Реферат по предмету "История"


Токарев, Александр Вячеславович

Введение
1 Биография
1.1 Рождение, ранние годы
1.2 Становление
1.3 Расцвет, зрелые годы

2 Достижения
3 Оценки
4 Список произведений
5 Библиография

Введение

Александр Вячеславович Токарев (10 ноября 1946, Одесса) — художник, режиссёр, сценарист, член Союза художников с 1974 года, автор знаменитых живописных серий «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Человек-ZOO», создатель многочастных живописных произведений — полиптихов.

1. Биография

1.1. Рождение, ранние годы

Родился в Одессе10 ноября 1946 года в семье художников. Родители — Вячеслав Васильевич Токарев, народный художник Украины, и Любовь Иосифовна Токарева-Александрович, художник-живописец, член Союза художников СССР, — после войны окончили Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1958 году начал посещать изостудию под руководством художника А. Пилявского в Одесском дворце пионеров. Родители преподают в Одесском государственном художественном училище (ОГХУ). В 1961 поступил в Одесское художественное училище (ОГХУ).

1.2. Становление

С 1962 года руководит художественной самодеятельностью в ОГХУ. Поступает в театр «Парнас-2» под руководством Виктора Ильченко, Михаила Жванецкого и Романа Карцева. Играет в театральных постановках, выступает с собственными номерами. Пишет стихи, участвует в литературно-поэтическом объединении. В 1963—1964 годах занимался актёрским мастерством в студии народной артистки Украины Л. И. Буговой, звезды Одесского русского драматического театра. В 1966 году оканчивает Одесское художественное училище с похвалой Государственной экзаменационной комиссии. Поступает во ВГИК на художественный факультет (проф. М. А. Богданов, проф. Б. М. Неменский). Впервые принимает участие в выставках молодых художников в Одессе и Киеве. С 1967 года экспонирует свои работы на областных, республиканских, всесоюзных выставках в Одессе, Киеве и Москве.

Летний пленэр в Узбекистане(Самарканд, Бухара, Хива) 1968 года впервые приносит художнику ощущение самостоятельного раскрепощенного творчества. Выполняет первые заказы на жанровые картины в Художественном фонде Одесского союза художников, оформляет книги в издательстве «Маяк».

В 1971 году работает над первыми сценариями. Съемки первой короткометражной картины «Цыган». Дебют в качестве автора сценария, сорежиссера, художника. В 1972-м году защищает диплом на художественном факультете ВГИКа. В 1973-м году получает первую мастерскую в Телеграфном (Архангельском) переулке в Москве. Снимает 20-минутный музыкальный фильм «Озорные частушки» (автор сценария, сорежиссер, художник-постановщик). В 1973—1976 годах работает над иллюстрациями к современной прозе для журнала «Юность».

В 1974-м году проходит первая персональная выставка в выставочном зале Союза художников СССР на Гоголевском бульваре, 10. Вступает в Московский союз художников. Готовится к участию в выставке нонконформистов на ВДНХ. Родители отговаривают и оказываются правы: после выставки у участников акции отбирают мастерские.

В 1976-м заключает договор на сценарий музыкальной кинокартины «Притчи Мастера Тычки» с киностудией «Мосфильм». Первый и второй варианты сценария приняты. Третий вариант у цензоров не проходит. На всесоюзной молодежной выставке в Манеже инспекторы ЦК комсомола изымают из экспозиции картину «Прощальный оркестр».

В 1980 году совместно с женой Верой Токаревой приступает к съемкам кинофильма «Брелок с секретом» на киностудии «Мосфильм». В начале съемок после болезни умирает сын Миша. Съемки продолжаются. Фильм «Брелок с секретом» выходит в прокат с большими купюрами. Александр Токарев уходит из кинематографа и принимает решение заниматься живописью.

1.3. Расцвет, зрелые годы

В 1990 году проходит первая выставка Александра Токарева в Париже, подготовленная Ассоциацией "Человек и Культура" (L'homme et culture). В 1991 году проходит большая персональная выставка "Человек-Оркестр. Тема и вариации" в Центральном Доме Художника в Москве (при поддержке Союза художников СССР и Союза композиторов СССР). Следующий год ознаменовался второй выставкой в Париже в Выставочном зале LE PECQ и началом сотрудничества с аукционным домом Друо. Совместно с куратором и переводчиком Алин Жерар организует приезд и посещение мастерских наиболее интересных художников Москвы для председателя Совета директоров аукционного дома «Друо» мэтра Клода Робера. Разработка проекта «Друо-Метрополь». Заканчивает работу над первыми полиптихами- «Притчи», «Времена года» и «Лоскутное одеяло памяти».

В 1994-м году открылась персональная выставка, посвященная пятидесятилетию Государственного института искусствознания им. И. Э. Грабаря Министерства культуры РФ. Дирекция института просит сохранить экспозицию Зеркального зала. Работа над триптихами «Ипостаси» и «Время». Заканчивает работу над полиптихом из серии «Человек-ZOO»: «Мой бестиарий».

В 1995-м году Александр Токарев начинает сотрудничать с Мстиславом Ростроповичем и театральным продюсером Давидом Смелянским. Первый проект — благотворительный концерт в фонд Храма Христа Спасителя в Москве. Работает над картиной «Большой виолончелист». Становится главным художником Российского государственного театрального агентства и журнала «Разгуляй» (Москва-Санкт-Петербург). Начинает работу над серией «Человек-Театр», в 1996-м году начинает серию «Игрушки Бога. Набалдашники и подлокотники». В 1991, 2002 и 2004 годах проходят персональные выставки Александра Токарева в Центральном доме художника и Малом Манеже (Москва).

В 2008 году к выставке «Человек-Оркестр» в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее выходит альбом-монография о творчестве художника.

2. Достижения

Александр Токарев — автор серий «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Человек-Zoo», «Окно в Замоскворечье», «Игрушки Бога. Набалдашники и подлокотники» и др. Его творчество — свободная интерпретация музыкальных форм, мифологических сюжетов, поиск метафор и выразительных средств для таких вечных тем, как Детство, Память, Творчество, Любовь, Отечество, Время. Живопись многослойна и многозначна. Это один из немногих художников, занимающихся произведениями крупной формы — полиптихами из пяти, семи и более частей. Они подобны симфоническим произведениям. В них художник создает театр, где он сам себе драматург, режиссер и актёр. В этом Театре Жизни благополучно смешиваются комедия божественная и человеческая, театр эпический и театр абсурда, мифология и реальность.

3. Оценки

Лидия Ивановна Иовлева, Первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи (Москва): «Если говорить о генезисе или происхождении искусства Токарева, я вижу его в театральности и музыкальности. Даже если темы его произведений, казалось бы, никак не связаны с театром, игровой театрализованный момент присутствует. Вся метафоричность его живописи произрастает из этой среды».

Евгения Николаевна Петрова, Заместитель директора по науке Русского музея (Санкт-Петербург): «…У него своеобразный язык. Он ни на кого не похож. Он совершенно ОТДЕЛЬНЫЙ художник. В какой-то степени он определенно связан с традицией, он не "инсталлятор" как теперь это модно. И вместе с тем в его творчестве есть кинематографичность – современный язык, который пришел в изобразительное искусство в ХХ веке, а теперь вообще выходит на первый план. У Токарева это совмещение кино и живописи, и оно дает очень интересный результат. В этом его стилистика и современность».

Харви Питкин, проф. Колумбийского университета: «…Его творчество вырастает не только из внутреннего мира, но, преодолевая всеобщее разочарование и хаос, <…> способно выразить всеобщее человеческое содержание».

Клод Робер,Комиссар-призёр, экс-президент Совета директоров аукционного дома «ДРУО»: «…Токарев создал ту часть современного русского авангарда, которая прославит нашу эпоху, как русский авангард 1920-х годов прославил свое время».

Антон Успенский, куратор проектов Русского музея: «…Александр Токарев — романический герой-художник. Он и живет, как роман пишет: со вкусом, плотно, динамично, заставляя угадывать продолжение; и пишет в романном ключе: объемно, с множеством действующих лиц, с интригами сюжета».

4. Список произведений

Основные живописные серии: «Человек-Оркестр», «Человек-Театр», «Человек-Zoo», «Игрушки Бога. Набалдашники и подлокотники», «Окно в Замоскворечье». Полиптихи (живопись многочастной формы): Притчи, Венок сонетов, Городские романсы, Театр, Ипостаси, Мифологии, Сумасшедшие головы, Глупая жизнь, Идиоты.

5. Библиография

Токарев А. В. Летатель. — «Искусство», — 1989, № 5, с. 1

Catalogue of The 9th Fine Arts Exhibition. Emirates Fine Arts Society. Culture & Informational Department — Sharjah, 1989—1990. На англ. яз.

Лазарев М. П. Человек-Оркестр. Тема и вариации. Александр Токарев. Живопись/Скульптура. Каталог к персональной выставке в Центральном доме художника, Союз художников СССР, Союз композиторов СССР. — М., Советский художник, 1990

Брагинская Ж. Человек-оркестр. Монолог художника. — «Музыкальное обозрение», 1992, январь, № 2 (64), с. 8

Tokarev, Alexandre. Буклет выставки в LE PECQ, Париж. Salle des Expositions, 1992. На фр. яз.

Судзуки Н. Александр Токарев. Человек-Оркестр. — Журнал «Number», — 1993, № 9. На япон. яз.

Кабаков А. Александр Токарев, г. Москва. — «Юность», — 1993, № 4, с. 1-3.

Костина О. Александр Токарев. Монолог на заданную тему. — «Творчество», — 1994, № 1-4, с. 41-42.

Tokarev, Alexandre. L’Homme-Orchestre. Буклет выставки в Centre d’Art Contemporain Atria, Париж,1997. На фр. яз.

Кузнецов А. Дмитрий Шостакович. Леди Макбет Мценского уезда. (Возрождение шедевра). — «Новый мир», — 1998, № 1 (873), с. 228

Токарев А. В. Одиночество детства. Живопись. Буклет к выставке в Центральном доме художника. — М., 2001.

Александр Токарев. Живопись. Тет-а-тет. Россия-Чехия. Москва-Прага. Каталог выставки в МГВЗ «Новый Манеж». — М., Фонд ФОРТ, 2004.

Токарев и Буковски. — «Креатив&Creativity», — 2004, 3-24 окт.

Соловьев С. Водка и пиво в одном стакане. — «Новые известия», 2004, 5 окт.

Тет-а-тет. Россия-Чехия. Москва-Прага. — «Ваш Досуг», — 2004, 6 окт.

Хмелевский Ф. Сумасшедшие головы в Новом Манеже. — «Литературная Россия», 2004, 15 окт., № 42

Импровизация в четыре руки. — «Cigar Clan», — 2004, № 6 (18), с. 190.

Торчинский О. Импровизация в четыре руки. — «Дипломат», — 2004, № 12 (128), с. 56

Гриншпун Л. Живописцы Москвы. Изд. 1. М., Московский союз художников, 2004, с. 120

Изобразительное искусство России. М., Национальная палата искусств, 2005. Т. 1, вып. 1, с. 181

Токарев А. В. Поцелуй. — «Эрмитаж», — 2007, № 8, с. 72

Александр Токарев. Человек-Оркестр. Альбом-монография — Palace Editions, 2008.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Токарев,_Александр_Вячеславович



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.