Реферат по предмету "История"


Этногенез восточных славян

Министерство образования Российской Федерации Тольяттинский государственный институт сервиса Кафедра гуманитарных дисциплин Контрольная работа по дисциплине Отечественная история на тему Этногенез восточных славян. Выполнил студент гр. ЭНз 1 Белов Д.Ю. Проверил кандидат исторических наук, доцент Мунин А.Н. Новокуйбышевск 2003 год. Содержание Введение стр.


3 История происхождения славянских племн стр. 4 Теории расселения древних славян стр. 7 Хозяйственная деятельность восточных славян стр. 10 Предпосылки образования древнерусского государства стр. 13 Заключение стр. 15 Список литературы стр. 16 Введение. Происхождение славян один из трудных вопросов в истории


Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в истории происхождения государства Киевская Русь. Многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов не дают полный и точный ответ на этот вопрос, из множества версий по этой проблеме ни одну нельзя признать полностью достоверной. Одна из причин этого, по мнению В.П.Кобычева отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины 6 века


н.э. Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, как германские, балтийские, романские, греческие, индийские и др раскинувшиеся ещ в древности на пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря. На рубеже 19 20 веков языковед И.А.Бодуэн де Куртенэ выдвинул предположение о происхождении этнонима славяне.


По его мнению, название славяне возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточных границах славянского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на слав Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. Это окончание римляне превратили в нарицательное название всякого раба вообще в поздней латыни раб sclavas, а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих рабов. Эту теорию впоследствии сильно развили немецкие учные националисты, использовавшие е для


принижения значения славянских народов в истории раннесредневековой Европы. Однако у этой теории есть множество слабых сторон. Например, такой факт, что Римская Империя, существующая уже множество веков, ведущая постоянные войны, в ходе которых брала огромное количество пленных рабов, вдруг обратила особое внимание на пленных славян, и по их имени стали называться все рабы. Далее невозможно, по словам


В.П.Кобычева, объяснить, каким образом оскорбительный для себя термин восприняли все славянские народы, в частности восточные, которые ни под прямым, ни под косвенным владычеством римлян никогда не находились. К тому же, сам автор гипотезы исходит из того, что корень слав является исконно славянским, следовательно, славянам не было никакой нужды заимствовать это слово у кого бы то ни было оно и без того у них имело самое широкое хождение. В настоящее время в состав славянских народов входят русские, украинцы, белорусы,


поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы. Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских народов, вс-таки они представляют собой единое целое. История происхождения славянских племн. Областью расселения славянских племн были Средняя и Восточная Европа. Как предполагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена носители


археологической культуры, так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине 3-2 тысячелетий до н.э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Каратами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине 1 тысячелетия до н.э. и в первой половине 1 тысячелетия н.э. в лесостепной зоне этой территории обитали племена, известные по культуре полей погребения.


Они, как правило, сжигали покойников, и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на кладбищах. Они жили первобытнообщинным строем, в первой половине 1 тысячелетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг черняховская культура, что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия, а с другой о начале разложения родоплеменного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.


Славянский народ считается в истории относительно молодым. Под собственным именем он впервые упоминается в письменных источниках лишь с 6 века Псевдо-Цезариус, около 525 г Главной образующей силой праславянского народа следует считать стихийное объединение более или менее родственных племн. Хотя, несомненно, не меньшую роль играло естественное размножение и колонизация новых пространств. Как указывает


Б.А.Рыбаков, на рубеже 3-4 тысячелетий до н.э. в северной половине Европы от Рейна до Днепра усиливалось скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства в старом русском языке скотница казна, а легкость отчуждения стад ведт к войнам и неравенству племн и вождей, тем самым нарушается первобытное равенство. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению


пастушеских племн не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующими племенами. Важно отметить, что в момент расселения первая половина 2 тысячелетия ещ не было ни славянской, ни германской, ни балтийской общности все племена перемешивались и меняли соседей по мере постепенного движения. В 15 веке, после прекращения расселения, вся зона европейских лиственных лесов и лесостепей


оказалась занята индоевропейскими племенами. Такая осдлая жизнь сопровождалась развитием различного рода связей между соседними племенами, закладкой родственных друг другу языков. Между раннеславянскими племенами отсутствовали прочные экономические и культурные связи, постоянно происходил процесс этнической дифференциации. В ходе его к концу бронзового и в период раннего железного века возникли своеобразные по культуре группы племн, в том числе на востоке - племена поднепровских


культур, а на западе племена лужицкой культуры. Этим было положено начало образованию восточного и западного славянства. В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племн. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало


тогда сравнительно небольшую обособленную область. В 8-9 веках карта расселения восточных славян выглядела так словене ильинские славяне жили на берегах Ильменского озера и Волхова кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра дреговичи - между Припятью и Березиной витячи - на Оке и Москве-реке радимичи - на


Соже и Десне северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье поляне - по среднему течению Днепра бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная. Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне.


На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена - мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники- тюрки, авары, хазары.


В 9 веке там появились печенеги, а в 11 веке в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная территория современной Венгрии в 9 веке обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину. К 8 веку н.э. восточнославянские племена постепенно образовали новую этническую общность, которую несколько условно называют древнерусской народностью. При этом некоторые восточные славяне по своему происхождению


были ближе к племенам южным или западным, чем друг к другу. Повесть временных лет содержит, например, указание на то, что радимичи и вятичи были потомками ляхов, т.е. западных славян. Словене ильменские, предки новгородцев, также происходили, как полагают некоторые учные, от западных полабских и поморских славян, а не от тех племн, что обитали в более юных районах Восточно-Европейской равнины. Относительное однообразие климатических и ландшафтных условий, отсутствие


серьзных естественных преград на просторах Восточно-Европейской равнины, как и несомненная близость культуры, языка, верований, создавали объективные предпосылки для политического взаимодействия восточнославянских народов. Существуют предположения о происхождении названий некоторых племн. Название тиверцы, возможно, происходит от названия крепости


Тура Tvra, Turris, в которой император Юстиниан 1 разместил одно из антских племн, видимо предков тиверцев. Название Тура, конечно, некоторым образом связано с античным названием Днестра Тирас, который упоминается Геродотом. Следовательно, тиверцы или турцы были днестровским племенем. Что касается уличей, в разных летописях их имя читается по-разному уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане. Некоторые исследователи предпочитают форму угличи, которую они выводят из русского слова угол


и предполагают в соответствии с этим, что родина угличей находилась в южной части Бессарабии, известной как Угол между Прутом и нижним Дунаем. По мнению других название улучи, возможно, происходит от русского слова лука. В этой связи мы можем вспомнить излучину черноморского побережья между устьями Днепра и Днестра. Племенное имя полян как и древлян, возможно, дано им, или принято ими как указание


на природу страны, в которой они жили изначально. Название поляне означает полевой степной народ, а древляне древесный лесной народ. С другой стороны, названия полянин и древлянин могут иметь отношение к предыдущим политическим связям каждого из этих двух племн. Мы знаем, что оно из готских племн называлось гревтунги, что точно соответствует славянскому названию поляне название другого готского племени, тервинги, имеет то же значение, что и древляне мы можем предположить,


что во времена готского владычества в третьем и четвртом веках предки полян были подчинены гревтунгам, а древлян тервингам. Согласно Повести временных лет, племена вятичей и радимичей были потомками двух братьев Радима и Вятока Вятко. Возможно, имена этих мифических братьев имеют осетинское происхождение Радим от слова rad порядок, линия, а Вяток осетинское jaetaeg вождь. По данным В.Чивилихина, восточнославянские племена сохраняли свои названия до 10- 12 веков древляне


по 990г словене - по 1018г кривичи - по 1127г дреговичи - по 1183г вятичи по 1197г. Теории расселения древних славян. Большинство исследователей продолжают искать древнейшую прародину славян к северу от Карпатских гор, где-то на пространстве между реками Одером, Вислой и Днепром. Одним из важных аргументов приверженцев восточной ориентации является зооботаническая теория, которая основывает свои доводы на исследовании содержащихся в славянских языках названий представителей


флоры и фауны. В соответствии со своими лингвистическими заключениями сторонники этой теории ищут прародину славян вне пределов распространения таких деревьев как бук, черешня, белый клн, лиственница, а именно между Вислой, Западным Бугом, Припятью, Карпатами и средним течением Днепра. Слабыми сторонами этой теории являются возможность заимствования того или иного зооботанического термина и изменчивость и подвижность границ флоры и фауны например, в результате изменения климата в


Европе, границы произрастания бука за последние 2 3 тысячи лет продвинулись на сотни километров с запада на восток. Приверженцы западного расположения славянской прародины Костшевский, Козловский, Чекановский, Лер-Сплавинский и др. ищут е в основном в междуречье Вислы и Одера. В основе их взглядов лежит теория о принадлежности праславянской археологической культуры к лужицкой культуре, которая просуществовала с 1300 до 300 года до н.э.


Обосновывается это тем, что у славян и носителей лужицкой культуры совпадают места поселений, форма и примы строительства жилищ, погребальные обряды трупосожжение, а главное тем, что в противном случае для славян в Европе 1 тысячелетия до н.э. вообще не найти места для поселения, имея ввиду, что они являются одним из значительных и многочисленных народов этого континента. Классическими областями лужицкой культуры являются две старые славянские области, расположенные к северу


от Судет, между Эльбой на западе, верхним Одером на востоке и Вартой на севере это Лужицкая область и Силезия. Здесь лужицкая культура представлена могильниками и поселениями. Типичными являются большие могильники с сотнями погребений, чаще всего в виде плоских, т.е. не отмеченных сверху курганною насыпью, неглубоких могил с урною, содержащей пепел сожженного покойника. Относительно новым является участие в исследовании расселения древних славян лингвистики.


Лингвисты определили Отделение праславянских племн от родственных или соседних индоевропейских племн произошло около 4000 3500 лет назад Соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты и т.д. Судя по общим всем славянским народам обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озра, болота, но не было моря где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор.


Однако тут следует обратить внимание на то, что природные зоны, отвечающие этим лингвистическим определениям, размещены в Европе шире, чем можно предполагать славянскую прародину. Праславяне занимали лишь часть того пространства, которое отразилось в их древних наречиях. Наибольшую известность получили следующие версии распространения славян 1. Висло одерский вариант, при котором родиной славян признатся область, простирающаяся к северу от


Карпат. Но при определении е границ мнения учных сильно расходятся. Чешский учный Шофарик проводил границу славянской прародины на западе от устья Вислы к Неману, на севере от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр, вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу


Одера и Вислы к Балтийскому морю. 2. По мнению академика А.А.Шахматова, прародина славян располагается в бассейне западной Двины и нижнего Немана, откуда славяне позже передвинулись на Вислу, а затем уже расселились по разным направлениям. 3. Польский археолог А.Гардавний, а также ряд украинских археологов, установили, что тишнецкая культура 15 12


веков до н.э характерная для территории Польши, распространилась и на пространство восточнее Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его берег. Таким образом, окончательно вопрос о точных границах прародины праславян не решн. Самым доказанным по мнению М.И.Артамонова является расположение западной границы праславянской территории. Е проводят от моря по Одеру до реки Варты и далее по этой реке и по реке


Висле до реки Сала. На севере праславяне соседствовали с предками литовцев угро-финнами, границей с ними служила река Припять. На востоке славяне достигали Днепра и даже простирались за него, захватывая, по крайней мере, часть бассейна реки Десны. И вс же в пользу гипотезы о западной, а вернее, юго-западной карпато-дунайской прародины славян можно привести больше аргументов, чем в пользу восточной днепровско-припятской их прародины.


Такие аргументы можно встретить в книге В.П.Кобычева В поисках прародины славян 1. Совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков н.э которых относят к восточногерманским народам. Но известно, что отдельные племена получали наименования в зависимости от природных особенностей края, в силу этого они могли совпадать у народов различных языковых систем,


но в рассматриваемом случае перед нами почти полное совпадение этнической карты двух различных эпох, отделнных друг от друга промежутком более, чем в 500 лет. 2. Второй аргумент связан с тононимией наукой о географических названиях, которая доказывает, что народ, пребывая на той или иной территории, дат название различным географическим объектам, которые затем передаются из поколения в поколение. Выяснено, что территория верхней части бассейнов рек


Вислы, Одера и отчасти Эльбы и Днепра полна гидронимических повторов, что свидетельствует о языковой однородности создавшего их населения. Тононимия западной части славянских земель, включая и район Карпатских гор в пределах Румынии, поражает такими древними названиями, как Брда, Вда, Гвда, Вкра со свойственным славянским языкам сочетанием нескольких согласных. 3. Северная и северо-восточная границы проходили по линии раздела между славянами и летто-литовскими


племенами где-то в районе северных отрогов Карпатских гор, отклоняясь к югу на востоке, и уходя на север в сторону Балтийского моря на западе. Хозяйственная деятельность восточных славян. Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян.


На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством сбором мда диких пчл и воска. Прежде всего, славяне народ не кочевой, а осдлый. Осдлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли.


Но эта осдлость была не прочна, так как, истощив пашню на одном месте, славяне легко покидали сво жилище, и искали другого. Таким образом, послки славян имели очень подвижный характер. Тип славянского дома в степной зоне отличался от подобного ему в лесной зоне. В степи это была рамочная структура, облеплнная глиной украинская хата. В лесной зоне это было бревенчатое строение русская изба.


Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во 2-5 веках было земледелие, они сеяли просо, рожь жито, пшеницу, лн и другие культуры. Для сельскохозяйственных работ применялось рало примитивная деревянная соха с железным наконечником наральником, мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом. Земледелие осуществлялось в переложной залежной или подсечно-огневой форме.


Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали подсекали деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы.


Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы. Это было под силу только родовой общине. Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называли двор дворище, городище, печище. Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным.


Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли мог освоить каждый член рода. Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысил культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. О славянском экспорте хлеба во 2- 4 веках говорит заимствование славянами римской хлебной меры квадрантала,


ставшего потом у них четвериком 26,26 л и дошедшего в нашей метрологии до 1924года. Если экспорт зерна в Римскую империю стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна на мукомольнях с жерновами. Появилось двуполье, а потом и трхполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего


скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход е в 6-8 веках к соседской, сельской общине. Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было проводить небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное


разложение родовой общины. Дворища печища уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь мир. Общины управлялись властью избранных старшин, так называемым вечем. Верви сливались в волости, которые уже были общинами политическими. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя вс необходимое. В маленьких глиняных печах домницах или в ямах, из местных руд выплавляли железо.


Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространнным товаром была соль, ведь месторождения е встречались далеко не везде.


Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За вс расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег пушниной, мдом, воском, зерном, скотом. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В нм отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы особо выделялись дни языческих молений о дожде в 4-х разных сроках.


Указанные 4 срока дождей считались оптимальными для Киевщины в агрономических руководствах конца 19 века, что свидетельствует о наличии у славян 4 века достоверных агротехнических наблюдений. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень от слова сечь рубить. Далее следовали месяцы сухий и березол, во время, которого лес сушили и сжигали. Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы вресень от врещи молотить.


То, что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли ещ долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки наделы, которые передавались общинникам в пользование на определнное время. А лесные угодья, водомы, сенокосы и пастбища оставались в совместной собственности. Ещ долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало


объединнного труда прокладывание дорог, корчевание леса и др. Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати,


патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников феодалов. Предпосылки образования древнерусского государства. С развитием по русским рекам торгового движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали возникать большие города. Скандинавские саги, знакомые с Русью, зовут е Гардарик, т.е. страна городов. Такими крупными городами были


Киев у полян, Чернигов у северян, Любеч у радимичей, Смоленск и Полоцк у кривичей, Новгород у ильменских славян и др. подобные города служили сборными пунктами для купцов и складочными местами для товаров. Охрана товаров в складах и на путях требовала вооружнной силы, поэтому в городах образовались военные дружины или товарищества, в состав которых входили свободные и сильные люди витязи разных народностей, чаще всего варяги.


Во главе таких дружин стояли обыкновенно варяжские предводители конунги по-славянски конунг князь. Дружина состояла из двух частей младшей и старшей. Младшую часть молодь ещ называли отроками, гридями. Старшую часть называли княжьими мужами, сюда входили наиболее отличившиеся военачальники. Конунги или сами торговали, охраняя оружием свои товары, или нанимались на службу в городах, и оберегали


города и городские торговые караваны, или же, наконец, они захватывали власть в городах и становились городскими владетельными князьями. А так как городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество. Такие варяжские княжества были основаны, например, Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Иногда княжеская власть возникала у славянских племн и независимо от варяжских конунгов так,


у древлян был свой местный князь по имени Мал. Появление городов, а с ними торговых иноземцев и военных дружин на Руси колебало старый племенной быт больше, чем расселение на новых местах. Люди, собиравшиеся в города из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иные сообщества становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских промышленников. Вместо патриархального соединения родичей зарождались общественные классы


в нашем смысле слова людей военных, торговых, промышленных, которые зависели уже не от родовладык, а от городских властей князей и хозяев. Произошли изменения и в жизни людей, оставшихся в волостях на своих пашнях и угодьях. В прежнее патриархальное время каждый род и даже каждая семья, жившая особым двором, имела сво обособленное хозяйство. Каждый для себя пахал землю и охотился, сам себя обстраивал своим лесом, одевался и обувался в ткани и кожи собственного изготовления каждый сам для себя изготовлял


все необходимые орудия. Со стороны ничего не покупалось и на сторону ничего не продавалось. Запасалось и готовилось впрок только то, что необходимо было для всей семьи или рода. Такое хозяйство называется натуральным. Когда на Руси развилась торговля и выросли города, на городские рынки стал требоваться товар, всего более мд, воск и меха, бывшие главными предметами русского вывоза. Под влиянием спроса из городов их стали добывать уже не только для себя, но и на продажу из предмета


домашнего потребления их обратили в товар и меняли на другие ценности или продавали за деньги, которых раньше не знали стали образовываться капиталы. Вместо натурального хозяйства начиналось денежное. В это же время старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом, возникла вотчина отчина, дедина, или крупные хозяйства, переходившие


по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к себе земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путм, заставляя их платить натуральные подати дань и выполнять определнные повинности.


Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников в феодальнозависимых, получил название обояривание. Заключение Так постепенно изменялся тип жизни наших предков. Из патриархального родового и племенного быта славяне понемногу переходили к общинному устройству и соединялись под влиянием главных старейших городов в волости или княжества, в которых объединяли людей уже не родственные отношения, а гражданские и государственные.


С течением времени отдельные городские и племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одною государственною властью. Тогда началось единое Русское государство но оно вначале не отличалось внутренней сплочнностью и однородностью. Когда знаменитый князь Олег брал дань на греках, то брал е не только для себя, но и на город. В заключение хотелось бы сказать несколько слов о теории происхождения названия


Русь. Одно из объяснений происхождения этого термина, выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне. По мнению так называемой славянской школы пытались доказать, что Русь всегда была славянской. Представители норманнской школы ищут национальность Руси и на скандинавском севере, и в остатках тех германских племн, которые жили в первые века нашей


эры у Чрного моря. К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А.А.Шахматова Русь это те же норманны, те же скандинавы русь это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом севере. У славян название русь означало, прежде всего, варягов скандинавов, которых финны звали ruotsi. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью,


и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем. Список литературы 1. Вернадский В.Г. Древняя Русь М. 1997г. 2. Епифанов П.П Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времн до 1861г. М. Просвещение 1987г. 3. Ионов И.Н. Российская цивилизация 9, начало 10 вв.


М. Просвещение 1995г. 4. Кобычев В.П. В поисках прародины славян М. Наука 1973г. 5. Поляков Г.Б. Всемирная история М. 1999г. 6. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории Сн-П 1997г. 7. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь Рассказы о русской культуре М. Владос 1995г. 8. Смирнов


А.Н. Древние славяне М. 1990г. 9. Шеелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации М. 1972г. 10. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей Изд-во АН СССР М Л. 1958г. 11. История России с древнейших времн до конца 17 в. Под редакцией Сахарова А.Н Новосельцева А.П. М. 1996г. 12. История


России с древности до наших дней под ред. Зуева М.Н. М. Высш. школа 1996г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам
Реферат Направления и проблемы западной философии ХХ века
Реферат Анотований перелік питань з історії України. Модуль 1
Реферат Технология ферментных препаратов 2
Реферат Профессиональное и производственное самоуправление в русской революции 1917 года Природа конфликта
Реферат Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса
Реферат History Of Arabic Music Essay Research Paper
Реферат Фінанси і фінансова діяльність
Реферат Legalization Of Marijuana 3 Essay Research Paper
Реферат Адсорбер периодического действия с неподвижным зернистым слоем адсорбента. Технологическая схема для улавливания паров этилового спирта из воздуха
Реферат Проблеми регіональної політики і РПС України
Реферат Отцы и Дети в романе Ивана Тургенева
Реферат Методика решения задач повышенной трудности в старших классах средней школы
Реферат Кредитно-финансовые отношения между Россией и Мировым Сообществом
Реферат Камиль Сен-Санс