Реферат по предмету "История"


средние века шпора

СРЕДНИЕ ВЕКА (средневековье), принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется кон. 5 — сер. 17 вв. ВАРВАРЫ (греч. barbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле — грубые, некультурные, жестокие люди.


ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнических перемещений в Европе в 4-7 вв. германцев, славян, сарматских и др. племен на территории Римской империи. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70-х гг. 4 в.). Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи. ФЕОД (позднелат. feodum), в средневековой


Зап. Европе земли (или фиксированный доход), пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу, обязанному за это нести военную, придворную (участие в сеньориальном суде, в управлении сеньорией и др.) службы, вносить установленным обычаем платежи. ФЕОДАЛ, в эпоху феодализма земельный собственник (владелец феода), эксплуатирующий зависимых от него крестьян. СОСЛОВИЕ, социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми


по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации — феодальная Франция, где с 14-15 вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В


России со 2-й пол. 18 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий, однако сословные традиции сохраняются и в некоторых современных обществах. НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения самих производителей, а не для продажи. С появлением и углублением общественного разделения труда вытесняется


товарным производством. КОРОЛЬ (от имени Карла Великого), глава монархического государства, королевства. МАЙОРĘОМ (от ср век. лат. major domus — старший по дому) (палатный мэр), высшее должностное лицо во Франкском государстве при Меровингах (кон. 5 — сер. 8 вв.). С сер. 7 в. майордомы в значительной мере сосредоточили государственную власть в своих руках. Майордом Пипин Короткий в 751 положил начало династии


Каролингов. ГРАФ (нем. Graf), в раннем средневековье в Зап. Европе должностное лицо, представлявшее власть короля в графстве. В период феодальной раздробленности графы превратились в независимых крупных феодалов. В дальнейшем граф — дворянский титул (в России со времени Петра I до 1917). ИЫЦАРЬ (нем. Ritter, первонач. — всадник), в


Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы, составлявшие так называемый рыцарский кодекс: храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. ОБИОК, ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен Положениями 19 февраля 1861, денежный — сохранился для временнообязанных


крестьян до 1883. Б˜АРЩИНА, форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. В Зап. Европе барщина распространилась с 8-9 вв с 12-13 вв. начала вытесняться оброками и к 14-15 вв. сошла на нет. В странах Востока барщина не получила широкого распространения. На Руси появилась во времена Киевского государства.


Широко распространилась в Европейской России во 2-й пол. 16 — 1-й пол. 19 вв. После отмены крепостного права в 1861 сохранилась для временнообязанных крестьян как издольщина. Отменена в 1882. ДУХО˜ЕНСТВО, служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).


АББ˜АТ (лат. abbas, от арамейск. або — отец), 1) настоятель католического монастыря — аббатства (настоятельница — аббатиса); 2) титул французского католического священника. МОНАСТЫР˜И (от греч. monasterion — келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — буддийские монастыри (сер. 1-го тыс. до н. э в


Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами. В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в


Китае, Японии, Юго-Вост. Азии — ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям


Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям. СЕНܘОР (от лат. senior — старший), в Зап. Европе в средние века: 1) феодал, земельный собственник (собственник сеньории), в зависимости от которого находились крестьяне (а часто и горожане); 2) феодал, в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы — вассалы (см. в ст. Вассалитет). Сеньор — обращение к мужчине в


Испании (обращение к женщине — сеньора). ВАССАЛИҘЕТ (от средневекового лат. vassallus — вассал, vassus — слуга), в средние века в Зап. Европе система отношений личной зависимости одних феодалов — вассалов от других — сеньоров. Вассал обычно получал от сеньора феод и был обязан нести за это определенные повинности (прежде всего военную службу). Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена), в свою очередь имели вассалов. ДОНƘОН (франц. donjon), отдельно стоящая главная башня феодального замка,


круглая или четырехугольная в плане, последнее убежище защитников замка. КОЛЬטУГА, доспех, рубашка из железных колец. Появилась в 1-м тыс. до н. э. в Ассирии. В средние века широко распространена в Европе и Азии. ˘АТЫ, вид доспеха для защиты от поражения холодным, а позже и огнестрельным оружием. Первоначально из кожи или плотной ткани с металлическими пластинами и чешуйками, в 14-16 вв. толстый


металлический доспех. ЗАБИАЛО, часть шлема, прикрывавшая лицо, обычно в западно-европейских средневековых шлемах. ТУР͘ИР (нем. Turnier), 1) военное состязание рыцарей в средневековой Зап. Европе. В большинстве стран прекратились в 16 в. 2) Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников свыше двух. Основные системы: круговая (каждый встречается один или несколько раз со всеми) и олимпийская, или


кубковая (с выбыванием проигравших в очередном турнире). ГЕИОЛЬД (нем. Herold, от ср век. лат. heraldus), в Зап. Европе в средние века глашатай, церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах и т. п. ГЕРБ (польск. herb от нем. Erbe — наследство), условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города,


рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательным актом. ВОТЧИНА, 1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13-15 вв. господствующая форма землевладения.


С кон. 15 в. противостояла поместью, с которым сближалась в 16-17 вв. и в нач. 18 в. слилась в один вид — имение. В дальнейшем вотчина — всякая феодальная земельная собственность. 2) Термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания.


В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье. ТРЕХПОЛЬЕ, 3-польный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые. Применялся в крестьянских хозяйствах России и других стран. Заменено многопольными севооборотами. ВИКИНГИ (варяги, норманны), скандинавы, пиратствовавшие в 9-11


вв. в морях Европы. Викинги были скандинавами, хотя в самих северных странах викингами называли всех морских разбойников независимо от их происхождения. Их активность была столь значительна, что в скандинавской истории выделяют особую эпоху викингов — 9-11 вв. Викинги грабили корабли, прибрежные селения, монастыри и даже целые города — они захватывали Париж, Севилью и др. Обычно они сгоняли на берег и забивали скот, уводили людей в рабство, сопротивлявшихся


убивали. Иногда им удавалось возложить регулярную дань на население. Викинги захватывали силой земли для поселения, как это произошло на Британских островах: в Англии образовалась т. н. территория датских законов — Денло, в Ирландии викинги основали несколько городов, в том числе Дублин, где правил конунг. На севере Франции, где викинги получили земли в лен от французского короля,


образовалось герцогство Нормандия. Шведы некоторое время взимали дань с балтийnких и финских племен. В русских летописях рассказывается, что варяги брали дань с северных славян. На Руси скандинавы стали основателями правящей династии Рюриковичей, позднее варяги входили в состав дружин князей, а также служили в гвардии византийских императоров. С образованием государств в Скандинавии экспансия северян приобрела характер государственной политики.


В конце 10 в. исландские викинги открыли Гренландию, заселив отдельные ее районы, откуда они двинулись в далекие путешествия дальше на Запад, достигли Северной Америки (Винланд, Маркланд, Хеллуланд). Их дальнейшим путешествиям, видимо, помешало локальное похолодание, также изменившее и климат Гренландии. Походы викингов прекратились около середины 11 в. Их потомки, норманны из Нормандии, в 1066 завоевали


Англию после битвы при Гастингсе, а также Южную Италию и Сицилию, где Роберт Гвискар основал Сицилийское королевство. На Руси (происхождения названия Русь многие ученые связывают также с именем одного из скандинавских племен) варягов четко отличали от знати скандинавского происхождения. Варягами именовали в основном дружинников и — позднее — купцов, еще позднее — иностранцев вообще.


Как наемная военная сила, непосредственно не связанная с интересами славянских племен, они играли важную роль в походах в соседние государства. Были они и первыми христианами, еще до крещения Руси. Некоторая часть варягов на Руси ассимилировалась. С конца 10 века личная гвардия византийских императоров стала комплектоваться из варягов (греч. barangoi), ранее служивших на Руси. Здесь их корпус также утратил свою этническую однородность и последний раз


в русских летописях варяги упоминаются в рассказе о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 году. Такая завоевательная активность вызывалась целым рядом факторов: распадом родового коллектива, относительной перенаселенностью, появлением парусных судов, расцветом торговли на Балтике — известно, что грабительские и торговые поездки часто совмещались. Но, безусловно, лишь социально-экономическими факторами стремление викингов к походам не объяснить.


Лишь походы и завоевания считали они делом, достойным мужчин. В их среде было развито устное творчество, позднее, с развитием письменности, преобразившееся в саги. Несмотря на то, что саги были созданы спустя сто и более лет после описываемых событий, они исторически довольно точны. В плавания викинги отправлялись летом. В походах участвовали, в основном, молодые люди, хотя некоторые оставались викингами до старости.


Существовали так называемые морские конунги, у которых не было земли. Они всю жизнь проводили в плавании и «никогда не спали под закопченной крышей». Обычно дружиной руководил знатный человек, решениям которого в походе следовали спутники. Добыча делилась поровну, при этом вождю полагалась особая доля. Викинг был вооружен мечом или боевым топором, копьем, луком со стрелами, защищен щитом, шлемом, кольчугой


или чешуйчатым доспехом. Древние воины (берсеркеры, от названия медвежьих шкур, которыми они покрывались) прибегали к различным возбуждающим средствам для поднятия боевого духа. Стихийная жажда приключений, обуревавшая викингов, часто называется берсеркерством. Основным средством передвижения викингов был корабль. Существовало несколько типов судов. В военных предприятиях использовались быстроходные длинные узкие


корабли с парусом и веслами. Небольшая осадка позволяла приставать на таких кораблях прямо к берегу и подниматься по рекам. Для торговых поездок строились более короткие кнорры с высокими бортами, конструкция которых позволяла перевозить больший груз. О важности корабля в жизни викингов свидетельствует обряд захоронения в лодке, известный как по письменным свидетельствам, так и из раскопок. «КАРО˘ИНГСКОЕ ВОЗРОЖĘЕНИЕ», культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии


Каролингов в 8-9 вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, т. н. «Академия», которой руководил


Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий, Эйнгард и др. ПЕРГАМЕНТ (нем. Pergament, от греч. Pergamos — название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), 1) недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Используется для изготовления музыкальных инструментов (напр барабанов), некоторых деталей машин (напр


гонков ткацких станков). В прошлом пергамент служил основным материалом для письма. 2) Жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей. КРЕСҘОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ, тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. ПРИТВОР (͘АРТЕКС )(позднегреч. narthex), притвор, помещение с западной стороны христианских храмов,


предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. АЛҘАРЬ (лат. altaria, от altus — высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме — отдельные сооружения; в христианских храмах — столы («престолы») для совершения таинства, в католических — декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах


с 14-15 вв. — иконостасом. АПјИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ. МОǘАИКА (франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.


Возникла в античную эпоху. С̘АЛЬТА (нем. Smalte), цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик. БЕДӘИНЫ (от араб. бадауин — обитатели пустынь), кочевые арабы-скотоводы (преимущественно верблюдоводы) Передней Азии и Сев. Африки. В европейской литературе бедуинами называют также полукочевых арабов, совмещающих скотоводство с земледелием. ˜ЯРМАРКИ (от нем. Jahrmarkt — ежегодный рынок), периодически организуемые в установленном


месте торги, рынки товаров. Играли важную роль в экономической жизни Зап. Европы в средние века. С развитием рыночных отношений ярмарки из центров привоза крупных партий наличного товара превращаются в ярмарки образцов, ярмарки-выставки. В России в сер. 19 в. было 6,5 тыс. ярмарок, в нач. 20 в. — 18,5 тыс. Крупнейшие ярмарки — Нижегородская,


Ирбитская. Ярмарки бывают: всемирные, международные, региональные, национальные и местные. Наиболее крупные современные международные ярмарки: в Лейпциге, Познани, Загребе, Пловдиве, Милане, Париже, Лионе, Ганновере, Торонто, Измире, Дамаске. ʘААБА (от араб. ка'б — куб), мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба. ИС˘АМ (араб букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых


религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в


Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник


Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. МУСУЛЬ̘АНЕ, приверженцы ислама. МЕĘИНА, город в Саудовской Аравии. 500 тыс. жителей (1986). Торгово-транспортный узел.


Международный аэропорт. Обслуживание паломников, производство предметов религиозного культа. Исламский университет. В древности назывался Ясриб (Ятриб). В 622 в Медину из Мекки переселился основатель ислама Мухаммед. Гробница Мухаммеда в Медине — второе, после Каабы в Мекке, место паломничества мусульман. Большая мечеть (7 в 8 в. и 19 в.).


՘ИДЖРА (араб. — переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634-644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1-е число 1-го месяца (мухаррама) 622—16 июля 622. См. также Календарь. КОИАН (араб. кур'ан, букв. — чтение), главная священная книга мусульман, собрание


проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки рубежа 7-8 вв. ШАРȘАТ (араб. шариа, букв. — надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. ʘАДИ (араб.; тюрк. и перс. — кази), в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство


на основе шариата. В Турции, Египте и Тунисе вместе с упразднением шариатского суда ликвидирован в 30-50-х гг. 20 в. и институт кади. ХА˘ИФ (араб.) (устар. — калиф), в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924. ХАЛИԘАТ, мусульманская теократия с халифом во главе (халифат


Аббасидов, Фатимидов, халифат в Османской империи и др.). С 10 в. в Зап. Европе халифатом называют также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний 7-9 вв. (Арабский халифат). В Турции халифат был ликвидирован в 1924. СУН͘ИЗМ, одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты — составляют большинство (кроме


Ирана, Юж. Ирака, Сев. Йемена). Наряду с Кораном признает сунну. При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опирается на «согласие всей общины», в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов. ШȘИЗМ (от араб. ши'а — группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них.


Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов — Алидов. Шиизм — государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др. И̘АМ (араб.), у мусульман, 1) руководитель богослужения в мечети. 2) Светский и духовный глава общины. ВЕǘИР (визирь) (араб.), высший сановник и руководитель ведомств


во многих государствах Ближнего и Ср. Востока, главным образом в средние века и новое время. Э̘ИР (араб. амир — повелитель), в странах мусульманского Востока правитель, глава государства, военачальник. ТЮРʘИ, общее название региональных литературных тюркских языков 17-19 вв.: среднеазиатского, восточно-огузского, поволжского и северокавказского. Оказали влияние на формирование современных тюркских литературных


языков. Среднеазиатский тюрки в Узбекистане называется староузбекским языком, восточно-огузский в Туркмении — старотуркменским, поволжский в Татарии — старотатарским. Имеется обширная литература. Графика арабская. СУЛҘАН (араб тур.), титул мусульманского светского правителя (напр в Османской империи, Омане), а также в мусульманских странах Зап. Африки, вождей некоторых племен Юж. Аравии. МУЛ˘А (от араб. маула — владыка), служитель религиозного


культа у мусульман. МЕДРЕјŠ(араб. мадраса, от дараса — изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку).


1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи. МЕטЕТЬ (от араб. масджид — место поклонения), мусульманское культовое сооружение. С 7-8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивались центрические купольные мечети. АРАБ˜ЕСКА, европейское название орнамента, сложившегося


в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Александр Пушкин
Реферат Австралийская пастушья собака
Реферат Проведение маркетингового исследования на рынке производства и продажи пива Балтика
Реферат The Texas Death Penalty Essay Research Paper
Реферат Психологія особистості як наука про людину
Реферат Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей
Реферат «Утро космической эры на земле Саратовской»
Реферат Эволюция роли и места государства в экономике. Экономические функции и экономическая политика
Реферат CRT-монітор
Реферат Молодежные организации
Реферат Возмещение вреда причиненного жизни и здоровью гражданина и сотрудн
Реферат Композиция танца
Реферат Мониторинговая система оценивания качества допрофильной подготовки в общеобразовательных учебных заведениях
Реферат Учет денежных средств и денежных документов
Реферат Diagnosis Of Patience Essay Research Paper Jennifer