Реферат по предмету "История"


Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ДОКЛАД На тему - и общественный мыслитель начала XVI Выполнил студент 1 курса Исторического факультета Группы 1081 Кирилловский Птр Алексеевич Проверил старший научный руководитель Флоря Борис Николаевич Москва 2001г. План 1. Ведение.3 2.


Историография 3. Биография дипломата.4. Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем.5. Послание митрополиту Даниилу 6. Приложение. Карпов и Аристотель.7. Заключение8. Библиография 26 Религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать. Ас-Самарканди Истина и справедливость вот единственное, чему я поклоняюсь на земле.


Жан Поль Марат Введение Конец XV в начало XVI в. многие историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 г. пала Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совершены Великие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил.


Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения. Но толчки и колебания в социально-политической жизни Европы практически не затронули России. В это время здесь завершается процесс централизации власти, сопровождающийся рождением целой плеяды сильных монархов Иван III, Василий III, позже Иван IV. За Иваном III установилась слава расчтливого и удачливого, осторожного


и дальновидного политика. Это одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул Государя всея Руси . При нм двуглавый орл стал гербом нашего государства. При нм был возведн сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 году было присоединено


Ярославское княжество. В 1472 началось присоединение Перми Великой. В 1474 году Иван III приобрл оставшуюся часть Ростовского княжества, не купленную его отцом Василием II. А в 1485 г. Тверь, окружнная московскими землями, перешла к Москве. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении.


В 1503 г. многие князья западных русских областей Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские перешли от Литвы к Московскому князю. При нм же в 1478 году была лишена независимости Новгородская республика после увоза в Москву вечевого колокола. Кроме того, в 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго.


Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре, закончившееся отступлением последних и, как следствие, окончательным прекращением уплаты дани Золотой Орде. Сын Ивана III и византийской царевны Софьи Палеолог Василий III продолжал дело отца. Он продолжал борьбу за отмену системы уделов. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, в 1510 году присоединил


Псков. В 1514 был отвован Смоленск. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией. Западноевропейские государства уже не могли не считаться с интересами новой мощной державы. Внешняя политика России вс больше волнует их, поэтому они начинают расширять международные связи.


В Россию отправляются торговцы, врачи, ремесленники, архитекторы, офицеры-намники, дипломатические миссии и простые авантюристы, которые донесли часть взрывной волны ренессансного толчка до некоторых влиятельных людей, стоящих у власти в государстве. Вс это вылилось в появление большого количества церковных ересей ересь стригольников, ересь жидовствующих, неофициальный раскол церкви на иосифлян и сориан-нестяжателей, распространение в среде боярства вольнодумных


идей и модных оккультных течений. Общественную мысль и идеологическое противостояние этого времени характеризуют две основные черты 1. Мы уже встречаем здесь противоборство двух тенденций с одной стороны, развивается ортодоксальная церковная идеология с другой стороны, прослеживаются следы влияния идейных воззрений и в особенности культурных интересов еретиков конца XV века внимание к вопросам научного и общекультурного характера грамматическим, календарно-астрономическим,


связанным с исчислением пасхалии. Астрологическая литература свидетельствует об интересе к светскому знанию, содержит ряд сведений научно-астрономического характера, элементы космологии Аристотеля. 2. Это время необычайного подъма национального самосознания, связанного с формированием русской народности например, возникновение теории Москва Третий Рим старца Филофея, с теми глубокими изменениями в социально-экономической и политической жизни


страны, которые привели к образованию Русского централизованного государства. Этот подъм выразился в частности, в ярком расцвете публицистической литературы в XVI веке. Публицистика XVI века ставит теоретические и практические вопросы, как внутреннего социального положения страны, так и места России в мировой истории и в системе международных отношений того времени . Синицына Н.В. Фдор Иванович Карпов дипломат, публицист


XVI в. Автореферат кандидатской диссертации. М 1966 с 4. Историография В советский период уделялось немало внимания проблемам, связанным с подъмом еретических и реформационно-гуманистических движений в Древней Руси, в том числе и на рубеже XV и XVI вв. и в середине XVI века. К этому периоду относится жизнь и творчество целого ряда писателей и публицистов, внсших существенный


вклад в развитие русской религиозно-философской и политической мысли, в русскую культуры. Это Максим Грек и Фдор Карпов, Дмитрий Герасимов и Мисюрь Мунехин, Вассиан Патрикеев, Филофей, Даниил. Советская историография, прежде всего, трудилась над построением линии прогрессивных , вольнодумных выступлений в досоветской России, выделением ряда предшественников, подготовивших события 17 года ,


и церковные ереси рассматривались не как болезни общества, гибельные для целостности государства, а как явления, находящиеся в конфронтации с действовавшей властью, поэтому позитивные. Большинство монографий этого времени имеют исключительно одностороннюю направленность, как, например сочинение Е.Н. Кимеевой Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ. М. Л. 1953, с.220-234 В общественных деятелях видели только борцов , но


не личности. Творчество Ф.И. Карпова относится к периоду, который наступил после инквизиционных костров 1504 г знаменовавших разгром новгородско-московской ереси и восстановления авторитета господствующей церкви, и предшествовал новому подъму еретических движений в середине XVI века Матфей Башкин, Феодосий Косой. Бесспорно, Ф.И. Карпов занимает среди писателей особое место, так как он единственный известный нам светский публицист


этого времени. Его сочинения правомернее назвать объективными и отстраненными, чем сочинения духовных лиц. И мне хотелось бы, в первую очередь, оценить его не как представителя того или иного класса, о чм исследователи полемизировали на протяжении советского периода, но как историческую личность с неординарными для своего времени образованием, способностями и качествами. Наука XIX знала о Ф.И. Карпове очень мало. Заслуга открытия публициста принадлежит


Дружинину В.Г который обнаружил и опубликовал основной источник для анализа политических взглядов Карпова Послание митрополиту Даниилу Летопись занятий Археографической комиссии за 1908 г вып. 21, СПб 1909. стр. 106-118 Позднее были издана переписка Карпова с Максимом Греком Два послания. Первое Никольский Н.К. Материалы для истории духовной письменностиХристианское


чтение, 1909, 8-9, с. 1123-1124. второе Максим Грек, Сочинения, Казань, 1862г. ч. III, с.274-277 а единственное послание к старцу Филофею было найдено примерно в это же время, но опубликовано значительно позже Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 160-173 Полное их собрание было сделано в 1984 году в серии


Памятники Литературы Древней Руси ПЛДР Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачва. М 1984 Таким образом, нам известно только четыре основных произведения Фдора Карпова, но, без сомнения, существовали другие, написанные не только в эпистолярном жанре, и при характеристике его литературной деятельности следует учитывать, что многие сочинения писателя не сохранились.


О них мы узнам из ответных посланий Максима Грека. В.Ф. Ржига Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. Ф.И. КарповУчные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории РАНИОН, т. 4, М 1929, с. 39-48. дал первую глубокую характеристику Ф.И. Карпова. С полемикой против В.Ф. Ржиги, сосредоточившего внимание на чертах нового в мировоззрении


Карпова, выступил А.И. Никифоров, доказывавший, наоборот, что Карпов находится в традиции Работа А.И. Никифорова не была опубликована. Цит. по Синицына Н.В. Фдор Иванович Карпов дипломат, публицист XVI в. Автореферат кандидатской диссертации. М 1966 с 5 Его работа была написана, по-видимому, в 1915 и 1918 гг.


Если в работах В.Ф. Ржиги представление о Ф.И. Карпове как о боярине-западнике не сочеталось с оценкой его публицистики как реакционной, то Е.Н. Кимеева Кимеева Е.Н. Ук. соч. считала его боярским реакционным оппозиционером. Эту точку зрения убедительно опроверг А.А. Зимин, который считает Ф.И. Карпова прогрессивным дворянским публицистом, гуманистом


Н.В. Синицына. Ук. соч Историографический этап общего исследования завершает диссертационное исследование Н.В. Синицыной Н.В. Синицына. Ук. соч которая, опираясь на предыдущие сочинения, ставит своей целью выявление классовой принадлежности публициста, благодаря которой можно было бы правильно истолковать отправную точку его взглядов в свете марксистско-ленинской теории. Идеал Ф. Карпова классово обусловлен к такому выводу она приходит.


Кроме перечисленных исследователей, к творчеству этого своеобразного представителя русской культуры обращались также Д.С. Лихачва, Я.С. Лурье, И.У. Будовниц и другие историки, и историки литературы. Из последних трудов, написанных на эту тему, необходимо отметить работу А.И. Клибанова Клибанов А.И. Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной России. М 1975, с. 141-150 который делает очень существенные замечания, сопоставляя


Послание митрополиту Даниилу Карпова и труды Аристотеля, находя в первом почти точные цитаты, лишь адаптированные под систему понятий той эпохи, из сочинений последнего. Биография дипломата Биографические сведения о Карпове очень скудны. Фдор Карпов происходит из семьи тверского боярина Ивана Карповича старинного рода князей Фоминских. Известен также дед дипломата


Карп Фдорович. А у Ивана Карповича дети Федор у царя и Великаго князя Ивана Васильевича окольничей, Да Никита а былъ у Великаго князя Василия Ивановича оружейничей, бездетенъ, Да Семенъ, Да Иванъ. А у Федора Ивановича дети Иванъ большой, бездетенъ, Да Долматъ, Да Иванъ меньшой, бездетенъ, Да Василей, бездетенъ.


А были Долмать и Иванъ меньшой у царя и Великаго князя въ окольничихъ Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, ч. II. М 1787, с. 201-202 Не только точная дата, но и даже примерное время его рождения неизвестны. Первое упоминание о Карпове относится к 1495 г когда он был постельничим Ивана III во время поездки великого князя в Новгород в связи с русско-шведской войной, при этом, известно,


что в 1545 году Карпова уже не было в живых, следовательно, его деятельность приходится на конец XV первую половину XVI века. С 1508 по 1539 исходя из источников Посольского приказа Савва В.И. О Посольском приказе в XVI в. Харьков, 1917, вып. 1, с. 300-302 Карпов обосновывается на дипломатическом поприще в Москве, являясь довольно значительным дипломатом на востоке, если не самым значительным


Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972, с. 194. взаимоотношения с Крымом, Турцией, Ногайской Ордой, Казанским ханством. Одной из важных задач внешней политики России в первой половине XVI в. была борьба за Поволжье, а с ней была тесно связана проблема взаимоотношений с Турцией и, в особенности, с Крымом Крымское и Казанское ханства находились в вассальной зависимости


от Турции. Набеги и походы крымских и казанских татар почти не прекращались в этот период. Русским дипломатам среди них и Ф.И. Карпову приходилось применять гибкую и разнообразную тактику. С сентября 1508 г. Карпов с другим боярином и дьяком принимает Ак-Доблета, сына ногайского царевича, приехавшего к нам для переговоров вместе с послами от Ногайской Орды. В этом же году 24 октября Карпов встречает послов от


Крымского царя Менгли-Гирея и берт с них и бывшего царя Абдыл-Летифа шертные записи, что царь этот будет верно служить великому князю. В 1514 г. Карпов участвует в торжественной встрече посла от турецкого султана Селима I Камала и вместе с другими боярами ведт переговоры. В 1515-1519 гг. мы снова видим Карпова за Крымскими делами.


Крымцы хорошо знали его и учитывали его роль в политике, о чм говорят неоднократные приписки в грамотах от крымского хана с просьбой к Фдору Ивановичу Карпову о ходатайстве перед великим князем замечает В.Ф. Ржига Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. Ф.И. КарповУчные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории РАНИОН, т. 4, М 1929, с. 42 Его имя постоянно встречается в крымских посольских книгах


того времени С 1525 по 1539 гг. известен ряд упоминаний о переговорах Карпова с крымскими послами. Уже после 1519 г. Ф. Карпов не только участвует в дипломатических делах, но ведт все сношения с Крымом и вообще восточными народами. Он непременно участвует в комиссиях, ведущих переговоры с турецким послом Скиндером, неоднократно посещавшим Русское государство в 1522, 1523, 1524, 1529 гг.


Он играет руководящую роль в делах с ногайскими послами известия об этом встречаем под 1534, 1536, 1537, 1538 гг. Казань тоже знала Карпова. В 1531 г. ему поручено говорить с казанским послом Табаем, в 1533 с послами казанского царя Сафа-Гирея. Результатом этих переговоров было низложение враждебного России Сафа-Гирея и провозглашение Казанским ханом касимовского царевича


Джан-Али Еналея, связанного с московским правительством. Главную роль в этих событиях играло не войско, а дипломатия. Таким образом, если итогом восточной политики Российского государства в первой половине XVI века была подготовка присоединения Поволжья, осуществлнная Иваном IV, то и Фдору Карпову принадлежит значительная заслуга в дипломатической стороне этой подготовки.


Время от времени Карпов выступает и в дипломатических сношениях с Западом. В 1517 во время приезда посла императора Максимилиана I, Сигизмунда Герберштейна в Москву, в великокняжеском дворце встретили его Михаила Юрьевич Захарьин и Федор Иванович Карпов Цит. по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 44, но здесь его миссия была невелика, он лишь следовал в свите великого князя


и не участвовал в переговорах, где речь шла о посредничестве императора при заключении перемирия между Россией и Польшей. В марте 1518 года римский папа объявил крестовый поход против турок значительное место в планах римской курии занимало Русское государство, причм папа не просто стремился вовлечь его в союз, но и использовать этот союз как средство привлечения России к религиозной унии, подчинения русской церкви римскому престолу.


В следующем 1518 г в июле повторное посольство от Максимилиана, на котором было выдвинуто предложение о присоединении России к антитурецкой коалиции, в этот раз Карпов был привлечн к участию в переговорах в качестве своеобразного консультанта по турецким делам. На предложение посольства он ответил самым общим и неопределнным образом, что означало фактический отказ, этого требовали интересы крымской и казанской политики


Русского государства. В сентябре 1518 г. Ф.И. Карпов принимал участие в примах посольства Альбрехта Бранденбургского, прусского магистра и посланцев германского императора, извещавших московское правительство о миссии папского легата Николая Шамберга, имевшего целью привлечение России не только к крестовому походу против турок, но также к соединению православной и католической церквей на условиях флорентийской унии. К этому же времени, к 1518-1519 гг. относятся пространные полемические


послания Максима Грека Фдору Карпову против пропаганды соединения церквей поэтому, очевидно, что одной из причин, вызвавших интерес Ф.И. Карпова к католической пропаганде Николая Булева Немчина, была его служебная деятельность. Ниже этот вопрос будет разобран подробнее Таким образом, идеологическая борьба внутри Русского государства, возникновение ересей и вольнодумных течений оказываются тесно связанными с событиями


международного масштаба, политическими интригами, с борьбой Московской Руси на политической арене Синицына Н.В. Ук. соч. с. 7, о чм уже говорилось во введении. В 1526 г. проходили переговоры с послами папы, императора и польского короля о заключении мира с Польшей. В 1529 г. переговоры с Польшей о возобновлении перемирия. В 1537 г. прим польских послов, после которого


Карпов назначен окольничим, а затем оружейничим. Он был активным участником всех этих переговоров. Иногда он, по-видимому, выдвигался даже в основные представители великого князя из рядов бояр и дьяков. Помимо внешней политики, Ф.И. Карпов принимает участие во внутреполитических делах. В 1527 г. он выступил как поручитель за князя М.Л. Глинского, который был освобождн из заточения. В 1537 г.


Ф.И. Карпов участвовал в событиях, связанных с подавлением мятежа удельного князя Андрея Старицкого против центральной власти. Ему поручили следить за двухлетним сыном старицкого князя после поимания последнего. Следовательно, Ф.И. Карпов был связан с правительственными кругами, проводившими политику государственной централизации. При Елене Глинской Ф.И. Карпов продолжает дипломатическую карьеру, выполняя ряд приказаний свыше.


Последнее упоминание о нм в посольских источниках октябрь 1539 г. Подводя итог политической деятельности Ф.И. Карпова можно процитировать отзыв БСЭ о нм БСЭ. Гл. ред. Б.А. Введенский. М 1956, т. 20. Один из руководителей внешней политики при Василии III Ивановиче, способствовал выработке правил русской дипломатической службы, которым следовали вплоть


до конца XVII века . Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем Карпов один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего времени. Общаясь с иностранцами, Карпов получил европейское образование. По роду своих занятий он знал восточные языки, знаком был с греческим и латинским. Ему были известны в подлинниках или извлечениях произведения


Аристотеля, Гомера, Метаморфозы Овидия, цитаты из которых он включал в свои письма. Карпов находился в переписке с умнейшими людьми того времени Максимом Греком, старцем Филофеем, Николаем Немчиным, митрополитом Даниилом и др. В Послании иноку Филофею , Карпов хвалит письмо старца, которое получил ранее Омировым гомеровым бо словомъ и риторским разумом пригодне сложени, не варварски же, ни невежески, но


грамотически уметельне сложена Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 518. Из этого следует, что Карпов умел ценить возможности хорошего слога и к нему обращались за оценкой качества стиха. Кроме того, стиль его общения со старцем говорит о том, что они были в близких дружеских отношениях


Похваляю, яко разум божественных и человеческих умеюща Там же Максим Грек называет Карпова премудрым , премудрейшим , пречестнейшим многим разумом украшенным и даже праведником , и князь Курбский, который знал Карпова, по всей вероятности, лишь по сочинениям разумным мужем . Не смотря на то, что нам известны только четыре послания


Карпова, круг его интересов поражает своей широтой. Его волновали и естественные науки астрономия, медицина, о чм мы узнам из посланий Максима Грека, адресованных Карпову, и политические учения, и классическая поэзия. Особо его волновало богословие. Задумывался Карпов и над вопросами о происхождении Земли и жизни на ней. Он пытался постичь законы естества .


Некоторые материалы о взглядах Карпова мы черпаем из пяти посланий к нему Максима Грека. Два из них посвящены опровержению взглядов Николая Немчина и датируются 1518-1519 гг ещ два посвящены критике астрологических воззрений Карпова, были написаны в 1523-1524 гг. Последнее является ответом на недоумения Карпова относительно критики Максимом Греком взглядов


Николая Немчина. В переписке Фдора Карпова с Максимом Греком отразилась накалнная атмосфера Москвы первой четверти XVI в когда шла ожесточнная полемика между нестяжателями и сторонниками монастырского землевладения . Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 745.


Карпов родился и рос в Твери, а Тверь была очагом еретического вольномыслия. По мнению А.А. Зимина это не могло не отразиться на мировоззрении молодого Фдора Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. с. 344 Скорее всего, общение с еретиками поколебало его в догматах церкви, потому что изначально он получил, по всей вероятности, патриархальное образование. Помимо этого, он в течение тридцати лет вращался в


самой разнообразной среде, соприкасался с людьми разных национальностей, в частности, с представителями европейской культуры. Отсюда проистекает его свободомыслие, беспокойный и ищущий ум Кажется мне, отче, что не следует непонимающему стыдиться того, чего он не понимает, но рассказывать о незнании своем знающим людям. Ибо я не вижу ничего предосудительного или противного разуму в том, чтобы более мудрых спрашивать, чтобы они мне добрый совет дали, и незнание в знание обратили, и томящуюся


мысль вполне успокоили Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 502. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина - таким пространным рассуждением Карпов начинает сво Послание Максиму Греку о Третьей книге Ездры . Он переживает по поводу того, что его мысли и умозаключения


в богословской области Послание Максиму Греку о третьей книге Ездры противоречат книжным христианским истинам. Жажда познания сопровождалась у него сознанием собственного несовершенства Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. с. 345. В такие моменты он обращался к Максиму Греку Максим Грек, в миру Михаил Триволис, родился в


Греции около 1470 г. В 1492 году отправляется для завершения образования в Италию во Флоренцию. Общается с итальянскими знаменитостями Эпохи Возрождения Анжело Полициано, Марсилио Фичино, Джанфранческо Мирандола, Пико делла Мирандола, Иеронимом Савонароллой. Благодаря проповедям последнего, Михаил решает постричься в монахи, что и делает в одном


из Афонских монастырей под именем Максим. В 1516 г. по запросу Василия III Максим выезжает в Москву для перевода Толковой Псалтири. Здесь ему и приходится остаться, для перевода и исправления других книг. Жизнь Максима оказалась навсегда связана с Россией. К нему в келью в Чудовом монастыре приходили многие образованные русские люди.


Он примкнул к партии нестяжателей, за что дважды представал перед церковным собором в 1526 и 1531 гг был обвинн в ереси и порче книг и сослан в Тверь. За пять лет до смерти был переведн в Троице-Сергиеву Лавру, где умер и был похоронен в 1556 г чтобы он успокоил его томящуюся мысль Аз же ныне изнемогаю умом, во глубину впад сомнения, прошу и мил ся дею, да мне некая целебнаа присыплеши и мысль мою упокоиши Памятники литературы Древней Руси


Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 502. Тут же он дат мудрую аллегорию Сице бо и врачеве творятъ о болезни неспящаго и многомыслие о смерти имеюща, некоторым зелиемъ успеваютъ и многмыслие смертное соотъемлютъ . Неуверенность боярина проистекала от противоречия между патриархальностью его православного воспитания, которому он был предан с детства и вольнодумством, зарождающимся в


Европе, с которым он сталкивался во время общения с такими людьми, как, например, Николай Немчин Булев, уроженец города Любека. Последний являлся весьма образованным для своего времени человеком, немцем, выучившим русский в совершенстве и вошедшим в доверие к Великому Князю. Николай Немчин вообще был основным противником Максима Грека, против которого он направлял огонь своей полемики.


К нему были написаны четыре послания. Несколько лет он работал придворным врачом при Великом Князе. Немчин пропагандировал в русском обществе униатские идеи и новомодные течения астрологию, астрономию и т.п. Ещ в 1520 г. в Германии Иоанном Штоффлером был издан Альманах, в котором тот предсказывал, что в 1524 г. произойдт всемирный потоп и гибель мира. Николай Булев перевл этот Альманах на русский язык.


Помимо этого, он высказывал идею соединения церквей в период русско-турецких войн. О Н. Булеве, как о профессоре медицины и астрологии и всех наук основательнейшем Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т. 9, М. Л 1953 с. 223. отзывается Франциск-де-Колло, посол императора Максимилиана, о котором уже говорилось выше. Этот отзыв мог знать


Ф. Карпов, так как встречал посла во время его приезда. В любом случае, Фдор Карпов попал под влияние его искусно и мудро составленных сочинений и написал Булеву послание с вопросом относительно различий между православной и католической церквями. В ответе Карпову тот, очевидно, утверждал, что сколько-нибудь серьзных различий между ними нет. За разъяснениями Карпов обращается к Максиму Греку и становится участником, посредником в полемике,


ведомой Максимом Греком и Николаем Немчиным. Но, если в канонических богословских вопросах греческий монах Об интересе Ф.И. Карпова к унии мы узнам из двух посланий, составивших в едином огромный трактат Слова на латинов Максима Грека к нему, в которых тот жстко порицает Николая Немчина. Отсюда же становится известно, что Николай Немчин уверял Карпова в отсутствии особенных различий между православной и католической церквями.


Максим Грек, Соч ч. 1. бог дать ответ и хороший совет, то в увлечении Карпова астрологией, тот уже не являлся для него авторитетом. Ещ в двух посланиях Максим Грек пытается доказать Карпову, что астрология и астрономия не согласуются с христианским учением. Идеи, пришедшие к нам с Запада, временно отвлекли


Карпова от старого русла нашей культуры, но не оторвали окончательно. Чувствуя себя между двумя течениями, он стремился одно примерить с другим и поэтому со всеми возникавшими недоумениями обращался к такому авторитету византийской образованности, каким был Максим . Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. Ф.И. КарповУчные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук.


Институт истории РАНИОН, т. 4, М 1929, с. 44. Сво послание Максим Грек начинает словами Я прочл тво послание ко мне . Он ругает Карпова за то, что тот далк от понимания церкви , обличает его в невежестве. Но, выступая против заблуждений Карпова, Грек остатся высокого мнения о его уме и способностях . Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т.


9, М. Л 1953 с. 225. Это видно по тону его посланий он пишет, что астрологические взгляды не достойны благочестию и разуму твоему , называет Ф. Карпова честнейшим Фдором , мудрейшим Фдором , и т.д. Это свидетельствует о том, что между Ф. Карповым и Максимом Греком существовали не только внешние, но и глубокие дружеские связи. Е. Кимеева считает, что интерес Ф. Карпова к идее соединения церквей был своеобразным проявлением оппозиционности


к существующему строю . Между тем, никаких оснований утверждать это у нас нет. Переписка Карпова с Максимом Греком и Николаем Немчиным говорит скорее о его пытливости его ума, а не о его оппозиционности существующему строю законно полемизирует с И.Н. Кимеевой А.А. Зимин в своей статье. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т.


12 М.Л 1956, с. 160-173. В другом послании, Максим Грек, узнав, что одно из его сочинений, адресованных Николаю Немчину, вызывает неблагоприятные толки, в том числе и со стороны Ф. Карпова, гневно упрекает последнего вы достигли такого возраста и столь искушены в божественных писаниях, такая догма ускользнула от вас . Памятники литературы с.


495. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина. Догма, высказанная Греком, гласила, что бог Отец безначален и беспричинен . Этим он, по-видимому, спорил с гностицистическими высказываниями немца. В ответ Крапов написал, что Максим Грек слишком скоро судит и руководствуется слухами. На самом деле, один из священников церкви, которую он посещал за несколько дней до этого, обратился


к нему со своими сомнениями по поводу основательности этой догмы, описанной Греком. Заканчивает Карпов свой ответ философским замечанием, в укор Максиму Не вс говорят делаем, что можем, и не всему верим, что слышим, и не вс говорим, что узнам . Там же с. 499. На это письмо Максим ответил примирительным посланием, принося извинения за необдуманную резкость Прости же меня по-дружески за то, что я как человек погрешил и будущем смело пиши мне и требуй


то, что тебе нужно. Я буду тебя слушать во всм А священника того исправить не ленись . Там же. с. 500-501. Возможно, именно в ответ на это предложение, Карпов написал Послание о Третьей книге Ездры . Пишет Ездра в Третьей своей книге В третий день говорит он повелел Господь водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей осушил .


Первый мой вопрос божественное Писание о бесчисленных водах говорит под землй в безднах и на земле, в морях, и озрах, и реках, также и на тверди небесной. Так ли об этом следует нам понимать Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 505. Отрывок дан в переводе


Д.М. Буланина Карпова удивляет, что в этой книге Эта книга не признатся православной церковью канонической. имеются несоответствия с другими библейскими текстами, он не делает из этого никаких нигилистических выводов, но просит Максима Грека дать сво толкование этого вопроса о воде, и о земле, и о Енохе, и о Левиафане . Там же Усомнившись в чм-то один раз, Карпов уже не мог не ставить под сомнение остальные, прежде бесспорные истины.


Карпов всерьз стал заниматься звздами и астрология, причудливо соединявшая в себе точное знание, мистические чаяния и суеверный предрассудок Там же, с. 45 двумя своими сторонами привлекали его убеждением о зависимости жизни людей от светил, исходя их которого, он вывел необходимость этой науки царям и правителям для управления своими подданными пытается использовать астрологию в целях укрепления власти Самодержца Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники.


М 1958. с. 416 и астрономическими наблюдениями, вызывавшими у него удивление и восхищение. Фдора Карпова привлекала гармония природы, красота мира, о которых он писал, используя сочинение Григория Богослова Слово шестое о мире , где отразилось влияние на него античной философии. Творение Григория Богослова, ч. I, М 1843, с. 232. Н.В. Синицына провела сопоставление всех произведений


Максима Грека с конкретно адресованными к Фдору Карпову Если первое послание Максима Грека пишет она написано в духе остальных его сочинений, то второе содержит указание на то, что первое послание не убедило адресата, и он отправил Максиму ответное послание, в котором востал на церковное мудрование . Аргументация второго письма значительно отличается от аргументации других сочинений автора на эту тему


и характеризует интерес Фдора Карпова к астрологии как принадлежащей внешним наукам семь свободных светских искусств средневековья и содержащей практические сведения по астрономии, а не только предсказания по звздам Н.В. Синицына Ук. соч. с. 18. Карпов не прекратил изучение светил даже после специального Послания Максима Грека, где тот советовал Карпову не мудрствовати тако о поспешествах и утверждении царей, яко глаголати Не мощно кроме астрологии споспешествовати тем .


Карпов стремился изучать астрологию, чтобы помочь укреплению самодержавия . Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 168. Та же картина вырисовывается и в отношении к науке не только астрономии, но и медицине, философии. Карпов упрекает Максима за то, что он враждебно относился к науке вообще. На это Максим отвечал, что наука не должна отделяться от религии, что она должна помогать людям жить


согласно религии. Здесь уместно заметить, что ещ не ставшая актуальной на Руси, но уже вполне расхожая в Европе теория двух Истин Абеляра, вполне могла бы стать выходом в вопросах, терзавших Карпова. Итак, и Максим, и Фдор Карпов ценили науку. Но оценка их имела различный смысл Максим ставил е на путь служения евангельской истине, у


Карпова, наоборот, сопоставлял и возносил науку над христианскими догмами, как более фундаментальное знание. Отсюда и его гуманистический интерес к науке. И не странно, что у него возникали недоумения при чтении священного писания. Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. Шарль Луи Монтескье Терпение прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть.


Абу-ль-Фарадж Послание митрополиту Даниилу Пытливость Карпова выразительно проявлялась в его посланиях. Не мог не заметить этого и Максим Грек. Об одном из не дошедших до нас посланий Фдора Карпова он писал Как мд, по словам врачей, вместе с естественной сладостью соединяет острую и очистительную силу, так и епистолия Карпова, упитанная духовной сладостью, не только услаждает разум,


но тайно волнует и как-то остро возбуждает ум к просветлению . Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 46 До нас дошли жалкие осколки сочинений Карпова. По изяществу изложения, сжатости и выразительности слога, отсутствию традиционных длинных цитат, по образности языка и смелости мысли произведения Карпова могут считаться шедевром русской публицистики


XVI века . Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М Л 1947. Некоторые учные с этим не согласны Послание Карпова митрополиту Даниилу имеет шаблонный стиль предшествующей литературной традиции, особенно черты стиля публицистических посланий Максима Грека Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М 1958. с.


415 Лучшее и наиболее объмное из них послание митрополиту Даниилу. Дата его написания неизвестна. В нм Карпов разворачивает философскую дискуссию о смысле терпения и касается очень сложной проблемы проблемы управления государством. Форму произведения следует признать достойной ума и эстетического чувства Карпова. Государственным катехизисом того времени была идея божественного происхождения власти, доставшаяся


в наследство от павшей Византии. Е трактовали по разному. Одна из крайних концепций митрополита Даниила, известного писателя XVI века, воинствующего иосифлянина провозглашала безусловное повиновение власти. Он написал Слово под заглавием Яко подобает къ властемъ послушанiе имети и честь имъ вездати и еже на врагы божiа , в котором говорил, что власти установлены богом въ отмщенiе злодеемъ, въ похвалу же


благотворящим, чтобы люди, боясь земных начальстве не поглотили друг друга, как рыбы . Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 47 Он обратился с проповедью терпения в области гражданских отношений к Фдору Карпову По словам Кимеевой Ук. соч Карпов протестовал против концепции идеологов самодержавия, призывавших к покорности великокняжеской власти, то есть выступал против неограниченной власти государя . Но А.А. Зимин Зимин А.А. Россия на пороге нового времени.


М 1972. умело опровергает е взгляды и выдвигает, в свою очередь, предположение о том, что Карпов выступал против иосифлянской проповеди терпения как защитник самодержавной власти против критикует цезарепапистских претензий воинствующих церковников , что вызывает ещ большее сомнение. Это личная переписка Карпова с митрополитом Даниилом и искать здесь чтко направленную идеологическую подоплку неразумно, более того, здесь просто нет резко негативных высказываний в адрес церкви, духовенства


и религии когда тот подвергся опале. Е.Н. Кимеева делает верное замечание, что в тексте нет прямого указания на то, что Карпов в это время находился в опале, лишь некоторые косвенные Увы, сейчас время, не подходящее для написания посланий, но время для рыдания , Своими словами ты призываешь меня быть до конца стойким в терпении, в печалях и несчастьях моих . Там же с. 507, 509. Кимеева Кимеева Е.Н. Послание митрополиту


Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т. 9, М. Л 1953 с. 229 отсекая принятые ранее всеми исследователями причины рыдания - служебные неудачи или опалу, делает предположение, что событием, возмутившим боярина настолько, что он, пренебрегая последствиями, высказался открыто , могло явиться осуждение и заточение Максима Грека под стражу, которое он считал несправедливым. В таком случае, Кимеева полагает, что Послание можно датировать 1526 годом, так как собор, осудивший


Максима, состоялся в 1525 г. Диаметрально противоположную позицию отстаивает А.И. Клибанов. Он утверждает, что, так как оба переписывающихся не были друзьями и единомышленниками, то есть основания предположить, что доверительность слога Послания указывает на факт общения двух впавших в немилость представителей общественных кругов. Такой вывод может способствовать определению времени переписки


Положение митрополита Даниила пошатнулось в 1533 г после смерти Василия III. и характеристике политической борьбы того периода. По мнению А.А. Зимина, невооружнным взглядом видно, что все факты Кимеевой притянуты к единственному тезису е работы доказательству, того что Карпов находился в агрессивной, подпольной оппозиции центральной власти.


Клибанов же старается подтвердить наличие скрытого подтекста в Послании и его связь с сочинениями Аристотеля. Несомненными являются лишь нижеследующие утверждения Послание Карпова ответ на епистолию митрополита Даниила. Автор Послания был великими скорбъми одержим . В свом Послании митрополит Даниил был расположен к Карпову славиши мя честию, ей же убо не достоин есмь везде


о мне проповедаеши, и, писании твоими угоднейшими мене чествуа, поздравляеши Памятники литературы с. 506. По моему мнению, уместнее предположить, что Карпов нашл повод вступить в полемику с митрополитом и высказать ему давно терзавшие его философские идеи. Послание к Даниилу не только политический трактат, но письмо человека, ярко отражающее его настроение . В.Ф. Ржига. Ук. соч. с. 47. Я хотел бы схематично дать логическую цепь рассуждений


Карпова, чтобы объективно оценить его взгляды. I Начинается Послание панегириком, витиеватой похвалой митрополиту Даниилу. Этой теме уделена значительная часть Послания. Ф.И. Карпов не скупится на хвалы, говорит о совершенстве митрополита, о его широкой образованности, однако, самый преувеличенный, лестный тон этих похвал, контрастирующий со всем произведением вообще,


наводит на мысль об ироническом отношении к адресату Поэтому не истощится в сердце мом любовь, и голос мой не устанет от похвалы, и помыслы мои от почитания величия твоего Более пространное и полное, хорошее слово, приличествующее тебе и твоим добродетелям, мы в другое время составим Не усомнюсь и звездой светлой назвать тебя, от которой лучи дурные не исходят. Ты светильник горящий, который не омрачается ты благовонный цветок добродетели, который смрада клеветы


гнушается Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 507 Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина. и т.п. С помощью тонкой иронии, Карпов издевается над митрополитом, который, к своему несчастью, отважился посочувствовать опальному боярину. Не остались не затронутыми даже гастрономические вкусы митрополита


Даниила Ведь я желаю, чтобы сочиненьице это неучное для твоих учных ушей столь же приятно было бы, как для уст моих была приятна твоя рыбица, даром мне данная . Там же с. 509 II Основная часть 1 В начале основной части Карпов широко и независимо поставил затронутый вопрос, перелагая мысль митрополита Для устойчивости дела народного, По мнению некоторых исследователей,


Карпов имеет здесь ввиду латинское Res publica - государство. или царства, или власти важнее правда или терпение Памятники с. 508. a Допустим, что нужно терпение. Если так, если все должны руководствоваться принципом терпения, тогда воотще сложены суть законы. Тогда обычаи святые и благые уставы разърушени и въ царствехъ, в начальствех, во градехъ, сожительство человекъ живеть безъ чину Далее цитироваться будет только источник


Тогда несть треба царьству или владычьству правители и князи престанет убо начальство, владычьство и господьство, и живется безъ чину с молвою силный погнетет безсилнаго, да трепение имать. Ниже треба будетъ судей въ царстве имети, иже коемуждо правду учинят, зане трепение вся исполнитъ . Дело народное въ градехъ и царствехъ погибнет длъгодушьствомъ трепениа, долготрепение в людехъ безъ правды и закона общества добро разърушает и дело народное ни во что низводитъ, злыа нравы в царствехъ


вводит и творитъ людей государемъ непослушныхъ за нищету показывает автор. Нельзя отрицать, что Карпов оценивает терпение и со своей позиции, позиции состоятельного боярина, который при подобной государственной политике может потерять вс сво имущество и лишиться атрибутов своего высокого происхождения. Если он тоже будет обязан терпеть, то оставится от отечьства, изгонится от службы честны, причтется нищъ ко службе непотребне и не како по его отечьству .


Обобщая, можно сказать, что по Карпову терпение вводит анархию, дурные нравы и беззаконие, рушащие общество и государство. Терпение без закона скрытая взрывная сила, которая в любой момент может вылиться в неподчинение людей своим государям. b Если не терпение Что касается терпения, Карпов не искал никаких классовых разногласий в обществе и не был против терпения угнетнных классов , о чм пишет Е.Н. Кимеева Ук. соч прежде всего, вторя идеям


Аристотеля, он был сторонником высшей справедливости, как атрибута его идеального государства то правда важнее для государства. Карпов прибегает к авторитету Аристотеля Сего ради всякъ градъ и всяко царьство, по Аристотелю, управлятися имать от начальникъ въ правде и известными законы праведными, а не трепениемъ . Причину необходимости закона Карпов видит в том, что человечьский род немощенъ есть и паче похотению


последуеть чювственому, неже правому словества суду . Всю историю он делит на три периода с тремя законами во вся времяна под законы жити первое, въ время естества, под закономъ естественымъ второе, во время закона, под закономъ Моисейским третьее, и ныне, во время благодати, под законом Христовым . Историческая цепь законодательств и преступлений от пръваго зла


Каинова дажъ до последняго злачеловеци в сем смертном мире всегда будуть злии меж добрыхъ смешны обосновывают необходимость закона Закономъ быти нужа бъ, да техъ страхом человеческая дерзость запретится . Для народа необходимы начальники, которые восстановят справедливость. Идеал такого начальника библейский гуслей игрец Давид , который из разнообразных струн извлекает единый аккорд, согласие, гармонию. Так же и начальникъ всякого самодръжства блудящихъ и врежающихъ грешникъ


понудити имать на согласие благых грозою закона и правды, а добрыхъ подвластныхъ беречи своимъ жалованием и уроженною милостью и раздражати къ добродетелемъ, злых же казньми полутшати, ненасыщаемыхъ же и злых отнюдь истребити . 2 Мы установили, что Карпов был сторонником монархии. Какими же качествами должен был обладать этот монарх, помимо честности и организационных способностей a Он должен пресекать, не игнорировать насилие над тем же терпением и творить справедливый, равный для


всех суд, потому что это его религиозная обязанность и если не сотворит ниже прилеженъ въ попечении своихъ подвластных будеть, но неповинных от силныхъ погнестися попустит, тогда грехи и насильства погнетающих своа творитъ и за тая ответъ въздати велиему Судыи . b При том закон нужен ещ и для того, чтобы правитель не злоупотреблял своим положением Того ради даны законы, да не кто силне вся възможетъ .


Этот пункт, тем не менее, нельзя разворачивать в заявления, подобные заявлению И.У. Будовница Ук. соч. Нетрудно убедиться, что в интерпретации Карпова понятие терпения ассоциируется с произволом, ничем не стесняющихся правителей, власть который не ограничена никакими справедливыми законами . 3 Необходимо отметить, что Карпов не отрицает терпение полностью Всемъ бо христовернымъ имеемо есть терпение такоже под заповедию


и евангельскимъ советомъ овемъ боле, овемъ менши по разчинию лицъ, и дела, и времени . Это личное дело каждого человека, христианский опыт нравственного совершенствования Хотя все советские исследователи в один голос утверждают, что Карпов предоставляет терпеть только духовенству , это не так, и текст не ограничивает это понятие такой принадлежностью, если его читать внимательно , подвига, поэтому ин есть судъ въ духовныхъ лицехъ, а


инъ въ мирьском начальстве . Терпение не должно быть всеобщим гражданским законом. Это удел праведников, который не должен давать повод для проповеди мазохизма. Иже убо возжелает въистину терпелив быти, треба есть ему мысль горделивую оставити, Христу последовати и от мира сего плыти ко пристанищу пустынному а иже в въ буряхъ и волненияхъ сего мира съблюсти возможеть, далече блаженнее будеть . 4


Терпение Карпов понимает ещ в одном аспекте как милость, снисходительность к преступникам. Если правда у Карпова это справедливое управление государством, то закон нормы человеческого общежития, понимаемые сквозь призму христианства Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. с.352. Милость же это неотъемлемая часть государственного управления. Она сглаживает строгость закона и правды, делает их приложимыми к каждому конкретному случаю.


Фдор Карпов дат очень мудрую формулировку Милость бо безъ справды малодушьство есть, а правда безъ милости мучительство есть милость правдою подстрекаема, а правда милостью укрощаема сохраняють царя царство въ многоденьстве . За милость подвластные любят своих правителей ради милости бо предстатель и князь от подвластных велми любится . III Так заканчивается основная часть, в которой Карпов излагал свою концепцию. В заключительной части он снова начинает диалог с


Митрополитом. Намекая, что начинает новую тему сиа предрекши, некая тебе новая составлю , он, в то же время, продолжает уже о практике своей теории. 1 Боярин характеризует современное ему время так По апостолу яко дние злие суть мню, конци векъ достигоша . В.Ф. Ржига обнаружил в послании, в этой части Послания буквальный перевод двух стихов из Метаморфоз Овидия, которыми Карпов старается подтвердить свои слова


В.Ф. Ржига, Ук. соч. с. 43 Златыа веки суть въистинну ныне много златомъ Приходит санъ, златомъ съветуется любовь. Въ цене цена ныне есть, деть кенсон саны, Кенсон Латинское census - имущественный ценз. дружбы, убогий везде лежитъ празденъ. Цитата из Овидия. Наука любви , II, 277-278. Первод М.Л. Гаспарова. Ныне живут от похищениа несть гостиникъ от гостя безъ боязни.


Несть тесть от зятя и братская убо любовь редка есть. Д. Фрейданк указал в том же послании ещ на две цитаты из Овидия Искусство любви , Фасты . Данные из Лихачв Д.С. Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Л 1987. D. Freydank. Zu Wesen und Begriffsbestimmung des russischen


Humanismus. Zeitschrift fur Slawistik, Bd.XIII 1968, 1 Карпов восклицает, что такъже и Петръ, апостольский началникъ, днесь аще съ теологиею и разныхъ силъ с чюдесы приидеть, аще ничего не принесетъ, дверемъ затвореннымъ, извержется вонъ . Это фрагмент безусловно также является реминисценцией из Овидия Искусство любви , только Гомер Овидия заменн на апостола


Петра. Никоторый порокъ не скуденъ и грехъ похотный, от него же дело опщее человеческое падаеть Кимеева Ук. соч. выдвигает мнение о том, что это обличение порока и разврата Карповым связано с разводом Василия III и его новым браком. Но мне подобное предположение кажется несостоятельным хотя бы по той причине, что оно является ещ одной попыткой подтвердить оппозиционность Карпова монархической власти.


Как верно заметил А.А. Зимин, в суждениях Кимеевой есть противоречие Карпов не мог одновременно честно служить на свом государственном посту, чем он и занимался всю жизнь, и находится в острой конфронтации с действующей властью, с которой сам часто общался напрямую по службе Много ныне в мире в наши времяна льстей и лукавьствы далее идт перечисление пороков Обличение современных публицисту порядков, переходит у


Карпова порой в прямое порицание современной ему государственной власти пишет Кимеева Ук. соч . Сразу бросается в глаза, что Карпова больше тревожит нравственное растление народа. Своей тирадой Карпов хочет продемонстрировать митрополиту, к каким результатам приводит человечество, в том числе и в моральном отношении, отказ от следования его истинной государственной модели, что ясно показывает заключительная реплика От сихъ бо цело уразумелъ еси, коль вредными и неугодными стезями


хромыми ногами, слепыма очима она земная власть и все естество человечьское ходить ныне . 2 В заключительном абзаце Карпов прощается с митрополитом и уже искренно желает ему обрести путь к христианскому спасению и Царствие небесное По поводу последнего абзаца Послания Е.Н. Кимеева с марксистской уверенность пишет, что боярин-аристократ Карпов в силу своей классовой принадлежности, мечтает о возврате прошлого, об обетованной земле живых


, где вечны и незыблемы старые обычаи , о золотом веке русского боярства. Это полный абсурд, такого в тексте просто нет, как об этом высказывается А.А. Зимин Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972 Обетованная земля живых в данном случае не что иное, как аллегорическое представление о загробном мире аллегорическое описание которого он дат. Этот путь для


Карпова в истинном служении Отечеству. Всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею. Шарль Луи Монтескье Плохие законы худший вид тирании. Эдмунд Брк Справедливость это истина в действии. Справедливость без силы и сила без справедливости обе ужасны. Жозеф Жубер Приложение. Карпов и Аристотель. По работе Клибанова А.И. Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной


России. М 1975, с. 141-150. Для составления более полной картины мировоззрения русского публициста, необходимо привлечь сочинение А.И. Клибанова, которое, по моему мнению, представляет собой наизамечательнейшее рассуждение на эту тему, хотя по некоторым пунктам принять его довольно трудно. Главная мысль А.И. Клибанова в том, что если карьера боярина не была стабильной и он писал митрополиту Даниилу, отдавая себе отчт в политической неблагонамеренности своих идей, то следует искать подтекст


в Послании. Интересна также гипотеза о том, что Карпов пот дифирамб Даниилу, воспевает его достоинства, уповая на лояльность митрополита как на то, что митрополит не станет распускать слухов по поводу мыслей, высказываемых ему в послании, так и на то, что не будет доверять слухам, враждебным Карпову. Но Даниил не разделял мыслей боярина, почему же тот доверился митрополиту в своей полемике Об это уже говорилось выше они могли одновременно впасть в немилость.


Подтекст епистолии связан с Аристотелевской Политикой , а не только с Этикой к Никомаху , о которой пишет Карпов. А.И. Клибанов утверждает, что слишком много совпадений между учением Аристотеля об идеальном государстве и произведением Карпова. Вот они ь Первый довольно мутный довод о том, что библейского игреца Давида возможно отождествить с упоминанием в книге


Аристотеля необходимости музыкального обучения и воспитания граждан . ь Карпов разрабатывает утопию Аристотеля, причм в некоторых местах почти дословно его перелагая законодатели должны привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному У Карпова раздражати къ добродетелемъ и добрымъ деломъ , в предположении, что те послушаются нравственности У Карпова на согласие благыхъ , а на непослушных и недаровитых от природы должно налагать наказания


У Карпова злых же казньми полутшати Аристотель. Этика, X, 10 Цит по А.И. Клибанов, Ук. соч ь Далее у Аристотеля совершенно же неизлечимых У Карпова иже лечьбы полутшениа приняти не хотятъ должно удалять их из пределов городов не исцельных же весьма от среды благых возьмут . ь Карпов знал не одну десятую книгу Никомаховой этики Аристотеля. Рассмотрим узловые понятия, которыми пользуется


Карпов в свом Послании. Во-первых, это понятие закона , которое он противопоставляет понятию терпения . Рядом с законом у Карпова везде фигурирует правда , как абсолютно справедливый закон. Аналогичная мысль присутствует в пятой книге Аристотеля. Иными словами, категория закона и правды разнится тем, что последняя является индивидуализацией законной нормы, применятся в конкретном случае правда есть потребна во всякомъ градскомъ деле и царстве поне


же единому комоуждо еже свое воздается . Карпов пользуется и понятием Милость, которое тоже есть у Аристотеля, а именно в шестой книге Этики к Никомаху Правда есть правильное суждение о должном, требующего снисходительно отношения к людям С.Ф. Кечекьян. Учение Аристотеля о государстве и праве. М Л. 1947, с. 96 Цит. по А.И. Клибанов Ук. соч Итак,


Карпов использует в свом сочинении 5,6 и 10 книги Никомаховой этики , но только ли ь Политический пафос Послания Карпова в противопоставлении правды , закона , милости - терпению , долгодушству терпения . А идеал государственного строя монархия. Что же пишет на это счт Аристотель Интересно то, что он тоже говорит о монархии, как наилучшей государственной форме и решительно


противопоставляет ей извращнную форму, а именно тиранию. Критерием различия у него являлось то, что монарх преследует как высшую цель общественную пользу, тогда как тиран личные цели, используя свою силу вспомним сильных у Карпова. Тирания превращает свободных граждан в раба, а единственная добродетель раба терпение. Все эти вопросы Аристотель рассматривает не в Никомаховой этике , а в


Политике . ь Картина общественного состояния нравов, продуцированная терпением , весь строй жизни под терпением характеризуется Карповым так Много ныне в мире в наши времяна льстей и лукавствы ныне умъ строптивы злыхъ не поучается ползу чинити основной критерий тиранической власти по Аристотелю Ныне брани везде . Лесть человеконенавистничество, взаимная вражда. В Политике Аристотель пишет Тирану следует возбуждать среди сограждан взаимную борьбу и ссоры, вооружать


друзей против друзей, простой народ против знати, богачей против богачей. В виды тирана входит также разорять своих подданных . Сказано и о лести тираны любят вс дурное в людях, когда им льстят, они этому и рады а льстить разве станет какой-либо свободомыслящий человек . Аристотель. Политика, V, 9, 4. Цит. По А.И. Клибанов, Ук. соч.


Сказано и о том, как пользует тиран то, что названо у Карпова долгодушием терпения тиран стремится к проведению трх целей 1. вселить малодушное настроение в своих подданных 2. поселить в среде своих подданных взаимное 3. лишить подданных политической энергии . Как утверждает А.И. Клибанов, Карпов дат описание пороков общества с намерением характеристики государственной власти, так как боится говорить об этом прями. Умолчания


Карпова относились к возможностям более широкого и острого использования античной философии, на что содержится указание в самом послании Зане убо сиа доволна видится, и аще реку множайша, тогда нечто тая язычская и чюжа быти речеши . Мы приходим к выводу, что Карпов знал не одну Этику к Никомаху , но и Политику Аристотеля. Вс Послание Карпова проникнуто духом античной философии, социологии, вообще античной культуры,


косвенные доказательства чего приведены выше. Можно сказать даже более грубо Послание является переложением мыслей Аристотеля, усвоенных Карповым. Каков же положительный идеал Карпова Это монархия, управляемая законом общей пользы, на страже которого стоит монарх, его правители и судьи. Идеальный монарх игрец Давид , соединяющий в гармонию все отрасли государственного управления.


Программы социальных преобразований Карпов не дат, но здесь возможны разврнутые умозаключения. Карпов порицает условия тяжкой работы , жестокие условия жизни подвластных игу терпения , которое делают невозможным их участие в общей пользе . Они обречены следовать похотению чувственному , а не правому словества суду , то есть побуждениям к поступкам на низком, чувственном уровне, а не продиктованным словесной частью души, свободным разумом и высоким помыслом.


Но может ли общество быть обществом опщего дела , если оно обрекает подвластных следовать похотению чувственному В идеальном государстве Карпова каждому обеспечено право быть защищнным законом, как и каждый ответственен за следование ему. Из опщего дела не исключн никто. Государство Карпова, будучи по форме правления монархическим и сохраняющим социальную иерархию, есть в то же время гражданское государство. В конечном счте, противопоставление правды - терпению оказывается


противопоставлением гражаньства - деспотии, а правового государства тираническому вот формулировка недосказанных, междустрочных мыслей Карпова, сделанная Клибановым. По Клибанову сочинение Карпова представляется нам политической утопией русского гуманиста. Исследователь выстраивает сложную систему взглядов Ф. Карпова, сопоставляя их с идеями Аристотеля. Более того, он утверждает, что вс недосказанное


Карповым надо искать в произведениях древнего философа. С таким смелым предположением трудно согласиться, так как помимо некоторых подогнанных совпадений, у Аристотеля слишком много таких параграфов, какие Карпов никогда бы не принял. Само по себе рассуждение Клибанова очень интересно, но вряд ли достоверно. Его работа основана на радикальных исследованиях,


проводившихся до него, и утрированных в подобную форму Ещ Кимеева Ук. соч. утверждала, что интерес Карпова к Овидию и Аристотелю показатель реакционности его взглядов , ибо реакционные круги, ненавидя всеми силами центральную власть, стремились противопоставить русским порядкам западноевропейские . А.А. Зимин Ук. соч. называет такое представление ошибочным


Нельзя настолько преувеличивать значение епистолии . Гипотеза Клибанова останется гипотезой, так как более широкие выводы, чем то, что Карпов был знаком с сочинениями Аристотеля, из не невозможны. Милосердие предпочтительнее справедливости. Люк де Клапье Вовенарг Заключение Карпов сложная и неоднозначная личность, поэтому его нельзя столь уверенно


относить именно к группировке противников действовавшей власти или церкви. Временная опала могла вызвать у него отрицательные, пессимистические эмоции, навести на мрачные мысли. По поводу послания митрополита Даниила, спровоцировавшего излитие этих мыслей можно предположить два варианта 1. Митрополит в свом послании говорил Карпову о личном, христианском терпении, это не отрицает наличие закона и гражданского общества, а Карпов, благодаря своей эмоциональности перевл тему дискуссии


в более широкую плоскость терпение в глобальном, государственном масштабе. Фдор Карпов ставит вопрос шире, чем Даниил, переводит его из личной плоскости в общественную. Если для Даниила терпение , делающее человека сопричастным страданиям Христа имеет религиозный смысл, он дат личный совет Карпову, то тот придат теме светский, общественно-политический характер .


Н.В. Синицына Ук. соч. 2. Митрополит действительно считал, что терпение основа государственности. Здесь он мог провести параллель между Русью и Ветхозаветной Иудеей, которая управлялась теократически. В таком случае совершенно справедливо теории теократического самодержавия, Карпов противопоставляет идеал правового государства, зарождавшийся в европейской политической мысли XVI в Зимин А.А. Россия на пороге нового времени.


М 1972. Выступление против одной из основных догм православной церкви христианского терпения было одним из проявлений нового гуманистического мировоззрения Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956. Так же хочется отметить позитивные стороны модели Карпова. Карпов очень чтко понимал превосходство монархического правления.


Требуя наличия законов, как условия существования государства, он осознавал, что без присутствия милости , без учта человеческого фактора , который может осуществлять только единая личность у власти, государственный аппарат превращается в бесчувственную, безжизненную машину. Ещ древнекитайский философ Мэн-цзы 372-289 гг. до Р.Х. ученик Кун Фу-цзы говорил о том, что отношения между членами государства должны строится по принципу


отношений в семье между родителем и детьми Почитая старших, распространяйте это почитание и на старших других людей. Любите своих детей, распространяйте эту любовь и на чужих детей, тогда легко будет управлять Поднебесной . 1, 228, Цит. по А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М 1980. с. 38. Понятие правды , как справедливого общественного строя у Ф. Карпова только декларируется, но не раскрывается.


Он был только критиком и обличителем, в этом плане. В 20-30-х годах XVI в. не были ещ ясны те пути переустройства, которые определятся только в середине XVI в. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972 после боярского правления, московского переворота 1547 г. и реформ Ивана Грозного. Политическая теория, развивавшаяся


Фдором Карповым, имела своими истоками не только учение Аристотеля, но и идеи русских реформаторов конца XV в Там же Мы близко познакомились с Ф.И. Карповым и должны признать, что в этой своеобразной фигуре просвещнного боярина и политического идеолога в новом духе, в этом русском писателе, стоящем между греком с одной стороны и немчином, с другой, есть много типичного и символичного для своего века .


В.Ф. Ржига, Ук. соч. Библиография Источники 1. Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. 2. Никольский Н.К. Материалы для истории духовной письменностиХристианское чтение, 1909, 8-9, с. 1123-1124. 3. Максим Грек, Сочинения, Казань, 1862г. ч. III, с.274-277. 4. Летопись занятий


Археографической комиссии за 1908 г вып. 21, СПб 1909. стр. 106-118. 5. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 160-173. Использованная литература 1. Савва В.И. О Посольском приказе в XVI в. Харьков, 1917, вып. 1, с. 300-302 2. Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в.


Ф.И. КарповУчные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории РАНИОН, т. 4, М 1929, с. 39-48. 3. Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т. 9, М. Л 1953 с. 220-234. 4. Синицына Н.В. Фдор Иванович Карпов дипломат, публицист XVI в. Автореферат кандидатской диссертации.


М 1966. 5. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 160-173. 6. Зимин А.А. Фдор Карпов, русский гуманист XVI в.Прометей. 1968, сб. 5, с. 364-370. 7. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. 8. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники.


М 1958. 9. Клибанов А.И. Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной России. М 1975, с. 141-150. 10. Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, ч. II. М 1787, с. 201-202. 11. Аристотель. Этика, книги V, VI, X. 12. Аристотель. Политика. СПб 1911, книги V, VI. 13. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в.


М Л 1947. 14. Лихачв Д.С. Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Л 1987. 15. БСЭ. Гл. ред. Б.А. Введенский. М 1956, т. 20.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование системы оплаты труда рабочих
Реферат Содержание предпринимательской деятельности
Реферат Совершенствование форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса
Реферат 2 Сведения об обучающихся
Реферат Соціально-орієнтована ринкова економіка як оптимальна модель ринку
Реферат Система нормативного регулирования аудиторской деятельности
Реферат Создание инвестиционной инфраструктуры в регионе
Реферат Современное развитие химической и нефтехимической отрасли
Реферат Системный анализ предприятия ОАО АВТОВАЗ
Реферат Сочетание потребностей и ресурсов как основа экономики
Реферат Система экономических показателей
Реферат Содержание торгово-технологического процесса в розничной торговле
Реферат 28 декабря Контроль приоритетного национального проекта «Здоровье» Итоги 2010 года
Реферат Система показателей хозяйственной деятельности
Реферат Гейфман, Анна Аркадьевна