Реферат по предмету "Культурология"


Культура предреформенной России 1 половины 19 века

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. УСИЛЕНИЕ СОСЛОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ. СОСТОЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ 2. УСПЕХИ НАУЧНОЙ МЫСЛИ 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
4. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение В начале XIX века продолжалось сближение России с Западной Европой, но в этом сближении долгое время участвовали лишь высшие классы общества. Активно заимствовались внешние формы европейской культуры: дети дворян воспитывались французскими гувернантками; в ''высшем обществе'' говорили по-французски, увлекались французскими романами и театром. Социокультурная пропасть между высшими и низшими классами в России была огромной. Главная причина заключалась в существовании крепостного права. Тем не менее, восприятие европейской культуры содействовало развитию вкусов и смягчению нравов. Крестьянское сословие оставалось верно старым обычаям, понятием, преданиям. Грамотность очень медленно распространялась между крестьянами. В деревне преобладала традиционная русская культура, которая выражалась в песнях, танцах, сказаниях. Раздвоение господствовало в образе жизни городского населения. В то время как купцы и мещане придерживались старых обычаев, класс мелких чиновников старался подражать в образе жизни высшему обществу, заимствуя у него стремление к наружному лоску и привычку жить не по средствам. Сразу после воцарения Александр I начал осуществлять широкую программу развития просвещения в России. Реформа народного образования была проведена в 1803-1804 годах. Вводилась преемственность учебных программ. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй – уездное трехклассное училище, третьей – шестиклассная гимназия в губернском городе, высшей – университет, который был поставлен во главе учебного округа и должен был обеспечивать его учебными программами и кадрами учителей. Были открыты университеты: Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.), Дерптский (1802 г.), Вильненский (1803 г.; был закрыт после восстания 1830 г., вместо него открыт в 1834 г. Киевский), Петербургский (1819 г.). Близкий к университетскому уровень знаний давали лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Александр I открыл Лесной институт, при Николае I были открыты Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском центре. Если в начале XIX века действовало 32 гимназии, то в 1840-х гг. было уже 76 гимназий; число уездных училищ за тот же период возросло со 126 до 445. Огромное влияние на культуру России первой половины XIX века оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Следствием победы в войне 1812 года стал рост национального самосознания, который во многом определили прогресс и достижения отечественной культуры и науки. С ростом национального самосознания появился интерес к отечественной истории. ''История государства Российского'' Н.М. Карамзина стала первой книгой по истории, которую стала читать публика. Восстание декабристов в 1825 г. стало важным событием в общественно-культурной жизни страны. А.И. Герцен писал, что декабристы ''пробудили душу у нового поколения''. Активизировалось духовная жизнь интеллектуальных слоев общества, появились новые ориентиры в официальной идеологии. Развитие просвещения, его демократизация дали и нежелательные для правительства результаты, привели к быстрому росту оппозиционных настроений. Усилена была цензура. Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. Усилилось гонение на передовую журналистику и литературу. Запрещалось все, что, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, ослабить почтение к государственной власти. В социально-экономической жизни страны во второй четверти XIX века обозначились процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада. Массовое применение техники стало новым качественным моментом в развитии производительных сил России. Зарождалось отечественное машиностроение, на заводах изготовлялись паровые двигатели, машины и механизмы, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 году открылся новый завод по изготовлению сельскохозяйственных машин. Появился первый пароход. С конца 30-х годов началось строительство железных дорог. Первое железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой открылось в 1851 году. Но все же в первой половине XIX века главным видом транспорта оставался гужевой и водный, а основными путями сообщения – грунтовые дороги и реки.
1. Усиление сословности в образовании. Состояние просвещения Уже в последние десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В университетах вводился курс богословия. В начальных школах было запрещено изучение книги ''О должностях человека и гражданина'', из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. Главной задачей образования стало воспитание нравственности, основанной на религиозности. В этот же период усиливается сословность в системе образования, т.е. знания даются по состоянию учащегося. Теперь в приходских школах обучались дети самых беднейших слоев общества. В этих школах изучались только закон божий, грамота и арифметика. Дети купцов и ремесленников и им подобные обучались в уездных трехклассных училищах. Они изучали русский язык, историю, географию, арифметику и геометрию. Дети дворян, чиновников, богатых купцов обучались в семиклассных гимназиях. С развитием экономики требовалось все больше и больше грамотных образованных людей. Появились ведомственные школы, общественные школы и комитеты грамотности. Задачей комитета грамотности являлось распространение грамотности среди селян на религиозной основе. Большинство училищ было сосредоточено в городах. К середине XIX века в начальных училищах обучалось от 3 до 5 % всех жителей. Основной формой высшего обучения являлись университеты, но существовали и другие учебные заведения: духовные, военные, медицинские академии, многие из которых носили закрытый характер обучения. При гимназиях и училищах открывались реальные классы, фабричные школы. Открылось первое сельскохозяйственное учебное заведение – Земледельческая школа. Обучение преподавателей для гимназий, средних и высших учебных заведений производилось в университетах и специальном учебном заведении – Главном педагогическом институте в Петербурге. Быстро росло число любителей чтения. Карамзин, в статье, опубликованной в 1802 г. в ''Вестнике Европы'', отмечал: число любителей чтения ''едва ли в какой земле…так скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, даже в хорошем состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать их. Самые бедные подписываются и самые безграмотные желают знать, что пишут из чужих земель''.
Увеличился спрос на книги и журналы. Открылось много книжных лавок, появились крупные книгоиздатели (братья И.И. и К.И. Глазуновы, С.И. Селивановский, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин), расширялась книжная торговля. Впервые стал выплачиваться гонорар автору за сочинительство.
Возникло много библиотек. Они, как правило, образовывались благодаря общественности, без помощи правительства. Библиотеки стали важными культурными центрами в городах России. В середине 40-х годов XIX века открылась городская почта, были выпущены первые почтовые марки. В столицах устраивались всероссийские промышленные выставки, они освещались в печати.
2. УСПЕХИ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В начале XIX века в связи с развитием капитализма в России появлялись новые открытия в науке и технике. Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. Б.С. Якоби работал по созданию электродвигателя и основ гальванотехники. П.Л. Шиллинг в 1832 году сконструировал линию электромагнитного телеграфа. П.П. Аносов сделал много открытий в области металлургии высококачественной литой стали. В 30-х годах крепостными механиками Е.А. и М.Е. Черепановыми был построен паровоз. Много открытий было сделано в области медицины хирургом Н.И. Пироговым. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операциях на поле боя, неподвижную гипсовую повязку; способствовал созданию новой формы медицинской помощи (служба сестер милосердия). Атлас Н.И. Пирогова ''Топографическая анатомия'' получил мировую известность. Быстрое развитие текстильной, хлопчатобумажной промышленности содействовало успехам в химии. С именем А.М. Бутлерова связано создание отечественной химической школы, давшей много известных талантливых ученых. Химик-органик Н. Зимин внес большой вклад в теорию органического синтеза (искусственное получение органических веществ из простейших исходных соединений). Сделаны важные географические открытия. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие. В 1821 г. в ходе научной экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева была открыта Антарктида. Н.И. Лобачевский открыл новую геометрическую систему (неевклидова геометрия). Академик Ленц открыл закон взаимного превращения механической, химической и других видов энергии. В 1832 г. П.Н. Демидовым был учрежден фонд премий для ученых за научные изобретения и работы в различных областях знаний.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Для развития художественной культуры первой половины XIX века была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В классицизме на первом плане был гражданский долг героя и служение его Отечеству, в романтизме же усиливается внимание к человеку, его чувствам, внутреннему миру, стремление противопоставить реальной действительности идеальный образ. Ярко был выражен интерес к национальной самобытности, отечественной истории. Многие писатели, поэты, композиторы обращались в своих произведениях к отечественной истории. Например, А.С. Пушкин в таких произведениях, как ''Борис Годунов'', ''Арап Петра Великого'', ''Медный всадник'' описывал исторические события России. У основ русского исторического романа стояли А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников. В.А. Жуковский занимался переводом произведений античных и современных зарубежных писателей (Гомера, Шиллера, Байрона). Он также написал много баллад, исполненных гуманностью и человеческим достоинством. Последние годы перед реформой характеризовались движением от романтизма к реализму. Это связано с именами Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского. ''Евгений Онегин'' А.С. Пушкина стал первым реалистическим романом, действительно народным произведением. В творчестве М.Ю. Лермонтова ярко выражено неприятие поэтом окружающей действительности. Его роман ''Герой нашего времени'' стал одним из первых произведений критического реализма. В творчестве таких писателей, как Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров описывается жизнь простого ''маленького человека'', его нелегкая судьба. В творчестве А.Н. Островского ярко описан мир купечества, его понятия и нравы. Сатирическое направление достигает высокой степени развития в комедии А.С. Грибоедова ''Горе от ума'', в неподражаемых баснях И.А. Крылова и особенно в художественных произведениях Н.В. Гоголя. Эти писатели выявляют темные стороны русского общества, особенно привычку скрывать недостатки и выставлять свою деятельность в лучшем свете. Грибоедов в своей комедии ''Горе от ума'' изобразил пустоту интересов и мелочность современного московского ''света''. Крылов в форме коротких и чрезвычайно остроумных басен метко оттенял разнообразные стороны русского быта. Он подражал французскому баснописцу Лафонтену, но внес в свои басни столько оригинального русского духа, что остался самобытным поэтом. Гоголь в главных своих произведениях (поэма ''Мертвые души'' и комедия ''Ревизор'') воспроизвел яркие черты мира русских чиновников и помещиков. Юмор Гоголя поражает читателя неистощимой веселостью, хотя в глубине своей отзывается скорбными чувствами. Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Из других поэтов того времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, А.В. Кольцов. Театр, несмотря на строгую цензуру, играет все более заметную роль в общественной жизни, правда, в основном в столицах и крупных губернских городах. В 1825 году архитектором О.И. Бове было построено здание Малого театра, и труппа бывшего Петровского театра разделяется на драматическую и балетную. Теперь Большой театр предназначен только для оперных и балетных спектаклей, а Малый театр – для драматических произведений. Также в Петербурге открывается в 1832 году Александрийский театр, построенный архитектором К.И. Росси. В это же время на сценах театров появляется много талантливых актеров – М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.Е. Мартынов. На сценах театров ставят произведения писателей-реалистов – А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. В русской архитектуре начало XIX века характеризуется стилем русского ампира. Создаются монументальные ансамбли Петербурга, Формируются площади – Дворцовая, Сенатская и другие. Яркими представителями стиля русского ампира являются зодчие А.Д. Захаров, К.И. Росси, А.Н. Воронихин, О.И. Бове. Начинается строительство доходных домов и зодчество приобретает более функциональный характер. В то же время приобретает популярность ''русско-византийский'' стиль. Яркими произведениями этого стиля являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная Палата в Кремле (архитектор К.А. Тон). В живописи развитие романтизма, а затем и реализма дало толчок к переменам. Постепенно идейно-художественные законы академизма уступали место новым романтическим, философским, а затем и бытовым жанрам в живописи.
Ярким представителем романтизма в живописи является К. П. Брюллов. Его знаменитые картины – «Последний день Помпеи», «Всадница», «Автопортрет». Художник А. А. Иванов стремился выразить в своих картинах веру в духовное возрождение человечества. Над картиной «Явление Христа Народу» он трудился 20 лет, и она стала главным делом его жизни.
Бытовой жанр связан с творчеством А.Г. Венецианова. Большим открытием стали его картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Он показал красоту повседневного труда и жизнь крестьян, основал художественное училище в имении Сафонково, которое способствовало быстрому распространению бытового жанра в искусстве. Еще одно знаменитое имя связано с рождением критического реализма в изобразительном искусстве России – это П.А. Федотов. В таких его картинах, как ''Свежий кавалер'', ''Сватовство майора'' впервые критиковались отдельные стороны общественной жизни. На музыку первой половины XIX века большое влияние оказала война 1812 года. Композиторы создали много героико-патриотических произведений (опера К.А. Кавоса ''Иван Сусанин''). Возникновение русской музыкальной классики тесно связано с именем М.И. Глинки. Он создал русскую интеллектуальную музыку, русский национальный романс, русскую оперу. Большую популярность у многих композиторов, поэтов, писателей и художников имели музыкальные вечера в салонах у А.А. Дельвига, З.А. Волконской. На летних концертах в Павловске под Петербургом неоднократно выступал ''король вальсов'' И. Штраус. Реализм и народность присутствовали в творчестве композитора А.С. Даргомыжского (оперы ''Русалка'', ''Каменный гость''). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности.


4. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ Заметные изменения происходили в первой половине XIX века в быту населения России, в особенности горожан. Улицы городов стали застраиваться большими каменными домами. Обширное Зарядье в центральной части Москвы, сгоревшее дотла в 1812 г., оказалось застроенным двух – и трехэтажными домами. Начало одеваться камнем и купеческое Замоскворечье. К середине XIX века каменные дома имелись в большинстве городов. Уменьшается в городах число индивидуальных хозяйственных построек: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием транспорта, торговли, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных гуляний и массовых развлечений. В Москве популярными местами отдыха стали Нескучный сад и Петровский парк. В Нескучном саду устраивались спектакли ''воздушных театров''. Петровский парк славился своим ''вокзалом'' где давались концерты. Шумные пасхальные гулянья собирали представителей разных сословий на обширном пустыре, где в будущем был разбит Новинский бульвар. Любили шумные гулянья и жители Петербурга. Здесь они обычно устраивались на Сенной площади, на Царицыном лугу или Екатерингофе. Толпа поражала пестротой нарядов, это порождалось смешением традиционной и новой одежды. Многие стремились следовать европейской моде. Костюм русского горожанина XIX века сохранял традиционные элементы, но постепенно приближался к среднеевропейскому. Деревня в большей степени проявляла приверженность традициям, но новые влияния проникали и в нее. Зажиточные крестьяне стараются подражать горожанам. В городах и деревнях широкое распространение получило чаепитие. Россияне не начинали дня и не ложились спать без чая. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. Чай пили из самоваров и чашек за обычным обеденным столом, преимущественно черный, без добавок. Также приобретает популярность и кофе. Новым явлением в быту россиян стало потребление картофеля. К середине XIX века он занял видное место среди других повседневных продуктов питания. Необходимым церемониалом званых обедов становятся французские блюда. Рацион богатой части русского общества в середине XIX века насчитывал 376 различных блюд и напитков, в том числе блюд не только французской, но и немецкой, английской, голландской, итальянской, венгерской кухонь. В быт проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX века считалась предметом аристократическим. Все отмеченные новации являлись следствием происходивших в данный период социально-экономических и культурных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К середине XIX века, в канун буржуазных реформ, в России завершился один из этапов в историко-культурном процессе, основным содержанием которого было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм, гражданственность и интерес к ''маленькому человеку'', открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов. На культуру России первой половины XIX века не мог не повлиять глубокий кризис феодальной системы и начавшие складываться новые капиталистические отношения. К сознательной жизни начал стремиться простой народ, который был разбужен восстанием декабристов. Надежды, возлагавшиеся на реформы Александра I, не оправдались. Передовое русское общество входило в конфликт с царским правительством, отрицало идеи служения власти, которая строится на угнетении крепостного люда. Лучшие писатели и критики России были одновременно просветителями, борцами за народное освобождение, революционерами. Искусство также прониклось передовыми идеями, становилось средством борьбы, нравственного воспитания. К концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявлялось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. Были весьма ограничены средства народного просвещения и культурная жизнь, в основном, была разнообразна только в крупных городах России, а провинция находилась еще в глубокой спячке.
список литературы 1.Шульгин В.С., Кошман Л.В, Зезина М.Р Культура России. М.: Простор, 1996. 2.Балакина Т.И История русской культуры. М.: Издательский центр АЗ, 1996. 3.Савицкая Л.К Русское искусство XI-XX веков. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. 4.Мартюшов Л.Н. История России: вторая половина XIX-XX в. Курс лекций под редакцией проф. Личмана Б.В. Екатеринбург: УрГТУ, 1995. 5. Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина. М.: Центр, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.