Реферат по предмету "Менеджмент"


Системы и методы финансового планирования на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.1.Понятие финансового планирования на предприятии 1.2. Системы финансового планирования 1.3. Методика планирования финансов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования своих доходов и расходов. Для поддержания, а тем более развития бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать расходы на зарплату, материалы, товары, другие прямые и накладные расходы. Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств. Итак, первой задачей является необходимость планирования потребностей в финансировании. Второй задачей финансового менеджмента является планирование и поддержание денежных потоков, обеспечивающих осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, другими словами, непрерывное поддержание удовлетворительной текущей ликвидности или платежеспособности, что является необходимым условием долгосрочного успеха в бизнесе. Формирование финансовых бюджетов является заключительным этапом процесса бюджетирования и планирования на предприятии. Цель реферата – рассмотреть основные виды финансового планирования, его структуру, а также методику планирования финансов на конкретных примерах. СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1. Понятие финансового планирования на предприятии Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности. Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны. В рыночных условиях предприятию необходима эффективная система управления финансами, способная обеспечивать компромисс между интересами развития предприятия, наличием достаточного уровня денежных средств и обеспечением платежеспособности пред­приятия. Основными стратегическими целями фирмы являются: · максимизация прибыли; · оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия; · обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; · улучшение конкурентных позиций предприятия на рынке. В рамках данных целей в процессе планирования финансов решаются следующие задачи: · анализ финансово-экономического состояния предприятия; · анализ существующей и прогнозируемой иены капитала предприятия (определяет минимальную рентабельность деятельности предприятия, покрывающую затраты на привлеченный капитал); · анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью опре­деления наиболее выгодных видов продукции; · разработка ценовой политики; · разработка учетной и налоговой политики; · разработка кредитной политики предприятия; · управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; · управление издержками, включая выбор амортизационной политики; · выбор дивидендной политики. 1.2. Системы финансового планирования Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия: · бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления; · бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений; · бюджет потребления энергии; · бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию; · бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.); · бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей; · налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию. Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц. Примерная система бюджетов предприятия отражена в табл. 1.1. Структура сводного бюджета, обобщающего работу по финансовому прогнози­рованию и планированию, представлена на рис. 1. Таблица 1.1. Система бюджетов предприятия Бюджеты Производственные подразделения Функциональные службы Непромышленная группа Итого сводный бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Фонд оплаты труда 2. Материальные затраты 3. Энергопотребление 4. Амортизация 5. Прочие расходы 6. Итого (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)* 7. Кредитный бюджет 8. Налоговый бюджет 9. Итого сводный бюджет (стр. 6 + стр. 7 + стр. 8)** *Суммирование идет по каждому подразделению. **Суммирование идет по графе 10 "Итого сводный бюджет". Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов. В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсроч­кой платежа, поставок по бартеру. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений. Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т. п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств. С другой стороны, получение авансов означает приток денежных средств, но не увеличение дохода и т. д. При этом определяются приток и отток денежных средств по трем направлениям: обычная (текущая) деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.
Рис. 1. Структура сводного бюджета на предприятии В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части. Доходная часть включает источники поступления средств: · выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг); · поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит; · доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; · доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам; · ссуды; · прочие поступления. Расходная часть объединяет следующие направления использования средств: · покупка товаров; · заработная плата; · платные услуги; · ремонт и содержание оборудования; · реклама; · погашение ссуд; · прочие платежи. Финансовое планирование является завершающим этапом планирования на предприятии. 1.3. Методика планирования финансов В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Цель составления финансового плана – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Важным моментом финансового планирования служит его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр дохода хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным, или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила "двадцать на восемьдесят", т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. К ним относятся: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений. Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. В основе этого метода лежит применение экспертной оценки как приема анализа и планирования (рис. 2). Рнс. 2. Схема расчетно-аналитического метода планирования Сущность балансового метода планирования фина­нсовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потреб­ности в них. Метод оптимизации плановых решений позволяет разработать несколько вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оп­тимальный. При этом могут применяться разные кри­терии выбора: 1. минимум приведенных затрат; 2. минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; 3. минимум текущих затрат; 4. минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости средств; 5. максимум дохода на рубль вложенного капитала; 6. максимум прибыли на рубль вложенного капитала; 7. максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска). Принесенные затраты представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле: И + ЕнК = min, где И – текущие затраты, руб.; К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.; Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений. В настоящее время нормативный коэффициент эффективности капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года. Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов входят, прежде всего, доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, полученные за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонты и фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана – в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд.
При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, за счет полученных кредитов или займов, за счет благотворительных взносов и т. н. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их в расходную часть финансового плана. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам, в условиях инфляции на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции.
Для финансового плана предварительно рассчитываются плановые суммы амортизационных отчислений, отчислений в ремонтный фонд, прибыли, необходимого прироста оборотных средств, необходимого прироста кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия. При разработке финансового плана следует иметь в виду, что налог на добавленную стоимость и акцизы в нем не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Пример. Составление финансового плана на квартал. Балансу доходов и расходов предшествуют следующие плановые расчеты: 1. амортизационные отчисления – 332 тыс. руб. 2. отчисления в ремонтный фонд – 219 гыс. руб.: 3. прибыль – 3100 тыс. руб. Потребность в оборотных средствах рассматриваемого хозяйствующего субъекта определяется для средств, вложенных в производственные запасы (сырье и материалы), незавершенное производство, готовую продукцию, товары для фирменного магазина, денежные средства в кассе, и переводы в пути с момента инкассации выручки до момента поступления ее на расчетный счет, прочие активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, тара под товаром и порожняя, расходы будущих периодов). Потребность в оборотных средствах, по сырью и материалам определяемся путем умножения однодневного их расхода на норму в днях, которая, как и все другие нормы, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно. Расход сырья и материалов на квартал, тыс. руб. 9900 Количество дней в квартале 90 Однодневный расход сырья и материалов, тыс. руб. 110 Норма запаса, дней 28 Потребность в оборотных средствах по сырью и вспомогательным материалам (производственные запасы), тыс. руб. 3080 (110х28) Потребность в оборотных средствах по незавер­шенному производству определяется умножением од­нодневного выпуска продукции на норму незавершен­ного производства в днях. Выпуск продукции по себестоимости, на квартал, тыс. руб. 12060 Однодневный выпуск продукции по себестоимости, тыс. руб. 134 Норма незавершенного производства, дней 3 Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству, тыс. руб. 402 (134х3) Потребность в оборотных средствах по готовой продукции устанавливается умножением однодневного выпуска продукции по себестоимости на норму оборотных средств по готовой продукции. Потребность средств по готовой продукции составляет 134х2=268 тыс. руб. Потребность в оборотных средствах по запасам товарок выявляется умножением однодневного оборота этих товаров по покупным ценам на норму запаса их в днях. Оборот товаров по покупным ценам на квартал, тыс. руб. 1845 Однодневный оборот, тыс. руб. 20,5 Норма запасов товаров, дней 2 Потребность в оборонных средствах по запасам товаров, тыс. руб. 41 (20,5х2) Потребность в денежных средствах в кассе и переводы в пути определяются умножением однодневного товарооборота по продажным пенам на норму запаса денежных средств в днях. Товарооборот на квартал, тыс. руб. 2250 Однодневный товарооборот, тыс. руб. 25 Норма запаса денежных средств, дней 1,0 Потребность в денежных средствах, тыс. руб. 25 (25х10) Потребность в оборотных средствах по прочим материальным ценностям устанавливается методом прямого счета или расчетно-аналитическим методом и составляет 1218 тыс. руб. В рассматриваемом хозяйствующем субъекте нормативы по вышеприведенным видам оборотных средств принимаются в размере их потребности. Общая потребность в оборотных средствах или общий норматив по ним на конец планового квартала составляет 3080 + 402 + 268 + 41 + 25 + 1218 = 5034 тыс. руб. Величина оборотных средств на начало планового квартала – 3836 тыс. руб. Необходимый прирост оборотных средств 5034 – 3836 = 1198 тыс. руб. К кредитной задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, относятся переходящая задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резерв предстоящих платежей и расходов и др. В рассматриваемом хозяйствующем субъекте имеется только задолженность по заработной плате и начисления на нее. Величина минимальной задолженности по заработной плате определяется по формуле: Зm = ФхД/90, где Зm – минимальная задолженность по заработной плате, руб.; Ф – плановый фонд оплаты труда на квартал, руб.; Д – количество дней с начала месяца до дня выдачи заработной платы. Плановый фонд оплаты труда на квартал составляет 5700 тыс. руб. Заработная плата выплачивается работникам 4-го числа каждого месяца, т. е. Д = 3 Зm = 5700х3/90 = 190 тыс. руб. Начисления на заработную плату определяются по действующим нормативам (страховым тарифам взносов) в процентах к заработной плате. Эти тарифы взносов следующие: в фонд социального страхования – 5,4%, в пенсионный фонд – 28, в фонд занятости населения – 2, на обязательное медицинское страхование – 3,6, транспортный налог – 1, итого – 40%. Сумма начислений 40х190/100 = 76 тыс. руб. Итого: 190 + 76 = 266 тыс. руб. В финансовый план включается не общая величина этой задолженности, а ее изменение (прирост или умножение) за плановый период. Эта кредиторская задолженность на начало планового квартала – 190 тыс. руб. Прирост 76 тыс. руб. (266 – 190). Прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, выступает в качестве источника финансирования прироста оборотных средств. Остальная сумма прироста оборотных средств финансируется за счет прибыли. Сумма прибыли, направляемая на финансирование прироста оборотных средств на плановый квартал, составляет 1122 тыс. руб. (1198 – 76). Распределение прибыли следующее. Тариф целевого сбора на содержание правоохранительных органов – 1% от фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленной минимальной оплаты труда и среднесписочной численности работников. Он составил 29 тыс. руб. Налог на имущество – 60 тыс. руб. Налог на прибыль при ставке 35% составляет 35 (3100 – 29 – 132 – 60)/100 = 1007,7 = 1008 тыс. руб. Чистая прибыль – 1871 тыс. руб. (3100 – 1008 – 29 – 132 – 60) Планируется следующее использование чистой прибыли. На прирост оборотных средств, тыс. руб. 1122 На развитие производства, тыс. руб. 128 Итого отчисления, тыс. руб.: в фонд накопления 1250 в фонд потребления 568 в резервный фонд 53 Все вышеперечисленные показатели сводятся в финансовый план (табл. 1.2.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В реферате были рассмотрены системы и методы финансового планирования на предприятии. Были сделаны следующие выводы. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности и использования финансовых ресурсов.
При анализе финансового состояния исследуют и дают оценку рентабельности, финансовой устойчивости, кредитоспособности, использования оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов, капитала в целом, валютной самоокупаемости. Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы, и не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности Ликвидность баланса хозяйствующего субъекта означает его платежеспособность. Валютная самоокупаемость – поступление валюты превышает ее расход. Основные методы финансового планирования: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений. Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта. Финансовое планирование – это процесс, состоящий из: – анализа инвестиционных возможностей и возможностей финансирования компании; – прогнозирования последствий текущих и будущих управленческих решений; – обоснования выбора оптимального варианта плана из ряда возможных решений; – оценки достигнутых результатов сравнении с планировавшимися (план-фактного контроля). Одним из основных результатов финансового планирования является определение величины и графика привлечения дополнительно требуемых фондов, необходимых для покрытия разницы между спланированными величинами активов и пассивов. Сравнение прогнозной финансовой отчетности с фактической отчетностью, составленной по прошествии временного периода, позволяет проводить план – фактный контроль и анализ исполнения бюджетов и принимать управленческие решения на основании анализа отклонений. ЛИТЕРАТУРА 1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2003. 3. Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент. Теория и практика. – М: Перспектива, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка эффективности использования финансовых ресурсов организации Кизнерского райпо
Реферат Оценка уровня финансового состояния ОАО ПОКрасноярский завод комбайнов
Реферат Оценка финансового состояния организации проблемы и методы улучшения
Реферат Оценка конкурентоспособности товара 5
Реферат Оценка текущего финансового состояния ООО Лика
Реферат Стресс и его особенности
Реферат Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО Чебоксарский агрегатный завод
Реферат Оценка финансовой устойчивости предприятия на примере предприятия ЗАО Кула-Крым
Реферат Акронический восход
Реферат Оценка инвестиций предприятия
Реферат Оценка акций подходы и методы
Реферат Православная этика и предпринимательство
Реферат Оценка финансового состояния предприятия 2
Реферат Оценка эффективности управления инвестиционным портфелем 2
Реферат Оценка кредитоспособности предприятия 3