Реферат по предмету "Философия"


Основы современной философии

1. Понятие общества.
Основной концепции общественного развития. Общество — открытая материальная саморазвивающаяся система, содержанием которой является совокупность об­разующих ее людей, а также те связи и отношения, в которых, они находятся. Общественная жизнь как взаимо­связанное множество разнородных социальных процессов является объектом изучения многих социальных дисциплин (история, право, экономика, социология, этика и т.д.), а в сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией, которая изучает состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и дви­жущие силы его функционирования и развития, его взаи­мосвязь с природной средой и окружающим миром в целом. Основу социальной системы составляет совместная деятель­ность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого чело­века как общественного существа.
Общественная жизнь как социальная материя являет­ся высшей формой движения материального мира. Обще­ство возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалась как спе­цифическая системная организация, отличающаяся от дру­гих материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, социальные общности, государственные учреждения, политические институты и т. д. Общество характеризуется также особым механизмом передачи информации и способом наследова­ния. Но самое главное отличие социальной материи от дру­гих ее форм движения состоит в том, что она включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, сознание, которые в своем взаимодействии определяют уро­вень и содержание общественной жизни. Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функциониро­вании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, соци­альная, политико-управленческая и духовная. При взаимо­действии этих сторон общественной жизни определяющей в социальном процессе является материально-производ­ственная или экономическая, т.е. производство, распреде­ление, обмен и потребление разного рода предметов и ус­луг. Материальное производство создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит обществен­ный характер и определяет содержание общественных от­ношений, взаимоотношения людей в процессе их воздей­ствия на природу, преобразования материала природы в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Однако в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках ведущую роль играет ду­ховная сфера. От того, на каком уровне понимания — со­знательном или неосознанном — осуществляет человек свою деятельность, зависят ее результаты как в локальных, так и в глобальных масштабах. Общественная жизнь — это неразрывное единство материального и духовного, их вза­имодействие и переходы одного в другое. Общество — постоянно развивающаяся система. В сво­ей эволюции оно последовательно проходило определен­ные закономерные этапы, которые в социальной науке фик­сируются в экономически-формационных и в социокуль­турных цивилизационных критериях. Каждый новый этап формационных и цивилизационных процессов характери­зовался освоением более высоких технологий, соответствую­щим им техническим обеспечением, усложнением соци­альной структуры, более широким масштабом взаимодей­ствия с окружающей средой, определенными формами коллективной деятельности. Но главными показателями в развитии общества всегда являлись характер обществен­ных отношений, уровень сознательности человеческого фак­тора и демократичности социальных структур. Отличитель­ными чертами современного общества являются глобальные масштабы производства (материального и духовного), ин­формационно-технологический способ воспроизводства всей системы общественных отношений, необходимость демо­кратических форм жизнедеятельности, опережающего раз­вития науки и духовной культуры в целом по отношению ко всем остальным сторонам его жизни. Философское учение об обществе формировалось исто­рически и, как составная часть философии, прошло дли­тельный путь развития. Так, уже в древнем мире были сформулированы многие важнейшие его положения. Древ­негреческий философ Демокрит определял историю чело­вечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию — «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний, собира­ния запасов и т. д. Общественная жизнь, считал Демокрит, определяется равенством людей перед законом, верой в силу их разума, способностью познавать и разрешать слож­ные социально-этические проблемы. Другой мыслитель древности — Платон — разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жиз­ни, пытался обосновать связь между справедливостью и человеческой природой. Важные идеи в области социаль­ной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов. В своем учении о человеке он выделял такие его черты, как духовность и нравственность, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия. Этим закладывались основы учения об обществе как спе­цифической сфере бытия, имеющей свои законы. Для периода средневековья характерны теоретические поиски целостного обоснования мира, включающего обще­ственную жизнь, на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог. Наибо­лее явно эта позиция была выражена в учении Августина Блаженного и позднее у Фомы Аквинского. Августин пи­сал, что вся история предопределена Богом, все пороки общественной жизни являются результатом грехопадения людей. Фома Аквинский, развивая эту мысль, утверждал, что человеческое общество изначально основано на нера­венстве и люди должны мириться с этим. Неравенство людей является не только результатом грехопадения, а «угод­но воле Бога», предначертано свыше. В условиях нового времени мыслители, отвергавшие религиозные взгляды, считали, что общество возникло и развивается естественным путем. Разрабатывались концеп­ции его договорной организации (Гоббс, Руссо и др.). Граж­данское общество с этих позиций рассматривалось как со­вокупность индивидов, а его познание осуществлялось на основе механического описания объекта. Объективный идеа­лист и диалектик Гегель переносил реальный историче­ский процесс в сферу сознания и определял его как «про­гресс духа в сознании свободы». Ступенями социального развития являются семья, гражданское общество и госу­дарство. Гражданское общество он рассматривал как «за­висимость всех от всех», которая осуществляется на основе достижения социальных интересов. Он впервые попытался отразить историю человечества в виде необходимого про­цесса развития абсолютной идеи. Другой представитель немецкой классической философии — материалист Л. Фей­ербах — определял гражданское общество как совокупность индивидов, объединенных природной субстанцией. Движу­щей силой развития такого общества является любовь лю­дей друг к другу. Проблемам общественной жизни боль­шое внимание уделялось в русской социологической мыс­ли (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. С. Соловьев и др.), которая традиционно была обращена к народу, пы­талась обосновать пути его освобождения от крепостного рабства. В целом же социологическая мысль этого перио­да, выйдя на новый уровень рассмотрения общественных процессов и выдвинув отдельные рациональные положе­ния, не смогла преодолеть рамки идеалистических и уто­пических представлений об обществе.
Новым этапом в разработке социальной философии яви­лась материалистическая теория марксизма, согласно кото­рой общество — не простая сумма индивидов, а совокуп­ность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».8 Рассматривая развитие общества как естественноисторический процесс, в котором действуют и проявляют себя специфические социальные законы, Маркс и Энгельс разработали учение об общественно экономичес­ких формациях, определяющей роли материального произ­водства в жизни общества, решающей роли народных масс в общественном развитии и другие важные положения исто­рического материализма, дали ответы на вопросы, постав­ленные историей на повестку дня в период утверждения капитализма как ведущего для своего времени, но изна­чально обремененного антагонизмами общественного строя.
Для второй половины XIX и для XX в. характерны мно­гообразные попытки объяснить социальную реальность с помощью конкретно-научного знания: географии, биологии, кибернетики, системотехники, синергетики, психологии и др. (Ф. Ратцель, Г. Спенсер, М. М. Ковалевский, М. Ве-бер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). В настоящее время пред­принимаются попытки построить модель социальной систе­мы на основе технико-технологической детерминации, ха­рактеризующейся нелинейными, бифуркационными и иными процессами, описываемыми в естественных и технических науках, абсолютизируются отдельные аспекты обществен­ной жизни (концепции общества «управляющих», «средне­го класс», «культурной динамики», «государства всеобщего благоденствия» и другие прикладные концепции). Вторая половина XX в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе. В западной философии возникают многочисленные направления, акцентирующие внимание на различных сферах человеческой деятельности: коммуникативное, культурологическое, психологическое и др.; формируется философская антропология. В 80-е гг. XX в. получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационное (Е. Масуд, Дж. Нейсби), сверхиндустриаль­ное (О. Тоффлер), технотронное (3. Бжезинский) и др. Их суть состоит в том, что в новых условиях решающим фак­тором общественного развития становится производство» распределение и потребление информации. Если в индуст­риальном обществе главную роль в его воспроизводстве играли вещественные и энергетические компоненты, то теперь определяющим ресурсом становится информация, ее объемы и качество. Информационные процессы, затра­гивая все стороны общественной жизни, формируют прин­ципиально новую основу всей системы жизнедеятельнос­ти, ее контроля и совершенствования. В связи с этим в настоящее время остро встали вопросы дальнейшего развития общественно-исторической теории и практики применительно к реалиям сегодняшнего дня. Становление информационно-технологической цивилизации и глобальные трансформации на этой основе современного общества определили необходимость нового уровня их философско-методологического осмысления, что нашло свое отражение в формировании современной формы социаль­ной философии, как теоретической модели развития нового общества.
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ, И ИДЕАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Общество как социальная форма движения материи оп­ределяется не только многообразием и сложностью состав­ляющих его элементов, специфичностью их функций, но и наличием духовных процессов, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является фундаментальной ос­новой социальной философии, на базе которой возможно их целостное теоретическое осмысление. Материальные факторы — это материальное производство, воспроизвод­ство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людь­ми — классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными, определяющими по отно­шению к последним. Идеальные факторы в обществе — это его субъективная сторона, отражение объективных про­цессов в головах людей, осознание ими общественно необ­ходимых потребностей. Они вторичны по отношению к фак­торам материальным, но играют ведущую роль в определе­нии путей реализации назревших исторических задач. Однако действительная субординация между матери­альными и идеальными факторами является отнюдь не прямолинейной и не однонаправленной. Материальные фак­торы лишь в конечном счете определяют идеальные про­цессы. Духовная жизнь общества, будучи многократно опо­средованной различными отношениями, институтами, тех­нологическими средствами и т. д., обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздей­ствие на всю систему общественной жизни. Сознание лю­дей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдель­ных исторических процессов определять возможную направ­ленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической прак­тики преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности лич­ности, идеальные факторы превращаются в материальные. Понятия материальных и идеальных факторов, обосно­вание их диалектической взаимосвязи, взаимообусловлен­ности и взаимопереходов раскрывают содержание социаль­ного детерминизма, являющегося важнейшей составной частью современной теории общественного развития. Если рассматривать наличие сознательной деятельности в исто­рическом процессе, оказывается совсем не просто выде­лить системообразующий фактор — основу, на которой формировалось общество. Одни считают, что такой основой является духовная деятельность (Бога, абсолютной идеи, человека), другие — материальная деятельность людей. Не случайно долгое время среди философов господствовала точка зрения, что Жизнь общества складывается из поступ­ков людей, т. е. сознательных действий, и поэтому все в ней определяется сознанием людей — мнения управляют обществом. При этом другую крайность составляло направление вульгарного материализма в социологии, сводивше­го все духовные процессы к материальной основе. На самом деле в реальной жизни, будучи различными по своей природе, они неотделимы друг от друга, взаимо­действуют и постоянно меняются местами. При этом зако­номерностью является возрастание роли духовного факто­ра в развитии общественной жизни. При таком подходе социальная философия представляет собой синтез собственно социальных знаний об обществе, о закономерностях его развития, и гуманитарных знаний о человеке, его сущнос­ти, человеческой субъективности. В таком своем содержа­нии она является теоретической основой деятельности субъективного фактора, определения направленности ре­формирования современного общества. Материальные и идеальные факторы — взаимообуслов­ленные, но качественно разнородные процессы. Для науки важно выделить тот фактор, который в конечном счете является определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та сторона общественной жизни, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объек­тивно, т. е. вне сознания людей, независимо от него. Со­держание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует ре­альный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести производство материальных благ и его обществен­ную форму — производственные отношения (формы собствен­ности, разделение труда, распределение, обмен), взаимодей­ствие человека с природой и др. Преобразованная челове­ком природа продолжает оставаться бытием материи. Но как общественное бытие она функционирует тогда, когда включается в материальные общественные отношения.
Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существова­ние общества невозможно без человека. Производство тре­бует не просто индивида, а человека, наделенного соответ­ствующими качествами: умениями, навыками трудовой деятельности, знаниями. Поэтому, чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не толь­ко как биологическое существо, но прежде всего как суще­ство социальное, обладающее сознанием, интеллектом, куль­турой. Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т. е. осмыслени­ем тех процессов, которые обеспечивают существование и воспроизводство общества, выработку норм поведения, идеа­лов и средств их реализации.
Общественное сознание, возникнув в процессе станов­ления общественного бытия, включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым и существен­ным моментом всей истории человечества. Оно присутству­ет в любой человеческой деятельности, являясь ее субъек­тивной стороной. Это активная сила, оказывающая обрат­ное воздействие на общественное бытие. Но воздействие может быть различным по своей направленности. Обще­ственное сознание включает в себя те общие, иногда суще­ственные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регулирует поведение людей, объединяет их и реализуется в соответствующей деятельности. Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах: экономического, политического, право­вого, этического, эстетического, религиозного, философско­го и научного сознания. Важнейшей формой общественного сознания является экономическое сознание людей. Его объек­том является производственная деятельность, которая обес­печивает их существование. В современных условиях она представляет собой сложную экономическую систему. Эта система сложилась естественно-историческим путем, во мно­гом методом проб и ошибок, и в силу этого не является в прямом смысле порождением человеческого разума. Но че­ловек постоянно стремился к тому, чтобы охватить сознани­ем, понять закономерности функционирования, становления, развития, движущие силы экономической системы; выдви­гал гипотезы, создавал теории, строил модели макро- и мик­роэкономики, т. е. формировал систему знаний об экономи­ческой стороне жизни общества. Для современного общества овладение знаниями об экономической деятельности крайне необходимо, особенно в периоды реформирования общества. С появлением классового деления общества и образова­нием государства появляется политическое сознание или знание о том, как надо управлять государством. Его осо­бенность состоит в том, что оно выражает коренные инте­ресы различных больших социальных групп — классовых общностей. Эти интересы представлены в виде различных политических программ, взглядов и доктрин. Политичес­кие взгляды активно влияют на все стороны жизни, явля­ются составной частью управления обществом. Одной из форм общественного сознания является пра­вовое сознание. Право — совокупность норм и правил по­ведения людей, которые утверждены государством и являются законом их поведения. Государство своей силой и авторитетом обеспечивает неукоснительное их выполнение. Правовое сознание отличается от права как такового, вклю­чая в себя знание (или незнание) законов, а также отноше­ние к ним. Характерным примером их нетождественности является российская практика, где правовое сознание лю­дей допускает необязательность выполнения законов, ко­торые почему-либо считаются несправедливыми. Кроме законов, поведение в обществе регулируют нор­мы и правила, соблюдение которых обеспечивается тради­циями, обычаями, общественным мнением, авторитетом общества или какой-либо социальной группы. Совокупность этих норм поведения, а также оценочные представления о добре или зле, хорошем или плохом и т. п., является со­держанием морали — самой древней формы общественно­го сознания. Еще одной формой общественного сознания является искусство. Отличие этой формы от других составляет ху­дожественный способ познания и отражения действитель­ности. Автор художественного произведения всегда выра­жает обобщенный, стилизованный образ, который в науке выражается словом, а в искусстве — образом. Важную роль в жизни общества играет такая форма отражения действительности, как религия. Она представ­ляет собой определенную форму мировоззрения, которое основано не на научных знаниях, а на сведениях, изложен­ных в религиозных трактатах, священных книгах. С точки зрения материализма, религиозное сознание представляет собой фантастическое иллюзорное отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними. Для усиления своего влияния в массах религия широко ис­пользует мораль и искусство. Изменения в социальной орга­низации общества приводили к изменениям религиозных представлений. Так, католицизм в средние века олицетво­рял феодальную разновидность христианства. С появлени­ем капиталистических отношений возникает протестантизм, как буржуазная разновидность христианства. Философия как форма общественного сознания пред­ставляет собой систему знаний, которая обеспечивает ме­тодологическую, гносеологическую и мировоззренческую основу для решения исследовательских и практических задач в естествознании, историческом познании, производ­ственной и политической деятельности. Эта система зна­ний отражает всеобщие свойства вещей и процессов, их взаимосвязи, формирует представление о мире как целост­ной системе и всеобщих законах его развития. В круг инте­ресов философии входят знания о человеке, содержании его деятельности, смысле жизни и др. Тесно взаимосвязана с философией и такая форма об­щественного сознания, как наука. Наука представляет со­бой сумму полученных объективных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. В отличие от худо­жественной формы освоения мира, где действительность отражается в образной форме, наука стремится к построе­нию знаний в теоретической форме, к логическому доказа­тельству своих выводов. Она является наиболее адекват­ной формой отражения мира. С философией наука связана двояко. С одной стороны, знания, полученные наукой, фи­лософия использует как основу для собственного анализа и доказательства своих представлений о мире. С другой сто­роны, разрабатывает общую методологию для научных ис­следований и осуществляет мировоззренческую интерпре­тацию их результатов. Все формы общественного сознания взаимосвязаны, они образуют единую внутренне противоречивую дина­мичную систему духовных процессов в обществе. Разли­чаясь между собой по объекту и способам отражения, все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. По глубине отражения общественное сознание делится на обы­денное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, т. е. непосредственный жизненный опыт. Теоретическое сознание обосновывает сущность, закономерные связи явлений и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, логическом анализе его обобщений в философских концепциях. Общественное сознание в со­циально дифференцированном обществе отражает обще­ственное бытие с позиций определенных социальных сло­ев, групп, классов, что является его идеологическим ас­пектом. Поскольку любой человек так или иначе включен в определенные социальные общности, имеет определен­ные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отра­жают реальное положение дел, тогда знание будет объек­тивным, истинным.
Помимо обыденного и теоретического сознания выде­ляется особая форма отражения — общественная психоло­гия. Она не тождественна ни обыденному, ни теоретическо­му сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чув­ства и переживания в связи с общественными процессами. Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни, могут вызвать смутное недовольство, брожение в умах, проявляться в виде беспорядков, бунтов, восстаний и т. п., формировать определенный психологический настрой.
Изменения в общественной жизни, т. е. утверждение новых отношений, структурные преобразования и т. п. не возникают сами собой. Для этого нужны целенаправлен­ные, осознанные действия людей. Но в каких пределах свободен разум человека, производя изменения в обществе? Сознание само по себе не может менять общественную жизнь. Оно реализуется через деятельность людей, сообразуясь с объективными условиями. Если условия сформировались и действия людей способствуют разрешению возникших про­блем, то можно рассчитывать на успех. Но если таких усло­вий нет, самые благие пожелания обречены на неудачу. С другой стороны, если условия созданы и общество стоит на пороге перемен, то на первый план выдвигаются проблемы сознания, так как в обществе ничего не происходит без сознательной деятельности людей. В этом случае идеи ста­новятся либо созидательной движущей силой, либо тормо­зом общественного развития. В современном обществе, когда информация становит­ся одним из важнейших компонентов его жизнедеятельно­сти, проблема идеального приобретает особое значение. Формирование информационной цивилизации характери­зуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, вопло­щающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроиз­водства в материальной и духовной сферах.

3. ТРУД — ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ПЕРЕХОДА В НОВОЕ БЫТИЕ Необходимым условием возникновения и существова­ния общества является целенаправленная человеческая дея­тельность, содержание которой составляет труд. Способ функционирования общества заключается в том, что «люди производят»,10 это необходимо связано с преобразованием окружающей среды, средств преобразования и самого че­ловека. Становление человека начинается с изготовления орудий труда: примерно 2,5 миллиона лет назад возник древний первобытный человек и около 100 тыс. лет своего существования насчитывает современный человек. В про­цессе труда формировались сознание, различные формы социального общения (в том числе речь), происходило пре­образование орудий труда, природы и жизнедеятельности самих людей. Появление человека, как отмечал американ­ский философ Э. Фромм, означало, что возник «новый вид, который превзошел природу, — жизнь осознала себя». В процессе антропогенеза для человека определился «толь­ко один путь: полностью выйти из своего природного дома, найти новый дом, который он создает, очеловечивая мир и становясь сам настоящим человеком». Проблема деятельности исторически имела различное толкование, в зависимости от направленности тех или иных философских школ или течений: свободная актив­ность духа — у Фихте, рационалистическое самоизмене­ние абсолютной идеи — у Гегеля, жизненный мир — в феноменологии, и т.д. В марксистской философии дея­тельность рассматривается как познавательно-практичес­кое освоение и преобразование человеком объективного мира, подчеркивается единство ее чувственно-практичес­кой и рациональной сторон, определяются ее различные виды. Современная философия определяет деятельность как способ преобразования человеком окружающего мира и, основываясь на принципе антропоцентризма, формиру­ет представление о необходимости ее разумной и позитив­ной направленности. Деятельность как социальный опыт — специфически человеческая форма активного отношения к миру. Чело­век как необходимый элемент объективного материально­го мира и закономерный результат его эволюции взаимо­действует с ним путем активной познавательной и созна­тельно-преобразующей деятельности. По мере развития общества, роста технической оснащенности производства, накопления научных знаний расширялись масштабы дея­тельности и возможности человека в активном изменении и преобразовании окружающего мира, формировалась об­щественно-историческая практика человечества. Характер и направленность деятельности определяет­ся уровнем сознательности, ответственности, компетент­ности и нравственными установками субъектов социальных действий. Деятельность подразделяется на определенные виды, в зависимости от сфер общественной жизни (хозяй­ственная, политическая, религиозная, научная и т. д.), а также от уровня социального действия (деятельность лич­ности, коллектива, нации, народа, общества в целом). По своим результатам и последствиям она может быть репро­дуктивной (получение уже известных результатов), про­дуктивной (творческое преобразование, получение ново­го) и деструктивной (разрушение имеющегося, негатив­ные последствия). Характер деятельности определяет сущность субъекта действия. Особое место в системе многообразной деятельности че­ловека занимает труд. Трудовая деятельность как состав­ная часть деятельности вообще характеризуется такими признаками, как ее общественно полезное и необходимо значимое содержание. Она, несомненно, составляет основу понимания человеческой деятельности, является источни­ком развития общества, культуры и цивилизации. Но по­мимо этого позитивного аспекта, определяющего ее глав­ное содержание, деятельность может включать в себя и негативные, деструктивные моменты, основанные на ирра­циональном восприятии мира, амбициозных установках, абсолютизации отдельных сторон жизни и т. п. В древнем обществе существовало одно целостное про­изводство, в котором создание материальных благ, в основ­ном, совпадало с развитием человеческих производитель­ных сил: и то и другое осуществлялось в едином производ­ственном процессе. Употребление и изготовление орудий труда и предметов потребления стимулировало развитие человеческих сил. С другой стороны, от развития способно­стей человека зависело совершенствование орудий и жиз­ненных средств. В современном обществе усовершенствование средств производства и развитие человека как работника в значи­тельной степени отделены друг от друга. Прежде чем на­чать производить материальные блага, человек должен мно­го лет учиться вне самого процесса производства. Поэтому может возникнуть иллюзия, что производство зависит от результатов подготовки работника. Но это односторонний подход, не учитывающий специфики нового уровня их вза­имосвязи. В современном обществе, особенно в экономичес­ки развитых странах Запада, намечается тенденция к изме­нению места и роли человека в производстве и обществе. Для постиндустриального общества в системе источников развития на первое место выходит сам человек и его созна­ние. Это означает, что в условиях информационно-техноло­гического производства сознание также определяет обще­ственное бытие, как и бытие определяет сознание, а в ру­ках человека находится его настоящее и будущее.
Содержание и значение деятельности людей раскры­вается в понятии свободы и необходимости. Если категория необходимости определяет мир с точки зрения его объективных, внутренних, существенных отношений и свя­зей, то свобода рассматривается как осознанная необхо­димость, реализуемая в процессе активной и целенаправ­ленной деятельности людей. Человек, познавая окружаю­щий мир, овладевает необходимо проявляющими себя процессами, создает механизмы соответствующего воздей­ствия на них, изменяет мир, условия своей жизни и само­го себя.
Развитие общества исторически сопровождалось возра­станием степени свободы человека, возможностью выбора социального варианта. Но свобода не может быть абсолют­ной, она не отменяет объективных законов, а лишь опреде­ляет возможности использования их и воздействия на них в интересах человека и общества с обязательным учетом последствий такого воздействия. Игнорирование этих тре­бований неизбежно приводит к негативным результатам человеческой деятельности. Отличие современной ситуа­ции в общественной жизни от предшествующих периодов заключается в том, что человеческая деятельность приоб­рела общезначимые глобальные масштабы. Незнание или пренебрежение объективными процессами развития обще­ства может привести к необратимым последствиям, дегра­дации человечества, уничтожению культуры, цивилизации самого человека. Кризисная ситуация современного общества является следствием прежде всего техницистского, волюнтарист­ского и утилитарного мышления, неспособных подняться до понимания диалектики развития современного обще­ства, глобального видения проблем, связанных с возрас­танием роли сознания и интеллекта в жизнедеятельно­сти человека, планетарными масштабами его воздействия на окружающий мир. Особенно опасными и катастрофи­ческими последствия такого отношения могут быть для реформируемого общества, как, например, в России. Во имя сохранения самого человечества возникла необходи­мость установления результативного контроля с целью сознательного регулирования его деятельности через сис­тему национальных и международных институтов и орга­низаций.

4. САМООРГАНИЗАЦИЯ
И УПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Общество как качественно специфическая часть мате­риального мира является высшей формой его движения. Возникнув в результате эволюции природы как ее есте­ственное продолжение, оно с самого начала своего суще­ствования определялось своими особыми системными ха­рактеристиками и специфическими законами развития. В отличие от специальных общественных дисциплин, ко­торые исследуют отдельные аспекты социальной жизни, философия изучает состояние общества как целостной сис­темы, общесоциологические законы его функционирова­ния и развития, а также взаимодействие его с природой и миром в целом. Законы общественного развития, как и законы природы, являются объективными, но в отличие от последних реализуются только через деятельность людей. Поэтому изучение общественных законов необходимо пред­полагает включение в их содержание субъективного фак­тора, который определяет механизм и форму их реализа­ции. Через совокупную деятельность миллионов людей многих поколений проявляется содержание и направлен­ность социальных процессов, которые реализуются как еди­ный цивилизационный процесс развития человечества. Вопросы о том, развивается общество или остается не­изменным, и если развивается, то каковы причины и дви­жущие силы изменений, к каким результатам они приво­дят, в философии истории всегда рассматривались как ос­новные, определяющие содержание всех остальных проблем. Но ответы на эти вопросы были прямо противоположны­ми. Не являются они однозначными и в настоящее время. Такая ситуация в социальной сфере определяется, во-пер­вых, исключительной сложностью самой общественной си­стемы; во-вторых, в обществе, в отличие от других матери­альных систем, действует наделенный сознанием человек; и, в-третьих, социальная неоднородность общества сопро­вождается наличием идеологических аспектов при объяс­нении социальных процессов. Наличие двух последних факторов может создавать представление о том, что в об­ществе, в отличие от природы, в принципе отсутствуют объективные законы, и главным условием изменений яв­ляется человеческий разум. Такие взгляды ни историю общества господствовали вплоть до середины XIX в. Одной из наиболее известных фигур в социологии того времени является О.Конт, кото­рый признавал наличие в обществе материальных и духовных факторов, считал в качестве ведущего человеческий разум. Он писал, что ему удалось открыть «великий и ос­новной закон» развития человечества, который устанавли­вал, что сначала изменяются идеи, затем нравы и, наконец, меняется само общество. Основоположник органической школы в социологии Г. Спенсер сравнивал общество с жи­вым организмом, считал, что оно состоит из индивидов по­добно тому, как организм состоит из клеток. Законы эволю­ции одинаковы в природе и обществе. Нормальным состоя­нием общественной системы, как и любой другой, является равновесие, нарушение которого в виде революций, потря­сений и т. д. характеризуется как социальная болезнь. Хотя Спенсер и говорит о неких законах эволюции, он считает, что они непознаваемы, поскольку человек может восприни­мать лишь явления, а не сущность. Французский социолог и философ второй половины XIX в. Э. Дюркгейм, подверг­нув критике взгляды Конта и Спенсера за их попытки свес­ти общественные явления к психологическим и биологичес­ким факторам, также не преодолел идеалистических воз­зрений на содержание общественных процессов. Утверждая, что единицей социологического исследования является не индивид, а группа, он отождествлял материальные и духов­ные факторы, считал, что ведущую роль в социальной эво­люции играют коллективные представления. В данном слу­чае сознание индивида как основа развития общества было заменено групповым сознанием, что не имеет принципиаль­ного значения в методологическом отношении. С появлением марксизма впервые был выработан ма­териалистический подход к обоснованию общественных процессов. К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули теорию соци­ального детерминизма, установили, что законы развития общества являются объективными, не зависящими от воли и сознания людей. Разработав теорию общественно-эконо­мических формаций, К. Маркс показал, что их развитие и смена являются реальным воплощением действия объек­тивных социологических законов. Особенность этих зако­нов заключается в том, что они проявляются не автомати­чески, как это имеет место в законах механики, физики и т. д., а через деятельность людей, реализуясь в связи с их сознанием, и предстают во взаимодействии материаль­ных (определяющих) и идеальных (ведущих) факторов. Среди многообразных социальных процессов определяю­щую роль играют экономические, но это, однако, не озна­чает, «что только экономическое положение является при­чиной, что только оно является активным, а все осталь­ное лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающее себе путь». Маркс говорил об исключительной сложности научного анализа обществен­ных законов, поскольку, например, в капиталистическом обществе они осуществляются весьма запутанным и при­близительным образом.
В современной западной социологии большинство кон­цепций, относящихся к описанию общества, в различных вариантах по-прежнему утверждают, что главным источ­ником изменений является человеческий разум и актив­ность творческих личностей. Так, основоположник деконструктивизма французский философ Ж.Деррида отрицает понятие бытия как присутствия. Мир, в том числе и соци­альный, предстает как нечто неопределенное, в нем посто­янно случаются акты разрушения, отрицания и реконструк­ции. Все это происходит само собой, без каких-либо законо­мерностей. О кризисе социологической науки свидетельствует и постмодернизм, который претендует на объяснение дел нынешнего дня, ссылаясь при этом на информационно-тех­нологические процессы. В социотехнической реальности, утверждают представители этого направления, происходит превращение вещно-предметной среды в знаковую, а техни­ки — в нематериальную систему. При этом человек как личность исчезает, перемещается в виртуальную реальность и становится элементом этой системы, полностью подчиняю­щимся в своем поведении ее требованиям.
Представитель постмодернизма Ж. Бодрийяр, характе­ризуя современное общество, пишет: «Симуляция, экстерминация, объективация, капитуляция (нам жизненно необходимо обоснование собственного ничтожествования). Абсурдность всякого созидания, когда ничего нет». В этих условиях, по мнению представителей постмодернизма, на­ука становится все более открытой для религии и теологии. Характерным для современной западной социологии является также односторонний подход в исследовании об­щества, когда отдельные стороны общественной жизни аб­солютизируются и превращаются в самодовлеющие: на­пример, «технологический детерминизм», «общество мас­сового потребления» и т. д. Материалистическая точка зрения по данному вопросу основывается на том, что законы общества объективны и являются продуктом его внутренней самоорганизации на основе материального производства. Они определяют необ­ходимые, существенные, устойчивые связи в отношениях между людьми и реализуются через деятельность социальных групп, имеющих свои, иногда взаимно противоположные, цели. В результате взаимодействия многообразных и разно­направленных интересов и сил складывается равнодействую­щая, определяющая содержание закона. Совокупность за­конов формирует закономерность или тенденцию развития. Общественные законы, будучи объективными, не могут быть изменены по чьему-либо желанию или воле, но в зависимо­сти от конкретно-исторических условий обладают своеобра­зием формирования и действия. Они носят статистический, вероятностный характер, в их проявлении велика роль слу­чайностей, но они выражают объективный ход истории и имеют направленное развитие. Важнейшими социальными законами являются: закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием, закон определяю­щей роли материального производства в жизни общества, закон свободы как осознанной необходимости и др. Появление теории систем и разработка системного под­хода как метода исследования позволяют в настоящее время рассматривать общество как большую сложную систему, функционирование которой подчинено некоторым общим для всех типов систем закономерностям. Синергетика, по­лучившая развитие в последние десятилетия XX в., уста­навливает, что к их числу относятся такие характеристики систем, как открытость (для вещества, энергии и информа­ции), нелинейность, удаленность от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случай­ных флуктуации, непредсказуемость окончательных резуль­татов и др. Синергетика, имея своей парадигмой процессы самоорганизации и изучая состояния нестабильных сис­тем, является наукой о становлении порядка из хаоса. Это принципиально новый уровень изучения законов развития материального мира, в том числе и социальных законов. Самоорганизация — это такое закономерное развитие материальных систем, которое определяется внутренними причинами и состоянием самой системы. Но в отличие от процессов самоорганизации в природных системах, в кото­рых они осуществляются автоматически, в системных об­разованиях социального типа они изначально связаны с необходимостью их организации или управления ими как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора на их состояние. Социально-экономические зако­ны, нравственные и другие регулятивы выступают в обще­стве как результат имманентного развития самой системы, следствие ее самоорганизации, тогда как целенаправлен­ное воздействие, связанное с обеспечением ее устойчивости, (социальная политика, правовые нормы и т. д.), является содержанием процесса управления. Самоорганизация и уп­равление в развитии социальных систем необходимо взаи­мосвязаны и дополняют друг друга. От содержания и ха­рактера их взаимодействия зависит состояние системы. Так, например, рыночную экономику в нашей стране надо по­нимать как многоукладную с сильной государственной вла­стью, способной в сложных условиях оказать направлен­ное воздействие для позитивного развития общественных процессов. Необходимость этого подтверждает практика всех экономически развитых стран.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.