Реферат по предмету "История"


Роль молодежи в Третьем рейхе

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3


ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ……………………………………………

8
1.1.Становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе………………………….. 8
1.2. Школа и Гитлерюгенд: сотрудничество или соперничество………... 17


ГЛАВА 2. ПРОПАГАНДА ИДЕОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖИ В ГИТЛЕРЮГЕНДЕ..

24
2.1. Организации, входящие в Гитлерюгенд……………………………… 24
2.2. Идеология и принципы воспитания в Гитлерюгенд………………… 29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………

42

ВВЕДЕНИЕ


Интерес к изучению истории Третьего рейха возник сразу после его появления. Внимание историков привлекают проблемы социальной базы фашизма, его идеологии, механизма осуществления диктатуры и военно-политические аспекты нацизма.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлерюгенд непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлерюгенд нам практически неизвестна.

В немецкой историографии изучение проблем развития педагогических взглядов, изменение приоритетов в воспитательной политике, школьной системе началось сразу после окончания Второй мировой войны. Однако, в работах историков не было результатов критического анализа соответствующих источников, во многом еще не доступных, они носили апологетический характер.

Начиная с 60-х- 70-х годов, когда происходит становление германской исторической науки, появляются первые фундаментальные работы.

Подробно проиллюстрировал характер нацистской культуры Дж. Моссе в исследовании «Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма»1. Ценность исследования Дж. Моссе заключается в том, что на основе разнообразных источников, автор раскрывает саму суть национал-социализма, его природу и механизмы идеологического воздействия на массы.

В период 70-х и 80-х гг. возросло внимание западногерманской историографии к социальной истории фашизма. Историков ФРГ волновали проблемы происхождения нацизма, причины его успеха и отношение к нему различных социальных слоев Германии, в том числе и молодежи. Другим направлением исследовательской работы немецких историков стало обращение к проблемам национал-социалистической педагогики и теории воспитания, а также рассмотрение системы школьного образования.

Начиная с 1990-х гг. взгляд немецких исследователей объединяет моральное осуждение нацизма и его преступлений, признание необходимости постоянной борьбы с неонацистской и неофашистской опасностью.

Заслуживает внимания работа немецкого историка Г.Кноппа «Дети» Гитлера», где автор приводит более 1000 свидетельств тех, кто был в гитлеровских организациях2. Это рассказы энтузиастов и активистов, которые и сейчас с любовью вспоминают о «прекрасных временах» в Гитлерюгенд и Союзе германских девушек, и воспоминания тех, кто, не задумываясь, выполнял приказы и мечтал об одном - пережить войну, и рассказы тех немногих, кто сомневался и пытался противостоять режиму. На основе свидетельств представителей «потерянного поколения» автор воссоздает всестороннюю картину общественной и политической жизни Германии времен Третьего рейха.

В отечественной историографии интерес к данной проблеме появился, в 30-е годы. Пожалуй, первой работой, посвященной школьной политике Третьего рейха, была монография С.Я. Вольфсона «Культура и идеология загнивающего капитализма», где автор сделал вывод, что идеалом фашисткой педагогики являлась «казарма для малолетних, в которой штурмовики дрессировали бы свою достойную смену»3.

Среди советских историков, детально изучивших проблемы формирования германского фашизма можно назвать фамилии: Г.Л. Розанова, А.А. Галкина, П.Ю. и др.4

Работы отечественных исследователей в 60-е – 80-е г.г. могли публиковаться по проблемам фашизма, если вписывались в общепринятую схему анализа: фашизм - порождение империализма, если сюжеты не вызывали у читателя ненужных параллелей.

Только с 90-х годов начинают меняться исследовательские приоритеты изучения проблем национал-социализма. Важное место занимает рассмотрение Г.Г. Супрыгиной истории возникновения и эволюции национал-социалистической организации Гитлерюгенд. По мнению автора, с первых дней существования фашистского режима работа с молодежью стала одним из направлений внутренней политики, сосредоточенной на полном подчинении системе нацистского господства, через деятельность Гитлерюгенд должна была осуществляться идеологическая унификация подрастающего поколения в духе национал-социалистического мировоззрения5.

Рассмотрению внутренней логики развития государственных институтов и социальной истории Третьего рейха посвящены работы историка О. Ю. Пленкова, в которых автор анализирует историю создания Гитлерюгенд, ее структуру, деятельность во время Второй мировой войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на особенный характер нацистского молодежного движения, его нельзя представить вне традиции немецкого молодежного движения6.

Комплексное исследование государственной политики Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи в отечественной историографии отсутствует.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проследить осуществление государственной политики в сфере воспитания и школьного образования молодежи в Третьем рейхе.

Объект курсовой работы - деятельность Гитлерюгенд, элитных школ Третьего рейха и общеобразовательной школы на процесс социализации немецкой молодежи.

Предмет курсовой работы – организация Гитлерюгенд.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом курсовой работы были поставлены следующие задачи:

проанализировать молодежную политику Третьего рейха;

изучить возникновение и деятельность различных типов элитарных учебных заведений; вывести иерархию ценностей учащихся, сложившуюся в ходе учебных и внеклассных занятий;

рассмотреть становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе;

проследить нацификацию школьного образования; выделить основные этапы в национал-социалистической школьной политике;

рассмотреть идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики; определить роль пропаганды в формировании мировоззрения немецких юношей и девушек;

рассмотреть принципы организации и содержание национал-политического обучения.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1922-го по 1945 гг. Нижняя временная граница объясняется предпосылками становления Гитлерюгенд, приходом Гитлера к власти, распространением национал-социалистической идеологии, которая изменила приоритеты в образовании. Прекращение существования Третьего рейха определило верхнюю границу.

Анализ государственной политики в отношении молодежи производится через изучение идеологических составляющих национал-социалистической воспитательной практики, деятельность Гитлерюгенда, элитных школ Третьего рейха, а также через организацию обучения детей в общеобразовательной школе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы и источников.


ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ


1.1.Становление Гитлерюгенд в Третьем Рейхе


Поколение 18-30-летних, чьё честолюбие и жажда деятельности не могли реализоваться в обстановке массовой безработицы, переживала кризис крайне болезненно. Будучи радикальными и в то же время склонными к бегству от действительности, эти молодые люди презирали своё окружение, родительский дом, учителей, признанных авторитетов, отчаянно тоскующих по старым буржуазным порядкам, из которых молодежь давно уже выросла.

Молодежь была убеждена, что Германия проиграла не только войну, но и революцию и теперь должна всё исправить. Молодёжь в большинстве своём презирала республику, отвергала её материализм социального государства и идеалы, в которых она не находила для себя ничего.

Вместе с республикой молодёжь презирала и традиционный тип партии, который не отвечал пробудившейся в молодёжном движении жажде "органического сообщества", якобы возникшего на фронтах войны.

Недовольство "властью стариков" ещё более усиливалось при виде традиционных центров партий, пребывающих в состоянии частичной оторванности от широких народных масс.

Довольно значительная часть молодёжи вступила в коммунистическую партию, хотя узость классового мышления партии многим затрудняла вступление в её ряды; другая часть пыталась выразить своё мировоззрение в пёстром по своему составу национал - революционном движении.

Большинство молодёжи, особенно студенты, перешло к национал - социалистам; НСДАП стала естественной альтернативой коммунистам7.

Национал-социализм воспользовался внутренним кризисом Веймарской республики, что особо тяжело сказалось на подрастающем поколении. Пропаганда нацистов учитывала возрастную психологию аудитории, традиционные романтические стремления немецких молодёжных организаций. В обращениях к молодёжи подчеркивалась её сознательность , самостоятельность, способность воспринимать горькую истину.

Именно в кризисные годы республики к НСДАП вообще, и к СА в частности, устремились в больших количествах молодые люди, как непосредственные члены, и как избиратели.

И это в то время, когда в большинство политических партий еле-еле привлекали молодёжь.

На тот момент исключение, пожалуй, составляли КПГ, которая могла привлечь радикальные слои рабочей молодёжи, и партии Центра, которые могли удержать мало-мальски объединённую часть католической молодёжи.

Нацисты очень рано поняли, что серьезную общественную и политическую силу представляют студенты. Влияние НСДАП среди студентов объясняется ещё и тем, что семена нацистской пропаганды падали на благоприятную почву: консервативные традиции, царившие в университетах до войны, культивировались после неё с ещё большим рвением. Нацистские руководители не скупились на слова лести по отношению к студентам, в которых видели, по их заявлениям, "носителей немецкого будущего"8.

В 1922 году в Мюнхене Гесс, секретарь Гитлера лично организовал из студентов-нацистов, молодёжный батальон СА, 29 сентября 1922 года в "Фёлькише беобахтер" был опубликован призыв к студентам покидать свои корпорации и вступать в СА. Кроме этого, в феврале 1922 года Гитлер распорядился создать в партии молодёжный отдел.

Первый опыт выделения из НСДАП молодёжной организации был предпринят в Мюнхене весной 1922 года. Молодёжный Союз НСДАП был создан по личной инициативе Гитлера.

Первый призыв в ряды данной организации был опубликован в газете Volkische Beobahter (Народный обозреватель) - партийном органе НСДАП 8 марта 1922 года. В нем сообщалось, что образован союз молодёжи национал-социалистической партии, который будет воспитывать своих членов в духе, который присущ партии. Далее в призыве содержалось требование, обращенное к национал-социалистической молодёжи, ко всем молодым немцам в возрасте от 14 до 18 лет, душу которых терзает нищета и нужда отечества, предоставить себя в распоряжение "Молодёжного союза НСДАП".

Хотя формально призыв был обращен ко всей немецкой молодёжи без различия сословий или профессий, в нем все же было подчеркнуто стремление привлечь пролетарскую и безработную молодежь в частности и тем, что беднейшие молодые немцы могли не платить членских взносов9.

Одновременно с союзом произошло создание молодежной организации СА, получившей название Юнгштурм Адольфа Гитлера. Общее руководство всей молодёжной деятельностью в партии возглавил Густав Адольф Ленк, бывший член немецкого - национального молодёжного союза, с 1921 года член НСДАП.

Позднее, когда количество молодёжных групп партии увеличилось и за пределами Баварии, Гитлер поручил Ленку создание Общегерманского молодёжного союза НСДАП, к лету 1923 года такие группы были уже в девяти землях. В лице Ленка нацисты нашли довольно активного организатора молодёжных групп: в 1923 году он смог организовать филиалы союза в Австрии и даже Чехославакии.

Основные задачи этой организации оговаривались в уставе. В третьем пункте устава говорилось, что целью союза является стремление вновь пробудить и взрастить в молодёжи качества, коренящиеся в германской крови. В уставе так же был использован весь набор понятий, имевших хождение в кругах фёлькише.

В соответствии с этими воззрениями пятый пункт устава провозглашал, что в союз принимаются только немцы - граждане Германии в возрасте от 14 до 18 лет, а иностранцы и евреи не принимаются10.

О социальном составе Молодежного Союза НСДАП данных нет, но можно предположить, что он мало отличался от множества других националистических военизированных организаций: гимназисты, студенты, молодые служащие и часть рабочих. Эта молодёжная организация не смогла гармонично развиться и исчезла одновременно с роспуском и запрещением НСДАП осенью 1923 года. В Вене вела деятельность такая организация как Национал-социалистическая рабочая молодёжь.

После возрождения НСДАП в 1925-1926 годах вновь начали возникать молодёжные группы партии. Причем, возникали они не по указанию партийного руководства, а по инициативе отдельных членов НСДАП. Одним из таких организаторов оказался Курт Грубер, создавший группу в Плауен -Фогтланде.

В 1926 году по инициативе того же Грубера произошло объединение молодёжных групп НСДАП в единую организацию, под названием Великогерманское Молодёжное Движение. Оно действовало в рамках так называемого Великогерманского народного сообщества, во главе которого стоял основатель НСДАП А.Дрекслер, а так же Аман и Розенберг. Это был один из осколков развалившейся НСДАП. К.Грубер развернул бурную деятельность, получая финансовую поддержку от текстильного фабриканта М. Мучмана, члена НСДАП11.

Эта организация была официально признана результатом деятельности НСДАП в молодежной среде на партийном съезде в Веймаре. В результате чего Грубер был назначен на пост рейхсфюрера этой организации, приглашен в руководство НСДАП и назначен референтом по молодёжным делам и вопросам.

Тогда же на партийном съезде по предложению Ю.Штрейхера Великогерманское Молодежное Движение было переименовано в Гитлерюгенд - Союз Немецкой Рабочей Молодёжи12.

Организация «Гитлерюгенд» была основана 3-4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодежное движение.

Из всего пёстрого идеологического набора пропаганды национал-социалистов она видела нечто революционное. Эти молодые люди искали дисциплины и жертвенности; кроме того, их привлекала к себе романтика движения, которое постоянно балансировало на грани законности, а тем, кто непременно этого хотел, позволяла перейти эту грань. Это была для них не сколько партия, сколько боевое сообщество, требовавшее пожертвовать всем и противопоставлявшее гнилому распадающемуся миру пафос воинственного нового строя13.

1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о гитлерюгенде» (Gesetz ьber die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии «Молодежного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным.

С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП.

После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман. Организация была распущена после поражения Третьего рейха.

Членство в Гитлерюгенд начиналось по достижении 14-летнего возраста. На тот период можно рассматривать Гитлерюгенд как молодёжное подразделение штурмовых отрядов (СА).

Только этим можно объяснить то, что после Веймарского партийного съезда Гитлерюгенд и сам Грубер были подчинены местному руководству СА. О непосредственном подчинении Гитлерюгенд НСДАП говорит изданная в декабре 1926 года директива, в которой говорилось, что все члены Гитлерюгенд, достигшие 18-летнего возраста, должны были стать членами НСДАП. Руководители союза, начиная с командира местной группы (ортгруппенфюрера) и выше, могли быть назначены только с письменного согласия соответствующего руководителя НСДАП.

С самого своего рождения в 1926 году Гитлерюгенд был крайне экстремистской и динамичной молодёжной группировкой, получившей скандальную репутацию.

Сами члены Гитлерюгенд были горды тем, что побеждали своих противников не в политических спорах, а в стычках на улицах (с самого начала члены Гитлерюгенд проявляли крайнее презрение ко всему, что было даже отдаленно связано с интеллектуальностью)14.

В последние годы Веймарской республики Гитлерюгенд внес свой вклад в распространение насилия на улицах немецких городов.

Организованные группы Гитлерюгенд нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии.

Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами.

Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке запретил школьникам вступать в Гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны.

Однако подобными мерами с Гитлерюгенд невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодежную организацию. Подвергнутые наказанию активисты выдавали себя за жертв «коричневого движения», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку Гитлерюгенд, как та возрождалась под другим названием, например как «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ.

Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом15.

С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов Гитлерюгенд.

Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодежи» в районе Моабит, быстро стало известно — Герберт Норкус. В свое время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены Гитлерюгенд бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись.

Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодежи. Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению.

Для того чтобы удержать молодёжь в своих рядах, гитлеровцам нужно было поддерживать видимость того, что НСДАП является антикапиталистической, революционной силой. Это объясняет довольно широкие связи молодёжной организации НСДАП с группировкой братьев Штрассеров, олицетворявших в нацистском движении левое крыло.

Основными формами работы были митинги, демонстрации, распространение листовок, расклеивание плакатов, то есть относительно дешевые, но эффективные меры воздействия. Только зимой 1928-1929 членами союза было проведено 200 собраний, 50 массовых митингов, на которых присутствовали десятки тысяч человек, и было распространено 250 тысяч листовок.

Очень важную роль в пропаганде и агитации играла молодёжная пресса НСДАП. Сначала это был боевой листок, выходивший от случая к случаю. В 1927 году появился журнал под громким названием Юнге революционер, переименованный в следующем году в Академический наблюдатель. С мая 1930 года он превратился в еженедельную газету под названием Движение, где помещались статьи руководителей НСДАП, достигая под час тиража в 5 тысяч экземпляров.

Вся молодёжная печать находилась под строгим контролем партии. Вначале руководство НСДАП даже запрещало издание окружных газет и журналов своих молодёжных объединений, опасаясь, что вокруг них может возникнуть оппозиция16.

Тем временем постепенно молодёжные группы НСДАП перенимают некоторые формы работы у других буржуазных молодёжных союзов: походы, поездки к немецким меньшинствам в зарубежных странах. Необходимость работы с немецкими меньшинствами за границей обосновывалось недостаточным, якобы, осознанием немецким населением своих "естественных границ". Укрепляя связи с ними, нацисты считали необходимым вести беспощадную борьбу против Версальского договора, препятствовавшего образованию государства всех немцев в центре Европы17.

Германия 1933— 1945 гг. навсегда останется в человеческой памяти символом политического режима, который противопоставил себя ценностям человеческой цивилизации и достиг невиданной дотоле динамики в достижении своих целей. Нацизм поставил крест на наивной вере в неизбежность светлого будущего, объединявшей широкий спектр политических сил от марксистов до либералов. Первая мировая война воспринималась общественным мнением как трагическая случайность до тех пор, пока она оставалась единственной. Развязанная Гитлером агрессия наконец -то вывела Европу из самодовольного оцепенения, привив не только политическим элитам, но и рядовым гражданам уверенность в том, что ход истории напрямую зависит от каждого из них. Послевоенная политика Запада, подточившая в конечном счете коммунистический эксперимент на Востоке, черпала свою энергию из печального опыта мирного сосуществования с нацистским режимом18.

Таким образом, успех тотальных претензий Гитлерюгенд на пути к победе национальной революции сделал его государственной молодёжной организацией, поэтому НСДАП совершила свой прорыв на политическом ландшафте Германии, в том числе благодаря привлечению голосов молодых избирателей.


1.2. Школа и Гитлерюгенд: сотрудничество или соперничество


Школьная система в кайзеровской Германии была неповоротливой, а воспитание молодежи являлось продуктом авторитарного чиновнического государства.

Учителя, как правило, не проявляли никакой инициативы, четко придерживаясь строго сформулированных планов, которые были составлены еще в доиндустриальный период.

В школах господствовала казарменная дисциплина, и ученики воспринимались исключительно как объекты для передачи сухих знаний19.

Молодежное движение Веймарской республики помогало гуманизировать отношения в школьных классах, поддерживало неуклонно возрастающее участие родителей в деятельности, культивировало культурные и художественные направления работы школы, содействуя возникновению музыкальных и театральных групп, выступало за увеличение роли спорта и физкультуры в школе

Молодежное движение боролось за то, что молодежь должна обладать в школе большими индивидуальными возможностями, продвигая вперед внешкольную активность, которая должна была стать существенным компонентом воспитательного процесса20.

Молодежное движение развивало представления о том, что учитель должен быть не только посредником в передаче знаний, а предводителем молодежи - первым среди равных.

На основании этого молодежное движение начало сформировывать группы из юношей и девушек, выступавших за совместное обучение. Важнейшим компонентом педагогических воззрений молодых активистов был тезис о самовоспитании молодежи, что было сформулировано в 1913 году на знаменитом слете Мейснера. Эта идея была весьма революционной для школьной системы кайзеровской Германии, так как предполагала право молодежи на формирование собственных убеждений, независимо от влияния взрослы21.

Лишь под влиянием движения Перелетные птицы (Wandervogel), а также после 1918 года под влиянием членов Союзной молодежи, которые активно выступали за проведение школьной реформы, положение вещей в школе начало меняться.

Прогрессивные педагоги черпали свои идеи у движения Перелетных птиц: Немецкий сельский воспитательный приют Гремана Лютца, Вынекенская свободная школьная община Викенсдорфа и т.д.

Наибольшего расцвета экспериментальное направление нашло в период Веймарской республики, когда были созданы общественные школы и высшие народные школы, в которых в качестве учителей работали выходцы из молодежного движения22.

Многие высшие народные школы были созданы непосредственно членами союзнической молодежи. Влияние членов молодежного движения Веймарской республики в сфере образования взрослых в различных ветвях образования и воспитания было достаточно велико.

Другим аспектом взаимодействия воспитания и молодежных организаций стало переселенчество.

Переселенческое движение вышло в 1918 году из молодежного движения.

Приход национал-социалистов к власти обозначил наступление особой эры в новейшей истории, периода, в котором радикальные концепции об отношении вопроса о взаимодействии государства и общества заняли место традиционных представлений. Каждая сфера жизни должна была находиться под контролем государства, чьими основополагающими направлениями были идеи и приказы А. Гитлера.

Естественно, успешная программа унификации общества не обошла стороной такую важную область, как сфера воспитания, охватывающая пространство от народных школ до университетов.

Национал-социалисты не делали секрета из того, что они рассматривают воспитание как одну из наиболее важнейших областей, гарантирующих усиление и дальнейшее существование режима.

Так на встрече с имперскими наместниками 6 июля 1933 года А.Гитлер заявил, что воспитание немецких людей к национал- социалистическому государственному восприятию приравнивается к важнейшим задачам современности.

С самого момента своего возникновения НСДАП активно пропагандировала политически организованное презрение в отношении рациональных, гуманистических духовных традиций западной цивилизации.

Особенно решительно национал-социалисты были настроены против либеральной и гуманистической системы воспитания Веймарской республики. Они пытались искоренить характерные для нее индивидуализм, заменив его развитием коллективной личности, внутренне определенной расистскими и строго идеологическими критериям.

Гитлеровский приговор преступному безумию воспитательной системы Веймарской республики усиливается решительными мерами, благодаря которым было произведено полное преобразование системы воспитания.

В течении всей своей карьеры Гитлер демонстрировал не только свое недоверие к академическому обучению, но и открыто проявлял презрение к учебе и всему интеллектуальному. Личные неудачи в школе, усугубленные военными переживаниями предопределили гитлеровскую установку в отношения образования. В «Моей борьбе», в своих речах и статьях он неоднократно подчеркивал, что необходимо содействовать новой ориентации воспитания, отвергающий академизм.

Акцент был сделан на политическом обучении молодежи, которое культивировало не только ее преданность государству, но также неизбежно задействовало, так и факторы как расовое мышление, воспитание характера, физические (позже военные) тренировки. Важность последних была неоднократно подчеркнута Гитлером23.

Дошкольники воспитывались в детских садах, и уже там их начинали воспитывать в национал-социалистическом духе.

Школа делилась на три части. Сначала все дети четыре года посещали народную школу. Далее можно было выбирать:

либо учиться еще четыре года в народной школе,

либо шесть лет в средней школе,

либо восемь в полной средней школе.

Через некоторое время была введена еще старшая ступень народной школы, в которой могли учиться особенно одаренные ученики народной школы.

Кроме того, были созданы элитные школы, национал - политические учебно-воспитательные заведения и средняя школа НСД. Эти школы можно было посещать уже на третьем-четвёртом году обучения, но они были платными и, кроме того, для учебы в них требовалось членство в Гитлерюгенд.

Уже на первом в своей жизни уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в Юнгфольк и давали представление о расовой теории.

Примером расового воспитания служит, например, такой эпизод: На уроке математики учитель спрашивает: «Сколько будет 2+3»? Ему отвечают: «Шесть». Тогда учитель говорит в ответ: «Это неверно, так считают только евреи, у немцев 2+3=5»24.

В эпоху «времени борьбы» НСДАП в своих пропагандистских материалах уделяло особое место существующему конфликту поколений между молодыми и стариками, НСДАП изображала себя проводником идей молодого поколения, борцом против закостеневшей и упаднической системы республики.

Общие воспитательные задачи Гитлерюгенд лежали как внутри, так и снаружи учреждений системы образования.

В данной сфере направление деятельности и цели определялись исключительно гитлеровской концепцией воспитания.

Усилия Гитлерюгенд должны были быть направлены на создание и развитие системы воспитания, которая сделала бы молодежь убежденными национал-социалистами и направляла бы ее физические и духовные усилия на выполнение задач Третьего рейха.

Внешкольная роль Гитлерюгенд по мере необходимости увеличивалась, и первым шагом в этом направлении стала унификация большинства молодежных объединений и организаций в рядах Гитлерюгенд и подчиненных ей организаций - юнгфольк, юнгмедель, Союз немецких девушек.

Гитлерюгенд приобрел статус государственной молодежной организации. Принятие Закона о Гитлерюгенд в декабре 1936 года закрепило эту тенденцию, сделав обязательным членство в Гитлерюгенд для молодежи в возрасте с 10 до 18 лет.

Несмотря на то, что Закон о молодежной повинности был принят всего лишь в марте 1939 года, Закон о Гитлерюгенд в течении трех лет (1936-1939 ) был мощным инструментом для психологического и силового нажима для установления окончательного господства над немецкой молодежью.

К началу Второй мировой войны Гитлерюгенд насчитывал в себе более 8 миллионов членов (включая юнгфольк и "Союз немецких девушек").

Гитлерюгенд имел так же важное значение для сферы воспитания, так как он был поставлен в положение органа, который наряду со школой и семьей был ответственен за физическое, духовное и умственное воспитание молодежи в духе национал-социализма и готовности служению народу и народному сообществу.

Гитлерюгенд был единственным инструментом парии и государства, получившим тотальные права на выполнение внешкольного воспитания молодежи25.

Стоит заметить, что каждый из аспектов молодежной работы Гитлерюгенд служил конечной цели - расовому сознанию, повиновению, преданности фюреру и Родине, вере в необходимость неограниченного самопожертвования, то есть Гитлерюгенд был нацелен на формирование способа мышления политических солдат, для этого руководители Гитлерюгенд постоянно напоминали немецкой молодежи о ее идентичности с национал-социалистическим режимом.

Мероприятия, проводимые Гитлерюгенд на неделе, были поводом для ежедневного внушения идеологии и мировоззрения национал-социализма посредством молодежных газет, радио и других пропагандистских средств26.

Управление мировоззренческого обучения молодежи Гитлерюгенд четко контролировало содержание и объемы программы занятий.

Германию охватила целая сеть учебных заведений Гитлерюгенд, которые должны были обеспечить непрерывный поток новых руководителей и функционеров для организации. Основанная в 1939 году в Брауншвейге Имперская академия молодежного руководства являлась, по сути, сердцем этой систем.

К середине 30-х годов стихийность действий членов Гитлерюгенд была значительно снижена. Это было связано во многом с ростом значения милитаристского воспитания, предполагавшего наличие жесткой дисциплины.


ГЛАВА 2. ПРОПАГАНДА ИДЕОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖИ В ГИТЛЕРЮГЕНДЕ


2.1. Организации, входящие в Гитлерюгенд


Нацисты создали целую сеть организаций, примыкавших к их партии. К ним относились национал-социалистические союзы и объединения: учителей и доцентов, техников и инженеров, врачей и юристов, а также женские, ветеранские, благотворительные и другие организации. Они занимались клубной работой, организацией благотворительных мероприятий в пользу инвалидов войны, малообеспеченных или многодетных семей. Размах этой работы под руководством нацистских функционеров был весьма значительным; она придавала режиму дополнительную популярность и одновременно давала более широкую возможность для контроля над населением. Всего к 1945 г. была создана 61 такая организация, где состояло примерно 10 млн немцев.

Организованная по военному образцу и по принципу «Молодёжь руководит молодёжью», организация охватывала немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям:

Мальчики:

мальчики от 10 до 14 лет — «Дойче юнгфольк» («Немецкая молодежь»);

с 14 до 18 лет — собственно Гитлерюгенд.

Женская организация в составе Гитлерюгенд:

девочки в возрасте от 10 до 14 лет — «Юнгмедельбунде» («Союз девочек»);

от 14 до 18 лет — «Бунд дойчер медель» («Союз немецких девушек»).

Согласно закону от 1 декабря 1936 г., в Германии объявлен призыв детей 1927 года рождения в юнгфольк .

Хотя вступление в юнгфольк по закону является добровольным, но оно происходит на основе такой «добровольности», какая вообще существует в Третьем рейхе.

Весь государственный аппарат призван к тому, чтобы втянуть десятилетних детей в организацию, где воспитание их будет монопольно осуществляться национал-социалистами27.

У родителей отнимается право на воспитание. Германские дети в качестве молодых рекрутов включаются в военную машину фашизма.

Многие родители и учителя протестуют против отрыва детей от родительского дома, против запущенности школьной учебы и против физического перенапряжения в юнгфольке.

Первые немногочисленные организации девушек под эгидой НСДАП возникли ещё в 1923 году и назывались «сёстрами гитлерюгенда».

Их объединение в союз произошло лишь в 1930 году.

В 1931 году состав Союза немецких девушек увеличился до 1711 человек, и в этом же году Союз, которым руководила Элизабет Грайфф-Вальден, вошёл в состав гитлерюгенд28.

К организации Гитлерюгенд примыкало Объединение немецких девушек (Бунд дойчер мэдель — БДМ), целью которого стала подготовка девушек к роли подруги, жены и матери солдата. Большое значение в БДМ придавалось пропаганде арийского идеала красоты и веры. Существовала также сеть детских нацистских организаций.

С 1939 г. членство в молодежных организациях стало обязательным для всех молодых немцев.

Для молодежи была введена обязательная трудовая повинность (10 месяцев). Молодые люди работали на строительстве дорог и сооружений, участвовали в сборе урожая, в облагораживании природы.

Девушки из БДМ часто помогали многодетным крестьянам в домашнем хозяйстве. Юноши занимались технической и военной подготовкой: строевая служба, обращение с оружием, освоение новой техники — мотоциклов, аэропланов и др. Молодежные союзы нередко были и организаторами досуга.

Вся эта полезная и для многих привлекательная деятельность, казалось, отвечала духу молодежи и времени. Но она дополнялась жесткой пропагандистской обработкой. Молодежные союзы внедряли в сознание юношей и девушек идеи расовой исключительности немцев и обожания фюрера, готовили молодых людей к повиновению и военной службе. Члены детских и юношеских организаций регулярно ходили на обязательные просмотры документальных или художественных фильмов о нацистском движении. Они принимали активное участие в парадах, праздниках, факельных шествиях, разучивали соответствующие песни, речевки, которые воспитывали их в духе нацистского мировоззрения.

Романтизм, свойственный молодым людям, был благодатной почвой для широко пропагандировавшихся нацистами идей возрождения страны, строительства новой Германии, создания государства народного сообщества. Дневники и письма юношества тех лет, частично опубликованные к настоящему времени, дают почувствовать эту атмосферу подъема и веры, в которой жила тогда молодежь29.

Процесс образования местных отделений «BDM», как и Национал-социалистического союза школьниц (нем. Nationalsozialistischer Schьlerinnenbund, NSS) и групп девочек под крылом женской организации в рамках НСДАП (нем. NS-Frauenschaft, NSF), приходится на 1930-31 годы.

Сразу после своего назначения лидером имперской молодёжи 17 июня 1933 года Бальдур фон Ширах принял постановление о роспуске либо запрете конкурирующих молодёжных объединений.

Чтобы избежать вмешательства национал-социалистов, некоторые молодёжные группы пошли на самороспуск. Оставшиеся молодёжные объединения в принудительном порядке перешли в подчинение Гитлерюгенд и Союза немецких девушек, что обусловило значительный рост состава этих организаций.

В соответствии с Законом «О гитлерюгенд» от 1 декабря 1936 года все юноши и девушки Германского рейха были обязаны состоять в рядах соответственно гитлерюгенда и Союза немецких девушек.

Участие в Гитлерюгенд начиналось с 10 лет.

Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодежной штаб-квартире.

После тщательного изучения сведений о ребенке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора».

Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк.

Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.

В соответствии с национал-социалистической идеологией Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха (воспитываемым в Гитлерюгенд) и, став жёнами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут растить гордое и закалённое поколение.

Германские женщины знают о нуждах и чаяниях германского народа и работают в этом направлении, а не ведут дебаты в парламентах. Образцовая германская женщина дополняет германского мужчину. Их единение означает расовое возрождение народа.

Союз немецких девушек прививал расовое сознание: настоящая германская девушка должна быть хранительницей чистоты крови и народа и воспитывать его сынов героями30.

В официальном печатном органе «BdM» «Девушка на службе» (нем. «Mдdel im Dienst») печатались репортажи о девочках в возрасте 10-14 лет, которые не просто умеют готовить и вести домашнее хозяйство, но и создать уют в доме и сохранить «тепло домашнего очага».

Стандартная униформа Союза немецких девушек- тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам запрещалось носить высокие каблуки и шёлковые чулки. Из украшений допускались кольца и наручные часы. По мнению Гитлера, форма одежды должна служить целям воспитания молодёжи.

Союз немецких девушек организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками. На привалах разводили костры и готовили еду и пели песни. Пользовались успехом ночные наблюдения за полной луной с ночёвкой в стоге сена.

Девушки готовили театральные постановки и кукольные представления, занимались народными танцами и учились игре на флейте.

Особое место занимали занятия спортом и групповые игры. Если у мальчиков акцент делался на силу и выносливость, то гимнастические упражнения для девушек были призваны формировать у них грацию, гармонию и чувство тела. Спортивные упражнения подбирались с учётом женской анатомии и будущей роли женщин. В зимнее время девушки занимались рукоделием и поделками.

В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключение составляли девушки еврейской национальности и другие исключённые по «расовым обстоятельствам».

К 1944 году Союз немецких девушек являлся самой крупной женской молодёжной организацией мира, в его составе насчитывалось 4,5 млн человек31.

Во время Второй мировой войны девушки из «BdM» работали в лазаретах, участвовали в противовоздушной обороне и трудились в сельском хозяйстве. С началом Второй мировой войны члены Гитлерюгенд занимались сбором одеял и одежды для солдат, отправкой посылок на фронт.

Каждый час членов Гитлерюгенд был занят до предела, и у молодежи едва оставалось времени для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.

После окончания войны Союз немецких девушек как подразделение Гитлерюгенд был запрещён и распущен согласно Закону № 2 Контрольного совета.

2.2. Идеология и принципы воспитания в Гитлерюгенд


Пропаганда, мобилизация и вовлечение народа в строительство \новой национал-социалистической Германии играли центральную роль в укреплении и консолидации нацистского режима.

Узурпация власти дала нацистам возможность неограниченно манипулировать сознанием населения и пропитывать его своими взглядами.

Гитлер говорил, что пропаганда, как и террор, должна быть тотальной. В свете будущей войны за жизненное пространство это было особенно необходимо. Поэтому, наряду с партийными органами, в стране был создан мощный государственный пропагандистский аппарат. В деле его организации выдающуюся роль сыграл рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, доктор философии Й. Геббельс. Одновременно Геббельс занял пост президента Палаты по делам культуры. Цель пропаганды Геббельс обозначал как духовную мобилизацию нации, которой, как он считал, недоставало в период Первой мировой войны.

Все средства идеологического воздействия на массы — печать, радио, кино, театры — были поставлены под надзор министерства пропаганды. Из их органов были изгнаны все расово-неполноценныеи политические противники. Левая печать была закрыта, а либеральная — унифицирована. Вводилось обязательное членство журналистов и деятелей культуры в нацистских объединениях (прессы, радио, театра, изобразительного искусства и др.). Ежедневные конференции в министерстве пропаганды задавали тему и тон для газет.

Нацистская пропаганда до поры до времени маскировала аннексионистские и военные цели режима. Основной упор делался на идее возрождения нации, на борьбе с безработицей и с внутренними врагами —евреями и марксистами. Открыто провозглашалась необходимость консолидации немцев на основе расовой идеологии крови и почвы32.

Немецкие фашисты широко поставили себе на службу и превратили в орудие агитации сравнительно новые в техническом отношении средства массовой информации, такие как радио, кино. В связи с массовым производством народного радиоприемника число его владельцев увеличилось с 4,3 млн в 1933 г. до 10,8 млн в 1939 г. Практиковалось совместное слушание важных сообщений, речей государственных и партийных руководителей на предприятиях или в местных учреждениях НСДАП. По заказу нацистов киноиндустрия производила множество документальных и — меньше — художественных фильмов пропагандистского содержания33.

На немецкий народ действовали не только политические факторы, но и харизматические черты лидера нацистов.

Жить для Гитлера и быть готовым к смерти ради Гитлера - этот принцип стал судьбой целого поколения. Целое поколение немцев распевало эту героическую песню о готовности к самопожертвованию во имя страшных преступных химер Гитлера.

Шествия под знаменами, распевание воинственных песен, скандирование речевок и лозунгов привлекали все большее количество молодых людей в ряды Гитлерюгенда.

Одурманенные эйфорией "национального подъема", миллионы молодых немцев записывались в Гитлерюгенд34.

Немецкие профсоюзы, которые были объединены в "Немецкий рабочий союз" обязывали своих молодых членов вступать в Гитлерюгенд. Торговые и промышленные палаты приняли постановление, что только члены Гитлерюгенда или Союза германских девушек могут быть зачислены на работу в качестве учеников и подмастерий. В противном случае обучение будет считаться недействительным, а хозяин будет оштрафован. Тот, кто игнорировал Гитлерюгенд, рисковал своей профессиональной карьерой. Вопрос одного из опросников, который распространял Гитлерюгенд в Висбадене в 1934 году, гласил: "Почему ты еще не вступил в Гитлерюгенд? Если ты за Гитлера и Гитлерюгенд, тогда заполняй прилагаемый бланк вступления. Если ты не хочешь вступать, тогда напиши о причинах…". На бланке рекомендовалось расписаться отцу и указать место работы и имя работодателя. Отказ ребенка вступить мог привести к репрессиям в отношении отца.

Тоталитарный режим прочен тогда, когда он владеет умами и сердца­ми людей. Либеральные, демократические, социалистические деятели подвергались преследованиям, оказывались в концлагерях или были вынуждены эмигрировать. Их книги публично сжигались, их кар­тины и музыка клеймились как «негерманские и вы­родившиеся», а с сентября 1933 г. всей культурной жизнью в рейхе руководил министр пропаганды и просвещения Йозеф Геббельс (1897-1945), создав­ший для этого особую «Имперскую палату культуры», в которой были обязаны состоять все лица творчес­ких профессий.

Из университетов было уволено около 15% не­угодных профессоров и доцентов, отчасти по полити­ческим, но в основном по расовым причинам. Одни ушли на пенсию, другие эмигрировали. Но большин­ство их коллег поспешили заявить о своей поддерж­ке новых властителей35.

После разгрома молодежных союзов, относящихся к партийным и профсоюзным структурам, Гитлерюгенд начал наступление против церковных молодежных организаций.

В евангелистской церкви возникло движение «немецких христиан», которое резонно прозвали «штурмовые отряды Христа». В противовес ему в мае 1934 г. оформилась «исповедальная церковь», кото­рая резко полемизировала с нацистской идеологией, несмотря на притеснения и даже аресты ее членов. В католической церкви многие ее служители прояв­ляли симпатии к новому режиму, особенно после за­ключения в июле 1933 г. конкордата с Ватиканом. Но и здесь нарастала оппозиция нацизму, достигшая пика в 1937 г., когда вышла папская энциклика «Со жгучей тревогой», осторожно осудившая бесчело­вечные методы правления Гитлера.

Многие молодые немцы, пытаясь избежать членства в Гитлерюгенде, вступали в религиозные молодежные организации. Ненависть Гитлерюгенда по отношению к молодым христианам росла пропорционально росту численности этих организаций.

Многие молодежные функционеры католической церкви не считали нацистов своими духовными оппонентами.

Многие католические молодежные союзы, чтобы удержать своих членов от вступления в Гитлерюгенд, стали практиковать в своей деятельности военные игры на местности и стрелковые занятия. Конечно, подобные нововведения шли вразрез с отрицательным отношением церкви к огнестрельному оружию. Эти меры уже не могли ничего изменить. В качестве ответа Гитлерюгенд усилил работу по привлечению в свои ряды молодежи из среды юных католиков. В ход пошли все средства - от агитации для промывки мозгов до силового воздействия36.

Среди членов Гитлерюгенда веру в божественного отца заменила вера в фюрера. "Календарь Гитлерюгенда" включал все национал-социалистические праздничные и памятные даты. На протяжении года от "дня прихода к власти" и "дня рождения фюрера" до "годовщины путча" 9ноября 1923 года миллионы мальчиков и девочек поклонялись новой "национальной религии" под знаком новой "святой" троицы: "Наша вера - фюрер, наша религия - Германия, наше желание - святая империя немецкой веры!"

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:

Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…37

Учителя и руководители Гитлерюгенда распространяли социал - дарвинистские идеи об избранности в коллективной борьбе за выживание. В своих расистских лекциях они пропагандировали образ арийского человека - повелителя, который по "праву сильнейшего" должен стоять выше представителей неполноценных народов и носителей нездоровой крови.

Девушек с ранних лет знакомили с национал - социалистическими представлениями о "расовой гигиене" и требованиями к их будущей материнской роли. Гитлерюгенд устраивал школьные вечера под названием "Сохранение чистоты крови". Ширах призывал девушек из Гитлерюгенда развивать свое тело и дух, чтобы справиться в будущем с обязанностью "быть матерями нового поколения". Он заявил о долге девушек "поддерживать чистоту своей крови", считать ее "частью национального кровяного фонда" и развивать "свой организм таким образом, чтобы обогатить будущий генофонд нации".

Уже начиная с Юнгфолька, ознакомление с германскими героическими сагами должно было воспитывать у детей чувство идентификации с их древними предшественниками. В Гитлерюгенд объясняли, что героические идеалы "нордических" людей - повелителей и "арийских" мировых завоевателей обусловили генетическое превосходство немцев в сражениях и солдатском ремесле. Только лучшим доверено сохранять и продолжать породу. Больные юноши не должны иметь детей. "Твоя кровь несет такие свойства, что дети твои будут несчастны и только обременят государство. Твой героический долг - быть последним в роду".

Руководители Гитлерюгенда постоянно разжигали ненависть в отношении евреев. Карикатуры на евреев служили наглядным материалом во время "домашних вечеров" в Гитлерюгенд.

Направляемые местными руководителями СА, Гитлерюгенда, а иногда и по собственной воле члены Гитлерюгенда били витрины магазинов, принадлежащих евреям, громили их жилища т грабили имущество38.

Гитлерюгенд старался заполнить собой все свободное время своих членов.

С 1935 года специальные группы Гитлерюгенда в целях дополнительного контроля за членами организации несли патрульную службу, выполняя фактически полицейские функции. Юные блюстители порядка патрулировали массовые общественные мероприятия и обходили закусочные. Они следили за соблюдением запрета на употребление алкоголя, сигарет и устанавливали личности подгулявших подростков. При оказании сопротивления или в случае антиправительственной критики они обращались в гестапо или полицию.

Хотя до 1939 года членство в Гитлерюгенд формально оставалось добровольным, мало кто из детей и подростков смог противостоять ежедневному давлению и посулам большой организации. Восхищенно взирали шестилетние первоклассники на своих более старших товарищей, которые в форме и с ножами на поясах маршировали на службу. Им самим оставалось ждать еще долгих четыре года.

В условиях возрастающего влияния национал - социализма на германское общество Гитлерюгенд использовал в своих целях детское тщеславие и самолюбие, так как свое участие в служении народу и отчизне дети считали престижным занятием39.

Спорт считался одним из первостепенных направлений деятельности Гитлерюгенд. Молодежь имела право посещать спортивные и физкультурные секции лишь при наличии членства в Гитлерюгенд. Гитлерюгенд успешно использовал желания молодых людей вести активный образ жизни и предлагал им такие возможности отдыха, которые прежде были доступны лишь детям из богатых семей. Поездки по Германии, путешествия, велосипедные туры, палаточные лагеря сулили молодежи массу приключений и впечатлений.

В тех случаях, когда человека не удавалось под­чинить и развратить духовно, за дело принималась машина террора, руководимая рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером (1900-45). Разветвленный ап­парат СС включал в себя и Главное управление им­перской безопасности (РСХА), куда входила злове­щая тайная государственная полиция (гестапо). В ведении СС находились концлагеря и Главное уп­равление по вопросам расы и поселения, проводив­шее в жизнь расовую концепцию Гитлера.

Согласно этой доктрине, арийцам, воплощаю­щим все добродетели, противопоставлялась группа, которая просто в силу принадлежности к определен­ной расе не могла не быть рассадником зла и мерзо­сти. По многовековой европейской традиции такой сатанинской расой считались, разумеется, евреи. Хотя тщательно разработанного плана их преследо­вания не было, но это всегда относилось к главным идеологическим целям нацизма. Террор и пропаган­дистские акции «снизу», от инсценированного Геб­бельсом бойкота еврейских магазинов 1 апреля 1933 г. до Хрустальной ночи 9 ноября 1938 г., когда по всей Германии прокатился массовый погром, че­редовались с государственно-правовыми мерами «сверху». Вслед за законом о чиновниках, принятом в мае 1935 г., последовал закон, отказывавший евре­ям в «почетном долге» службы в армии. Окончатель­но евреи были превращены в людей низшего сорта по Нюрнбергским законам 15 сентября 1935 г., со­гласно которым политические права и возможность

Террор и насилие были одной стороной режима, обольщение и развращение - другой. Не было ни одной социальной группы, которую бы не поддержи­вал и не подкармливал национал-социализм. На ра­бочих сильное воздействие оказали широко рекла­мируемые меры по созданию новых рабочих мест, например при строительстве стратегических автоба-нов, быстрое снижение безработицы, повышение мер социальной защиты на предприятиях, различ­ные льготы, предоставляемые им организацией «Крафтдурх фрейде» («Сила через радость»), кото­рая занималась организацией досуга и дешевых ту­ристических поездок.

Ремесленники и мелкие торговцы выиграли от по­вышения налогов на ненавистные им универмаги и от ужесточения требований при создании новых ремесленных мастерских. Крестьяне были довольны введением аграрных покровительственных пошлин и повышением цен на сельскохозяйственную продук­цию: Промышленников радовали запрещение проф­союзов и создание вместо них единого Германского трудового фронта, отмена тарифных договоров и рост государственных заказов, прежде всего в во-

Этим и объясняется успех нацизма внутри стра­ны. В отличие от демократии диктатура воздейство­вала на чувства и эмоции. Многие немцы, даже в принципе отклоняя национал-социализм, тем не менее считали, что он привнес в серую и холодную повседневность драматизм и страсть. Нацизм казал­ся романтически-эмоциональным протестом против бездушной рационализации человеческого бытия. Большую роль играло при этом обращение к тради­циям. Показательным в этом отношении был состо­явшийся 21 апреля 1933 г. День Потсдама, когда Гитлер и Гинденбург обменялись символическим руко­пожатием над гробницей Фридриха Великого, что должно было означать союз между старой Пруссией и молодым национал-социализмом. В технике ма­нипулирования массами нацистский режим достиг вершин виртуозности. Превосходно организован­ные Олимпийские игры 1936 г. в Берлине, ежегодно проводимые грандиозные партийные съезды и па­рады в Нюрнберге и многое другое пробуждали в людях чувства величия нации и гордости за свою принадлежность к ней.

Национал-социализм отличался двойственнос­тью, предельный модернизм сочетался с глубочай­шим архаизмом. С одной стороны, современные автобаны, мерседесы и фольксвагены, самые дешевые в мире радиоприемники, первый в мире реактивный самолет, с другой - древнегерманская мифология, орденские бурги СС, языческие праздники солнцеворота. Современнейшая техника и культ мракобесия слились воедино40.

Таким образом, постоянно удовлетворяя жажду деятельности молодежи за счет организации ее досуга, Гитлерюгенд воспитывал новое поколение национал - социалистов. Был востребован активный, физически развитый, профессионально подготовленный, дисциплинированный молодой человек, который без колебаний мог выполнять все приказы диктатуры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В деятельности Гитлерюгенд можно выделить определенные этапы и некоторые особенности.

В 20-е годы Гитлерюгенд не занимался собственно молодёжными делами, уделяя основное время политической деятельности. После прихода Гитлера к власти Гитлерюгенд как тотальная организация начал широко внедрять молодёжные формы работы.

Лишь с началом войны Гитлерюгенд постепенно вновь отказался от молодёжной работы как таковой, отдав предпочтение помощи фронту и идеологической пропаганде.

В истории Гитлерюгенд можно наметить следующую периодизацию этого подразделения НСДАП:

1) Этап становления организации - 1920-е -1933 гг.

В этот период Гитлерюгенд прошел несколько стадий. Зарождение в 1926 году и обретение собственного статуса В Национал - социалистической рабочей партии Германии, независимого от штурмовых отрядов, к которым до начала 30-х годов подчинялось руководство Гитлерюгенд стало важными вехами этого периода.

Уже тогда достаточно четко обозначились существенные различия между Гитлерюгенд и прочими молодёжными организациями (отсутствие собственно молодёжных форм работ, военно-иерархическая структура), которые определялись полной зависимостью первого от НСДАП.

Причем Гитлерюгенд не решал собственно молодёжных проблем как большинство юношеских организаций, а с самого своего создания выступал как кузница кадров для нацистской партии.

2) Этап унификации молодежной жизни в Германии - 1933 - 1934 гг. Этот период характеризуется тем, что Гитлерюгенд получает новую, не только социальную, но и политическую роль.

Во-первых, в нацистском государстве Гитлерюгенд получил монопольные позиции на пути роспуска, унификации, запрета любых молодёжных организации.

Во-вторых, Гитлерюгенд смог овладеть теми формами молодёжной работы, которые были наиболее популярны у немецкой молодёжи в начале 30-х годов.

Проведя в течение года унификацию почти всей молодёжи Германии ( полной унификации не подверглась еврейская молодёжь, которая была как бы изолирована от нового государства, и католическая молодёжь, которая в результате конкордата получила некоторую автономность) Гитлерюгенд устранил особенности молодёжной жизни времени Веймарской республики.

Были стерты социальная, половая и возрастная дифференсация молодёжной политики. Молодёжь стала представлять единый организм (не стоит забывать, что это обобщение было неизбежным, поскольку соответствовало планам нацистской верхушки ).

3)Этап превращения Гитлерюгенда в часть государственного организма, 1934-1939 гг .

Характеризуя данный этап, стоит заметить, что Гитлерюгенд, с одной стороны, получил самостоятельность в рамках системы Третьего Рейха. Рейхсюгендфюрер Гитлерюгенд подчинялся лично Гитлеру.

С другой стороны, говорить о идеологической самостоятельности Гитлерюгенд не приходится, так как он являлся не просто составляющей, а одним из важнейших социально-политических институтов нацистской диктатуры.

Гитлерюгенд был полностью интегрирован с систему Третьего рейха, о чем говорят Закон о Гитлерюгенд и дополнения к нему.

Важно то, что логическим завершением этого этапа стала предельная милитаризация молодёжи вообще и Гитлерюгенд в частности.

4) Военный этап деятельности Гитлерюгенд - 1939-1945 гг.

Этот этап несет в себе как бы двоякое содержание: с одной стороны Гитлерюгенд, в годы войны - это молодёжное отражение фронта (особо это ярко видно в последний год войны, когда немецкая молодёжь выступила её непосредственным участником), с другой - Гитлерюгенд этого этапа - это отражение планов Гитлера по созданию новой Европы.

Крушение Третьего Рейха означало и крушение Гитлерюгенд в целом как организации .

С исчезновением Гитлерюгенд возникает еще одна проблема - проблема ответственности людей, состоявших в Гитлерюгенд за преступления, совершенные нацистами.

Однако эта проблема носит чисто моральный характер, так как у немецкой молодёжи не было фактически выбора - она была обречена на членство в Гитлерюгенд.

История Гитлерюгенд учит нас тому, что созидательная энергия молодёжи, невостребованная в том или ином обществе, может быть направлена при помощи пропаганды на разрушительные и даже преступные цели.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Литература


Ватлин А. Н. Германия в ХХ веке. М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 368 с.

Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. - 220 с.

Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90 -х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с.24.

Галкин А. А. Германский фашизм. - М. – 1989. – 450 с.

Есипов В.В. Германский фашизм и культура: (Культурно-политологическая деятельность НСДАП в 1929-1939 гг.). - М., 1997. – 299 с.

История Германии: учебное пособие: в 3 тт./Под общ. ред.Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова I — М.:КДУ,2008, — Т. 3: Документы и материалы / отв. ред. С. А. Васютин, Ю. В. Галактионов, Л. Н. Корнева. — 592 с.

История Германии : учебное пособие : в 3 тт. / Под общ.ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова I — М.: КДУ, 2008. — Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века / А. М. Бетмакаев, Т. А. Бяликова, 1Ю. В. Галактионо, [и др.]; отв. ред. 1Ю. В. Галактионов к сост. науч.-справ, аппарата А. А. Мить. —672 с

Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. 288 с.

Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М., ЗАО Центрполиграф, 2003. - 446 с.

Патрушев А. И. Германская история. М.: Весь мир знаний, 2003.- 256 с.

Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004. 480 с.

Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. - 518 с.

Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режимаУ/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

Устрялов Н. В. Германский национал-социализм.[Электронный ресурс] – М.: Паллада, 1994.Режим доступа:

file://localhost/C:/Users/86D2~1/AppData/Local/Temp/_tc/ustry019.htm\


Источники


Васильченко А. . «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm

Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 285 с.

http://3reih.ru/1/626.php

http://lib/aldebaran.ru/author/knopp_gvido/knopp_gvido_deti_gitlera/

http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vagner.html

1 Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М., ЗАО Центрполиграф, 2003. - 446 с.


2 Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 285 с.


3 Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. - 220 с.

4 Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. - 518 с.

5 Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режима/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.


6 Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004.- 480 с.


7 Васильченко А. . «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm


8 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90 -х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с.24.


9 Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – с.74


10 Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режима/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.


11 Васильченко А. . «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm

12 Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режима/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

13 Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004.- с.112


14 Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. - с.119


15 Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – с.83


16 Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004. – с. 140

17 Галкин А. А. Германский фашизм. - М. – 1989. – с. 200

18 Ватлин А. Н. Германия в ХХ веке. М.: Российская политическая энциклопедия, 2005.- с. 81

19 Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. – с. 98

20 Васильченко А. . «Школьная политика германского национал – социализма». [Электронный курс] /Режим доступа: http://redbaron88/narod/ru/bil/index.htm

21 Устрялов Н. В. Германский национал-социализм.[Электронный ресурс] – М.: Паллада, 1994.Режим доступа:

file://localhost/C:/Users/86D2~1/AppData/Local/Temp/_tc/ustry019.htm\


22 http://3reih.ru/1/626.php

23 http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vagner.html

24 Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – с. 155


25 Галкин А. А. Германский фашизм. - М. – 1989. – с. 231

26 Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. - с. 188

27 Пленков О. Ю. Третий рейх. Нацистское государство. – СПб.: Нева, 2004. – с.280


28 http://lib/aldebaran.ru/author/knopp_gvido/knopp_gvido_deti_gitlera/


29 История Германии : учебное пособие. — Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века / А. М. Бетмакаев, Т. А. Бяликова, Ю. В. Галактионо, [и др.]; отв. ред. 1Ю. В. Галактионов к сост. науч.-справ, аппарата А. А. Мить. —с. 225


30 Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М., ЗАО Центрполиграф, 2003. – с. 246

31 Кормилицын С. Третий рейх. Гитлерюгенд. – СПб.: Нева, 2004. – с. 228


32 История Германии : учебное пособие— Т. 2: —с. 216

33 История Германии : учебное пособие— Т. 2: —с. 218

34 Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. - 518 с.


35 Патрушев А. И. Германская история. М.: Весь мир знаний, 2003. –с. 185

36 Устрялов Н. В. Германский национал-социализм.[Электронный ресурс] – М.: Паллада, 1994.Режим доступа:

file://localhost/C:/Users/86D2~1/AppData/Local/Temp/_tc/ustry019.htm\


37 http://3reih.ru/1/626.php


38 http://lib/aldebaran.ru/author/knopp_gvido/knopp_gvido_deti_gitlera/


39 Есипов В.В. Германский фашизм и культура: (Культурно-политологическая деятельность НСДАП в 1929-1939 гг.). - М.,1997.–с. 186.


40 Патрушев А. И. Германская история. М.: Весь мир знаний, 2003. –с. 189



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.