Реферат по предмету "Политология"


Номенклатура- господствующий класс Советского союза - становление, механизмы действия

Содержание: Введение Глава 1. Рождениеи формирование номенклатуры § 1. Власть – основа основ номенклатуры § 2. Механизмы действия Глава 2. Номенклатура – господствующий класс Советского Союза
§ 1. Бюрократия и номенклатура § 2. Генеральный секретарь – вершина класса Номенклатуры § 3. Паразитизм класса номенклатуры Заключение Список литературы Введение Многие годы тема номенклатуры считалась запретной. Собственно этот термин вообще никогда не употреблялся касательно советской системы. Максимум, что могли себе позволить историки того времени - это изобличение бюрократии, что было поистине неистощимой темой во все времена. Однако с перестройкой и провозглашением гласности в работах, посвященных критике того же бюрократизма, начинают упоминаться номенклатурные принципы советской системы. И все-таки, несмотря на то, что существование номенклатуры уже не тайна, фундаментальных работ по этой теме практически нет. Целью данного реферата является определение номенклатуры, её формирование, механизмы действия и, конечно же, роль в государственной системе. Для решения этих вопросов в реферате использовался ряд источников и литература. Например, написаны разного рода статьи, трактующие этот вопрос в историческом, политическом, экономическом контекстах. Одна из них - работа Е. Гайдара “Как номенклатура “приватизировала” свою власть”, рассматривающая российскую историю через призму номенклатуры, что делается в целях политической борьбы. В сущности, наиболее значительной работой по этой теме является книга М.С. Восленского “Номенклатура”. Но этот труд носит скорее описательный характер, рассматривая различные стороны данного явления, и представить процесс его формирования довольно трудно. В связи с этим существует определённая сложность в работе над данной темой. Ведь документы, оформлявшие номенклатурную систему, никогда в открытой печати не публиковались. Поэтому, обращение к подобным первоисточникам оказывается невозможным. И единственными материалами, которыми можно воспользоваться, являются свидетельства людей, знавших не понаслышке о номенклатурном механизме и принимавших непосредственное участие в его установлении и действии. Это воспоминания таких крупных советских деятелей как Л.М. Каганович, В.М. Молотов (из дневника Ф. Чуева), Н.С. Хрущев. По мемуарам Л.М. Кагановича, В.М. Молотова номенклатурщики представляются как абсолютно уверенные в своей правоте, в правильности решений и своих действий в отношении власти и управления. Примечательно, что Каганович, руководитель Орграспредотдела - высшего номенклатурного органа, ни разу не употреблял понятие “номенклатура”, и не очень распространялся о деятельности своего отдела в сфере назначений на высшие руководящие должности. Воспоминания Хрущева кажутся более объективными, хотя более напоминают наблюдения очевидца. Также теоретические сведения о номенклатуре как бюрократической структуре содержатся в трудах Макса Вебера, Людвига фон Мизеса. Однако, несмотря на небольшой объем, не менее содержательными, чем работа Восленского, являются статьи, одним из авторов которых является Т.П. Коржихина. Они богаты как теоретическим, так и фактическим материалом по истории номенклатуры. Такая же прямая связь с историей советского государства наблюдается и в статье В. Сироткиной “Номенклатура в историческом разрезе”. Под другим углом рассматривается этот вопрос в статьях М. Чешкова и Р. Рывкиной. Здесь правящий класс рассматривается как крупнейший собственник в экономическом аспекте. Реферат, написанный на основе вышеперечисленных источников и литературы, имеет следующую структуру: введение, две главы и заключение. Первая глава отражает этапы зарождения номенклатуры, от создания номенклатурных органов, до окончательного укрепления данной системы, её структуры, механизмов действия. Вторая глава дает разностороннее определение понятия “номенклатура”, её взаимодействия с бюрократией, о негативном влиянии номенклатуры на государство. В заключении содержатся выводы, сделанные исходя из изложенных в докладе положений. Глава 1. Рождениеи формирование номенклатуры Номенклатура, как и другие любые явления, имеет собственные исторические корни. Как в России не изобрели конституцию, взяв уже готовые из Америки, других стран и прав человека, так и не “выдумали” номенклатуру в Советском Союзе. Исторически она берёт начало от ленинской гвардии профессионалов революционеров, действовавших, естественно, секретно. В принципе так же, как и впоследствии, номенклатура. В эту организацию принимали по решению её руководящих органов. Сам же, фактический изобретатель номенклатуры Сталин, лишь формализовал этот порядок, превратив её из подпольной организации в бюрократическою рутину правящего аппарата. Изначально, ещё при Сталине, этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами.[1] Следовательно, номенклатура – это перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит вышестоящий орган. Но в то же время это и перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения. После великого потрясения 1917 года, стране стало ощутимо не хватать профессиональных управленцев. Для восполнения пробела во власть двинулись все не дворянского происхождения и вступили в партию (главное условие вступления во власть). Люди отбирались также по «политическим признакам». Эти признаки стали твёрдой и неизменной основой назначений на все ответственные посты в СССР. «У нас незаменимых людей нет!» - это тезис товарища Сталина. Он вместе со своим аппаратом централизовал в своих руках дело назначения на наиболее ответственные руководящие должности в стране своих людей. Так, уже к 1920 году были образованы в ЦК и губкомах РКП (б) учетно-распределительные отделы. Они стали первыми органами, специально занимавшимися выдвижением и перемещением ответственных партийных работников, а также учетом кадров. Особенно активно действовал подчиненный непосредственно Секретариату ЦК РКП (б) Учетно-распределительный отдел ЦК. И к 1922 году Учраспред ЦК произвел более 10 тысяч назначений. В 1924 году Учраспред слился с Оргинструкторским отделом ЦК. В результате был образован Орграспредотдел, ставший фактически главным отделом в аппарате ЦК. Этот орган, во главе которого Сталин поставил Л.М. Кагановича, формировал как партийную, так и государственную номенклатуру, причем число назначений на руководящие должности в государственном аппарате перевешивало: в период с конца 1925 года до 1927 года орграспредотдел произвел 8761 назначение, в том числе только 1222- в партийные органы.[2] В 1923 году ЦК созвал специальное совещание заведующих учетно-статистическими подотделами местных парторганизаций с участием партийных специалистов по статистике для разработки не только общей схемы учета, но и детальных схем, форм и инструкций по технике учета и особенно по персональному изучению ответственных руководящих работников разных масштабов. Разработанное и утвержденное ЦК “Положение по изучению ответработников” определяло различные их категории: закрепленные на ныне выполняемой работе, годные для выдвижения, подлежащие замене как слабые, подлежащие посылке на учения, подлежащие переброске к станку или плугу, или на массовую работу, или в другую организацию без понижения масштаба и т.п.[3] Следом укоренился и введенный Сталиным принцип подбора людей, прежде всего по политическим признакам. Ленин в свое время писал, что руководящие кадры следует подбирать "а) с точки зрения добросовестности, б) с политической позиции, в) знания дела, г) администраторских способностей ."[4]. Как видим, и он считал знание дела второстепенным моментом по сравнению с политической благонадежностью. Однако на самый первый план Ленин выдвинул добросовестность назначаемого руководителя.
Сталину этот критерий явно показался излишним и уже не выдвигался при утверждении номенклатурных работников. После Сталина возврата к ленинским нормам в этом вопросе не произошло. XXIV съезд КПСС записал в своей резолюции: "Партия придает первостепенное значение тому, чтобы все участки партийной, государственной, хозяйственной, культурно-воспитательной и общественной работы возглавляли политически зрелые, знающие свое дело, способные организаторы". Добросовестности от номенклатуры по-прежнему не требуется.[5]
Эту новую обстановку в партийном аппарате Троцкий назвал «бюрократизацией партии» и констатирует: «Партия живет на два этажа: в верхнем решают, а в нижнем только узнают о решениях».[6] Каждый старался выслужиться, причём, далеко не всегда беспрекословным и отличным исполнением приказов. Сталин же мог в отдельности выгнать и ликвидировать любого, но пойти против всей номенклатуры в целом Сталин никак не мог.[7] Несмотря на всё это, номенклатурный механизм ещё довольно долгое время не был закреплён в нормативных документах. Датой оформления номенклатуры можно считать 12 июня 1923 г., когда Оргбюро ЦК приняло постановление «О назначениях». В октябре 1923 г. ЦК партии вынес решение об основных задачах учётно-распределительной работы, 16 ноября 1925 г. Оргбюро приняло новое развёрнутое положение о порядке подбора и назначения работников.[8] Известно, что в первое время номенклатура делилась на два списка: №1 и №2. К первому были отнесены должности, на которые руководители назначались только постановлением ЦК (Политбюро), ко второму - должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Затем в 1925г. дополнительно к номенклатуре №1 вводится список “выборных должностей”, утверждение на которые шло через “специальные комиссии, выделяемые ЦК для проведения соответствующих съездов и собраний”, то есть еще до того, как кто-либо и куда-либо будет избран. Подбор и назначение на должности, не входившие в номенклатуры №1 и №2, должны были производиться по спискам, устанавливаемым для каждого учреждения по согласованию с Орграспредотделом ЦК - ведомственная номенклатура №3.[9] Все эти черты номенклатуры послужили основой единоличной власти Сталина, контролировавшего полностью списки №1 и №2, а частично и №3. К Генеральному секретарю тянулись и нити власти управления. Некоторые ведомства возглавлялись ближайшими лицами сталинского окружения, имевшими в “своих” учреждениях неограниченную власть и непосредственно подчинявшимися только Сталину. В общем, номенклатурные списки – это те самые документы, которые скрывали реальную сущность механизмов господства и воспроизводства новой касты “руководителей” страны, и основанной на них системы. Это важнейший политический и социальный акт – формирование замкнутого слоя власть имущих, новой элиты Советского государства. § 1. Власть – основа основ номенклатуры Как видно из истории, изначальная номенклатура составляли люди, которые и подготовили революцию в Российской империи. Они сделали головокружительную карьеру и встали за рычаги управления государством. Следовательно, номенклатура – это "управляющие", а функция управления – стержень номенклатуры. Весь исторический путь становления и развития этого класса проходит от захвата государственной власти до господства во всех сферах жизни, в том числе и производства. Но номенклатура осуществляет в первую очередь само политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для неё задачей второстепенной. Следовательно, наиболее существенная функция номенклатуры – политическое управление. Все выполняемые решения в стране, всю полноту власти в обществе обеспечивает номенклатура. Она стоит над законом. Все действительно подлежащие выполнению решения в стране реального социализма принимаются номенклатурой. Эта особенность делает необходимым четкое разделение политико-управленческого труда в номенклатуре.[10] Естественно такое разделение существует, и все правила его работают и неукоснительно соблюдаются. Конечно, власть таких инстанций, как Политбюро ЦК и ЦК КПСС, огромна. Но она, так или иначе, введена в функциональные рамки. . "Функциональные" потому, что такое ограничение власти не имеет никакой связи с демократией или "либерализмом", а целиком определяется разделением труда в классе номенклатуры. Каждый член номенклатуры имеет свой отведённый только ему участок управления. Эта система так же не была придумана, а заимствована из феодализма. Она очень похожа на систему: вассал – сюзерен. И у каждого вассала своё владение, на котором он полноправный хозяин. Но так как главное в номенклатуре – власть, а не собственность, то её “леном” является управление государственными структурами. Господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. А для удержания и осуществления власти необходимо проводить целый комплекс мер: как карательных, так и поощрительных. Так же не последнее место в этом списке должна занимать и маскировка – скрывание подлинных отношений в обществе. Номенклатура всегда стремилась скрыть факт своего господства. Трудно сказать, где границы «нового класса». Номенклатура – это та мощнейшая созданная Сталиным и его ближайшим окружением организация, которую наделили полномочиями властвовать. § 2. Механизмы действия В связи со всем вышеперечисленным встаёт законный вопрос: какова же в действительности система принятия решений в СССР, и какую роль в них играет номенклатура? Конституция СССР, казалось бы, дает исчерпывающий ответ. В ней перечислены органы государственной власти общесоюзные, республиканские и местные. Зафиксированная в Конституции СССР государственная структура Советского Союза довольно замысловата. Избиратели, а также "общественные организации" избирают 2250 народных депутатов СССР. Депутаты заседают на съездах народных депутатов и на основе ротации являются депутатами Верховного Совета СССР - собственно законодательного органа. Главой исполнительной власти является Президент СССР с весьма широкими полномочиями. Президент должен избираться на 5 лет, он издает указы, при нем состоят вице-президент, Кабинет министров и другие органы. В их числе короткое время существовал Президентский совет, который был распущен так же внезапно, как и создан. Верховный Совет избирает Президиум в составе председателя, его заместителей (председатели Верховных Советов союзных республик) и членов Президиума. В промежутках между сессиями Верховного Совета СССР, Президиум издает постановления, утверждаемые затем на очередной сессии Верховного Совета. Верховный Совет СССР избирает также состав Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР. Пленумы Верховного суда дают указания о применении законов СССР, являющиеся толкованием, а в ряде случаев - фактически дополнением законов.[11] Но всё это осуществляется только в конституции, а реально же дела обстоят по-другому. На самом деле центрами принятия решений класса номенклатуры являются не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не названы. Это различные комитеты самых разнообразных уровней: от ЦК до райкома КПСС. И все до единого политические решения принимали они и только они. А официальные власти, перечисленные в конституции – это лишь прикрытие реальной правящей силы. Официально, верховным органом партийных комитетов КПСС являются – пленумы этих комитетов, то есть собрания всех их членов. Но, по сути, не пленумы решают вопросы, а бюро (в ЦК КПСС - Политбюро) и секретариаты партийных комитетов. Здесь же и принимаются окончательные решения. На рассмотрение пленумов выносятся лишь немногие из них, причем только для проформы.
Решение каких-либо задач происходит следующим образом. Инициатива подготовки решения и принятия может, исходишь как снизу, от подчинённых органов, так и сверху, то есть от самого бюро, секретариата или от вышестоящего органа. В первом случае ходатайствующее о решении ведомство должно направить в партийный комитет письмо с изложением своего ходатайства и обоснованием необходимости принятия решения. Должен быть приложен проект решения: это не значит, что он и будет принят, но номенклатурный орган должен быть осведомлен, о каком конкретно тексте решения просит ведомство. Прилагаются также справки и необходимые материалы, их размер ограничен жесткими шармами.
Во втором случае ничего этого не надо, достаточно словесного указания свыше, и, конечно, решение будет принято значительно быстрее. Но этапы принятия решения будут в обоих случаях одни и те же. Секретарь комитета даст указание заведующему отделом подготовить проект решения, сообщив при этом, в каком духе он должен быть составлен. Заведующий отделом поручит заведующему соответствующим сектором или руководителю группы представить ему к определенному сроку подготовленный проект. Заведующий сектором же вызовет того из своих сотрудников, к компетенции которого относится подлежащий решению вопрос, и уже подробно изложит ему свои соображения насчет проекта решения. Когда проект уже составлен, он двинется наверх. Его покажут заведующему сектором. Согласованный с ним вариант будет с визой заведующего сектором направлен заведующему отделом (или его заместителю). После того, как и на этом уровне, текст полностью согласован, он будет в нужном количестве экземпляров, подписанный заведующим (или заместителем заведующего) отделом и заведующим сектором, представлен секретарю комитета. Когда, наконец, проект решения, как принято говорить, "доведен до кондиции", он будет поставлен на рассмотрение и голосование бюро или секретариата комитета. Здесь, как правило, используются два метода. Если вопрос сложный и считается нужным его обсуждение, он будет вынесен на заседание бюро или секретариата. На обсуждение этого вопроса вызывают обычно руководителей заинтересованных ведомств. В тех случаях, когда обсуждения не ожидается, проекты решений рассылаются членам бюро или секретариата на так называемое "голосование опросом". Значительное число решений принимается таким путем. После принятия решения оно включается под порядковым номером в протокол заседания бюро или секретариата парткомитета и фельдъегерской связью КГБ направляется с грифом "секретно" или "строго секретно" в заинтересованное ведомство. Все члены и кандидаты в члены партийного комитета будут ознакомлены с протоколом, но не могут оставить его у себя. Номенклатурщики, которые не входят в состав бюро, секретариата и в парталиарат, тоже осуществляют власть, но в пределах, очерченных политическими решениями руководящих органов класса номенклатуры и указаниями аппарата. Есть все основания считать эти органы, а их аппарат особой частью класса номенклатуры, его сердцевиной, формирующей всю политику. Таков был порядок принятия политических решений в СССР на любом уровне - от района (райкома КПСС) до всей страны в целом (ЦК КПСС). Глава 2. Номенклатура – господствующий класс Советского Союза § 1. Бюрократия и номенклатура В современном мире бытует мнение, что такие понятия как чиновничество номенклатура являются синонимами. Но так ли это? Что бы это выяснить, необходимо сравнить эти понятия. Как и в бюрократии, так и в номенклатуре «каждый приписан к своему месту, каждый должен оставаться там до тех пор, пока это считают нужным».[12] Но, по сути, номенклатура сама диктует свою волю государственным органам, тогда как чиновничество лишь выполняет приказы. Чиновники - привилегированные слуги, номенклатурщики - самовластные господа. [13] Так же существенным различием является то, что для номенклатуры не характерно существование жёсткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферах государственной структуры, в противовес бюрократии. Но самым главным различием является то, что в номенклатуре нет составляющего суть чиновничества планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступенькам иерархической лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты, но незыблемой остается принадлежность к номенклатуре.[14] Эта незыблемость гарантируется самим особым порядком формирования номенклатуры. Но необходимо также заметить, что чиновничество и номенклатура – обе принадлежат к политической элите общества. Конечно, если верить официальной пропаганде Советского Союза, то Элиты в СССР нет и быть попросту не может, т.к. общество поделено на классы рабочих и крестьян, на не расколотые враждебностью классы. Но это естественно было не так, о чём и было рассказано выше. В общем, если говорить о политической элите СССР, то она была достаточно однородна. Легитимизировавшись в постсталинский период, советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а создала особый тип чиновничества - номенклатуру, где всё строилось не на деловых качествах, а на личных связях, личной преданности и энергии, с которой нижестоящий выполнял распоряжения вышестоящего. И поскольку партия стояла над государством, была его костяком, о законности в строгом смысле слова не могло быть и речи. Восстановлены были худшие черты антиевропейской самодержавной бюрократии. § 2. Генеральный секретарь – вершина класса Номенклатуры Культ личности генерального секретаря не способен скрыть от мира то, что на самой вершине класса номенклатуры происходит борьба, прежде всего именно за этот пост, хотя обладатель его всегда изображается как незаменимый и как бы прямо для него рожденный. Борьба за власть в Кремле ассоциируется с драматическими дискуссиями чуть ли не как в западном парламенте. Между тем ничего подобного нет. Борьба идет не при помощи парламентского красноречия, а путем длительного - годами - подсиживания, сложнейших хитросплетений и интриг, понять которые политики демократического Запада вообще, вероятно, неспособны. Красноречие же, если слово это можно применить к подготовленным аппаратом и читаемым по бумажкам речам на номенклатурно-бюрократическом жаргоне, используется лишь на заключительном этапе, когда нужно наклеивать политический ярлык на уже поверженного противника. До того никаких открытых выступлений против него не бывает; наоборот, его бдительность стараются усыпить демонстративной дружественностью. Пост генерального секретаря может получить только какой-то один человек, поэтому верхушка номенклатуры старается при каждой смене генерального секретаря создать более выгодные исходные позиции для очередного тура борьбы в целом. Кого эта верхушка стремится выбрать в генеральные секретари: самого сильного и способного? Наоборот, того из членов Политбюро, что кажется ей самым недалеким и безобидным. Таким казался Сталин в начале 20-х годов на фоне членов ленинского Политбюро; таким казался Хрущев после смерти Сталина (Маленков, наоборот, считался очень сильным); таким казался Брежнев после смещения Хрущева, когда сильным считался Шелепин. Феодальные князья всегда старались посадить на королевский трон возможно более слабого монарха, князья класса номенклатуры избирают по этому же принципу Генерального секретаря ЦК. Вот почему тот из членов Политбюро, кто очень хочет стать генеральным секретарем, должен не поражать воображение своими талантами и динамизмом, а выглядеть ограниченным и бескрылым, скромным, погруженным в техническую работу бюрократом, как это сделал Сталин; Иванушкой-дурачком, какого любил разыгрывать из себя Хрущев.
§ 3. Негативное влияние номенклатуры Но, что бы ни говорилось, Номенклатура является типичным служилым классом. Такой класс представляло собой в своё время в феодальном обществе сначала боярство, а затем — дворянство. Так или иначе, все члены класса номенклатуры являются формально служащими. Все они занимают определённые — неизменно руководящие — посты в партийном и государственном аппарате. То, что они выглядят некими службистами, и позволяет номенклатурщикам маскироваться под служащих.
Но, если эта система не работает, то в этом виноваты вовсе не люди, а сама система социализма. В условиях абсолютной монополии нет нужды стараться и работать. Занятие этих людей – построение своей собственной карьеры, собственной жизни, а вовсе не судьбы людей и всего общества в целом. Паразитизм поражает любой господствующий класс. Класс же номенклатуры особенно подвержен паразитическому перерождению. Исторический опыт показывает, что с течением времени польза, получаемая обществом от деятельности господствующего класса, постепенно уменьшается, а цена, которую общество уплачивает за эту деятельность, возрастает. И однажды, наступает такой судьбоносный момент, когда эффективность становится практически нулевой, а затем, даже отрицательной величиной: издержки общества на господствующий класс начинают превышать его взнос в благосостояние общества. С этого момента нужно говорить уже не о тенденции к паразитизму, а о самом паразитизме господствующего класса. Класс номенклатуры стал классом-паразитом, наносящим обществу ущерб. История свидетельствует, что в таком случае общество начинает всё более активно бороться за освобождение от господствующего класса-паразита, и в конечном счёте непременно добивается успеха. Цена правления класса номенклатуры в СССР велика и тягостна. Наиболее мрачная часть этой цены — десятки миллионов человеческих жизней, загубленных номенклатурой. Здесь и миллионы истребленных номенклатурными органами госбезопасности; и миллионы умерших от голода по вине номенклатуры; и миллионы погибших в борьбе за её власть. Здесь многие миллионы человеческих судеб, искалеченных диктатурой номенклатуры. Если бы удалось подсчитать все эти миллионы, цифра оказалась бы ужасающей. Немалая доля в этой части цены — военные жертвы. Заключение Итак, в этом реферате я разобрал проблему формирования и дальнейшего существования такой организации как номенклатура: рассказал о происхождении терминов этой структуры; определил их сущность; поэтапно изложил само возникновение и развитие. Я считаю, что, анализируя сам процесс формирования номенклатуры и ее характерные признаки, можно определить ее роль в советской системе следующими положениями: 1) Номенклатура, созданная Сталиным как опора тоталитарного режима, уничтожает класс профессиональных революционеров - борцов за идею и становится у власти. 2) Осознавая, что власть ее не абсолютна, номенклатура стремится к не отчуждаемости своих прав и привилегий. Маргинальный характер правящего класса, отсутствие у него идеологического стержня ведут к его разложению. Таким образом, гибель номенклатуры была предопределена. Партия, предоставив Орграспредотделу решать кадровые вопросы, подписала себе смертный приговор, поставив этот орган над собой. Разрушались основные партийные принципы, в частности, демократические. Поэтому уничтожение монопольного положения Коммунистической партии привело к смерти номенклатуры, которая могла существовать лишь при подобной однопартийной системе. В конце концов, распад номенклатуры произошёл в два этапа. 15 октября 1989 г. в газете «Правда» было объявлено, что комиссия ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой политики приняла решение о демонтаже номенклатурного механизма, об упразднении «учётно-контрольной номенклатуры». С августа 1991 г. высшая партократия была лишена официального списочно-номенклатурного принципа власти. Распад номенклатуры проявился, главным образом, в крахе её ядра - уникального образования Партия-Государство, которое потеряло свою важнейшую функцию - организаторскую. Список литературы 1) Восленский, М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский. – М.: Советская Россия, 1991. – 624 с. 2) Коржихина, Т.П., Фигатнер, Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия / Т.П. Коржихина, Ю.Ю. Фигатнер // Вопросы истории. - 1993. - №7. - С. 25. 3) Троцкий, Л. Новый курс / Л. Троцкий. - М., 1923. - С.12. 4) Мизес Людвиг фон. Социализм: экономический и социологический анализ / Людвиг фон Мизес. - М.: Юрист, 1993. – 238 с. 5) Каганович Л.М. Памятные записки. – М., 1996, с.313. 6) В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 53, с. 97. 7) Коржихина, Т.П., Сенин, А.С. История российской государственности / Т.П. Коржихина, А.С. Сенин. - М.: Весть, 1995. – 540 с. [1] См. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М., 1991, - С. 82 [2] См. Там же, с.86 [3] См Каганович Л.М. Памятные записки. - М., 1996, с.313. [4] См В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 53, с. 97. [5] См. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М., 1991, - Гл. 4 [6] См. Троцкий Л. Новый курс. - М., 1923. - С.12 [7] См. Восленский М.С. Указ. соч. - С. 89. [8] См. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. - М., 1995, - С. 245. [9] См. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. - М., 1995, с.245 [10] См. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М., 1991 [11] См. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М., 1991, - С. 116 [12] См. Мизес Людвиг фон. Социализм: экономический и социологический анализ. - М., 1993, - С. 124. [13] См. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М., 1991, - С. 132 [14] См. Там же, - С. 132


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Модель макроэкономических показателей
Реферат Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы
Реферат Вплив регуляторів росту на продуктивність озимої пшениці в Бершадському районі
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту Порядку маршрутизації трафіка в телекомунікаційній мережі загального користування України
Реферат Гражданское право,Формы ответственности за неисполнение обязательств
Реферат Уголовная ответственность по ст. 111 УК РФ (тяжкий вред здоровью)
Реферат Авторадиография Введение радиоактивной метки в биологические препараты
Реферат Применение АСУ Агроном для расчета плана производства огурца на продовольствие
Реферат Дискуссия о школьном курсе «Основы православной культуры» как духовный портрет современного российского общества
Реферат Требования, предъявляемые к применению правовых норм
Реферат Формирование имиджа муниципального служащего
Реферат Oedipus Sophecle
Реферат Анализ и расчет характеристик среднеорбитальной системы типа ГЛОНАС NAV-STAR
Реферат Разработка бизнес-плана создания новой организации ресторанно-гостиничного комплекса в г. Звенигороде
Реферат Безработица: причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки