Реферат по предмету "Туризм"


Развитие индустрии туризма как фактора социально-экономического роста (на примере С-Петербурга и Лениградской области)

1. Общая характеристика работы Актуальность исследования. Современный период общественногоразвития знаменуется дальнейшим возрастанием роли туризма в мировой экономике. Международный туризм для многих стран стал главным источником поступления иностранной валюты.
В настоящее время в России государственная монополия в сфере туризма ликвидирована и число туристских организаций многократно возросло. Однако ситуация в туристическом бизнесе зеркально отражает общее состояние российской экономики и пока не дает оснований для оптимизма. Большая часть вновь образованных туристских организаций оказалась не готова к работе в условиях рыночной экономики. Простой перенос западных моделей туристического бизнеса на российскую почву не дал нужных результатов, ухудшилось качество туристского обслуживания, произошла переориентация потребителя с внутреннего рынка туристских услуг на внешние рынки. Въездной туризм является наиболее экономически целесообразным для принимающей страны, поскольку его функционирование способствует привлечению денежных средств в страну. В девяностых годах отдача от въездного туризма в экономику региона стала сокращаться, в первую очередь, из-за снижения въездных туристских потоков и недостаточно развитой индустрии, обеспечивающей туристскую сферу. На сферу туризма приходится 7% мировых инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Эти показатели характеризуют прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма. Современная туристская индустрия является одной из наиболее доходных (до 10 % ВНП) и быстроразвивающихся отраслей мировой экономики, которая по своим доходам вышла на второе место в мире, уступая только топливно-энергетическому комплексу. По прогнозам ВТО подобная динамика развития туризма сохранится и в перспективе. Доход, получаемый от каждого туриста в дестинации, составил более 1250 долларов США. По данным всемирной статистики, 1 турист тратит в среднем не менее 300 – 500 долларов США в месте своего пребывания. При этом каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в «прямом» туризме (туроператоры, турагенты и т.д.), а 16 туристов – одного рабочего места в инфраструктуре туризма. Именно поэтому во многих странах государство оказывает сфере туризма существенную поддержку в виде прямых инвестиций, налоговых и таможенных льгот, стимулирующих развитие различных форм туризма. Только развитие международного въездного туризма будет способствовать созданию в России дополнительно 1,6 млн. рабочих мест и увеличению ежегодных доходов государства к 2010 году до 36,9 млрд. долларов США. Однако взаимодействие российского туризма с мировой индустрией туризма и внедрение международных стандартов выявило слабую развитость инфраструктуры туризма в России. Именно это, исходя из благоприятных прогнозов ВТО развития всей индустрии мирового туризма на ближайшее десятилетие, делает индустрию туризма привлекательной для инвестиций. Этому также способствует российское законодательство, защищающее права собственников и инвесторов. Постепенное изменение экономических отношений в сфере въездного туризма связано с переходом его к рыночному саморегулированию. Однако необходимость государственных методов регулирования туристского рынка связано с наличием его «ошибок» или «изъянов» – неспособностью само-регулирующего механизма рынка решать важные социально-экономические проблемы региона. Диссертационное исследование посвящено разработке механизма повышения вклада сферы въездного туризма в экономику региона в современных условиях развития России. Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка методических принципов обоснования рациональных путей повышения социально-экономического вклада туризма в экономику региона на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эта цель предопределила постановку и решение следующих задач: - анализ состояния регионального въездного туризма в условиях современной экономики; - выявление и анализ основных факторов, влияющих на въездной туризм; - уточнение понятийного аппарата отдельных структурных элементов системы туристской индустрии региона; - формулирование и обоснование методических принципов моделирования регионального въездного туризма, разработка модели функционирования регионального въездного туризма; - создание на основании разработанных методических принципов методик и компьютерных программ, направленных на повышение эффективности въездного туризма. Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает сфера въездного туризма в российской экономике. Предметом исследования является процесс управления областью въездного туризма региона. Теоретическая и методологическая основа диссертационной работы. Методологической основой диссертации являются системный подход, методы экономико-математического моделирования, логический и сравнительный анализ. В работе использовалось федеральное и региональное законодательства в сфере туризма, а также научная литература по проблемам экономики и управления туризмом: В.И. Азара, М.А. Ананьева, М.Б. Биржакова, Ю.И. Блохина, Е.И. Богданова, Е.Н. Ильиной, Р.А. Исляева, Г.А. Карповой, В.А. Квартального, А.Т. Кириллова, Ю.В. Кузнецова, Н.А. Моисеенко, М.Э. Немоляевой, В.К. Потемкина, В.М. Разумовского, В.Б. Сапруновой, В.С. Сенина, В.К. Федоренко и других. Обоснованность и достоверность результатов исследования, полученных автором, согласуется с выводами частных исследований других авторов. Полученные в диссертации результаты являются следствием логического и аргументированного исследования с использованием современного экономико-математического инструментария. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования. 1. Уточнен понятийный аппарат отдельных составных частей системы индустрии регионального туризма – въездной поток, сектор турфирм, сектор гостиниц, сектор культурно-развлекательных учреждений. 2. Разработана и обоснована концепция развития въездного туризма территории с учетом особенностей социально-экономического развития России и исследуемого региона, основанная на принципах комплексности, факторной взаимообусловленности, социально-экономической эффективности. 3. На основе сформулированных и обоснованных принципов экономико-математического моделирования регионального въездного туризма создана и апробирована модель въездного туризма территории, а также разработаны подходы, позволяющие реализовать полученную модель в виде соответствующих компьютерных программ. 4. Определены критерии экономической эффективности негосударственных инвестиций в развитие материально-технической базы средств размещения в регионе и обоснованы принципы целесообразности их привлечения. 5. Разработаны и предложены практические рекомендации по повышению экономического вклада въездного туризма и, в частности, туристско-гостиничного сектора в экономику региона, с целью усиления экономической заинтересованности участников инвестиционных проектов строительства и модернизации средств размещения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Структура, объем и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 182 листах, включая 25 таблиц, 32 рисунка, 3 диаграммы. Список литературы содержит 178 наименований.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи работы, приводится характеристика научной новизны и практической значимости диссертационного исследования. В первой главе «Развитие туризма в современном обществе, его роль в социально-экономическом росте региона» выявлены общие закономер-ности развития международного туризма, а также проведен анализ особенностей современного функционирования въездного туризма в России, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Во второй главе «Исследование направлений развития индустрии въездного туризма в регионе» обоснованы методические принципы моделирования и функционирования въездного туризма в новых социально-экономических условиях. В третьей главе «Эффективность функционирования средств размещения туристов в регионе» приводятся результаты по разработке имитационной модели въездного туризма и формулируются рекомендации в области развития въездного туризма региона. В заключении обобщены основные положения диссертации, выводы и общие рекомендации, вытекающие из результатов диссертационного исследования. В приложениях содержатся статистические данные, отражающие состояние экономики туризма в мире, России и исследуемом регионе. Положения, выносимые на защиту. 1. Уточненный понятийный аппарат составных частей системы региональной туристской индустрии. 2. Концепция развития въездного туризма региона с учетом социально-экономических особенностей территории. 3. Модель въездного туризма региона и подходы, создающие условия для ее реализации. Публикации и апробация работы. По теме диссертации опубликовано 10 научных трудов общим объемом 2,3 п.л. Основные положения диссертации докладывались автором на Международной научной конференции «Социальные основы и технологии педагогики в культурном, спортивном и туристском образовании населения. Историческое и культурное наследие городов России как фактор развития туризма» 14 – 15 марта 2001 г., региональных научно-практических конференциях «Культура и наука Санкт-Петербурга и Ленинградской области – важнейшие факторы развития туризма на Северо-западе России» 3 апреля 2003 г. и «Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса» 1 апреля 2004 г. Реализация основных выводов и результатов исследования. Основные выводы и предложения автора используются в практической работе региональными органами власти и профильными комитетами Ленинградской области и способствуют повышению вклада въездного туризма в экономику соответствующей территории, а также в учебном процессе вузов – Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Балтийского международного института туризма при чтении экономических и управленческих дисциплин в сфере туризма.


2. Основные идеи и выводы диссертации Спрос на услуги, предоставляемые туристскими предприятиями, находится в прямой зависимости от имеющихся туристских ресурсов, а также состояния индустрии туризма. Туристские предприятия не могут выступать на рынке в качестве продавцов туристских услуг без наличия туристских ресурсов и соответствующей современному уровню развитой индустрии туризма. Основная поставка туристского продукта на рынок осуществляется туристскими посредниками, специализирующимися на турагентской деятельности. Расходуя денежные средства на услуги предприятий размещения и питания, транспортных организаций, оплачивая посещения музеев, театров и других учреждений культуры и досуга, туристы способствуют дальнейшему развитию индустрии туризма и туристских ресурсов. Более высокий уровень последних приводит к расширению емкости туристского рынка. Увеличение туристского спроса влечет за собой рост капитальных вложений в инфраструктурные подразделения и увеличение реального объема производства услуг и товаров туристского потребления, что является верными признаками активизации экономической деятельности. Импульс роста, начало которому положил туризм, передается по цепочке другим отраслям экономики. В них активизируется инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, как следствие, увеличиваются источники доходов – заработная плата, рента, прибыль. Часть полученных доходов, которая также имеет тенденцию роста, поступает в бюджет в форме налоговых поступлений и других обязательных отчислений. Кроме того, государственная казна пополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских потоков, оказание материальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения, на развитие системы профессиональной подготовки туристских кадров, развитие технологий. Возникновение и развитие рынка туристских услуг напрямую связаны с туристским потенциалом соответствующей дестинации. По прогнозам специалистов, число приезжающих иностранцев в Россию в 2005 году составит примерно 10-12 млн. чел. Принять такой поток туристов возможно только в том случае, если страна располагает развитой туристской индустрией. Результаты диссертационного исследования показали, что в настоя-щее время объем въездного иностранного туризма остается достаточно скромным, в том числе и из-за ограниченных возможностей средств размещения (табл. 1). Таблица 1
Численность иностранных граждан, прибывших в Россию (тыс. чел.)1)

Страна выезда
2001 г.
2002 г.
Изменение (%)
Всего
В том
числе
туризм
Всего
В том
числе
туризм
Всего
В том
числе
туризм
Всего
21570
2387
23296
3106
8,0
30,0
Финляндия
1291
209
1161
230
- 10,1
10,4
Литва
1059
52
950
77
- 10,3
48,1
Польша
885
741
1210
980
36,7
32,3
Китай
461
165
726
267
57,5
61,8
Германия
415
226
493
287
18,8
27,0
Эстония
359
39
387
44
7,8
12,8
Латвия
245
36
293
38
19,6
5,6
США
210
92
236
110
12,4
19,6
Великобритания
139
68
154
102
10,8
50
Монголия
126
27
134
21
6,3
- 22,2
Италия
111
66
154
102
38,7
54,5
Франция
107
54
147
80
37,4
48,1
Турция
99
11
119
19
20,2
72,7
Япония
71
41
74
41
4,2
0
Нидерланды
51
14
64
22
25,5
57,1
Израиль
47
12
58
23
23,4
91,7
Швеция
43
15
56
21
30,2
40
Норвегия
40
14
44
15
10
7,1 Продолжение


Страна выезда
2001 г.
2002 г.
Изменение (%)
Всего
В том
числе
туризм
Всего
В том
числе
туризм
Всего
В том
числе
туризм
Испания
33
19
59
45
78,8
136,8
Австрия
31
11
38
16
22,6
45,4
Швейцария
26
10
25
14
- 3,8
40
Дания
26
9
30
14
15,4
55,6
Болгария
24
2
29
4
20,8
100
Канада
22
8
30
13
36,4
62,5
Бельгия
19
7
22
11
15,8
57,1 В ближайшие 10–лет туризм сможет весьма позитивно воздействовать на экономику России, если будет разработан и реализован единый комплексный план развития туристской индустрии, создана единая система управления и координации отраслью, если будут созданы благо-приятные налоговые и кредитно-финансовые условия для стимулирования развития туристской сферы с обеспечением ее правового регулирования. Одним из направлений регулирования и управления развитием туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является развитие статистики туризма. Оно предполагает совершенствование системы статистического учета и анализа в сфере туризма; разработку методик и проведение аналитических исследований доходности туризма как составной части экономики Санкт-Петербурга; учет влияния развития туристской индустрии на улучшение организации городского хозяйства; создание и ведение на электронном носителе единого специализированного реестра фирм и гостиниц, имеющих лицензии и сертификаты; мониторинг использования туристских ресурсов. Государственная поддержка, регулирование и правовое обеспечение туристской и курортной деятельности положительно сказываются на динамике развития городского туристского рынка и санаторно-курортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области, увеличении доходов соответствующих бюджетов от деятельности субъектов туристской индустрии, создании рабочих мест, популяризации данного региона как крупного российского и международного туристского центра, на повышении эффективности использования туристских ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из поставленной автором цели диссертации вытекают следующие направления исследований: анализ состояния туристской деятельности в Петербурге и Ленинградской области на современном этапе; определение роли въездного туризма в регионе; создание модели въездного туризма и доведение ее до практического уровня, а также обоснование объема исходных данных; проведение практических оценок и выработка рекоменда-ций в области повышения эффективности въездного туризма в регионе. Указанные направления являлись основой формирования блок-схемы исследований (рис. 1). В блоке 1 нашли отражение вопросы первого направления. Анализ состояния туристской индустрии в какой-то мере предшествовал основным направлениям исследований, что объясняется необходимостью выявления недостатков и достоинств существующего состояния въездного туризма в регионе. Анализ состояния регионального въездного туризма позволил перейти к разработке концептуального подхода по реализации цели работы. Въездной туризм базируется на ряде специфических факторов, к основным из которых можно отнести: изменения социально-экономических условий в стране; состояние организационных региональных структур; возможность и перспективы работы въездного туризма с позиции деловой активности функционирования сектора турфирм, сектора гостиниц, сектора культурно-развлекательных учреждений; качество туристской рекламы в регионе. Выездной туризм зависит от состояния экономического положения и социальной обстановки в стране. От экономики зависит положение турист-ской индустрии, а социальная обстановка определяет уровень преступности, межнациональные проблемы и другие явления, нарушающие стабильность в обществе. Освещение этих вопросов предусмотрено блоками 3 и 5.
Существующая организационная структура регулирования туристской деятельности в определенной степени удовлетворяет современным требованиям. Тем не менее сказывается различие между государственным регулированием и частным владением в туристской сфере. В диссертационной работе модель въездного туризма исследуется при допущении ее замкнутости, отсутствия действия факторов внешнего окружения. Последние, по мнению диссертанта, являются предметом самостоятельного исследования. Также не рассматриваются в работе вопросы, связанные с организационными аспектами туристских фирм и их объединений, предусмотренные блоком 4.
Концептуальная модель, а также вопросы, затронутые в блоках 3-5, позволяют оценить объем необходимых исходных данных и виды их предоставления. Эти вопросы приобретают в работе важное значение, поскольку от качества исходных данных в значительной степени зависят точность и значимость конечных результатов. В блок-схеме этим вопросам посвящен блок 7. Рис. 1. Блок-схема исследований В настоящей работе для решения задачи обоснования рациональных путей развития инфраструктуры въездного туризма используется метод моделирования. Границы сферы въездного туризма определяются выделением из общей системы экономических объектов города (региона) двух укрупненных объектов – подсистемы городского (регионального) управления сферой въездного туризма и подсистемы бизнеса въездного туризма (рис. 2). Эти две основные подсистемы (в совокупности со связями между ними и с внешней средой) и образуют объект исследования. При этом в подсистему бизнеса въездного туризма входят все предприятия (независимо от принадлежности и формы собственности), деятельность которых зависит от въездного туризма и связана с получением прибыли. В подсистему городского управления въездным туризмом входят все мероприятия администрации города (региона), определяющие функционирование и экономические характеристики объектов бизнеса въездного туризма. В качестве элементов внешней среды, влияющих на результаты экономической деятельности сферы въездного туризма, можно выделить: совокупность экономических условий в стране, влияющих на посещение города (региона) иностранными туристами; финансовую ситуацию в стране, определяющую через ставку дисконта временную ценность денег; экономическую ситуацию в мире, влияющую на формирования въездных туристских потоков; финансово-экономическую ситуацию в регионе, определяющую возможность привлечения частных инвестиций в сферу въездного туризма.
Рис. 2. Обобщенная структура системы въездного туризма На рисунке 2 приняты следующие обозначения: - N(t)- величина потока въездного туризма; - S1 - региональные доходы от туризма; - S2 - региональные расходы на развитие туризма; - СR1 - затраты на рекламу туробъектов региона; - СА - затраты на содержание административного аппарата по туризму; - СПЗ - затраты на разработку программ и нормативных актов (законов); - СИНФ - затраты на содержание и развитие туристской индустрии; - Q(t) - характеристики социально-экономических условий в стране и регионе, влияющие соответственно на въездной туристский поток; - Y(t) - характеристики уровня состояния инфраструктуры и сферы услуг въездного туризма, а также характеристики рекламной деятельности туристских фирм и города (региона); - R(t) - функции, определяющие продвижение въездного турпро-дукта региональными структурами. В свою очередь, величиныY(t), R(t) являются функциями расходов СИНФ(t) городской администрации на развитие и поддержание инфраструктуры въездного туризма. Бизнес въездного туризма связан с рынком турпродукта въездного туризма. На указанном рынке в рассматриваемый момент времени (год) t происходит формирование равновесного въездного потока туризма N(t) и равновесной цены туристского продукта; эти величины получаются в результате сопоставления потока туристов NCП(t), характеризующего спрос на турпродукт въездного туризма, и потока туристов NПР(t), характеризующего предложение турпродукта; величины NCП и NПР, в общем, зависят от цены продукта, что является определяющим условием формирования равновесного значения N. Отметим также, что из числа компонентов расходов администрации территории расходы на рекламу, а также расходы СА и СПЗ могут быть отнесены к категории постоянных издержек (они не зависят от количества турпродукта, предлагаемого фирмами), в то время как расходы СИНФ фактически являются инвестициями в сектор въездного туризма. Администрация региона определяет развитие инфраструктуры въездного туризма. Дальнейшая детализация структуры математической модели сферы въездного туризма связана с декомпозицией ее на подсистемы и установлением связей между ними. Выше уже выделены две укрупненные подсистемы этого объекта - подсистема бизнеса въездного туризма и под-система городского (регионального) управления сферой въездного туризма. В свою очередь, подсистема «бизнес въездного туризма» рассматривается как совокупность взаимосвязанных структурных элементов (рис. 3). В системе объектов туристского бизнеса можно выделить ряд групп объектов, отличающихся общими особенностями и местом в туристском бизнесе. К числу таких групп, можно отнести: - туристские фирмы (сектор туристских фирм), занимающиеся въездным туризмом, которые организуют въездные туристские потоки и приобретают у субъектов других групп права на услуги для туристов; - гостинично-туристский сектор (сектор средств размещения), в состав которого входят гостиницы с принадлежащими к ним поставщиками дополнительных услуг (рестораны, средства связи и т.д.); пропускная способность этого сектора (его возможности по размещению туристов) во многом определяют общие возможности предложения на рынке въездного туризма; - предприятия культурно-развлекательной сферы (культурно-развлекательный сектор), результаты экономической деятельности которых (выручка, прибыль) во многом зависят от их посещаемости туристами.
Рис.3. Декомпозиция подсистемы «бизнес въездного туризма». В приведенной схеме для отдельных элементов структуры рассматриваемого объекта приняты следующие обозначения: - NГ РАС -максимальный турпоток, который может быть обслужен гостиницами; - N1 ТР - въездной поток туристов, не пользующихся услугами турфирм (спрос); - NТФ РАС - максимальный турпоток, который может быть обслужен турфирмами; - NТФ ТР - въездной поток туристов, пользующихся услугами турфирм спрос; - NТФ - фактический турпоток, обслуженный турфирмами;
- NК ТР - спрос на услуги в культурно-развлекательном секторе; - NК РАС - максимальное количество туристов, которое может быть обслужено в культурно-развлекательном секторе; - NК - фактическое количество туристов, обслуженное в культурно-развлекательном секторе;
- НТФ - налоговые поступления в бюджет от турфирм; - НГ - налоговые поступления в бюджет от предприятий туристско-гостиничного сектора; - ПГ - поступления в бюджет, связанные с владением городом частью акций объектов туристско-гостиничного сектора; - НК - налоговые поступления в бюджет от предприятий культурно-развлекательного сектора; - ПК - поступления в бюджет, связанные с владением городом частью акций объектов предприятий культурно-развлекательного сектора. Заметим, что равновесные величины турпотоков N, NТФ, NК являются функциями соответствующих потоков спроса и предложения: (1) Кроме того, выплаты в бюджет являются функциями соответствующих туристских потоков: (2) В соответствии с изложенным, можно сказать, что компонентами инфраструктуры сферы въездного туризма являются элементы основного капитала (основных фондов), перечисленных выше подсистем (секторов). В общем случае все они должны быть представлены в оптимизационной задаче соответствующими управляемыми переменными. Однако в связи с большой размерностью задачи в такой постановке представляется целесообразным исследовать направления совершенствования индустрии туризма, прежде всего, тех секторов сферы въездного туризма, которые вносят наибольший вклад в экономическую эффективность этой сферы. Для определения перспективных секторов сферы въездного туризма при выборе вариантов совершенствования их инфраструктуры в диссертации анализируются значения некоторых экономических показателей указанных секторов по данным на конец 90-х – начало 2000-х гг.; исследуются значения экономических показателей - выручка, прибыль, выплаты в бюджет и т.д. из расчета на одного обслуженного туриста. Все стоимостные показатели представлены в ценах за аналогичный временной интервал. Из рассмотренных в диссертации секторов сферы въездного туризма основной вклад в бюджетные выплаты вносит туристско-гостиничный сектор. Кроме того, в этом секторе на одного обслуженного туриста приходится в 30 раз больше работников, чем в секторе турфирм и в 38 раз больше стоимости основных средств. Что касается культурно-развлекательного сектора (по которому статистическая информация представлена в меньших размерах), то в нем выручка на одного обслуженного в 20 и более раз уступает выручке в других секторах, что и определяет сравнительно небольшой вклад этого сектора в прибыль и бюджетные выплаты. В туристско-гостиничном секторе сосредоточена весьма значительная по стоимости часть индустрии сферы въездного туризма. Такое положение дает основание для того, чтобы рассматривать совершенствование индустрии гостиничного сектора как важнейшую часть мероприятий по развитию инфраструктуры въездного туризма в целом. В соответствии с этим в настоящей работе выбор путей развития инфраструктуры въездного туризма сводится к рассмотрению оптимальных вариантов совершенствования (модернизации и нового строительства) объектов туристско-гостиничного комплекса. Для этого используется разработанная блок-схема решения оптимизационной задачи (рис. 4). Для расчетов по приведенному алгоритму требуется база исходных данных, которые включают в себя: - исходные данные по параметрам среды - количественные характеристики туристских потоков и ставку дисконта; - базу исходных данных, по допустимому списку управляющих параметров, которая включает исходные данные по всем вариантам инвестиционных проектов, по вариантам ставок налогов с учетом налоговых льгот, а также по вариантам финансирования инвестиционных проектов; - базу данных по современному состоянию гостиничного комплекса, а также и других секторов сферы въездного туризма. Расчеты по алгоритму начинаются с определения списка инвестиционных проектов, которые целесообразно осуществлять в существующих финансово-экономических условиях. Для этого организуется цикл перебора по всем вариантам проектов (блок 1). Для каждого варианта формируются соответствующие списки {qj} и определяется набор управляющих параметров mj, Pj, IБj, IИНj для всех типов объектов (блок 2). Затем с помощью изложенной выше экономико-математической модели сферы въездного туризма рассчитываются показатели PP(j) и PI(j) для каждого варианта проекта (блок 3) и проверяется условие: PP(j)PPMAX, где PPMAX - максимальный приемлемый срок окупаемости инвестиционных проектов (блок 4). В случае если это условие не выполняется, соответствующий инвестиционный проект исключается из списка допустимых. В результате получается корректированный список номеров допустимых инвестиционных проектов Q, который и используется в дальнейших расчетах. После указанной процедуры производится последовательно, по шагам, конструирование списка номеров инвестиционных проектов, соответствующего оптимальному варианту совершенствования инфра-структуры туристского сектора. Для этого, прежде всего, при помощи указанной экономико-математической модели сферы въездного туризма определяется суммарный не дисконтированный доход D0, который является ограничением на располагаемую сумму инвестиций из бюджета. Далее организуется последовательный цикл шагов алгоритма, на каждом из кото-рых производится пополнение указанного списка новыми элементами (блок 5). На каждом шаге этого процесса производятся следующие операции: - определяются суммарные требуемые затраты на реализацию всех инвестиционных проектов, соответствующих спискам {qj} (блок 7); - проверяется условие непревышения этой суммой значения D0: в случае невыполнения этого условия процесс построения списка инвестиционных проектов считается завершенным; - определяется номер инвестиционного проекта, не вошедшего в список {qj} и имеющего максимальный показатель рентабельностиPI(j) (блок 8); - инвестиционный проект с номером, определенным в предыдущем пункте включается в список выбранных для реализации проектов (блок 10); для скорректированного таким образом списка {qj} заново определяются управляющие параметры, и производится перерасчет и корректировка показателей PI(j) (блок 6).
После завершения процесса в соответствии с блоком 9 производится идентификация всех инвестиционных проектов, которые необходимо осуществить в соответствии с оптимальным планом совершенствования инфраструктуры гостиничного сектора (на основании списка {qj}). Изложенный процесс осуществляется при заданных параметрах налогообложения {g}. Для исследования вопроса о целесообразности введения льготного налогообложения указанные расчеты, повторяются для различных вариаций указанного вектора параметров, и определяется оптимальный их вариант по критерию максимума NPV.
Общая характеристика системы исходных данных, необходимых для решения рассматриваемой оптимизационной задачи обоснована во второй главе диссертации. Результаты исследований, полученные в третьей главе диссертации, показали, что освобождение проекта от налогов в федеральный бюджет позволяет сократить срок его окупаемости (собственно - предоставленных налоговых льгот) для города почти в два раза; тем не менее, при базовом варианте турпотоков этот срок продолжает оставаться весьма большим и превышает 10 лет, так что целесообразность предоставления таких льгот для строительства новой гостиницы (и, следовательно, осуществимость самого этого строительства) скорее всего, будет иметь место в будущем, при соответствующем увеличении турпотоков в гостиницы среднего класса. Оценка срока окупаемости инвестиционного проекта для частного инвестора при указанных выше предположениях о налоговых льготах свидетельствует, что период его окупаемости для частного инвестора в этих условиях в 1,5-2 раза меньше, чем для города. Осуществление рассмотренных в диссертации типов инвестиционных проектов имеет смысл только при предоставлении дополнительной льготы - освобождения гостиницы от уплаты налогов в федеральный бюджет. Даже при этом условии срок окупаемости проектов составляет свыше 10 лет, что делает их реализацию приемлемой только в условиях относительной финансовой стабилизации; все это дает основание утверждать, что реализация проектов строительства новых гостиниц на бюджетные средства целесообразна только в будущем. На основании этих выводов, в диссертации обосновывается экономическая целесообразность привлечения негосударственных источников инвестирования в развитие гостиничного сектора территории. Таким образом, в условиях усиления межсекторальных связей туристской индустрии, как следствия общих процессов глобализации экономики, необходимо учитывать и практически реализовывать превалирующую роль ресурсов государства в управлении туризмом региона.


3. Вклад автора в проведенное исследование
Диссертация является самостоятельным научно-квалификационным трудом, в котором решена актуальная научная задача. Непосредственное участие автора в получении научных результатов диссертации заключается в: - определении и обосновании цели и задач исследования, выборе объекта и предмета исследования, оценке системы взаимообусловленных задач диссертации и их реализации; - исследовании факторов функционирования и особенностей индустрии регионального туризма и ее важнейшей составляющей – системы въездного туризма; - разработке теоретических положений по обоснованию экономико-математической модели въездного туризма и полученных на этой основе научных результатов.


4. Перечень опубликованных работ по теме диссертации 1. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров //Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы научн. практ. конф., Сходня, 1997.- М.: РМАТ, 1997. (в соав-торстве). 0,25/0,15 п.л. 2. Методические вопросы системного анализа. Проблемы развития городского туризма. «Туристские фирмы».- 1999.- № 19.-СПб.: Изд-во «Невский Фонд». 3. Система исходных данных по основным элементам инфраструктуры въездного туризма (статья). «Туристские фирмы».- 1999.- № 19.-СПб.: Изд-во «Невский Фонд». (в соавторстве).0,5/0,3 п.л. 4. Проблемы построения новой системы туристского образова-ния //Актуальные проблемы туризма на рубеже веков: Материалы научн. практ. конф., Сходня, 1999.- М.: РМАТ, 1999. (в соавторстве). 0,25/0,15 п.л. 5. Роль основных факторов, влияющих на состояние и развитие въездного туризма. Труды Академии туризма, 2000. - выпуск № 3.- СПб.: Изд-во «Невский Фонд», 2000. 0,5 п.л. 6. Методические вопросы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в интересах совершенствования инфрастру-ктуры городского туризма. Труды Академии туризма,- 2000. - выпуск №3.- СПб.: Изд-во «Невский Фонд», 2000. (в соавторстве). 0,5/0,3 п.л. 7. Экономические аспекты деятельности туристских агентств//Туризм на Северо-Западе России: развитие и инвестиции. Сб. тез. докл. и выступл. на межд. науч.- практ. конф., г.СПб., 2 – 3 апр. 2002 г. / Под ред. проф. Власовой Т.И. и Попова Н.Г. 0,15 п.л. 8. Инвестиции в туристскую индустрию ленинградской области//Культура и наука СПб и Лен.области – важнейшие факторы развития туризма на Северо-Западе России. Сб. тез. докл. и выступл. на регионал. науч.-практ. конф., г. СПб., 3 апр. 2003 г. / Под ред проф. Власовой Т.И. 0,1 п.л. 9. Управление инвестиционными процессами в туризме Ленинградской области // Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса. Материалы регион. научн. практ. конф., СПб., 1апреля, 2004.–СПб.: Изд-во «Д.А.Р.К.», 2004 (в соавторстве). 0,25/0,15 п.л. 10. Пути повышения инвестиционной активности в туризме Ленинградской области// Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса. Материалы регион. научн. практ. конф., СПб., 1апреля, 2004.–СПб.: Изд-во «Д.А.Р.К.», 2004 (в соавторстве). 0,3/0,15 п.л.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Региональные особенности регулирования цен
Реферат Agriculture Essay Research Paper AgricultureAs soon as
Реферат Маркетингова діяльність Call-центру Окі-Токі ТОВ "Масском"
Реферат Смерть в экзистенциализме
Реферат Управление экономикой
Реферат Репутация врача ветеринарной медицины
Реферат Анемии различного генеза у больных ревматоидным артритом 14. 01. 22 ревматология
Реферат Проектирование вертикального цилиндрического резервуара для нефтепродуктов 2
Реферат Wounded Chimera Essay Research Paper This page
Реферат Распространение и профилактика гиподерматоза крупного рогатого скота в СПК Некрасовское, Нижнеомского района, Омской области
Реферат Comedy Part 2 19291959 Essay Research Paper
Реферат Cdn Provinces
Реферат Международные неправительственные организации и проблемы приватизации в России
Реферат «Пермская государственная медицинская академия имени академика Е. А. Вагнера Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ