Реферат по предмету "Психология"


Медитация как метод изменения

ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ. ОБЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕ СОСТОЯНИЕ. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.
МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ " Никакая оценка Вселенной в ее полноте не может быть окончательной, если она оставляет в стороне другие формы сознания. Вопрос о том, как их оценить - ведь они столь отличны от нашего обычного сознания. Тем не менее, они могут определить позиции, хотя и не могут дать формул, и могут открыть некую область, хотя и не могут предоставить ее карту. Во всяком случае, они запрещают нам преждевременно ставить точки над i в нашей оценке реальности." В. Джемс "Многообразие религиозного опыта".
ВВЕДЕНИЕ. Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то, что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие за рамки обыденных норм. Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает использование таких психотехник в подчас опасное занятие. Необходима дальнейшая разработка вопросов о природе сознания. Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна, перед нами стоит проблема изучения способов изменения сознания. Цель данного исследования – получить представление о научном описании различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти с помощью медитации. Объектом исследования являются состояния сознания. Предмет исследования – различные состояния сознания, как то, чем человек может управлять с помощью концентрации внимания (так в узком смысле я понимаю медитацию). В контексте данной темы уместным, по всей видимости, будет выдвинуть следующую гипотезу: сознание, в принятом наукой понимании, как структура человеческой психики, в основе которой лежит индивидуальная система значений, определяющая ограниченное восприятие мира, объекты которого, в ходе этого восприятия категоризируются и, следовательно, видоизменяются, может быть расширено с помощью медитации. На основе цели и выбранной гипотезы, ставились следующие задачи: - Изучить научные подходы к сознанию; - Изучить способы, в результате применения которых возможно изменить состояние сознания; - Изучить и проанализировать подход восточных философских учений к сознанию и к медитации, как к методу его изменения. В работе мной использовались следующие методы: § Анализ изученной литературы; § Синтез представлений о состояниях сознания Медитативные техники представляют также немалый интерес для изучения “изнутри”, то есть крайне привлекательной представляется перспектива исследовать состояние сознания при медитации пройдя на практике весь этот процесс. Но, к сожалению, подобные практики требуют очень серьезного подхода и большого количества времени.
СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ. Сознание как категория отличная от "психики", была выделена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме," –писал Локк, тем самым отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функций психического. Сознательная психика человека стала противопоставляться бессознательной психике животных. Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфавита человеческих мыслей", у Канта появились "априорные категории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структурировании, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков. Наконец, уже в начале нашего века Дюркгейм показывает, что эти категории, "костяк разума", как он их называет, обусловлены социально; даже такие фундаментальные явления как время и пространство могут по-разному структурироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных обществах. Все эти положения были подытожены Выготским на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации-преобразования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово) своим значением опосредует процесс непосредственного чувственного внутреннего отражения мира. Значение, как позже писал Леонтьев, - это “обобщение, известная система связей и отношений, идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта”. Индивидуальное сознание по своей при0роде общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения. На основе своих исследований Выготский выделил три основные ступени развития обобщений, системы значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов - непосредственно-чувственных, не зависимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ребенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуационных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдопонятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее развитых форм обобщения. Осознанность для Выготского - возможность выражения одних значений через другие на основе системности организации значений. Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль деятельности, как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. "Специфически человеческие способности и функции, - писал Леонтьев, - складываются в процессе овладения индивидом миром человеческих предметов и явлений . Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно-историческими условиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь". В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта.
За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно выработанные способы действия. Язык в такой трактовке – идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет мир объектов от субъекта. На более ранних стадиях развития психики отражение гораздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных качеств. Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения.
Изучение генезиса, строения и функционирования индивидуальной системы значений как основной образующей сознания было продолжено в рамках психосемантики. Значение в психосемантике - это "обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности" (Петренко). Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д. Психосемантический подход не ставит преграды между сознательным и бессознательным, для него существуют лишь разные степени осознанности. Действительно, процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. В поле сознания тем больше образов, чем больше оно структурировано, т.е. расчленено на элементы, между которыми установлены определенные связи и отношения. Таким образом, чем сильнее опосредовано восприятие через структуру значений, чем сложнее эта структура, тем больше степень осознания воспринимаемого образа. При этом субъект осознает не значения, а сам образ. "Cтруктуры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткани образа". "В той степени, в какой восприятие, память, мышление или иной психологический процесс опосредованы значением,- пишет Петренко, - они являются потенциально осознаваемыми." Итак, для психосемантики категоризация (процесс отнесения единичного события, объекта, переживания к какому-то классу) фактически тождественна осознанию. Здесь подразумевается осознание объекта, который категоризуется; в современной психологии вопрос о сознании без объекта не ставится или считается абсурдным. В то же время некоторые исследователи отделяют процесс осознания от процесса категоризации (не отрицая невозможности одного без другого). Например, Ч.Тарт настаивает на существовании базового внимания-осознания (attention-awareness), направленность которого, его фокус, может находиться под контролем воли. Оно понимается Тартом как некая психическая энергия, активирующая те или иные системы подсистемы сознания. Необходимость в постулировании существования внимания-осознания основывается на фактах наличия категоризации без осознавания. В психоанализе бессознательное психическое чаще всего рассматривается как совокупность низших проявлений психики инстинктов, автоматизмов, разного рода вытесненных проявлений. Но в истории науки существует множество примеров, которые свидетельствуют о том, что неосознаваемые мыслительные процессы могут быть высшими проявлениями интеллектуального творчества. Подобные процессы невозможны в рамках наглядно-образного мышления, без оперирования сложными понятиями, выражения одних понятий через другие. Одним из существенных моментов продуктивного мышления при решении новых для человека задач является перерыв в деятельности, который может смениться пониманием существенных для данной ситуации связей и отношений ее составляющих (явление инсайта).
ОБЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕ СОСТОЯНИЕ. Итак, сознание воспринимает и осмысливает реальность так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сформированные этой же социально и культурно обусловленной реальностью. Восточные философско-психологические учения, содержат в своей основе идею о том, что обычное состояние человеческого сознания есть нечто такое, что могло бы быть выражено как некая иллюзия, сон наяву, гипнотическое бодрствование, неведение. Индуисты называют это "майа", буддисты- "самсара". Основной целью медитации, по их мнению, является освобождение от этой иллюзии, "просветление", "видение" мира таким, каков он есть на самом деле. В связи с этим важно рассмотреть вопрос о том, насколько сознательное отражение соответствует действительности с точки зрения современной науки. По Ч.Тарту, сознание человека определяется тремя факторами1. Во-первых, на него влияют физические законы, поскольку процессы сознания протекают благодаря действию нервной системы. Кроме того, на него действуют специфические законы самого сознания, не сводящимися к действию законов физики, химии, физиологии. Наконец, происходит детерминация социокультурного плана. Психологами и философами не раз отмечалось, что та реальность, о которой осведомлен индивид, является "консенсусной", то есть это "реальность по соглашению", границы которой совпадают с границами языка. " .Такие понятия и формы восприятия действительности, как время, пространство, изменение, причина, судьба, число . в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода "модель мира" - ту "сетку координат", при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании" - пишет А.Я.Гуревич. Конечно, эта модель формируется в реальной деятельности, а другие виды детерминации - в биологической эволюции, поэтому отражение находится в прямой связи с теми аспектами действительности, учет которых важен для выживания. Но наиболее выгодное отражение не есть наиболее точное. хотя бы из-за бесконечной сложности отражаемой . О несоответствии реальности нашей картине мира лучше всего свидетельствуют данные современной физики, для которой материя - "всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке", "пространственные и временные координаты - лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывающий окружающую среду" (цит. по Ф.Капра).Гораздо ближе к концепциям современной физики результаты медитативного "видения" в восточных культурах: "В древние времена и в средневековье китайцы воспринимали физический мир как протяженное целое. Согласно их представлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельной сущности в отдельности, напротив, - все отдельные предметы взаимодействуют друг с другом .при помощи волн, или колебаний . следовательно, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплетаются в общий узор мировой гармонии"(цит.по Ф.Капра).
Помимо элементов детерминации, возникающих с необходимостью, строение индивидуальной системы значений зависит и от опыта самого индивида. Он часто склонен делать обобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира (установки, проецирование, когда процессы, происходящие в сознании, становятся столь сильными, что начинают переноситься на внешние объекты). Еще одно такое явление - феномен "перцептуальной защиты", или выборочности восприятия. Он выражается в том, что люди в большей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они полагают нежелательным. Если все же нечто нежелательное уже воспринято, то сознание стремится разрушить такого рода восприятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы желаниям человека.
Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы сделать понятной идею "самсары" для западного человека. С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых измененных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались с давних времен. Однако до недавнего времени состояние "нормального" бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие. В наше время считается, что реальности соответствует шкала ценностей, предложенная Ч. Тартом, которая предполагает, что наиболее ценным состоянием сознания является полная рациональность, в то время, как психопатические состояния, состояния, вызванные галлюцтнативными наркотиками являются наименее ценными. Однако многих привлекает возможность выбирать те состояния, в которых они чувствуют себя "поднявшимися" на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от дискомфорта, доставляемого повседневной реальностью. Этот подход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления. Например, Мэслоу на основе широких исследований многих мистических (или "пиковых", "вершинных" по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные "положительные" состояния стали называться "расширенными состояниями сознания" (РСС). Концепция сна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое. Ч.Тарт называет термином "дискретное состояние сознания" (ДСС) совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции),либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Как психические подсистемы можно рассматривать устойчивые структуры значений, личностных смыслов. Примерами изменения таких подсистем могут служить изменения "Я-концепции" - уменьшение самотождественности при угасании телесных ощущений в условиях сенсорной изоляции, вплоть до полного растворения "Я" или отождествления себя с другим объектом. С.Гроф, исследуя РСС, возникающие при применении ЛСД-25, объединил в четыре основных типа переживания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальности: 1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинестетической, слуховой, зрительной. 2.Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания. 3.Перинатальные - переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью с сильным эмоциональным зарядом, интенсивными телесными ощущениями и другими элементами. 4.Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий паранормальные явления, глубокие мистические прозрения. Большим разнообразием отличается эмоциональная сфера РСС. Направленность многих психотехник - прохождение личности через катарсис, часто связанный с повторным переживанием психологических и физических травм, к ощущению "океанического экстаза", "вселенской любви". Многими исследователями также отмечаются: гипермнезия в сфере памяти (причем превалирует моторная, эмоциональная и образная память), специфические искажения восприятия времени- его "сжатие" или "уплотнение". По возвращении в обычное состояние сознания часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью. Погружение в РСС имеет избирательное влияние на различные качества личности. По данным В. Козлова, в результате сеансов "свободного дыхания" было отмечено снижение тревожности у 97 процентов испытуемых. У большинства испытуемых выросли качества, связанные с самоценностью и уверенностью в себе. Таким образом, открываются обширные перспективы использования РСС в западной культуре. С этой точки зрения, очень плодотворным оказывается обращение к восточным философско-психологическим учениям.
МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ. В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли "карты внутреннего пространства" и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, "образов мира") часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д.Голмена (1977) под такими словами как "дхиана", "самадхи", "фана", "даат", "турийа" и др., взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: "учение как уловка для достижения цели" и "окончательное учение", на уровне которого доктринальные различия исчезают. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение".
Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме. Сознание "обычного" человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1."чистое сознание" - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2."загрязненное", "омраченное" сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, "сознание-хранилище", рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны.
"Омраченный" аспект сознания, согласно шастре, формирует "семена" ("отпечатки", "следы") всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в "сознании-хранилище". Исходя из этого можно понять идею кармы, как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения. Одно из главных таких "омрачающих" формирований - комплекс "Я". Согласно буддийской теории индивидуального "Я", ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия. Одним из основных факторов, "омрачающих" сознание человека, является логическое мышление, основанное на "различении", выделении отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. "Омраченное" сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. "Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации". Согласно шастре, для достижения "просветленного" состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, "омрачающего" изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. Если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации "я осознаю нечто" остается только предикат "осознается", который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние "ни осознавания, ни не-осознавания", в котором "нет ни ощущений, ни их отсутствия". Здесь налицо выход за пределы возможностей языка. Особое внимание уделяется здесь практическим методам достижения просветления, среди которых главное место занимают две медитативные техники: "шаматха", или "самадхи" и "випашьяна", или "випассана". К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах (медитацию я понимаю в узком смысле, - как работу с вниманием, в отличии от других техник, изменяющих сознание). Санскритский термин "самадхи" в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и "омрачающих" факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник - пранаямы. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое расслабление, интенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву - все эти явления наступают и на первой стадии медитации методом самадхи как реакция на ограничение поступающей информации. Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. Поначалу взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но в ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд. При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это - полное поглощение, растворение - "дхиана". Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают ("прекращается внутренний диалог" - К. Кастанеда). Нет ни восприятия через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату - "Вишудхимагге", отражены в таблице 1 (по Д.Голмену, 1977). Таблица 1. Уровни дхианы. Уровни концентрации Состояния сознания Предварительная стадия Мешающие мысли преодолеваются, другие мысли пока остаются; осознание сенсорных восприятий и своего тела. Преобладают мысли о главном объекте концентрации. Чувство восторга, счастья, уравновешенности. Мысли о главном объекте концентрации, раз возникнув, устойчиво поддерживаются. Вспышки света или телесная легкость. 1 Исчезают мешающие мысли, сенсорные восприятия. Осознание болезненных физических состояний; сознание с самого начала приковано к объекту концентрации; чувство блаженства, восторга, однонаправленности. 2 Чувство блаженства, восторга, однонапривленности. Никаких мыслей об объекте концентрации нет. 3 Чувство блаженства, однонаправленность и невозмутимость. Восторг исчезает. 4 Невозмутимость и однонаправленность. Блаженство и всякое чувство удовольствия в теле исчезают. 5 Сознание бесконечного пространства; невозмутимость и однонаправленность. 6 Сознание безобъектного пространства; невозмутимость и однонаправленность. 7 Осознание пустоты; невозмутимость и однонаправленность. 8 Ни восприятие, ни не-восприятие; невозмутимость и однонаправленность. Второй, не менее распространенный вид медитации - випассана. Это анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, мысли и реакции, соответствующие им. Медитирующий должен созерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвергая что-либо как недостойное внимания, не уделяя чему-либо преимущественное внимание. "Вишудхимагга" считает, что овладение дхианами играет второстепенную роль по сравнению с випассаной, это лишь упражнения в концентрации, которая необходима для продвижения по ступеням випассаны. Ступени постижения, заканчивающиеся "нирванной" и "ниродхи" - "окончательным освобождением" , "абсолютным знанием", крайне трудно осмыслить обыденным сознанием, перевести на язык науки. Видимо, на ранних стадиях осознаются многие психические процессы, ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомендуется выполнять всегда, во время любой деятельности, чтобы постепенно просветленное состояние сознания стало обычным; т.е. согласно буддийским источникам, при этом состоянии возможна любая обычная деятельность. Это состояние не проходит даже во сне, коренным образом меняя его характер: сон становится осознанным, управляемым. Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадиях появляются паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. и советуют избегать их, как "опасных соблазнов", уводящих в сторону с пути просветления.
Конечно, с одной стороны эти вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях. Но с другой стороны, очень сложно исследовать эти состояния хотя бы потому, что для их достижения нужны годы работ над собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе “Медитация как способ изменения сознания” в контексте научного и философского подходов, где объектом являлись различные состояния сознания, а главной целью было выяснить, в какое состояние и как можно войти с помощью восточной медитации, были сделаны следующие выводы.
Во-первых, обыденное состояние сознания признается исследователями ограниченным, так как восприятие мира опосредуется через индивидуальную систему значений. Мир воспринимающего субъекта полностью отделен от мира объекта, в сознании субъекта создается упрощенная классифицированная модель объекта, в которой фиксированы его существенные свойства. То есть реальность, о которой мы знаем – это как бы “договор”, “реальность по соглашению”, и ее границы совпадают с границами языка. То, что выходит за рамки понимания нашей логикой, выходит и за рамки нашего предаставления о мире.
Во-вторых, бесспорно, существуют способы расширения сознания, выхода за пределы этих границ. Это могут быть как применение психотропных веществ, , случаи психических отклонения, будь то невротические искажения, психопатические отклонения или творческие состояния, обращения к внутренним импульсам личности, так и специальные упражнения, основанные на концентрации внимания на каком-либо объекте или образе – то, что называется медитацией.
Данная тема является очень актуальной, как для меня, так, думаю, и для многих других людей, интересующихся возможностями человеческой психики, и поэтому возможна дальнейшая ее разработка в контексте уже практического применения медитации, с целью расширить свое представление о мире.
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абаев Н.В. (ред) Психологические аспекты буддизма. Но- восибирск, 1991. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1956. 3. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993. 4. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. 5. Капра Ф. Дао физики. С.-Пб.,1994. 6. Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). М., 1992. 7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.М.,1975. 8. Лилли Д. Центр циклона. Киев, 1993. 9. Петренко В.Ф.Психосемантика сознания. МГУ, 1988. 10. Пушкин В.Н., Дубров А.П. Парапсихология и современное естес- твознание. М.,1990. 11. Тарт Ч. Состояния сознания (в сборнике "Магический крис- талл"). М.,1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.