Реферат по предмету "История"


Воспитание гражданственности и патриотизма

Оглавление Введение Глава I. Теоретическое обоснование проблемы 1.1. Понятие патриотизма и гражданственности 1.2. Сущность, функции и система гражданского воспитания
1.3. Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности 1.4. Воспитание гражданина в современной школе Глава II. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания 2.1. Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти жертвам политических репрессий 2.2. Праздник, посвященный 8 марта 2.3. Классный час «Письма Путину» 2.4. Концерт «Многоликий мир искусств» 2.5. Праздник, посвященный дню Победы
Заключение Библиография Приложение Введение Воспитатели учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности. В.О.Ключевский . Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. [2,с. 112] Я считаю, что воспитание гражданственности ипатриотизма- это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.[1, с. 68] Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.[31, с.243] Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы.Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Тол­стой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сы­новей нет патриотизма . Я вижу молодых людей, которым это нипочем . В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, конста­тировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». [15, с.173] Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотиче­ский дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Ро­дины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историче­скими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества госу­дарственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гра­жданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. При­чины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каж­дого в отдельности человека, в том числе и школьника. [5, с. 301] Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показы­вать все достижения - Руси - России - - Советского Союза — Российской Федерации не­зависимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, со­ветское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. [10, с. 132]
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимо­верные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего со­вершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественни­ки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализа­ции новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов граж­данского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования: «Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы». [26, с. 101]
Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гаржданина и патриота России через различные формы работы. Объект исследования: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников. Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе. Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса. Задачи исследования: 1)изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России; 2)определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена; 3)разработка во внеклассной и внеурочной работе различных форм патриотического и гражданского воспитания; 4)выработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического и гражданского воспитания в школе. Методы исследования: 1. Беседа. 2.Изучение и анализ передового педагогического опыта. 3. Наблюдение 4.Анализ творческой деятельности детей 5.Опрос Методологическими основами нашей работы послужили идеи и работы ведущих ученых-педагогов: Ш.И. Амонашвили, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы 1.1 Понятие «патриотизма и гражданственности». Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины». Что же такое «патриотизм» и какого человека можноназвать патриотом?Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне. [30, с. 304] Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения: 1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю". 2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству". 3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом). [3, с. 74] Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм. [16, с. 410]
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-неопатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм неопатриотизма в России. [20, с. 185]
Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников. [4,7 с.134, 326] Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…» [29, с. 216] «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину –значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский. Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме « Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!». [24, 18. с. 159, 402] Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [6, с. 321] Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью. Понятие «гражданственность - многозначно: 1)антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; 2)психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; 3)способность и готовность выступать в роли гражданина; 4)высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие». Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не гражданственность- удел полноправных граждан- политесов. [13, с. 56] С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. Однако в условиях сословно- корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться, а также получать развитие, особенно если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву. [21, с. 98] Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [19, с. 91]
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе. 1.2 Сущность, функции и система гражданского воспитания. Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных инте­ресов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жиз­ни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность обществен­но значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные от­ношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов лю­дей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд психологических про­цессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознатель­ность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. [22, 8, с. 117, 290] Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать по­литические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, полити­ческими чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом сознании, текущей информации, как мо­тивы и стимулы, побуждающие к общественно-политичекой деятельности. Политические потребности определяют силу и направленность политической воли, такого психологиче­ского состояния человека, когда он сознательно и целеустремленно совершает политиче­ские поступки, действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на ста­новление духовных потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое сознание и поведение, на художественные идеалы и вкусы людей. [28, с. 176] В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокуп­ности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечело­веческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убежде­ния, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Полити­ческая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответствен­ности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности. Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге. Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным лично­стям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское по­тому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными ми­ровоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных от­ношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обес­печению коренных интересов большинства народов. [11,с. 149] Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, форми­руемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловече­ских политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности. Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников уме­ниями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организа­торского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно раз­вивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обра­щенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответ­ственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отноше­ниях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответ­ственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Раз­вивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образователь­ной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют спо­собность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятель­но разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять ма­нипулированию их сознанием. [27, с. 144]
Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педа­гогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В совре­менном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Де­ти любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенно­стей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и со­бытий.
Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яр­кого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыс­лению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товари­щей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. [14,с. 87] Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профес­сию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политиче­ских демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оцен­ке политической информации. Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются бла­годаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Естествен­но-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной полити­ки. В свете глубоко революционных научных открытий миролюбивая полтика России предстает перед учащимися как политика борьба за выживание человечества, сохранение жизни на Земле. Просчеты в воспитании, кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность и индифферентность, современную обло­мовщину, стремление замкнутся в кругу узколичных эгоистических интересов. Пережива­ние школьникам психологического состояния отчуждения от общества, неполноценности, незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией трудо­вого и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в сознании мо­лодежи благоприятную почву для воспитания антиобщественных, антиконституционных влияний. Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспита­ние в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни. 1.3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности. Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равен­ства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к зем­ле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм нераз­рывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с на­родами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы Рос­сии, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального созна­ния школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Общест­воведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на прин­ципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создаю­щей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политиче­ской системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и само­управления. [25, с. 171] Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитаниюу учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику. Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности. Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. [12, с. 329]
Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь по мимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать так же о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними. Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, классиках «Серебряного и Золотого века», все это дает учащимся представление о патриоте, носителе передовой идеи. 1.4Воспитание гражданина в современной школе. Закончился XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний. Согласно И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира согласуются между собой: "Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня". Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными. Все отличное будет казаться ему чуждым,враждебным. Об особенностях российского патриотизма писал известный прозаик В. Тендряков: "Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную гордость . Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы - гвоздики "Норд" стали "Севером", французская булка превращается в московскую булку, В Ленинграде исчезает улица Эдисона: « Ходили слухи, что один диссертант доказывал: Россия - родина слонов". Тендряков В. объясняет такие настроения, взгляды особой психологией победителей, которая была у советских людей в послевоенный период: невозможно одержать победу и не ощутить самодовольстве, не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживал? Для преодоления отрицательных последствий державного патриотизма необходимо национальное самосознание, которое является важнейшим шагом к принятию многообразия других культур. [17, с. 190] В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая крайность. В сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма. Эти мысли прослеживаются в сочинениях учащихся: сейчас, наверное, не за что любить Родину, так как она ничего для тебя не делает (Александр С.)", ": для меня патриотизм не имеет большого значения (Олег Ч.)"; "Любить Родину надо, по-нашему поколению ее любить не за что, она ничего нам не дала, почти ничего. Может это чувство возникает оттого, что у нас такое правительство? И мы все время сравниваем наше страну с Западом: « Я до сих пор не могу понять - люблю свою Родину или нет. У наших родителей чувство любви к Родине угасает. Если правительство будет работать в интересах людей, то мы будем любить свою Родину и гордиться ей (Лена Т)». Ситуация, сложившаяся в России за последние десять лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится. Учащиеся пишут: "В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда по телевизору передают, что на войне снова убили наших солдат: мне становится обидно за свою страну (Лина Ц.)"; ": я берегу природу, не бросаю мусор, покупаю отечественную продукцию (Марина К.); "чувство патриотизма проявляется у меня на общегородских субботниках, работе на пришкольном участке (Таня П.); "любить свою Родину - это значит помогать в решении проблем, связанных с экологическими загрязнениями (Наташа К.)"; "Я думаю, что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за Отечество: Любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает характер, отвечает за нас (ЕвгенийВ.)". В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к «малой» в том числе. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница школы пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, и общество. С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 55-летие Победы в Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить (Виолета Ц).
И так, задача поставлена, верно. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства:" (Закон РФ "Об образовании". Преамбула). Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:
1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание; 2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал; 3)необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. На роли гражданского образования в системе патриотического воспитания бы хотелось остановиться подробнее. Как уже отмечалось, после краха старой партийно-государственной идеологии наблюдалась некоторая растерянность у педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что все-таки необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединять общество. Такой объединяющей системой может стать гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отставать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной культуры. Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества". Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в содержании большинства учебных предметов. Незаменимую роль играет в школе специальный курс "Граждановедение", который решает те задачи гражданского образования, которые не могут решить литература, география, история. Этот курс содержит сведения о государстве, законах, правах и обязанностях человека, о его культуре, о гражданских добродетелях. Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определили национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека. Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России, ибо (как пишет в своей работе ученица Настя Ф.) "у нее героическое прошлое и большое будущее". Глава II. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания Для разрешения выше поставленных проблем и задач проводились исследования на базе средних общеобразовательных школ №8 и №23 с 5 по 11 классы. Основная задача исследовательской работы следующая: 1. Достичь полного взаимодействия между всеми субъектами воспитательного и образовательного процессов, а также родителями в воспитании патриотизма и гражданственности школьников, любви к малой родине и своему Отечеству. 2. Через различные формы работы привить ребенку ощущение себя как гражданина своей страны и истинного ее патриота. Чтобы подтвердить гипотезу исследования, основанную на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию, что ведет к падению нравственности и духовности. Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы: беседа, метод наглядности, метод театрализации, метод воспитывающей ситуации, анализ, синтез, сравнение, рассказ. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Школьники среднего возраста, подростки еще склонны в восприятию конкретного и яр­кого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыс­лению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профес­сию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политиче­ских демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оцен­ке политической информации. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. 2.1. Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти жертвам политических репрессий. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы.Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Тол­стой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, -писал он, - что у моих сы­новей нет патриотизма . Я вижу молодых людей, которым это нипочем . В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, конста­тировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных захватчиков, однако не гнушались проявлять геноцид по отношению к собственному народу. Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и миллионы исковерканных там судеб.
Отсюда целями данного мероприятия было: 1. Воспитания уважения к опыту прошлого. 2. Вызвать чувство сострадания к невинно осужденным и репрессированным. 3. Показать героизм и твердость духа у людей, которые ценою собственной жизни отстаивали свои взгляды и убеждения. Думаю, что актуальность данной темы очевидна, так как кому, как ни нам – потомкам узников, осужденных по навету, доносу, за принадлежность к национальности, рассказать людям грустную историю наших дедов и отцов. Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей детей (9-11класс). Все действие построено на основе местного материала, так как частью Гулага был наш город – это наша история, наша память, без которого не может истории настоящего и будущего. Были взяты стихи местных поэтов, таких как Нора Пфеффер, Л.Н.Гумилев, Д. Кугультинов и др., а также воспоминания заключенных нашего города таких, как Ефросинья Керсновская, Н. Супруненко, М. Колпакова. Форма мероприятия литературно – документальная композиция, так же выбрана не случайно. Очень удачно переплелись между собой театрализация и информационная справка, а также костюмы всех действующих лиц. Наиважнейшую роль в композиции сыграла и музыка, которая усиливала трагизм и пафос слов, выраженных еще и танцем. Память, обращенная к прошлому должна стать историческим уроком, который нельзя и опасно забывать. Старшеклассники мало знают об условиях содержания заключенных, поэтому в сценарий были включены станицы их жизни в Гулаге. Поколением этих людей был построен прекрасный город за Полярным кругом, с помощью примитивных орудий труда: тачка, кайло и др. Не смотря на тысячи жизней невинно осужденных, из различных слоев населения как интеллигенции, так обычных работяг, в лагере жили надеждой, верой и любовью. Декорации, передающие историзм событий, эмоциональность и чувственность исполнителей не оставили зрителей равнодушными. Зал проживал целую жизнь, вместе с героями, переживал и плакал. Думаю, что это состояние, удачно отражают слова: «…Мы выжили, а тех затерян след. Бесцельны поиски, их нет на свете… Но правда есть! Пройдет пусть много лет, И спросит Родина: «Где мои дети?» В ответ на глыбе черного гранита Навеки врежется суровая строка: «Ничто не позабыто. Мы помним вас безвинные зека»… 2.2. Праздник, посвященный 8 марта. «Родина – мать», такое обращение встречается в творчестве многих писателей, поэтов, а также в трудах мыслителей и политиков: «Человеку – Родина как родная мать, Любит правду горькую в споре принимать». Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Человек подрастает, становится старше, но где бы он ни был воспоминания об отчем доме, его уюте он пронесет через всю жизнь. Тема мероприятия была выбрана не случайно: во-первых, это дань традиционному празднику, взявшему начало в XX столетье – Международному Женскому Дню; во-вторых, нужно было пронаблюдать сохранность меж поколенных связей. Для того, чтобы провести это праздник, старшеклассникам были даны задания подобрать материал о мамах, бабушках. Сюда вошли стихи, песни, проза, основанные на истории празднования Международного Женского дня в России. Первоначально этот праздник, был днем борьбы за права женщин, а затем в праздник воспевания и почитания женственности. Отсюда целями данного мероприятия было: 1. Познакомить школьников с традицией празднования 8 марта. 2. Формирования чувства любви к Родине через материнскую любовь. 3. Воспитание патриота через почтение и уважение к отчему дому. Представленный сценарий учитывает возрастные особенности детей, а так же все возможные эмоциональные проявления. При разработке сценария никто не остался без внимания. Прекрасные стихи, песни были посвящены учителям, мамам, бабушкам, одноклассницам. Выступления готовили сами ребята, они ответственно и заинтересованно отнеслись к подготовке и проведению праздника. Активность школьников не было предела, так как они знали, что на праздник придут их мамы, бабушки и учителя. В каждый номер, в каждое слово была вложена вся гамма чувств по отношению к зрителям. Огромную помощь в данном празднике сыграли учителя, ведь они в свою очередь тоже являются чьими-то матерями и бабушками. В сценарии есть такие слова: «Слова мама – мать – одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языке всех народов. Словом мать называют и свою Родину, что она по-матерински относится к своим детям – народам ее населяющим. И все учителя не могут не относиться по-матерински к своим детям – ученикам». При подготовке сценария дети настолько прониклись атмосферой нежности, чуткости, что мы порой отходили от прописанных слов и говорили то, что чувствовали. Эмоциональный настрой зала возрастал, начиная с самых первых слов. Никто не смог остаться равнодушным. 2.3. Классный час «Письма Путину». Еще одним наглядным примером уровня воспитания патриотизма и гражданственности является классный час«Письма Путину», разработанный для школьников 5-го класса. Формой мероприятия выбрана – беседа. Были поставлены следующие цели: 1. Познакомиться с ветвью государственной власти – Институтом Президентства. 2.Показать систему работы Президента Р.Ф. 3.Показать, что основной задачей Президента является: уважение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законов России, сохранение целостности государства и служение своему народу. 4.Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у школьников. Выбранная тема, вовсе не случайна. Ведь по ходу беседы было очень легко понять: смотрят ли ребята новости, что думают по тому или иному поводу, разговаривают ли с ними родители на политические темы. Постановка классного часа полностью соответствовала возрастным особенностям детей. Они охотно отвечали на вопросы и задавали свои, а также с интересом слушали новую для них информацию. Мы о многом успели поговорить: о сроке Президентства, гербе, гимне, о присяге и конституции, а так же о правах и обязанностях Президента. Я задавала им различные вопросы: - Ребята, ваши родители говорят на тему выборов? Как они оценивают политику В.В.Путина как президента, что говорят о нем, как о человеке? - А, на сколько сроков избирается наш президент?
Ответы были абсолютно разными и неординарными: Саша Т. : Путин много сделал для нашей страны, он честный и добрый, я бы хотел быть на него похожим, особенно заниматься каратэ. Вова К.: Владимира Владимировича очень уважает мой папа, он говорит, что Путин укрепил стану и дал отпор Америке.
Маша С.: Президент поднял зарплату людям и пенсии, подружился с другими странами, сделал Россию сильнее… «Вы маленькие граждане России! - обращалась я к ним, - как вы думаете, многое ли зависит от Президента в нашей жизни?». Ответы были разными, но мы смогли вместе выделить самое главное. Итогом нашего разговора, стали письма, которые ребята адресовали Президенту. « Мне бы очень хотелось, чтобы вы выразили свои самые сокровенные желания и надежды в письме новому Президенту. Предлагайте, спрашивайте, желайте!». Ребята писали искренне, с серьезностью, неподходящей возрасту: Павел К.: «Уважаемый господин, Президент! Желаю вам удачи на выборах! .». Стас Р.: «Здравствуйте, Владимир Владимирович! Я уверен, что вы победите. Мне бы хотелось только, чтобы вы повысили зарплату и пенсию, а так вы молодец…». Кирилл Ш.: «Путин, я хочу вам сказать, что вы самый лучший в России президент! Желаю, чтобы вы были им всегда. Еще я уважаю ваш труд, что вы стараетесь сделать Россию лучшей страной…». Саша Т. : «Дорогой Владимир Владимирович! Я знаю, что вы заняты, но все же очень вас попрошу: моя бабушка – ветеран, не могли бы вы поднять ей пенсию и остальным ветеранам тоже…». Я думаю эти письма говорят сами за себя. Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с самого раннего детства, необходимо еще в начальной школе вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В совре­менном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Де­ти любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенно­стей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и со­бытий. 1. Концерт «Многоликий мир искусств». Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равен­ства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к зем­ле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы Рос­сии, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинной народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Именно поэтому мною был разработан сценарий «Многоликий мир искусств», ибо ничто не дает более полного представление о народе и нации в целом, чем культура и творчество. Целями данного мероприятия было: 1. Сформировать у школьников гуманизм в отношении других народов. 2. Вызвать интерес к культуре и творчеству разных стран. 3. Показать положительное влияние различных иностранных течений, на формирование нашей культуры. Концерт «Многоликий мир искусств» стал заключительным этапом «недели искусств», проходящей в школе, каждый день которой был посвящен определенной тематике. Сюда были включены такие мероприятия как: iкольный конкурс чтецов «Чудесная страна детства», школьный конкурс чтецов «В стране детства», вечер японской поэзии, дискотека, «Вечер старинного романса», классные часы «Искусство в нашей жизни». При подготовке мероприятия учитывались возрастные особенности детей, а так же их культурный уровень. Задействованы были учащиеся всей школы, никто не остался без внимания. Огромная роль в создании праздничной атмосферы была отведена ведущим. Они не просто представляли номера, а были связующим звеном между зрителями и участниками концерта. На них так же налагалась информационная нагрузка и логические связки между выступлениями. Так же были использованы различные методы: словесный метод (рассказ и чтение в слух), наглядны (наблюдение), а так же метод педагогического воздействия. В ходе мероприятия удалось реализовать поставленные цели, не только познакомить детей с новой информацией, но и вызвать непосредственный интерес к разнообразию культур, традиций, обычаев народов, существующих на нашей планете. Здесь же подводились итоги по всем проведенным ранее мероприятиям, ребята награждались подарками, памятными призами. Заключением мероприятия стала песня О. Газманова «Друг», которую исполняли все участники концерта. Через все исполнение песни была проведена одна мысль: «Где бы мы ни были, куда бы не забросила нас судьба, рядом всегда есть верные друзья. И, неважно кокой они национальности и вероисповедания, каких взглядов и убеждений придерживаются – главное, что они всегда готовы прийти на помощь!». 2. Праздник, посвященный дню Победы. Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет праздник, посвященный Дню Победы. Через год наша страна будет отмечать шестидесятилетие этой даты, а вот следующую круглую дату, мы, пожалуй, будем отмечать без ветеранов. Еще совсем немного и не останется очевидцев тех страшных лет. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла более двадцати семи миллионов жизней наших соотечественников. Наиважнейшая задача школы: сохранить межпокаленные связи в различных формах и методах. Организатор играет большую роль в интеграции воспитательного и образовательного процессов, он координирует и мобилизует педагогический коллектив на наибольшую успешность этих процессов. Именно поэтому он должен помнить основные и самые значимые даты нашей истории, чтобы через творчество достучаться до сердец своих воспитанников. В этом году был разработан сценарий, посвященный празднованию Дня Победы – этот праздник заключительный этап в цикле мероприятий, проведенных в школе. Дети получили задания (учитывая возрастные особенности): найти материал о пионерах- героях, работе в тылу, партизанском движении. Для старших классов разработана викторина «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной Войны?». Проделанная работа вызвала большой интерес участия школьников, итогом стал праздник, посвященный Победе.
Были поставлены следующие цели: 1.Воспитание любви к Родине. 2.Уважение памяти павших за их мужество и стойкость в борьбе против фашизма. 3.Показать массовый героизм собственного народа, включая детей. Представленный сценарий учитывает возрастные особенности детей, уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а так же психологическую атмосферу всего мероприятия в целом. Была выбрана форма литературно- музыкальной композиции, которая рассчитана на 25 – 30 минут. В ходе подготовки мероприятия дети прониклись чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу дедов и отцов. Разве не дойдут такие слова до еще такой чистой души ребенка:
Юные, погибшие герои, Юными остались вы для нас! Мы – напоминание живое, Что Отчизна не забыла вас. Жизнь иль смерть и нету середины, Благодарность вечная вам всем: Маленькие, стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. Сколько вас веселых и влюбленных По родной земле погребено? Вы сегодня в легком шуме кленов, Тихо постучавшихся в окно. На протяжении всего мероприятия в зале стояла напряженная тишина, все взоры были устремлены на сцену. Немаловажную роль сыграла художественное зала, которое позволяло наиболее полно передать атмосферу трагизма и безысходности. Так же огромную роль сыграла подборка музыки, при подготовке мероприятия: сюда вошли песни военных лет, народное творчество. Образ матери, потерявшей сына на этой бесчеловечной войне, и обращающейся к погибшему, стал заключением всего мероприятия, а так же итогом поделанной работы: «Сыночек, не ты ли похоронен здесь? А может ты сын другой матери? Может она не в силах принести тебе цветы? Все – равно… Зови меня матерью! Сколько лет прошло? Сколько весен отшумело, а я все помню! Помню, ты прижался к моей щеке и сказал тихо – тихо: « Не думай обо мне плохо мамочка! Ты наделила меня такой любовью к земле, людям, что никакая пуля не посмеет пробить мое сердце!». Заключение В результате исследовательской работы со школьниками были рассмотрены причины политического, духовно – нравственного, морального и экономического кризисов нашего общества. Резкие всплески преступности и насилия, алкоголизма и наркомании – иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы на решение проблемы. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Вследствие этого, первоочередными задачами школы является: Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание. 2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, Традиции и культурные ценности. 3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений. 5.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. 6. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания. Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы: · педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой; · на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении; · школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить; · Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно –воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества. В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Гипотеза исследования подтверждена, цель и задачи выполнены. Библиография 1. А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. – М., 2001. 2. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,1993. 3. И. О.Ионов. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив», 1998. 4. И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М.,2000. 5. Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991. 6. В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993. 7. А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991. 8. Ради жизни на Земле/ cоставитель А. Ф. Фоменко. – М., 1990. 9. М.А. Кисель. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995. 10. Гнездовье вьюг/сборник/редактор-составитель Бариев Ю. – Дудинка, 1994. 11. Конституция Р.Ф. – М.,1995. 12. С.С. Фролов. Социология. – М.,2003. 13. Политология. Курс лекций/под ред. Миронова А.В. – М., 1993. 14. В.П. Островский, А.И. Уткин. История России / «Дрофа». – М.,1999. 15. И.П. Подласый. Педагогика/кн.2./ «Владос». – М.,1999. 16. С.П. Баранов. Педагогика./ «Просвещение». – М., 1997. 17. ж. Специалист./№3. 2003. 18. ж. Специалист./№6. 2002. 19. ж. Специалист./№1. 2002. 20. ж. Специалист./№4. 2003. 21. ж. Специалист./№6. 2003. 22. И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. – М./ «Сфера», 2003. 23. Страничка Интернета/Rambler/Образование/@. ru 24. Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru 25. Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. ru 26. Страничка Интернета/5-ballow/Образование/@. ru
27. Страничка Интернета/5-ballow / Воспитание /@. ru 28. Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание /@. ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.