Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [2].
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед Тольяттинским государственным университетом. Решение данной задачи требует разработки и внедрения здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами физического воспитания. В целях дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой в начале 2003/2004 учебного года все студенты 1-4-го курсов университета в зависимости от состояния здоровья были разделены на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (СМГ). Занятия в этих группах отличались учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, в ТГУ на разных факультетах составило от 15 до 20%. Диапазон заболеваний достаточно широк, однако наиболее распространенными являются нарушения опорно-двигательного аппарата и заболевания сердечно-сосудистой системы. Большое количество студентов имеют слабое зрение. СМГ в начале учебного года условно была разделена нами на две подгруппы: подгруппу А, в которую вошли студенты с обратимыми заболеваниями (после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу), и подгруппу Б, в которую были включены студенты с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями). Были определены основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам: - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; - улучшение показателей физического развития и физической подготовленности; - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств; - постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания; - обучение правилам подбора, выполнения и формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и преподавателя; самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни; - обучение способам самоконтроля при выполнении упражнений различного характера; - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания. Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровьеформирующих технологий [4]. Анализ медицинских карт показал, что с каждым годом количество студентов ТГУ, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличивается. Так, если в начале 2003/2004 учебного года их число составляло 27% от всех видов отклонений в состоянии здоровья, то в начале нового 2004/2005 учебного года нарушения функции кровообращения имеют уже 30% обучающихся в СМГ ТГУ (в основном из числа студентов, поступивших на 1-й курс). Известно, что возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки (экзаменационные сессии). Кроме того, Тольятти - центр химической промышленности и автомобилестроения, что говорит о наличии отрицательных экологических факторов в городе. В силу вышеназванных причин реабилитация студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями - одна из самых актуальных проблем, решение которой в большой степени зависит от построения адекватного двигательного режима для данной категории обучающихся . Исследования показали, что систематические физические нагрузки (3-4 раза в неделю по 35-45 мин) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние. Активизация двигательного режима различными физическими упражнениями совершенствует функции систем, регулирующих кровообращение, улучшает сократительную способность миокарда и кровообращение, снижает гипоксию, то есть предупреждает и устраняет проявления большинства факторов риска основных болезней сердечно-сосудистой системы. Физическая тренировка развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность занимающихся. Кроме того, большинство специалистов-медиков считают, что физические упражнения как средство реабилитации и вторичной профилактики показаны при всех заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Противопоказания носят лишь временный характер [3]. С этой целью программа физического воспитания для студентов СМГ ТГУ, имеющих заболевания кардиореспираторной системы, разработана на базе плавания. Занятия в воде - мощный положительный эмоциональный фактор. Физические свойства водной среды, в частности плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы, нервную систему. При погружении человека в воду вытесняется объем воды, равный весу тела, в связи с чем облегчается удерживание его в горизонтальном положении. Сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, отсутствует статическое напряжение мышц. Глубокое дыхание и давление воды на венозные сосуды облегчают его работу, что особенно важно для студентов с ослабленным здоровьем. Второе место среди заболеваний, выявленных у студентов ТГУ, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Так, нарушения осанки и сколиозы разных степеней зафиксированы у 28% занимающихся физическим воспитанием в СМГ университета. Деформация позвоночника ведет к различным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физической культуры - приостановление прогрессирования болезни и коррекция искривлений позвоночника.
Студентов с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от занятий физическим воспитанием, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями. В программе адаптивного физического воспитания, составленной для данной СМГ обучающихся, преобладают упражнения, совершенствующие опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.
Однако практика показала, что более всего для формирования хорошей осанки и лечения сколиозов полезны занятия плаванием, во время которого обеспечивается естественная разгрузка позвоночника. Программа физического воспитания для студентов СМГ ТГУ, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, составлена на базе способа "брасс на груди с удлиненной паузой скольжения", во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. Положительный опыт работы свидетельствует, что при этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе. Кроме того, значительное место в программе физической реабилитации студентов данной категории занимало лечебное плавание - гидрокинезотерапия, позволяющая решать задачи коррекции при нарушении осанки благодаря разгруженному положению позвоночника в воде, что дает возможность без ущерба для здоровья выполнять самые разнообразные упражнения в сочетании с освоенными навыками различных способов плавания: ходьбой и бегом в надувных жилетах со специальными манжетками и баллончиками на голеностопных суставах; плавание с лопаточками на руках и надувными кольцами и кругами на ногах (для сопротивления, большей нагрузки); выполнять комплексы упражнений в воде со специальными гантелями и мячами. Третье место по численности среди всех обучающихся в СМГ ТГУ занимают в настоящее время близорукие студенты - их 27%. У девушек этот показатель выше (31%), по нашему мнению, из-за меньшей двигательной активности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к физическим упражнениям и труду. Анализ исходных показателей, полученных в результате обследования студентов ТГУ, выявил следующее: обучающиеся с нормальным зрением в начале учебного года имели более высокий уровень физического развития и физической подготовленности, чем слабовидящие студенты. Кроме того, у большинства слабовидящих юношей и девушек по результатам медицинского осмотра выявлены искривления позвоночника, плоскостопие и другие заболевания. При работе в специальном медицинском отделении преподаватели в первую очередь учитывали ограничения, накладываемые на занятия физической культурой с лицами, имеющими патологии органов зрения, исключая прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове. Программа физического воспитания разрабатывалась на базе следующих рекомендуемых видов оздоровительных упражнений: на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие. Кроме того, на всех занятиях со слабовидящими студентами специального медицинского отделения проводилась зрительная гимнастика по методике Г.Г. Демирчогляна и А.Г. Демирчогляна [1], направленная на улучшение и сохранение зрения; профилактику близорукости и дальнозоркости (в рисунках). Известно, что эффективность физического воспитания в значительной мере обусловлена возможностью определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся на основании объективной информации о состоянии их физического здоровья и функциональных систем организма. Поэтому, организуя работу специального медицинского отделения, врач и преподаватели физического воспитания кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии студентов постоянно оценивали уровень их физической подготовленности при помощи двигательных тестов, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. При анализе физической подготовленности полученные результаты оценивались нами по 5-уровневой шкале: "высокий" (результат на уровне 100% от должного возрастно-полового норматива и выше); "выше среднего" (85-99%); "средний" (70-84%); "ниже среднего" (51-69%) и "низкий" (50% и ниже от должного норматива) с расчетом индекса физической готовности (ИФГ). Анализ состояния физической подготовленности студентов СМГ в начале осеннего семестра 2003/2004 учебного года показал, что ИФГ юношей в среднем составил 65%, девушек - 61%. То есть в целом уровень физической подготовленности обучающихся СМГ оказался на 5-9% ниже нижней границы гигиенического норматива, составляющего 70% от должного возрастно-полового уровня, что позволило отнести обследованную популяцию к группе риска. Цель повторного анализа физической подготовленности студентов СМГ, проведенного в начале весеннего семестра 2003/2004 учебного года - выявить эффективность программ физического воспитания, разработанных для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и зрения. ИФГ юношей составил 74%, девушек - 68%. Иначе говоря, в целом уровень физической подготовленности обучающихся СМГ несколько повысился: у юношей - на 9%, у девушек - на 7% и сравнялся с гигиенической нормой (70%). Кроме того, проверка остроты зрения обучающихся СМГ в конце второго полугодия 2003/2004 учебного года подтвердила эффективность применения зрительной гимнастики - офтальмотренинга по методике Г.Г. Демирчогляна и А.Г. Демирчогляна в целях улучшения и сохранения зрения студентов. Анализ медицинских карт слабовидящих юношей и девушек показал, что их зрение в течение года не ухудшилось, что также является положительным результатом. Таким образом, содержание адаптивного физического воспитания в ТГУ направлено на формирование у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма. Основная задача адаптивного физического воспитания заключается в формировании у данной категории студентов осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования организма физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Список литературы 1. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. - М.: Советский спорт, 2000. - 160 с.
2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1 - М: Советский спорт, 2002.- 448 с. 3. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник для академий и инситутов физической культуры. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с. 4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для студ. вузов. - М.: Академия, 2001.- 480 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.