Реферат по предмету "Философия"


Становление философии. Реферат

«Пусть никто, пока он молод,
не откладывает занятий философией» Эпикур (древнегреческий философ). Люди с давних пор стремились понять окружающий мир и свое место в нем, осознать собственное предназначение в жизни в отличии от других творений природы. Это осознание отложилось в форме философских размышлений, трактатов о смысле индивидуальной человеческой жизни, исторического пути человечества, существования мира, Вселенной. Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христинизации страны (конец Х в.). Первый (ранний) период в ее развитии пришелся на XI- XVII вв. (Древняя и средневековая Русь). В рамках этого длительного периода имело место формирование русской философии и обретение его национального характера. Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и места человека в нем, раскрывались в летописях как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в «Повести временных лет» был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения, формулировались нравственные нормы общественной жизни, поднималась проблема служения человека своему Отчеству. Термин «философия» происходит от греческого «филео» - любовь и «софиа» - мудрость и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые термин употребил древнегреческий ученый и философ Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). В европейский период распространение понятия связано с именем Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.). Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т.д. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Иллариона (XI в.). В его «Слове о Законе и Благодати» центральной темой для осмысления стала христианская история и место в ней России. В «Молитве» Илларион рассматривал природу человека, подчеркивал его нестойкость и греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви. В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку (мирянину). Ему рекомендовалось обходиться «делами добрыми» - покаянием, слезами и милостынею. К числу необходимых этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать и др. Мономах раскрывал также принципы взаимоотношений между человеком и обществом. Основой всего поведения человека должен быть страх божий, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием. Спасение души – вот что является важнейшей задачей бытия человека в этом мире. В период Московского царства (XI-XIV вв.) наряду с историософскими и нравственно – практическими, в русской философской мысли появились и натурфилософские учения. В XIV веке на Руси распространился исихазм ( безмолветвие) как практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество. Сторонники этого движения полагали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцания природы и с помощью молитв. Человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего творца. Он представляет собой как бы «микрокосм» и ограничено соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов он относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость и др. Все они означают ту или иную степень отпадения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем нестятательства – движения за отказ монастырей на право владения аскетического образа жизни. Нестятателям противостояли посифяне – последователи иосифа Волоцкого, настаивавшего на праве и обязанности церкви и христиан участвовать в социальной жизни, помогать обществу и государству социальным служением – образовательной и просветительной экономической и цивилизаторской деятельностью, социальным презрением и т.д. Это были ростки социальной мысли и идеологии. В это историческое время на Руси появилась ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью. В XIV-XVII вв. (русское средневековье) философская мысль переключилась на осмысление в основном социально – политической и историософской проблематики. В это время выделилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания – в религии, литературе и философии, в устном народном творчестве. Становление русской государственности преломилось, в частности, в учении монаха Филофея о Москве как «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов. «Новый Рим» (Константинополь» стал продаетателем этого вероучения, но и тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «третьему Риму» (Москва) как истинному наследнику христианского вероучения, «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Это учение Филофея обосновывало притязания Московского государства на роль великой державы, ее особое место в мире. Сторонником сильного государства был и известный общественный деятель своего времени И.С. Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формой государственности является неограниченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые полномочия и в своих действиях вправе применять даже военную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства. Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках сформировались три важных идейных потока отечественной философской мысли – историософской, религиозный и нравственный. В последующем эти тенденции существенно обогатились новыми темами, оставаясь ведущими в отечественной философии.
Важнейшие течения в философии XIX века. XIX столетие по праву называют «золотым веком» русской философии – по богатству ярких имен, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразия) в ней. Следует также отметить, что в это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература XIX в. образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.
Начало классического периода было связано с творчеством П.Я. Чаадаева, и в художественной литературе – с А.С. Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначалась проблема выбора Россией социального идеала, путей и форм и дальнейшего развития, взаимоотношений с мировым сообществом. П.Я. Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы, дать миру какой-нибудь важный урок, разрешить наиболее сложные проблемы человечества. Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской философии XIX столетия и возникновению в ней двух противоположных течений – западничества и славянофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания. В славянофильстве идеализировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были уничтожены «тлетворным» и «разрушительным» воздействием западной культуры. Задачу последующего развития России славянофилы видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям – авторитету религии и церкви, государству, своему народу. Западники (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.) – они по иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития. Они активно выступали за европеизацию страны. Давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым нормам общества. Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И. Герцен, «Вальтер XIX века». В ряде своих крупных работ «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке» и др. он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России; разработал концепцию крестьянского социализма. Ему представлялось, что основой будущего справедливого общества призвана стать сельская община «мир» с ее здоровой трудовой моралью и духом коллективизма, простейшими элементами демократии. Весьма заметным явлением русской общественной мысли 60-70-х годов прошлого столетия было народничество, в котором основным явилась идея крестьянской революции. В этом течении имели место три ветви: анархистская, пропагандистская, заговорщическая (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.Н. Менделеев, И.М. Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции м.В. Ломоносова, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. В советский период отечественной истории (1917-1991 гг.) философская мысль не имела возможности для самостоятельного существования и развития в формах различных типов. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и жестокого контроля со стороны государства и правящей партии философия постепенно превращалась в служанку политики. Она использовалась для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития. Крайне негативное воздействие на развитие философской мысли в нашей стране оказала высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества. Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим. Ведь здесь философская мысль лишилась самого важного для своего нормального существования – интеллектуальной свободы. Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. В этом смысле, как заметил Г. Гегель, «для добывания хлеба насущного нет средства хуже, чем философия». Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку обрести мудрость, или «добрый разум» как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней». Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает. Философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого общества. Использованная литература: 1. Философия: курс лекций (Бабинов Ю.А., Ботьева О.В., Калашников В.И.). 2. Основы философии. (В.Г. Горбачев). 3. Философия. (Л.Г. Кононович, Г.И. Медведьева) 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :