Реферат по предмету "Социология"


Роль женщины в семье

СОДЕРЖАНИЕ 1. Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема 2. Функции семьи и роль женщины в современной семье 3. Домашний труд и его структура 4. Домашнее хозяйство и труд женщины
Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема Процессы глубокой трансформации общественных от­ношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и по­ложение в ней женщины. Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как соци­альный институт, с присущими ему местом и ролью, и вы­полняет ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья — это малая социальная группа, которой свойственны сплочен­ность, единство членов семьи, внутрисемейные отношения, традиции и др. И, наконец, в-третьих, семья — это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потреб­ностей человека. Созданию семьи предшествует брак как парное отно­шение, основанное на взаимной привязанности, любви, за­боте, интимных отношениях. Брак определяется биологическими (возраст, физи­ческое состояние), нравственными (подготовка к браку), пси­хологическими (интимные отношения) и экономическими (материальное положение, наличие жилья) факторами. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует отношения между мужчиной и женщиной. Брак — это добровольный союз. К. Маркс писал: "Ник­то не принуждает к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он всту­пил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец — природу и законы воды и тяжести. Брак по­этому не может подчиняться произволу вступившего в брак, а, наоборот, произвол вступившего в брак должен подчи­няться сущности брака"'. Брак регулируется правовыми нормами, обычаями, тра­дициями, религией. В его основе лежат забота, общение, совместное добывание средств для жизни, взаимная мате­риальная и духовная поддержка, ведение хозяйства, орга­низация досуга. Семья — это социальная общность, основанная на бра­ке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимо­отношений супругов, основанная на рождении и воспита­нии детей, общности быта, бюджета. Задачи семьи — воспроизводство населения, накопле­ние и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потреб­ностей, воспитание определенных нравственных норм по­ведения, формирование конкретных психологических от­ношений. Современная семья в России встречается с огромными проблемами, которые могут быть разделены на институци­онные, внутрисемейные и фоновые, непосредственно свя­занные с особенностями социально-экономической ситуации. Все эти проблемы безусловно взаимосвязаны друг с другом и для смягчения их остроты требуется приоритетность се­мейной политики государства, а также обеспечение одина­ковых прав мужчин и женщин во всех вопросах жизнедея­тельности семьи. Положение семьи, уровень ее благополучия и стабиль­ности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и госу­дарства. Особенности социально-экономических преобразо­ваний последнего десятилетия негативно повлияли на уро­вень жизни населения, наложили свой отпечаток на про­цессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рож­даемости, увеличением числа разводов, ростом детской бес­призорности и безнадзорности растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении мно­гих веков одной из господствующих форм отношений меж­ду полами, могучим гармонизирующим регулятором обще­ства. Кризисное состояние социально-экономической сферы, обострение политических, демографических, межнацио­нальных противоречий оказывают существенное влияние на качество жизни всех граждан, и в первую очередь жен­щин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, оди­ноких родителей. За годы экономических преобразований состав малоиму­щего населения страны структурно существенно изменил­ся: значительно снизился удельный вес лиц старших воз­растов и возросла доля экономически активного населения трудоспособного возраста, т.е. в категорию бедных все бо­лее и более попадают семьи с детьми. В условиях кризиса обостряется конфликт между со­циальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают сово­купный семейный доход. В то же время высокая ее заня­тость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости. Социально-экономическая дифференциация общества приближается к черте, за которой может наступить резкая социальная поляризация населения, абсолютное обнища­ние значительной ее части. В настоящее время каждого третьего, проживающего в России, можно назвать неимущим, т.е. его доходы — ниже прожиточного минимума. Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных, не­зависимо от их возраста, уровня образования, семейного положения. Особенно велик он среди безработных родите­лей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства, безработных одиноких родителей, многодетных родителей . В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, отмечая значение вклада женщины в благосостояние семьи, подчеркивается, что до сих пор не получило полного признания социальное значение мате­ринства и роли обоих родителей в семье и воспитании де­тей, ибо это требует совместной ответственности мужчи­ны и женщины, а также всего общества в целом. Для дос­тижения полного равенства между мужчинами и женщина­ми необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье. Не остается без внимания проблема семьи и в Российс­кой Федерации, где в Конституции (п. 1 ст. 38) сказано: "Ма­теринство и детство, семья находятся под защитой госу­дарства". А в п. 2 четко определены роли родителей: "Забо­та о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей". Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко ус­тановлена ориентация на суверенность семьи, опору на соб­ственные силы и самообеспечение, самостоятельность и не­обходимость женщинам искать выход. Вызывает озабоченность разрушение социальной инф­раструктуры, помогающей работающим женщинам совме­щать профессиональную деятельность с работой по дому. Широко распространенные патриархатные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные труд­ности. Довольно сложными являются отношения между суп­ругами, между родителями и детьми. Общество не способ­ствует воспитанию у детей уважительного отношения к ма­тери, профессиональной деятельности родителей, необхо­димости совместными усилиями решать бытовые проблемы. Широко распространяемая наркомания и алкоголизм приво­дят подчас к невозможности рациональной организации от­дыха семьи, использования коллективных форм воспитания подрастающего поколения в сочетании с семейным.
Перед современной семьей стоит проблема нравствен­ного воспитания, но, к сожалению, средства массовой ин­формации не способствуют решению этой задачи, форми­рованию чувства уважения. Угар секса оборачивается без­духовностью и опустошенностью. Предлагается Российской ассоциацией "Планирова­ние семьи" раннее половое воспитание, начиная с первоклашек. Однако известно, что "ранняя половая информи­рованность уже через пять лет обучения технике безопас­ного секса дала в США рост ранних абортов на 45% (причем нередко с потерей возможности когда-либо иметь детей)". Последствия всего этого драматичны: у девочек, пользую­щихся контрацептивами, возрастает риск заболевания ра­ком; у мальчиков — подростковая импотенция. В Англии, США и других странах эти подростки автоматически ис­ключаются из числа потенциальных отцов, способных к со­зданию полноценной семьи и рождению детей.
Для сохранения семьи и престижа в ней женщины ООН предлагает новую модель семейных отношений, где глав­ным принципом является создание равных стартовых воз­можностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции, в статье 5, четко определена сущ­ность этой модели. Государства-участники принимают все соответствующие меры для: изменения социальной и куль­турной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей прак­тики, которые основаны на идее неполноценности или пре­восходства одного из полов или стереотипности роли муж­чин и женщин. Российская Федерация также взяла на себя реализа­цию Конвенции. Принят и опубликован ряд документов, ка­сающихся женщин, семьи и детей. Новая модель предполагает общее участие в формиро­вании личности ребенка, ответственность за воспитание детей, одинаковые права и обязанности родителей, преоб­ладание интересов детей в семье, изменение существую­щих традиций в отношении женщин.
Функции семьи и роль женщины в современной семье Под функцией в семье следует понимать внешнее прояв­ление свойств какого-либо субъекта в данной системе отно­шений (семье), определенные действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность ее деятельности. Целе­направленные действия следуют из необходимости удовлет­ворения потребностей, представляющих воспроизведение объективно осознанных мер и действий. В более конкретном смысле функции семьи представляют набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение кото­рых меняется в каждую историческую эпоху. Следователь­но, эти функции изменчивы. Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытека­ет из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению в семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с соци­ально-экономическими условиями жизнедеятельности обще­ства, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Значительную часть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейших функций более подробно. Репродуктивная функция — это биологическое воспроиз­водство общества и одновременно удовлетворение потребно­стей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, посколь­ку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время за­метно обострилась. Демографы, психологи, социологи едино­душно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием пол­ной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей. Экономическая функция выполняется обоими родителя­ми, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании. Необ­ходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры. В основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершен­нолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция семьи осуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания обще­ственных и личных интересов членов семьи. Воспитательная функция, чаще всего выполняемая жен­щиной, обеспечивает социализацию личности подрастающе­го поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных по­требностей в родительстве, контактах с детьми, их воспита­нии, самореализации родителей в своих детях. Теперь, когда ликвидировано значительное количество детских учрежде­ний вся тяжесть воспитания легла на родителей. Воспитание — это прежде всего адаптация ко всей совокупности общественных ценно­стей, формирование жизненных позиций. Воспитательная функция должна выражаться в осознан­ном подходе к возможности эффективного социального воз­действия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взгля­дов, привычек родителей — залог воспитания, при обязатель­ном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого сло­весного воздействия. Воздействие осуществляется через не­посредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реаль­ного поведения. Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение по­требностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятель­ность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что на­кладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в осно­ве которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики и эстетики нашего обще­ства.
Функция первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязатель­ность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь жен­щинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном восп­роизводстве социальной структуры общества в малой соци­альной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи и создаются условия для удовлетворения инди­видуальных потребностей в социальном продвижении.
Досуговая функция — ее главная цель — общение, под­держание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, тури­стских походов, чтение художественной и научной литерату­ры, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др. Досуг — это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. К сожалению, этой функции мало уделяют внимания ро­дители, особенно отцы. В большей степени это осознает жен­щина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах и др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту — чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи. Расширение сферы досуга связано с увеличением свобод­ного времени, представляющего меру богатства общества, предназначенного для образования, интеллектуального раз­вития, общения, духовного совершенства. Увеличение сво­бодного времени и рациональное его использование — проблема огромной важности, показатель прогресса обще­ства. Сексуальная функция — соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представле­ний об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспита­ния, плохо справляются родители. Широкое распространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация жен­щин. Воспитанию в семье противостоят средст­ва массовой информации, фактически поддерживающие это тре­вожное социальное явление. Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщи­ны в малой социальной группе, и создания условий для практи­ческого применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей. Домашний труд и его структура Главная сфера деятельности женщин в семье — домашний труд. Домашнее хозяйство — составная часть быта, предоставля­ющего область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творче­ской деятельности. Эта жизнедеятельность обеспечивается оп­ределенными формами и способами потребления и обслужи­вания, организацией и производством самих предметов по­требления, а также конкретными формами социальных отношений. Основу быта и бытовых отношений составляют личное, семейное и общественное производство и потребле­ние необходимых благ. Домашнее хозяйство входит в сферу быта и составляет на современном этапе существования нашего общества его важ­ную часть. Оно является сферой человеческой деятельности, в которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства и потреб­ления. За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой, помещением, уход за детьми и др. Домашний труд необходим для удовлетворения матери­ально-бытовых нужд индивида, семьи, а подсобное хозяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной части семей рабочих и служащих. Домашний труд служит одной из важных сторон жизни человека и дополняет общественное производство предметов потребления и услуг, необходимых населению.В настоящее время вся тяжесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, в пер­вую очередь, женщины, поскольку общественная сфере оказания услуг и производства материальных благ значи­тельно сократилась. Домашний труд обеспечивает производство предметов по­требления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Кроме того, другой частью домаш­него труда является оказание услуг внутри семьи. Обособленность домашнего хозяйства, то есть существова­ние в рамках семьи, сохраняет старые традиции, превращаю­щие женщин в придаток домашнего очага, и всячески препятствует ее стремлению к равенству и свободе. В настоя­щее время все больше утверждается культ вещей, "чуда-кух­ни", стимулируя дух потребительства, стремясь превратить человека в обывателя, непрерывно гоняющегося за вещами, личным достатком. Домашний труд, несмотря на его индивидуальную органи­зацию, представляет общественно необходимый вид труда, поскольку обеспечивает жизнедеятельность человека или малой социальной группы. Будучи дополнением к общественно­му производству предметов потребления и услуг, он выпол­няет те функции, которые еще не в состоянии охватить общественная сфера обслуживания. Продукты, создаваемые этим трудом, не входят в экономический оборот, они присва­иваются внутри семьи. Другой стороной домашнего труда является его воспита­тельное значение. Поэтому, для оценки домашнего труда необхо­дим социологический анализ его характера и содержания, соотношения непродуктивных, механических, и продуктив­ных, творческих, функций, который позволит понять тенден­цию его изменений в настоящее время. Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискримина­ции в отношении женщин" рекомендует формирование новой модели взаимоотношений в семье, особенно между родителя­ми, возлагая на них равную ответственность за формирование подрастающего поколения, его воспитание, в том числе — и отношения к домашнему труду. Имеется в виду прежде всего взаимная помощь, поддержка, коллективная работу по дому, соблюдение принципа равенства и социальной справедливо­сти. Иными словами, домашний труд должен быть рациональ­но организован, и тогда у всех членов семьи будет свободное время для творческого развития личности. Домашнее хозяйство и труд женщины Обособленность домашнего хозяйства, как правило, фор­мирует индивидуалистические стремления и способствует формированию эгоизма отдельных членов семьи, поскольку бытовые хлопоты в основном ложатся на плечи женщины. Домашнее хозяйство объективно воспроизводит противоре­чия между общественно-производственной деятельность женщины и ее хозяйственно-семейными обязанностями. Оно сохраняет неравенство женщины с мужчиной, и это неравен­ство остается до тех пор, пока женщины задавлена, как писал В.И.Ленин, "самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще оди­ночного домашне-семейного хозяйства".
Домашнее хозяйство не отличается своей эффективно­стью: она в 7-8 раз ниже, чем в общественном производстве материальных благ и услуг. Затраты труда и времени на одни и те же операции в общественном производства предметов потребления и в условиях домашнего хозяйства различны. Так, на приготовление пищи, стирку белья и др. в домашних условиях требуется в 3-4 раза больше затрат труда и в 4-5 раз времени, чем на предприятиях общественного бытового об­служивания. И все это лежит на плечах женщин, которые имеют фактически два рабочих дня. Один на производстве, другой — дома. Работа по дому проводится после или до очередного рабочего дня на производстве, поэтому произво­дительность труда в домашнем хозяйстве у работающей жен­щины ниже, чем у неработающей.
В настоящее время домашние обязанности женщин услож­нились. Современный уровень экономического благополу­чия, сокращение помощи государства в воспитании и материальной поддержке детей требует более внимательного отношения к ним со стороны родителей, активного вмеша­тельства в их учебный процесс, оказания соответствующей помощи. Больше стало затрачиваться времени на организа­цию питания детей, уход за ними. Использование в домашних условиях техники вряд ли можно считать действенной мерой сокращения затрат труда. Все эти средства механизации, при­меняемые в домашнем хозяйстве, несомненно, еще крепче привязывают женщину к домашнему, довольно ограниченно­му, узкому миру. Она становится рабыней кухни, бытовой техники, за которой нужно ухаживать. Выход один — разви­тие общественной бытовой сферы, которая, как и все осталь­ное, в настоящее время переживает кризис. Однако на перспективу следует иметь в виду, что на первом плане в семье должен быть принцип сочетания общественных и личных ин­тересов и на этой основе решаться проблема сокращения затрат труда и времени женщин на удовлетворение бытовых потребностей. Думается, что экономическое преимущество обще­ственного сервиса по сравнению с кустарным домашним хо­зяйством несомненно служит главным условием успешного решения внутрисемейных проблем. Но это преимущество должно преломляться через сознание людей, их психологию, моральные принципы, правовые нормы и др. В данном случае важное место приобретает сознательная деятельность, идей­ная направленность, воспитательная работа, то есть то, что связано с теоретической стороной проблемы. Люди должны быть приучены пользоваться материальными и духовными благами, исходя из разумных потребностей, рационально ор­ганизовывать свой быт, используя в семье принцип взаимо­помощи. Но для этого нужен высокий уровень сознания и культуры. Следует отметить, что домашнее хозяйство довольно часто организуется нерационально, и это сопровождается негатив­ными последствиями для женщин: отсутствием условий и вре­мени для повышения своей квалификации, культурного уровня, образования и т.д. Кроме того, многие женщины, получившие специальное образование и имеющие специаль­ность, вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством, устраняясь от общественного производства, а часто и от ак­тивной общественной жизни. Следовательно, затраты госу­дарства на образование остаются не восполненными. Нельзя отрицать и положительную сторону ведения до­машнего хозяйства в семье: все это имеет определенную мо­ральную ценность, но, как известно, женщины выполняют эту функцию без особого внутреннего призвания и желания и с большой охотой участвуют в производственной и общественной деятельности даже в том случае, когда материально обеспечены. Ограниченность мелкого домашнего хозяйства приводит не только к экономическим потерям, но и к отрицательным психо­логическим последствиям — излишней раздражительности, чрез­мерной озабоченности бытовыми мелочами, ухудшению настроения, физической подавленности и др. Такое психологиче­ское воздействие домашнего труда на женщину подчас определяет поведение человека и оказывает влияние на его отношение к другим людям, к действительности. Человек становится замкну­тым, необщительным, ограничивает свой мир индивидуальными переживаниями, мало интересуется жизнедеятельностью коллек­тива, других людей. Домашнее хозяйство в современных условиях будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта. Важным направлением его совершенствования является облегчение труда и сокращение затрат времени женщиной за счет создания внутрисемейной кооперации, основанной на подлинном равноправии при соответствующем распределении домашних обязанностей между всеми членами семьи, в том числе и детьми, которые должны выполнять посильную работу. Это способствовало бы смягчению возникающих внутрисемейных конфликтов и явилось бы тем шагом, который необходим для укрепления отношений. Внутрисемейная кооперация – это особая форма отношений, обеспечивающая такую организацию труда, при которой совместное участие членов семьи обязательно. Здесь все обязанности распределяются поровну и предполагают сознательный подход к разделению труда с учетом возраста, склонностей и необходимости взаимосвязи всех трудовых процессов. ЛИТЕРАТУРА 1. Феминология, Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова, Изд.центр “Маркетинг”, Москва, 2001. 2. Феминология, Семьеведение, МГСУ “Союз”, Москва, 1997. 3. Краткая энциклопедия для женщин, “Мысль”, Москва, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.