Реферат по предмету "Музыка"


Прокофьев Чайковский

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному» С. Прокофьев
Родился 23 апреля 1891 г. в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас с.Красное Донецкой области). Отец будущего композитора Сергей Алексеевич Прокофьев, окончив Московский университет и Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию, согласился на предложение помещика Сонцова быть управляющим его южного имения. Мать, Мария Григорьевна, была незаурядной женщиной. Воспитание сына (занятия музыкой, иностранными языками) всецело находилось в ее руках. Не было дня, чтобы мальчик не подходил к роялю и не пытался что-то фантазировать. Мать записывала небольшие Сережины пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп» (сочиненный в пять лет и многим известный). Самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал «Фауста» Гуно, «Князя Игоря» Бородина и увидел «Спящую красавицу» Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые опусы в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах» («Великан» даже был поставлен в имении дяди, А. Д. Раевского). В декабре 1901 г. Сережу вновь привезли в Москву — к С. И. Танееву, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные и систематические занятия музыкой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Р. Глиэр (впоследствии известный советский композитор, автор балетов «Красный цветок», «Медный всадник», Концерта для голоса с оркестром и других сочинений). Глиэр занимался с Сережей фортепиано, импровизацией, теорией композиции, гармонией, основами музыкальной формы, помог написать оперу «Пир во время чумы», симфонию, ряд пьес и сам повел его к Танееву, когда осенью Мария Григорьевна привезла сына в Москву. Было решено отдать Прокофьева в консерваторию. Председателем комиссии на вступительных экзаменах был Н. А. Римский-Корсаков. Все поступающие в консерваторию были гораздо старше тринадцатилетнего юноши, но у кого было по две пьесы, у кого — чуть больше . Сергей же поразил всех: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, симфония, две сонаты и довольно много фортепианных пьес. В консерватории Прокофьев учился у Римского-Корсакова (инструментовка) и Лядова (композиция, контрапункт). Весной 1909 г. Прокофьев получает статус композитора, но продолжает обучение в классе А. Есиповой (фортепиано) и Н. Черепнина (дирижирование, оркестровка). В консерваторские годы он особенно сближается с Н. Я. Мясковским. Непохожие по характеру, жизненным привычкам, они оба были одержимы музыкой, и последнее их объединяло (юношеские профессиональные отношения переросли впоследствии в дружбу всей жизни). То было время жадного впитывания всего нового. Молодые люди много играли в четыре руки, посещали «Вечера современной музыки», сочиняли. Весной 1914 г. Прокофьев оканчивает консерваторию. Комиссия на выпускном экзамене большинством голосов присуждает ему Первую премию имени А. Рубинштейна. К моменту окончания консерватории уже многое было написано: Токката , Десять пьес, Вторая соната, Баллада для виолончели и фортепиано, опера «Маддалена». Молодой композитор стремительно завоевывает одно из ведущих мест в музыкальном мире Петербурга, Москвы и даже за рубежом. Успешно окончив консерваторию, Прокофьев совершает поездку в Лондон (это был обещанный матерью подарок), где происходит его первая встреча с Дягилевым, одним из основателей объединения «Мир искусства», организатором «Русских сезонов» в Париже. Знакомство с Дягилевым открывает Прокофьеву двери многих музыкальных салонов. Он едет в Рим, Неаполь, где с успехом проходят его фортепианные вечера. В канун первой мировой войны композитор возвращается в Россию. Он работает над балетом «Ала и Лоллий» на сюжет С. Городецкого, но затем перерабатывает материал в «Скифскую сюиту» для оркестра, пишет фортепианный цикл «Сарказмы», вокальную сказку «Гадкий утенок» (по Г.-Х. Андерсену), оперу «Игрок» (по Ф. Достоевскому). Премьеры его сочинений нередко сопровождаются скандалами. Петербургская публика не вынесла «варваризмов» «Скифской сюиты». Летом 1917 г. Прокофьев живет в Ессентуках (мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда). За эти месяцы появились Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, фортепианный цикл «Мимолетности» и «Классическая симфония». Возвратившись в революционный Петроград, Прокофьев дал несколько концертов: на одном из них впервые под руководством автора прозвучала «Классическая симфония». В мае 1918 г. Прокофьев уезжает в заграничное концертное турне (Япония, Америка, затем ряд европейских стран, Куба), которое растянулось на долгие пятнадцать лет. Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, слыша в ней некий «пролетарский налет». Резкие рецензии были направлены и на исполнительскую деятельность. При интенсивном концертировании Прокофьев всегда находил время для сочинения. Именно в зарубежный период обогатилась эмоциональная палитра его музыки, включавшая жесткий драматизм Второй симфонии, комедийно-игровое начало «Любви к трем апельсинам» (опера по К. Гоцци), острую экспрессивность «Огненного ангела» (опера по В. Брюсову) и Третьей симфонии, искреннюю, поэтическую лирику «Блудного сына» (балет на библейскую тему), мелодические откровения Второй скрипичной сонаты. Постепенно к блистательным именам художественного мира Запада прибавляется и его имя. В последние годы жизни за границей композитором были созданы одноактный балет «На Днепре», Четвертый и Пятый фортепианные концерты, струнный квартет и другие сочинения. В 1933 г. Прокофьев возвращается на родину. и сразу оказывается в самой гуще творческой жизни страны. Он пишет кантату «К 20-летию Октября», Шестую фортепианную сонату, Первую скрипичную сонату, «Детскую музыку» (двенадцать легких пьес для фортепиано). Превосходную идею своеобразного путешествия в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра предложила композитору режиссер Детского музыкального театра Н. Сац, и Прокофьев создал удивительную по яркости музыкальных образов симфоническую сказку «Петя и волк» (позднее У. Дисней экранизировал ее). Первой крупной работой этого времени стал балет «Ромео и Джульетта» (1935). Обращение к шекспировскому сюжету и сама ткань произведения были столь необычными, что артисты отзывались о музыке как о «неудобной». Постановка затянулась на пять лет. Артисты все больше вживались в новую балетную драматургию, основанную не на дивертисментном начале, а на сквозном развитии действия трагедии, на ярком показе психологически сложных многогранных образов. С. Эйзенштейн предложил Прокофьеву работать над фильмом «Александр Невский». Высокое режиссерское мастерство Эйзенштейна вдохновило Прокофьева на создание буквально «зримой» музыки к кинокартине. В свою очередь, режиссера поражало в композиторе умение схватить самую суть сценической ситуации. Через полгода после выхода фильма на экран Прокофьев написал одноименную кантату (где использовал музыкальные эпизоды картины), создав стройную, совершенную по форме музыкальную фреску. Перед войной, вслед за «Александром Невским», Прокофьев сочиняет оперы «Семен Котко» (по В. Катаеву), «Дуэнья» то Р. Шеридану), Шестую фортепианную сонату. Во время Великой Отечественной войны композитор с семьей эвакуируется в Нальчик, а затем в Тбилиси. В этот период он пишет сюиту «1941», музыку к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный», оперу «Война и мир», Пятую симфонию, балет «Золушка», Седьмую и Восьмую сонаты для фортепиано и другие сочинения. Послевоенные годы должны были вернуть утраченную гармонию бытия, но они обернулись для композитора еще одним тяжелым испытанием. Резко ухудшается его здоровье (прогрессирующая гипертония), а главное, он попадает в жерло советской идеологической мясорубки (известное постановление 1948 г. о борьбе с «антинародным формализмом» в искусстве). С 1949 г. Прокофьев ведет жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Полевому), балет «Каменный цветок» (по П. Бажову), Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Прокофьев умер в 1953 году.

"Не знаю как начать" (Чайковский, Евгений Онегин). Опера П. Чайковского написана по одноименному роману в стихах А. Пушкина Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение дочерей Лариной - Татьяны и Ольги. Ларина, слушая их, вспоминает свою молодость, к ней присоединяется няня Филиппьевна. Крестьяне после окончания жатвы приходят воздать честь хозяйке, преподносят ей по обычаю украшенный лентами и цветами снов. Неожиданно появляются гости: сосед Лариных, восторженный поэт Ленский, жених Ольги, страстно влюбленный в неё с детских лет; вместе с ним - Онегин, недавно приехавший в свое имение из Петербурга и впервые посетивший Лариных. Приезд гостей вносит смятение. Татьяна потрясена: это о нем, об Онегине мечтала она, ждала его. Евгений также замечает другу, что Татьяна наиболее привлекательна из двух сестер. Ленский признается в любви Ольге. Онегин, несколько отчужденно, беседует с Татьяной. Картина вторая. Комната Татьяны. Девушка полна новым чувством, неожиданно захватившим ее. Она погружена в раздумье, ей не спится, и она просит няню рассказать что-нибудь, например, была ли она влюблена. Оставшись одна, Татьяна пишет Онегину Любовное письмо. Наступает рассвет. Татьяна просит няню передать письмо Онегину. Картина третья. В саду Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Вбегает Татьяна. Она в смятении - только что приехал Онегин. Они встречаются в саду. Онегин оценил откровенность, но с такой же откровенностью разочаровывает ее: он чувствует к Татьяне расположение, но он не тот человек, о котором она мечтает. С холодным достоинством читает Онегин нравоученье Татьяне: "Учитесь властвовать собой ." Действие второе. Картина четвертая. Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, раздражает все - старомодные наряды, провинциальные танцы, сплетни и пересуды . Свое раздражение он переносит на Ленского. Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, вызывая ревность и страдания Ленского. Звучит праздничный вальс, на фоне которого слышаться голоса гостей. Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на ироничный тон Онегина, в пылу негодования, вызывает его на дуэль. Звучит драматичная музыка. Звучит арозио Ленского «В вашем доме, как сны золотые, мои детские годы текли!». Затем звучит ансамбль, который передаёт состояние участников. Присутствующие пытаются успокоить его, но Ленский вновь оскорбляет Онегина и покидает дом. Картина пятая. Звучат мрачные аккорды. Начинается тема Ленского «Что день грядущий мне готовит?». Ранним утром прибыл к месту дуэли Владимир Ленский. Он и его секундант Зарецкий ожидают Ольга Кочнева в роли Татьяны противника. С болью думает Ленский о предстоящем поединке. Тут же звучит ария. Она начинается с фразы «Куда, куда, куда вы удалились, весны мои златые дни?». Появляется Онегин. Все готово к дуэли, но недавние друзья медлят, оба понимают случайность и нелепость происходящего.Звучит дуэт «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?». Соперники почти готовы забыть свои обиды, но соображения чести берут верх. Секунданты разводят противников по местам. Онегин стреляет первым и убивает Ленского. Действие третье. Картина шестая. Бал в одном из петербургских дворцов. Звучит блестящий полонез. В числе приглашенных - князь Гремин. Здесь встречает он Онегина, своего давнего друга, только что ввернувшегося из заграницы. Онегин узнает, что Гремин женат на Татьяне Лариной. Звучит ария «Любви все возрасты покорны…». Гремин представляет друга своей жене. Она узнает Пластинка с записью оперы Онегина, но не выдает волнения. Онегин поряжен и с волнением признается себе в том, что он влюблен "как мальчик, полный страсти юной". Картина седьмая. Комната в доме Гремина. Татьяна читает письмо Онегина. Много дней подряд искал он встречи с ней и, наконец, решился пренебречь правилами света и явиться в её дом без приглашения. Неожиданно войдя в комнату, Онегин видит "прежнюю Татьяну", бросается к её ногам, но "прошлого не воротить". Татьяна просит оставить её: "Моя судьба уж решена". Онегин понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него. Опера заканчивается горьким восклицанием Онегина «Позор, тоска! О жалкий жребий мой!». *** Из письма П. И. Чайковского С. И. Танееву: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. .Я работал с неописанным увлечением, наслаждением и мало заботясь о том, есть ли движение, эффекты и т. д. Да и что такое эффекты! Мне нужны люди, а не куклы: я охотно примусь за всякую оперу, где существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые". *** Чайковский мечтал избежать постановки "Онегина" на традиционной оперной сцене. Произведение явно расходилось с общепринятыми канонами. Музыка раскрывала внутренний мир героев, атмосферу их жизни. Композитор предпочел казенной оперной сцене учеников консерватории. В создании консерваторского спектакля участвовали выдающиеся деятели русского искусства: Н. Рубинштейн, К Альбрехт, И. Самарин. Большого успеха спектакль не имел, но значительность происшедшего - рождение шедевра, открывшего новый путь в искусстве, была очевидна. Первая постановка "Евгения Онегина" состоялась в Москве на сцене Малого театра 17 марта 1879 года силами учащихся Московской консерватории. В январе 1881 года "Онегин" впервые был исполнен на профессиональной сцене (Москва, Большой театр) с Н. Хохловым в заглавной партии. М еще большим успехом прошла премьера оперы в Петербурге (Мариинский театр, 1887 г.). В 1888 году "Онегина" поставили в Праге, затем - в Гамбурге, Вене в Берлине, Варшаве, в 1900 - в Милане в театре "Ла Скала". К тому времени в России не было ни одного крупного оперного театра, в репертуаре которого отсутствовал бы "Онегин". Белорусская афиша оперы

Выполнила ученица 7 класса ДМШ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.