Реферат по предмету "История"


Церковный суд в период реформ Петра Великого

Содержание. Введение. Глава 1. Предпосылки реформы основ взаимодействия государства и церкви. 1.1 Полномочия церкви и государственных органов к началу 18 века законодательная, исполнительная, судебная власть. 1.2 Предпосылки предстоящего государственного реформирования. Глава 2. Содержание реформы взаимодействия государства и церкви. 2.1 Уложения, артикулы и указы, принятые в период царствования


Петра 2.2 Содержание нового государственного права. Глава 3. Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви. Заключение. Список использованной литературы. Введение. Современная Россия это светское государство, государство в котором, церковь не просто отделена от власти, когда церковь не входит в систему государственных органов.


В настоящее время стал неуместен и постулат божественного происхождения власти, т.к. власть избирается народом. Однако так было не всегда. Не более чем век назад церковные органы и божественное происхождение власти были одной из основ государственного устройства России, а если смотреть еще глубже в 18 век, тогда церковь фактически обладала не меньшими полномочиями и финансовыми механизмами, чем государственные органы.


Так, в начале 18 века, по своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5 всего крестьянства в стране История государства и права России. Учебник для вузов Под ред. С.А. Чибиряева. 1998. с.218 Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость


от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам. Церковные органы обладали и судебными привилегиями судебная компетенция церковной власти, простиралась прежде на всех церковных людей и крестьян, живших на патриарших, архиерейских и монастырских землях. К слову сказать, и в Соборном уложении 1649 г. преступления против церкви занимали первое место и стояли даже перед государственными преступлениями.


Государи Великой Руси на протяжении долгих веков пытались ограничить власть церкви, как экономическую, так и политическую. Самыми успешными были попытки Алексея Михайловича издавшего ряд указов, в частности запрещавшие церкви приобретать земли каким бы то ни было способом. Однако не всем правителям Руси удавалось противопоставить церкви ни законодательные не политические действия. Сильная зависимость исполнительной власти от духовенства не позволяла серьезно


поменять положение вещей, в итоге долгое время сохранялось двувластие, когда духовный чин является каким-то государством в государстве. Переломным моментом во взаимоотношениях церкви и государства стало царствование Петра I, законотворчеством и властью которого была проведена государственная реформа в корне изменившая взаимодействия государства и церкви. Актуальность данного исследования наряду с вышеназванными аспектами обуславливается следующими обстоятельствами Во-первых, потому что время царствование


Петра I это период бурного реформирование государства и права России, в том числе и реформирования взаимоотношения церкви и государства. Современная Россия также находится на стадии реформирования. И не смотря на то, что церковь уже давно не является второй властью, в нашей стране, по-прежнему, актуальна тема взаимодействия властных органов всеразличных уровней.


Во-вторых, безусловный интерес представляет анализ государственно-правовых актов принятых Петром I и устанавливающих основы устройства государственных органов и органов духовенства. Каждый из них серьезно повлиял на историю государства и права нашей страны. В-третьих, интересно выявление проблематики взаимодействия государства и церкви, а также способов решения обозначенной проблематики, как этапа истории государства и права


России. Изучение взаимодействия государства и церкви в 18 в. позволит нам по-новому взглянуть на разделение властей в современной России. Необходимо констатировать недостаточную разработку в юридической литературе исследуемой темы. Более того, подавляющая часть исследований носит исторический, а не юридическо-правовой характер. Большинство экспертов анализируют государственные реформы Петра I, в целом, и даже через призму военной реформы мы же видим основу последующего государственного


устройства именно в реформировании взаимодействия института церкви и государственных органов. Итак, цель данной работы рассмотреть юридическо - правовые аспекты взаимодействия государства и церкви 18 века, на основе уложений, артикулов и указов Петра I. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи - рассмотреть полномочия государственных и церковных органов к началу 18 века - проанализировать этапы и юридическо - правовое содержание реформы


государственных и церковных органов - подвергнуть разбору содержание уложений, артикулов и указов Петра I, коснувшихся взаимодействию государства и церкви - выявить значение проведенного реформирования взаимодействия государства и духовенства - рассмотреть полномочия государственных и церковных органов к концу царствования Петра I - в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию. В настоящее время есть несколько противоположных точек зрения на государственные реформы


Петра I от полностью идеализированных до крайне унизительных, наше же исследование будет проведено в духе юридическо-правовой призмы, в связи с этим в работе будут проанализированы тексты уложений, артикулов и указов времен царствования Петра I См.например Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова работы ученых-правоведов дореволюционного периода


См.например Кедров Н. Духовный регламент, в связи с преобразовательною деятельностью П. Великого - М. 1886 Никольский Н.Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т.III М. 1912 а также исследования по истории государства и права современного периода История государства и права России. Учебник для вузов Под ред. С.А. Чибиряева. 1998 Глава 1. Предпосылки реформы основ взаимодействия государства и церкви.


1.1 Полномочия церкви и государственных органов к началу 18 века законодательная, исполнительная, судебная власть. Середина XVII века ознаменована тем, что сословно-представительная монархия в Российском государстве постепенно начинает трансформироваться в абсолютную монархию. Однако этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Государственная власть сосредотачивалась в руках царя.


Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабе всей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжался финансами, был высшим судьей. Все государственные функции царь осуществлял при участии Боярской думы, земских соборов через систему приказов и воевод. В начале XVII века царская власть еще опиралась за


Земские соборы. Однако Собор 1653 года фактически был последним полноценным, собранным в полном составе. Соборы второй половины столетия состояли лишь из Боярской думы, высшего духовенства и выборных от столичных московских дворян и верхов посада. Уездного дворянства и посадских, как правило, не было. Но даже и такие соборы в конце столетия уже не собираются. Земские и губные старосты, т.е. управленцы на местах, сначала были подчинены назначенным из


Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Боярская дума теряла свое значение, власть же царя усиливалась. Состав Думы увеличивается до 94 человек за счет думных дворян и дьяков, что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Поэтому вполне закономерно, что царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками комнатой.


Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права царь указал, и дума приговорила. Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из охочих людей - начало будущей регулярной армии, что, как известно, является одним из и важнейшим атрибутом абсолютизма. Русское духовенство, в противовес единовластию и всевластию монарха, проводит идею единовластия патриарха,


не зависящего от царя, напротив, возвышающегося над ним в делах духовных, церковная верхушка видела единственное средство спасти свое положение в государстве в качестве привилегированной собственницы земельных владений. Становится понятным, почему вся высшая церковная иерархия, лично враждебная патриарху Никону, все же восприняла его идею и сделала ее своего рода знаменем, под прикрытием которого яростно выступила против секуляризационных попыток правительства царя


Алексея Михайловича. Аналогичная идея складывается к моменту начала царствования Петра Первого. Характерным выражением ее в это время служит Окружное послание, написанное патриархом Адрианом ко всей православной пастве вскоре после вступления своего на патриарший престол. Основная мысль, которая красной нитью проходит через все его Послание, это мысль Никона о превосходстве священства перед царством, т. е. защита церковного монархизма.


В этот период основным источником права является законодательный акт, получивший название Соборного Уложения, вступивший в действие 29 января 1649 года. Источниками Уложения были судебники, указы и боярские приговоры, указные книги приказов, градские законы греческих царей то есть византийское право, Литовский статут, новые постановления, внесенные составителями Уложения и выборными членами Собора, отвечавшие растущим классовым требованиям дворянства и посадских


людей. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича состояло из 25 глав, включавших 967 статей. После утверждения его подписали все участники Собора, что придавало ему особую авторитетность. Во второй половине XVII в. новые царские указы и боярские приговоры по-прежнему записывались в указные книги приказов. Их сборники составили новоуказные статьи. В отдельных регионах использовались и некоторые другие источники на


Украине - гетманские универсалы, а в городах так называемое магдебургско-хелминское городское право, в мусульманских регионах источником права являлся шариат. Повсеместно использовалось также обычное право. Особое место среди источников права занимают источники канонического церковного права. Важнейшим из них был так называемый Стоглав - сборник из 100 постановлений церковно-земского


Собора 1551 года в его работе кроме церковных иерархов участвовали царь, князья, бояре, думные дьяки. Собор занимался церковными вопросами борьбой с порочным поведением части духовенства пьянством, развратом, взяточничеством, ростовщичеством монастырей, организацией церковного суда и порядком его деятельности, церковными догматами. Но наряду с этим в нем содержатся нормы поземельного, финансового права, действие этих норм распространяется не только на духовных лиц, но и на мирян.


Особо следует отметить нормы брачно-семейного права, поскольку эта область правоотношений регулировалась преимущественно каноническим правом. Суд в этот период осуществлялся Царем, Боярской думой, приказами и местными органами управления. Действовала также вотчинная юстиция. Как отмечалось в п.1 Главы X Соборного уложения Суд государя царя и великаго князя


Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делати всем людем Московского государства, от большаго и до меныцаго чину, вправду. Также и приезжих иноземцев, и всяких прибыльных людей, которые в Московском государьстве будут, тем же судом судити и росправа делати по государеву указу вправду, а


своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливати, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных и избавляти обидящаго от руки неправеднаго ст.1 Главы Х. Соборного уложения 1649 года. По тексту Российское законодательство Х - XX веков. Том 3. -М. 1985 с. 83-257 Наряду с государственными судебными органами существовал церковный


суд. Судебная компетенция церковной власти, простиралась на всех церковных людей и крестьян, живших на патриарших, архиерейских и монастырских землях. Судебные полномочия церкви берут свое начало еще в Судебнике 1497 года. А попа, и диакона, и черньца, и черницу, и строя, и вдову, которые питаются от церкви божиа, то судить святитель или его судия. А будет простой человек с церковным ино суд вопчей.


А котораа вдова не от церкви божий питается, а живет своим домом, то суд не святительской - ст. 59 Судебника 1497г. К ведению духовных судов относился также разбор брачных и семейных дел, отношения между родителями и детьми, преступлений в недрах семейного союза нравственных наследственных дел. Уже в этот период из подсудности духовных судов были изъяты важные уголовные дела, а также дела, совершенные лицами, подлежащими разной подсудности. Такие дела разбирались местным судом, состоявшим из представителей


обоих судов, которым были подсудны спорящие А будет простой человек с церковным ино суд опчий ст. 59 Судебника 1497 г. Закон устанавливал, что гражданские дела духовенства и патронируемых церковью людей рассматривал церковный суд, а уголовные преступления были подсудны государственным судебным органам. Судебники 1497 и, следующий за ним Судебник 1550 г. постепенно ограничивали компетенцию духовных судов, расширяя при этом функции государственных судебных органов и подчиняя им все остальные суды, что способствовало


укреплению Русского централизованного государства. Высшим органом церковного управления и суда является московский митрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха. Смысл этой акции состоял в том, что если митрополит, хотя бы формально подчинялся константинопольскому патриарху, то с учреждением московской патриархии ее глава - патриарх по своему сану стал равен константинопольскому патриарху. Иными словами, Русская православная церковь становилась полностью независимой автокефальной


и ее центром и в формально-юридическом смысле становилась Москва. Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших церковных иерархов, но по традиции восточного православия, шедшей еще с византийских времен, утверждался в своей должности царем. 1.2 Предпосылки предстоящего государственного реформирования Предпосылки для государственного реформирования складываются еще к моменту начала царствования


Александра Михайловича. Незадолго до вступления его в царствования - в годы смуты в начале XVII в. роль церкви существенно возросла. После пресечения царской власти, когда правительство семибоярщины открыто предавало интересы народа иностранным интервентам, глава Православной церкви патриарх Гермоген выступил с призывом к возрождению русской государственности. Патриарх Гермоген, репрессированный правительством национальной измены и погибший в феврале 1612 г.


от голода в подвалах Чудова монастыря, в глазах русских людей того времени являлся национальным героем наравне с Мининым и Пожарским. Усилению роли церковных властей способствовал и тот факт, что с 1618 г. после возвращения из польского плена страной фактически правил отец юного царя Михаила Романова патриарх Филарет, присвоивший себе даже титул великого государя. Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской была предпринята в середине


XVII в. патриархом Никоном тоже носившим титул великого государя. Дело в том, что в связи с воссоединением Украины с Россией встал вопрос об унификации церковных книг и церковно-обрядовой практики. Однако часть верующих не согласилась с церковными реформами патриарха Никона и в частности, с его указом креститься не двумя, а тремя перстами.


Следствием этих реформ явился церковный раскол. Он определялся не столько богословскими факторами, сколько явился формой социального протеста против политики правительства и особенно усиления феодального гнета. Царизм использует репрессии против раскольников. Царь Алексей Михайлович активно поддерживал церковные реформы Никона. Патриарх Никон - человек немалого ума, обладавший властным и нетерпимым характером и сильной


волей, воспользовался этой поддержкой, чтобы поставить власть патриарха выше царской. Эта попытка окончилась его смещением из патриархов и ссылкой в один из дальних монастырей. Первые серьезные противоречия между государственными органами и духовенством возникают после принятия Соборного уложения 1649 года и последующих указов. Соборное уложение 1649 года, вопреки уставам св. Владимира и


Ярослава, впервые делало запрет на приобретение земель церковью. В гл.XVII, статье 42, 43 Уложения перечислялись все духовные власти и учреждения от патриарха до монастырей, которым впредь запрещалось принимать имения по духовным завещаниям на поминки усопших, как водилось в старину, под страхом конфискации в пользу государя ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии, советовав со отцем своим и богомолцем святейшим


Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со архимариты, и игумены, и со всем Освященным собором, и говоря с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми и с столники, и с стряпчими и з дворяны московскими, и з городовыми дворяны и детми боярскими указал, и собором уложили впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженых и купленых вотчин не покупати и в заклад


не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати никоторыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за архиепископы, и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати. А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати, а дати в монастырь родителем их денги, чего та вотчина стоит, или что умеръшей вотчине цену напишет в духовной.


А будет родители тоя вотчины себе взяти не похотят, и денег в монастырь не заплатят, и ту вотчину прикащиком продать сторонним людем, а деньги дать в монастырь по умершаго душе по духовной. А будет кто с сего уложения вотчину свою родовую, или выслуженую, или купленую продаст, или заложит, или по душе отдаст патриарху, или митрополиту, или архиепископу, или епископу, или в которой монастырь, и та вотчина взятии на государя безденежно, и отдати в роздачю челобитчиком, кто о той вотчине учнет


государю бити челом. А будет кто вотчинник какова чину ни будь или вдова постригутся, а за ними будут родовые, или выслуженые, или купленые вотчины, и им тех вотчин в монастыри не отдавать, а самим теми вотчинами постригщися не владети. Соборное уложение включило Главу XIII О Монастырском приказе а в ней 7 статей. Судебная же власть Церкви переходила в особое учреждение


Монастырский Приказ, созданный в 1649 г. Статья 1 Главы XIII гласила 1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких делех, по нынешнее государево уложение, суд даван в


Приказе Болшаго Дворца. А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, по челобитью столников, и стряпчих, и дворян московских, и городовых дворян, и детей боярских, и гостей, и гостиные, и суконные, и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и посадских людей, указал Монастырскому приказу быти особно, и на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри,


на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет, во всяких исцовых искех суд давати в Монастырском приказе Там же. Еще за несколько лет 1660 г. до утверждения Уложения, окружающими царя чиновниками высказываются следующие идеи царь сам мог созывать Соборы обязанностью его было озаботиться о прекращении вдовства


Церкви, церковное управление и суд исходят от царя, как от своего источника, царь имел право отбирать у патриарха данные ему полномочия по церковному управлению и, наконец, по-своему устраивать церковный суд и вручать его кому угодно. Там же Новопринятые Указы и Уложение воспринимают эти идеи, кроме того, как мы уже отметили, ограничивается экономическая и судебная функции церковных органов. Однако проведенное реформирование взаимодействия государства и


церкви сводится на нет рядом решений Собора проводившегося ежегодно в Москве. Прежде всего, Собор коснулся Монастырского Приказа. Как было сказано, это учреждение успело нанести чувствительный вред Русской Церкви, к пущей выгоде нескольких привилегированных бояр История государства и права России. Учебник для вузов


Под ред. С.А. Чибиряева. 1998. с.238 На Соборе 1667 года было сформулировано следующее понимание духовной и царской власти Да будет признано заключение, что Царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх в делах Церковных, дабы таким образом сохранилась целою и непоколебимою стройность церковного учреждения. Московский Собор 1675 года упраздняет действие Монастырского приказа.


Таким образом, налицо двувластие, когда царь принимает определенный указ, а церковь, путем Собора, ограничивает его действие. К концу 17 века духовенство и церковь является следующим после дворянства привилегированным сословием. Оно пользуется определенными сословными привилегиями духовенство и его дети освобождались от подушной подати рекрутской повинности подлежали церковному суду по каноническому праву за исключением дел по слову и делу государеву.


По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5 всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам. Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным.


С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей является божественной заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Но с другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от самодержавного монарха. Тем более, что подчинение православной церкви государству являлось


исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Глава 2. Содержание реформы взаимодействия государства и церкви. 2.1 Уложения, артикулы и указы, принятые в период царствования Петра I. Реформирования основ взаимодействия государства и церкви протекало в течение всего царствования Петра Первого. Условно данную реформу можно разделить на два этапа на каждом из которых принимались


акты направленные на изменение правового положения церкви, создания новых государственных органов и институтов. Первый этап 1701-1710гг На первом этапе фактически дублируются указы, ранее изданные царем Алексеем Михаловичем. Царским указом от января 1701 г. был восстановлен Монастырский Приказ, который учредил Алексей Михайлович и упразднил в 1675 г. Московский Собор. Соответственно, Петр приказал распустить


Патриарший Приказ, а управление церковными людьми и землями, печатание духовных книг, руководство духовными школами все это было передано Монастырскому Приказу. Указом 30 декабря 1701 г. царь отнял у монастырей право распоряжаться своими доходами, сбор коих был поручен тому же Монастырскому Приказу. Монастырский Приказ, по воле Петра, вмешался и во внутренний уклад монастырской жизни.


Велено было устроить перепись монашествующих, переходы из одной обители в другую запрещать, равно как и совершение новых пострижений без разрешения государя. Большинство из принимаемых Петром Первым указов указы дублирующие Уложение, а также ранее издаваемые указы Алексеем Михайловичем. Заметим, что параграфы о судебной компетенции Приказа фактически дословно совпадают с пунктами


Уложения царя Алексея Михайловича. На втором этапе реформирования создаются новые государственные органы, вновь пролонгируется действие актов времен царствования Алексея Михайловича. В 1711 г. вместо консилии министров наследнице Боярской Думы, Указом от 22 февраля 1711 года Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо


Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний был учрежден Сенат. Указ гласил Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления То есть, первоначально он должен был заменить царя на время его отсутствия в столице на время Прутского похода. Но затем Сенат получает функции высшего органа, координировавшего деятельность всех центральных органов


управления и непосредственно рассматривавшего по поручению царя дела текущего управления. Вскоре принимается Указ Петра Первого О послушании всех Сенату и его указам от 2 марта1711 года, который закрепляет 1. Повеливаем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным, так и мирским, военного и земского управления высшим и нижним чинам, что мы для всегдашних наших в сих войнах отлучках, определили


Управительственный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому под жестоким наказанием или смертию, по вине смотря. 2. И ежели оной Сенат, чрез сове ныне пред Богом принесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле, и кто про то уведает, тооднакож, да молчит до нашего возвращения. Таким образом, Сенат становится и высшим судебным органом и хранилищем законов.


Дело в том, что, исходя из принципа неограниченности власти царя, каждое его слово являлось законом. Но, чтобы отделить законы от текущих управленческих распоряжений, установился порядок, что законом являются лишь нормативные акты, утвержденные царем, зарегистрированные и опубликованные Сенатом в качестве законов. При Сенате учреждается ряд контор рекетмейстерская по принятию прошений на имя царя и жалоб на действия чиновников герольдмейстерская, контролировавшая службу дворян и регистрировавшая


дворянские фамилии и ряд других, создававшихся по мере надобности. Канцелярию Сената возглавлял обер-секретарь, который контролировал исполнение сенатских решений. Указом 15 июня 1714 г. Петр Первый подтверждает действие Соборного Уложения повелел всякого чина судьям всякие дела делать и вершить все по Уложению Полное собрание законодательства Российской


Империи, 1830 г. т. VI. п. 3718 Как образец для дальнейшей государственной и церковной реформы, был взят опыт европейских протестантских государств, где, наряду с прочими государственными аппаратами, существовал подобный аппарат и в церковной сфере. Прежде всего Швеции. В то время особенно были модны так называемые коллегии. Со времени первой своей заграничной поездки в Англию


Петр сразу заинтересовался коллегиальной системой управления и с тех пор непрерывно собирал материал для коллегиальной реформы. В подтверждение сказанного достаточно привести текст Указа Петра Первого о сочинении Коллегиями законопроектов регламентов на основании шведских законов, от 28 апреля 1718 года Всем коллегиям надлежит ныне на основании Шведского Устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в


Шведском Регламенте неудобны, или с сетуацией сего государства несходы, и оные ставят по своему разумению В 1717 году по Указу Петра первого вводится институт армейских священников во главе с обер-священником. В октябре 1717 года после очередной поездки за границу Петр назначает десять президентов в 10 спроектированных коллегий, среди которых пока ещ предусмотрительно нет коллегии по делам церковным. А параллельно он приказывает


Феофану писать проект и для духовной коллегии, так называемый Духовный регламент И это все делается пока в тайне от церковной иерархии. Петр Первый окончательно утверждается в мысли, что в государстве с монаршинским правлением соборная форма коллегиальная совершеннее и лучше единоличного правительства2. К февралю 1720 года проект Духовного регламента был подготовлен, и 23 февраля


Петр посылает Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали по этому поводу сво мнение, чтоб ремарки поставили i на каждой ремарке экспликацию вины дела. Уже 24 февраля 1720 Петр Первый издает Указ Сенату о подписании Регламента Духовной Коллегии. Понеже вчерас от вас я слышал, что проэктъ Духовной Колегиi как архиеереi, так i вы слушали i приняли все за благо, того ради надлежит архиеером


i вам оной потписат, которой потом i я закреплю. В целях принятия Регламента Духовной Коллегии, Правит. Сенат издает Указ от 9 марта 1720 года О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии. Текст Регламента с посльными рассылался всем духовным лицам.


И как закреплено в Указе, А буде кто подписыватца не станет, и у того всять на писме за рукою, какой ради причины онои не подписываетца, чтоб о том показали имянно. В результате, проект был принят 25 января 1921 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. После такой решительной победы Петра над духовенством он дат год срока для того, чтобы под этим подписались


и остальной епископат. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось. Как отмечают исследователи-историки, иерархи, которые пытались воспротивиться подписанию документа, после определенной порции угроз ломались, и их подпись появлялась под


Регламентом. Духовный регламент получили официальное название Регламент или устав духовной коллегии далее по тексту Регламент. Основная есть суть видна из следующей цитаты из Регламента Понеже в единой персоне не без страсти бывает к тому ж не наследственная власть, того ради вящшее не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть


Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная не без


Нашего соизволения. Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырем Советникам, четырем Ассесорам Там же. Таким образом, без какого бы то ни было Собора, даже без подобия Собора, была произведена реформа Высшего церковного управления. И сделано было все в необычном для


Церкви порядке, но уже обычном для государства - манифестом императора за подписью Сената. Фактически Духовная коллегия дополнила реестр ранее утвержденных коллегий Реэстр Коллегиям. О должности Коллегий, что в которой управлять надлежит 1. Чужестранных дел что ныне Польской Приказ. Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными Государствы, и приезды Послов и Посланников, и приезды курьеров и других иноземцев.


2. Камор или казенных сборов. Всякое расположение и ведение доходов денежных всего Государства. 3. Юстиция то есть расправа гражданских дел. Судныя и розыскныя дела в той же Коллегии в ведении и Поместной Приказ. 4. Ревизией. Счет всех Государственных приходов и расходов. 5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела, которыя были ведомы в


Военном Приказе, и которыя прилучаются во всем Государстве. 6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими. 2.2 Содержание нового государственного права. Итак, с появлением Синода фактически была завершено строительство абсолютной монархии. В 1722 году Петр I издает манифест Самодержец Всероссийский, декларирующий подчиненное положение


Церкви по отношению к монарху и обосновывающий создание Духовной Коллегии для руководства всеми сторонами церковной жизни. Находит это отражение и в других основных актах Российской Империи. В Военном Артикуле было закреплено Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах не должен дать ответа, но силу и власть иметь свои государства и земли, яко христианский


государь, по своей воле и благомнению управлять. В Духовном Регламенте выражено Монарха власть есть самодержавная, которой повиноваться Сам Бог за совесть повелевает. Синод становится частью государственного аппарата. Происходит вторжение в духовное управление. Так, например, по указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить измену


или бунт. В 1722 году Петр Первый издает Указ, ограничивающий рамки духовного сословия только священнослужителями и их прямыми наследниками, что в последующем сделает большинство дьяков и пономарей и членов их семей кабальными людьми. Более 35 мужского состава приходского духовенства в результате было исключено из духовного сословия. Большинство историков делают вывод, что Петр Первый поставил цель по ослаблению и изведению монашества.


Каковы причина На наш взгляд она заключается в следующем монашество было освобождено от податей и государственной службы, чего Петр Первый, как государственник просто не мог позволить. В этих целях в период с 1715 по 1725 года издается множество, зачастую противоречивых актов. 26 января 1723 г. Петр Первый издал Указ в котором велит отныне впредь никого не постригать, а на убылые места определять отставных солдат. В прибавлении к


Духовному Регламенту от мая 1722 года определено кого и как принимать в монахи, до мелочей регламентируется внутренняя жизнь в монастырях. Весьма монахам праздным быти да не попускают настоятели, избирая всегда дело некое, а добре бы в монастырях бы завести художества. Волочащихся монахов ловить и никому не укрывать. Монахам никаких по кельям писем, как выписок из книг, так и грамоток советных без собственного ведения настоятеля никому не писать, чернил и бумаги не держать.


Монахиням в мирских домах не жить, ниже по миру скитатися ни для какой потребы. Скитков пустынных монахам строити не попускати, ибо сие многи делают свободного ради жития, чтобы от всякой власти и надсмотрения удален жити возмогл по своей воле и дабы на новоустрояемом ските собирать деньги и теми корыстовался . Монахам разрешено выходить из монастыря только четыре раза в год. Запрещено переходить из монастыря в монастырь. Пострижение в монахи разрешается исключительно с разрешения


царя. В случае смерти монахов монастырский приказ посылал в монастыри нищих, неизлечимых больных, сумасшедших и непригодных к работе каторжан Никольский Н.Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т.III М. 1912. с.69 Как указывает Зызыкин Он занят был сам преобразованием материальных сил народа, смотрел на подданных исключительно с государственной точки зрения, требовал чтобы решительно никто от такой именно службы не уклонялся,


и монашеское отрешение от мира для него казалось тунеядством. Такая узко материалистическая точка зрения Петра простиралась и на духовенство. Монастыри перестают быть центром молитвы, подвига и связью с миром, прибежищем для обездоленных, а превращаются в монастырские богадельни, лазареты, теряют свой собственный смысл. Вся крайность петровского утилитарно материалистического воззрения сказалась в этой реформе монастырей,


потребовавшей от монахов материального служения обществу, при убеждении в беспомощности их духовного служения, и уронившей значение монастыря. В целом, характеризуя государственное право сложившееся к концу царствования Императора Петра Первого, можно сказать, что впервые было создано гармоничный государственный аппарат и государственное право. Петр Первый создал сложную систему административных органов с идеей разделения власти административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под контролем


Сената и прокуратуры и в областном управлении допускала активное участие сословных представителей дворянских земских комиссаров и городских в магистратах. Для каждого органа входящего в административный аппарат действовала инструкция, имеющая силу закона будь то регламент или указ. В целях унификации работ коллегий и других государственных органов 28 февраля 1720 года Петр Первый издает Указ в результате которого принимается


Генеральный регламент Полное название Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют Одновременно с реформой государственного аппарат шло реформирование и административного деления империи. Указом от 18 декабря 1708 года принимается положение об учреждении губерний и росписании городов к


ним. Формируется и городское право право местного самоуправления, так, 16 января 1721 года принимается Регламент или Устав Главного Магистрата. Глава 3. Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви. Итак, к концу царствования Петра Первого Российская Империя получает механизм для управления духовными делами, который становится частью государственного


аппарата. Мы уже отмечали, что многие исследователи относятся крайне отрицательно к церковной реформе Петра Первого, однако такая реформа оценивается ими через призму духовности и морали, в наши же цели входит рассмотрение исключительно юридическо-правовых результатов реформирования. На наш взгляд такое реформирования с точки зрения государственного, правового подхода можно оценить только как положительное. Во-первых, была решена проблема двувластия двувластия церкви в лице


Патриарха, иных церковных чинов и государственных органов законодательная, судебная, исполнительная. Во-вторых, была создана централизованная система управления государственными органами, в том числе и церковью с помощью духовной коллегии. Была проделана работа по созданию четкой иерархии духовных чинов, их распределение на определенные территории, что в целях проведения Губернской реформы имело особое значение. В-третьих, была произведена унификация, и даже кодификация


ряда правовых актов. О том, что реформа была результативна, говорит и тот факт, что такая система разделения полномочий государства и церкви продержалась вплоть до революции 1918 года, когда отношения государства и церкви были поставлены совершенно на иной лад. Были, конечно же, и недостатки реформы. Прежде всего это недостаточность законодательного разделения полномочий Сената и Синода, как мы отмечали, на практике возникала конкуренция данных государственных органов.


Как отмечают историки, еще один недостаток слишком много членов синода напомним, что их количество достигало 12 человек. Большинство историков отмечают, что при таком количестве членов в рамках коллегии трудно были прийти к одному мнению, возникала конкуренция, споры. Но этот недостаток одновременно является и достоинством, т.к. схож с демократическим принципом коллегиального принятие решений. Значение реформы взаимодействия государства и церкви, как мы уже неоднократно отмечали,


заключается в единой централизованной системе управления государством Российской империей. Заключение. Современная Россия вернулась к патриархальному устройству церкви. С 1917 года в России нет Синода и соответственно не действует Духовный Регламент. Церковь вновь управляется Патриархами и не подчинена государству. Однако и современная Россия официально не религиозное, светское государство, поэтому и управление церковью


не имеет такого значения как во времена царствования Петра Первого. Естественно, что современная церковь не имеет уже не судебной, ни государственной власти. Раньше Церковь, как самостоятельное от государственной власти учреждение, могла и развиваться самостоятельно в самой себе, параллельно государству и независимо от него. Так продолжалось фактически до середины 17 века. С принятием


Соборного уложения 1649 года духовенство лишается права приобретения землей, учреждается Монастырский приказ для управления церковными вотчинами. Однако нововведенные положения вскоре отменяются, и церковь получает все свои полномочия обратно. Тем не менее, обостряется проблематика двувластия сложившейся между государственными органами царем, приказами и церковью духовенство, в противовес единовластию и всевластию монарха, проводит идею единовластия


патриарха, не зависящего от царя, напротив, возвышающегося над ним в делах духовных, церковная верхушка видела единственное средство спасти свое положение в государстве в качестве привилегированной собственницы земельных владений. С приходом к царствованию Петра Первого, такая проблема, путем поэтапного реформирования была решена. После реформы проведенной Петром Первым церковь должна была действовать как одно из государственных


учреждений, наряду с другими государственными учреждениями по предписаниям верховной власти под наблюдением и руководством из офицеров, человека доброго и смелого, как говорит Указ о назначении обер-прокурора 11 мая 1722 года. Теперь и Церковь обращается уже не только с увещанием, исходя из нравственного убеждения, а как правительственное учреждение, издающее юридически обязательные акты, неисполнение которых карается силой государственных


законов. Церковь уже не сила нравственно-воспитательная, а учреждение, в котором физическое принуждение возводится в систему. На наш взгляд можно говорить преимущественно о положительных аспектах реформирования правового положения церкви. Была создана централизованная система управления государственными органами, в том числе и церковью с помощью духовной коллегии. Была проделана работа по созданию четкой иерархии духовных чинов, их распределение на определенные


территории, что в целях проведения Губернской реформы имело особое значение. Была произведена унификация, и даже кодификация ряда правовых актов. Как мы уже отметили, в современной России возвращение к синоидальной церкви не имеет смысла, т.к. Россия светское государство, однако в период, когда проводилась реформа иного варианта и быть не могло. Несмотря на то, что это был шаг к укреплению абсолютной монархии, это был и первый шаг к разделению


властей. Так как церковь стала официально частью государственной власти, наряду с сенатом, императором, коллегиями, это в последующем сыграло роль в выделении судебной власти. В заключение хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что это была нужная и вовремя проведенная реформа. Только с проведением реформы церковного аппарата можно было завершить создание единого государства Российской Империи. Похожая по форме реформа происходила и происходит и в современной


России, поэтому исторический опыт нашей страны может сыграть вспомогательную роль и даже стать примером решения возможных проблем будущего России. Список использованной литературы. 1. Указы, положения, артикулы и иные законодательные акты 2. Судебник 1497 года 3. Судебник 1550 года 4. Соборное уложение 1649 года 5. Указ Петра Первого О сочинении Коллегиями законопроектов регламентов на основании шведских законов,


от 28 апреля 1718 года Всем коллегиям надлежит ныне на основании Шведского Устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в Шведском Регламенте неудобны, или с сетуацией сего государства несходы, и оные ставят по своему разумению 6. Указ Правит.Сената от 9 марта 1720 года О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной


Коллегии 7. Указ от 22 февраля 1711 года Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний 8. Указ Петра Первого О послушании всех Сенату и его указам от 2 марта 1711 года 9. Указ Петра Первого о сочинении Коллегиями законопроектов регламентов на основании шведских законов от 28


апреля 1718 года 10. Указ Свят. Синоду О решении дел, не терпящих отлагательства, временно, до утверждения царем, совместно с Правит. Сенатом от 13 июля 1722 года 11. Указ Петра Первого Свят. Синоду об учреждении, под его ведением, судебного органа Коллегии и об определении Синодом ее компетенции и лиц, подсудных ей, от 8 февраля 1723 года 12. Указ Петра Первого Сенату от 11 мая 1722 года О выборе из офицеров кандидата в обер-


13. прокуроры Свят.Синода, о снабжении его инструкцией 14. Указ Петра Первого от января 1701 г. о восстановлении Монастырского Приказа. 15. Указ от 15 июня 1714 г. о подтверждении действия Соборного Уложения. 16. Указ Сенату от 24 февраля 1720 о подписании Регламента Духовной Коллегии. 17. Генеральный регламент от 28 февраля 1720 года 18.


Верховский П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент Ростов-на-Дону 1916. 19. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра Первого редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитные и иностранные источники Под ред. Сыромятникова Б.И. Т.1, Т.2. М Л. Академия наук. 1945. 20. Духовный регламент, тщанием и повелением всепросветлейшего,


державнейшего государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санктпетербурге 4-е изд. -Москва Синодильная типография,1897. 21. Кедров Н. Духовный регламент, в связи с преобразовательною деятельностью


П. Великого - М. 1886 22. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. М. Мысль. 1995. 23. Никольский Н. История русской церкви. М. Манускрипт. 1998. 24. Никольский Н. Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т.III М. 1912. 25. Реформы Петра


I. Сборник документов. Сост. В.И.Лебедев. М Гос.соц эк.изд-во, 1937. 26. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.