Реферат по предмету "Финансы"


Расчеты государственных и муниципальных предприятий

Содержание Введение 1. Понятие и основные особенности правового статуса унитарного предприятия 2. Расчетное обслуживание государственных и муниципальных унитарных предприятий 2.1. Порядок проведения расчетов 2.2. Формы безналичных расчетов предприятий
3. Кассовое обслуживание государственных и муниципальных унитарных предприятий Заключение Список литературы
Введение В условиях функционирования рыночных отношений, все большего значения достигает роль финансовых и денежно-кредитных рычагов в целом и государственных и муниципальных финансов в особенности. Финансовая система, и прежде всего ее государственная и муниципальная сферы существенно способствуют развитию экономики, росту национального дохода, повышению эффективности народного хозяйства, а следовательно и росту благосостояния населения. Состояние государственных и муниципальных финансов – один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечиваются финансирование важнейших программ экологии, обороны, целей социального характера. Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды Организационно-правовая форма предприятия, закрепленная в его учредительных документах, должна полностью соответствовать требованиям законодательных актов. Основной целью деятельности некоммерческих организаций является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. При этом некоммерческие организации могут находиться и на самофинансировании за счет получаемых ими доходов от своей деятельности. Более того, закон не запрещает ей получать прибыль от вспомогательной предпринимательской деятельности, которую она, однако, не вправе распределять между своими участниками.
1. Понятие и основные особенности правового статуса унитарного предприятия Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество находится в собственности государства или муниципальных образований. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Правовая основа унитарного предприятия закреплена в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального предприятия не менее одной тысячи МРОТ, установленных на дату государственной регистрации предприятия. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданскими кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование. Согласно Гражданскому кодексу РФ в российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения; - унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, на дату государственной регистрации государственного предприятия. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие). Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. В соответствии со статьями 296 и 297 Гражданского Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае: - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; - необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; - необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; - необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Казенное предприятие может быть создано в случае: - если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования; - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; - необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; - необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации; - необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; - необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
2. Расчетное обслуживание государственных и муниципальных унитарных предприятий
2.1. Порядок проведения расчетов Согласно ст. 3 п.2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г.) унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Банковская система выступает исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей. Расчетные услуги – это услуги по осуществлению расчетных операций через расчетные сети, участником которых являются коммерческий банк в соответствии с используемой технологией расчетов. Каждый коммерческий банк обязательно является участником как минимум одной расчетной сети – сети Центрального банка Российской Федерации. В рамках своей правоспособности унитарное предприятие вправе открывать банковские счета как на территории РФ, так и за ее пределами. При этом: 1) на территории РФ унитарное предприятие заключает договор банковского счета. В рамках этого договора ГУП и МУП могут быть открыты: - расчетные счета. Эти счета открываются ЮЛ - коммерческим организациям, в том числе и унитарным предприятиям. Они предназначены для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм кредитов, иных поступлений, для осуществления расчетов с бюджетом, с контрагентами по договорам, с внебюджетными фондами (по налогам, страховым взносам и т.п.), с работниками по зарплате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право взыскивать средства со счетов юридических лиц в бесспорном порядке; - текущие счета. Такие счета, как правило, открываются ЮЛ - некоммерческим организациям, а также филиалам, представительствам ЮЛ - коммерческих организаций (включая ГУП и МУП). С них осуществляются операции (аналогичные операции по расчетным счетам), но с учетом специальной правоспособности этих ЮЛ (ст.49, 50 ГК), зафиксированной в учредительных документах. Кроме того, на текущий счет некоммерческой организации начисляется выручка от предпринимательской деятельности (ст.24 Закона о некоммерческих организациях). Филиалы и иные обособленные подразделения ГУП (МУП) используют текущие счета исходя из полномочий филиала (иного подразделения), определенных в положении о них, утверждаемых ГУП (МУП). Представительствам ГУП (МУП) текущий счет открывается для осуществления расходов и выплат, связанных с выполнением их функций, а также расходов по содержанию аппарата управления, по выдаче зарплаты работникам и т.п.; - депозитные счета. Эти счета унитарные предприятия открывают лишь после своего создания путем заключения договора банковского вклада. Они формируются путем перечисления соответствующих счетов с расчетных, текущих счетов. Перечислять с этих счетов средства другим ЮЛ ГУП (МУП) не вправе (п.3 ст.834 ГК); - ссудные счета открываются при предоставлении ГУП (МУП) банковских ссуд (также после создания унитарного предприятия). Средства с этих счетов (в соответствии с кредитным договором) могут направляться либо на расчетный (текущий) счет ЮЛ - заемщика, либо на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат, включая зарплату, с одновременным перечислением налогов и других обязательных платежей; 2) унитарное предприятие вправе (после завершения процедуры создания) открыть в российском банке также валютные счета. Банк вправе отказывать в совершении операций по счетам ГУП (МУП), если в банк поступило решение налогового органа о приостановлении операций по чекам налогоплательщиков и налоговых агентов (ст.134 НК); 3) в зарубежных банках унитарные предприятия открывают валютные счета с разрешения Банка России и иных агентов валютного контроля. Из смысла статьи следует, что виды и количество банковских счетов унитарного предприятия не ограничиваются законодательством. Это правило применяется в отношении любых унитарных предприятий независимо от того, на каком ограниченном вещном праве они основаны. Буквальное толкование нормы позволяет утверждать, что такие счета могут быть открыты в российских и иностранных банках независимо от страны нахождения. Аналогичные правила предусмотрены и для других коммерческих организаций согласно законодательству.
Целесообразно также иметь в виду, что унитарное предприятие не обязано согласовывать с налоговыми органами не только количество своих счетов, но и конкретные банки или иные кредитные организации, в которых оно предполагает открыть соответствующие счета. Организация безналично-денежного обращения (движение денежных средств по банковским счетам) осуществляется согласно:
- Гражданского кодекса Российской Федерации; - Федерального закона «О Центральном банке российской Федерации» № 86-ФЗ от 10.08.2002 г.; - Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3.10.2002г. № 2-П. Согласно указа Президента российской Федерации «О дополнительных мерах по ограничению налично – денежного обращения» от 14 июня 1992 г. №622 предприятия: - обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; - должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; - могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятия; - обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка; - имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Проведение расчетов предполагает прием расчетных документов от плательщиков, их обработку, пересылку их на счет в банке и выдачу выписок о состоянии счета владельцу. Для проведения расчетов предприятия и организации открывают в банке расчетные или текущие счета. Для открытия расчетного (текущего) счета необходимо заключить с банком договор банковского счета. Согласно статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязывается принимать и зачислять поступающие на счет, открытый предприятию (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения предприятия (клиента) о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк обязан зачислять поступившие на счет предприятия (клиента) денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению предприятия (клиента) выплачивать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк, если у него отсутствуют средства для выполнения поручения предприятия (клиента), должен в течение следующего дня сообщить о помещении переданных расчетных документов в картотеку неоплаченных документов. В свою очередь предприятие (клиент) имеет право отозвать эти документы. Законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др. Для открытия расчетного (текущего счета) в банке предоставляется комплект документов, к которым, в частности, относятся: - заявление на открытие счета; - свидетельство о государственной регистрации; - копии учредительных документов, подтверждающий статус юридического лица; - свидетельство о постановке в налоговые органы; - карточка с образцами подписей и др. При открытии лицевых счетов в банке заполняется карточка образцов подписей руководителя, главного бухгалтера и оттиска печати предприятия. Закрытие расчетного (текущего) счета осуществляется на основании расторжения договора банковского счета, которое в соответствии с ГК РФ возможно (статья 859) по заявлению предприятия (клиента) в любой момент. По требованию банка договор может быть расторгнут судом в следующих случаях: когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом; или при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. 2.2. Формы безналичных расчетов предприятий Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными требованиями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями поручениями. Аккредитив – это условное обязательство банка по поручению клиента (предприятия) осуществить платеж в пользу контрагента по предъявлению последним определенных документов. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива. Схема расчета по аккредитиву представлена на рисунке 1. Рис. 1 Аккредитивная форма расчетов где, 1 – заключение договора (письменная форма, согласно ГК РФ); 2 – покупатель предоставляет в свой банк заявление на открытие аккредитива и прикладывает договор по которому определен перечень документов для предоставления платежа; 3 – открытие аккредитивного счета и передача платежных документов; 4 – уведомление поставщика о открытие аккредитивного счета; 5 – поставка или отгрузка товаров; 6 – предоставление в банк документов, указанных в договоре. Осуществление платежа (с аккредитивного счета на расчетный счет); 7 – уведомление банка об использовании аккредитива; 8 – уведомление покупателя о перечислении средств. Выделяют покрытые (счет с реальными деньгами) и непокрытые (условное, документально, без реальных денег) аккредитивы. Аккредитив бывает отзывной (отзыв денег обратно на расчетный счет) и без отзывной. Инкассо – банк по поручению и за счет клиента (предприятия), осуществляет действия по получению платежа со счета клиента на счет получателя. Выделяют акцептное инкассо и безакцептное. Под акцептной инкассо понимают осуществление платежа с согласия плательщика. Безакцептное инкассо – осуществление платежа без согласия плательщика.
Инструментом инкассо являются платежные требования и инкассовое поручение. При этих двух формах инкассо предполагают использование обоих инструментов. Платежное требование – это платежный документ, содержащий требование покупателя средств к плательщику об уплате денежных средств через банк.
Инкассовое поручение – это расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств с расчетного счета в бесспорном порядке. Схема расчета по акцептному инкассо представлена на рисунке 2. Рис. 2 Схема расчета по акцептному инкассо. где, 1 – заключение договора; 2 – поставка товара или оказание услуги; 3 – выставление требования для осуществления платежа; 4 – передача платежных документов для акцепта; 5 – возврат акцептованных платежных документов; 6 – перевод средств; 7 – уведомление поставщика о получении средств. Банковский перевод осуществляемый с использованием платежного поручения. Платежное поручение – это поручение предприятия (клиента) банку, перечислить с его счета на указанный счет, указанную сумму. Это самая распространенная форма безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д. Платежные документы действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т. е. до отгрузки товара. При отсроченном платеже вначале осуществляется поставка, а потом платеж. Досрочный платеж осуществляется до срока поставки. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон. Схема расчета платежными поручениями представлена на рисунке 3. Рис. 3 Схема расчетов платежным поручением. где, 1 – заключение договора; 2 – передача в банк платежного поручения; 3 – осуществление платежа; 4 – уведомление поставщика о поступлении средств. Чековая форма – осуществление платежа посредством чека. Чек – это ценная бумага содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателю банку осуществить платеж указанной сумма чекодержателю. Чек удобен для расчетов в случаях: - когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передать товар до получения гарантии платежа; - когда продавец заранее не известен. Чековая книжка представляется собой бланки чеков «Расчетные чек», сброшюрованный в книжки установленного образца по 10, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек – документы строгой отчетности и их форма устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Для получения чековой книжки предприятия предоставляют в обслуживающий их банк заявления. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки. Клиентам с устойчивым финансовым положением и стабильной платежной дисциплиной при наличии соответствующего договора может быть выдана чековая книжка под гарантию банка (без депонирования средств). Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение десяти дней, не считая дня его выдачи. Приобретая товар или получая услуги, предприятие (через полномочного представителя) выписывает расчетный чек и передает его поставщику – покупателю средств (рисунок 4). Чеки, поступившие в платеж, как правило, должны сдаваться чекодателем в банк на следующий день со дня выписки. После проверки правильности реквизитов чеков и соблюдения сроков их действия банк зачисляет сумму, указанную в чеке, на счет получателя денежных средств, списав ее со счете, на котором депонированы средства, или с расчетного или ссудного счетов (если книжка выдана под гарантию банка). Рис. 4 Схема расчетов чеками. где, 1 – предоставление заявления в банк на открытие лимитов чекового счета; 2 – открытие чекового счета и выдача чековой книжки; 3 – заключение договора; 4 – поставка товара или оказание услуг; 5 – передача чека; 6 – предоставление чека в банк эмитента; 7 – уведомление поставщика о поступлении средств. В мировой практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делят на: именные, ордерные, предъявительские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке. Именные чеки передаче не подлежат. Платеж по ордерному чеку может быть совершен как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу (оформленному на обороте чека), то есть может передаваться другому лицу путем оформления передаточной надписи (индоссамента). Платеж по предъявительскому чеку может быть совершен в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Такие чеки могут передаваться другому лицу путем простого вручения. В настоящее время предприятия нередко прибегают к использованию векселей. Вексель – ценна бумага, представляющая собой безусловное абстрактное обязательство или приказ уплатить определенную сумму денег владельцу векселя. Вексель в качестве расчетного документа может использоваться при аккредитивной форме расчетов, а также при расчетах в порядке зачета взаимных требований.
3. Кассовое обслуживание государственных и муниципальных унитарных предприятий Кассовое обслуживание предполагает, то банк выдает и принимает от клиента наличные деньги. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банком каждому предприятию по согласованию с его руководителем, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы банка. В Российской Федерации кассовое обслуживание осуществляется в соответствии с письмом Центрального банка Российской Федерации от 04 октября 1993 г. № 18 (ред. от 26.07.1996г.) «Об утверждении порядка ведения кассовых операций».
В кассах предприятия наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых банками по согласованию с руководителями предприятий ежегодно. Предприятия обязаны сдавать в банк все наличные деньги сверх установленных лимитов. В кассе предприятия может оставаться (в пределах лимита) лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения сделаны только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий, которые могут находится в кассах предприятий не свыше трех рабочих дней (для Крайнего Севера – 5), включая день получения денег в банке.
Банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями. Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем банка в зависимости от объема налично – денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятием порядка работы с денежной наличностью. В ходе проверки рассматриваются: 1) полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке; 2) полнота сдачи денег в кассу банка; 3) соблюдение согласованных с банком условий расходования поступивших в кассу наличных денег; 4) соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (Центральный банк Российской Федерации ограничивает расчеты наличными между юридическими лицами. В настоящее время предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами установлен в сумме 60 тыс. руб.); 5) соблюдение лимита кассы; Предприятия должны обеспечить сохранность денег, для чего помещение кассы оборудуется надлежащим образом (наличие сейфов, решеток на окнах и т. п.); занимающие должности кассиров оформляются как материально ответственные лица и т. п. В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт » от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ установлено, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производится всеми предприятиями с обязательным применением контрольно – кассовых машин. Закон возлагает на предприятия ряд обязанностей, в том числе: - иметь контрольно-кассовые машины; - регистрировать их; - использовать только исправные машины для осуществления денежных расчетов; - выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием; - обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно – кассовых машин беспрепятственный доступ к этим машинам. Согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40), Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках). Расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, осуществляют через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3-х рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утверждает перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно – кассовых машин. Это, в частности, предприятия в части оказания услуг населению с выдачей квитанций, путевых билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
Заключение Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях.
С помощью потока денег в наличной и безналичной формах – денежного оборота как совокупности всех платежей, обеспечивается функционирование различных предприятий, движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны за определенный период. Образуемые в результате деятельности предприятий их финансовые ресурсы являются основой финансового потенциала государства, а также существования и развития всей системы финансовых отношений в обществе. Унитарные предприятия в своей деятельности используют различные формы расчетов. Основным критерием при выборе расчетов и кредитного учреждения служит их своевременность, надежность и эффективность. Российская Федерация осуществляет политику расширения безналичных расчетов и ограничения наличных расчетов.
Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.) 2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.) 3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.) 4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) 5. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г.) 6. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 04 октября 1993 г. № 18 (ред. от 26.07.1996г.) «Об утверждении порядка ведения кассовых операций». 7. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - Юрайт-Издат; Право и закон, 2003 8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". - "Дело", 2004 г. 9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы - М.: 2001 – 687 с.; 10. Справочная правовая система «Гарант»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.