Реферат по предмету "История"


ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ с рисунками

ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ — великий князь «всея Руси» с 1533 г первый русский царь с 1547 г. 1530-1584 гг. ЗЕМСКИЙ СОБОР ОПРИЧНИКИ ТРЕТИЙ РИМ Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе людей, которые умнее тебя. Когда умер Василий III, его сыну Иоанну испол¬нилось всего три года. Власть перешла к Елене Глин¬ской и ее любимцу — боярину

Телепневу-Овчине-Оболенскому. Дядя Елены, Михаил Глинский, пытался вмешиваться в управле¬ние государством, и племянни¬ца, спасшая его от тюрьмы, от¬правила его туда снова, где он и умер. Не у дел оказались и все остальные московские бояре. Они отравили Елену, а после ее смерти бросили в темницу Телепнева-Овчину-Оболенского и умо¬рили голодом. Власть перешла к трем самым знатным боярским родам

— Шуйским, Бельским и Глинским. Малолетний Иоанн вытерпел много зла от своевольных бояр. Особенно злоупотребляли своим положением Шуйские. Один из них оскорбил митрополита Макария, известного своей ученос¬тью и обучавшего царя Священ¬ному Писанию. Другой чуть не убил на глазах у Иоанна его лю¬бимца — боярина Воронцова. Иоанн рос подозрительным и же¬стоким.

От природы умный и вспыльчивый, он научился скры¬вать свои намерения и никому не доверять. Он понимал, что бояре могущественнее его, но Иоанн был великим князем и знал свою силу. В пятнадцать лет он нео¬жиданно для всех приказал сво¬им псарям казнить тогдашнего правителя — Андрея Шуйского. Псари на месте растерзали боя¬рина, на которого указал вели¬кий князь. Бояре с тех пор стали бояться Иоанна, но власть по-прежнему оставалась в их руках.

Чтобы ослабить боярство, Иоанн потребовал царского вен¬чания по древнему, цареградскому, чиноположению. В Ус¬пенском соборе устроили царс¬кое место, на голову Иоанна возложили шапку Мономаха, Государственная печать Иоанна Грозного золо¬тые наплечники — бармы — и золотую царскую цепь. По ви¬зантийскому обряду совершили миропомазание, которое означа¬ло, что царь получает власть от

Бога, и если бояре попытаются ее отнять, они совершат тем самым страшный грех. Так Иоанн IV Васильевич, позже названный Грозным, стал первым русским царем. Эпоха великих княжений сменилась эпохой царствований. За годы владычества бояр го¬сударственная казна была разво¬рована, люди возненавидели и бояр, и боярских родственников, управлявших городами и села¬ми, судивших и правых и вино¬ватых безо всяких законов

Однажды в Москве случился страшный пожар. Сгорел почти весь город. Обозленный народ бросился громить дома бояр, не¬скольких из них убили прямо в Успенском соборе. Царь укрыл¬ся в своем дворце на Воробьевых горах. К нему пришел священ¬ник Сельвестр и стал уговари¬вать его обратиться к народу, ос¬вободить людей от боярской вла¬сти. Иоанн приказал созвать Ве¬ликий земский собор — это зна¬чит собрать представителей

от всей земли, с каждого села, со всех городов. Царь вышел к со¬бравшимся на Красную пло¬щадь, обвинил бояр в разорении государства и попросил помощи народа. Вступление Иоанна IV на престол — Нельзя исправить минув¬шего зла, могу только спасти вас от будущих притеснений и гра¬бительства,— сказал он. Народ поддержал царя. Иоанн тут же назначил своего приближенного Адашева прини¬мать жалобы на бояр.

Иоанн составил и новый Су¬дебник, чтобы судили не по бояр- ской воле, а по закону. Он отме¬нил и назначение ставленников бояр на управление областями и городами. Управителей стали избирать всей землей — поэтому их и называли земскими. В царских палатах состоялся еще один собор — Стоглавый, на¬званный так потому, что его ре¬шения записали в книге, состоявшей Иоанн IV посылает суда с осадными орудиями на

Казань из ста глав. На этом собо¬ре царь и священники определи¬ли, какие законы и обычаи дол¬жны соблюдать все русские люди. Иоанн IV Васильевич Гроз¬ный навел в стране порядок. Это укрепило государство и дало воз¬можность покончить с врагами на востоке страны. Войско во главе с царем осадило Казань — последний оплот татар. В подкоп заложили несколько бочек поро¬ха и взорвали крепостную стену.

Особенно отличился при взятии Казани молодой воевода князь Курбский. В память победы на Красной площади построили Покровский собор, названный потом по имени жившего при нем юродивого храмом Василия Блаженного. Чуть позже пало и Астраханское ханство, русские овладели всей Волгой от истока до устья. В те времена в низовьях

Днеп¬ра и Дона собирались крестьяне, бежавшие из разных мест за раз¬ные провинности или от тяже¬лой работы, удальцы, а то и про¬сто разбойники. Под предводи¬тельством своих атаманов они защищали русские и украинские земли, нападали на крымских татар, которые все чаще совер¬шали набеги на русские города и села. Так появилось казачество, лихое воинство, всегда готовое к дерзким нападениям, грабежу и сражениям за православную ве¬ру. Отряд донских казаков Тимо¬фея

Ермака пробрался через Уральские горы и оказался в Си¬бири. Казаки разгромили сибир¬ского хана Кучума и захватили его столицу. Подвластные Кучуму князьки тоже подчинились им, и Ермак сообщил Иоанну Грозному о покорении Сибири. Когда-то Русь имела свобод¬ный выход к Балтийскому морю, но постепенно шведы и орден ли¬вонских рыцарей захватили

все морское побережье. В их ру¬ках оказался старинный русский порт город Юрьев, будущий Дерпт, нынешний Тарту. Через Великое княжество Литовское и Польшу в Москву не пропускали купцов, особенно с военными то¬варами. Иоанн Грозный решил отвоевать старые русские при¬балтийские города. Война нача¬лась с ливонскими рыцарями, но магистр ордена, видя свою сла¬бость, передал свои владения

Ве¬ликому княжеству Литовскому, и воевать пришлось с ним. Сна¬чала успех был на стороне рус¬ских. Войска взяли Дерпт и Полоцк. ИоаннIV Речь Посполитую. В это время умер польский король, нового должен был избрать общий сейм.

На престол Речи Посполитой претендовали и связанные с польским королев¬ским домом шведские и австрий¬ские принцы, и даже брат фран¬цузского короля, и сам Иоанн Грозный — его поддерживала православная шляхта. Но на тро¬не в конце концов оказался Сте¬фан Баторий, воевода Семиградского княжества, подчинявше¬гося турецкому султану. Баторий продолжил войну с Моско-вией. Его войска отбили

Полоцк и осадили Псков. Крымский хан, подвластный Турции, начал на¬падать на Московское государ¬ство с юга, Грозному пришлось воевать на два фронта. Вместе с этими неудачами на¬чался и внутренний разлад. Иоанн тяжело заболел — или, как говорит легенда, прикинул¬ся больным, чтобы испытать бояр. Почти все бояре отказались присягать сыну Грозного и хоте¬ли поставить на царство брата

Иоанна. Царь выздоровел. Жена его, Анастасия, которая умела сдер¬живать его гнев, к тому времени уже умерла. Иоанн начал ссы¬лать и казнить всех, кто не при¬сягал его сыну. Он отстранил от власти и своих давних любимцев Сельвестра и Адашева. Многие бояре, боясь расправы, бежали. Перешел на сторону Речи Посполитой и герой взятия Казани князь Курбский.

Он писал Гроз¬ному письма, обвиняя его в жес¬токости. Царь отвечал, прокли¬ная боярскую измену. Ливонская война зашла в ту¬пик. Поляки не смогли взять Псков, у русских хватило сил защищаться, но наступать сил уже не было. Папа Римский, поддерживавший Польшу и ни¬когда не оставлявший замыслов навязать Руси католическую веру, прислал своего посла Поссевина.

С его помощью и заклю¬чили перемирие. Поссевин начал спорить с царем о вере, но Гроз¬ный хорошо знал священные тексты, и Поссевину не удалось переубедить его. Иоанн продолжал борьбу с боярами. Он уехал из Москвы в Александровскую слободу, объя¬вил, что не хочет царствовать в государстве, где бояре мешают царю. На трон вместо себя он по¬садил татарского царевича

Семе¬на Бекбулатовича. А народу на¬писал особую грамоту, в которой объяснял, что на народ он гнева не держит. Посланные к царю умоляли его вернуться, не бросать страну. Иоанн согласился, но заявил, что будет править опричь бояр, то есть без бояр. Он набрал себе молодых дворян — опричников. Командовал ими Малюта Скура¬тов. Опричники ездили на лоша¬дях, у каждого при седле висела голова собаки и метла.

Это зна¬чило, что они будут уничтожать бояр как собак и выметать их метлой. Вооружение русского всадника Портрет опричника Собор Василия Блаженного Начались разбои и каз¬ни, грабежи и убийства. Многие считали, что царь сошел с ума. Он вместо звонаря звонил на ко¬локольне, молился, днями не поднимаясь с колен, сочинял ду¬ховные песнопения, сам пел в церковном хоре, а ночами пиро¬вал и вместе с

Малютой рубил головы непокорных. Имя кровавого помощника царя Малюты Скуратова стало нарицательным. Так называют палача-душегуба или жестокого правителя, не останавливающе¬гося ни перед какими злодеяни¬ями и казнями. Последние годы жизни Иоанн полностью оправдывал свое про¬звище Грозного. Как-то он посе¬тил одного своего старого знако¬мого, монаха

Топоркова, и по¬просил совета, как лучше управ¬лять государством. Топорков от¬ветил: — Если хочешь быть само¬держцем, не держи при себе лю¬дей, которые умнее тебя. Другой монах — Филофей на¬писал ученый трактат, и в этом трактате объявил Москву треть¬им Римом — после древнего Рима и Царьграда — Константи¬нополя. Он же доказывал, что царь не должен отвечать ни пе¬ред кем, кроме

Бога. С тех пор Грозный стал пра¬вить еще жестче и круче. Однаж¬ды в припадке гнева он ударил своего сына, возразившего ему, и, как пишет историк, печально удачным ударом жезла в висок положил сына на месте. Смерть сына потрясла Иоанна, но он уже не мог остановиться, и казни продолжались. Легенда расска¬зывает о бесстрашном юродивом, который в пост поднес царю ку¬сок мяса.

Царь сказал, что в пост мяса не ест. — А кровь христианскую пьешь? — спросил юродивый. И хотя он назвал царя крово¬пийцей, Иоанн не тронул его. На Руси издревле уважали калек-юродивых, живших при церквах и не боявшихся говорить правду. За несколько лет до смерти Грозного крымские татары напа¬ли на Москву. Государство, разо¬ренное опричниками, уже не могло защищаться.

Татары раз¬грабили и сожгли столицу. Но даже воеводу, отбившего потом татар, Иоанн казнил по ложному доносу. В царствование Иоанна IV свершилось немало великого. В Московское государство вошли три ханства — Казанское, Астра¬ханское и Сибирское. Первопе¬чатник Иван Федоров издал в Москве первую на Руси книгу. Митрополит

Макарий составил « Жития святых ». В памяти на¬рода остались и Судебник и пер¬вый земский собор, духовная му¬зыка, сочиненная царем. Но ис¬тория сохранила память и о страшных казнях, и о разбоях опричников. И только смерть царя, измучившего и себя и на¬род, принесла всем облегчение. Реферат на тему: ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Renaissance Man Essay Research Paper Renaissance ManThe
Реферат А. Дистервег
Реферат Isdn Vs Cable Essay Research Paper ISDN
Реферат Основные технологические процессы на разрезе "Томусинский"
Реферат Основные направления западной современной социологии
Реферат Treatment Of Women Around The World Essay
Реферат Темперамент у дошкольников
Реферат Аспекты безвредности пищевых продуктов
Реферат Задачи и права налоговой службы, ответственность за нарушение налогового законодательства
Реферат Оптические цифровые телекоммуникационные системы
Реферат Роль ярмарок и выставок в системе маркетинговых коммуникаций
Реферат Принципы психодиагностики группового субъекта
Реферат Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО "Интеркино-Челябинск"
Реферат Речь повествователя как основное средство его характеристики в романе Т.Н. Толстой "Кысь"
Реферат Б.Н.Ельцин как публицист