Реферат по предмету "Философия"


Дзен-буддизм

Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия , не психология и не наука . Это образец того ,что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзэн-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине . Так по дзэн , истина – непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов , призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки , удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником .
Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация на шок , так называемая шоковая терапия . «Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер . С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие . Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру. Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь освобождения» . Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой . Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер. Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием: «Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в математических или музыкальных символах . И такое знание называется конвенциальным , условным потому ,что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения . По другому Дзэн называют Чань ( по японский) . Признаки отличающие Дзэн(Чань)– буддизм от других направлений буддизма трудно различимы . Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают медитации больше значения . Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации . Принцип Дзэн : « нечего больше сказать» – не оригинален также как и убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы : Знающие не говорят, Говорящие не знают. Дух Дзэн обладает определённой прямотой . В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким , почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований , полных терпеливого усилия . В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение – нечто вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой момент. Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными материями . До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости . Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии . Ланкаватара Сутра : «Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления : 1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума 2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает дуалистический взгляд на мир (паравритти) Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы . По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча – «достигнуть побуждения равно тому что ничего не достигнуть» . То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что искать её – означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно . Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны . И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае . Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти , отвечающий «громовым молчанием» – является любимой темой художников - дзэн-буддистов . Основное значение этой сутры для Дзэн – состоит в том что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим достижением человека является – «вступить в просветление , не истребив омрачения (клеша)». Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы . Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414) молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на время и перемены и идея о том , что «праджня» - это «знание» .
«Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее – находится в настоящем и не проистекает из прошлого ». По Дзэн : каждый момент жизни «содержит сам себя и неподвижен» . Дзэн-буддистская «естественность» расцветает лишь в том , кто расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух приходит и уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно .
К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального духовного движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался изменениям . Так , возникла необходимость в «стандартизации» его методов и в создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы слушателей . В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины . Дзэн – суровая палочная дисциплина . Хотя Дзэн – и является эффективным методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом , который «закаляет характер» . Дзэнский тип человека – прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными типы . Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их «на лопатки» уложить практически невозможно . X-XI век – полоса процветания Дзэн , которая породила ощущение «утраты духа» и это дало толчок тщательному изучению термина дух . Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : «не ешь , так как всё равно умрёшь» или «не чеши там , где чешется». Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром , которая не влечёт за собой зло . «Выбирать – абсурдно , ибо выбора нет». На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе . Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот кто подчинился оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема. Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как - нет хорошего без плохого ; удовлетворение «Я» представляющей собой лишь идею ; забота о «завтра» , которое не наступает . То есть это всё призраки –символы , которые только притворяются реальностью . Стремиться к ним – всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на которой мелом нарисована дверь . Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать . Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному , от символики к истине , и поэтому Дзэн выработал метод «прямого указания» именно для того , чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в реальное . Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности , так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь обращается к тому делу , которое возникает перед ним как необходимое . Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными ( мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не застревая на обдумывании и выборе . И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра за ударом кремня или как звук после хлопка в ладоши . В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой , который был одним из учеников будды . Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был Бадхидхарма .Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской канонической литературе , нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской мысли . Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX веках . В этот же период были разработаны правила поведения для монахов этого течения . По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в поле , а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный желудок .Махалнисттские тексты – были ключом к овладению техникой дзэн . Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и Махапраджняпарашита-хрдал - сутра (сердечная сутра) , следом идут Гуань-инь Цзын (Сутра об Аволокитешваре) , Ланкаватара Сутра, Сурантама - Сутра , Вималакирти-нирдеша , Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении), Лю-цзю-тань-цзин (Алтарная сутра 6-го порядка). Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их ссылки на священные писания и авторитеты . Дзэн открывает третий глаз – глаз мудрости . Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой . Эгоцентризм – это главная преграда на пути к просветлению , то есть склонность человека оценивать факты с собственных позиций . Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции характера . Д.Судзуки отмечает , что сатори – это и есть дзэн . Всего существует 8 важнейших черт сатори : 1. Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость 2. Интуитивное проникновение в сущность природы 3. Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав этого состояния 4. Ощущение необычности состояния сатори 5. Саттори не относится к моральным ценностям 6. Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки отмечал , что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне непривлекательной обстановке. 7. При этом испытывается чувство восторга , как результат самоудовлетворения , при реализации чего-то неосознанного , подсознательного 8. Краткость , внезапность , мгновенность сатори В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов бытия без искажения их форм . Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах . С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот , который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия . Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он отвечает невпопад . Всего существует 1700 коанов . По Судзуки противником дзэн является интеллект , стремящийся отделить субъект от объекта . Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление интеллекта анализировать .
Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой школы Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана , Чжэнь-гуаня . Он рассмотрел 3 учения дзэн: · Первое учение Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит , что все должны знать ,что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов различны и внешние объекты ( вишая , цзин) и внутреннее сознание ( читта , синь) разделены между собой и ограждены друг от друга . Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание , приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии . Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет ничего не познанного . Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль . При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и не будет ничего , чего бы оно не отразило . · Второе учение Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании . Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания . Они изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности дхарм – вечно . Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена . Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией . Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у –ши ) , сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем самым избежит возникновения ложных представлений . Это изначально и называлось освобождением . · Третье учение Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы . Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет свойств и не является причинно - обусловленной . Сознание , которое определяет умение говорить , возможность к действию , возникновению жадности , гнева , сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды . Познав эту небесную истину человек обретает естественность . Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути , так как путь и есть сознание . Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию. Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это и есть освобождение . Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не умаляется . Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой . И чтобы достичь просветления надо достичь состояния «не-различения» , которое является условием следования по пути совершенствования и непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное , в том числе и привязанность к просветлению . И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с учениками или другими персонажами : I. Кто-то спросил : -Чью мелодию вы , наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн Вы являетесь ? Наставник отвечал: -Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит . Монах колебался . Тогда наставник произнёс «кхэ» , потом ударив его палкой сказал : «В пустоту не вобьёшь гвоздя». II. Какой-то монах спросил : -В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ? Наставник произнёс «кхэ» . Монах низко поклонился . Наставник сказал : -Этот почтенный монах очень хорош как собеседник . III. Наставник поднялся в Зал . Монах ( его ученик ) спросил его : -Как обстоит дело с лезвием меча ? Наставник : -Ужасно , ужасно . Монах заколебался и тут наставник избил его .
Использованная литература: 1. В.И. Корнев «Буддизм и его роль в общественноё жизни стран Азии» Москва : «Наука» 1983 год . 2. Алан Уотс В. «Путь Дзэн» Киев «София» 1993 год . 3. Буддизм : история и культура . Москва : «Наука» 1989 под ред.Вертоградова. 4. Буддизм в переводах . Альманах . СПГУ 1992 год . 5. Чань(дзэн)-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае . Новосибирск 1983


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ключевые фразы и сила модификаторов
Реферат Туризм на Алтае
Реферат Экология русской культуры
Реферат «Неоландшафтоведение», или нерешенные вопросы теории классической географии
Реферат Современные тенденции демографических процессов: на территории Белгородской
Реферат Ордерная система в архитектуре Возрождения
Реферат Анабасис Ксенофонт книга 4
Реферат Эволюция денежной системы России
Реферат Культовая практика буддизма
Реферат Коллаборационизм на Северном Кавказе: историческая правда или исторический миф?
Реферат История и феноменология религии
Реферат Динамика рекреационной зоны заволжской части города Ярославля: анализ и прогноз трансформации
Реферат Политическая партия: стратегия и управление
Реферат Контрацепция у мужчин
Реферат Среднее профессиональное образование в сфере культуры: проблемы качества образовательных услуг