Реферат по предмету "Педагогика"


Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи

Оглавление Введение Задачи педагогической практики Организация работы студентов в период педагогической практики Содержание деятельности студентов в период педагогической практики Документация по педагогической практике в детском саду для детей с нарушениями речи
Оценка результатов педагогической практики Обязанности студентов в период педагогической практики Обязанности кафедрального руководителя педагогической практики Обязанности методиста Обязанности учителя-логопеда Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Литература Введение Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями ре­чи для студентов отделения логопедии проводится на V курсе в течение 8 недель (9 семестр) с отрывом от занятий. Эта. практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве логопеда с детьми ран­него и дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные задачи, студенты работают в качестве логопедов-практикантов. Особую значимость данный вид практики приобретает в русле совре­менного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в со­ответствии с которым ранняя диагностика и коррекция отклонений разви­тия детей является главным условием их эффективного обучения и воспи­тания, а также социальной адаптации. Данная программа разработана с учетом единых требований к прове­дению практики студентов МПГУ и отражает специфику современного со­держания профессиональной подготовки будущих логопедов. Логопедическая практика в специальном детском саду позволяет сту­дентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам, из­учить организацию и содержание логопедической работы в детском саду, сформировать умения и навыки профессионально-практической логопеди­ческой работы по преодолению нарушений речевой деятельности у детей. Основной целью практики является овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и про­водить коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада.
Задачи педагогической практики 1. Закрепление, углубление теоретических знаний, полученных при изучении курсов логопедии, психолингвистики, психологии, педагогики и других смежных дисциплин; развитие навыков синтезирования сведений из различных наук. 2. Овладение умениями практического применения полученных знаний в процессе логопедической работы. 3. Ознакомление с контингентом детского сада, с комплектованием специальных групп и с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений. 4. Совершенствование общепедагогических умений и навыков, приоб­ретенных в процессе непрерывной 'педагогической практики на младших курсах. 5. Формирование специальных профессионально-педагогических уме­ний и необходимых для учителя-логопеда личностных качеств. 6. Стимуляция интереса к научно-исследовательской работе и развитие умений ее проведения. 7. Воспитание творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности. В процессе педагогической практики в детском саду для детей с нару­шениями речи у студентов формируются и совершенствуются различные профессионально-педагогические умения: /. - проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, ана­лизировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в развитии детей; - осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов коррекционной работы (перспективный план логопедической работы с группой, планы отдельных фронтальных, подгрупповых и индиви­дуальных занятий) в группах разного типа (для детей с недоразвитием ре­чи, фонетико-фонематическими нарушениями, заиканием); - определять и реализовать во взаимосвязи коррекционные, разви­вающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы пси­холого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом раз­витии; - обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодо­ления нарушений речевой деятельности детей, отклонений в поведении и развитии других функций; - осуществлять методически правильный выбор языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми нарушениями; изготовлять демонстрационный и раздаточный дидактический материал; - анализировать ход и результаты коррекционных логопедических за­нятий, взаимодействия в работе логопеда и психолога, логопеда и воспи­тателя; - владеть приемами организации совместной работы с воспитателями, музыкальным руководителем и другими сотрудниками детского сада; - осуществлять адекватную оценку собственной педагогической дея­тельности и студентов группы; - обучать родителей детей с речевыми нарушениями некоторым кор-рекционным приемам; - проводить пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей; - изучать и обобщать педагогический опыт логопедов детского сада; - планировать и осуществлять мероприятия по повышению собственной педагогической квалификации. В период педагогической практики в специализированном детском саду студенты выполняют функции логопеда на протяжении всего его рабочего дня, то есть планируют и проводят фронтальные, подгрупповые и индиви-. дуальные занятия, посещают и анализируют занятия логопеда и студентов группы, оказывают консультативную помощь воспитателям и родителям детей с нарушениями речи, участвуют в работе методического объедине- " ния логопедов детского сада или учебного округа. Под руководством мето­диста практики и логопедов студенты проводят научно-исследовательскую работу, результатом которой может стать доклад на научной студенческой конференции, дипломная работа по специальности. В итоге практики сту­денты приобретают личный опыт проведения логопедической работы в детском саду для детей с нарушениями речи.
Организация работы студентов в период педагогической практики 1. Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи проходит с 1 сентября по 31 октября (8 недель). 2. Для проведения практики студенты распределяются по специальным детским садам (по 8-12 человек в один детский сад). 3. Руководство и контроль за работой студентов в период педагоги­ческой практики осуществляет руководитель педагогической практики студентов V курса отделения логопедии, групповой руководитель (методист по специальности), логопеды детского сада. 4. Для прохождения практики студенты распределяются по 3-4 челове­ка в группу. 5. Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно.
6. Педагогическая практика в детском саду включает четыре основных этапа: на первом этапе проходит установочная конференция, студенты знакомятся со специальным дошкольным учреждением, проводят обследо­вание детей, на последующих трех этапах студенты последовательно рабо­тают в группах детей с фонетико-фонематическими нарушениями, с недо­развитием речи и для заикающихся детей. Продолжительность каждого этапа - полторы-две недели. При наличии в детском саду группы для детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии студенты работают в данной группе в течение недели. Порядок прохождения практики в специ­альных группах может быть изменен с учетом конкретных условий до­школьного учреждения.
7. Студенты проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия в соответствующих специальных группах. 8. На каждом из этапов (II-IV) студенты проводят по 8-9 занятий с группой или подгруппами детей, из них одно - зачетное (всего - три зачет­ных занятия в основных специализированных группах детского сада). 9. Для проведения индивидуальных занятий за студентами закрепляет­ся по 2-4 дошкольника. 10. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с расписанием логопеда '"руппы, на работу с каждым ребенком отводится по 10-20 минут в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от состояния речи. Одно из индивидуальных занятий - зачетное. 11. Студенты посещают занятия логопеда и своих однокурсников, ак­тивно участвуют в их анализе. За время практики каждому студенту не­обходимо принять в обсуждении 28-30 занятий. 12. Анализ занятий, консультации логопедов и методиста практики проводятся в зависимости от расписания занятий и режима дня данной группы детей. 13. Студенты могут участвовать в работе педагогических советов до­школьного учреждения, заседаниях методобъединения noroneAOJ учебного округа. 14. Студенты, имеющие музыкальное образование и владеющие игрой на музыкальном инструменте (фортепиано), могут проводить логоритмиче-ские занятия с детьми (по согласованию с методистом, логопедами, адми­нистрацией детского сада). 15. Рекомендуется осуществлять творческий подход при организации педагогической практики студентов.
Содержание деятельности студентов в период педагогической практики 1-11 НЕДЕЛИ Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с за­дачами, организацией, этапами практики, с нормами поведения в до­школьном учреждении, отчетной документацией; закрепление за мето­дистами и распределение по дошкольным учреждениями. После конферен­ции каждый из методистов беседует со студентами своей группы: ориен­тирует в основном содержании практики, сообщает о конкретных требова­ниях, предъявляемых к студентам при выполнении программы практики. . Методист рассказывает о том, как подготовиться к предстоящей практике: знакомит студентов с формой ведения дневника педагогической практики (приложение 1), рекомендует наглядный и дидактический материал для обследования детей раннего и дошкольного возраста и проведения коррек-ционной логопедической работы, предлагает список специальной логопе­дической и методической литературы. Затем со студентами беседуют заведующая, методист и логопеды спе­циального дошкольного учреждения, в котором организуется практика. Студенты получают информацию о структуре специального детского сада и организации работы его сотрудников по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Студенты изучают порядок приема детей и комплектования групп, знакомятся с "Положением о пси­холого-медико-педагогической консультации", другими нормативными до­кументами, регулирующими работу специального детского '-ада. Заведую­щая к методист дошкольного учреждения рассказывают студентам о коор­динации работы врачей, логопедов, психолога, воспитателей, руководителей по музыкальному и физическому воспитанию детей, знакомят студен­тов с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и детьми в разных группах детского сада, режимом дня в отдельных возрастных груп­пах, с документацией, с традициями учреждения. Далее студенты знакомятся с оформлением и оборудованием кабине­тов методиста, логопеда, психолога. Методист кафедры и логопеды обсуждают и планируют содержание работы с воспитателями и родителями (беседы, консультации, семинары, тренинга и др.), определяют перечень пособий и дидактического материа­ла, необходимого для логопедических кабинетов и распределяют индиви­дуальные задания студентам, устанавливают сроки их выполнения. На данном этапе основное содержание практики состоит в формирова­нии у студентов умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей дошкольного воэ-• раста, анализировать и оформлять его результаты, а также составлять перспективный план коррекционной работы. Сначала студенты знакомятся со спецификой обследования детей разных возрастных групп и с различ­ными речевыми нарушениями, анализируют и переписывают в дневник соответствующие схемы проводимого логопедом обследования. Далее сту­денты наблюдают за тем, как осуществляется логопедом процедура обсле­дования ребенка с нарушением речи (порядок, приемы и формы обследо­вания, используемый наглядный и дидактический материал, типы ин­струкции педагога, виды помощи и т.д.). Затем за каждым из студентов закрепляются дети из разных групп для проведения обследования и инди­видуальных логопедических занятий (всего по 2-4 ребенка). Студенты са­мостоятельно осуществляют психолого-педагогическое обследование этих детей, знакомятся с данными педагогического обследования, проводимого воспитателями. Результаты обследования студенты обсуждают с логопе­дами и методистом кафедры. Данные обследования студенты вносят в ре­чевые карты, затем формулируют подробное заключение о состоянии речи и других функций обследованных детей, составляют перспективный план коррекционной работы. Ill - IV НЕДЕЛИ В течение данного периода студенты работают в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями. Они активно наблюдают за детьми во время различных занятий, в процессе индивидуальной работы с ними, а также вне занятий, составляют речевой профиль группы. Студен­ты изучают программу обучения данного контингента детей, .методиче­ские пособия и рекомендации по работе с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения, знакомятся с перспективным планом работы логопеда и воспитателя. Далее студенты наблюдают и подробно анализируют фронтальные за­нятия логопеда, фиксируя свои наблюдения в дневнике практики. В ходе анализа логопед обращает внимание студентов на необходимость выделе­ния основных задач занятия, подчинения им применяемых форм и приемов работы. Затем студенты разрабатывают и проводят самостоятельно фрон­тальные занятия. Логопеды и методист кафедры консультируют студентов в процессе подготовки к занятиям, постепенно вырабатывая у них умения составлять план и конспект занятия (приложение 2), точно формулиро­вать тему, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методиче­ски грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические по­собия.
В конце данного периода практики каждый из студентов проводит за­четное занятие. Все студенты посещают открытые занятия и участвуют в их аналитическом разборе. Наблюдения за ходом занятия и результаты его анализа фиксируются в дневнике практики. Конспектируется ход за­нятия, отмечаются используемые методы, формы и приемы, оцениваются речь, деятельность и поведение детей на занятии, положительные стороны занятия, высказываются пожелания к его совершенствованию. Анализ проведенного занятия проводится студентами под руководством логопедов и методиста кафедры по определенному плану (см. приложение 3). Посте­пенно студенты приобретают умение самостоятельно анализировать лого­педические занятия, делать правильные и аргументированные выводы, критически оценивать свои занятия и однокурсников, осуществлять поиск оптимальных и наиболее эффективных способов и приемов коррекционно-го логопедического воздействия.
Помимо занятий со всей группой детей студенты проводят индивиду­альные логопедические занятия с прикрепленными к ним детьми из каж­дой речевой группы. Осуществляя подготовку к индивидуальному занятию, студент указывает дату его проведения, тему, задачи, план, лексико-грамматический материал, необходимое оборудование. После окончания индивидуального занятия студенты оценивают его результаты. В ходе практики студенты учатся согласовывать и координировать ра­боту педагогов, работающих с детьми (логопеда, воспитателей, руководи­телей по музыкальному и физическому воспитанию) с точки зрения их коррекционной направленности, оказывая им помощь в решении коррек-ционных задач обучения. Студенты регулярно взаимодействуют в работе с воспитателями, обсуждая возможные пути закрепления правильных рече­вых навыков детей в процессе занятий и вне их, а также участвуют в под­готовке и проведении воспитательных мероприятий. Методист детского сада и воспитатели групп консультируют студентов по вопросам содержа­ния и методики проведения занятий познавательного цикла, по изобрази­тельной деятельности и конструированию, воспитательных мероприятий в разных возрастных группах. Студенты включаются в работу педагогического совета детского сада, выступают с научно-методическими докладами. При подготовке докладов студенты получают необходимую консультацию методиста кафедры. При­мерная тематика докладов с учетом работы с группе для детей с ФФН: "Использование в работе воспитателя системы приемов закрепления на­выков правильного произношения дошкольников", "Развитие фонематиче­ского слуха у детей с речевыми нарушениями", "Подготовка к школе детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи" и др. В процессе педагогической практики студенты работают с родителями детей, посещающих специальный детский сад. В конце сентября - начале октября они участвуют в подготовке и проведении родительских собраний, на которых родителям сообщают результаты обследования детей, расска­зывают о задачах и содержании основных этапов коррекционного обуче­ния, разъясняют роль родителей в исправлении речевых дефектов и за­креплении в домашних условиях правильных речевых навыков, получен­ных на логопедических занятиях, дают рекомендации по соблюдению об­щего и речевого режима во время пребывания ребенка дома. Студенты еженедельно в вечерние часы встречаются с родителями тех детей, с которыми проводят индивидуальные занятия. Они проводят кон­сультации для родителей: разъясняют домашние задания, обучают некото­рым коррекционным приемам. V - VI НЕДЕЛИ В процессе данного этапа практики студенты проводят коррекционную работу в группе детей с общим недоразвитием речи. Изучение детей группы проходит в форме наблюдений во время занятий логопеда и других пе­дагогов группы, а также в процессе разнообразной деятельности детей вне занятий и в ходе режимных моментов. Студенты тщательно изучают про­граммные документы по обучению и воспитанию детей данной группы, ме­тодические пособия по разделам программы обучения, анализируют рече­вые карты детей. Логопед проводит показательные подгрупповые занятия с детьми. Совместно с логопедом и методистом кафедры студенты анализи­руют занятия, сравнивают их с занятиями, проводимыми в группе для де­тей с фонетико-фонематическими нарушениями, выявляют общие и отли­чительные черты. Затем студенты занимаются подготовкой и проведением самостоятельных подгрупповых занятий. Логопеды и методист кафедры консультируют студентов при выполнении данной работы по мере необхо­димости. Как и на предыдущем этапе, в конце данного этапа студенты проводят зачетные занятия, участие в обсуждении которых принимают все студенты группы. Студенты также продолжают оказывать логопедическую помощь детям с недоразвитием речи на индивидуальных логопедических занятиях. В ходе практики студенты принимают участие в психолого-медико-педагогическом консультировании детей со сложными речевыми наруше­ниями, которое осуществляется психоневрологом, методистом кафедры, психологом и логопедами. Из числа воспитанников специального детского сада отбираются дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи, представ­ляющими определенные диагностические трудности. Студенты, проводя­щие с ними индивидуальные занятия, подготавливают медико-педагогическую документацию, составляют подробную психолого-педагогическую характеристику на основе проведенного обследования и динамического наблюдения в процессе занятий и вне их, анализируют эффективность проведенных логопедических занятий. В процессе обсуж­дения диагностических трудностей все студенты принимают активное уча­стие: задают вопросы, формулируют собственные суждения о состоянии речи и других функций ребенка, анализируют содержание и систему кор-рекционных воздействий, предлагают рекомендации по дальнейшему обу-, чению. Внимание студентов обращается на то, что наряду с коррекцией рече­вых дефектов в группе детей с недоразвитием речи. необходимо осущест-.влять работу по общему психическому развитию детей. Рекомендуется си­стематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук. Под руководством логопеда и методиста кафедры студенты анализиру­ют более сложные формы взаимодействия в работе логопеда и психонев­ролога, логопеда и воспитателей, других педагогов детского сада. Они зна­комятся с тем, как"происходит подготовка сенсорной базы для развития правильной речи у детей с ее недоразвитием на занятиях воспитателей, каким образом согласуются лексико-грамматические темы логопедических занятий с темами занятий воспитателя, в каком русле и с помощью каких приемов решаются разнообразные коррекционные задачи (по развитию моторики, восприятия, произвольных форм внимания, запоминания и др.) на общеобразовательных занятиях и вне их. Постепенно студенты приоб­ретают навыки сотрудничества с воспитателями и другими сотрудниками специального детского сада. В ходе данного этапа практики студенты принимают участие в работе педагогического совета детского сада. Рекомендуется следующая тематика докладов: "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи", "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с недоразвитием речи", "Обучение некоторым коррекционным приемам родителей детей с недоразвитием речи " и др.
Работа с родителями детей ведется студентами по разным направлени­ям. Выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности раз­личных видов его деятельности и поведения дома, анализируются труд­ности обучения и устанавливаются причины препятствующие исправле­нию речевых и неречевых дефектов. В беседах с родителями студенты подробно характеризуют отклонения в общем психическом и речевом раз­витии ребенка, дают конкретные рекомендации по их преодолению. Сту­денты приглашают родителей на индивидуальные занятия, обучают их приемам закрепления навыков, полученных ребенком на логопедических занятиях.
VII - VIII НЕДЕЛИ На данном этапе практики студенты работают в группе для заи­кающихся детей. Как и на предыдущих этапах, работа с данной группой детей начинается с ее изучения. Методист кафедры и логопеды обращают внимание студентов на возможные варианты проявления заикания, осо­бенности речевого поведения детей в различных ситуациях, склады­вающихся в условиях пребывания дошкольников в детском саду и Дома при общении с их сверстниками и взрослыми. Студенты изучают речевые карты детей, составляют речевой профиль группы. Логопед информирует о методике коррекции заикания у дошкольников, уточняет особенности ее применения в работе с данными детьми. Под руководством методиста ка­федры и логопедов организуется изучение студентами программ коррекци-онного обучения заикающихся детей в разных возрастных группах (средней, старшей, подготовительной). Студенты наблюдают и анализиру­ют занятия логопеда с заикающимися детьми. Затем они подготавливают и проводят подгрупповые занятия, обращаясь за консультацией к логопеду и методисту кафедры. В процессе практики студенты тщательно анализиру­ют различные аспекты взаимосвязи коррекционной работы логопеда и дру­гих педагогов детского сада по воспитанию правильной речи у заи­кающихся детей. В данный период продолжаются индивидуальные занятия с детьми разных групп специализированного детского сада. Логопед и методист привлекают внимание студентов к особенностям проведения индивидуаль­ных занятий с детьми, страдающими заиканием. Подробно анализируется речевой режим, необходимый для заикающегося ребенка в условиях дет­ского сада и дома. Студенты овладевают практическими навыками психо­терапевтического воздействия не только на ребенка, но и на окружающих его людей с целью формирования благоприятной речевой среды для кор­рекции дефекта ребенка. Логопед демонстрирует, как следует беседовать с родителями заикающихся детей, обучать их некоторым коррекционным приемам. Далее студенты самостоятельно продолжают работу с родителя­ми, применяя разнообразные методы работы с ними. Методист кафедры и логопеды подчеркивают важность профилактической работы по пред­упреждению заикания у детей дошкольного возраста и стимулируют сту­дентов к практическому освоению методов и приемов этой работы. После проведения нескольких занятий с заикающимися детьми студен­ты подготавливают и проводят зачетные подгрупповые занятия. По мере прохождения практики в данной группе студенты (совместно с психоневрологом, методистом кафедры и логопедами) участвуют в раз­боре детей со сложными речевыми дефектами (например, исследуются случаи недоразвития речи, осложненного заиканием) с целью более точ­ной диагностики нарушения и определения содержания методики коррек-ционно-педагогических воздействий. Продолжается работа студентов по подготовке и проведению заседаний педагогического совета детского сада. Примерная тематика докладов сту­дентов может быть следующей: "Использование различных методик пре­одоления заикания у детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада", "Состояние общей и мелкой моторики заикающихся до­школьников", "Особенности проведения логоритмических занятий с деть­ми дошкольного возраста, страдающими заиканием" и др. В том случае, если в дошкольном учреждении, в котором студенты проходят практику, имеется группа для детей раннего возраста с отклоне­ниями в речевом развитии, в течение последней недели практики студен­ты знакомятся со спецификой обследования, диагностики нарушений у данного контингента детей и методикой коррекционной работы с ними. В конце педагогической практики студенты отчитываются о проведе­нии индивидуальных логопедических занятий, передают логопедам рече­вые карты детей, с которыми они занимались (в картах должна быть за­пись о количестве проведенных занятий, их содержании, сделан анализ результатов коррекционной работы). Каждый студент представляет мето­дисту кафедры следующую документацию: дневник практики, три кон­спекта зачетных логопедических занятий, две-четыре психолого-педагогических характеристики детей (приложение 4), с которыми он ин­дивидуально занимался, отчет по практике (приложение 5). Наглядные пособия и дидактический материал, подготовленные студентами для лого­педических кабинетов, демонстрируются на итоговой выставке в методи­ческом кабинете. Итоги практики подводятся на педагогической конференции в детском саду совместно с заведующей детским садом, логопедами, психологом, ме­тодистом, воспитателями. Методист кафедры и логопеды оценивают рабо­ту студентов, отмечают особо отличившихся студентов. На конференции , обсуждаются предложения по совершенствованию теоретической и прак­тической подготовки студентов, организации педагогической практики Итоговая конференция может быть проведена на факультете (отчеты сту­денческих групп о педагогической практике в разных дошкольных учреж­дениях, научно-практические доклады, демонстрация лучших наглядных пособий и дидактического материала). Таким образом, в процессе педагогической практики в детском саду специального типа для детей с нарушениями речи студенты практически осваивают все основные аспекты деятельности логопеда дошкольного уч­реждения. Сформированные в период практики педагогические умения и навыки студентов составляют важный компонент их профессиональной подготовки.
Документация по педагогической практике в детском • саду для детей с нарушениями речи . 1. Дневник педагогической практики, в котором отражается: - индивидуальный план работы студента; - образцы речевых карт, используемых в специальных группах детского сада; . - конспекты занятий, проведенных логопедом и другими студентами группы и их анализом; - конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и рекомендаций логопеда, методиста; - перечень необходимого оборудования логопедического кабинета; - результаты самостоятельной работы студента; - список литературы, рекомендованной методистом кафедры и логопе­дами. 2. Конспекты 3 зачетных логопедических занятий с их анализом. 3. 2-4 психолого-педагогические характеристики детей, с которыми студентом проводились индивидуальные занятия. . '3. Отчет по педагогической практике. 4. Наглядные пособия и дидактические материалы для логопедического кабинета. * 5. Материалы по НИРС (представляются научному руководителю кружка или проблемной группы). Оценка результатов педагогической практики При оценке результатов педагогической практики учитываются сле­дующие факторы: 1. Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам). 2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой проведения индивидуальных и фронтальных логопе­дических занятий с детьми дошкольного возраста, страдающими наруше­ниями речи).
3. Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, лю­бовь к ним, забота о дошкольниках, их развитии; направленность на педа­гогическую деятельность, преодоление трудностей, узнавание нового; от­ветственность за качественное осуществление коррекционного процесса в специальных группах; осуществление творческого подхода в работе; сте­пень самостоятельности при выполнении обязанностей логопеда). 4. Качество анализа и самоанализа различных видов коррекционной педагогической работы. 5. Качество отчетной документации. При оценке результатов педагогической практики используются сле­дующие методы: 1. Наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведе­ние логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, родителей и т.д.). §2. Характеристика педагогической деятельности студентов логопедами детского сада. ^® 3. Изучение отчетной документации студентов (дневников педагоги-' ческой практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчетов, изготовленных наглядных пособий и др.). 4. Анкетирование студентов по вопросам педагогической практики в детском саду. 5. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики.
Обязанности студентов в период педагогической практики 1. Студент организует свою деятельность с учетом требований норма­тивных документов, правил внутреннего распорядка детского сада (ясли-сада) компенсирующего типа, традиций учреждения. 2f. Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей программой и отраженные в индивидуальном плане педагоги­ческой практики. В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист, имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического, медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в конкретной педагогической деятельности. 3. В дневнике педагогической практики студент отражает основное со­держание коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоя­тельной работы в различных группах специального детского сада. 4. Каждый студент самостоятельяо-,готовит необходимые для практики материалы и оформляет все виды документации. 5. В период практики студент повышает свой профессиональный уро­вень, используя различные формы самообразования. 6. На период практики один из студентов группы, работающей в дан­ном дошкольном учреждении, назначается старостой. В обязанности ста­росты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.
Обязанности кафедрального руководителя педагогической практики Руководитель педагогической практики студентов V курса отделения логопедии назначается из числа преподавателей кафедры. В его обязанности входит: - обеспечение планирования, организации и учета результатов педаго-"гической практики студентов отделения логопедии; - установление связи с базовыми практическими учреждениями; - организация и проведение установочной конференции по педагоги­ческой практике; ' участие в обсуждении вопросов организации педагогической практи­ки на заседаниях кафедры и Совете факультета; - составление кафедрального отчета по итогам проведения педагоги­ческой практики; - разработка и внесение предложений по совершенствованию практи­ки. принятие необходимых мер по устранению недостатков в ее организа­ции и проведении; | - своевременное оформление финансовых документов.
Обязанности методиста Методист по специальности назначается из числа преподавателей ка­федры или учителей-логопедов практических учреждений. Методист руко­водит группой из 8-12 студентов. В обязанности методиста входит: - установление связи с дошкольным учреждением, проведение ин­структивно-методической работы с администрацией, логопедами и другими педагогами дошкольного учреждения; - организация и проведение установочной и итоговой конференции в учреждении; - распределение студентов по специальным дошкольным группам, утверждение индивидуальных планов студентов, контроль за их выполне­нием; - организация посещения и последующего обсуждения занятий, прово­димых сначала логопедами, а затем студентами группы; - составление плана-графика проведения студентами зачетных логопе­дических занятий; - консультирование студентов по подготовке занятий с детьми при раз­работке конспектов; - посещение и анализ "логопедических занятий и других мероприятий коррекционно-воспитательного процесса, проводимых студентами; - проведение методических совещаний со студентами; - оказание научно-методической помощи логопедам и дошкольному уч­реждению, в котором проводится практика студентов; - анализ документации студентов о работе за время практики; - оценка педагогической деятельности студентов в период практики. - составление отчета о педагогической практике и предоставление его кафедральному руководителю.
Обязанности учителя-логопеда В обязанности учителя-логопеда дошкольного учреждения, руководя­щего педагогической практикой студентов, входит: . - ознакомление студентов с составом детей специальной дошкольной группы, с перспективными, календарными и текущими планами коррекци-онной работы, необходимой документацией и оборудованием логопедиче­ского кабинета; - проведение показательных занятий для студентов; - распределение тематики фронтальных и подгрупповых логопедиче­ских занятий, проводимых студентами в период педагогической практики; - прикрепление к студентам по 2-4 ребенка для индивидуальной кор-рекционной работы; - оказание на всех этапах практики методической помощи студентам; - посещение и проведение анализа всех занятий, проведенных студен­тами; - обеспечение контроля за педагогической работой студентов по вы­полнению индивидуального плана практики; - участие в методических совещаниях, проводимых методистом; - внесение предложений по совершенствованию теоретической и прак­тической подготовки студентов. Приложение 1 Оформление дневника педагогической практики (примерный образец) Титульный лист
Дневник педагогической практики студента группы де­фектологического факультета МПГУ _: .
Педагогическая практика проводится в детском саду для детей с нару­шениями речи № _ учебного округа г. "" . г. . по. 199_
1 страница Методист кафедры Заведующая детским садом. Воспитатель-методист. Психолог. Логопед группы № для детей с фонетико-фоне магическими нару­шениями речи _ Воспитатели группы. Логопед группы № для детей с общим недоразвитием речи Воспитатели группы. Логопед группы № для заикающихся детей Воспитатели группы . Музыкальный руководитель. Руководитель по физическому воспитанию . Психоневролог. Медицинская сестра . Адрес детского сада . № телефона . 2 страница Индивидуальный план работы на период педагогической практики 3 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме. Приложение 2 Оформление конспекта занятия (примерный образец) Титульный лист КОНСПЕКТ логопедического занятия, проведенного студенткой группы дефек­тологического факультета МПГУ _ в старшей группе № для детей с общим недоразвитием речи детского сада № , учебного округа г. ————————————— _(пята проведения) (время проведения) 1 страница 1. Тема и цель занятия 2. Основные задачи занятия 3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.) 4. Лексико-грамматический материал 5. План занятия 6. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых от­ветов детей, основных методических приемов) 7. Использованная литература Приложение 3 Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола) 1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготов­ленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим. 2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образо­вательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого мате­риала задачам занятия. 3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных по­собий и дидактического материала. 4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последователь­ность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Со­ответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины. 5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Ме­тоды и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на за­нятии, осуществление •;оррекционных приемов обучения, умение исполь­зовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познава­тельной деятельности и др.), использование разнообразных форм актив­ности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупрежде­ния утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспита­тельных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми оши­бок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возмож­ностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и чет­кость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов ра­циональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. 6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устой­чивость внимания в начале занятия и на отдельных'его этапах, возмож­ности переключения внимания от одного к другому заданию, причины от­клонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии. 7. Характеристика логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием де­тей и организовать их для работы, владение приемами повышения актив­ности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогиче­ского такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми. 8. Результаты занятия. Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность ис­пользованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с воз­можностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы). 9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. Приложение 4 Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного воз­раста с нарушением речи (ориентировочная схема) Психолого-педагогическая, характеристика
ребенка группы № детского сада № . учебного округа г. (фамилия, имя). I Общие сведения о ребенке (дата рождения, дата поступления в груп­пу, кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отола­ринголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение психолого-медико-педагогической комиссии). II Анамнестические данные (со слов родителей): данные о протекании беременности и родов, вес и рост при рождении, вид вскармливания ре­бенка до года, развитие ребенка в первые годы жизни (сон, аппетит, пси­хомоторное развитие); раннее речевое развитие (время появления и осо­бенности гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; характер затруд­нений при переходе к фразовой речи, дальнейшее речевое развитие; ха­рактер звукопроизношения; факторы, препятствовавшие нормальному ре­чевому развитию (тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.); в случае заикания, необходимо уточнить, форсировалось ли его речевое раз­витие; указать, в каком возрасте начали читать ребенку книги, отметить частоту и объем чтения, соответствие предлагаемой детской литературы возрастным и речевым возможностям ребенка; выяснить, как происходил процесс разучивания с ребенком стихов и сказок (с какого возраста, в ка­ком объеме); отметить время появления заикания, характер его течения, возможные причины возникновения заикания, его ослабления или усиле­ния; выявить, обращались ли родители за логопедической помощью, про­должительность и результативность занятий .
III Характеристика условий воспитания: где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, матерью, бабуш­кой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду); особенности речевой среды (расстройства речи у членов семьи; темп речи людей, окружающих ребенка; наличие билингвизма; длительное общение с заи­кающимся и др.); социо-культурный статус семьи (характер взаимоотно­шений, возможные конфликты и реакция на них ребенка; тип воспитания ребенка - авторитарный, демократический; гипо- или гиперопека; есть ли единство требований при воспитании ребенка; возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребен­ка); отношение членов семьи к речевому нарушению (безразличное, бо­лезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.).
IV Данные о состоянии общего психического, моторного и речевого развития ребенка. 1. Состояние представлений об окружающем, особенности детских ви­дов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родствен­ных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность до­ступных возрасту представлений о нем; уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду (трудности при овладении элементарными математическими пред­ставлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особен­ности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности по­ведения при выполнении различных видов деятельности). 2. Характеристика высших психических функций: особенности вос­приятия (зрительного и слухового); уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного), характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости); особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, эле­ментов логического мышления. 3. Уровень развития эмоционально-волевой сферы: особенности прояв­ления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незна­чительных причин), волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого на­пряжения и др.). 4. Особенности характера и поведения ребенка (контактность: легко вступает со всеми в контакт или смущается в незнакомой обстановке; спокойный или беспокойный, конфликтный в поведении, в процессе обще­ния со сверстниками, взрослыми; добрый, ласковый; аккуратный или не-ряшлизый и др.). 5. Развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мел­кой моторики, характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.; тип ведущей руки, наличие амбидекстрии; развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием - завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.). 6. Состояние речи ребенка: импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм); экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и харак­теристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употреб­ляемых предложений, количественная и качественная характеристика ак­тивного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения), степень сформированности фонематического вос­приятия, строение подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи и перспективный план логопедической работы. 7. Подробный педагогический анализ результатов коррекционной рабо­ты, выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуаль­ных занятий и их конкретные результаты; содержание и результаты бесед „ и консультаций с родителями ребенка; рекомендации по проведению даль­нейшего воспитания и обучения ребенка). Характеристика составлена студентом труппы дефектологического факультета МПГУ (фамилия, имя, отчество) Дата. Подписи. Приложение 5
Отчет студента-практиканта (примерная схема) ОТЧЕТ о педагогической практике студента группы отделения логопедии дефектологического факультета МПГУ (ф.и.о.) _ № для детей для детей с нарушениями речи . учебного округа г.Москвы .в период с " " •. по " " _ 199 г. в детском саду -199. I Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику). II Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной в процессе практики. 1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивиду­альных логопедических занятий в каждой из специальных групп. Указать количество и темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при проведении занятий, определить их причины. Использова­ние в работе специальной и дошкольной научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и сте­пень помощи логопедов и методиста. 2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать количество посещенных и проанализированных занятий. 3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные лого­педические занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями и со­ставлением на его основе подробного заключения. 4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения' сложных речевых расстройств у детей (указать количество детей, психо­лого-медико-педагогическое заключение о состоянии их общего психиче­ского и речевого развития). 5. Привести основные данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практи­ки. 6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Назвать темы и количество подготовленных и проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной работы с детьми, имеющими разные типы речевых нару­шений, отметить основные ее результаты. 7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с вос­питателями и родителями. Указать количество открытых занятий, прове­денных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспи­тателей и родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета детского сада, в подготовке и проведении родительских собраний в группах (количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических материалов для родителей.
8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и ди­дактическом материале (указать количество, название, цель использова­ния). 9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, количество, сроки выполнения). 10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике (содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой логопедической и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет обучения и т.д.), выбору дошкольных уч­реждений для проведения практики, объему и содержанию практики, ра­боте логопедов и методиста. Сделать предложения по совершенствованию организации и содержания процесса педагогической практики студентов. Литература (рекомендуется студентам для самостоятельного изучения в период пе­дагогической практики в детском саду для детей с нарушениями речи)
Изучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи Астапов В.М., Герасимов Ф.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития.- М., 1993. Белякова Л.И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двига­тельных и речедвигательных функций у заикающихся дошкольников //Дефектология.- 1985.- № 1.- С.69-74. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников.- М., 1992. Венгер А.А., Выготская Г.Л„ Леонгард Э.И. Отбор детей в специаль­ные дошкольные учреждения.- М., 1972. Волков B.C., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения, диагностика.- М., 1994. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М., 1982. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгер и В.В.Холмовской.- М., 1978. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях.- 2-е изд., М., 1984. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения //Дефектология.- 1986.- № 2.-С.64-70. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей,- М., 1989. Маркова А.К., Лидере Е.П-, Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.- Петрозаводск, 1992. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: Т.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982. Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста //Дефектология.- 1984.- № 3.- С.69-73. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста -М„ 1994. Уманская Н.М. Приемы выявления состояния интеллекта при речевом недоразвитии //Дефектология.- 19777- № 2.- С.64-71. Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 1990. Худик В.А. .Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования.- Киев, 1992. Дошкольное воспитание и обучение детей с нарушениями речи Примерное положение о психолого-медико-педагогической консульта­ции /Бюллетень Госкомитета СССР по нар.образованию.- 1991 - № 11 -С.3-8. О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии: Приказ Минобразования РСФСР и Мин. здра­воохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. № 251/125 //Вестник образо­вания: Справочно-информ. изд-е Мин. образования РСФСР.- 1991.- № 11.-С.9-18. Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников.- М., 1983. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим не­доразвитием речи 6-го года жизни.- М., 1989. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского са­да): Учеб.пособие.- М„ 1993. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевы­ми нарушениями: Межвуз.сб.науч.тр. /Редкол.: Л.И.Белякова (отв.ред.), Г.С.Гуменная, Е.В.Лаврова. - М., 1991. Заикание: Проблемы теории и практики /Под ред. Л-И-Веляковой,-М„ 1991. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом: Доречевой период: Кн. для логопеда.- М., 1989. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекци-онно-развивающим занятиям. М., 1994. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с об­щим недоразвитием речи //Дефектология.- 1983.- № 1.- С.56-59. Волкова Г.Л. Логопедическая ритмика .- М., 1985. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.- М., 1984. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992. Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе крррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи //Дефектология.- 1990.- № 3.- С.57-63. Гаркуша Ю.Ф, Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.-1995.-№ 1. -С.88-94. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.- 1988.- № 2.- С.60-66. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с мо­торной алалией //Дефектология.- 1983.- № 4.- С.16-22. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связ­ной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. (Сообщение 1-2). - 1994.- № 2.- С.56; № 4.- С.63-71; Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. 2-е изд., пере-раб. - М., 1985. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- 2-е изд., перераб.- М., 1990. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1994. ; Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М., 1980. \ , .
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М., 1985. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими церебральным параличом //Дефектология.- 1990.- № 4.- С.58-61. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях /Моск.деп.обр., СВУО; Сост. Е.Ф.Аврутина, И.А.Ткачева.- Сб. № 4.- М., 1994. Крапухин А.В., Шаховская С.Н., Ишимова О.А. "Учись думать и гово­рить!": Пособие для педагогов и родителей по развитию речемыслительной деятельности детей 4-8 лет. М., 1992. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитате­ля логопедического детского сада по развитию речи детей //Дефектология.- 1985.- № 2.- С.62-68. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формиро ванию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.- 1991.- № 1;- С.74-80.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мотивационная готовность и адаптация детей к школе
Реферат Неопубликованный автограф Достоевского: Ф. М. Достоевский и С. П. Колошин
Реферат Управление развитием содержания регионального образования (современная казахстанская модель образования)
Реферат Mobile (inventory) buildings of metal or with metal frame power suply and electrical safety for street trade and household services. Technical requirements
Реферат Разработка базы данных в среде Microsoft Access
Реферат Характеристика доменной плавки
Реферат College Entrance Essay Essay Research Paper In
Реферат Barn Burning
Реферат Analysis Of The Preamble Essay Research Paper
Реферат Анализ финансовой деятельности производственного предприятия на примере ООО Корпорация Кондор
Реферат Этапы внедрения системы качества на предприятии
Реферат Идейное содержание пьесы "Вишневый сад"
Реферат Анотації дисциплін зі спеціальності 8
Реферат Постоянно действующие третейские суды
Реферат Технико-экономическое обоснование системы теплоснабжения города