Реферат по предмету "Финансы"


Функции цен

План Введение 1. Учетно-измерительная функция 2. Регулирующая функция 3. Распределительная (перераспределительная) функция
4. Функция, способствующая рациональному размещению производства 5. Стимулирующая функция 6. Социальная функция Заключение Библиографический список Введение. Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия. С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельству­ет о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена – сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ее функциях. Функции цены – это формы реализации в реальной дей­ствительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления на­циональной экономикой, являясь важным инструментом анали­за, прогнозирования и планирования всех экономических пока­зателей в денежном выражении. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние, в конечном счете и определяют роль цены в хозяйственной жизни. Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок присущих цене функций, большинство экономистов признает шесть основных функций: учетно-измерительную, регулирующую (сбалансирования спроса и предложения), распределительную (перераспределительную), способствующую рациональному размещению производ­ства, стимулирующую и социальную. §1. Учетно-измерительная функция. Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реа­лизацию с учетом сопоставления потребительных свойств раз­личных видов продукции (товаров, работ и услуг). С помощью данной функции цены соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства. Цена в данном случае дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и размер прибыли. Учетную функцию цены в условиях ры­ночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат, так как рыночная цена может значительно отклоняться от издер­жек производства и реализации под воздействием различных рыночных факторов. Учетно-измерительная функция цены влияет на оборот това­ров и тем самым также отражает экономические интересы учас­тников товарного оборота: производителя, посредника и покупателя. Благодаря цене можно измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного плате­жа за них. Зная цену рабочей силы, можно рассчитать размер оп­латы труда на предприятии, в отрасли и так далее. Сопоставляя ценность разных товаров и сравнивая их цены, можно разделять товары на дорогие и дешевые. Чем больше цены учитывают потребительские свойства, техничес­кую надежность, высокие эксплуатационные возможности, по­лезность товара, тем точнее по их уровню можно судить о соот­ношении уникальных свойств, качества и полезности различных товаров. Посредством цен разнообразные виды товаров из натурально­вещественной формы переводятся в денежную. Цена в данном случае представляет собой денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Учетно-измерительная функция цены служит на практике для выявления и измерения количественных стоимостных и качественных финансовых показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода, объема инвестиций, объема произведенной продукции и розничного товарооборота, уровня прибыли, рентабельности и доходности, производительности труда, себестоимости, фондоотдачи и др.) работы предприятия, (организации, фирмы), отрасли. Выполняя учетно-измерительную функцию, цена является одним из главных показателей эффективности общественного производства, ориентиром для принятия оптимальных и целесообразных хозяйственных решений, особенно в условиях ры­ночных отношений. Она становится надежным инструментом для экономических расчетов и проведения анализа при выборе экономичных и новых видов выпускаемой продукции, направлений научно-технического прогресса, ценовой стратегии и все­го хозяйственного механизма управления на предприятии, в орга­низации, фирме регионе и национальной экономике страны. §2. Регулирующая функция. Регулирующая (сбалансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравно­вешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платеж­ной способностью производителя и потребителя. Цены могут свидетельствовать о диспропорциях в сферах производства и обращения, поэтому они в значительной степе­ни регулируют структурные пропорции общественного произ­водства. Одновременно цена является макроэкономическим ре­гулятором хозяйственной деятельности, способна стимулировать освоение новой техники и продукции, инновационные процессы, инвестиции. В случае диспропорций в развитии какого-либо про­изводства, несоответствия между спросом и предложением ры­ночное равновесие достигается в результате роста (сокращения) производства или увеличения (уменьшения) цены либо одновре­менно двумя указанными путями. Регулирующую функ­цию в разной степени практически выполняют все виды рыноч­ных цен. На рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложе­ния и не возникает стимулов для изменения объемов предложе­ния, спроса и величины цены) устанавливается в результате сти­хийного взаимодействия предложения и спроса. В условиях свободного рынка (естественной конкуренции) цена, благодаря указанной функции, выполняет роль стихийно­го регулятора общественного производства. Вследствие постоянных колебаний цен в рамках жизненных циклов товаров происходит перелив капитала из одной ­сферы производства в другую. При этом может свертываться производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы могут регулироваться и направляться на увеличение производ­ства необходимых потребителю товаров или услуг. На рынках с разной степенью монополизации со стороны как предложения, так и спроса производители (продавцы) и потреби­тели (покупатели) могут оказывать влияние на формирование и изменение цены. В условиях рынка олигополии или чистой монополии в слу­чае затоваривания производитель может не снижать цену, а со­хранять ее прежней, изменив при этом предложение продукции. В случае дефицита товара производитель может не увеличивать предложение, а повышать при этом его цену. В итоге цена мо­жет потерять свое «качество» в результате действия механизма спроса и предложения. В связи с этим уровень цены в зна­чительной степени определяется элементами регулирования, проводимого или производителем с монопольной властью, или монополистом-потребителем, или государством, то есть цена выпол­няет регулирующую роль в распределении производственных товаров и ресурсов.
Таким образом, регулирующую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирую­щая увеличение предложения при нехватке товаров и понижа­ющая спрос при их избытке. Уровень цен на природные ресурсы отражается на эффек­тивности производства всех добывающих и перерабатывающих отраслей. Динамика внутренних цен напрямую связана с эффективностью внешней торговли. Величины валового внутреннего продукта, национального дохода, необходимой денежной массы, оценка эффективности капитальных вложений и хозяйственных мероприятий непосредственно зависят от уровня цен в нацио­нальном хозяйстве, и в этом также проявляется регулирующая функция цены.
§3. Распределительная (перераспределительная) функция. Распределительная (перераспределительная) функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Например, повышенные розничные цены на предметы роскоши и товары с высоким имиджем помогают перераспределять денежные доходы части населения для формирования фондов социального назначения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятий налогового характера, поступающих в бюджет на социальные нужды. С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно это функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Когда цена на товар установлена выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, следовательно потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличенные доходы, но основное – решение социальных задач. При этом усиливается важность конкретного товара в «потребительской корзине» населения, необходимость ограничения опасных привычек (курения, алкоголя и т.д.). Отклоняясь от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. Через эту функцию цены происходит взаимоувязка доходов и расходов производителя и потребителя. При рынке цена выступает результатом весьма сложных взаимоотношений между продавцом и покупателем товара. Отклонения цены товара от его стоимости из-за массового характера торговых сделок свидетельствуют о закономерности отклонений цен на конкретные виды товаров от их реальной стоимости. Но по всей товарной сумме при купле-продаже цена и стоимость в количественном отношении уравновешиваются, так как выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Отсюда равенство совокупности цен всех товаров и их стоимости – такая же закономерность, как и отклонения цен от стоимости по каждому товару в отдельности. Стоимостные методы перераспределения проявляются в тесном взаимодействии цен и денег в процессе реализации. Доход, получаемый после реализации товара (или расход в результате покупки), непосредственно зависит от цены. Цены активно применяются как средство перераспределения чаще всего при использовании государственных или регулируемых цен. Вместе с тем, не следует забывать, что цены – далеко не единственный инструмент распределения и перераспределения. Так, особую роль здесь играет финансово-кредитная система. Например, если поставлена задача поднять жизненный уровень определенной части населения, то этого эффективнее достигнуть используя финансы, в частности оперируя денежными доходами населения (размер заработной платы, пенсий, стипендий) или ставками налогов. Применение цен в данных областях менее эффективно, так как изменение цен обычно затрагивает все население, а кто здесь больше выигрывает или проигрывает, определить труднее. Применение цен в качестве средства перераспределения предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве. Важная форма распределения национального дохода выступает, как известно, оплата труда, в которой цены играют немаловажную роль. Система цен и система оплаты труда образуют своего рода каркас распределения национального дохода на стадии производства, а последующее перераспределение осуществляется обычно в форме движения доходов в рамках финансовых и кредитных отношений. §4. Функция, способствующая рациональному размещению производства. Способствующая рациональному размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механиз­ма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, то есть вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осу­ществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воз­действием законов конкуренции и спроса. Предприятия определяют, в какую сферу деятельности, в ка­кую отрасль или область экономики инвестировать свой капитал. При принятии решений о вложении капитала проводятся марке­тинговые исследования, то есть глубокое изучение рынка и рыноч­ных цен. В условиях современной национальной экономики ­при монополизме многих производителей, еще слабой конкурен­ции, наличии инфляции – масштабы перелива капиталов пока ограничены. В настоящее время предприниматели недостаточно используют свои средства для развития производства, более рас­ширена торгово-посредническая деятельность, где быстрее про­исходит оборот капитала и выше норма прибыли. В этой сфере имеет место довольно сильная конкуренция между различными объединениями, концернами, компаниями, ассоциациями, фирмами за рынки сбыта разных групп товаров и услуг. Значение функции цены, способствующей рациональному размещению производства, по мере совершенствования рыноч­ных отношений, предпринимательства и конкуренции постепен­но будет возрастать, и она станет играть важную роль в развитии производительных сил и национальной экономики страны. §5. Стимулирующая функция. Стимулирующая функция цены заключается в том, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. При этом сущность данной функции выражается в поощритель­ном и сдерживающем воздействии цены на производство и по­требление различных видов товаров. Цена стимулирующе влия­ет на производителя и потребителя через величину заключенной в ней прибыли, размеры надбавок и скидок. В процессе хозяй­ственного управления на всех уровнях данная функция цены воз­действует на все стадии, направления, отрасли расширенного воспроизводства. Цены влияют на показатели деятельности предприятий (объем выпускаемой продукции, ее номенклатуру, качество и ас­сортимент, себестоимость, прибыль, производительность труда и т.д.). В хозяйственной жизни цены мо­гут способствовать или препятствовать увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Цена оказывает стимулиру­ющее влияние на рациональное использование и потребление продуктов личного и производственного назначения (производственных фондов, сырья, топлива и других средств производства и предметов потребления). Для производителей (продавцов) особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию, вместе с тем цены должны быть ус­тановлены так, чтобы их использование было выгодно для по­требителей. Стимулирование осуществляется за счет повышенного уров­ня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Стимулирующая функция характерна прежде всего для ры­ночной цены, которая позволяет производителю выгодно реали­зовывать свою продукцию. Наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль. С помощью действующего ме­ханизма ценообразования представляются широкие возможнос­ти стимулирования процессов воспроизводства.
§6. Социальная функция. Социальная функция цены заключается в том, что с по­мощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, то есть социальное положение населения. Особенно важную роль в осуществлении социальной функ­ции при государственном регулировании цен выполняют рознич­ные цены. Через их систему можно создать благоприятные усло­вия для потребления товаров и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей и способствовать дальнейшему повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения и в первую очередь социально незащищенных и малообеспеченных граждан. Государство, устанавливая посредством низких цен и налогов разного рода льготы, дотации и субсидии, формируя фонды со­циального развития, использует ценовые рычаги и другие экономические инструменты в первую очередь для социальной защи­ты малообеспеченных групп населения. От решения социальных вопросов напрямую зависит обще­ственно-политическая ситуация как в определенном регионе, таки в стране в целом. Заключение. Рассмотрев функции цен, следует отметить, что цена – это прежде всего инструмент регулирования экономических процес­сов в сфере производства, обмена, обращения и реализации про­дукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы. Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Сти­мулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, то есть способствует нара­щиванию производства товаров, пользующихся спросом, а так­же взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для со­циальной защиты отдельных групп населения. Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, со­действуя переливу капиталов из одного сектора экономики в дру­гой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные това­ры и складывается относительно высокая норма прибыли. Учетно-измерительная функция цены часто вступает в проти­воречие со всеми другими функциями, так как в рыночных ус­ловиях цены существенно могут отклоняться от издержек произ­водства и реализации товаров. На практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и многообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изуче­нием данного вопроса. Таким образом, все рассмотренные функции цен взаимосвя­заны и проявляются только в системе разных цен, а не в отдель­но взятой цене конкретного товара. Библиографический список. 1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие. – М., 2005. 2. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М., 1997. 3. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Начало раздробленности Руси. Северо-Восточная Русь
Реферат Землеустроительство
Реферат Процессы и системы в управлении предприятием
Реферат Определение и управление валютными рисками предприятием внешнеэкономической деятельности на примере ООО Корпорация Агросинтез (Визначення та керування валютними ризиками підприємством ЗЕД на прикладі ТОВ “Корпорація “Агросинтез”)
Реферат Is Death Of A Salseman A Tragedy
Реферат Аналіз фінансового стану ВАТ "Радсад"
Реферат Технології віртуалізації вчора сьогодні завтра
Реферат Технология работы в Total Commander Антивирусные программы Установка и удаление программ
Реферат Чернобыльская авария
Реферат Тенденции развития ПК 2
Реферат Технологии DVD Универсальный Цифровой Диск
Реферат Система гражданского процессуального права
Реферат Информация, информационные системы и экономические информационные системы: основные понятия и взаимосвязь
Реферат Тестирование ЛВС АКБ
Реферат Конструкция, методика расчёта рудовосстановительной печи для производства ферросплавов