.1079 ГК РФ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Также может быть взыскан и моральный вред - ст.1099, 1100, 1101. Таким образом, ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций: • стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды; • компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека; • превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения. Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

Экологические технологии в сельском хозяйстве Человек, вытесняя естественные биогеоценозы и закладывая агробиоценозы, своими прямыми и косвенными воздействиями нарушает устойчивость всей биосферы. Стремясь получить как можно больше продукции с посевных площадей, он влияет на все компоненты экосистемы, и в частности на почву, в результате применения комплекса агротехнических мероприятий, включающих химизацию, механизацию и мелиорацию. Сегодня почву обрабатывают на скоростных тракторах, урожай собирают мощными комбайнами, транспортирование с/х продукции осуществляется машинами повышенной грузоподъемности, а животноводческие фермы оснащены современными средствами механизации и автоматизации. Увеличивается количество минеральных удобрений, вносимых в почву. Распространено орошение и осушение земель. Все это – мощный антропогенный пресс, который с огромной силой «давит» на агробиоценозы и на природную среду. Задача нации и производства нивелировать отрицательные последствия воздействия антропогенного пресса на природу. Одно из средств такого воздействия – применение экологических технологий в сельском хозяйстве.
Всю совокупность природных условий при использовании необходимо контролировать и регулировать. Лишь при этом условии биосфера и ее элементы, в частности почва, способны к воспроизводству. При переизбытке антропогенной энергии не только падает прирост урожайности, но и снижается сахаристость свеклы и содержание белка в зерне.
Как нельзя противопоставлять охрану почв агроиндустриальной ее эксплуатации, так нельзя противопоставлять научно-технический прогресс охране природы. Своевременное осуществление всего противоэрозионного комплекса, включающего агротехнические и лесомелиоративные меры, - важнейшая часть охраны природы. Она способствует не только прекращению эрозии, но и превращение эродированных земель в продуктивные угодья. На продуктивность почвы оказывает влияние и выпас. При умеренном использовании пастбищ и разумной их смене поддерживается саморегуляция и нормальный цикл биотического круговорота веществ. Необходимо уделять внимание правильной эксплуатации пустынных пастбищ.[1] Использование химических удобрений и пестицидов наряду с положительными результатами приводит к серьезным отрицательным последствиям. Высокопродуктивное сельское хозяйство, полностью исключающее химические способы защиты растений, вполне возможно и уже успешно ведется в некоторых странах, а также в ряде хозяйств СНГ. Необходимо свести к минимуму отрицательное воздействие химических средств, применяемых в сельском хозяйстве. Для этого потребуется строго соблюдать правила использования удобрений и химических средств защиты растений и животных. К экологическим технологиям в сельском хозяйстве можно отнести переход на биологическое земледелие и экологически чистое животноводство. Это требует постоянного снижения норм минеральных удобрений и пестицидов, использования беспестицидных технологий борьбы с вредителями, болезнями и сорняками. К экологическим технологиям в сельском хозяйстве относят такие, которые снижают гибель животных от средств механизации, что происходит в основном во время уборочных работ. Наиболее безопасный метод косовицы – уборка «вразгон», при которой машины двигаются от центра поля к периферии. При таком способе от гибели спасается около 70% зайцев-русаков, около 100% коростелей. Хорошие результаты дает поступательный, «челночный» метод кошения, при котором дичь может беспрепятственно отступать в поле, а затем в естественное укрытие (лес, овраг). При наличии в середине поля лесополосы, уборку ведут с края полос к центру. Дикие животные уходят на ремизный участок. Для предотвращения гибели дичи сельскохозяйственную технику оборудуют различными отпугивающими приспособлениями (штанги-погремушки, свисающие цепи, салазки). Представляет интерес устройство, посылающее впереди работающих ножей косилки электрические заряды, записанные на пленку «сигналы опасности», издаваемые самими животными. Акустическое воздействие, в частности слышимая часть, - фактор, беспокоящий животных. Источниками звукового (шумового) загрязнения биогеоценозов являются автомашины, тракторы, комбайны и другие механизмы. Особенно большой вред шумы стали причинять животноводству после его перевода на промышленную основу – повышение t тела у коров, снижение массы цыплят, увеличение затрат кормов на единицу привеса, снижение яйценоскости. Поэтому при эксплуатации оборудования в животноводческих помещениях следует добиваться снижения шумовой интенсивности до 70дБ. Это достигается звукоизоляцией стен, дверей и механизмов. Их регулировкой. Дороги ограждают зелеными насаждениями, значительно поглощающими шум. Наряду с механизацией и электрификацией мощным фактором повышения продуктивности агробиоценоза служит орошение, которое нужно проводить грамотно, с учетом почвенных условий и возделываемых культур, чтобы исключить ирригационную эрозию и засоление почвы. При выборе путей повышения экологической устойчивости агробиоценозов необходимо учитывать комплекс показателей: создание сортов, устойчивость к нерегулируемым факторам среды (морозы, засухи); использование сортов, устойчивых к болезням и вредителям; соответствие природы выращиваемых культур почвенно-климатическим условиям; разнообразие видов и сортов в агробиоценозах. Надо применять (внедрять) в производство умеренно продуктивные, но устойчивые к засухе сорта. Основная направленность должна быть на селекцию именно сравнительно нетребовательных сортов, обладающих большим потенциалом адаптивности. Адаптивное природопользование должно вестись по принципу: каждому экотипу свой набор культур, свой севооборот и свою агротехнику. Это особенно актуально для фермерских хозяйств, где можно более гибко учитывать пестроту естественных экотипов. Все это обеспечит поддержание экологического равновесия в агробиоценозе и будет способствовать высокой его продуктивности.


Роль международных организаций в охране природы Деятельность международных организаций в охране природы основывается на совокупности принципов и норм международного права, регулирующих действия государств по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с природой расширяет предмет международного правового регулирования по защите. На современном этапе главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных источников (в первую очередь посредством уменьшения загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; также научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды. Роль международных организаций в охране природы основана на ряде принципов: ü Сотрудничество на благо настоящего и будущих поколений. ü Сохранение природной среды. ü Устранение отрицательно влияющих на природную среду факторов. ü Рациональное и научно обоснованное управление природными ресурсами ü Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Последний принцип налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. ü Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. В этой связи в отечественной правовой литературе обоснованно подчеркивалось, что одной из сторон процесса становления в современном международном праве принципа недопустимости радиоактивного заражения планеты является соблюдение правила, исключающего “мирное” вредоносное заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта и т.д.
ü Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой. Наиболее полно этот принцип отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.[5]
ü Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Как норма он закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также в Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.[6] ü Обеспечение экологической безопасности. Этот принцип отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных вопросов в области защиты природы. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния природной окружающей среды. ü Принцип контроля над соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Должен осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и параметров. ü Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб природной среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Координирующая роль В результате многих видов современной деятельности государств возникает угроза широкомасштабного трансграничного ущерба национальным системам окружающей природной среды. Усиление координирующей роли международных организаций по отношению к национальному праву в области защиты природы вытекает также из развивающейся ситуации всеобщей экологической опасности, когда масштабы ущерба, наносимого окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей планетарной системы окружающей среды, к непредсказуемым изменениям во всей общественной и экономической жизни человечества. Возникает необходимость разработки и принятия универсальных норм поведения государств. В 1980 году Международным союзом охраны природы была выдвинута Концепция устойчивого развития, которая стала называться “Всемирная стратегия охраны природы”. Смысл концепции состоит в том, что экономически более выгодно предотвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликвидацию его последствий.[8] Новые возможности и перспективы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды открываются на пути материализации результатов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Россия стала участницей рамочных глобальных конвенций ООН об изменении климата и о биологическом разнообразии.[7, 9, 10] Главная задача Рамочной конвенции ООН об изменении климата – регулирование использования глобального ресурса, которым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного происхождения.[10] Конечная цель Конвенции – достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему. В Конвенции по биоразнообразию подчеркивается, что сохранение биоразнообразия является общей задачей человечества, а государства, обладая суверенными правами на свои биологические ресурсы, отвечают за сохранение своего биоразнообразия и устойчивый характер использования биоресурсов. Целями Конвенции являются сохранение биоразнообразия, устойчивое использование его компонентов и справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов.[7] Подписание упомянутых конвенций представителями 154 государств служит еще одним реальным практическим шагом на пути к достижению глобального согласия по наиболее актуальным вопросам в области охраны природы. Международные межправительственные организации в области охраны природы ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития - Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Год создания: 1961 г. Участники: 24 государства. Цели: содействие экономическому и социальному развитию. Основная деятельность: анализ и решение проблем охраны окружающей среды (загрязнение воздуха, управление опасными отходами, обработка промышленных отходов, обмен информацией); принятие рекомендаций по отдельным аспектам охраны окружающей среды; предоставление консультативных услуг, финансовой и технической помощи; обмен информацией. Арктический Совет - The Arctic Council. Год создания: 1996г. Участники: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, США, постоянными участниками также являются Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (RAPON), Инуитская циркумполярная конференция (Inuit Circumpolar Conference (ICC)) и Совет Саамов (Saami Council). Цели: обеспечение механизма решения общих вопросов и развития, касающихся правительств Арктических стран и народов Арктики. Основная деятельность: охрана окружающей среды Арктики и устойчивое развитие как средство улучшения экономического, социального и культурного благополучия Севера; интеграция программ АЕПС РЭЦ - Региональный центр по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы - Regional Environmental Centre for Central and Eastern Europe (REC). Год создания: 1990г. Участники: 15 государств Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Югославия), США, Комиссия Европейских сообществ. Цели: содействие сотрудничеству между различными экологическими группами и движениями, оказание финансовой помощи в решении экологических вопросов и проблем развития инфраструктуры экологических организаций. Основная деятельность: осуществление проектов по предотвращению деградации и восстановлению ресурсов окружающей среды; содействие развитию рыночной экономики; совершенствование навыков решения экологических проблем; экологическое образование и просвещение; обмен информацией. Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза - Committee on Environment and Sustainable Development. Inter-Pahiamentary Union. Год создания: 1989г. Участники: парламентарии из 131 государства. Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: выполнение на парламентском уровне рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), сбор информации о действиях по выполнению рекомендаций.
Альпийское действие - Alps Action. Год основания: 1990г. Участники: 7 государств Европы. Цели: объединение деловых кругов, научных и общественных организаций для осуществления проектов по сохранению культуры и природной среды Альпийского региона. Основная деятельность: взаимодействие в выполнении более 30 проектов, в том числе 4 проекта по лесовосстановлению "Зеленая крыша для Европы", международной кампании по реинтродукции редких видов животных; осуществление информационных и образовательных программ, включая присуждение ежегодных премий за лучшие журналистские работы на телевидении, в прессе и фотоискусстве.
Европейский Союз - European Union (EU) Таким образом, мы видим, что проблемы охраны окружающей среды беспокоят правительства различных стран, и они принимают активное участие, направленное защиту природы. Список использованной литературы: 1 Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. «Основы экологии и охрана окружающей среды». Из-во «Колос», М-1996г., с.276 2 Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении. Советское государство и право, 1977, №6, с. 48. 3 Шемшученко B.C., Мунтян В.Л., Розовский В.Г Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.— М., 1978. 4 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", "Российская газета", 12.01.2002, № 006 5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, опубликованная на русском языке в 1994г., с.179 6 Конвенция ООН о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Женева, 18.05.1977г. 7 Конвенция ООН о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро,1992) 8 Концепция устойчивого развития ООН “Всемирная стратегия охраны природы”, 1980. 9 Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г. 10 Рамочная конвенции ООН об изменении климата, 1992 11 Соглашение ООН от 8 февраля 1992 года «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды» 12 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. Издательство: Владис, М. - 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Бюджет как эк категория выражает планомерные отношеня между эк субъектами по поводу форм, расп и исп фдс
Реферат Исследование экономической эффективности создания лаборатории по аналитическим исследованиям (по определению влаги аналитической в угле)
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины аграрная политика России на современном этапе наименование дисциплины для направления подготовки
Реферат Read Act 1 Of Macbeth And Write
Реферат Electric And Flying Cars Essay Research Paper
Реферат The Transformation Of Businesses Into Internet Businesses
Реферат Law Enforcement Essay Research Paper AbstractIn order
Реферат 1. Кчитателю Конечно, эту исповедь можно было бы оставить при себе
Реферат Tristan Essay Research Paper Webster s dictionary
Реферат Инновации системной структуры производства
Реферат Український архітектор Максим Мосціпанов
Реферат Counter Measures Essay Research Paper National Missile
Реферат Обзор средств для автоматизации геодезических вычислений
Реферат Формирование цен на товары под влиянием различных рынков
Реферат First World War