Реферат по предмету "История"


Почта в государствах Древнего мира

« Почта в государствах Древнего мира» Выполнил: Студент 2 –го курса ВиЗО группы Р-73з Специальность РС Белик Е.А Руководитель: Архангельск 2008г. План: 1. Понятие «Почта». Предпосылки возникновения этого вида связи. 2. Организация почтовой службы в древних империях Востока (Осирия, Египет, Персия, Китай). Голубиная почта.

3. Почтовая служба Античного мира. 4. Заключение. 5. Список литературы. 1.Понятие «Почта». Предпосылки возникновения этого вида связи. Почта - (от новолат. posta, сокращено из statio posita - станция с переменными лошадьми) - государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных проб, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах - и для перевозки пассажиров

на лошадях (там, где нет железных дорог). Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции. Потребность в общении, в передаче и хранении информации возникла и развивалась вместе с развитием человеческого общества. Сегодня уже можно утверждать, что информационная сфера деятельности человека является определяющим

фактором интеллектуальной, экономической и оборонной возможностей человеческого общества, государства. Зародившись в те времена, когда стали проявляться самые ранние признаки человеческой цивилизации, средства общения между людьми (средства связи) непрерывно совершенствовались в соответствии с изменением условий жизни, с развитием культуры и техники. Это же относиться и к средствам записи и обработки информации. Сегодня все эти средства стали неотъемлемой частью производственного процесса и нашего быта.

С древнейших времен звук и свет служили людям для передачи сообщений на дальние расстояния. На заре своего развития человек, предупреждая своих соплеменников об опасности или сзывая на охоту, подавал сигналы криком или стуком. Звук – основа нашего речевого общения. Но если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватает, требуются вспомогательные средства. Поэтому человек начал использовать “технику”- свистки, рога животных, факелы, костры, барабаны, гонги,

а после изобретения пороха-выстрелы и ракеты. Появились специальные люди-гонцы, герольды которые переносили и передавали сообщения, оглашали народу волю владык. В Южной Италии кое-где по берегу моря до последнего времени сохранялись развалины сторожевых постов, с которых посредством колокольного звона передавались известия о приближении норманнов и сарацинов. С незапамятных времен в качестве носителя информации применяется и свет.

Первыми “системами” связи стали сторожевые посты, располагавшиеся вокруг поселений на специально построенных вышках или башнях, а иногда просто на деревьях. При приближении неприятеля зажигался костер тревоги. Увидев огонь, зажигали костер часовые на промежуточном посту, и неприятелю не удавалось застать жителей врасплох. Для гонцов создаются станции смены лошадей. Маяки и ракеты до сих пор несут свою “информационную службу” на море и в горах.

2. Организация почтовой службы в древних империях Востока (Осирия, Египет, Персия, Китай). Голубиная почта. История почты тесно связана с историей письменности. С зарождением последней информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств, правители

которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер. Первые учреждения упорядоченной службы сообщений возникли достаточно рано в античные времена. Первоначально подобные службы использовались в основном в военных целях и не предназначались для связи между гражданскими лицами. Таковыми были службы сообщений в

Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне и Персии. Особенно развитыми они были в Египте и могут рассматриваться предшественниками современной почты. Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, благодаря которым фараоны могли без особых затруднений осуществлять контакты с удалёнными провинциями. Гонцы нужны были везде, во всех государствах древнего мира: для связи с войсками, разбросанными на

больших расстояниях, для сообщений о положении на завоеванных территориях, для переписки между городами. В Бени-Хасане на стенной росписи одной из пещер-гробниц, относящихся к эпохе Среднего царства, изображён гонец, передающий чиновнику сообщение о вторжении вражеского племени. Профессиональные гонцы существовали в Египте уже в эпоху XII династии (1985—1785 до н. э.) и развозили царские приказы вплоть до

Азии. Гонцы должны были преодолевать длинные расстояния за как можно короткое время, труд пешего гонца был нелегок и опасен. Его посылали не только в различные края своего государства, но и в другие страны. Вот что писал в завещании своему сыну некий ученый во времена царствования в Древнем Египте XII династии фараонов (около XXIV столетия до нашей эры): « Перед отправлением в чужие страны он (гонец) из опасения быть съеденным зверями или убитым дикими азиатами

завещает детям своим все имущество. А как ему живется в Египте? Едва возвратится он домой, как скоро должен снова собираться в путь; затем, если отправляется куда-либо, то на нем всегда тяжелая ноша». Завещание заканчивалось словами: «Становись, кем хочешь, но не гонцом». Представление о почтовом деле в Древнем Египте можно получить из документа на папирусе, датированного примерно 255 годом до н. э. и содержащего

учётные записи доставки почтовых отправлений одним посыльным. Подобная высокоразвитая почтовая система вскоре стала распространяться в других странах. Пешая почта оказалась поистине долговечной. Из древних времен она перешла в средние века. Это был период феодальной раздробленности Европы, разделенной на мелкие королевства и княжества. В установлении почтовой связи того времени большую роль сыграли монастырские, городские и университетские

гонцы. В городах местное управление или купцы содержали заслуживающих особого доверия пеших почтальонов, которые разносили пакеты и письма. Многие из них одевались в особую форму и имели при себе специальную бляху, которая свидетельствовала об их профессии. Некоторые гонцы брали с собой в дорогу копье и рог. Скульптура одного из таких гонцов установлена в швейцарском городе Берне. Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления

Семирамиды по всем краям её царства. Почтовое дело в Персидской монархии было введено во времена царя Кира II (550—529 до н. э.). Передача сообщений осуществлялась главным образом через конных гонцов (ангаров). Однако имеются указания на то, что подобная почтовая система существовала в Персии намного раньше. Из описаний Геродота и Ксенофонта известно, что при

Кире II на важнейших дорогах были установлены почтовые станции, удалённые друг от друга на равномерном расстоянии, которое составляло приблизительно дневной пробег лошади. Эти станции служили курьерам для отдыха. В Китае почтовая служба возникла довольно рано; её основали ещё при династии Чжоу (1123—249 до н. э.). В те времена почтовое сообщение поддерживалось с помощью 80 гонцов и восьми главных курьеров, для которых на расстоянии 5 км были устроены постои для питания и

на большем удалении — пункты для ночлега. Эта почтовая система была значительно расширена при династии Цинь (221—206 до н. э.) и особенно при династии Хань (206 до н. э.—220). Голубиная почта — один из способов почтовой связи, при котором доставка письменных сообщений производится с помощью почтовых голубей. Наиболее древний из используемых человеком видов воздушной почты. Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, пользовались ещё в

глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы оставили обильные письменные источники об употреблении голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте при Нур ад-Дине (1146—1173); тогда за пару хороших голубей платили по 1000 динариев.

В более поздние эпохи голуби оказали большие услуги в 1572 году при осаде Харлема, в 1574 году — при осаде Лейдена. До изобретения телеграфа (1832) этот метод сообщений пользовался значительной популярностью среди брокеров на рынке ценных бумаг и финансистов. Почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства Ротшильдов: известие об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 году было получено

Натаном Ротшильдом, через голубя на двое суток раньше, что дало ему возможность удачно повести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть. В начале XIX века голландское правительство организовало гражданско-военную систему голубиной связи на Яве и Суматре, используя птиц, завезённых из Багдада. В 1870—1871 годах, во время франко-прусской войны, при осаде Парижа прусскими войсками, 73 голубями из 363 было передано 150 000 официальных и до миллиона частных

депеш (микрописем, уменьшенных фотографией). Почта для Парижа готовилась в Туре. Один голубь некоего Деруара шесть раз перелетал из провинции в Париж, завозимый из Парижа на воздушном шаре. В 1870 году в Париже был специально оборудован «голубиный почтамт» — читальный зал, в котором расшифровывались голубеграммы — микрописьма, доставленные голубями в специальных водонепроницаемых капсулах, прикреплённых к оперению

или лапке голубя. Для борьбы с голубиной почтой Парижа немцы пытались применять ястребов. Впоследствии благодарные парижане поставили голубю памятник. После франко-прусской войны почтовых голубей стали разводить для военных целей во многих странах Европы. Почтовые голуби находили как военное, так и гражданское применение. В частности, до изобретения радио (1895) голуби использовались редакциями газет для получения информации

о гонках яхт, причем некоторые яхты были оборудованы для этой цели голубятнями. В конце XIX столетия опыты с организацией голубиной почты проводились во многих странах мира, о чём свидетельствуют публикации в прессе того времени. Голубиная связь широко применялась в годы Первой и Второй мировых войн. Во второй половине XX века голубиная почта использовалась газетными репортёрами агентства Рейтер. Птицы доставляли редакции почту быстрее, чем это мог бы сделать автомобиль, застревающий

на улицах в часы пик. Успешно использовала голубиную почту в Ялте «Курортная газета». В честь голубиной почты в ФРГ была выпущена почтовая марка в 1963 году. Известны маркированные голубеграммы — как один из видов цельных вещей, которые были выпущены, например, в Чехословакии в 1966 и 1968 годах. В последнее время голубиная почта организуется, главным образом, в рекламно-агитационных и коммерческих

целях или преследует ярко выраженный памятный филателистический характер. Так, в 1996 году почтой Словакии были выпущены голубеграммы, посвящённые летней Олимпиаде в Атланте. В Новой Зеландии, на родине первой регулярной голубиной почты, ежегодно проводится очень популярное у коллекционеров мероприятие «Stamp week» («Неделя почтовой марки»), которое обычно сопровождается организацией голубиной почты. При этом письма, доставленные почтовыми голубями, часто

франкируются специально для этого выпущенными марками с использованием спецштемпелей. 3. Почтовая служба Античного мира. В Греции почтовая система не могла развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении только пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400—500 стадий. Самый известный из этих курьеров был

Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н. э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра

Македонского держал при своём штабе гонцов — всадников на верблюдах. В Римской республике постановка почтового дела была, вероятно, заимствована у персов. Вначале только богатые патриции, владевшие многочисленными рабами, имели собственных гонцов. Для правительственных и частных целей существовали гонцы, а также частные предприниматели, отдававшие в наймы повозки и вьючный скот; их коллегии объединялись в одну корпорацию.

Гай Юлий Цезарь заложил основы для создания собственно государственной почты, которая возникла и получила значительное развитие при императоре Августе. В те времена почта называлась государственная почта, была подчинена непосредственно императору и не разрешалась для частных посланий. Благодаря единой почтовой сети существовала связь между отдельными частями Римской империи. Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях.

В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты (mansiones, позднее stationes), которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников и возниц и обыкновенно отстояли одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки. Между каждыми двумя mansiones (на расстоянии 7—14 км) были устроены 6—8 более мелких станций (mutationes) для перемены лошадей. В те времена могли говорить: «Statio posita in…», что означало «станция, расположенная

в таком-то месте». От латинского слова posita вероятнее всего произошло слово post — «почта». Спешные пакеты пересылались через конных курьеров, путешествующие перевозились в легких повозках , разного рода кладь — в телегах. Пользование государственной почтой разрешалось лишь в государственных целях и определенным должностным лицам. В спешных случаях целые военные отряды перевозились средствами cursus publicus. В виде исключения и на основании особых разрешений государственной почты могли пользоваться

и другие лица, путешествующие чиновники, особенно ветераны, а впоследствии — церковнослужители, что подавало повод к различным злоупотреблениям. Главное заведование государственной почты было сосредоточено в руках одного из высших государственных чинов. Управление почтой в провинциях принадлежало наместникам, при которых для заведования технической частью почты состояли специальные prefecti vehiculorum, позднее — procuratores cursus publici. Поставка лошадей, других средств передвижения и всадников составляла

натуральную повинность окрестного населения и жителей покорённых стран, на которых содержание почты ложилось крайне тяжким бременем. Хотя деятельность римской государственной почты и ограничивалась правительственными надобностями, но она имела крупное значение. Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, а также обширной переписке гражданских и военных властей, на станциях государственной почты развилось необычайно оживлённое движение. Расстояния от

Британии до Балкан, Кавказа, нынешней Турции, Сирии, Палестины и Иордании и от устья Рейна до Ливийской пустыни и Александрии можно было преодолевать сравнительно быстро. Если Цезарь, пользуясь переменными частными лошадьми, мог делать 100 миль в день, то Тиберий с помощью cursus publicus проезжал в день расстояние вдвое большее.

Из важнейших провинций известия получались в Риме ежедневно. На станциях вдоль более оживленных дорог содержалось по 20—40 упряжных лошадей и мулов. Организация эта продержалась до падения Западной Римской империи, с её падением исчезла и cursus publicus. В Восточной Римской империи государственная почта просуществовала приблизительно до 520 года. Для частной почты обычно пользовались услугами путешествующих друзей, что обуславливало длительное

время доставки. Так, известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Если же расстояние до адресата было не очень большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 км. 4. Заключение. Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому. XX столетие отмечено бурным техническим прогрессом, который

отражается на всех сторонах деятельности людей. Свой отпечаток он наложил и на почту. Родившаяся в далекие времена, почта стала быстрее, сложнее, точнее. Письма в кратчайший срок доставляются поездами, автомобилями самолетами, космическими ракетами. Обрабатывают корреспонденцию электронно-вычислительные машины. Но, быть может, в связи с развитием техники потеряют свое былое значение почтовые отправления?

Ведь есть телефон, телеграф, телетайп, радио, телевидение, быстро передающие самую разнообразную информацию. За последние годы разработан способ передачи сообщений с помощью телеаппаратуры, спутников связи. Может быть, отпадет надобность в передаче писем как основного, главного средства общения между людьми, разделенными расстояниями? Такая мысль невольно приходит на ум. И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго

будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще? А доставка газет, журналов, книг, посылок? Это тоже поле деятельности почты, и заменить ее пока ничем

нельзя. Преодолевая огромные расстояния, почта спешит к людям, несет им печатные издания - источник информации, науки, культуры. Почта связывает нашу страну со всем миром. И происходит это благодаря Всемирному почтовому союзу, который был создан 100 лет назад и который провозгласил все страны, подписавшие договор, «единой почтовой территорией». 5.Список литературы. 1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

2. Румпф “От барабана до компьютера”, Наука. 3. Соркин Е. Б. «Почта спешит к людям» М «Знание», 1977.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.