Реферат по предмету "Культурология"


Афинский Акрополь

План: 1. Введение. 2. История создания. 3. Пропилеи и Храм Ники Аптерос. 4. Парфенон.
5. Эрехтейон. 6. Ансамбль Акрополя. 7. Акрополь в последующие эпохи. 8. Список литературы. Введение (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее знаменит Акрополь в Афинах. [1] На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Развитие храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже. Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесикл, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрехтейон, расположенный весьма живописно. Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе. На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея. Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства. Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размеру, гармоничный и ясный по форме храм, отделялся от общего массива холма. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества. От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящим по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтейоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона. История создания. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В мекенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. Афинские зодчие во все времена стремились подчеркнуть великолепие Акрополя. Акрополь не только украшал великий город. Он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь Эллинов. Акрополь объединял горожан, защищал их от врагов. Афинский Акрополь по своему значению близок кремлям русских городов. Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Раньше Акрополь был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной 6 метров защищали Акрополь, делали его неприступным. Здесь до сих пор живет легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. С помощью дочери критского царя Ариадны Тезей победил минотавра, который жил в лабиринте на Крите, и вернулся в Афины, принеся им свободу и славу. Данные археологических раскопок говорят о том, что общественная, религиозная и культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе. К VI в. до н. э. в греческой архитектуре сложились основные типы храмов, самым распространенным был периптер. Это прямоугольная постройка, обнесенная колоннадой и перекрытая двухскатной кровлей. Архитектурные элементы здания расположены в зависимости от характера сооружения. Этот порядок назывался ордером. Некоторые храмы строились в дорическом ордере, другие в ионическом, третьи — позднее, начиная с IV в до н. э. — в коринфском. В VI в. до н. э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшейся Гекатомпедон. Он располагался против Пропилей и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. Скульпторы считали важным принцип симметрии, которая лежала и в основе статуй, украшавших Акрополь. От сооружений VI в. до н. э. на Акрополе дошли лишь фундаменты, много зданий было разрушено во время греко-персидских войн. Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. На Акрополе были найдены плиты с рельефами, на которых изображен подвиг Геракла — борьба с гидрой. Материал рельефа — мягкий известняк (порос). Шероховатую поверхность камня скрывает яркая раскраска. От фигуры сохранились лишь торс и ноги. Гидра была изображена со многими головами на извивающихся змеиных телах. Главная тема — победа героя-человека над злой силой. На афинском Акрополе найдены и другие скульптуры, украшавшие храмы: Геракл, борющейся с тритоном, фантастическое чудовище с тремя туловищами и тремя головами — Тритопатор. Они украшали храм — Гекатомпедон. Статуи сделаны из известняка и ярко раскрашены. Мастер заполнил низкие боковые части фронтонов гибкими змеиными хвостами, переплетающимися друг с другом. Геракл изображен побеждающим морским чудовищем — Тритона. Тритон в виде человека с рыбьим хвостом. Здесь напряженные, более объемные формы, красота их очертаний. Три человеческих туловища Тритопатора — доброго древнего аттического божества — переходят из пояса в длинные хвосты, заполняющие боковую низкую часть фронтона. Лица Тритопатора мирные и добродушные. В руках одного — волнистая лента, изображающая воду, у другого — язык пламени, знак огня, у третьего — птица, символ воздуха, и сзади — нечто подобное крылу. Тритопатор олицетворял стихии воды, огня и воздуха. В этой скульптуре больше сочности, объемности. Первая голова спереди, две другие в повороте. Тритопатор вылезает из угла фронтона. Краска хорошо сохранилась. Волосы на голове и бороде синие, глаза — зеленые, уши, губы и щеки — красные. Тела покрыты бледно-розовой краской. Змеиные хвосты расписаны красными и синими полосами. Одна из голов, хранящаяся в музее Норинского Акрополя называется в искусстве “Синяя Борода”. В греческом искусстве ярко раскрашенные злые существа — сфинксы, горгоны, тритоны не выглядят страшными, всегда чувствуется над ними превосходство человеческого разума. В этом гуманизм греков. Около 530 г. до н. э. Гекатомпедон был перестроен. На одном из фронтонов изображалась схватка олимпийских богов с гигантами. Сохранилась статуя Афины, борющейся с гигантом. Афина — победительница показана в порывистом движении, гигант повержен у ее ног. Скульптор не показывает Афину напряженной, он демонстрирует превосходство благородной богини. Сюжеты композиции не случайны. В них заключался глубокий смысл, своеобразная метафорическое изображение воспринятого художником бытия. В греческих сказаниях и мифах борьба принимала характер победы светлых, возвышенных сил над темными, низменными существами. Гиганты боролись с титанами. Обитатели Олимпа — боги — с гигантами, мужественные люди-герои с тритонами, гидрами, горгонами. В скульптурах, рисунках прославляется физическая сила человека, выражалась идея торжества совершенного и физически и духовно героя-человека. Гончары любили подчеркивать массивность форм и широкие тулова ваз, зодчие создавали мощные колонны храмов, скульптуры — широкие плечи и узкие талии героев. В 1886 г. на афинском Акрополе между Эрейхфейном и северной стеной холма обнаружили 14 мраморных статуй афинских девушек. Во времена, когда Афинами правили сыновья тирана Писистрата, на Акрополе стояло много скульптур, в том числе статуи девушек, или, по-гречески, кор. Статуи эти имели высокие постаменты разных типов — круглые, квадратные, некоторые в виде колонн с дорическими или ионическими капителями. Сделаны они из мрамора, привезенного с островов Эгейского моря. Греческие скульпторы показали кор в длинных, праздничных одеждах. Девушки не похожи друг на друга, хотя стоят в одной позе — строго фронтально, держась прямо, сохраняя торжественность. Неизвестно, кого они изображают. Одни считают — богинь, другие — жриц, третьи — знатных девушек. Девушки красивы и разнообразны укладкой волос, завитыми локонами прически. Нарядны одежды кор. На большинстве — рубашки — хитоны, ткань красиво собрана в складки. Сверху наброшен плащ — гиматий, роскошный, ниспадающий живописными складками. Уголки рта чуть приподняты и губы сложены в сдержанную улыбку. О характере девушек говорит одежда. У некоторых складки хитонов образуют сложные узоры, весело перебивая друг друга, у других — спокойно стекают вниз, у третьих — сдержанные, редкие. В этом проявляется способность античной скульптуры архаической поры передавать чувства не мимикой лиц, а пластикой форм и выразительностью линий. Коры удивили мир тем, что на них сохранилась краска, которая лежит плотным слоем на мраморе. Краска, приближая образ к реальности, утверждает характер и идею произведения — прославление красоты. Греческие города долгое время находились под властью персов. Крупный город Милет поднял восстание, но персы его подавили. Начались греко-персидские войны. В 492 г. до н. э. зять персидского царя Мардоний отправился в поход и потерпел поражение. Второй поход персов в 490 г. до н. э. был также неудачным. В 480 г. до н. э. армия персов направилась на греков. Погибло 300 спартанцев со своим предводителем — царем Леонидом. Афины подверглись разгрому. Сильно пострадал Акрополь. Храмы разрушили, сокровища разграбили, святилища осквернили. Статуи кор были сброшены с постаментов и разбиты. Но Эллины с честью вышли из тяжелого испытания. Они разбили персов. Победа привела к появлению новых плодотворных импульсов в греческом искусстве. После победы в 479 г. до н. э. при Платеях греки приступили к восстановлению Акрополя.
В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Пропилеи и храм Ники Аптерос. Вход в Акрополь открывают величавые Пропилеи - парадный вход с двойным портиком, увенчанным фронтонами. Сооружение Пропилеи приписывается архитектору Мнесиклу и по времени совпадает с постройкой Парфенона(437-432 годы до н.э.). Двойной портик (один - западный фасад, обращенный к городу, второй - восточный, выходивший на площадь Акрополя) поддерживали строгие дорические колонны, как почетная стажа у входа отделявшие Акрополь от Афин и вместе с тем вводящие в него. В промежутках между колоннами пролегал пандус, ведущий на вершину Акрополя. Широкий проход внутри портика украшали изящные и легкие ионические колонны. Мнесикл, так же как и Иктин и Калликрат, смело сочетал в Пропилеях элементы дорического и ионического архитектурных стилей. Дорические фасады Пропилей, благодаря строгим пропорциям и скромному декору, имели монументальный характер и соответствовали своему назначению торжественного входа на священную площадь Акрополя. К западному портику примыкали два беломраморных красивых здания, композиционно слитых с Пропилеями, как два крыла по сторонам входа на Акрополь. Они различны по величине и по плану. Это придаёт всему сооружению своеобразную асимметрию. Северная постройка (слева) предназначалась для картин - так называемая «пинакотека». Живопись покрывала стены пинакотеки, но, кроме того, там хранились и станковые произведения живописцев Греции. Среди списка картин пинакотеки, составленного около 200 года до н.э. (Полемоном), значатся произведения великого мастера живописи Полигнота, творившего в первой половине 5 века. Правое меньшее крыло Пропилей плохо сохранилось, и назначение его не ясно. Однако асимметрия Пропилей никак не нарушает общей гармонии архитектурного ансамбля Акрополя; наоборот, в сочетании с причудливой формой скалы Акрополя это сообщает живописность пейзажу. На акрополе есть только один вход; второго нет, так как весь Акрополь - отвесная скала и обнесен он крепкой стеной. Пропилеи имеют крышу из белого камня и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего. Относительно изображений всадников я не могу точно сказать, являются ли они фигурами сыновей Ксенофонта или просто сделаны для украшения. Направо от Пропилей находится храм бескрылой Победы…Налево от Пропилей находится здание с картинами; на тех, которым время не судило еще стать неузнаваемыми, изображены Диомед и Одиссей; последний на Лемносе похищает лук Филоктета, а первый уносит из Илиона изображение Афины. Тут же (на картинах) изображен Орест, убивающий Эгисфа, и Пилад, убивающий сыновей Навпплия, пришедших на помощь Эгисфу… Уже у самого входа в акрополь находится Гермес, которого называют «Пропилейским», и Хариты, которые говорят, сделал Сократ, сын Софрониска, о котором Пифия свидетельствовала, что он самый мудрый из людей… При входе в храм, который называют Парфеноном, «Храмом девы», всё, что изображено на фронтонах, так называемых «орлах», - все относится к рождению Афины; задняя же сторона изображает спор Посейдона из-за этой земли. Сама же статуя сделана из слоновой кости и золота. Посередине её шлема сделано изображение сфинкса… по обеим же сторонам шлема сделаны изображения грифов.[2] Как бы подчеркивая общую асимметрию композиции, на могучей отвесной скале, выступавшей вперед из массива холма, справа возвышается небольшой компактный и чистый по формам, подобный мраморному кристаллу, куб маленького храма Ники-Аптерос (или Бескрылой Победы), построенный в тот же период афинского господства в Элладе. Строителем храма Ники называют Калликрата. Он создал его в ионическом стиле. Квадратная цела, открытая со стороны входа, высится на ступенчатом основании: два портика со стройными колоннами украшают передний и задний фасады здания. Красивой формы завитки капителей колонн исполнены с необыкновенной тщательностью. Архитрав оживлен узкой лентой рельефного фриза, изображающего сражение греков с персами и фигуры олимпийских богов. Фронтон храма (почти совсем утраченный) был гладким. Характерная для классической архитектуры роспись дополняла скромные украшения здания, построенного из мрамора. В храме стояло деревянное изображение Афины – Победы (Ники). Крылатая богиня была против обыкновения представлена без крыльев, как будто бы в знак того, что, однажды осчастливив Афины своей благодатью, богиня никогда не покинет их. В 1835 г. недалеко от храма нашил несколько плит пентелейского мрамора с изображениями богини Ники. Плиты эти, возможно, были укреплены в древности на верхней части балюстрады, окружавшей постройку. Колонны храма высились над этими рельефами. На них показана богиня Ника в различные моменты деятельности: закалывающая жертвенного быка, несущая военные трофеи, развязывающая ремни сандалий. Ника изображена чаще в профиль. Настроение богини победы в этих рельефах не воинственное, движения спокойные. Поставим себя на место афинянина 5 века, подходящего к Акрополю. Медленно поднимаемся по пандусу, войдем в колоннаду Пропилей и обернемся назад. Сквозь мощные стволы колонн раскрывается далекий, напоенный солнцем и ветром вид на афинские предместья, на сосновые рощи, на оливковые поля, на сверкающее нежно - лазурное море. По нему разбросаны скалистые острова. А совсем близко впереди и чуть слева на фоне неба и далекого моря снова вырисовывается сияющий белый храмик Ники, изящная грация стройных ионических колонн, которые так прекрасно гармонируют с простой мощью дорической колоннады Пропилей. Уже при первой встрече с древней архитектурой постигается главное очарование этого особого мира, где скульптура и архитектура одновременно и противостоят природе, и вместе с тем неразрывно связаны с нею, живут в ней. Поражает пластическая закономерность каждого храма, каждой отдельной колонны, обособленной и вместе с тем неразрывно связанной с целым комплексом. Парфенон. Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому, как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (Парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия. Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.
К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена. Парфенон венчает Акрополь. Он внутри разделен на восточную и западную части. В западной находилась казна афинян. В восточном стояла статуя Афины Парфенос. Парфенон — храм дорического ордера. Он прямоугольный в плане и со всех
сторон окружен колоннами. Его строили зодчие Иктин и Каллистрат. Огромную роль в сооружении храма сыграл греческий скульптор Фидий. Все, что осталось от Парфенона на Акрополе к сожалению — руины. До конца 17 в. Парфенон простоял в сохранности. В византийскую эпоху он служил церковью. Но в 1687 г. во время войны турок с венецианцами храм был разрушен. В конце 18 в. английский лорд Эльджин увез из Греции почти все скульптуры. Теперь они разрознены: часть находится в Лондоне, часть в Париже, кое-что в Афинах. Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя были не случайны. Размеры храма определены размерами скалы. Протяженность холма перед Парфеноном, длина храма Афины и участок Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки “золотого сечения”. Чтобы поставить Парфенон строителям пришлось соорудить мощную насыпь, увеличившую холм в южной части. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удаленные предметы кажутся меньше и умели исправить оптические искажения. Архитектурные измерения Парфенона показали, что линии и поверхности в нем не плоские и прямые, а слегка изогнутые. Поверхность ступеней постепенно повышается от краев к центру. Колонны слегка наклонены внутрь здания. Угловые колонны более толстые. Создатели храма исправляли оптические искажения, которые нарушали гармоничность здания. Лестницу, ведущую к основным ступеням сдвинули к северу, иначе она казалась бы плохо связанной со зданием. Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется что они стоят дальше и портик глубже, чем он есть. Отклонение от горизонтали и вертикали почти незаметны, но они придают храму целостность и собранность. Все видимые глазу линии связаны друг с другом. До Парфенона храмы воздвигались из известняка. Парфенон весь из мрамора. Недалеко от Афин в горах Пентеликона были найдены залежи белого мрамора. Мраморные плиты имели не только красивую, покрытую патиной поверхность, но окрашивались дополнительно яркими тонами. На мрамор тонким слоем накладывался раскрашенный воск, который постепенно под влиянием тепла пропитывал камень, окрашивая, но не скрывая его поверхность. Цветом выделялись элементы здания, которые нужно было подчеркнуть. Затененные карнизом триглифы покрывались синей краской, красной — плоскости исток. Использовалась и позолот. Колонны Парфенона разделены вертикальными желобками — каннелюрами. Они делают менее заметными горизонтальные швы между отдельными частями колонн. В их острых ребрах мрамор особенно светоносен и красив. Тени от ребер подчеркивают вертикальность колонн, их стройность. Желобки как бы лишают колонну замкнутости, связывают ее с воздухом, оживляют впечатление от нее. Дорический ордер в Парфеноне не так суров, как в храмах архаики. Он смягчен введением в архитектуру некоторых элементов изящного ионического ордера. Непрерывный фигурный фриц — зофор — принадлежность ионического ордера, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был бы быть фриц с триглифами и метопами. Под лентами этого рельефа видны небольшие палочки с выступами. Восьмиколонные торцовые портики храма введены, чтобы добиться большей гармонии храма с пространством вокруг Парфенона. Человек, желающий подняться по ступеням Парфенона, видным издали, приблизившись к ним, обнаружит, что они огромны по размеру и что против входа есть ступени поменьше. Храм вырастает во всей своей высоте, но пропорции его гармоничны. Он не умаляет человека, не делает его меньше, а возвышает, пробуждает чувство высокого достоинства. В архитектурных формах храма нашло ясное и полное воплощение радостное осознание греками V в. до н. э. высокого значения и безграничных возможностей человека. “Всем распоряжался и за всем наблюдал у Перикла Фидий, хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники” — так писал Плутарх о работах на Акрополе в V в. до н. э. Фидий создал для Парфенона статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости. Ее высота 12 метров. Остов ее был деревянным, на нем крепились вырезанные из слоновой кости лицо и руки, а также листы золота для одежды. Шлем богини украшали сфинксы и грифоны. Афина держала на ладони правой руки статую богини победы Ники, а левой опиралась на большой щит с изображением битвы греков с амазонками на внешней стороне и битвы богов с гигантами на внутренней. На пьедестале было представлено рождение Пандоры, даже на краях сандалий Афины — битва греков с кентаврами. На изготовление колосса было потрачено 40 – 50 талантов золота или 1 тысяча кг. Золотые части можно было снимать. При восходе солнца Афина поражала блеском золота, красотой слоновой кости, цветом вставленных в глаза сапфиров. Фриз Парфенона Фриз Парфенона общей длиной 160 метров и шириной около метра — произведение особенно цельное, гармоничное глубокой взаимосвязанностью всех своих образов. Фриз представляет торжественную процессию афинских граждан в день праздника великих Панафиней. Среди них мы видим участников афинских спортивных состязаний: скачут всадники, проезжают колесницы. Идущие друг за другом юноши и женщины несут дары в храм богине. Олимпийские боги присутствуют на празднике Афины, они живописными группами в непринужденных позах расположились на скамьях, любуясь толпой людей. Движения мчащихся всадников, идущих женщин, юношей и бородатых мужчин полны грации. Острая наблюдательность художника сказалась в удивительной жизненности изображения свободных жестов, характерных поворотов, живописно наброшенных плащей. Во всей процессии чувствуется свободная непринужденность и праздничность настроения. Фигуры и лица участников процессии переданы в различных ракурсах: в профиль, три четверти, фас. Черты их лишены индивидуальности, они идеально прекрасны: но обобщенные формы созданы на основе живой натуры. Олимпийские боги просты и доступны, как люди; свободные Эллины прекрасны, как боги. Искусством Фидия передана сама жизнь, но с тщательным выбором всего, что в ней есть прекрасного. «Фриз Парфенона - одно из знаменитейших созданий искусства и одно из совершеннейших его созданий вообще. Здесь красота, которой будут удивляться все века и народы и которая выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквием Моцарта».[3] Статуя Афины, созданная для храма Фидием, называемая « Афина Парфенос» описана в древнем путеводителе Павсания кратко и деловито: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в
хитоне до самых ступней ее ног, у нее н груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники (Победы), приблизительно в четыре локтя, а в другой руке – копьё. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно,- Эрихтоний».[4] К дню олимпиады девушки готовили ткань для деревянной статуи Афины. Ткань укрепляли на мачте корабля, его несли на руках. За кораблем шли жрецы, правители, послы, колесницы, всадники. На фрице показано шествие афинян в день праздника Великих Панафиней.
На Афинском Акрополе находились еще две знаменитые в древности статуи Афины работы Фидия – обе из бронзы. Одна из них, также огромных размеров, «Афина Промахос» (Воительница) стояла на высоком помтаменте в середине Акрополя. Золоченый наконечник копья в руке богини, сверкая на солнце, был виден издали с кораблей, подходящих в к Пирею как некий символ военной мощи афинян. Другая, меньшей величины, скульптура богини была исполнена Фидием по заказу жителей острова Лемноса. «Афина Лемниянка», как ее называли древние, вызывала восхищение своей необыкновенной красотой и жизненностью облика. Статуя Лемниянки высоко ценилась в римский период – несколько ее мраморных копий дошли до нас. Как видно, Фидий владел всеми видами техники монументальной скульптуры: в его руках оживали мрамор и бронза; хрисоэлефантинная техника (золото и слоновая кость), расцвет которой падает на этот период славы античного искусства, была ему хорошо известна. Некоторые писатели древности приписывают Фидию также «акролитную» пластику, то есть соединение мрамора с позолоченным деревом. Однако не исключена возможность, что греческие и римские авторы, восхвалявшие Фидия, чрезмерно увлекались славой ваятеля, приписывая ему несметное количество произведений. Западная сторона фриза. На рельефных плитах видно, как всадники готовятся к процессии. Они беседуют, седлают и ведут скакунов и т. д. Изображения полны жизненности. Далее всадники начинают движение. Композиция является началом всего фриза: движение перейдет на северную сторону храма. Процессия идет справа налево. Чтобы избежать однообразия в двух местах движения прервано: юноша поставил ногу на камень. Скульптор дает глазу зрителя отдохнуть, а затем движение возобновляется. Фриз северной стороны Этот фриз длиннее. На нем не только всадники но и колесницы, жрецы с жертвенными животными, музыканты, юноши со священными дарами. Движение быстрое и неравномерное. Лошади скачут то быстро, то медленно, всадники теснятся, а иногда находятся свободно. Создается впечатление напряженного ритма. От быстрых всадников движение переходит к спокойному шествию пожилых афинян, с оливковыми ветвями в руках. Перед старейшинами четверо юношей несут на плечах гидрии — сосуды для воды. Жрецы ведут жертвенных баранов. Музыканты с флейтами и лирами, чужестранцы с дарами в корзинах. В конце фриза жрецы с жертвенными быками. Южный фриз Пострадал сильнее, но и нем можно увидеть участников спокойной и величавой процессии. Всадники едут в три ряда в глубину, но нет тесноты и сутолоки. Мастер показывает юношей в нарядных кожаных сапожках с отворотами, в хорошеньких панцирях, иногда в плащах. Они будто изумлены торжеством. Здесь движутся колесницы и погонщики с жертвенными животными. Два жреца идут за быком, один на ходу обернулся и, слегка склонившись, смотрит назад. Восточный фриз Здесь изображены восседающие боги. К ним справа и слева идут знатные афиняне. Олимпийцы встречают процессии двумя группами. Левые обращены — персонажами южного фриза, правые — к подходящим слева. Вместе к центру фигуры реже. Афиняне чинно беседуют друг с другом. Здесь девушки с чашами и кувшинами в руках, величавые женщины. Величавость в красивых складках одежд. Восседающие на тронах боги превосходят размерами смертных афинян. Этим они отличаются, а в остальном подобны олимпийцам. Слева Зевс на троне со спинкой, Гера повернула к нему лицо, Ирида и Эрот, Арей, Деметра, Дионис и Гермес, Посейдон, Аполлон, Пейфо и Афродита. В центре фриза над входом в храм изображены жрец и жрица богини Афины. Движение в восточных метопах направлено к центру от углов. Это придает декору храма единство и глубокую связь с архитектурой. Фриз Парфенона — создание Гения. Есть основания полагать, что в его исполнении непосредственное участие принимал Фидий. Фронтальные композиции Парфенона — вершина в развитии этого вида греческой культуры. Статуи, прикреплявшиеся свинцом, находились на большой высоте, имели легкий наклон вперед, чтобы их было лучше видно. То, что сейчас хранится в музеях — остатки прекрасных скульптур. Западный фронтон В центре фронтона изображен спор Афины и Посейдона за первенство в Аттике. Они принесли дары городу. Посейдон, ударив трезубцем, высек источник. Афина, вонзив копье в землю, создала Оливу. Греки отдали предпочтение Афине. На западном фронтоне располагались: Кефис, Нимфа, Кекроп, три его дочери и сын, Ника, Гермес, Афина, Посейдон, Алифитрита, три дочери и внук Эрехфея, Илис, Каллирое. Божества рек, Илис и Кеорис показаны в углах в виде юношей. Перед Кеорисом — Кекроп — древнее аттическое божество, мифический основатель городов в Аттике. Изваяния божеств полны жизни. Середина фронтонов Парфенона не отлична, как в более ранних храмах, одной фигурой. Скульптурная композиция фронтонов полностью отвечает архитектуре храма. От располагавшихся в центре статуй спорящих богов Афины и Посейдона сохранились лишь фрагменты, но и они очень выразительны. Греческие мастера умели пронизывать все элементы произведения единым и цельным чувством. Восточный фронтон Здесь представлено великое событие — рождение Афины. Она родилась, как рассказывает миф, из головы громовержца Зевса, все олимпийские боги присутствовали при ее появлении. Главная сцена занимала центральную часть композиции, которая сейчас совершенно утрачена: до нас дошли лишь фрагменты отдельных фигур, они изумительны по естественной простоте и красоте форм. размерами скульптуры несколько превышают натуру, они обработаны с одинаковой тщательностью со всех сторон. Нам трудно представить себе, зачем тратил столько сил ваятель: ведь стороны фигур, обращенные к стене фронтона ,не могли быть видны зрителю, стоявшему на земле Акрополя. Сейчас, когда фронтонные скульптуры Парфенона выставлены в центре громадного зала Британского музея, современные зрители способны оценить высокое мастерство и трудолюбие древних мастеров. Центральные фигуры — Зевс на троне, вылетевшая из его головы Афина, Георест, помогающая при рождении богиня Илифия, Ника, возлагающая венок на голову Афины. Бурно устремляется вперед Ирида — сообщить весть о рождении Афины. Ее встречают Горы — дочери Зевса, открывающие врата Неба. На колеснице выезжает Гелиос, две лошадиные морды выступают из вод Океана. Статуи Мойр Расположены в правой стороне фронтона. Они захватывают своей красотой. Первая прилегла на ложе, опершись локтем о колени подруги. Средняя сдержанна в движениях, левая, устремилась взором к Олимпу. Плавные и нежные контуры их фигур. Мраморные изваяния Парфенона возвышены и оптимистичны. Они вселяют глубокую веру в возможности человека, в красоту и гармонию мира.
В единстве архитектурных форм и скульптурных украшений Парфенона воплощены великие идеи великой эпохи так цельно и ярко, что и спустя тысячелетия, со следами варварских разрушений, это произведение способно излучать импульс благородных чувств, переданных его создателями. Парфенон уступает Олимпийскому храму Зевса по грандиозности размеров и массивности форм. Стройность пропорций, красота материала и изящество орнаментального декора производят впечатление особой отточенности архитектурных форм. Это гениальное слияние в единое целое величавого дорического и грациозного ионического ордеров. Парфенон является великолепным примером синтеза (органического единства) архитектуры, скульптуры и живописи.
Этот храм – гимн во славу Афин, воплощенный в произведении изобразительног искусства. Он иллюстрирует слова Перикла о том прекрасном, что создали свободные демократические Афины, став «школой всей Эллады». Эрехтейон. Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона – асимметричного здания, сооруженного на Акрополе архитектором Архилохом в 421-406 гг до н. э., Посвященный Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене. Особенностью Эрехтейона является его совершенно не обычная для греческого храма композиция и сложная, асимметричная планировка. Ионический стиль архитектуры отличается изяществом и легкостью. Для постройки использованы белый мрамор и темно серый камень, это сочетание усиливает впечатление живописности. Эрехтейон помещался в левой стороне Акрополя. В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.В архитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза. Массивные основания сочетаются с легкими колонами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн. Эрехтейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиками, крышу которого держат шесть кариатид. Кариатиды спокойно, без чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика. Нагрузка воспринимается предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Правее богатого светотеневыми контрастами портика кариатид выступает спокойная гладь большой стены. Внизу ее есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камне узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного кортика. Стена, таким образом, подчинена ордерной системе всего храма. Внутренняя планировка Эрехтейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасимым огнем. Далее располагались святилища Эрехтея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями. В конце I в. до н. э. во время пожара интерьер Эрехтейона был уничтожен. В византийский период в Эрехтейоне помещалась церковь. В XII в. при крестоносцах храм служил дворцом, а при турках — гаремом местного правителя. В начале XIX в. он был разрушен, но в 40-х гг. XIX в. его восстановили. Однако многое в его внутренней планировке остается до сих пор неясным, неизвестно также имя зодчего Эрехтейона. Три сооружения на Афинском акрополе- Пропилей, Парфенон и храм бескрылой Победы- характеризуют архитектуру времени Перикла, искусство высшей классики. В стиле этой эпохи – и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи - отражены слова, произнесенные вождем афинской демократии в одной из речей: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности…». В этих словах Перикла звучат эстетические идеалы его времени.[5] Ансамбль Акрополя Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. В настоящее время в Афинах запрещено строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Эллинский Кремль царит над современным городом как свидетельством величия древнегреческой культуры, как памятник становления европейской цивилизации. В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют огромную историческую ценность. Однако еще более значительны они с точки зрения художественной. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасно признают недосягаемыми образцами искусства. Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся над уровнем моря и находящуюся примерно в пяти километрах от него, издавна являлся крепостью жителей этого района. Новый комплекс Афинского Акрополя несимметричен, однако в основе его лежит единая художественная идея, единый архитектурный замысел. Отчасти асимметрия подсказывалась неправильными основаниями холма, различной высоты отдельных его частей. В основе идейного замысла, принятого Фидием и сотрудничавшим с ним архитекторами, лежат: принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса и принцип последовательного раскрытия художественных качеств ансамбля в процессе постепенного обхода и обозрения зданий.Симметрия всего ансамбля Акрополя достигается за счет асимметричного расположений зданий. Напротив Парфенона – маленький изящный храм Эрехтейон. Зато у входа, как на шахматной доске, справа – миниатюрный храм – беседка Ники Аптерос, слева – массивное здание пинакотеки.[6] Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь в этом замечательном комплексе греческими строителями было показано удивительное умение художественно связать сооружения между собой, и в то же самое время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж.[7]
Акрополь в последующие эпохи. В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона, несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции, в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.), по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. П. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями. Список литературы: Н. И. Брунов Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973 В. С. Сергеев История Древней Греции. М., 1948 Т. И. Соколов Акрополь в Афинах М., 1968 К. М. Колобова Древний город Афины и его памятники. Л., 1961 А. И. Вощинина Античное искусство М., 1962 Ред. И. А. Куратова История искусства зарубежных стран М., 1961 Ю. Д. Колпинский Искусство Древней Греции М., 1961 Гл. ред. А. М. Прохоров. Советский энциклопедический словарь М., 1983 Б. В. Фармаковский. Лекции по истории искусства. Петербург 1909 [1] Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1983 С.33 [2] Павсаний. Описание Эллады. М.,1981. С 60-66. [3] Б. В. Фармаковский. Лекции по истории искусства. Петербург 1909 с.301 [4] Павсаний. Описание Эллады. М.,1981 XXIV.7 [5] А. И. Вощинина Античное искусство. М., 1962. С.170. [6] Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. М., 1986 С.71. [7] История искусства зарубежных стран. Ред. М.В. Доброклонского и А. П. Чубова. М ,1981.с.119-121.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Университетские женщины. Штрихи к портрету
Реферат Успехи СССР в области просвещения культуры и науки освоение новых технологий и прорыв в космос
Реферат Разработка рациональной структуры капитала предприятия
Реферат Былины о Добрыне Никитиче
Реферат Виды активных операций коммерческого банка, их экономическое содержание
Реферат объемно-планировочные решения при проектировании
Реферат Quebec Nationalism Essay Research Paper It is
Реферат Хлор
Реферат Средства радиоэлектронной защиты и подавления радиоэлектронных средств (РЭС)
Реферат Промышленная политика содержание и цели в условиях экономической модернизации
Реферат Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
Реферат Администрация города кузнецка пензенской области постановление
Реферат Промышленные швейные машины
Реферат Лесопильно-деревообрабатывающее производство
Реферат Принципи соціального забезпечення допомогами у зв’язку з народженням та вихованням дитини