Реферат по предмету "Медицина"


Гигиена одежды и обуви

Загрязнение одежды происходит изнутри (жидкими и газообразными продуктами жизнедеятельности кожи) и снаружи (от внедрения пыли и пачкающих веществ). Различают механическое (пыль, грязь), химическое (газы) и бактериальное загрязнение одежды. Определённую роль играет газопоглощаемость тканей. Величина поглощения газов зависит от их конценрации и влажности ткани. Шерсть поглощает газов больше, чем хлопчатобумажная ткань, и медленнее их выделяет. Способность тканей сорбировать газы (пары) из воздуха зависит также от структуры ткани и характера её обработки.
Одежда и бельё, кроме механического и химического загрязнения, подвергаются загрязнению микроорганизмами и паразитами. Через загрязнённую одежду могут передаваться брюшной тиф, дизентерия и другие инфекции. Опасность такой передачи определяется длительностью выживания микроорганизмов на ткани. Ввиду эпидемической опасности заражённой одежды её необходимо дезинфицировать. Химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Ткани из химических волокон обладают и более высокой воздухопроницаемостью, чем материалы из натуральных волокон такой же структуры. Воздухопроницаемость лавсановых, капроновых и хлориновых тканей выше, чем хлопчатобумажных. Физиолого-гигиенические исследования при опытной носке подтвердили высокие теплозащитные свойства одежды, изготовленной из синтетических волокон-орлона, нитрона, полихлорвинила, лавсана. Кроме теплозащитных свойств, важное значение имеют сорбционные качества одежды из химических волокон. Наряду с высокими гигиеническими свойствами тканей из синтетических волокон следует отметить и некоторые отрицательные их качества. В первую очередь это относится к способности тканей из полимерных материалов накапливать статическое электричество. Электрозаряженность поливинилхлоридных волокон используется для создания лечебного белья. Низкие сорбционные свойства ограничивают применение большинства синтетических волокон для изготовления белья. Липофильные своства капроновых волокон предопределяют и способность таких тканей удерживать запахи и плохо отстирываться. Стирка обычными средствами позволяет снизить бактериальную загрязнённость капроновых чулок лишь на 10%, а на чулках из натуральных волокон после аналогичной процедуры она составляла только 40-25% внесённой микрофлоры. Для гигиенической оценки одежды из тканей на основе химических волокон чрезвычайно важна химическая стабильность текстильных материалов. Полимерные материалы могут выделять некоторые вредные вещества (незаполимеризовавшиеся мономеры и другие исходные продукты синтеза). Помимо того, в воздух и воду из массы полимера могут мигрировать растворители, стабилизаторы, теплоносители, антиэлектростатические препараты и другие вещества, использованные в процессах получения, формирования, отделки волокон и тканей. В одежде из синтетических тканей в пододёжном пространстве образуется область повышенной влажности, в такой одежде быстро наступает перегревание, особенно, летом. Не успевающий испариться пот накапливается на коже, и при трении одежды могут возникнуть потёртости и раздражения. Зимой, когда относительная влажность воздуха в помещении мала, даёт о себе знать статическое электричество. Оно вызывает ощущение покалывания, одежда прилипает к телу. При этом меняется ритм сердечных сокращений, появляется склонность к спазмам сосудов, изменению артериального давления, развивается утомление, возникает головная боль. Статическое электричество влияет и на свойства ткани - она притягивает к себе пыль и микрофлору. Гигиенические свойства такой ткани резко снижаются. В нашей стране осуществляется строгий гигиенический контроль за качеством синтетических материалов, предназначенных для одежды и обуви. Образцы таких тканей подвергаются сложным исследованиям в соответствующих научно-исследовательских лабораториях. При гигиенической оценке химически стабильных тканей проводятся токсикологические исследования с применением специфических и чувствительных тестов. Непосредственный контакт одежды с кожей заставляет изучать реакцию кожи лабораторных животных на воздействие водных вытяжек из образцов тканей. Это исследование ставит своей задачей выявление местного раздражающего и сенсибилизирующего действия. Кожные реакции на вытяжки из тканей исключают применение исследуемой ткани. Окончательным этапом токсикологических исследований становится изучение кожно-резорбтивного действия, так как некоторые вещества (например, фосфорорганические) оказывают общее токсическое действие при попадании на кожу без местной кожной реакции. В настоящее время изготавливают ткани из смешанных волокон, что позволяет сочетать достоинства натуральных и синтетических материалов. Смеси волокон различной природы повышают теплозащитные свойства одежды, уменьшают гидрофобность и электростатичность, улучшают сорбционные свойства, т.е. позволяют получить ткани с благоприятными гигиеническими свойствами. Использование пенополиуретана в зимней детской одежде позволяет снизить массу одежды на 30-40%, что существенно для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Поливинилхлоридные волокна используются для изготовления лечебного белья. Токсикологические исследования на лабораторных животных и наблюдения во время опытной носки не обнаружили каких-либо неблагоприятных явлений. Эти ткани обладают высокими теплозащитными свойствами, хорошей воздухо- и паропроницаемостью, малой влагоёмкостью и гигроскопичностью. Высокая электризуемость этих тканей даёт физиотерапевтический эффект («сухое» тепло). Однако эти ткани не выдерживают частых стирок, быстро разрушаются от горячей воды, что исключает их использование в лечебных учреждениях. Бельё из поливинилхлоридных волокон можно рекомендовать в условиях охлаждения при работе и спортивных занятиях (в зимнее время вне помещения). К детской одежде предъявляются особые требования. Различают одежду для детей ясельного, дошкольного и школьного возраста. Гигиенические требования к одежде исходят из особенностей роста и развития ребёнка, его функциональных возможностей в каждом возрасте. При конструировании одежды для детей ясельного возраста необходимо учитывать неустойчивость процессов терморегуляции ребёнка, повышенную ранимость кожи, отсутствие выраженной мышечной деятельности. Температура тела ребёнка становится устойчивой лишь к 3 годам, поэтому детский организм столь активно реагирует на колебания температуры воздуха. Особенно это проявляется при укутывании ребёнка. Часто говорят о перегревании при высокой температуре воздуха и инсоляции, а о перегревании от нерациональной одежды забывают. 1. Для детей ясельного возраста наиболее подходят хлопчатобумажные ткани: они гигроскопичны, хорошо впитывают пот и стираются, они мягкие, лёгкие. Фланель и байка имеют высокие тепловые свойства. Трикотаж хорошо сохраняет тепло, он мягок, лёгок. Одежда должна соответствовать возрасту ребёнка. Узкая одежда стесняет движения, вызывает деформацию грудной клетки. Детей не следует пеленать. Одежда должна быть лёгкой, без грубых швов. Важно, чтобы её было легко надевать.
2. В дошкольном возрасте ребёнок особенно подвижен, поэтому одежда должна быть достаточно свободной, не стеснять движений. Ассортимент одежды ребёнка увеличивается, появляются несколько видов верхней одежды, разнообразная обувь, головные уборы для различных сезонов. 3. У детей школьного возраста имеются уже два типа одежды: производственная (школьная форма) и бытовая.
Гигиенические требования к обуви заключаются в защите ног от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания. Обувь не должна способность перегреванию и сильному потению ног, нарушать их функции, стеснять свободу движений. Обувь должна быть мягкой, лёгкой, удобной в носке, соответствовать погоде и условиям труда. Узкая и тесная обувь ведёт к деформации стопы: сначала появляются утолщения и стёртости кожи, затем деформируются мягкие части и кости стопы. Узкая обувь способствует врастанию ногтей, ухудшает кровообращение, усиливает потливость ног, ведёт к развитию плоскостопия. Кроме того, тесная обувь вследствие нарушения кровообращения способствует более быстрому охлаждению ног, что в известной мере предрасполагает к простудным заболеваниям. Наилучшим материалом для изготовления обуви остаётся натуральная кожа, которая удовлетворяет основным гигиеническим требованиям: она достаточно воздухопроницаема, устойчива к намоканию, хорошо удерживает тепло. Для повышения теплозащитных свойств обуви в холодное время года целесообразно использовать стельки из меха или войлока. Наиболее тёплая обувь – кожаные ботинки или сапоги с меховой подкладкой, а также валенки , но они быстро промокают, что снижает их эксплутационные свойства. В заключение следует отметить, что покрой, внешний вид одежды и обуви и качество материалов для них определяются не только гигиеническими соображениями, но и требованиями моды. Нерациональная одежда (тонкие чулки , легкие туфли в сочетании с укороченной одеждой) в холодное время года приводит к нарушению кровообращения нижних конечностей, на коже голени появляются синевато-красные уплотнения. Это заболевание носит название симметричный эритроцианоз. Отказ от головного убора в холодное время года (даже зимой) также приносит свои печальные плоды. При температуре воздуха -10˚С теплопотери организма увеличиваются на 17% , а при открытой шее в таких случаях – до 27%. Охлаждение головы приводит к нарушению кровообращения волосистой части головы, атрофии волосяных луковиц , выпадению волос и раннему облысению. Часто развивается воспаление лицевого нерва, лобных и придаточных пазух носа. Список используемой литературы. 1. «Гигиена ХХ» А.В.Мазурин с соавт., Москва, «Медицина», 1998г. 2. «Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями», А.Ф. Дронов, А.И. Ленюшкин, Л.М. Кондратьева, Москва, «Медицина», 1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.