Реферат по предмету "Право"


Международное усыновление

Отношения с иностранным элементом заслуженно считаются самыми сложными в правоприменительной деятельности, потому что здесь недостаточно знать право своей страны, а нужно знать международное право, иметь представление о законодательстве других государств (разница между законодательством разных стран в силу правовых традиций, уклада жизни и других причин может быть очень большой). К тому же из-за особой процедуры заключения международных договоров и иных актов в них трудно вносить изменения. А жизнь не стоит на месте. Ведь все при заключении договора предусмотреть невозможно. Поэтому такими вопросами желательно заниматься юристу с международной специализацией. Юрист-международник должен хорошо разбираться в геополитике, национальном праве, иметь высокий интеллектуальный уровень, быть порядочным и психически устойчивым. Поэтому международники считаются особой кастой среди юристов и их выпускать должны только самые престижные и заслужившие это право ВУЗы.
Переходя непосредственно к нашему вопросу, считаю необходимым сначала рассказать об общей процедуре усыновления. Процедура усыновления Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка - гражданина РФ, должны обращаться в Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Заявление подается в письменной форме и должно быть мотивированным. Поэтому заявитель по делам данной категории с использованием всех имеющихся у него фактических данных должен убедить суд, что усыновление отвечает интересам ребенка. В обоснование своей просьбы об усыновлении в заявлении указываются соответствующие обстоятельства с приложением подтверждающих их письменных доказательств. Обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей об усыновлении ребенка, могут заключаться в утрате этим ребенком родительского попечения. В качестве доказательств представляются следующие документы: свидетельство о смерти родителя (родителей); копия решения суда о лишении родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, а также другие документы. Возраст заявителя должен быть точно установлен судом, поскольку, во-первых, усыновителями могут быть только совершеннолетние лица (ст. 127 СК РФ), а во-вторых, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст. 128 СК РФ). И только в случаях усыновления отчимом (мачехой) и по причинам, признанным судом уважительными, эта разница может быть сокращена. Следует иметь в виду, что несовершеннолетние даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК РФ) не могут быть усыновителями, так как п. 1 ст. 127 СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем (п. 8 постановления от 20 апреля 2006 г. N 8). Данная норма изложена в императивной редакции. Но могут возникнуть различные ситуации. Законодательство не предусматривает требований к размеру заработной платы. Однако доход не должен быть меньше того, который позволил бы обеспечить усыновленному ребенку нормальные условия жизни. Доход на самого усыновителя и его иждивенцев не должен быть ниже прожиточного минимума на каждого. В числе документов, подтверждающих возможность обеспечить ребенка жильем, необходимо представить правоустанавливающий документ на жилье, в частности, документ, подтверждающий право собственности или право пользования жилым помещением, выписку из домовой книги. При соблюдении всех условий подачи заявления об усыновлении судья принимает его и возбуждает производство по делу, после чего переходит к подготовке дела к судебному разбирательству, о чем выносит определение, в котором указывает действия, подлежащие совершению лицами, участвующими в деле. Одним из важных моментов на стадии подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству является получение от установленных законом лиц согласия на усыновление ребенка. Так, если усыновляемый достиг возраста десяти лет, то в соответствии со ст. 132 СК РФ для усыновления необходимо согласие ребенка. Названная статья императивна: без согласия ребенка усыновление недопустимо. Логика законодателя в этом случае очевидна - если у ребенка "не лежит душа" к лицам, желающим его усыновить, велика вероятность, что это не случится и в дальнейшем. Риск в данном случае неуместен. Однако, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (п. 2 ст. 132 СК РФ). Эта норма позволяет оградить ребенка от нежелательных эмоциональных и психологических воздействий, неизбежных в результате разглашения тайны усыновления, поскольку в таких случаях ребенок, как правило, не знает о том, что воспитывается не родителями, и уверен, что является родным сыном (дочерью) усыновителей. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании (ст. 273 ГПК РФ) с целью сохранения тайны усыновления. Но возникает вопрос: есть ли необходимость в этой тайне? Случаи разглашения тайны усыновления связываются с волей усыновителя (п. 2 ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ). В том случае, когда усыновители не считают нужным ее сохранять, говорить о тайне усыновления вообще не имеет смысла. Полагаем, она также не является обязательной, если ребенок прекрасно осознает происходящее и помнит своих кровных родителей и родственников. Не может быть речи о тайне усыновления и тогда, когда ребенку, которого хотят взять в семью, исполнилось 10 лет. В этом случае суд просто обязан в соответствии со ст. 57 СК РФ заслушать его мнение. Кроме того, ст. 273 ГПК РФ предусматривает обязательное участие в судебном заседании ребенка, достигшего 14 лет. В соответствии со ст. 274 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым либо удовлетворяет просьбу усыновителя (усыновителей) об усыновлении, либо отказывает в ее удовлетворении. В соответствии с п. 3 ст. 125 СК РФ при удовлетворении судом заявления усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка, а не с момента государственной регистрации усыновления органом записи актов гражданского состояния. Поэтому в резолютивной части решения должны быть приведены все данные об усыновленном и усыновителях, необходимые для государственной регистрации усыновления в органах ЗАГСа. Кроме того, резолютивная часть должна содержать указание на необходимость внести соответствующие изменения в актовую запись, в том числе о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя (родителей) в книге записи рождений (ст. 136 СК РФ), об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка (ст. 134, 135 СК РФ), о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя (ст. 137 СК РФ), если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц.
Усыновление подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Государственная регистрация усыновления ребенка производится органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя). В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка суд направляет копию этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.
Решение об усыновлении может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию заинтересованными лицами (например, родителями ребенка), органами опеки и попечительства, участвовавшим в деле прокурором. Возвращаясь к сказанному во вступлении, хочу заметить, что усыновление вообще, а тем более международное является одной из самых сложных правовых проблем, потому что каждому государству не должно быть безразлично будущее своих граждан. К тому же между государствами часто отсутствуют договоренности в данной области.

Проблемы усыновления иностранцами Пункт 4 ст. 124 СК РФ содержит правило о том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Нетрудно заметить, что п. 4 ст. 124 СК РФ не содержит условия относительно обеспечения ребенку "подходящего ухода", более того, в законе нет и определения самого этого понятия. Следуя логике законодателя, учитывая приоритет международного закона над российским, суд, прежде чем принять решение об усыновлении, должен выяснить, осуществлялся ли такой уход за ребенком в детском учреждении или нет. Если такой уход имел место, то в усыновлении ребенка иностранным гражданам должно быть отказано. Однако на практике суды, рассматривающие дела об усыновлении, часто принимают решения формально, не вникая в содержание этих норм. Вместе с тем на учете в Федеральном банке данных состоит 280 000 детей, которые могут быть переданы на усыновление в семью, и около 5 тыс. наших граждан, желающих усыновить ребенка. Возникает закономерный вопрос: если есть желающие усыновить ребенка в нашей стране, почему этого не происходит, что этому мешает? К объективным причинам относится также и несовершенство российского семейного законодательства в целом, в частности института усыновления. Это выражается в принятии противоречивых нормативных предписаний по отдельным вопросам усыновления; довольно уязвимым оказался механизм реализации норм об усыновлении. Практика показала, что отсутствие надлежащего контроля со стороны органов опеки и попечительства за процедурой учета в журналах приводит к сознательному "затягиванию" предоставления любой информации о детях потенциальным усыновителям. Другими словами, механизм настроен на удовлетворение интересов иностранных усыновителей как наиболее "привлекательных" клиентов. Несмотря на закрепление в законе приоритета российских усыновителей, фактически иностранцы сейчас пользуются определенными "привилегиями" при усыновлении по сравнению с российскими гражданами. Субъективные причины сводятся к личной заинтересованности некоторых чиновников в передаче информации о ребенке, подлежащем усыновлению, заинтересованным лицам на возмездной основе, т.е. коррупции. Согласно ст. 121 СК РФ, "органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей". Поэтому процедура усыновления в России невозможна без активной помощи сотрудников органов опеки и попечительства, которые должны в инициативном порядке искать ребенку подходящую семью. Однако на практике их деятельность малоэффективна, во многих органах опеки нет специалистов по охране детства. Вместе с тем иностранные граждане не испытывают каких-либо трудностей с оказанием им помощи со стороны сотрудников при усыновлении. Достаточно того, что на территории нашей страны работает около 100, а по неофициальным данным - 220 иностранных агентств, которые оказывают всестороннюю помощь иностранцам при усыновлении наших детей. Их деятельность небезупречна с точки зрения действующего законодательства. В частности, иностранные агентства, занимающиеся на территории России вопросами усыновления, должны иметь аккредитацию, т.е. официальное разрешение на занятие этой деятельностью. На практике ситуация с их аккредитацией осложнена тем, что не решен вопрос о переаккредитации агентств, и они продолжают свою работу без разрешения, а значит, не решен вопрос об их ответственности. На сегодняшний день фактически нет действенных мер, направленных на осуществление надзора в отношении усыновленных детей иностранными гражданами. Обусловлено это тем, что усыновленный ребенок становится гражданином того государства, гражданами которого являются его усыновители. Поэтому официальные власти страны проживания ребенка не обязаны предоставлять в принудительном порядке какие-либо отчеты, они могут сделать это только добровольно, по собственной инициативе. Однако у усыновленного ребенка сохраняется и российское гражданство, поэтому наше государство имеет право интересоваться судьбой своего гражданина. Для преодоления данной проблемы в парламентском запросе Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову "Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации" отмечено, что проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов усыновленных детей остается острой. Особую озабоченность вызывает отсутствие контроля со стороны государства, основанного на нормах международного права, контроль со стороны консульских учреждений осуществляется только в пределах консульского округа, поэтому считается малоэффективным. В результате было подготовлено Письмо Правительства РФ от 23 августа 2004 г. N 4276п-П44 "Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации". Особую озабоченность вызывает положение о наличии у Минобрнауки РФ права на выдачу разрешения о продлении аккредитации иностранным агентствам по усыновлению без заключения указанных в законе министерств и ведомств (МВД РФ, ФСБ РФ, Минздрав-соцразвития РФ и др.). Подобные решения принимаются на фоне того, что многие агентства работают по принципам "зонтиков", т.е. когда более сильное агентство поглощает слабое, например то, которое не имеет соответствующей аккредитации. По словам министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, 20% агентств функционирует без аккредитации - это так называемые независимые усыновители. В связи с чем он пообещал, что по инициативе министерства будет подготовлен законопроект, предусматривающий усыновление только через аккредитованные организации. В качестве мер, направленных на повышение контроля за деятельностью коммерческих агентств, будет предусмотрено требование о предоставлении отчетов в обязательном порядке. При этом министр отметил, что на декабрь 2005 г. отсутствует 1700 отчетов по независимому усыновлению.
Однако совершенно ясно, что отчеты не могут быть формой полноценного контроля российского правительства за детьми, усыновленными иностранцами, так как их достоверность проверить невозможно. В частности, выяснилось, что у убитой в США Виктории Баженовой были шансы попасть в российскую семью. Документы были в полном порядке, интересовались ею по поводу усыновления шесть российских пар, но не удочерили по разным причинам; девочка была спокойной, практически здоровой, это следовало из представленных отчетов. Тем не менее, американские власти отказались предоставлять информацию о ходе расследования убийства. Процедура усыновления была одобрена лицензированным социальным агентством "Лавинь Фемилиз". Оно представило два отчета в соответствии с п. 16 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за ее осуществлением.

Заключение В доходный многомиллиардный бизнес превращается, по свидетельству экспертов, международное усыновление. Получил данный бизнес распространение и в России. По информации МВД России несколько десятков российских детей ежегодно вывозятся за границу по заказу иностранцев. Особой популярностью пользуются дети в возрасте до трех лет, причем увеличилось количество похищенных детей для использования их в качестве доноров - поставщиков внутренних органов. Сейчас ведется расследование деятельности двух преступных групп, специализировавшихся на "детском" бизнесе. Одна действовала в Москве, другая - в Тульской области. По предварительным данным, таким образом за границу было переправлено 30 малышей. Меня как человека решившего связать свою судьбу с юриспруденцией данная проблема не могла оставить равнодушным. Надо понимать, что усыновление помогает детям найти новую семью. Большинство усыновленных детей получили шанс на счастье. Дети должны воспитываться в семье, а не в детдоме. Тем не менее, я являюсь противником усыновления российских граждан (кроме случаев, когда усыновитель является родственником). Использованная литература Семейный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ "Журнал российского права", N 1, январь 2007 г. З.З. Алиева "Российская юстиция", N 12, декабрь 2006 г. Е.А. Крапивенская, "Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2002 г. Е.А. Орлова, О.Г. Шикунова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.