Реферат по предмету "Международные отношения"


ЕС и преспективы его расширения

Содержание. Введение. I. История возникновения Европейского союза.
II. Европейский союз сегодня III. Перспективы расширения Европейского союза. IV.Влияние расширения ЕС на Россию. Заключение. Список использованной литературы.

Введение.

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных региональных организаций является Европейский Союз (ЕС). Эта международная организация привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению. Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. Это объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - все это вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества - так называемых региональных организациях. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС. История имеет множество примеров различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако ЕС, без сомнения, образец абсолютно иных мотивов интеграции. 1. История возникновения Европейского союза. Европейский союз, насчитывающий ныне и своем составе 25 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мирон войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западно-европейская интеграция подталкивалась вперед непосредственно конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. В мае 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил создать Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В апреле 1951 года шесть государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали договор о создании ЕОУС, которое образовалось в следующее году. Оно включало: Верховный орган в составе девяти членов, действовавший по принципу большинства голосов и имевший полномочия принимать решения, выносить рекомендации, взимать сборы с предприятий, налагать штрафы и в целом контролировать производство и инвестиции в шести странах; суд, уполномоченный определять правомерность решений и рекомендаций Верховного органа; совет министров и ассамблею, имевшую право оценивать деятельность Верховного органа и двумя тремя голосов отправлять в отставку совет министров К началу 50–х годов к Совету Европы присоединились на европейской арене Объединение угля и стали и образованное вслед за ним Европейское оборонительное сообщество, и в 1952 году было решено объединить эти три органа. К 1955 году все шесть членов ЕОУС созрели для созыва официального совещания, обравшегося в Мессине, на котором они постановили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В марте 1957 года в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и Евратома. С начала 1958 года обе организации были созданы, а ещё через год начали функционировать. В 1967 году они были объединены с ЕОУС. Римский договор учредил структуру из четырёх частей: совета министров, комиссии, парламента и суда. · Суду, состоявшему из семи членов, поручалось обеспечивать соблюдение и толкование законов Сообщества. · Однопалатный парламент был, прежде всего, дискуссионным органом. Он обладал лишь зачатками тех полномочий, которые накопились с течением времени у национальных парламентов. Он мог отклонять, но не корректировать бюджет Сообщества и отправлять в отставку комиссию целиком, но не частично; он принимал ограниченное участие в выработке законодательства, но не контролировал совет министров. · Члены комиссии занимались исключительно делами Сообщества в штаб – квартире в Брюсселе. · Совет министров, представлял собой несколько государств – членов Сообщества, целью которых было обеспечить то, чтобы Сообщество было скорее коллективом наций, чем наднациональным образованием: совет министров ЕЭС главенствовал над комиссией в Брюсселе. Самые значительные прения и решения, касавшиеся развития ЕЭС, проходили и принимались в совете министров и вращались не вокруг распределения власти среди главных органов Сообщества, а вокруг осуществления полномочий в самом совете – т.е. какие вопросы могут решаться большинством, а какие единогласием. На первом этапе экономической интеграции, который должен был занять и занял 12 лет, были проведены мероприятия в области торговли: был создан таможенный союз с единым внешним тарифом, внутри стран были отменены все тарифы и квоты. На втором этапе планировалось создать более широкий экономический союз, предполагавший единую сельскохозяйственную политику (ЕСП), свободное движение рабочей силы и капитала, согласование социальной политики, закона, стандартов в области здравоохранения и безопасности, а также создание валютного союза с единой валютой и единым центральным банком.
В 1973 году первым шести членам присоединилась Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия, в 1995 году - Австрия, Швеция и Финляндия. В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли «Общий рынок», ибо процесс интеграции действительно начался с либерализации внешней торговли. Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя па своем пути одну веху за другой.
В 1958-1968 гг. («переходный период» становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и уста­новлен особый режим наднационального регулирования ее про­изводства и сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общин режим регулировании цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренною пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС. В целом, к середине 1968 года в EЭC сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной; а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту за­падноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни. Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем странам - членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их развития. Оно повлекло за собой ослабление национально-государственных систем регулирования экономики, при этом не были созданы компенсирующие межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования. Отмеченные и другие не обстоятельства побудили страны - члены ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), которая, однако, потерпела провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития (экономическая дивергенция) в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х и. С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своею рода валютный коридор в ±2,25%, названный в публицистике «валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%). С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач полого этапа научно-технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной (например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и нe участвовала в их деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран - членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера. Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (иступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно-технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС. Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий па пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС. Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:
· во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС; · во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
· в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). Она вытеснила из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро не просто расчетная единица, но и полноценная валюта, функционирующая как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро регулирует созданный Центральный банк ЕС. 2. Европейский союз сегодня.

На данный момент количество стран, входящих в Евросоюз составляет 25 членов: Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Германия, Греция, Финляндия, Франция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Нидерланды, Великобритания (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок. 1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство. Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз). ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов. ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).
3.Перспективы расширения Европейского союза.

В день расширения ЕС 1 мая председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил, что расширение стало первым и последним "большим взрывом" для Европейского союза. В дальнейшем ЕС будет расширяться незначительно, принимая новых членов малыми группами. Болгария и Румыния, официальные кандидаты на членство в Евросоюзе, надеются войти в него уже к 2007 году. Большинство аналитиков склоняются к мысли, что это произойдет позднее, возможно, в 2008-2009 годах. Во-первых, Еврокомиссия в своих последних отчетах отметила недостаточный прогресс в реформах в Румынии, заметно отстающей от Болгарии. Во-вторых, в начале 2004 года официальные заявки на членство в ЕС подали Хорватия и Македония, переговоры с которыми могут начаться уже к концу года. В Брюсселе склоняются к варианту одновременного вступления нескольких стран, а поэтому Болгарии и Румынии, вероятно, придется ждать завершения переговоров с более богатой Хорватией, а также с Македонией. Комментируя нынешний этап расширения, Романо Проди заявил, что ЕС оставляет возможность членства для стран "западных Балкан" - брюссельский эвфемизм для обломков бывшей Югославии. "В Брюсселе полагают, что экономическая интеграция в рамках Евросоюза поможет уменьшить вероятность вооруженных конфликтов, как это в свое время произошло между Францией и Германией. Войны на Балканах в 90-е годы и миллионы беженцев, направившиеся в страны Евросоюза, оказали серьезное негативное воздействие на экономику Европы. Именно поэтому ЕС потенциально готов принять очень бедные по европейским меркам страны - Албанию, Боснию или Сербию", - говорит директор отдела Восточной Европы Economist Intelligence Unit Лаза Кекич. Однако г-н Проди при этом заявил, что такие страны, как Украина, Россия, Молдавия, Грузия или Белоруссия, не должны ожидать, что смогут когда-нибудь вступить в ЕС. Таким образом, он повторил тезис еврокомиссара Фрица Болкенстайна о "пределах Европы": географическое расширение ЕС должно быть ограничено, чтобы позволить Евросоюзу интегрироваться "вглубь", осуществляя внутренние реформы. "Если с Россией все понятно (она слишком большая, простирается до Тихого океана и имеет свою собственную повестку дня), то для Украины, например, такие перспективы довольно печальны, потому что перечеркивают все ее попытки ориентироваться на Европу", - говорит аналитик исследовательского центра World Markets Research Council Дарио Тебурн. Политически это может стать ударом для Киева, особенно если учесть, что негативные экономические последствия расширения ЕС на Украине скажутся значительно сильнее, чем на России. Несмотря на то что действие соглашения между ЕС и Россией распространяется на страны - новые члены союза, о чем Москва и Брюссель договорились лишь в конце апреля, Россия понесет некоторые убытки (из-за антидемпинговых пошлин на российские алюминий, сталь, удобрения), объем которых исчисляется десятками миллионов долларов в год. Украине расширение ЕС будет стоить 0,5% роста ВВП в год - так как соседние рынки (особенно очень важный торговый партнер - Польша) вводят заградительные пошлины на многие виды украинского экспорта. "Особенно сложно Украине будет понять, если ее оставят за рамками европейской интеграции (даже если речь будет идти о 2020 годе), в то время как членство в ЕС будет предложено Турции", - полагает Тебурн.
В конце 2004 года ЕС обещает начать переговоры с Турцией, которая ждет ответа на свою заявку с 1987 года. Вопрос потенциального членства Турции в «христианском клубе» расколол политические круги Евросоюза. Ведь к 2020 году население Турции составит 82 млн человек и превысит население Германии. В том случае, если Турция вступит в ЕС, по системе распределения голосов она получит максимальное количество, эквивалентное голосам 15 самых маленьких по населению членов союза. Учитывая диспропорцию в уровнях доходов, такие перспективы вызывают в Европе понятные опасения. И хотя Романо Проди заявил, что Турции дорога в Евросоюз по-прежнему открыта, большинство опрошенных «Экспертом» аналитиков полагают, что в обозримой перспективе полное членство в ЕС этой стране не светит. Хотя переговоры о вступлении могут начаться довольно скоро (чтобы ускорить объединение двух частей Кипра), они могут растянуться на десятилетия и привести к подписанию соглашений лишь о свободной торговле.
Схемы с частичной интеграцией (с открытием лишь товарных рынков) ЕС в будущем может предложить и другим соседним странам — тем же Украине или России. «Соглашение о свободной торговле — куда более конкретный механизм возможных взаимоотношений ЕС и России в будущем, чем аморфное Общеевропейское экономическое пространство, которое Брюссель предлагает Москве сегодня», — полагает Дарио Тебурн. Нужно сказать, что ситуация в ЕС сложилась совсем не простая - Странам Восточной Европы, чтобы преодолеть экономическое отставание от Западной Европы, потребуется от 40 до 60 лет. Утрата же политической самостоятельности новых членов ЕС может негативно отразиться на их экономической политике. График 1. Число лет, требующихся новым членам ЕС, чтобы догнать старых. «Историческим событием, завершившим разделение Европы и поставившим точку в холодной войне» назвал состоявшийся 1 мая прием в ЕС десяти новых членов президент Еврокомиссии Романо Проди. Правда, Большая Европа тут же оказалась расколотой на два лагеря, но уже не на Запад и Восток, а на противников и сторонников расширения — представители обеих точек зрения есть как среди старых членов Евросоюза, так и среди новых. Сторонники полагают, что благодаря расширению союза европейская интеграция углубится, а экономика ЕС усилится. Противники же, указывая на неэффективность раздутой бюрократии, предрекают экономические проблемы, рост безработицы, масштабные миграции с востока на запад. Последние недели перед официальным расширением были отмечены политической напряженностью в странах как старой, так и новой Европы. Чем ближе было предстоящее объединение, тем сильнее становились опасения, что, вопреки обещаниям, ничего хорошего в экономическом плане рядовому обывателю оно не принесет. По обе стороны границы активизировалась деятельность радикальных националистических партий, выступающих против предстоящего объединения, а на выборах в Словакии чуть было не победил «антиевропейский» националист Владимир Мечьяр. Налогоплательщики старого ЕС крайне озабочены тем, что они будут вынуждены финансировать обещанные новичкам субсидии и дотации из своего кармана. А в Германии, основном доноре ЕС, задавленный огромными налогами крупный бизнес бежит из страны, провоцируя сокращение бюджетных поступлений и рост безработицы. Перспективы жителей государств, присоединившихся к ЕС, выглядят немногим лучше. Объем обещанных дотаций по мере приближения официальной даты объединения несколько раз радикально сокращался. Очевидно, что дотации не покроют тех потерь, которые понесет старый «неконкурентоспособный» бизнес, такой, например, как сталелитейные заводы в Польше или местное сельское хозяйство, которое начнет получать ощутимые субсидии ЕС лишь через десять лет. Восточная Европа не сможет также в ближайшее время продавать свою недорогую продукцию на новых больших рынках ЕС. Чтобы защититься от наплыва дешевых товаров из Восточной Европы, в ЕС уже принято постановление, запрещающее продавать там подавляющее большинство восточноевропейских продуктов питания, так как они якобы не соответствуют общепринятым в ЕС стандартам качества. Приняты также меры по ограничению свободного перемещения рабочей силы из Восточной Европы в Западную — на ближайшие семь лет. Восточноевропейские политики считают, что все эти потери будут с лихвой восполнены теми дивидендами, которые принесут их экономикам значительные инвестиции крупных западноевропейских компаний, выносящих свое производство из Западной Европы в Восточную. Именно за счет этих вливаний по темпам экономического роста восточноевропейскиие страны в последние годы значительно опережают своих богатых западных соседей. Однако подобная уверенность выглядит наивной в преддверии тех серьезных политических изменений, которые должны произойти в ЕС в ближайшем будущем. Новые члены ЕС — самые бедные в союзе. Средний уровень ВВП на душу населения в этих странах составляет всего 47% от этого показателя в 15 старых членах ЕС. Тогда как население Евросоюза в результате расширения выросло на 20%, суммарный ВВП — всего на 4%. В предыдущие волны расширения даже бедные по европейским меркам страны были относительно богаче. Так, в 1973-м в ЕЭС вступила бедная тогда Ирландия с ВВП на душу населения 60% от среднего по ЕС. Сейчас же членами ЕС стали, например, Латвия и Литва, где средний подушевой ВВП не достигает и 40% от среднего по Евросоюзу. После расширения Евросоюз стал заметно беднее: средний размер подушевого ВВП снизился с 24,1 тыс. до 21 тыс. евро. Восточноевропейские государства хотели бы повторить опыт Ирландии, которая из слаборазвитой страны на периферии Европы превратилась в одну из самых динамичных и быстрорастущих экономик — с 1973 года «кельтскому тигру» удалось увеличить душевой ВВП с 60 до 117% от среднеевропейского уровня. Интересен также пример Испании, где эффективно расходовались субсидии ЕС на развитие инфраструктуры, что позволило снизить безработицу и создать современную экономику — за восемнадцать лет членства в ЕС Испании удалось повысить свой душевой ВВП с 55 до 84% от среднего по ЕС. В отличие от старых членов ЕС (например, Британии, Швеции и Дании) у новичков нет возможности отказаться от присоединения к общеевропейской валюте. Как только новые члены союза будут удовлетворять Маастрихтским критериям (размер дефицита бюджета, госдолга и инфляции), они обязаны будут отказаться от национальных валют и ввести евро. Новые члены ЕС особой ностальгией по собственным валютам не страдают и неоднократно заявляли о готовности перейти на евро как можно скорее. В качестве наиболее вероятных сроков назывались даже 2006-2007 годы. Впрочем, такие сроки для большинства новых членов могут оказаться чрезмерно оптимистичными. Так, Польша, Венгрия и Чехия уже много лет формируют свои бюджеты с дефицитом в 5-7% — больше, чем это позволяют Маастрихтские критерии (3%). «Чтобы решить проблему бюджетного дефицита, им потребуется провести довольно жесткие реформы, что потребует времени. Поэтому самые большие из новых членов ЕС, скорее всего, смогут перейти на евро позднее, после того как это сделают меньшие страны с более стабильными финансами», — говорит Ник Редман из EIU.
«Маленькие» — это Кипр, Литва, Эстония и Словения. Эти четыре страны выразили готовность присоединиться к обменному механизму ERM-2, жестко привязав свои валюты к евро, уже в этом году (Эстония с момента создания кроны в 1992 году использовала привязку сначала к немецкой марке, а затем к евро). Это позволит им перейти на евро уже в 2007 году. Для «больших» же стран-новичков переход на евро, по мнению большинства наблюдателей, откладывается на 200-2010 годы.
Правда, «ирландское чудо» может получиться не везде: у Восточной Европы есть риск повторения неудачного опыта Греции, где неэффективные инвестиции правительства в государственный сектор привели к торможению роста и десятилетней стагнации. Причины для опасения есть. Во-первых, объем централизованных субсидий новым странам — членам ЕС будет весьма скромным. В ближайшие годы польские или венгерские крестьяне получат лишь четверть от тех аграрных субсидий, что получают фермеры во Франции или Испании. Из структурных фондов новичкам ЕС также достанется немного — в пересчете на душу населения в десять раз меньше, чем Испании или Португалии. Изменения к лучшему могут произойти в бюджетный период 2007-2013 годов, но новым странам-членам придется очень упорно добиваться пересмотра нынешних условий. Во-вторых, не факт, что финансовая помощь Евросоюза будет использована эффективно. Государственные органы, особенно на местном уровне, в странах Восточной Европы особой эффективностью не отличаются. Таким образом, экономические проблемы в новых странах Евросоюза не так уж невероятны. Недостаток аграрных субсидий ЕС может негативно сказаться на их сельском хозяйстве. Хотя этот сектор обеспечивает всего несколько процентов ВВП, именно на него приходится немало занятых, например, в Польше — 27%. Если в польском аграрном секторе начнется кризис, крестьяне пополнят ряды безработных, которых в Польше и так 17,5% от работоспособного населения. Кроме того, восточноевропейским странам еще предстоят некоторые важные структурные реформы, в том числе завершение приватизации угольной промышленности, энергетики и металлургии. Из-за реформ занятость в этих отраслях снизится, и инвестиции понадобятся, чтобы создать для бывших металлургов и шахтеров новые рабочие места. Если же инвестиций окажется недостаточно, тысячи человек окажутся на улицах, чего очень опасаются в старом ЕС. Впрочем, даже при благоприятном развитии событий и сохранении нынешних более высоких темпов роста вряд ли новым членам ЕС удастся быстро достичь уровня жизни западноевропейских стран. Так, по оценкам исследовательского центра Economist Intelligence Unit (EIU), чтобы догнать своих западных соседей по уровню душевого ВВП, таким странам, как Чехия или Польша, понадобится от 40 до 60 лет.
4. Влияние расширения ЕС на Россию. Страны ЦВЕ, вступившие в Евросоюз, являются для России важными рынками сбыта топлива и получения валютных доходов: в 2001 г. на их долю приходилось свыше 23% экспортируемого газа, 27% нефти, 10% угля, 77% тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов). Интеграция региона в европейские структуры может привести к крупным экономическим потерям для России в связи с возможным сокращением экспорта нефти, газа и ядерного топлива. Незначительные запасы нефтегазового топлива в регионе, созданная в период существования СЭВа и СССР инфраструктура доставки (нефтепровод “Дружба”, газопроводы “Братство”, “Союз” и др.), технологическая приспособленность промышленности этих стран к российскому сырью, а также конкурентоспособные цены обеспечивают высокий спрос на российские энергоносители. Россия является традиционным поставщиком ядерного топлива (ТВЭЛы) в Болгарию, Венгрию, Литву, Словакию и Чехию для построенных в этих странах на основе технического содействия СССР и по советской документации атомных электростанций. Российские компании, в свою очередь, с учетом разницы во внутренних и мировых ценах на энергоносители заинтересованы в устойчивом вывозе топлива, в том числе в страны ЦВЕ. Со всеми странами региона РАО “Газпром” заключил контракты о долгосрочных поставках газа на условиях “бери-или-плати”, гарантирующие объемы экспорта и минимальные цены. В период 1994-2001гг. экспорт нефти возрос более чем в два раза - с 20 млн.т. до 42 млн.т. Увеличение поставок в основном связано с расширением потребностей динамично развивающейся промышленности Польши. На ее долю приходится свыше 11% общего объема поставок и 43% - в регион ЦВЕ. Экономическое сотрудничество России с Балтийскими государствами так же во многом основано на том, что через эти страны осуществляется транзит российского топлива. Но возникают проблемы: “Лукойл” пытался принять участие в приватизации латвийских портовых сооружений в Латвии, но столкнулся с серьезными сложностями. Продукция российских НПЗ (топливный мазут, дизельное топливо и бензин) экспортируется в основном в Прибалтику для последующего вывоза в третьи страны. В связи с переходом на более высокие нормы ЕС в регионе расширили потребление высококачественных неэтилированных сортов бензина, в то время как наша страна производит бензин недостаточно высокого качества, который соответствует стандартам третьих стран. Экспорт российского топлива сопровождается инвестициями ведущих газовых и нефтяных корпораций - “Газпрома”, “Лукойла”, “Роснефти” и др. Активность российских ТНК возросла в последние годы в связи с накоплением значительных финансовых ресурсов в период высоких мировых цен на сырье. Самым крупным российским инвестором в регионе является РАО “Газпром”. Он осуществил крупномасштабные проекты строительства новых и расширения действующих экспортных трубопроводов, а также участвовал в приватизации имеющихся на территории стран региона газопроводов и газораспределительных сетей, приобрел предприятия по сбыту газа в производственной сфере (завод нефтегазового оборудования “ДКГ-ИСТ” в Венгрии, нефтехимическое предприятие “Нитроферт” в Эстонии и др.). Областями стратегического интереса российских нефтяных компаний в ЦВЕ стали переработка сырья, система снабжения нефтепродуктами и в последние годы также транспортировка жидкого топлива. Заметно усилил свое присутствие в регионе ОАО “Лукойл”, приобретший контрольные пакеты акций нефтеперерабатывающих заводов “Петротел” в Румынии (в 1998 г.) и “Нефтохим” в Болгарии (1999 г.), создал сеть АЗС на территории Чехии, Румынии, Болгарии и стран Прибалтики. Приобретение нефтеперерабатывающих заводов и сетей автозаправочных станций, создание вертикально интегрированных компаний позволяет получать дополнительную прибыль, поскольку значимая часть прибыли ТЭК формируется при продаже конечной продукции. После вступления стран региона в ЕС, компании с российским капиталом будут пользоваться равными с другими правами, что создаст возможность для расширения сбыта в странах Западной Европы. В соответствии с согласованными в рамках ЕС решениями страны-претенденты на вступление в Евросоюз должны обеспечить диверсификацию импортных источников энергетических ресурсов для бесперебойного и надежного снабжения. Выполнение этого требования понизит долю российских энергоносителей в потреблении стран-кандидатов.
В частности, странами-кандидатами принимаются обязательства о либерализации внутреннего рынка газа. Это может негативно отразиться на экспорте российского природного газа в ЦВЕ. Либерализация газового рынка, как известно, призвана поощрять развитие конкуренции за счет выхода на рынок крупных независимых покупателей природного газа, что в условиях избытка товара должно оказать давление на цены газа в сторону их снижения, что невыгодно российской стороне. Формально либерализация рынка не нацелена на ограничение или создание препятствий для импорта российского газа. Однако это решение, направленное на защиту потребителей, создает для российских производителей и поставщиков, интересы которых игнорируются, серьезные дополнительные риски и неопределенности. Директива ЕС по природному газу предусматривает переход от практики заключения долгосрочных контрактов, оптимально учитывающих интересы потребителей и поставщиков (в том числе “Газпрома”), к краткосрочным. Это разрушает налаженные связи, увеличивает ценовые риски, практически не дает возможности заключать новые крупномасштабные долгосрочные соглашения о торговле газом на условиях “бери-или-плати”. А именно долгосрочные контракты обеспечивают производителям и экспортерам гарантии получения прибыли и окупаемости капиталовложений, необходимые для реализации крупных экспортных проектов, а потребителям - гарантии достаточного и надежного предложения этого товара.
Реализуя энергетическую политику стран ЕС, ряд стран ЦВЕ уже уменьшили или ликвидировали одностороннюю привязку к топливно-энергетическому комплексу России. Альтернативой российскому газу в ЦВЕ стали поставки из Великобритании, Норвегии, Дании, российской нефти – импорт из Норвегии, государств ОПЕК. Что касается ядерного топлива, то с 2004 г. Россия может почти полностью потерять рынок сбыта ТВЭЛов в ЦВЕ (на сумму свыше 200 млн.долл. в год), так как Евросоюз установил для импортируемых из России ядерных материалов жесткую квоту. Возобновление или продолжение строительства АЭС в Чехии, Болгарии и Словакии создает возможности для расширения экспорта ТВЭЛов из России только при условии отмены количественных ограничений на поставки российских ядерных материалов после расширения ЕС. Но в Минэкономразвития с оптимизмом смотрят на ситуацию с поставками нашего ядерного топлива в Европу: на словах России обещали специальное соглашение по этому вопросу. Правда, кроме обещаний, пока больше ничего нет - не так давно нам было отказано в продолжение контракта на поставку ядерных материалов в Венгрию. Тем более, что на практике европейская ядерная программа нацелена на использование своего топлива, поскольку многие эксперты в ЕС подразделяют атомную энергетику на чистую (собственные предприятия) и грязную (Россия). Таким образом, распространение на страны-кандидаты принципов энергетической политики ЕС грозит ухудшением конкурентных позиций России в регионе. Характерен в этом отношении пример Польши, где постановлением Правительства от 14 октября 2000 г. установлена доля закупок газа на период 2000-2020 гг. из одного внешнего источника - страны, не являющейся членом Евросоюза. В случае выполнения этого постановления доля России в импорте газа Польши уменьшится до 72% в 2005-2009 гг. и до 49% в 2019-2020 гг. И уже создается соответствующая инфраструктура: терминал по перегрузке нефти в Гданьском порту позволяют полностью обеспечивать импортные потребности Польши в жидком топливе за счет третьих стран морем. В 2001г. Польша заключила долгосрочные соглашения с Данией и Норвегией на поставку 16 млрд.куб.м в 2003-2011гг. и 74 млрд.куб.м в 2008-2024 гг. Соответственно в Польше на самом высоком уровне заявляют о намерении пересмотреть заключенный с “Газпромом” (в 1996г.) контракт на закупку 250 млрд. куб. м газа в течение 25 лет. Проблемы для будущих поставок топлива из России может создать также обостряющаяся конкуренция на энергетическом рынке ЦВЕ. В частности, Норвегия – наш основной конкурент в Европе, готова значительно расширить экспорт газа. В настоящее время страна ведет переговоры о наращивании поставок Чехии, а также об экспорте газа в Венгрию и Словакию, стремящихся уменьшить энергетическую зависимость от РФ. Государства Ближнего Востока (Катар, Оман, Нигерия, Египет) также заявляют о намерении составить конкуренцию российским газопромышленникам за счет расширения экспорта сжиженного природного газа. Ожидается, что в ближайшие годы появятся новые маршруты поставок газа в Европу по трубопроводу (через Турцию) из Азербайджана, Туркмении, Ирана и Казахстана. Что может предпринять российская сторона? Заместитель председателя Правительства В. Христенко отмечает необходимость сохранения долгосрочных контрактов на поставки газа. Директивы по газу и электроэнергии позволяют Комиссии Европейского Сообщества (КЕС) приостановить импорт энергоносителей из третьих стран в случае достижения уровня критической зависимости (30% импорта). Но нашей стороне непонятно, как соотнести эти шаги с соображениями обеспечения энергетической безопасности Европы и приступать к совместному освоению Штокмановского месторождения газа, которое может стать источником до 90 млрд. куб. м газа в год для Европы. Расширение ЕС может и не иметь столь негативных последствий для российской экономики, поскольку реализация норм ЕС на практике затруднительна. Реальность показывает, что, к примеру, либерализация газового рынка - не такая простая затея, как это представлялось Еврокомиссии. Если на рынке электроэнергии в ЕС насчитываются сотни поставщиков, то в газовой сфере доминируют три крупных экспортера - Россия, Нидерланды и Норвегия. Но либерализация газового рынка, по мнению ряда экспертов, не приведет к снижению цен, как это произошло в объединенной Европе с электричеством. Конкуренция затронет не поставщиков, среди которых одним из важнейших считается российский “Газпром”, а компании, специализирующиеся на распределении газа. “Большая тройка” по-прежнему будет определять условия на европейском рынке. Надежды покупателей газа в Европе были связаны в основном с британскими поставщиками. Предполагалось, что они усилят конкуренцию и потеснят традиционных поставщиков, однако запасы газа в Великобритании не столь значительны. Кроме того, импорт энергетических ресурсов из России является для европейских стран экономически выгодным и более надежным за счет отлаженной инфраструктуры. Кроме того, в перспективе страны ЦВЕ усилят внешнюю зависимость от импорта природного газа. Это вызвано тем, что потребности стран ЦВЕ в природном газе возрастут как с учетом экономического роста, так и из-за роста доли газа в энергетическом балансе во всем мире (в силу экологической чистоты данного вида топлива). Результаты расчетов баланса внешнеэкономической деятельности России по каждой конкретной стране, проведенные Министерством экономического развития и торговли, оказались неутешительными. Заместитель главы Минэкономразвития М.Медведков считает, что мы столкнемся с большими проблемами, потому что страны, которые вступают в ЕС, со дня присоединения должны будут применять импортные тарифы, общие для ЕС. Наши потери за счет того, что сейчас импортные тарифы стран Восточной, Центральной Европы и Прибалтики достаточно низкие по сравнению с ЕС, ежегодно могут составить порядка 200 миллионов долларов. В расчет этой цифры помимо собственно сборов на границе включены и прямые потенциальные торговые убытки российских экспортеров, т.к. из-за возросших пошлин их товары станут менее конкурентоспособны.
Отрасли российской экономики, на которые расширение ЕС окажет негативное воздействие, известны. Металлургия и сельское хозяйство пострадают безусловно, транспорт (автоперевозки, авиация, железные дороги) – в значительной мере, а топливно-энергетический комплекс – в меньшей. С этим, не считая некоторых нюансов, согласно большинство экспертов. По оценкам специалистов министерства, самые негативные и значимые для нас изменения могут происходить в сельскохозяйственном секторе. Присоединяющиеся страны будут интегрированы в систему господдержки ЕС, то есть из фондов союза они получат дополнительные средства на поддержку сельского хозяйства, потому их продукция станет более конкурентоспособной, что станет дополнительной проблемой для российских сельхозпроизводителей.
В металлургии другая беда – с экспортом. Ведь новые члены ЕС обязаны будут подчиняться общеевропейским правилам торговли, то есть ввести антидемпинговые пошлины на российскую сталь и включить свой объем стального импорта в единую квоту, установленную на весь Евросоюз. Отдельно договариваться о квотах с каждым государством, как это практикуется сегодня, уже не получится. Помимо стального экспорта пострадают и цветная металлургия, машиностроение (ожидаются проблемы с экспортом российских подшипников и некоторых других товаров), а также производство минеральных удобрений. Глава представительства Еврокомиссии в Москве Ричард Райт сообщил, что к России в настоящее время применяется только 12 антидемпинговых мер, причем в 5 случаях эти меры на практике не используются. По данным Райта, под понятие демпинга сегодня подпадает только 1,3% российского экспорта в ЕС. Посол Еврокомиссии исполнен оптимизма: по его словам, состоявшееся недавно признание Брюсселем рыночного статуса российской экономики откроет новые перспективы для взаимной торговли. Но на самом деле потребуется введение единых и весьма строгих правил сертификации. Так, автомобили должны удовлетворять жестким нормам по токсичности выхлопа, самолеты - по шумности. Это значительно затруднит работу российских компаний, и если не будет модернизирована отечественная продукция, то для наших самолетов и автомобилей будут закрыты рынки ЦВЕ. Таким образом, не исключено, что часть своих торговых партнеров в Прибалтике, Восточной и Центральной Европе российские предприниматели потеряют. В тоже время для нашей экономики есть и положительные моменты, связанные с расширением Евросоюза, так называемый “синергетический эффект”. Суть его заключается в следующем: новые члены ЕС станут частью единого европейского экономического пространства, на котором действуют единые таможенные тарифы, стандарты и общие правовые нормы, поэтому те российские компании, которые сохранят свой бизнес в этих странах, автоматически получат выход на всю Европу. Предполагается, что выгода России от синергетического эффекта будет значительно больше тех самых 200 миллионов ежегодных потерь. Достаточно неожиданный плюс от расширения Евросоюза сумел увидеть председатель наблюдательного совета инвестиционной компании “Ренессанс-Капитал” Александр Шохин. По его мнению, некоторые инвестиционные проекты в этих странах российскому бизнесу будет даже легче продвигать. Все дело в политике. “Например, в странах Балтии уже больше не будет страхов относительно того, будто экспансия российского капитала обернется проблемами в национальной безопасности. Единое законодательство Европейского союза упростит ведение дел для наших бизнесменов”. Расширение ЕС может сказаться и на переговорах о вступлении России в ВТО. Дело в том, что новые члены Евросоюза вступают не только в континентальный альянс – они тут же получают возможность участвовать в определении политики ВТО. Существует так называемая группа квадро: США, Евросоюз, Канада, Япония – ключевые субъекты ВТО. Получается, что новые участники ЕС становятся коллективным членом этой группы. У России, как известно, со вступлением в ВТО существуют определенные проблемы и, скорее всего, после вступления в ЕС стран Восточной, Центральной Европы и Прибалтики ход переговоров России с ВТО еще более усложнится. По мнению Александра Шохина, новые члены Евросоюза будут отстаивать свои торговые интересы, в том числе и в рамках Всемирной торговой организации. В любом случае и после расширения Евросоюза, Европа останется крупнейшим торгово-экономическим партнером России. Как могут строиться отношения России и расширенного ЕС в течение следующих пять-десяти лет? Уже сейчас с определенностью можно назвать по крайней мере два фактора, которые будут задавать формы и динамику этого сотрудничества. Первый — переход европейской интеграции в новую фазу. 80-е и 90-е годы стали для ЕС исключительно плодотворными: были заключены Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры, созданы единый внутренний рынок, единая валюта и шенгенское пространство. ЕС дважды принимал новых членов и параллельно вел сложную институциональную реформу. Теперь этот динамичный период заканчивается. Как закончился в начале 70-х весьма успешный первый этап европейского строительства. Далее почти десять лет интеграция находилась в состоянии застоя — и не только из-за энергетического и валютного кризисов. Западноевропейской экономике нужна была структурная перестройка, а интеграции — передышка, чтобы закрепиться на занятых рубежах и осмыслить концепцию будущего развития. Нечто подобное происходит и сейчас. После принятия конституции Европейский союз наверняка возьмет длительную паузу в интеграционных инициативах. Его главные силы будут уходить на освоение новых территорий и сфер деятельности. Кроме того, отныне переходная экономика становится частью хозяйственного ландшафта Евросоюза. С ней, как подсказывает опыт объединения Германии, органам ЕС предстоит иметь дело всерьез и надолго. Иначе говоря, Евросоюз, несмотря на стратегическую заинтересованность в партнерстве с Россией, будет во многом «вещью в себе». Второй фактор — отсутствие логичной, четко выстроенной модели взаимодействия России и ЕС. Попытки создать сначала зону свободной торговли, а потом таможенный союз, по сути, провалились (не по вине сторон, а из-за общего снижения целесообразности данных форм в условиях глобальной либерализации торговли). Другой, более эффективный формат пока не определен, хотя он понемногу обретает контуры. Повсюду в мире региональная интеграция перестает быть чисто экономической и переливается в другие сферы: внутренних дел, науки и техники, культуры, экологии и т. п. То же будет происходить в отношениях России и ЕС. Осмысление новой концепции и выработка соответствующей системы приоритетов займет, по всей видимости, не менее трех-пяти лет. Заключение. Выводы по теме: развитие сотрудничества между государствами Европейского Союза и другими факторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных объединений глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Учитывая многообразие этих сфер, безусловно, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, следовательно, вопрос политической интеграции останется актуальным еще долгое время.
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее экономический и валютный союз возник, это ускорило экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем политическую интеграцию. Таким образом, постепенно единая Европа с внутренним более интегрированным ядром, а также более расплывчатым внешним слоем будет все в большей степени становиться важным политическим действующим лицом на международной арене.
Что касается прогноза политического развития ЕС, то здесь рассматривается вопрос о возможном расширении Европейского Союза на восток, так как по единодушному мнению политиков и экспертов - это расширение имеет сугубо политического значение, в связи с этим возникла целая волна споров и дискуссий о целесообразности этой идеи. Безусловно, расширение внесет существенные изменения в структуру ЕС, многие евроскептики считают, что такое «растекание» Союза вширь может отразиться на качественном уровне ЕС. И эти опасения небеспочвенны, так как, увеличиваясь в территориальном и демографическом плане, экономически оно не принесет существенных вкладов, скорее оно потребует новых значительных дотаций. Подводя итоги данной работы, необходимо отметить, что ЕС сегодня продолжает развивать огромными темпами связи с различными международными организациями, интеграционными группировками и конкретными странами во всех областях.
Список использованной литературы.

1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова – М.: Юристъ, 2003. 2. Кузякин А. П., Семичев М. А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2003. 3. Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. - М.: Наука, 2002. 4. Власова О. // Эксперт. – 2004. - №15(416) 5. Власова О., Кошкаров А. // Эксперт. – 2005. - №21(468) 6. Кошкаров А. // Эксперт. - 2004. - №17 (420)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.