Реферат по предмету "Управление"


Влияние компьютеризации на уравление персоналом на примере ООО Сибгидромехстрой

Введение. 3 1. Информатизация общества и компьютеризация. 6 1.1 Информационные революции. 6 1.2 Как понимают ученые информационное общество. 8 2. Компьютеризация в организации. 9 презервативы купить
2.1.Необходимость совершенствования информационных систем на предприятии. 9 2.2 Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления. 10 2.3 Корпоративные сети Интранет. 14 Интранет - что это?. 14 Эффективные коммуникации между сотрудниками организации 19 2.4. Влияние компьютеризации на управление персоналом фирмы. 20 3. Практическая часть «Влияние компьютеризации на управление персоналом на примере ООО «Сибгидромехстрой»». 22 Заключение. 31 Список литературы 34
Введение Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь. Информация нужна всем: управляющим структурам, коллек­тивам предприятий, общественным организациям, всем работаю­щим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизнен­ный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы. Информация выступает сегодня как один из первостепен­ных ресурсов, значение которого не меньше, чем значение матери­альных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование по­следних в значительной степени зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и индивиду­альными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обо­гащается. В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обос­нованных управленческих решений. Передача информа­ции о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осущест­вляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других техниче­ских средств связи. Базисная основа для образования компьютерных технологий сложилась из политических, социальных, экономических и технических факторов, которые в различное время выступали в качестве ведущих. Социальные следствия этого процесса характеризуются рядом проблем, имеющих непосредственное отношение к работе с информацией. Цель нашей курсовой работы: раскрыть понятие компьютеризации и проследить, как появление новых информационных технологий влияет на управление персоналом организации. Исходя из поставленной цели, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и сущность компьютеризации и рассмотреть ее влияние на общество. 2. Обосновать необходимость совершенствования информационных систем как средство повышения эффективности деятельности предприятия. 3. Провести исследование на конкретном предприятии, позволяющее выявить воздействие компьютеризации на управление персоналом фирмы, а именно – влияние на динамику персонала (увеличение/уменьшение текучести кадров), появление новых подразделений, должностей или расширение должностных обязанностей. Объектом нашего исследования является ООО «Сибгидромеханизация». В этой организации происходит становление новой информационной системы на основе локальной вычислительной сети. Необходимо оценить уже достигнутые результаты, рассмотреть, какие программы выполняет фирма по улучшению управления персоналом и определить круг нерешённых мероприятий. Обоснование актуальности темы: Выбранная нами тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как эффективная деятельность современного предприятия возможна только при наличии единой корпоративной (комплексной) системы, объединяющей управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процесс управления производством.
1. Информатизация общества и компьютеризация. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается: чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опьггно-конструкторских работ; постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по рыным областям человеческой деятельности; появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации. 1.1 Информационные революции В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. П е р в а я революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. В т о р а я (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Т р е т ь я (конец XIx в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Ч е т в е р т а я (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаюгся компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Процесс развития и внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности получил название компьютеризации. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. 1.2 Как понимают ученые информационное общество Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи В реальной практике развития науки и техники передовых стран в начале XXI в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
2. Компьютеризация в организации. 2.1.Необходимость совершенствования информационных систем на предприятии. Важнейший фактор повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств. Различные информационно-технические новшества следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с измене­ниями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула ин­формацию в качестве важнейшего фактора производственного про­цесса. Информационный процесс необходим как непременное усло­вие работы современной техники, как средство повышения качест­ва рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства. От совершенствования информационного обеспечения возможны следующие положительные результаты: 1) Возможная экономия расходов за счёт снижения - фонда заработной платы - коммунальных услуг - стоимости программного обеспечения - расходов на почту - расходов на оформление договоров - расходов на перераспределение сырья 2) Устранение возможных расходов в будущем - избежание будущего роста численности персонала - уменьшение требований к обработке данных - снижение стоимости обслуживания 3) Возможные нематериальные выгоды - улучшение качества информации - повышение производительности - улучшение и ускорение обслуживания - новые производственные мощности - более уверенные решения - улучшение контроля - уменьшение просроченных платежей полное использование программного обеспечения 2.2 Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления. Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления открывает возможности более эко­номичной и рациональной организации информационных процес­сов, повышения их гибкости и динамичности, расширения диапазо­на анализируемых факторов при принятии решений и факторов их обоснований. В конечном итоге вся масса преимуществ использова­ния электронно-вычислительной техники позволяет повысить мно­гократно уровень управления. Эффективное применение ЭВМ зависит от следующих условий: - создания самих вычислительных машин; - создания для них программного обеспечения; - подготовлен­ности среды применения. Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и на­кладные расходы: - значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ; - обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование; - заменяет в кон­торском деле секретарей-машинисток, делопроизводителей; - в бухгалтерском деле облегчает составление письменных финансовых документов, осуществление бескас­совых связей с банками и финансовыми учреждениями. Во внутрифирменной системе информации используются следующие виды вычислительной техники: - ЭВМ крупногабаритные и персональные; - микропроцессоры; - средства телекоммуникаций; - электронные пишущие машинки, композеры, терминальные устройства со встроенной микроЭВМ; - средства автоматизированной обработки текстовой информации. ЭВМ используются, прежде всего, для обработки данных и решения расчетных задач. В современных условиях ЭВМ стали все чаще применять для обработки нечи­словой информации (текстовой, графической) и термин "вычислительная техника" перестал соответствовать характеру задач, решаемых с помощью компьютера.
Современные ЭВМ способны одновременно обрабатывать текстовую, цифровую и графическую информацию. В начале 80-х годов в крупных промышленных фир­мах объем обрабатываемой цифровой информации составлял около 10% всей обра­батываемой внутрифирменной информации, остальная часть приходилась на тек­стовую информацию. Обработка текстовой информации осуществлялась с примене­нием технических средств, основанных на использовании встроенной микроЭВМ. В системе оперативного управления мини-ЭВМ чаще всего используются для:
- разработки оперативных планов производства и контроля за их выполнением; - контроля движения запасов материалов, необходимых для процесса произ­водства; - расчета заработной платы; - контроля за поступлением заказов; - анализа данных о сбыте продукции; - регистрации поступления платежей; - ведения учета и отчетности. Важную роль играет использование ЭВМ в системе производственного контро­ля. Установленные на контрольных участках ЭВМ проверяют качество поступаю­щих на сборку частей и деталей (сверка веса, размеров допусков применительно к существующим стандартам). В современных условиях получило развитие использование ЭВМ для автомати­ческого печатания текста с голоса без использования машинистки. Такие ЭВМ позволяют на 60 - 70% сократить затраты на ввод информации. Автоматизированные системы быстрого поиска и выдачи информации создаются для хранения большого числа различных документов и облегчения пользования ими. Организация за долгие годы работы накапливает много информации, а быстрый поиск становится возможным при эффективном размещении и хранении этой информации. Информационные базы данных включают весь комплекс статистических пока­зателей, характеризующих хозяйственную деятельность фирмы в целом и ее произ­водственно-сбытовых подразделений, а также фактический материал относи­тельно всех факторов, влияющих на состояние и тенденции развития фирмы. Набор статистических показателей для базы данных тщательно разрабатывается и уточня­ется и охватывает те показатели, которые необходимы для глубокого всестороннего экономического анализа результатов и перспектив функционирования фирмы. Обычно при формировании базы данных решается вопрос и о системе хранения и обновления данных, а также обоснованной увязки данных, их взаимной согласован­ности, возможности проведения сравнений и сопоставлений оценок хранимых в банке данных. Базы данных непре­рывно обновляются на определенной систематической основе с учетом требований управляющих - основных пользователей базой данных. Во многих фирмах созданы базы данных, в которых хранится информация о кадровом составе работников, постоянно обновляемая и максимально подробная, систематизированная по самым разнообразным признакам. Выбор информации де­лается с выводом на печатающее устройство компьютера, что позволяет следить за уком­плектованностью штатов, перемещением кадров внутри фирмы, набором и увольне­нием работников, повышением их квалификации. Пользование банками данных, введенными в персональный компьютер, резко ускоряет процесс по­лучения информации из круга источников первичной информации и обеспечивает возможность выбора правильного и точного метода исследований для решения со­временных научных и технических проблем. Развитие систем телекоммуникаций позволило объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой информации в единую внутрифирмен­ную систему информации. Таким образом, можно говорить о появлении корпоративных сетей, получивших название Интранет. 2.3 Корпоративные сети Интранет. Интранет - что это? Понятие Интернет прочно вошло в наш современный лексикон, особенно лексикон бизнеса. Войдя в бизнес, оно превратилось в устойчивое сочетание родственных понятий Интернет/Интранет. В России Интранет традиционно рассматривается лишь с позиции аппаратного и программного обеспечения. Управленческие и информационные аспекты Интранет оказались в центре внимания западных специалистов с момента появления этого понятия. На волне Интранет возникло множество управленческих школ. Однако в российской периодике по Интранет управленческие вопросы представляют собой просто "белое пятно". Сам термин "Интранет" появился чуть больше 7 лет назад, впервые такую комбинацию слов стали использовать весной 1995 года. Вначале это слово мало что значило для подавляющего большинства людей, многие из них, прочтя его, подумали бы, что это опечатка. После того, как это слово завоевало право на жизнь, возник вопрос: "Что под этим понимается?" - ведь после того, как термин появился, его стали использовать все. Многие компании "вдруг" обнаружили, что давно этим занимаются и являются "ведущими производителями" в этой области. Сейчас практически невозможно найти фирму, которая бы не говорила, что она находится в авангарде данного направления. При этом глубина понимания и значение, которое люди вкладывают в понятие Интранет, очень сильно различаются. Сказать, что Интранет - это применение технологии Интернет в рамках корпоративных систем - это значит, на самом деле, не сказать практически ничего. Интранет представляет собой технологию управления корпоративными коммуникациями, и в этом ее отличие от Интернет, который является технологией глобальных коммуникаций. Удивительно, что сам по себе феномен Интранет нельзя объяснить появлением новой информационной технологии. Здесь кроются более глубокие причины. Какие же? Технология Интранет начинает проникать на рынок корпоративных систем, причем с огромной скоростью. Прогнозы различных групп, занимающихся маркетинговыми исследованиями, свидетельствуют о том, что объем вложений в корпоративные проекты Интранет превзойдет затраты на серверы Интернет в течение ближайших 1- 2 лет, а затем стремительно уйдет вперед, что означает - корпоративные системы очень активно воспринимают новую технологию. Известно, однако, что корпоративные системы обычно являются крайне консервативными, они исключительно неохотно принимают новые технологии, логика их существования такова, что они стремятся сохранить статус-кво. И тем не менее технология Интранет стремительно продвигается на рынок корпоративных систем. Этот факт свидетельствует о том, что на самом деле бизнес-потребность в технологии Интранет уже была, уже давно были востребованы принципиально новые подходы к управлению информацией. Именно поэтому рынок впитывает сегодня технологию Интранет, как губка впитывает воду. Современная организация, живущая в условиях динамичного бизнеса, быстрых и частых изменений, переросла рамки бумажной технологии - технологии, на которой большинство организаций по существу и работают, несмотря на кажущееся обилие компьютеров. Налицо конфликт - бумажная технология не выдерживает новых информационных потребностей современной организации, она не адекватна ее актуальным задачам. Необходимы свежие идеи и концепции. Рынок корпоративных информационных систем ждет их. В концентрированном виде они находят свое отражение в технологии Интранет.
Для нас важны две ключевые стороны Интранет. Во-первых, новые методы управления информацией и их влияние на бизнес-процессы в современной организации. Во-вторых, организационно-методологическая и административная сторона новой технологии управления информацией. Информация представляет собой ключевой фактор успешного бизнеса, вообще успешного ведения дел. Вряд ли кто возьмется оспаривать этот тезис - но это в теории. На практике же мы зачастую относимся к информации просто наплевательски. Достаточно проанализировать информационную инфраструктуру типичной современной организации - будь то коммерческая компания или государственный институт - и мы осознаем два важных факта. Во-первых, несмотря на обилие компьютеров, множество программ и массу рассуждений о "правильных" информационных технологиях, культивируемых в основном техническими специалистами (что вполне понятно - это ведь их хлеб), мы с удивлением убеждаемся, что в основе своей технология осталась "бумажной" и, что самое неприятное - нет никаких поводов думать, что ситуация кардинально поменяется хотя бы в дальней перспективе и компьютеры начнут использовать для того, для чего они, вообще-то, и приобретались - а именно, для коммуникаций между сотрудниками и подразделениями организации, для координации действий по выполнению стоящих перед ней задач. Иными словами, часто информационные технологии, и все, что с ними связано, то есть техническая инфраструктура, существуют как бы сами по себе, а реальная каждодневная жизнь организации - сама по себе, и пересечений очень немного. Во-вторых, мы поймем, что в организации нет и не было сколько-нибудь осмысленного подхода к управлению информацией, и все, что с ней происходит - ее создание, передача, потребление, принятие решений на ее основе - есть результат несистематизированных и слабо согласованных действий сотрудников и руководителей, выполняемых без учета дисциплины работы с информацией (ввиду отсутствия такой дисциплины). Сколько информации теряется, не доходя до реального потребителя, то есть человека, которому она действительно необходима. Сколько информации рассылается "просто так" или просто потому, что кому-то кажется, что эта информация будет важной для всех, сколько информации создается просто попусту - ибо еще до ее создания было очевидно, что она никому не понадобится. Даже на такой простой вопрос - кто в организации отвечает за публикацию информации - вряд ли найдется хотя бы какой-нибудь ответ. Все это в концентрированном виде означает, что информация в организации "не идет" - так как отсутствуют как информационная инфраструктура, опирающаяся на адекватные компьютерные технологии, так и организационное обеспечение - то есть стройная система правил, процедур и ролей в управлении информацией.
Очевидно, что современная организация не может нормально функционировать в условиях, когда проблемы создания и управления актуальной информацией занимают по значимости одно из последних мест в иерархии ее приоритетов. Очевидно, что реальная информационная технология не может быть насильственно привнесена в деятельность организации - а если это все-таки будет сделано, то она останется чужеродным телом и будет восприниматься людьми не как полезный и удобный инструмент эффективной работы, а как нежелательное нарушение привычного порядка вещей - и, как результат, внедрение такой технологии будет тихо саботироваться и понемногу сойдет на нет. В то же время отработанная годами, привычная и понятная "бумажная" технология будет по-прежнему основной технологией работы с информацией. Также очевидно, что реальная информационная технология должна быть мягко вплетена в сложную ткань жизнедеятельности организации. Для этого она должна обладать особыми, уникальными свойствами. Мы рассматриваем в качестве такой технологии Интранет. Вообще говоря, Интранет несет с собой новую философию управления информацией внутри организации. Это качество актуально, прежде всего, для руководителя организации. Для него информационная система представляет, прежде всего, инструмент, помогающий в эффективном управлении возглавляемой им организации. Известно, что эффективное управление требует, помимо других условий, полного владения в нужный срок информацией, адекватно отражающей состояние организации. Традиционные подходы к построению информационных систем предполагают создание приложений под названием "автоматизированное рабочее место руководителя", реализующих ограниченный набор функций управления документами, контроля исполнения и т.д. - то есть ставят руководителя организации в весьма жесткие рамки. Как правило, такие приложения обладают массой недостатков, сложны, весьма неудобны в использовании, требуют обучения и реально на практике руководителями не используются. Причина неуспеха такого подхода - функциональная ограниченность и неестественный интерфейс. Руководитель современной организации - человек занятой и он не может тратить время на освоение сложностей работы с тем или иным приложением. С другой стороны, руководителю все же необходимо иметь адекватную и всеобъемлющую информацию о деятельности организации, чтобы в любой момент времени представлять, что же все-таки в ней происходит ("держать руку на пульсе"). Для решения этой задачи идеально подходит технология Интранет. Не требуется практически никаких знаний о специфике работы приложения (так как и самого-то приложения и нет - работа ведется с навигатором). Достаточно касания курсором "мыши" нужных ссылок и нажатия одной кнопки. В то же время спектр информации, предоставляемой руководителю, практически ничем не ограничен. Он не ограничен возможностями навигатора (поскольку навигатор лишь "окно" к информации). Он никак не ограничен техническими возможностями Web-сервера. Вся информация, генерируемая в данной организации, может стать доступной для руководителя (разумеется, в концентрированном и сжатом виде). Для этого нужно только правильно спроектировать и подготовить содержание информационного сервера. Эффективные коммуникации между сотрудниками организации Ключ к пониманию жизненности принципов Интранет - это естественность восприятия сотрудниками организации такого способа получения информации. Данные получаются именно в тот момент, когда они необходимы, в наиболее удобном виде. Актуальная информация всегда находится "под рукой", ею можно воспользоваться в любое время, как только это потребуется. Люди получают доступ к самому ценному, что имеет организация - ее информационному хранилищу, они работают быстрее и эффективнее. Не нужно звонить по телефонам, бегать по кабинетам в поисках документов, отвлекать коллег от работы, ожидать, пока то или иное предписание поступит в отдел - достаточно лишь запустить навигатор и "перейти" по ссылкам в требуемую точку информационного хранилища. Интранет имеет свойство разрушать коммуникационные барьеры в организации. Известно, что в любой организации существует проблема: несколько сотрудников, сидящих в различных комнатах, и работающих в весьма близких направлениях и сознательно не скрывающих того, что они делают - и не подозревающих о том, что коллега рядом работает над той же проблемой и нуждается в информации, которой данный сотрудник уже обладает. Руководство организации всячески стремится преодолеть это незнание, но существуют коммуникационные барьеры, которые связаны со структурой организации, со способами ее работы, которые приводят к тому, что информация распространяется очень плохо или медленно и с большими искажениями. Разрушение коммуникационных барьеров - это не просто положительный гуманитарный или психологический фактор. Это фактор реального бизнеса, несомненно, влияющий на эффективность работы организации.
2.4. Влияние компьютеризации на управление персоналом фирмы. Внедрение персональных компьютеров в информационно-управленческую деятельность фирм повлек­ло за собой возникновение и развитие новых видов профессиональной деятельно­сти, связанных с обслуживанием компьютеров, а именно программистов, операторов, систе­матизаторов, обработчиков и хранителей информации в требуемой форме. При этом наблюдается постоянное снижение стоимости персональных компьютеров и повышение уровня заработной платы обслуживающего персонала.
О компьютеризации деятельности по управлению персоналом в России начали говорить недавно. Если бухгалтерские пакеты созданы давно и активно применяются практически во всех структурах, то над автоматизацией труда кадровых работников задумывались мало, а спрос на такие системы в последнее время значительно вырос. Автоматизация деятельности по управлению персоналом дает: - оперативность контроля возможность получения непротиворечивых и полных данных о структуре предприятия, позициях штатного расписания и сотрудниках; - жесткий контроль за деятельностью дочерних предприятий; - настраиваемую систему разработки отчетной документации; - переход на новые технологии и методы работы; - улучшение условий труда; - и гибкость управления. Комплексные системы управления персоналом могут использоваться для компьютеризации работы отдела кадров, планово-экономического и расчетного отделов, обучения персонала на любом предприятии. Появление нового, информационного общества, многим видится только на базе использования новых информационных технологий. С появлением и массовым внедрением компьютерных сетей и средств современной коммуникации кардинальным образом изменилась концепция рабочего места. Если раньше последнее ассоциировалось с местом у станка или столом в учреждении, то сегодня “рабочее место” - это скорее не место работы, а средства, с помощью которых она осуществляется. К ним можно отнести мобильный телефон, портативный компьютер с модемом и мини-принтер. Таким образом, рабочим местом становится любое помещение, где есть сетевая розетка. Умение пользоваться персональным компьютером теперь уже вошло в современную культуру управления. И это не зря - компьютер позволяет экономить огромные средства, которые при традиционной системе организации труда были бы израсходованы на содержание различных отделов, которые выполняли утилитарные функции, не связанные с процессом производства.
3. Практическая часть «Влияние компьютеризации на управление персоналом на примере ООО «Сибгидромехстрой»» Итак, мы выяснили, что, компьютеризация означает деятель­ность, связанную с переводом всех сфер человеческой деятельности на новые информационные технологии. Мы решили проследить, как появление новых информационнах технологий и компьютеризация влияют на управление персоналом ООО «Сибгидромехстрой». Эта компания работает в таком весьма специфическом направлении строительной индустрии, как гидромеханизация. Особенность ее деятельности в том, что она занимается сооружением земляного полотна железных и автомобильных дорог, возведением плотин, площадей под жилищное и промышленное строительство во многих регионах страны, взлетных полос аэродромов, добычей нерудных строительных материалов и железнодорожного балласта. За почти 60 лет работы специфика деятельности организации не претерпела сколько-нибудь серьезных изменений в части производственной деятельности. Кроме формы собственности меняется только технология производства работ, особенно в экстремальных условиях Западной Сибири. Однако, в сфере применения информационных технологий мы видим совершенно другую картину. Развиваясь, компания столкнулась с серьезными проблемами: старые методы управления давали все больше сбоев; контроль требовал большего количества персонала, дополнительных расходов и усложнения управления; согласование решений занимало все больше времени, а данные для принятия решений либо отсутствовали, либо сильно запаздывали; количество финансовых операций и принимаемых решений превосходило предел, за которым уже не ясны причины, приведшие к тем или иным конечным результатам. Поэтому возникла необходимость в создании некой информационной системы. При ее выборе и внедрении было необходимо решить технические, административные и организационные задачи - она стала плодом совместных усилий поставщика и персонала компании. Организация отдала предпочтение Отделу сетевых технологий, который проводит работы по обслуживанию сети Интернет и Внешней электронной почты. Отдел сетевых технологий, а также Отдел программных систем входят в состав в Управления информатизации области, которое разрабатывает и внедряет компьютерные технологии на предприятиях и в организациях НСО. Естественно, что у компании были определенные требования к вводимой системе: быстродействие, то есть достаточно малое время реакции системы (единицы секунд) при вводе, поиске и обработке информации; надежная защита от несанкционированного доступа к данным и регистрация действий персонала; удобный пользовательский интерфейс рабочих мест; возможность масштабирования и развития системы; интеграция с модулями, используемыми в системе передачи данных; возможность проведения конвертации данных из использовавшихся в прошлом приложений в новую систему. Одним из основных требований была высокая надежность работы. Для успешной реализации проекта было проведено обследование и проектирование будущей системы - другими словами - точный анализ текущей ситуации и модель будущей системы. Затем разработчик произвел настройку системы. При внедрении потребовался этап тестирования, с целью выявления потенциальных ошибок. Само внедрение было разбито на две крупные части: подготовка администраторов из персонала предприятия и непосредственно запуск подсистем в отделах и подразделениях. Так как ООО «Сибгидромеханизация» является крупным предприятием со многими отделами, немедленное введение новой информационной системы потребовало бы огромных материальных затрат, поэтому организация остановилась на технологии поэтапного внедрения. Поскольку комплексная автоматизация - это процесс, в который вовлекаются практически все структурные подразделения предприятия, технология поэтапного внедрения является наиболее предпочтительной. Первыми объектами автоматизации стали те участки, на которых в первую очередь было необходимо наладить процесс учета и формирования отчетных документов для вышестоящих органов и смежных подразделений. На сегодняшний день внедрены: 1. автоматизированная система учета кадров и расчета заработной платы, 2. автоматизированная система учета и контроля поручений; 3. успешно эксплуатируется система электронного документооборота на основе локально-вычислительной сети. Во время реализации проекта сотрудники отделов вместе с разработчиками работали с информацией и моделями, участвовали в принятии решения по выбору технологических решений и, самое главное, организовывали взаимодействие поставщиков решения и сотрудников предприятия.
В настоящее время при эксплуатации информационной системы на плечи сотрудников автоматизированной системы управления легло обслуживание и сопровождение системы (так как договор на сопровождение с фирмой-поставщиком не заключен). Появление новой информационной системы потребовало организации в административном отделе подразделения, занимающегося внедрением новых информационных технологий на предприятии. Оно занимается тем, что пересматривает существующее положение дел и внедряет новые методы работы.
Это подразделение занимается решением следующих задач: 1) модернизацией существующих компьютеров и приобретением новых персональных компьютеров 2) Технической поддержкой уже установленных компьютеров и установкой программ, также наладкой оборудования 3) организацией сетевой структуры и распределением полномочий по администрированию 4) выбором программного обеспечения, исходя из эффективности, надёжности и стоимости существующих программ и операционных систем 5) организацией обучения сотрудников организации новым способам работы, используя новые возможности и более эффективное использование привычных приложений 6) технической поддержкой сетевой оргтехники, с помощью которой возможны сетевая печать, хранение файлов на сервере, приём и отправка электронной почты, факсимильных сообщений за пределы организации. Вторая часть нашей практической работы – выяснение, как же влияет введение и эксплуатация информационной системы на персонал организации: его динамику (увеличение/уменьшение текучести кадров), появление новых должностей или расширение должностных обязанностей. Списочный состав работающих в ООО «Сибгидромехстрой» на 1 июля 2002 года составляет: Всего - 273 чел. из них: - рабочих - 206 чел. руководителей - 31 чел. специалистов - 30 чел. служащих - 7 чел. За 2001 год было принято 36 человек, уволено – 29 человек. В условиях рынка выросли требования, и, кроме того, в деятельности управления появилась новая информационная технология, возникла необходимость создания системы управления персоналий с более широкими функциями. Прирост численности работников обусловлен как вводом новых мощностей, внедрением новых технологий, так и внедрением новой информационной системы. С учетом изменения характера и условий труда сохранилась тенденция к увеличению работников с высшим образованием и средним специальным, поэтому списочный состав работающих по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 15 человек. Произошли количественные изменения по категориям персонала. Количество руководителей увеличилось на 2 человек, специалистов – на 12 человек, а количество рабочих – на 1 человека. Качественный состав по образованию таков: высшее образование имеют 44 человека, среднее специальное – 103 человека, общее среднее – 90 человек и незаконченное среднее – 13 человек. Происходит постоянное движение кадров, вызванное естественными причинами: люди стареют, уходят на пенсию, вынуждены менять работу по состоянию здоровья, другие хотят сменить специальность, место работы. Уровень текучести кадров по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 1 % и составляет в целом 8,8 %. Одной из главных задач кадровой политики является стабильность трудового коллектива. Из года в год коллектив ООО «Сибгидромехстрой» становится более стабильным. Так со стажем работы свыше 5 лет работающих 66 %. Особое значение в работе с персоналом отводится созданию действенного и надежного резерва. Резерв составляется независимо от наличия и количества вакантных должностей. При формировании резерва используются итоги аттестации, которая ставит своей целью объективно определить деловые качества специалистов, сделать выводы об их соответствии занимаемым должностям и выявить тех, кто по своей квалификации и деловым качествам заслуживает зачисления в резерв для выдвижения. Исходя из имеющегося резерва кадров в управлении были отобраны и выдвинуты на вакантные места на вышестоящие должности 4 человека. При замещении вакантного рабочего места учитывались профессиональные знания и умения работника, его производственный опыт, деловые и нравственные качества, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры. Также приглашены на работу после окончания ВУЗов 7 человек молодых специалистов по профессиональной пригодности в процессе отбора подходящих кандидатур. Введение новой информационной системы спровоцировало изменения в профессионально-трудовой деятельности наших работников. Квалификация нового типа потребовала постоянного роста общей специальной подготовки. По сути, раньше профессиональная подготовка специалистов по компьютерам сводилась к обучению малоквалифицированных работни­ков для обслуживания и обеспечения эффективной работы машины. Позднее произошло профессиональное слияние работников по наладке оборудования и подготовки информационных данных. В обязанности ра­ботников стали входить функции, требующие периодического обновле­ния знаний уровня квалификации, поэтому рост профес­сиональной подготовки специалистов стал необходимым условием компьютеризации. Сейчас же, после появления нового подразделения по внедрению новых информационных технологий, которое по совместительству является и подразделением технической поддержки всей компьютерной и офисной техники, появилась необходимость в принятии на работу новых специалистов – программистов. Мы осознали необходимость в появлении смежных профессий, объединяю­щих функции программиста и квалификации необходимого специалиста, имеющего знания в области гидротехники, так как некоторые из используемых на предприятии компьютерных программ являются специфическими. Первоочередной задачей в 2002 году было не только стабилизировать рабочую силу, но и подбирать и готовить кадры, чтобы сохранить качественный состав и потенциал коллектива, потому что отрасль, в которой работает предприятие, технико- и наукоемкая - ни за год, ни за два специалисты со стороны не подготовить. Информационные системы развиваются очень интенсивно, поэтому и люди должны быстро адаптироваться и перестраиваться в техническом плане. Основным направлением работы с персоналом в ООО «Сибгидромехстрой» является организация непрерывного процесса обучения. 24 человека обучаются без отрыва от производства в высших учебных заведениях и техникумах - компания не жалеет средств на обучение нового поколения гидромеханизаторов, чтобы не осталаться без кадрового резерва. Еще в 1967 году по заявке ЗАО «Трансгидромеханизация» (головного предприятия ООО «Сибтрансгидромеханизация») в Новосибирском институте железнодорожного транспорта была организована целевая подготовка инженерных кадров по программе двухгодичных курсов. А с 1980 года объемы подготовки специалистов были расширены за счет организации спецкурса в Московском горном и Новосибирском инженерно-строительном институтах. Примерно в это же время была развернута программа переподготовки рабочих кадров при учебном комбинате головной компании в г. Москве.
Однако, организация продолжает пользоваться и другими учебными заведениями, расположенными в крупных городах: Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Новосибирском региональном тренинг центре обучилось 6 человек. Кроме того, программисты - работники предприятия обучили 34 человека работе на персональном компьютере, пользованию операционной системой Windows-98 и ее приложениям.
Исходя из вышеизложенного, предприятие в 2001-2002 году повысило квалификацию 64 работникам, из них: руководителей – 25 человек, специалистов – 12 чел., рабочих – 27 чел. Обучено впервые, вторым профессиям и переподготовлено 26 человек. Повысили квалификационный разряд, а следовательно улучшили профессиональное мастерство – 11 человек. В организации широко используется практика заключения контрактов как с руководителями и высококвалифицированными специалистами, так рабочими и служащими. Принципиальным образом расширяется диапазон и содержание требований к профессиональным качествам работника. Конечно, общепринятые в настоящее время требования: четкая дисциплина, высокие исполнительские качества, ответственность, инициатива и творческая заинтересованность в самом труде сохраняются. Однако, добавляются также самомотивация, гибкость, организаторские способности, готовность и способность к профессиональному развитию, умение ставить и решать проблемы, распределять время, соизмерять темп работ, готовность действовать в экстремальных ситуациях, здравый смысл, бережливость, доброжелательность, неприятие коррупции и др. Что касается работников, которые перешли на пользование компьютером, то, помимо навыков компьютерной грамотности, они должны уметь: решать нестандартные задачи с нахождением новых связей и отношений между объектами и явлениями в условиях недостатка или, наоборот, избыточности информации и отсутствия жесткой заданной системы алгоритмов и критериев. У них должна быть высокая скорость приема и переработки информации, высокие познавательные способности просто необходимы, как и настойчивость, упорство в достижении цели. Как профессионалы, они должны обладать высокими волевыми качествами, так как часто их деятельность требует длительных усилий, долгой, однообразной работы, без подкрепления "промежуточных" результатов.
Заключение. Итак, в ходе данной курсовой работы мы рассмотрели теоретические и практические аспекты компьютеризации и ее влияние на организацию, в частности, на управление персоналом фирмы. Компьютеризация возникла в связи с неспособностью общества справиться с нахлынувшим потоком информации. Но в итоге появление новых информационных технологий не только облегчило обмен информацией, но и послужило толчком к развитию общества. То есть кроме выполнения профессиональных задач, компьютерная коммуникация уже охватывает всю сферу социальной активности. Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Области применения ЭВМ непрерывно расширяются. Преимущества компьютеризации внутри самой фирмы проявляются в поддержке операционного контроля, организации управленческого контроля и в стратегическом планировании. Также информационные системы улучшают качество продукта, расширяя его документальную базу и сервис. Используя глобальную компьютерную сеть Интернет и корпоративная сеть Интранет, руководители способны получать и обмениваться оперативной информацией, а также проводить различного рода исследования. Таким образом, использование технологий, которые входят в понятие информационная система - залог успешной деятельности на рынке. Информационные системы обеспечивают определенные преимущества перед конкурентами, автоматизируя операции внутри системы и улучшая качество или поставку конечного продукта организации. Таким образом, использование технологий, которые входят в понятие информационная система - залог успешной деятельности на рынке. Внедрение информационной системы на ООО «Сибгидромеханизация» привело только к положительным результатам. Преимущества проявились в поддержке операционного и организации управленческого контроля, появились автоматизированная система учета кадров и расчета заработной платы, автоматизированная система учета и контроля поручений и система электронного документооборота. Кроме того, сотрудники начали активно использовать глобальную компьютерную сеть Интернет, получая и обмениваясь оперативной информацией. Было создано новое подразделение, занимающееся информационными технологиями на предприятии - технической поддержкой установленных компьютеров и установкой программ, организацией сетевой структуры и обучением сотрудников организации новым способам работы. С этим было связано появление новых должностей – программистов и системных администраторов, штат которых теперь составляет 15 человек. Все нанятые работники имеют высшее образование и опыт работы с информационными технологиями не менее 5 лет, что свидетельствует об их профессионализме. Однако, компьютеризация предприятия не привела к увольнению кадров с более низкой квалификацией – просто расширился диапазон требований к их профессиональным качествам, им пришлось адаптироваться и перестраиваться в техническом плане. Поэтому большое внимание стало уделяться организации непрерывного обучения – оно стало ключевым элементом системы развития человеческих ресурсов организации и на сегодняшний день является одним из важнейших условий достижения организацией своих стратегических целей. Профес­сиональной подготовкой специалистов занимаются как сотрудники подразделения по управлению информационными системами, так и крупные университеты и тренинг-центры. Обычно увеличение информированности влечет за собой и увеличение текучести кадров, однако в нашем случае этого не произошло, по двум причинам. Первая, это то, что руководители осознают, что введение информационной системы влечет за собой расширение должностных обязанностей, поэтому за последние полтора года зарплата персоналу, напрямую задействованному в работу с системой, была повышена в 1,3 раза. Вторая – это то, что организаций с подобной спецификой деятельности в нашем регионе больше нет, поэтому персоналу не выгодно искать новое место работы. Так как компьютеризация предприятия происходит по технологии поэтапного внедрения, в дальнейшем ООО «Сибгидромехстрой» планирует установку инфосистемы не только на уровне управленческого персонала, но и на местах неспосредственно производства – для оптимизации учета и контроля произведенных работ. Работать с ней будут старшие мастера и бригадиры, которые уже в 2003 году пройдут ускоренные курсы подготовки.
Список литературы 1. 1. Л.Л. Калачева, Экономика и социология труда. Учебное пособие к курсу лекций, НГУ, 2000 2. Пятибратов, Касаткин, Можаров «Электронно-вычислительные машины в управлении». Спб, 1996 3. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Под ред. Титаренко. М.: 1998
4. Авдулов А.А. Компьютеризация как феномен человеческой деятельности», автреферат, Ростов-на-Дону, 2000, 23 с. 5. «Проблемы управления в условиях реформарования экономики» под науч.ред. к.э.н., доц. В.В. Чернова – Хабароск: РИЦХГАЭП, 1998, 233 с. 6. Компьютеризация общества и человечекий фактор. Реферативный сборник, М, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Social Evils Essay Research Paper December 15
Реферат Down Syndrome Essay Research Paper Down Syndrome1
Реферат Тема народа в Истории одного города
Реферат Дискурсивный анализ
Реферат Art Analyisis Of JOAN OF ARC By
Реферат Проектирование и исследование механизма двигателя внутреннего сгорания
Реферат Р.В. Бунзен
Реферат Преступления и наказания либерализация уголовного законодательства
Реферат Автоматизация инвестиционной компании
Реферат Князь-беглец (воевода Андрей Михайлович Курбский)
Реферат Моделирование рисков инвестиционных проектов
Реферат 55. Петровские реформы государственного и местного управления, содержание, значение
Реферат WEB Dubois Presented Objectively Essay Research Paper
Реферат Маркетинговые исследования 7
Реферат Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью (на примере Чугуевского муниципального района Приморского края)