Реферат по предмету "Медицина"


История Военно-Медицинской Академии

Создание Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге имело предысторию. Начало медицинского образования в России относится ко второй половине 17 столетия, когда обучение лекарей для войск стало осуществляться путем прикрепления учеников к частным преподавателям при Аптекарском приказе. Такую подготовку вряд ли можно считать началом систематического медицинского образования. Это было не обучение, а передача опыта оказания первой медицинской помощи, перенимание того, что делал учитель. В период правления Алексея Михайловича ( 1645-1676 ), в год воссоединения Украины и России ( 1654 ) при Аптекарском приказе имелась школа для подготовки военных лекарей из стрелецких детей. Преподавание в ней носило ремесленнический характер, и, подготовив около сотни лекарей, она прекратила свое существование. Позже появилась идея создания специального учебного и лечебного учреждения для подготовки военных лекарей. В 1682 г. издан указ об устройстве специальной больницы для лечения больных и обучения врачей. Этот указ реализован не был.
Наем иностранных врачей не мог удовлетворить нужд армии и флота. Поэтому Петр I вернулся к идее создания русской школы медицины. В годы его правления ( 1689-1725 ) организованы более 200 госпиталей и лазаретов. Первый большой госпиталь, основанный в Москве в 1707 г., имел целью подготовку русских врачей. Для чего «велено изо всяких чинов людей набрать для Аптекарской науки 50 человек». Утверждено положения о госпитале не было. Его деятельность регламентировалась директором госпиталя лейб-медиком Николаем Бидлоо. Московская школа была создана, вероятно, исключительно благодаря Николаю Бидлоо – человеку образованному и горячо преданному своему делу. Уроженец Голландии, он был принят на службу в Россию в 1702 г. и прослужил почти 30 лет. Госпиталем и школой он заведовал с одним помощником. По мнению историков, роль Н.Бидлоо состоит в доказательстве того, что русские люди способны быть хорошими врачами. В 1707 г. Аптекарский приказ был реорганизован в Аптекарскую канцелярию, часть которой в 1712 г. перевели в Петербург. В 1715 г. на Выборгской стороне началось строительство Адмиралтейского и Сухопутного военных госпиталей. Петр I принимал в нем личное участие. Присутствуя при закладке фундамента Адмиралтейского госпиталя, он сказал: « Здесь всякий изнеможенный служивый найдет себе помощь и успокоение, которое ему до сих пор не было. Дай только Бог, чтобы никогда многие не имели нужды сюда быть привозимы». Пока возводилось каменное здание Адмиралтейского госпиталя, на месте деревянной брошенной казармы стряпчий Сумароков по указу царя устроил Сухопутный госпиталь, который был открыт уже в 1717 г. В 1719 г. стоявшая рядом казарма для казаков также переделана в госпиталь для больных матросов. Этот госпиталь назван Адмиралтейским. Такой же госпиталь в 1720 г. основан в Кронштадте. При учреждении всех трех госпиталей предполагалось устройство при них школ. Поэтому госпиталя были названы генеральными, т.е. учебными. При Анне Иоанновне ( 1730-1740 ) в городах с целью оказания помощи больным было увеличено количество медицинских чинов. В 1733 г. был утвержден новый штат Медицинской канцелярии и штат Петербургского сухопутного госпиталя ( доктор, главный лекарь, 5 лекарей, 10 подлекарей, аптекарь, аптекарский ученик и работник при аптеке). В этом же году архиятером Ригером учреждены хирургические училища при Сухопутном и Адмиралтейском госпиталях в Петербурге. ( в 1732 г. для них постоены каменные здания ). Школы не имели общего управления, программ, обучение страдало из-за отсутствия учебных пособий. Глава Медицинской канцелярии архиятер Фишер пытался заполнить эти пробелы. В 1735 г. для обучения были выделены проживавший при госпиталях оператор, рисовальный мастер и учитель латинского языка. Срок обучения для учеников на лекаря был 3 года, на подлекаря -2 .Преподавание велось на латинском языке. Главным преподавателем был доктор. Особое внимание доктор уделял новым ученикам в первый год « и если за ними какую неспособность или натуральную гнусность усмотрит», немедленно должен был их уволить. Преподаватели и ученики в основном были заняты уходом за больными, их теоретические познания оказывались поверхностными. В царствование Елизаветы Петровны ( 1741-1761) особенно много для развития госпитальных школ сделал Павел Захарович Кондоиди. Он был директором Медицинской канцелярии. В этот период была учреждена особая должность профессора, занятого преимущественно преподаванием и в значительной мере независимого от госпитального доктора. Первым звание доктора-профессора получил Шрейбер, преподававший в школах обоих петербургских госпиталей ботанику с фармацией, материю медику, анатомию, хирургию и оперативную хирургию. Ему была предоставлена полная свобода в выборе больных для преподавания. Так возникли клинические отделения в госпиталях. В 1745 г. были введены еженедельные, ежемесячные и третние ( один раз в три месяца ) экзамены с целью повторения пройденного материала и оценки клинической подготовки учеников. Поскольку преподавание медицинских наук было не под силу одному человеку, Кондоиди выхлопотал должность младшего доктора или доцента. Доцент читал те предметы, которые ему поручал профессор. В 1754 г. Кондоиди учредил 7-летний срок обучения, предпринял попытку разделения предметов по годам обучения. В период правления Екатерины II ( 1762-1796 )медицинское дело значительно продвинулось вперед. В губернии и уезды стали назначать правительственных врачей, принято за правило учреждать в каждом городе хотя бы 1 госпиталь. Остро стал вопрос о расширении и улучшении существующих врачебных училищ. В 1788 г. главным директором Медицинской коллегии назначили барона фон Фитингофа. 12 апреля 1789 г. он представил императрице доклад с выводом о неспособности существовавшей системы подготовки лекарей « обеспечить медицинскими чинами войска и губернии», неудвлетворительном преподавании в училищах и недостатке помещений в них. Единственный выход он видел в полном отделении училищ от госпиталей. Согласно представленному проекту для нового училища требовалось отдельное просторное здание. Пользуясь неограниченным доверием императрицы, Фитингоф добился принятия его предложения 14 мая 1789 г. Три года строилось здание и вырабатывался новый устав высшего врачебного училища. В 1793 г. Фитингоф скончался. Преемником Фитингофа был назначен А.И. Васильев. В 1781 г. А.И. Васильеву пожалован чин действительного статского советника. В 1791 г. он был удостоен чина тайного советника и назначен главным директором Медицинской коллегии. 18 декабря 1798 г. состоялся Высочайший именной Указ о строительстве основных двух зданий. Было предусмотрено строительство двух зданий: главного академического здания с несколькими флигелями на Нижегородской улице ( ныне ул. Лебедева ) и здания для учебных классов и аудиторий между Сухопутным и Адмиралтейским госпиталями. Сто лет спустя комиссия в составе профессора Н.Г. Егорова, С.С. Боткина, Н.П. Ивановского и К.Д. Хрущева под председательством начальника Академии профессора В.В. Пашутина признала этот документ первым правительственным распоряжение об устройстве Академии и предложила считать датой основания Академии 18 декабря 1798 г.
Академия находилась в непосредственном подчинении Медицинской коллегии и управлялась Конференцией и председательствующим, старшим из профессоров, назначавшихся Медицинской коллегией. Академические здания начали строить в феврале 1799 г. Главное здание разместили на месте бывших госпитальных садов и нескольких частных домов. Сначала возвели среднюю часть здания ( архитектор Антонио Порто ). В ней находились: канцелярия, конференц-зал, библиотека, комнаты для учащихся, столовая, кухня. 16 сентября 1800 г. в новое здание были переведены учащиеся.
К началу 19 века Академия была вполне удовлетворительно оборудована и обеспечена наглядными пособиями. Она располагала благоустроенными учебными кабинетами: анатомическим, хирургическим, физическим, химическим, натуральной истории. Учебной базой кафедры ботаники был знаменитый ботанический сад. Академическая библиотека являлась преемницей первой в России медицинской библиотеки, основанной в 1755 г. при Медицинской канцелярии. В 1796 г. Медицинская коллегия передала значительную часть книжного фонда Петербургскому медико-хирургическому училищу. Эти книги положили начало академической библиотеке, которая первоначально находилась в главном здании над залом Конференции. По отчету первого библиотекаря Макаренкова ( 1796-1801), фонд библиотеки состоял из 12611 томов. С первых же дней возникновения Академия стала центром подготовки квалифицированных кадров для отечественной медицины. Здесь готовили профессоров для русских университетов, издавали первые русские оригинальные медицинские учебники. С момента основания по 1804 г. Медико-хирургическая академия находилась в ведении Медицинской коллегии, не имела устава, ее деятельность регламентировалась временной инструкцией. Не было ректора. Академия управлялась Ученым советом. Председательствующим в ее заседаниях был ежегодно сменяемый старший из профессоров. Уже в первые годы после создания МХА стали не только выходить учебные пособия, но и проводились научные исследования. Начало этой деятельности не без оснований связывают с именем профессора В.В. Петрова ( 1761-1834 ), известного открытиями в области электричества. Таким образом, к началу 19 в., в России сформировалась самобытная система медицинского образования достаточно высокого уровня. В 1810 г. Академию подчинили Министерству духовных дел и народного просвещения, а через 12 лет перевели в ведение Министерства внутренних дел. Я.В. Виллие занимал пост президента Медико-хирургической академии в течении 30 лет и внес крупный вклад в ее совершенствование, подняв до уровня лучшего медицинского высшего учебного заведения России. Число кафедр было увеличено до 12,создано 3 клиники, начал издаваться « Всеобщий журнал врачебной науки». Я.В. Виллие способствовал организации в устройстве первой русской хирургической клиники, стремился приспособить систему преподавания в МХА к нуждам армии. Были созданы новый ботанический сад и академическая аптека, стали практиковаться заграничные командировки наиболее способных выпускников. Академия получила право выпускать врачей со званием лекаря, то есть « с полным правом свободной практики». Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Академия ежегодно производила досрочные выпуски, сократив срок обучения. На театре военных действий, особенно в Крыму, работало немало выпускников Академии и ее сотрудников, в том числе Н.И.Пирогов, который в конце октября 1854 г. выехал в Крым. В начале 1855 г. умер Николай I . На престол вступил его старший сын Александр. Начались реформы, в том числе и в армии. В 1856 г. военный министр генерал П. Сухозанет имел намерение передать Медико-хирургическую академию в ведение Министерства народного просвещения, однако запросил мнение Ученого совета. Члены Ученого совета решили, что В интересах дальнейшего развития МХА она должна остаться в ведении Военного ведомства, ибо только с 1838 г., после перехода в это ведомство. МХА вступила на путь постепенного развития и разнообразных улучшений. В 1857 г. президентом МХА был назначен профессор-хирург П.А. Дубовицкий, вызванный из отставки. При назначении П.А. Дубовицкого президентом МХА ему было предложено довести Академию до уровня лучших соответственных учреждений Запада, не стесняясь в средствах. Принимая пост президента МХА, он оговорил ряд условий: Академия остается в ведении Военного министерства; президент подчиняется непосредственно военному министру; пересматривается устав Академии; ремонтно-строительные работы в МХА передаются в ведение инженерного департамента Военного министерства и др. Исследователи истории МХА-ВМА называют время управления Дубовицкого Академией «золотым веком». Реформирование Медико-хирургической академии определяла, естественно, обстановка в стране и в армии, сложившаяся после Крымской войны, а также бурное развитие естествознания, что привело к формированию новых частных теоретических и клинических медицинских наук. Вместе с физиологом И.Т. Глебовым и химиком Н.Н. Зининым, поддерживаемый Ученым советом МХА, П.А. Дубовицкий провел учебные реформы, имевшие общероссийское значение в истории врачебного образования. Руководители МХА в соответствии с решением Ученного совета удвоили число кафедр по естественным наукам. Был введен курс геологии с минералогией и палеонтологией. Крупным событием в развитие высшего медицинского образования в России и в Европе явилось открытие новых кафедр: патологической анатомии ( 1850 ), оперативной хирургии с топографической анатомией ( 1865 ), гигиены и медицинской полиции (1865 ), восстановлены кафедры глазных болезней (1860 ). В шестидесятые годы был реорганизован академический госпиталь (бывший 2-й Военно-сухопутный госпиталь ), разделенный на 13 лечебных отделений, во главе которых были поставлены профессора-руководители кафедр. При клиниках открыты в 1860 г. амбулатории для отбора больных, необходимых для учебных занятий, профессором П.П. Заболоцким-Десятовским создан хирургический музей. В начале 1859 г. в Академии был учрежден институт приват-доцентов. Они имели ученую степень и допускались Ученым советом к чтению лекций в Академии, но не имели звания и прав профессоров. Студенты не были обязаны посещать их лекции, однако талантливый состав молодых преподавателей, излагавших факультативный курс учебной программы, вызывал большой интерес, и учебные аудитории на их лекциях были заполнены. 1857 г. было разрешено писать и защищать диссертации на русском языке. Особое внимание в годы руководства МХА П.А. Дубовицкий обращал внимание на практические занятия со студентами, а также придавал большое значение самостоятельной работе с книгой. Уже в первые годы руководства МХА Дубовицкий занялся переустройством академической библиотеки. Была расширена ее площадь, создан читальный зал, составлены каталоги, увеличен книжный фонд. По его предложению были пересмотрены учебные программы на всех кафедрах и курсах в сторону их расширения, восстановлены дежурства студентов в клиниках. Студенты стали вести самостоятельный амбулаторный прием больных.
П.А. Дубовицкий скончался в марте 1868 г. Он был последним президентом Академии. С 1867 г. во главе ее находился начальник, первым из которых стал профессор П.А. Наранович, возглавлявший МХА в 1867-1869 гг. За время управления Академией П.А. Нарановичем кардинальных изменений в жизни МХА не произошло.
В 1881 г. Медико-хирургическая академия была переименована в Военно-медицинскую академию В этом году было введено новое Положение об Академии. « Временное положение 1881 г. имело своей задачей превратить Академию, бывшую до этого общедоступным высшим учебным заведением с солидной репутацией, в трехкурсовую с ограниченным штатом обучающихся, обязанных служить исключительно по Военному и Морскому ведомствам. Академия должна была состоять только из трех старших курсов с количеством студентов равным 500-650 человек. Все студенты должны были состоять на действительной военной службе. В последнее десятилетие 19 в., на территории ВМА были построены здания для многих клиник, в их числе для клиники нервных болезней, а также инфекционные павильоны и новая студенческая столовая. Был проведен капитальный ремонт и реконструкция здания клинического военного госпиталя на Пироговской набережной, открыт первый в России ренгеновский кабинет, стали работать радиографические и зубоврачебные кабинеты. В клиниках Академии было увеличено число мест для гражданских больных. На территории Академии была построена своя электростанция и проведено электричество, проложена усовершенствованная канализация. В конце 19 – начале 20 в. Студенты ВМА были допущены к более широкой практической деятельности вне Академии. Как всегда они много работали в районах страны во время эпидемий, неурожаев, голода, посещавших Россию в те годы. Важнейшим событием в жизни Академии явился ее 100-летний юбилей. (1898) Под руководством начальника ВМА В.В. Пашутина, активно поддержанного Ученным советом,была заблаговременно проделана огромная подготовительная работа. Наиболее значимым результатом ее явилось издание капитального труда « История Императорской Военно-медицинской академии за сто лет. 1798-1898».Празднование столетнего юбилея проходило так. 17 декабря 1898 г. в Академической церкви отслужили панихиду по ее усопшим руководителям, деятелям и воспитанникам. В Академическом зале состоялся обычный годовой акт в присутствии почетных гостей. После всенощной в Академической церкви в актовом зале прошел раут в честь иностранных делегатов 18 декабря в Петропавловском соборе была отслужена панихида по в Бозе почивающим монархам, начиная с Павла I, на гробницу которого от Академии возложили венок. Юбилей был одним из немногих торжеств в Академии, имевших широкий отклик в различных слоях русского общества, отмечался не только в Петербурге, но и во многих других городах страны. Вскоре после юбилея возник вопрос об организации в Академии военной и военно-медицинской подготовки. Первый лагерный сбор был проведен с 25 мая по 8 августа 1902 г. под Ярославлем в 3-й Гренадерской дивизии. В период сбора студенты изучали устройство санитарной части в войсках, посещали местный лазарет, где знакомились с постановкой медицинской и административно-хозяйственной работы, а также с обучением носильщиков переноске раненых. События первой российской революции 1905-1907 гг., не обошли стороной и Военно-медицинскую академию. Проходившие в ее стенах многотысячные митинги посторонних лиц с участием студентов ВМА, возникшие в столице студенческие волнения, нарушение нормального хода учебных занятий, случаи стрельбы и насилия на улицах, прилегающих к зданиям ВМА, вызвали временное закрытие Академии ( с весны 1905 г. до конца учебного года ). Выпускные экзамены в 1905 г. выразили желание держать всего 7 студентов выпускного курса. После событий 17-19 октября 1905 г., когда у стен Военно-медицинской академии пролилась кровь во время столкновения полиции и демонстрантов, возникла необходимость организации скорой медицинской помощи. Система оказания медицинской помощи предполагала назначение медиков-организаторов. Организаторы медицинской помощи из числа студентов Академии имелись в каждом районе столицы. В марте 1913 г. было введено новое Положение об Академии, предусматривавшее ее военизацию. В соответствии с новым Положением об Академии часть уволенных студентов была принята обратно, с учетом мнения штаб-офицеров, отвечавших за их поведение, студенты переименовались в слушателей и принимали присягу. Их приравнивали к юнкерам. Была изменена форма одежды (цвет формы стал темно синим). Во время Первой мировой войны во исполнение высочайшего повеления от 14 марта 1915 г. по окончанию переводных испытаний слушатели подготовительных курсов ( 1-го и 2-го ) были командированы в главные перевязочные отряды при пехотных дивизиях для несения службы в качестве нижних чинов-санитаров во время летних каникул ( до 1 сентября 1915 г.) с зачетом времени пребывания в действующей армии за счет лагерного сбора, положенного по программе обучения. Перешедшие на 4-й курс слушатели командировались для работы в военно- медицинских учреждений действующее армии, а окончившие 8 семестров назначены на службу в действующую армию до окончания войны с присвоением звания зауряд-врача 1-го разряда. Проблемой, обращения в послевоенный период, стали зауряд-врачи, число которых за 1915-1916 гг. составило 210 человек. Для завершения образования и сдачи государственных экзаменов бывшим четверокурсникам пришлось возвращаться в Академию. К концу 1917/17 учебного года возвратилось 103 человека из их числа. О том что принесла Великая Октябрьская социалистическая революция в стены Военно-медицинской академии, написано немало. В то же время о революционном перевороте непосредственно в академической жизни известно в меньшей степени. Несмотря на то что большинство слушателей, учившихся в Академии в 1917 г., были формально вне политики, посторонними наблюдателями они быть не могли. Февраль 1917 г. наполнил улицы Петрограда многочисленными демонстрациями рабочих, солдат, служащих, студентов. Слушатели Академии хорошо видели все это из окон аудиторий. Февральская революция была встречена в Академии с подъемом. Большинство студентов, служащих и преподавателей приветствовали свержение самодержавия. Студенты-медики вместе с рабочими участвовали в схватках с полицией и казаками на улицах столицы. После падения в октябре 1917 г. Временного правительства и прихода к власти большевиков в медицинской службе армии наступил кризис. В результате демобилизации значительная часть медицинского состава выбыла из рядов армии. Немалая ее доля оказалась в оппозиции к новой власти. Декрет СНК « О призыве на действительную военную службу бывших офицеров, враче, фельдшеров, лекарских помощников и военных чиновников, состоящих на действительной военной службе и в запасе и родившихся в 1892-1897 гг.» от июля 1918 г. означал переход к комплектованию Красной Армии на основе всеобщей воинской обязанности. В числе высших учебных заведений, продолжавших готовить врачей для армии и флота, оставалась Военно-медицинская академия. В марте 1918 г. Академия перешла в подчинение Петроградского окружного военно-санитарного управления. Был восстановлен 5 – летний срок обучения и прикомандирование врачей для усовершенствования. В ходе реформы народного образования в 1919-1920 гг. над Академией дважды нависала угроза потери, принадлежности к Военному ведомству. Благодаря вмешательству начальника ГВСУ З.П. Соловьева удалось сохранить Академию для Красной Армии.
Период гражданской войны стал переломным для Академии. Процесс ее превращения в учебное заведение нового, социалистического типа не прекращался все эти первые пять лет советской власти. В начале 30-х гг. в Академии было немало сделано для того, чтобы ее учебно-научная деятельность соответствовала задачам и практике военно-медицинской службы в военных округах, опережая их, наполняя современным научным содержанием. Этому способствовало развертывание кафедры военных и военно-санитарных дисциплин после назначения ее руководителем Б.К.Леонардова (1931)., открытие в том же году по предложению профессора В.А.Оппеля кафедры военно-полевой хирургии. Тогда же была создана кафедра военно-химического дела. Курс физической
культуры и врачебного контроля преобразован в кафедру. Расширилась и укрепилась лагерная учеба. Научная деятельность сотрудников ВМА была перестроена применительна к потребностям жизни армии и флота. В 1929-1930 гг. к военно-медицинской тематике относилось 6% научных работ, в последующие два года такая работа составляла 50-60% всех плановых тем. В 1930 г. начался очередной пересмотр учебного плана. Было сокращено число предметов. Удельный вес лекций уменьшился с 34 до 14.9%. необходимо отметить, что происходившая «реконструкция» в ВМА носила свойства того периода развития всей высшей школы нашей страны, когда ломалась старая система обучения и строилась новая со всеми крайностями и ошибками. С началом Великой Отечественной войны с особой остротой встает проблема мобилизации наиболее опытного медицинского персонала в действующию армию. Проводятся досрочные выпуски 3989 слушателей старших курсов военно-медицинских академий и военных факультетов мединститутов в качестве зауряд-врачей, а из военно-медицинских училищ – 13423 фельдшеров. До октября 1941 г. в Ленинграде функционировали Военно-медицинская и Военно-морская медицинская академии ( эвакуированные затем в Самарканд и Киров ). В ходе войны не удалось решить положительно проблему укомплектования медицинской службы требуемым количеством врачей-специалистов, особенно хирургического профиля. В первые дни войны ВМА было откомандировано в распоряжение ГВСУ и ВСУ Северного фронта 144 профессора, преподавателя и врача, которые получили фронтовые назначения. На фронт выехали почти две трети профессоров и преподавателей ВМА. Все слушатели и профессорско-преподавательский состав Академии активно принимал участие в оказание медицинской помощи во время военных действий. Кроме того ВМА не прекращала обучающий процесс в годы войны. В целом Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова сделала в годы войны 5 выпусков старших врачей полков и по 3 выпуска слушателей командно-медицинского и лечебно-профилактического факультетов. В послевоенном периоде подготовка военно-врачебных кадров занимала ведущее место в деятельности Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова. В 1948 г. Академии исполнилось 150 лет. Предполагалась обширная программа торжеств, публиковались юбилейные статьи в периодической печати. Сначала юбилейный акт был отложен на 10 дней, а затем не состоялся вовсе. Отмена юбилея, вероятно, связана с так называемым «Ленинградским дело» ( 1948 ). В Академии перерабатываются учебные планы, программы и тематические планы с целью организации обучения и воспитания будущих военных врачей на богатейшем опыте Великой Отечественной войны. Прежде всего это коснулось кафедры организации и тактики медицинской службы. Пристальное внимание стало уделяться полевой выучке слушателей. Академии в 1947 г. был выделен лагерь в районе Красного Села, а в 1951 г. в штат введен пробный учебный военно-медицинский полигон. Летом 1952 г. П.Г. Столыпин был назначен начальником ГВМУ. Начальником ВМА- генерал-лейтенант медицинской службы Н.И. Завалишин, до этого работавший начальником ГВМУ. В 1952-1953 гг. Академия, как и вся страна, переживала тяжелое время в связи с делом «врачей-вредителей», среди которых оказались и бывшие воспитанники и профессора ВМА. Учебная, научная и лечебная работа не останавливалась, хотя все еще действовали последствия так называемого «Ленинградского дела». В 1960 г. состоялось организационное оформление факультета подготовки врачей для ВВС, существовавшего еще с довоенных времен, правда в форие профильной подготовки врачей для сухопутных войск и военно-воздушных сил. Таким образом в Академии стали действовать три факультета первичной подготовки врачей. В период с 1960 по 1985 г. в Академии продолжалась активная работа по совершенствованию учебного процесса, были созданы новые учебные планы и программы, которые характеризовались современным содержанием и лучшей согласованностью со смежными дисциплинами, более выраженной профильностью подготовки и военной направленностью. Произошла окончательная разработка и формирования факультетов по направлению военной деятельности. 1 факультет – усовершенствование врачей, 2 факультет – сухопутные и ракетные войска, 3 факультет – ВВС и ВДВ., 4 факультет – ВМФ. В 90-х годах продолжалось совершенствование военно-медицинского образования, повышение профессиональной подготовленности слушателей и курсантов, их преданности отечеству, способности выполнить свой воинский долг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура, основні поняття і закони екології
Реферат Открытие X-лучей
Реферат Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы
Реферат Structure Of The Executive Branch Essay Research
Реферат Прогноз развития супер ЭВМ
Реферат Понятие о логистике и логистических системах
Реферат Mytilus Californianus Essay Research Paper IntroductionMytilus Californianus
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Бухгалтерский учёт и анализ (Теория бухгалтерского учёта)» по направлению 080100. 62 бакалавр экономики профиль «Банковское дело» очной формы обучения
Реферат Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Реферат Взаимосвязь социально-экономических условий развития общества с приоритетами природопользования
Реферат Ценообразование и его особенности в малом бизнесе
Реферат Symbolism Of Raft And River In The
Реферат Нерыбные морские продукты Икра
Реферат Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства
Реферат Ancient Mesopotamia And Egypt Essay Research Paper