Реферат по предмету "История"


Иосафат Кунцевич



План
Введение
1 Виленский период

2 Полоцкий период

3 Гибель

4 Канонизация

Список литературы

Иосафат (Кунцевич)


Введение


Архиепископ Иосафа́т Кунце́вич (польск. Jozafat Kuncewicz,
укр. Йосафа́т Кунце́вич,белор. Язафат Кунцэвіч 1580 — 12 ноября 1623) — униатский епископ украинского происхождения; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти).


В католической церкви прославлен как мученик и святой.


1. Виленский период


Родился в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных, в крещении был назван Иоанном. Его отцом был небогатый купец Гавриил, матерью — Марина[1]. По другим сведениям, отец будущего святого был простым сапожником [2]. Ещё в отроческом возрасте, вскоре после Брестской унии 1596 года переехал вместе с родителями в Вильно.


Около 1604 года он был пострижен в монашество (Братство святого Василия Великого) с именем Иосафат. Уже тогда он пишет сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви под началом папы римского, постоянно проповедует и обращает в Унию значительное количество людей, за что даже был прозван православными «душехват»
.


В 1609 году был посвящен в священники католическим епископом, а в 1614 году Иосафат стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы. В том же году митрополит Иосиф Руцкий взял Кунцевича с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. В Печерском монастыре, видя отказ монахов переходить в униатство, стал настаивать на преимуществах унии и произносил речи, сильно возмутившие иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили, однако после богословского диспута враждебность улеглась.


2. Полоцкий период


В 1617 году назначен викарным епископом Полоцкого архиепископа (в Витебске), а с конца 1618 года — самостоятельным Полоцким архиепископом.


Первыми шагами Кунцевича на новом поприще стало возрождение церковной жизни: восстановление храмов (в том числе Полоцкого Софийского собора[3]), учреждение церковно-приходских школ, «чистка» клира. Одновременно он обозначил себя страстным сторонником единства Западной и Восточной церквей. Вместе с тем активность Кунцевича вызвала неоднозначную реакцию. В октябре 1618 года при попытке посещения Могилёва, власти города закрыли перед ним ворота и пригрозили расправой. Кунцевич пожаловался польскому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом, руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви[4].


В марте 1620 года на обратном пути из Москвы в польский Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан, который активно проводил протурецкую политику[5]. Он посвятил новых епископов взамен существовавших, чем обострил противоречия в среде польских христиан. В частности в обход Кунцевича епископом Полоцка был поставлен Мелетий Смотрицкий, действия которого были расценены в Польше как подстрекательство к мятежу и церковному расколу в угоду Турции. В частности польский король Сигизмунд писал:


Однако пропаганда Мелетия Смотрицкого принесла свои плоды. В адрес Кунцевича посыпались обвинения в преследовании православных, на что он вынужден был ответить письмом, адресованным Льву Сапеге:


В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал:




Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своем восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Белоруссии Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева.


Граждане Полоцкие и Витебские, которые не могут иметь в городе по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принужденные по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя… Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же белорусском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы еще более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль…



Стоит отметить, что сами сторонники католицизма и унии приводимые в выступлении сведения расценивают как преувеличение, граничащее с клеветой[8].


Несмотря на это Кунцевич продолжил действовать по-прежнему и после сейма 1623 года приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Активисты-униаты с ведома Кунцевича нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии.


3. Гибель


Проповедническая деятельность Кунцевича вызвала ненависть к нему горожан, подстрекаемых памфлетами Смотрицкого. Поводом для расправы 12 ноября 1623 года стал приказ Кунцевича арестовать православного священника Илью, который вопреки запретам продолжал совершать богослужения в шалаше за городом. Для горожан это было последней каплей — они ударили в набат, разъяренная толпа ринулась в покои Иосафата Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело архиепископа поволокли через весь город и сбросили в Двину. После гибели Кунцевича, его оппонент Мелетий Смотрицкий перешёл в унию.


К моменту прибытия в город следственной комиссии, большая часть участников расправы бежала из города. К суду было привлечено лишь 19 человек, которые были казнены. Имения всех виновных были конфискованы. Город был лишен Магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола, в которые били в набат, поднимая народ против епископа; жители Витебска обязаны были на свой счёт великолепно отстроить соборную церковь, при которой убит был Кунцевич.


Мощи св. И. Кунцевича были захоронены в базилике св. Петра в Риме.


4. Канонизация


В 1641 папа Урбан VIII подписал беатификационный декрет, провозглашавший Иосафата блаженным, а папа римский Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для России и Польши. По одной из версий, это было сделано с единственной целью «досадить» России, так как только что было подавлено польское восстание 1863 года, активно поддерживаемое католиками. Папа римский Иоанн Павел II назвал Кунцевича «апостолом единения».


Список литературы:


1. Житие священномученика Иосафата — епископа Полоцкого


2. http://www.vitebsk.orthodoxy.ru/publicat/031010-3-publicat.shtml


3. Собор Святой Софии, Премудрости Божией в Полоцке


4. Могилёв


5. Первоначальная история Брестской унии (1596—1773 гг.)


6. УБИЙСТВО ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА


7. Письмо Иосафата Кунцевича канцлеру Сапеге


8. Правда об унии. «Крестовые походы 20-го века»


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иосафат_(Кунцевич)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.