Реферат по предмету "Предпринимательство"


Предпринимательство в издательской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Вторжение капитализма в прессу 80-х годов 19 века 1.1. Пресса как форма предпринимательской деятельности
1.2. Новый тип редактора - издателя
2. Появление частных книжных издательств
2.1. Прогрессивные издатели 20 века
Заключение
Литература







ВВЕДЕНИЕ История русской журналистики является частью истории общества, развития культуры. В ней, как в зеркале, отразились все существенные сдви­ги, которые происходили в разных областях обществен­ной и политической жизни страны. Особенно близка была к жизни, к насущным потребностям русского наро­да демократическая печать, которая никогда, несмотря на жестокие репрессии царизма. Прогрессивная печать 70-80-х годов прошлого столетия не была здесь исключением. Отмена крепостного права, явившаяся результатом общего кризиса феодально-крепостнической системы России, ускорила развитие капитализма в стране. Капитализм проникает и в книжное дело. В 60-е гг. возникают крупные издательские и книготорговые предприятия, мощные в финансовом отношении. Развитие науки и техники, успехи естествознания и медицины, всё большая дифференциация знаний привели к появлению наряду с крупными универсальными книготорговыми и издательскими фирмами ряда не менее солидных специализированных предприятий, сконцентрировавших свое внимание на книгах по двум-трём, большей частью смежным, областям знания. Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы. В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием. Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент. Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков. Конец 80-х - начало 90-х годов были отмечены значительным ростом типографского дела в России. В 1891 году в столице империи насчитывалось 149 типографий, в 1895 году - уже 185. Основную массу книг выпускали на книжный рынок страны крупнейшие универсальные издательства в главе с М.О. Вольфом, А.С. Сувориным, А.Ф. Марксом, И.Д. Сытиным.

1. ВТОРЖЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПРЕССУ 80-х ГОДОВ Это был один из парадоксов истории: развитие капитализ­ма в России отрицалось на страницах печати (народнической), а печать сама по себе являла собой яркое подтверждение бурного развития капиталистических производственных отношений в эко­номике России. Если бы народники отвратили свой зачарованный взор от общины и присмотрелись к тем процессам, которые про­исходили в печати 80-х годов, они вряд ли смогли бы упорство­вать в своих взглядах. Что это были за процессы? 1.1. Пресса как форма предпринимательской деятельности. Среди издателей журналов в начале XIX века значились та­кие литераторы, как Карамзин, Рылеев, Пушкин, Полевой, Сенковский, Надеждин, Булганин и др. При всей равнозначности этих имен они имели одну общность: это были имена известных в свое время (в некоторых случаях эта известность перешагнула через все времена) литераторов. Они основывали журналы и газеты на свои средства и не ставили перед собой задачу извлечения из это­го дела прибыли. Их целью была пропаганда своих взглядов на литературу и искусство, на общественно-политические проблемы, насколько это дозволялось цензурой. Словом, это была трибуна самовыражения творческой личности в первую очередь. Естест­венно, коммерческая сторона принималась во внимание: чтобы предпринятое издание не принесло ущерба редактору-издателю или не разорило его совсем только в такой степени. В середине века появляются признаки нового отношения к из­дательскому делу как к выгодному коммерческому предприятию. Пожалуй, нагляднее всего эта трансформация проявилась на судьбе одного из ведущих издателей XIX века А. А. Краевского. Еще в «Отечественных записках», которые он начал издавать с 1839 года, проявились предпринимательские «способности» Краевского. Подобрав круг талантливых сотрудников, он, используя их непрактичность в финансовых вопросах, сделал из журнала средство личного обогащения, весьма выгодное коммерческое пред­приятие. В 40-х годах он еще заявлял о себе как литератор: в 1848 году, например, опубликовал свою печально знаменитую статью «Россия и Западная Европа в настоящую минуту». Позд­нее, однако, он совершенно отошел от литературной деятельности, целиком посвятив себя издательскому бизнесу. В 1868 году Краевский стал лишь номинальным редактором «Отечественных запи­сок» фактическим редактором был Н. А. Некрасов. А с 1877 года он и юридически низложил с себя редакторские полномочия, пере­дав их Щедрину. Тот же путь проделал Краевский и в издавав­шейся им с 1863 года газете «Голос». Уже с 1871 года он стал лишь издателем газеты, а не издателем-редактором. Редактирование было возложено на либерального историка В. А. Бильбасова. К концу жизни Краевский стал миллионером-меценатом на попри­ще учебных заведений; журналистика уже совсем мало интересова­ла его своим содержанием, а только как способ извлечения денег. Особенно широкий размах предпринимательская деятельность получила в газетном деле. До 60-х годов издание частных газет в России носило эпизодический характер в силу целого ряда при­чин: получение разрешения на издание частной газеты было сопря­жено с большими трудностями, газеты не имели права освещать политические новости, им запрещалось публиковать объявления, без которых газетное предприятие не только не приносило прибы­ли, но нередко давало лишь убыток. Поэтому газеты, как прави­ло, носили официальный характер, так как субсидировались ми­нистерствами и ведомствами и от их имени издавались. Такой же чиновничий характер носили и местные газеты губернские ведо­мости.
Общий политический подъем 60-х годов создал более благо­приятные условия для издания частных газет. Смягчение условий для получения разрешения на издание газеты последовало за «Временными правилами о печати» 1865 года. Сами «Временные правила» мало что изменили в формальной процедуре приобретения права на новое издание, но в целом они создали более благоприятную обстановку в разрешении этого вопроса. Вот как об этом пишет К. К. Арсеньев: «При действии зако­на 6 апреля 1865 года порядок разрешения новых периодических изданий остался прежний: оно продолжало зависеть всецело от усмотрения министра внутренних дел равно как освобождение или не освобождение вновь основываемого издания от предварительной цензуры. Дискреционной власти министра было предоставлено и утверждение редактора, переход издательских прав из одних рук в другие не требовал соглашения администрации». Тут же, однако, Арсеньев добавляет: «Основание новых газет и журналов не встречало особых препятствий; в течение пяти лет (1865-1869) их разрешено около ста, и многим из них было дано право выхо­дить без предварительной цензуры».
В 1862 году издатели газет получили право на публикацию частных объявлений. А с созданием «Русского телеграфного агент­ства» в 1866 году свежая политическая информация стала предме­том купли и продажи во всероссийском масштабе. Все это приве­ло к резкому увеличению общего количества газет, в процентном отношении их рост обгонял рост журналов: общественно-политичёских газет возникало примерно в два раза больше, чем общест­венно-политических журналов. Н. М. Лисовский, например, сооб­щает, что в 1878 году возникло 5 новых журналов и 10 газет, в 1879 - 7 журналов и 11 газет, в 1880 - 5 журналов и 9 газет, » 1881 году 14 журналов и 28 газет. Затем включаются тормоза реакции, и количество новых изданий начинает уменьшаться, при некотором преобладании, однако, роста газет. В 1882 году поя­вилось 8 новых журналов и 17 газет, в 1883 - 3 журнала и 10 газет, в 1885 - 7 журналов и 9 газет, в 1883 - 4 журнала и 5 газет, в 1890 - 5 журналов и 5 газет, в 1892 - 4 журнала и 6 газет, в 1895 году - 6 журналов и 9 газет. Сами журналы в этот период писали с нескрываемой тревогой, что «время журналов проходит и наступает новый литературный период газет». Причем, как правило, газеты обладали более широкой читательской ауди­торией. «И в Петербурге, и в Москве некоторые газеты насчиты­вают более 10000 подписчиков, между тем, как ни один журнал не имеет и половины такой подписки». Словом: «Газет­ная эпоха шла навстречу журнальной .». Если бы появление каждого нового издания не вызвало грима­су раздражения у Победоносцева, если бы в период реакции не усилились преграды на пути организации нового журнала или га­зеты, рост периодической печати был бы более бурным и замет­ным. Хорошо поставленная газета стала прибыльным предприем Кто же создал-то эту гнусную прессу, столь характерную для восьмидесятых и девяностых годов России, как не он Констан­тин Петрович Победоносцев со своими высоко поставленными орудиями и со своими низкопоклонными помощниками и прислужни­ками? Кто загасил политическую мысль шестидесятых и семидеся­тых годов, убил грубою силою журнал и серьезную газету и бро­сил в публику как суррогат общественного мнения органы безраз­личной информации («большая пресса») и органы просто сплетни и кафешантанной грязи? Кто вырвал периодическую печать из рук Стасюлевичей, Салтыковых, Михайловских, Елисеевых, чтобы об­ратить ее в наложницу сутенеров, сидельцев питейного дома, мо­лодцов кафешантанных, сыщиков или лакеев, угодивших Каткову либо самому Победоносцеву искусным подаванием шубы? Кто низвел печать до такого откупного унижения, что прихлебатели г. Победоносцева, получив через него разрешение на журнал или газету, устраивали потом своеобразные аукционы с вымогательством, какой перекупщик даст больше». Вывод можно сделать только один: не в силах задержать про­цесс развития буржуазной прессы, лидеры реакции направили этот процесс в одно русло в русло бульварной журналистики. Тем самым реакция способствовала резкому падению нравов в журналистике, усилила отрицательные явления в печати, связан­ные с расцветом в журналистике буржуазного предприниматель 1.2. Новый тип редактора-издателя Носителями новой нравственности в журналистике были, ес­тественно, разные люди. Что привело их в журналистику 80-х го­дов? Среди множества дорог в буржуазном журналистском мире 80-х годов угадываются столбовые магистрали пути, которыми шли многие. Рассмотрим наиболее характерные из них. Совершенно неслучайно бывший тапер публичного дома Очи­щенный редактирует в «Пестрых рассказах» Щедрина ассенизационно-любострастную газету «Краса Демидрона». Как всегда, Щедрин сумел выразить самое главное в самой лаконичной фор­ме, это был наиболее характерный путь для издателя бульварной газеты. Человек, познавший дно жизни, бывший лавочник, владелец харчевни, содержатель ночлежки или гостиницы сомни­тельного назначения, вдруг загорался идеей издавать свою газету и скоро добивался успеха на этом пути. Причина успеха корени­лась в отличном знании того нового читательского слоя, на ко­торый это издание ориентировалось и о котором речь пойдет ни­же. Этот новый читатель сначала проходил перед будущим издателем как потребитель материальных благ, удовольствий и развлечений. Для такого потребителя издателю бульварной газеты ничего не стоило составить затем «меню» духовных блюд его вкусы были хорошо изучены. Оборотистость мелкого предприни­мателя, мелкого хозяйчика или просто мелкого жулика-спекулянта также сопутствовала успеху. «Они явились в литературу «на лов­лю счастья» если не за каменными палатами, то за новыми брюками и тому подобными житейскими благами». Именно таким путем пришел в журналистику 80-х годов Ни­колай Иванович Пастухов, редактор и издатель ежедневной буль­варной газеты «Московский листок», выходившей в Москве с 1 ав­густа 1881 года по январь 1918 года. Малограмотный крестьянин после реформы 1861 года пришел в Москву и основал кабак у Ар­батских ворот. Среди постоянных посетителей кабачка извоз­чиков, мастеровых и бродяг были и бездомные студенты уни­верситета, которым Пастухов по широте своей души иногда давал пристанище. Двое из этих студентов филолог Жеребцов, в бу­дущем провинциальный учитель, и юрист Плевако, в будущем из­вестный русский адвокат, сотрудничали в газете «Русские ведо­мости», вернее подкармливались в ней хроникерской работой. Ка­бак Пастухова они в этом случае использовали по примеру других газетчиков как место собирания городских новостей и место со­ставления заметок. Весь «творческий процесс» по созданию мелкой газетной хроники развертывался на глазах у Пастухова. Этот спо­соб добывания денег понравился Пастухову, и он скоро сам стал искать новости и описывать их, как мог. Его безграмотные замет­ки двое студентов сначала обрабатывали и сдавали в газету за своей подписью. Но скоро Пастухов набил руку и обрел полную самостоятельность. Более того, он стал едва ли не самым опера­тивным московским репортером. Никто лучше Пастухова не был осведомлен о жизни московского купечества, мещанства, об улич­ных скандалах и происшествиях. «Пастухов в «Современных из­вестиях» под псевдонимом «Старый знакомый» каждую субботу писал московский фельетон, где, как тогда говорилось, «прохва­тывал и протаскивал» купца и обывателя, не щадя интимной жизни.
Москва читала эти фельетоны «взахлеб» И вот Пастухов берется, наконец, за свое собственное изда­тельское «дело». Основанная им газета «Московский листок» ста­ла самым популярным изданием среди городского мещанства. Ос­новные отделы газеты «По улицам и переулкам», «Советы и ответы», «По городам и селам» впервые пролили свет на част­ную жизнь купечества, сделали предметом широкой гласности под­робности городской жизни, а порой просто бытовые сплетни. Не­которые исследователи при упоминании Пастуховского издания считают обязательным привести две-три наиболее анекдотические заметки из серии «Советов и ответов». Например: «Купцу Федо­ру Ивановичу. Что за женой-то не поглядываешь? Спохва­тишься, да будет поздно»; «Васе из Рогожской. Тухлой солониной торгуешь, а певице-венгерке у Яра бриллианты даришь. Как бы Матрена Филипьевна не прознала». Причем, как правило, при этом подчеркивается, что «это придавало газете Пастухова скандальный характер». Но вся суть дела в том, что это лишь одна сторона газетной деятельности Пастухова. Упрек, брошен­ный Васе из Рогожской за торговлю солониной, вовсе не был слу­чайным. Пастухов был известен в журналистских кругах как че­ловек, нетерпимо относившийся к человеческой несправедливости. До протеста против социальной несправедливости, он, разумеется, никогда осознанно не поднимался. Но иногда его протест против человеческой несправедливости объективно совпадал по своей на­правленности с социальным протестом.
Так было, например, с нашумевшей публикацией в газете романа «Разбойник Чуркин», автором которого являлся сам Пас­тухов. В период реакции роман Пастухова местами звучал как вы­зов существующему порядку вещей, хотя автор субъективно был далек от такой смелости. Власти так и расценили произведение Пастухова. Началась переписка по жандармским и иным каналам о вредности «Разбойника Чуркина». И, как указывалось, даже в переписке К.П. Победоносцева есть об этом упоминание. Пастухов обладал еще двумя качествами, на этот раз тесно-связанными с его положением быстро разбогатевшего человека. Это был типично русский купец, не мелочный, с широкой душой, и широким жестом, но с ярко выраженной склонностью к само­дурству. Немало было редакторов, похожих на Пастухова. Каждый имел свою судьбу, несхожую с судьбой другого, много своеобразного было и в стиле их редак­торской деятельности. Но главное, что их объединяло и коренным образом отличало от редакторов старого типа, от редакторов 60-х годов, откровенное отрицание какого-либо направления для своих изданий. На деле это приводило к простому следованию за правительственным курсом, к полной поддержке реакции. Та или иная степень реакционности всегда наличествовала в редактируе­мых ими изданиях. Вместе с изрядной дозой бульварности она составляла неповторимость их лика. 2. ПОЯВЛЕНИЕ ЧАСТНЫХ КНИЖНЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ На рубеже веков Российская империя, преодолевая вековую отсталость и последствия пореформенного кризиса, вступила в новую эпоху. Начало века богато историческими событиями, что существенно отразилось на состоянии книжного дела. В начале века продолжали действовать старые издательства Вольфа, Глазуновых, братьев Салаевых, Риккера, Девриена и др. Они сосредоточили в своих руках основные книжные богатства. В период первой русской революции и русско-японской войны многие отрасли производства претерпевали спад, а книгоиздание наращивало производство. Принадлежавшие учреждениям типографии иногда в целях повышения доходности сдавались в аренду частным лицам, желавшим заняться изданием книг, но до 1783 года не имевших права заво­дить собственные типографии. Одним из новых буржуазных издателей 60-х годов был Маврикий Осипович Вольф (1825-1883). Современники прозвали его «первым русским книжным миллионером». Сын врача, Вольф с детских лет почувствовал влечение к книге. «Моя мечта, - вспоминал он позднее, - была распространить как можно больше книг, покрыть страну огромной массой книг, которые покрыли бы моё имя славою благодетеля человечества». Книжный магазин Вольфа располагал обширным ассортиментом отечественной и зарубежной литературы. Вольф старался быть в курсе всех новых веяний - в науке, литературе, искусстве. Особенно внимательно присматривался он к тому, что читает буржуазная публика, что пользуется спросом, а затем приступал к изданию книг. Издательство Вольфа было универсальным. Он старался печатать всё, что могло принести коммерческий успех, на что был спрос. Идя навстречу интересам передовой русской интеллигенции 60-х - 70-х годов, Вольф выпустил немало книг по философии, истории, социологии. Широко издавал М.О. Вольф художественную литературу. Особой популярностью пользовалась серия «Библиотека знаменитых писателей». Издательство Вольфа прославилось выпуском детских книг - «подарочных» изданий, как это было принято в зарубежной практике. В целом издательская деятельность М.О. Вольфа носила либерально-буржуазный характер, была адресована «средним слоям», читателям из интеллигентской буржуазной и дворянской среды. Его издания по общественным и естественным наукам представляли и более широкий интерес, пользовались спросом прогрессивных читателей, продвинутой молодежи. Особое место в развитии отечественной прессы и печати принадлежит Алексею Сергеевичу Суворину. В 1876 году Суворин покупает газету «Новое время». Он повёл газету в либеральном духе, что обеспечило участие в ней талантливых литераторов, учёных. Газета приобрела известность, тираж её увеличился, она стала приносить Суворину доходы. Своё газетное предприятие он ставит на широкую ногу, ориентируясь на западных буржуазных газетных предпринимателей. Ещё до того, как было куплено «Новое время», Суворин «пробовал» себя в издании книг. В 1872 году он составил и выпустил в свет «Русский календарь». К началу XX века Суворин отпечатал более тысячи книг универсальной тематики. Несмотря на крайне правые консервативные политические взгляды, он раскрыл широкую дорогу всем талантливым людям, даже тем, мировоззрение которых не всегда разделял. Продолжительное время он оказывал поддержку А.П. Чехову изданием его произведений, финансировал поездку писателя на Сахалин. А.С. Суворин широко меценатствовал, основал театр, издавал журнал «Исторический вестник», популяризовал две серии малообъёмных книг «Детская библиотека» и «Новая библиотека», выпускал справочные ежегодники «Вся Россия», «Вся Москва», «Весь Петербург». Кроме типографий, Суворин имел несколько книжных магазинов, обладал исключительным правом продажи печатных произведений на железных дорогах. В издательстве Суворина было налажено производство альбомов, научных книг по истории, искусству, было опубликовано одно из первых отечественных произведений по книговедению и полиграфической тематике «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» Федора Булгакова. К демократическим издателям второй половины XIX века относится Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Русская литература обязана ему изданием переводов многих фундаментальных наук - истории, политической экономии, социологии, истории литературы и искусства.
В 1856 году, вместе с сыном великого русского актера Щепкина - Николаем, Козьма Терентьевич создаёт издательскую компанию, а через год открывает на Лубянке книжный магазин. С 1862 года Солдатенков в течение сорока лет издаёт книги только под своей фамилией. Среди выпущенных книг - первое собрание сочинений В.Г. Белинского в 12 томах, стихотворения Н.А. Некрасова, Н.П. Огарёва, А.И. Полежаева, первое издание «Отцов и детей» И.С. Тургенева.
Выпуск замечательных книг, капитальное издание, тщательное редактирование - всё это выделяло издательство Солдатенкова среди многих других. Им было выпущено более тридцати оригинальных трудов русских учёных. Выход в свет этих книг имел особое значение, так как в те времена издание научной литературы было нерентабельным, и издатель нёс определённые убытки. Прямым преемником демократических традиций начала 60-х годов выступал Ф.Ф. Павленков, деятельность которого развернулась в 70-е - 80-е годы. Убеждённый просветитель, противник самодержавия, Павленков особое внимание уделял изданию книг для начальных школ и для народного просвещения, пропаганде естественнонаучных знаний. В 90-е годы Павленков выпускает «Научно-популярную библиотеку для народа». Он начал издавать самую распространённую, популярную книжную серию - биографическую библиотеку «Жизнь замечательных людей». Выпуски этой серии охватывают содержанием деяния как прогрессивных, так и реакционных лиц. Это было отличительной чертой борьбы издателя всеми доступными ему средствами с невежеством, насилием, эксплуатацией, деспотизмом. Всего при жизни Павленкова было напечатано 200 биографий тиражом свыше 1,5 миллионов экземпляров (с учётом переизданий). Издаёт Павленков произведения русских писателей и классиков художественной литературы. Важным и последним изданием Павленкова был знаменитый «Энциклопедический словарь», вышедший в 1899 году. Этот словарь пользовался огромной популярностью, и даже после смерти издателя он выдержал шесть изданий. Распространение в народе полезных и разумных книг, противодействие лубочным изданиям ставило своей целью издательство «Народная библиотека», возникшее в 1885 году. Его владелец В.Н. Маракуев, стремясь расширить знания крестьян, издавал не только произведения русских писателей, но и зарубежных - Андерсена, Диккенса, Флобера, Шекспира, а также книги по сельскому хозяйству. Но Маракуев допускал ошибку, не делая разницы между детским и «народным» чтением. Не всегда был удачен выбор произведений, оформление книг. Тем не менее, работа Маракуева сыграла определенную положительную роль в издании литературы для массового читателя. Особенно широко развернулось издательское дело после того, как правительство под нажимом обществен­ного мнения вынуждено было пойти на уступки и опуб­ликовало в 1783 году «Указ о вольных типографиях», согласно которому частным лицам разрешалось открывать типографии и печатать книги. Этим разрешением немедленно воспользовался ряд лиц, и в том же году в Петер­бурге начали открываться частные типографии; производство книги и книжная торговля оживились. В Петербурге существовало много типографов-издате­лей, внесших большой вклад в распространение книг: И. К. Шнор, А. Галченков, И. Я. Сытин, П. И. Богдано­вич, И. А. Крылов, Брейткопф. Самая крупная из них — типография И. К. Шнора, издававшая труды по научным вопросам. Шнор напечатал ряд многотомных изданий по истории, географии, меди­цине, ботанике. Он имел словолитню и торговал шриф­тами; в собственных изданиях он применял большое количество разнообразных шрифтов, прямых и курсивных. Издания Шнора отличаются хорошей печатью и строго­стью оформления. Некоторые владельцы типографий в Пе­тербурге были людьми, близкими к литературе, являлись переводчиками и писателями; к ним относились Г. Галченков, П. И. Богданович, И. Г. Рахманинов и известный впоследствии баснописец И. А. Крылов. Типография «И. А. Крылова с товарищи», как значилось на титульных листах ее изданий, была связана с театром и печатала много пьес. Товарищами И. А. Крылова являлись актеры И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков. Объем работы типографии был невелик, но работала она в тяжелых условиях: в 90-х годах началось преследование печатного слова. (2, С. 170) Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А. Н. Радищев. Наборщиком стал таможенный служащий Богомолов, печатниками были крепостные Радищева. Таким образом, естественный ход развития книгоиздания на рубеже XVII –XVIII веков нарушился радикальными мерами, направленными на перестройку общества, на формирование нового светского мировоззрения. Петровские реформы по изданию книг дали богатые плоды. Появились качественно новые по содержанию и графическому воплощению книги. Исторические, географические, естественнонаучные труды стали привычными в ассортименте книжных лавок. В этот период в России, в частности в Санкт-Петербурге, зародилось и стало развиваться научное книгоиздание. А сам город становится центром книгоиздания XVIII века. Благодаря усилиям русских издателей таких как Вильковский, Галченков, Рахманинов и многих других, книга прочно вошла в быт человека, проникая все глубже в различные слои населения. 2.1. Прогрессивные издатели начала XX века. На рубеже веков Российская империя, преодолевая вековую отсталость и последствия пореформенного кризиса, вступила в новую эпоху. Начало века богато историческими событиями, что существенно отразилось на состоянии книжного дела. В начале века продолжали действовать старые издательства Вольфа, Глазуновых, братьев Салаевых, Риккера, Девриена и др. Они сосредоточили в своих руках основные книжные богатства. В период первой русской революции и русско-японской войны многие отрасли производства претерпевали спад, а книгоиздание наращивало производство. Крупнейшим московским издателем конца XIX и на­чала XX века являлся Иван Дмитриевич Сытин (1851 — 1934). Происходил он из крестьян Костромской губернии. Мальчиком он был привезен в Москву и отдан в обучение в книжную лавку Шарапова. Необычайно та­лантливый и энергичный, он с детских лет питал любовь к книге. Сначала Сытин с помощью Шарапова открыл в 1876 году маленькую литографию, предназначенную для печатания настенных лубочных картинок. Угадывая спрос и умея выпустить продукцию в короткий срок, Сытин разбогател на лубочных картинках. В дальнейшем Сытин сумел, часто идя на материальный риск, увеличить про­изводство лубочных картин, улучшить их качество и со­здать постоянные кадры продавцов. Постепенно к картинкам присоединяются книжки, тоже рассчитанные на широкие круги, главным образом на деревню. При дальнейшем развитии своей деятельности Сытин в основ­ном оставался поставщиком книжной и изобразительной продукции деревни и удовлетворял ее запросы. До конца своей издательской деятельности он продолжал печатать лубочные картинки, календари, иллюстрации к песням и сказкам и т. п. Сытинские картинки по качеству стояли значительно выше, чем листы других издателей. Сытин приглашал хороших художников, воспроизводил рисунки хромолитографией в несколько красок, не жалея затрат на производство. Благодаря миллионным тиражам он получал огромные прибыли.
Дешевые народные книжечки, которыми в таком боль­шом количестве снабжал Сытин деревню, представляли собой буквари и книги для первоначального чтения, переделки — часто плохие — известных литера­турных произведений, песенники, сказки, романы о при­ключениях средневековых рыцарей, сонники, гадательные книжки и т. д. Наиболее распространенными были «По­весть о приключении английского милорда Георга», обычно называвшаяся просто «Милорд», «Битва русских с кабардинцами, или Несчастная магометанка, умирающая на гробе своего мужа» и «Подвиги генерала Блюхера» — прусского генерала, воевавшего против Наполеона. Собра­ния сказок и песен не являлись подлинными записями произведений народного творчества, а представляли собой литературно безграмотную их переделку
Сытин, как умный человек, видел, что его продукция, с одной стороны, несет в де­ревню книгу и, следовательно, грамотность, а с другой — наносит вред, пропагандируя скверную по качеству литературу. Когда представился случай, Сытин охотно пошел на совместную работу с организованным Л. Н. Толстым и В. Г. Чертковым издатель­ством «Посредник» (1884). Издательство ставило целью борьбу с лу­бочной литературой путем печатания и рас­пространения хороших дешевых книг для народа — произведений художественной ли­тературы, книг по сельскому хозяйству, по медицине и санитарии, по борьбе с зараз­ными болезнями, по уходу за детьми, а также религиозно-философской литера­туры. Чертков решил привлечь на свою сто­рону Сытина — своего самого серьезного врага, крупнейшего распространителя лубка; он убедил Сытина взять на себя печатание изданий «Посредника». Сытин пошел на та­кого рода содружество и принял все условия, поставленные «Посредником». Так как изда­тельство «Посредник» не было заинтересовано в извлечении прибылей, то его книги продавались по самой низкой цене. Оптовая продажная цена — копейка за книгу и даже менее; при продаже на базаре или через разносчиков она увеличивалась до двух-трех копеек. Сов­местная работа Сытина с «Посредником» продолжалась в течение 15 лет. Сознавая просветительное значение издаваемой лите­ратуры для народа, Сытин как капиталист не упускал из виду и прибыли. Печатая издания «Посредника», он про­должал издавать приносившие ему огромный доход сон­ники, гадательные книги и т. п. Начав в 70-х годах с небольшого литографского пред­приятия, в котором он лично выполнял большую часть технической работы, Сытин за несколько лет создал одно из крупнейших издательств в России. Он основал книго­издательское Товарищество и при новой организации добился еще больших успехов, построил типографию, оборудованную по последнему слову полиграфической техники, начал издание книг, календарей, учебных пособий. В дальнейшем Сытин издавал разнообразную научную, научно-популярную и художественную литературу; он выпустил сочинения крупнейших русских писателей, много детских книг, скромно, но хорошо оформленных и недорогих по цене, как, например, журнал для юношества «Вокруг света». Солидные научные книги выпускал Сытин в серии «Библиотека для самообразования», которую ре­дактировала группа видных профессоров Московского уни­верситета. В начале XX века предприятие Сытина, неуклонно разрастаясь, поглощает постепенно своих конкурентов, из­дающих дешевые книги. Затем Товарищество Сытина за­хватывает и более крупные издательства; так, в последние годы перед Великой Октябрьской революцией издатель­ство Маркса остается только по названию, основной капи­тал принадлежит Товариществу Сытина. В 1918 году издательство и типография были национа­лизированы, устаревшее оборудование заменено новым, поставлены машины советского производства, и бывшая частная типография Сытина превратилась в одну из наи­более крупных фабрик книги в СССР, получившую почет­ное название Первой Образцовой типографии. Несмотря на капиталистический характер деятель­ности И. Д. Сытина, он принес большую пользу, сумев рас­пространить дешевую книгу в самых глухих уголках Рос­сии, чем способствовал повышению культурного уровня темной и забитой деревни. К последнему десятилетию XIX века относится воз­никновение в Москве издательства, принадлежавшего крупному московскому фабриканту и финансисту Ми­хаилу Васильевичу Сабашникову (1871—1944). Оно су­ществовало около 30 лет под фирмой «М. и С. Сабашниковы». Начало этому издательству было положено в 1891 году, когда Сабашниковы с помощью своих друзей-студентов подготовили и издали ряд книг по естествозна­нию; позднее профиль издательства стал в основном гуманитарным. Сабашниковы специализировались на издании серий, которые всегда подбирались с исключительной тщатель­ностью. Основная серия — «Памятники мировой литера­туры» — содержала лучшие произведения литературы и памятники народного творчества всех стран в переводах современных писателей. Превосходно с научной стороны были изданы русские былины, скандинавский народный эпос «Эдда», карело-финский народный эпос «Калевала» и многие другие произведения; особенное внимание уделя­лось античным авторам. Из других серий издательства следует отметить «Страны, века и народы», «История», «Пушкинская биб­лиотека», «Ломоносовская библиотека» и т. д. Большую ценность для истории русской литературы представляет многотомный сборник под названием «Русские Пропилеи». Советское правительство оценило заслуги издательства Сабашниковых перед наукой и просвещением: оно про­должало работать несколько лет после Великой Октябрь­ской социалистической революции, пользуясь предостав­ляемыми ему советским правительством льготами. Все издания Сабашниковых выделялись своим стро­гим, красивым оформлением, тщательно подобранными шрифтами, бумагой, обложками, особенно заметными среди многих безвкусных и неряшливых изданий частных издателей. (4, С. 458) В конце XIX века крупные немецкие издательства осознали, какой емкий книжный рынок представляет Рос­сия. Иностранный капитал проникает в область книгоиздательства, как и в другие области промышленности цар­ской России. У немцев впервые явилась мысль соединить высокую немецкую технику с широкими возможностями русского книжного сбыта. Зачинателем в этой области явилась лейпцигская фирма Брокгауз, которая совместно с петербургской фирмой Ефрон стала выпускать Энцикло­педический словарь в 86 томах (1890—1907). К состав­лению и редактированию энциклопедии были привлечены лучшие ученые того времени. Большой известностью пользовались две серии, изда­вавшиеся фирмой Брокгауз и Ефрон. Первая — «Биб­лиотека великих писателей» под редакцией знаменитого историка литературы и библиографа С. А. Венгерова; в этой серии последовательно вышли собрания сочинений Шиллера, Шекспира, Байрона и Пушкина. Эти издания были роскошно оформлены, имели большое количество иллюстраций, принадлежавших разным художникам и разным эпохам, что лишало издание художественной цель­ности и единства оформления, но представляло удобную сводку материала для изучения истории иллюстрирования великих писателей. Вторая серия издательства Брокгауз и Ефрон — «Исто­рия Европы по эпохам и странам в средние века и новое время» под редакцией известных историков Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого. Многие выпуски этой серии имеют научную ценность, другие же — неталантливо составлен­ные компиляции.
Вторым в этой области явился лейпцигский конкурент Брокгауза — Майер, работавший под фирмой «Библиогра­фический институт». Майер снискал себе широкую из­вестность изданием крупных иллюстрированных сочине­ний из различных областей науки. В 1898 году Майер содействовал организации русского товарищества под фирмой «Просвещение», главным владельцем которой был Н. С. Цетлин. (2, С. 243)
Дочь сибирского золотопромышленника Мария Малых открыла типографию на свое имя в Петербурге в 1901 г. Ее предприятие, бывшее официально частным, работало только по указанию ЦК РСДРП. Произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина фактически распространялись бесплатно. В 1909г, несмотря на отсутствие формальных оснований, полиция закрыла издательство, а М. Малых уехала за границу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, исторические события, произошедшие в стране в начале века, вызвали такие изменения в жизни и психологии народа, что по- старому мыслить было уже нельзя. Изменения коснулись и печатных изданий, и книг. Несмотря на то, что деятельность прогрессивных издателей начала XX века преследовалось правительством, отечественные книгоиздатели этого времени сумели не только сохранить все достижения в области создания книг, но и явить миру первоклассные образцы печатной продукции, которые на международных выставках неоднократно получали достойное призвание; они выполняли прогрессивную роль приближения книги к народу. Род людской бесконечно много обязан тому университету, имя которому Книга. В этом университете приобретаем мы необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем. Вот уже более пятисот лет сопутствует человеку печатная книга, сохраняя в принципе свой внешний вид. Бурное развитие науки и техники в современную эпоху породило ряд пессимистических теорий относительно будущего книги. Проблемой этой занимаются не только фантасты – от Жюля Верна и Герберта Уэллса до Айзека Азимова и Рэя Брэдбери, - но также и ученые, в том числе социологи. На одной из конференций специалистов по ЭВМ Айзек Азимов сказал[1]: «Я хочу попытаться описать идеальную информационно-поисковую систему. Пользование ею должно быть доступно каждому, в том числе тем, кто не имеет для этого специальной подготовки; она должна быть портативной, для нее не должен требоваться никакой внешний источник питания; информация должна храниться в ней постоянно и не исчезать из-за всяческих поломок и накладок…». К этому моменту аудитория уже была озадачена. И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: «Надеюсь, вы понимаете, что речь идет просто о книге». Да, книга не уйдет из нашей жизни. Ведь только книга включает зрительное воображение, позволяет его развивать. Смотря же на экран телевизора, мозг отключается, т.к. ему не нужно работать, все итак дано: и образы зрительные, и звук. Компьютер не может вытеснить книгу, а может стать лишь средством для ее более удобного распространения. Несмотря не все технически новшества, книга сохранит свое социальное значение и своих поклонников. Звезды «галактики Гутенеберга» будут по-прежнему манить с неба грядущего, будоража людскую мысль и мечту.
Список литературы 1. Баренбаум, И.Е. История книги: Учебник / И.Е.Баренбаум.- М.: Книга, 1984.- 326 с. 2. Булаев Б.П. «Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика» 1971г. 3. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: социологические аспекты. – М.: Наука, 1997 4. Динерштейн Е.А. Книга в советском обществе. Книга. Исследования и материалы. Сборник 74. – М.: TERRA, 1997 5. Есин Б.И. «Русская журналистика 70-80 годов XIX века» 1963г. 6. История книги/ Под ред. А.А.Говорова., Т.Г.Куприяновой.-М.: Светотон, 2001.- 400 с. 7. Ленский Б.В. Книжный маркетинг. Рынок продавца или рынок покупателя. Книга. Исследования и материалы. Сборник 75. – М.: TERRA, 1997. 8. Человек читающий. Homo Legens. Писатели ХХ века о роли книги в жизни человека и общества. Составитель С.И.Бэлза. – М.: Прогресс, 1989. [1] Цитирую по книге Homo Legens. Человек читающий. Писатели ХХ века о роли книги в жизни человека и общества. М.: Прогресс, 1989. Стр.15


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.