Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности преподавания дисциплины ”Язык программирования” с использованием информационных технологий

Содержание Введение 1 Сущность информационных технологий в образовании 1.1 Понятие информационных технологий 1.2 Проблемы внедрения информационных технологий образовательном процессе
Выводы 2 Специфика использования информационных технологий при обучении дисциплине “Язык программирования Delphi ” 2.1 Структура и особенности преподавания дисциплины ”Язык программирования Delphi ” 2.2 Пути реализации информационных технологий в процессе обучения дисциплины ”Язык программирования Delphi Выводы 3 Практическая часть. Тестирующая система по предмету “Язык программирования Delphi” 3.1 Описание тестирующей системы 3.2 Методика использования тестирующей системы Заключение Список используемых источников
Введение Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает: • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов, • интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; • высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных. Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно—технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует: • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно— педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную экспериментально — исследовательскую деятельность разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся, но основе реализации возможностей средств новых информационных технологий поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения[13]. Необходимость внедрения но­вых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс актив­ного использования информационного ресурса в качестве обще­ственного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к ин­формации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. Появление и широкое распространение технологий мультиме­диа и Интернета позволяет использовать ИТ в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние информационных технологий на развитие личности, профессиональном самоопределении и самостановлении. В процессе обучения с помощью ИТ учащийся постигает основы работы с текстом, создания графических объектов и баз дан­ных, использования электронных таблиц. Учащийся узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширя­ется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес уча­щихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Ком­пьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможнос­ти в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессио­нальной деятельности человека. Образование поистине интегри­руется в жизнь на всем ее протяжении[6]. Следовательно, целью работы будет определение степени эффективности применения информационных технологий в процессе преподавания дисциплины “Язык программирования Delphi”. Объектом данной работы является информационные технологии. Гипотеза заключается в том, что использование информационных технологий в процессе преподавания дисциплины “Язык программирования Delphi” повысит его эффективность, а также уровень интеллектуального развития учащегося. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы.
1 Сущность информационных технологий в образовании.
1.1 Понятие информационных технологий. Под информационными технологиями (ИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. К ИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода—вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем "Виртуальная реальность"); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др. [13]
Приведённое выше определение ИТ характеризует их только с технической точки зрения. С педагогической под информационными технологиями понимают дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых.
В образовательном процессе ИТ могут быть использованы в качестве: 1) Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается: • реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций. Осуществления тренировки, контроля за результатами обучения; • использование объектно—ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности; • реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем. 2) Инструмента познания окружающей действительности и самопознания. 3) Средства развития личности обучаемого. 4) Объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики). 5) Средства информационно—методического обеспечения и управления учебно—воспитательным процессом. Учебными заведениями, системой учебных заведений. 6) Средства коммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий. 7) Средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики. 8) Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием. 9) Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр. Использование информационных технологий в образовательном учреждении изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения. Учитель перестаёт выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять ту или иную информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся. Применение новых информационных технологий вносит изменения в природу взаимосвязей между учителем и учащимся, между учащимся и учащимся, меняется и роль учителя во взаимоотношениях учащийся - учащийся. Средства новых информационных технологий обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учащихся и учителя. Учитель превращается в соучастника продуктивной деятельности своих учеников. Теперь его основная задача - направлять развитие личности учащихся, поддерживать творческий поиск и организовывать их коллективную работу. 1.2 Проблемы внедрения информационных технологий в образовательном процессе Наука стала важной составной частью развития человечества и в существенной мере определила прогресс общества. Через технику, технологии и образование наука позволила цивилизации стать самой могущественной силой на планете, обеспечив человеку достойные условия существования. Однако взлет на вершину могущества достался дорогой ценой и сейчас нам угрожают как природные, так и техногенные и экологические катастрофы. Экономические кризисы, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, саморазрушение гигантских городов, эпидемии инфекционных заболеваний и терроризм, потеря управления международными системами телекоммуникации и другие глобальные опасности, нависшие над человечеством, не менее опасны, чем ядерная война. Базис будущего общества устойчивого развития в принципе невозможно создать без опережающего развития научно технологического потенциала и современной системы образования. Речь идет о принципиально новой ориентации научно - технологических и образовательных систем, которые должны обеспечивать разработку новых производственных технологий, а также способствовать кардина- льной экологизации сознания и деятельности людей на пути создания экологобезо- пасной, устойчивой цивилизации. Будучи одним из самых масштабных социальных механизмов функционирования общества, образование должно таким образом изменить содержание и форму раз - вития, чтобы обеспечить выживание цивилизации. И в этом кардинальное отличие моделей образования III-его тысячелетия, модель которого создается пока в ос- новном концептуально. Состояние сферы образования РБ и тенденции развития общества требует безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. В свою очередь создание информационной среды любой предметной деятельности как результат развития средств информатизации, информационных и особенно телекоммуникационных технологий ведет к кардинальному переосмыслению целей, содержания, форм и методов подготовки преподавателей на новом современном уровне. Так, основными принципами, лежащими в основе развития и саморазвития информационных образовательных сред, являются: 1. принцип открытого характера информационной системы; принцип организации, самоорганизации и развития (предполагает согласованность всех участников информационно-педагогического процесса); 2. принцип многовариативного характера развития информационной среды; 3. принцип создания образовательной среды как благоприятной социальной среды, актуализирующей интеллектуальные, моральные и коммуникативные возможности личности, обеспечивающие комфортную интеграцию в социуме и культуре. Информатизация образования влечет за собой не только проблемы технологические, связанные с внедрением новых информационных технологий, но и проблемы организации и управления сложными информационными системами, в том числе проблему управления процессом компьютерного обучения, требующую новой интерпретации объекта и средств управления, разработки новых методов управления[16]. В условиях применения информационных технологий у отдельных преподавателей возникают трудности в овладения компьютерной грамотностью которые кроются в боязни контакта с новой техникой, в отсутствии у большинства педагогов положительного опыта использования ЭВМ при проведении занятий по своему предмету. Новизна явления, к которому относится информатизация учебного процесса, дополнительные нагрузки на преподавателя, связанные с приобретением новых, необычных знаний, умений и методических навыков, отсутствие должного качества современной компьютерной техники, возрастание временных затрат на подготовку к занятиям невольно формируют у отдельных преподавателей определенные предубеждения, своеобразный психологический барьер в сознании, сдерживающий положительную мотивацию к овладению информационными технологиями.
Осмысленное применение систем автоматизации профессиональной деятельности требует достаточно высокой квалификации, которой учащиеся еще не обладают. Нередко они успешно овладевают лишь аппаратными и программными компонентами автоматизированных систем. Профессиональная же квалификация в предметной области, связанная с вопросами построения математических моделей и анализа компьютерных расчетов, растет медленно либо совсем не растет. Учащиеся порой не получают в полном объеме даже тех знаний, которые им давало традиционное «докомпьютерное» обучение. К тому же относительная легкость получения результата с применением ЭВМ снижает интерес к самому результату. Тогда как целеустремленный поиск путем ряда проб оптимального или рационального решения в проектных задачах гораздо интереснее и поучительнее для будущего специалиста, чем получение ТОЛЬКО од­ного оптимального проекта, который нельзя улучшить и не с чем сравнить.[2]
Выводы Школа отстает от эволюции общества. В результате ученики теряют к ней уважение. Школа не только не обращена в будущее. Сегодня она делает даже меньше того, что ей удавалось в прошлом. Приверженность устаревшей идее использования компьютерного класса или единичных выходов в Интернет в такой школе отражает неспособность человечества понять, что означает существование цифровой техники для жизни в двадцать первом веке, а следовательно, и для процесса обучения в двадцать первом веке. Двойственный характер компьютеризации профессиональной подготовки заставляет задуматься над методикой применения в учеб­ном процессе систем автоматизации профессиональной деятельно­сти, рациональным их сочетанием с другими средствами поддерж­ки обучения. Следует констатировать, что разработка дидактических аспектов создания и использования информационных технологий не поспевает сегодня за развитием технических средств. Это и неудивительно поскольку в методическом плане информационные технологии интегрируют в себе знания таких разнородных наук как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика, причем психолого-педагогический базис является определяющим в этой интеграции. Именно отставание в разработке дидактических проблем, "нетехнологичность" имеющихся разработок следует считать главными причинами разрыва между потенциальными и реальными возможностями использования информационных технологий. Решение этой задачи возможно лишь на основе серьезных комплексных исследований психолого-педагогических проблем обучения и воспитания в условиях широкого применения новых информационных технологий, а также прогнозирования социальных последствий информатизации высшего образования.
2 Специфика использования информационных технологий при обучении
“Язык программирования Delphi ”
2.1 Структура и особенности преподавания дисциплины ”Язык программирования Delphi ” Не секрет, что сегодня компьютер из вычислителя превращается в инструмент общего пользования, вне зависимости от специальности. Эта тенденция влечет за собой понижение интереса к изучению программирования. Понижение интереса связано на мой взгляд с тем, что, во-первых, без знания основ программирования можно работать на компьютере; во-вторых, созданные учеником программы не имеют потребителя, а программирование ради программирования не интересно. Поэтому для усиления мотивации изучения основ программирования необходимо такое найти средство, которое в определенной мере оставалось бы пользовательским приложением (работа с ним заключалась бы в выборе из конечного числа вариантов действий одного) и в тоже время позволило бы создавать продукцию, имеющую своего потребителя, хотя бы в пределах учебное заведения. Анализ литературы по методике обучения информатике показывает, что широкое использование в обучении учебных языков программирования Logo и Кумира можно объяснить возможностью создания в этих средах коротких и наглядных программ с эффектами мультипликации, и как следствие этого, повышением интереса к изучению основ программирования у учащихся. Однако и Logo и Кумир являются сугубо учебными языками программирования и за пределами урока информатики программы, написанные в данных средах, не имеют применения. Пустой экран, ждущий от учащегося команд, без каких либо подсказок, в определенных ситуациях пугает даже уверенного в себе программиста. Современное обучение основам программирования в учебных заведениях требует объектно-ориентированного подхода. Учебные заведения нуждаются в программах, написанных на месте для обеспечения запросов учебно-воспитательного процесса. Остроту обозначенных проблем, по моему мнению, в достаточной мере снимает изучении "серьезного" и "взрослого" языка программирования Delphi. Он легок для первого знакомства (визуальное программирование больше напоминает работу с пользовательским приложением, чем собственно программирование), есть надежда, что он не только не оттолкнет, а наоборот, привлечет к себе внимание учеников. Обширный набор его объектов и методов позволяет начинать изучение на младших курсах. Знания по математике для решения традиционного квадратного уравнения или расчета площадей не обязательны, потому и учебно-эмоциональное отношение к математике не оказывает влияния на отношение к программированию как к учебному предмету. Delphi поддерживает инкапсуляцию и отчасти полиморфизм, и позволяет реализовать объектно-ориентированный подход. Возможность создания Windows-программ является сильным стимулом изучения программирования ("Моя программа как у Билла Гейтса"). Работа над собственными проектами вызвает повышенный интерес к изучению программирования, учащиеся самостоятельно изучают новые свойства объектов, растёт их уверенность в своих силах как программистов. На данный момент существует два направления относительно предпочтительной методологии обучения основам программирования. Сторонники первого направления считают, что, прежде чем приступать к изложению концепций объектно-ориентированного программирования, необходимо ввести такие фундаментальные понятия, как константы, переменные, условные операторы и циклы. В тоже время сторонники второго направления считают объекты более фундаментальными понятиями[11]. В обучении программированию существует несколько особенностей: 1. Обучение программированию требует от студентов использования концепций из множества разнообразных областей. Все студенты, изучающие язык программирования, должны учиться объединять теорию и практику 2. Учитывая темп изменений в данной дисциплине, обновление учебной программы раз в десять лет уже не является приемлемым. Необходимо организовывать постоянный процесс пересмотра типовых учебных планов, который позволит оперативно обновлять устаревшие компоненты. 3. В такой быстро развивающейся области как программирование, учебные заведения должны оперативно перенимать передовые стратегии, реагируя на происходящие изменения. Учебные заведения должны не отставать от прогресса как в области технологий, так и в области педагогики, даже несмотря на существующие ограничения в ресурсах. Кроме того, обучение программированию в институте должно готовить студентов к дальнейшему самообучению на протяжении всей жизни, что позволит им двигаться в ногу со временем и быть способными разрешать сложные проблемы будущего.
4. Несмотря на значительное расширение компьютерной науки, существуют концепции и навыки, которые являются общим и для программирования в целом.
2.2 Пути реализации информационных технологий в процессе обучения дисциплины ”Язык программирования Delphi ”.
Целесообразность использования информационных технологий в образовательном процессе определяется и тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению. При использовании НИТ успешно сочетаются различные методы, формы и средства обучения. Обучение через использование новых информационных технологий - способ обучения, который может при необходимости замещать учителя, т.е. быть независимым. Наибольший эффект от использования новых информационных технологий в образовательном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, экспертных систем для диагностики уровня обученности, доступа к информационным ресурсам сети Интернет. В современном образовательном процессе при проведении теоретических лекции целесообразно использовать возможности мультимедиа. Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств, реализующих обработку информации в звуковом и зрительном виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на пример, для проведения персональных видеоконференций). Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности. На теоретических занятиях так же можно применять компьютеры как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек. Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении целей, задач и содержания обу­чения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. "Для обу­чающих систем такой обмен информацией получил название диалога. Таким образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществ­ляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела репетиторские системы ос­нованы на той же идеологии программированного обуче­ния (разветвленные программы), но усиленного возмож­ностями диалога с ЭВМ. Нужно подчеркнуть отличие такого "диалога" от диалога как способа общения между людьми. Диалог — это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совме­стного обмена мыслями задается теми смыслами, кото­рые порождаются в ходе самого диалога. Очевидно, что "диалог" с машиной таковым принци­пиально не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется про­цесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если уча­щийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст "реплику" о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить по­пытку или начать с другого хода. Принципиально то же самое происходит, когда мы неправильно набираем номер телефона, и абонент отвечает: "Ошиблись номером" либо просто бросает трубку. Кстати, по этой же причине ин­дивидуализация обучения реализуется лишь постольку, поскольку в машине заложена разветвленная программа. По идее должно быть, наоборот: ввиду уникальности каж­дого человека в обучающей машине должны возникать индивидуальные программы. Но это не в возможностях компьютера, во всяком случае, в настоящее время. Конечно, программист поступает правильно, предус­матривая систему реплик машины, выдаваемых в опре­деленных местах программы и имитирующих ситуации общения. Но поскольку нет реального диалога, то нет и общения, есть только иллюзия того и другого. Диалога с машиной, а точнее, с массивом формализованной инфор­мации, принципиально быть не может. С дидактической точки зрения "диалоговый режим" сводится лишь к варьированию либо последовательности, либо объема выдаваемой информации. Этим и исчерпываются возмож­ности оперирования готовой, фиксированной в "памяти" машинной информации. М.В.Иванов пишет: Диалог - это реализованное в педагогическом обще­нии диалектическое противоречие предмета, а противо­речие даже самая современная машина освоить никак не может, она к этому принципиально не приспособлена. Введение противоречивой информации она оценивает "двойкой". Это означает, что компьютер, выступая в функции средства реализации целей человека, не подменяет про­цессов творчества, не отбирает его у учащихся. Использование машинных моделей тех или иных пред­метных ситуаций раскрывает недоступные ранее свойства этих ситуаций, расширяет зону поиска вариантов реше­ний и их уровень. Наблюдается увеличение числа порож­даемых пользователем целей, отмечается оригинальность их формулировки. В процессе работы перестраиваются механизмы регуляции и контроля деятельности, транс­формируется ее мотивация. Их характер определяется тем, насколько программисту удается заложить в обу­чающую программу возможности индивидуализации работы учащегося, учесть закономерности учебной деятель­ности. Индивидуализацию называют одним из преимуществ компьютерного обучения. И это действительно так, хотя индивидуализация ограничена возможностями конкрет­ной обучающей программы и требует больших затрат времени и сил программиста. Однако тот идеал индиви­дуализации, который связывают с широким внедрением персональных компьютеров, имеет и свою оборотную сто­рону. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе диалогическое общение и предлагает его суррогат в виде "диалога" с ЭВМ. В самом деле, активный в речевом плане ребенок, по­ступив в школу, в основном слушает учителя, занимает "ответную позицию" и говорит на уроках с особого разре­шения учителя, когда его "вызовут к доске". Подсчита­но, что за полный учебный год ученик имеет возмож­ность говорить считанные десятки минут — в основном он молча воспринимает информацию. Средство формиро­вания мысли — речь - оказывается фактически выклю­ченным, а для тех, кто стал студентом, это происходит и в высшей школе. Обучающиеся не имеют достаточной практики диалогического общения на языке изучаемых наук, а без этого, как показывают психологические ис­следования, самостоятельное мышление не развивается. Обучение будет более эффективным, если система дидактических и воспитательных средств, используемых на уроке, будет соответствовать целям деятельности, реальным познавательным возможностям класса, отдельных учеников, групп учащихся.
Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обу­чения с помощью персональных компьютеров, не забо­тясь о преимущественном развитии коллективных по своей форме и сути учебных занятий с богатыми возмож­ностями диалогического общения и взаимодействия, мож­но упустить саму возможность формирования мышления учащихся. Реальны и опасность свертывания социальных контактов, и индивидуализм в производственной и об­щественной жизни. С этими явлениями в избытке встре­чаются в странах, широко внедряющих компьютеры во все сферы жизнедеятельности.
Нельзя безоглядно ориентироваться на пути внедре­ния ЭВМ в тех странах, где исходят из принципиально иных представлений о психическом развитии человека, чем те, которые разработаны в современной психолого-педагогической науке. Возникает серьезная многоас­пектная проблема выбора стратегии внедрения компью­тера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, ибо они неизбежно отрицательно скажутся на качестве учебно-воспитатель­ного процесса, который не только обогащает человека знаниями и практическими умениями, но и формирует его нравственный облик. Обучение выступает как предель­но индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоре­тических схем невозможно описать такую педагогичес­кую реальность сегодняшнего дня, как, например, про­блемная лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-исследовательская работа[5]. Выводы Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов opraнизации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредотачиваться на своих главных — обучающих, воспитательных и развивающих — функциях. Изменение средства обучения, как, впрочем, и изменения в любом звене дидактической системы, неизбежно приводят к перестройке всей этой системы. Использование вычис­лительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием реше­ния задач, и его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное мероприятие. Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть формализуемы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств. Поэтому прежде, чем приступать к проектированию учебного процесса, препо­даватель должен определить соотношение между автома­тизированной и неавтоматизированной его частями. По некоторым литературным источникам автоматизирован­ный режим по объему учебного материала может дости­гать 30 % содержания. Судьба компьютеризации в конечном счете будет зависеть от педагогически и психологичес­ки обоснованной перестройки всего учебно-воспитатель­ного процесса. Преподавателю вряд ли следует рассчитывать на то, что использование компьютерной техники существенно облегчит его собственный труд. Индивидуализация обучения, непременно сопутствующая использованию информационных технологий на уроке, требует от преподавателя дополнительных затрат времени и сил. 3. Тестирующая система по предмету ”Основы информатики”. 3.1 Описание тестирующей системы. Данная программа предназначена для организации процесса обучения в учебных компьютерных классах. Тест-программа представляет собой программный комплекс для автоматизации процедуры приема промежуточного и итогового тестирования в учебных заведениях. Тест предназначен для минимизации рутинной работы по составлению, проверке и выводу результатов тестирования. В программе необходимо выбрать верный ответ из представленных на выбор. Автоматизированная обработка результатов тестирования позволяет повысить объективность оценки знаний студентов, эффективно использовать компьютерную технику для обработки и анализа результатов проведения экзаменационных сессий, избежать затрат на создание больших предметных экзаменационных комиссий и тиражирования тестов на печатных носителях, и ограничить круг лиц имеющих доступ к тестовым заданиям. 3.2 Методика использования тестирующей системы. Чтобы использовать тестирующую программу нужно запустить файл тест.mdb, который находится в корневом каталоге дискового накопителя. При запуске вы сразу же увидите окно-приветствие, на котором будут сообщены сведения о тесте. На той же странице вы можете ввести свою фамилию и имя, а так же номер группы. Потом идет собственно тестирование. Учащийся должен ответить на предложенные ему вопросы. На тест отведено 15 минут в зависимости от желания экзаменатора данное время может, как увеличиться, так и сократиться. Результаты каждого теста сохраняются в специальном файле. Впоследствии преподаватель имеет возможность проверить результаты каждого тестируемого. При желании экзаменатор может провести с учеником дополнительную индивидуальную беседу, для уточнения прочности его знаний.
Заключение. Безусловно, использование информационных технологий в процессе обучения программированию позволит повысить его эффективность, а также уровень интеллектуального развития обучаемых. Это достигается за счет более полного использования достижений современной педагогической науки, оптимизации учебного процесса, активизации познавательной деятельности слушателей, улучшения содержания обучения, всестороннего учета индивидуальных психофизиологических характеристик и психологического состояния обучаемых. Непременным условием является создания педагогических систем качественно нового уровня, имеющих свои цели, теоретическую базу, методику организации, функционирования и оценки, способных обеспечить современные требования социального заказа на подготовку современных профессионалов. К большому сожалению, многие прикладные компьютерные программы содержат одну и ту же методическую ошибку: меньше всего они ориентируют преподавателя на использование их в качестве эффективного средства обучения: в них много жесткого подсчета ошибок и мало реальной помощи обучаемому, оказавшемуся в затруднительном положении. Тем более преподавателю следует продумать формы оказания помощи таким ученикам (изготовление комментариев-подсказок к компьютерным программам, наличие в кабинете соответствующих справочников и учебников, работа учеников-консультантов, парная работа и т.п.) Можно привести многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса: · на этапе предъявления учебной информации обучающимся; · на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; · на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); · на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; · на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
Все эти возможности собственно дидактического и методического характера действительно неоспоримы. Кроме того, необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредотачиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях. Образование — это не только и даже не столько трансляция информации, не только и даже не столько апелляция к интеллекту, сколько апелляция к чувствам, к индивидуально-неповторимо­му миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению. Сама идея информатизации именно педагогического процесса, а вслед за этим и эйфория по поводу все большей эффективности собственно информационной парадигмы образования уже в ряде случаев привела к негативным последствиям. Мода не только за­разительна, но и опасна. Такое возможное негативное развитие событий при информатизации образования уже получило название «инфомании». Компьютер, как и другие, информационно емкие носители, дол­жен выполнять сугубо вспомогательные функции предоставления, но возможности объективной, «бесстрастной» учебной информа­ции, которая должна помочь педагогу и обучающемуся, не откло­няясь от целей и ценностей образования, его высших культурообразующих и менталесозидательных функций, получить ту систему аргументов, которые способствуют достижению именно этих це­лей. Поэтому любые образовательные компьютерные программы должны в обязательном порядке проверяться на их собственно пе­дагогическую целесообразность, проходить своеобразную экспер­тизу с учетом тех ценностных критериев, которые и должны быть предметом особой заботы новой парадигмы личностно-созидатель­ного образования. Список используемых источников Литература 1. Андреев Г.П. Компьютеризация процесса обучения в ввузе: проблемы, тенденции, перспективы. – М.: ВПА, 1990. - 48 с. 2. Беспалько В.П Слагаемые педагогической технологии, М., - «Педагогика», 1989. 3. Добрыдин С.Н Некоторые аспекты использования новых информационных технологий в обучении // Материалы всероссийской конференции «Наука и образование». Москва, 2002 4. Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профессионально-технических училищах: Методическое пособие. - Л.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. - 72 с. 5. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997. 6. Кукутина В.С Педагогические технологии. – Ростов Н/Д 2004. -336 с. 7. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло, А.Я.Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с. 8. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А.Н.Тихонов, В.А.Садовничий и др. - М.: Изд.МГУ, 1994. - 370 с. 9. Луцевич Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГУ, 1986, - С. 33-39. 10. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения : Проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. - 80 с. 11. Митчелл К., Керман Программирование и отладка в Delphi. – М.: Вильямс,2002.-672с. 12. Образцов П.И., Шляпцев С.Н. Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических технологий на основе формирования системы динамических образов. Сб.научн. трудов ВИПС. - Орел, - 1996. - № 6. - С.18-21. 13. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании.-М: Школа-Пресс, 1994. 14. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения // Сб.научн.тр. - М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. - С. 15-26. 15. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. док. пед. наук. - Екатеринбург: УГППУ. 1995. -45 с. Интернет-ресурсы 16. Информатизация системы образования в Беларуси.- http://sbmt.bsu.by/projects/Thesis07.pdf 17. Описание современных программных средств.- http://www.cinfo.ru/CI/CI_151_9/Articles/Ektako_151. htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Религия и ее взаимосвязь с основными типами культур
Реферат Костянтин та Мефодій в словянській історії та культурі
Реферат Медицинское страхование в Чехии
Реферат Механизм страхования
Реферат Механизм функционирования коммерческого банка ОАО АКБ "Уралсиб-Югбанк"
Реферат Давньо Українська культура
Реферат Международная классификация страхования
Реферат Медичне страхування та проблеми його розвитку в Україні
Реферат Екологічні проблеми зони відчуження
Реферат Механизм банковского мультипликатора. Кредит как экономическая категория
Реферат Культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина и преодоление его последствий
Реферат Production Manufacturing Essay Research Paper Case Study
Реферат Вильбушевич-Шохат, Мария Вульфовна
Реферат The Search For Love In The Rocking
Реферат «Использование краеведческого материала на уроках английского языка»