Реферат по предмету "История"


Екатерина II Тартюф в юбке или Северная семирамида

Тема: «Екатерина
II
: «Тартюф в юбке и короне» или «Северная Семирамида»?





ВВЕДЕНИЕ


Екатерина II вошла в историю под именем Екатерина Великая. Её царствование стало новой эпохой в истории России. Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (1762-1796). Оно наполнено многими значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.


Целью моего реферата является более подробное рассмотрение биографии и политической деятельности Екатерины II. Историческая литература о ней весьма обширна и разнообразна. В своей работе я использовала труды таких известных историков, как КлючевскийВ.О., Башилов Б., Брикнер А.Г., а также учебники и книги по истории России. В последнее время материалы, долгое время замалчивающиеся советской исторической наукой, сделались доступнее, начали появляться сборники, наполненные документальными сведениями, проливающими свет на Екатерининскую эпоху. Властолюбивая и деспотичная развратница - вот так, к сожалению, долгое время была представлена нам эта русская императрица. Но в то же время Екатерина II – просветительница и законодательница, блестящий политик и дипломат, да и просто очаровательная женщина. Императрицу окружали множество удивительных талантливых людей, которые беззаветно служили ей.


Однако, несмотря на то, что Екатерина была умнейшая женщина, поразительно трудолюбивая правительница и блестящий политик, она была «вынуждена притворяться и лицемерить: просвещенная государыня – и первая помещица, корреспондент Вольтера – и неограниченная властительница, сторонник гуманности – и восстановитель смертной казни…»[5c.155]. В.О. Ключевский отметил, что «в каком бы обществе она ни вращалась, что бы ни делала, она всегда чувствовала себя как будто на сцене, поэтому слишком много делала напоказ. В ней было больше славолюбия, чем любви к людям, а в ее деятельности больше блеска, эффекта, чем величия, творчества. Ее саму будут помнить дольше, чем ее деяния» [8].


Так как же можно охарактеризовать Екатерину? «Северная Семирамида», как назвал ее Вольтер, восхищаясь ее способностями, или «тартюф в юбке и короне», по определению Пушкина – властолюбивая, жестокая и лицемерная? Я попытаюсь дать оценку ее личности с разных позиций.


Царствование Екатерины II - одно из замечательнейших в русской истории; и темные и светлые стороны его имели громадное влияние на последующие события, особенно на интеллектуальное и культурное развитие страны. Она заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя. О положении России в тогдашнем совете Европы Александр Андреевич Безбородко, слегка утрируя, заметил уже после смерти царицы: «При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не могла». [2,c.3]




1. ЛИЧНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ
II


Ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II -просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая "крестьянские души", для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете любовников. Для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований.


Принцесса Софья-Фредерика Августа Ангальт-Цербстская родилась 21 апреля 1729 года, в Германии, получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. В 1744 году она с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), за которого в 1945 году вышла замуж. Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. «В записках своей жизни до вступления на престол она сама изображает свой образ действий и поставленные себе цели: она старалась снискать расположение всех вообще, больших и малых, поставив себе за правило думать, что нуждается во всех, не держалась никакой партии, ни во что не вмешивалась, всегда показывала веселый вид, была предупредительна и вежлива со всеми, никому не отдавая предпочтения, оказывала великую почтительность матушке, которой не любила, беспредельную покорность императрице, над которой смеялась, отличную внимательность мужу, которого презирала, — одним словом, всеми средствами старалась приобрести расположение публики, к которой одинаково причисляла и матушку, и императрицу, и мужа».[7] Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. После брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.


Однако ее личная жизнь складывалась неудачно. В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. 5 января1762 года, после смерти императрицы Елизаветы Петровны, на престол вступил Пётр III. Он вёл неразумную внешнюю и внутреннею политику, что привело к росту недовольства в русском обществе и, особенно, в гвардии. 9 июля1762 года в результате государственного переворота, Екатерина была провозглашена императрицей. Коронация состоялась 13 сентября в Москве.


Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и сразу после переворота приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с другой, укрепляли ее личную власть. Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на "крещеную собственность" и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что "казанская помещица" победила в ней "философа в юбке". Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны.


Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестанские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.


Всю свою жизнь Екатерина искала мужчину, который был бы ее достоин, разделял бы ее увлечения, взгляды и т. д. Но найти такого человека ей, по-видимому, так и не удалось. Личная интимная жизнь Екатерины была бурной и полной впечатлений; обладая темпераментом страстным и вынеся много горя в супружестве, Екатерина имела немало сердечных увлечений. Внешне она была привлекательна и величественна. Однако, всевозможные слухи об оргиях при дворе, склонности Екатерины к нимфомании и т. п. — не более чем беспочвенный миф.


Общая любовь и это ласковое прозвание «матушка-императрица» и имя Великой достались Екатерине недаром. С первых лет царствования государыня проявила необычайно живое внимание к государственным делам, искреннее желание жить и работать исключительно на пользу своей новой Родины. Она не только умела окружить себя умными и способными русскими людьми, но и сама не пропускала дня без усиленных государственных трудов. Раннее утро уже заставало ее за рабочим столом. Быстро и здраво разбираясь своим ясным и широким умом в самых сложных и трудных делах, императрица поистине была душою всего управления. Екатерина II была прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. Не считая достаточным для себя изучение России по одним только книгам, Екатерина не раз совершала по России продолжительные путешествия, чтобы ближе ознакомиться с жизнью управляемого ею народа. Все это давало возможность государыне сделать весьма много в деле законодательства и управления.


Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. А.С. Пушкин дал совсем нелестную оценку личности Екатерины: "Возведенная на престол заговором нескольких мятежников, она обогатила их на счет народа и унизила беспокойное наше дворянство. Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства". [1]


А.Г. Брикнер [3] отмечает, что Екатерина была трудолюбива, щедра, сострадательна, великодушна, милосердна, снисходительна. Она обладала чувством юмора. Несмотря на живой темперамент, на некоторую склонность к увлечению, вполне владела собою и в обращении с людьми руководствовалась правилами человеколюбия. В минуту опасности она умела поднимать дух в людях, её окружавших, вселяя в них твердость и мужество. Несмотря на все её достоинства, не было недостатка и в других чертах, свидетельствующих о некотором упрямстве, расточительности, своенравии и высокомерии императрицы. Она постоянно нуждалась в похвале.


Таким образом, в описании личности Екатерины можно увидеть неоднозначную оценку. Екатерина, без сомнения, была личностью незаурядной. Для того чтобы дать общую оценку ее правления, я рассмотрю подробнее ее деятельность.




2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.


«Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, говорят о победоносных войнах с Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в международных отношениях Европы. С другой стороны, внешняя политика была поприщем, на котором Екатерина всего удобнее могла завоевать народное расположение: поляк и татарин были для тогдашней Руси самые популярные недруги. Наконец, здесь не нужно было ни придумывать программы, ни искать возбуждений: задачи были готовы, прямо поставлены вековыми указаниями истории и настойчивее других требовали разрешения. Потому наибольшее внимание императрицы было обращено в эту сторону» [7].
Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную, и в определенной мере агрессивную политику.


Вступая на престол, Екатерина застала конец семилетней войне в Европе (1756-1763). Одержав ряд побед, русские войска заняли Восточную Пруссию, разгромили прусского короля Фридриха II и в 1760 году заняли Берлин. От катастрофы Пруссию спас Петр III, заключивший с ней мир и вернувший все завоеванные Россией территории. Екатерина II аннулировала заключенный Петром III союз с Пруссией. Победа русских над прусской армией, считавшийся лучшей в Европе, укрепила престиж России.


Перед российским внешнеполитическим ведомством стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. Ко времени Екатерины задачи России состояли в том, чтобы взять у Турции Крым и северные берега Черного моря, иначе говоря, достигнуть на юге естественных географических границ империи. По отношению к Польше задачи России состояли в том, чтобы освободить православно-русское население Польши от католическо-польского владычества, т.е. взять у Польши старорусские земли и достигнуть с этой стороны этнографических границ русской народности. [11]


Я не стану останавливаться на внешних подробностях военных и политических событий времени Екатерины. В первое время царствования Екатерина, слишком озабоченная упрочением своего шаткого положения, совсем не желала каких-либо осложнений в Европе и разделяла общую жажду покоя. Она хотела мира и избегала обязательств, чтобы развязать себе руки. Екатерине потребовалось немало труда, чтобы от всех отделаться и никого не обидеть. "Со всеми государями Европы я веду себя, как искусная кокетка", - говорила сама о себе Екатерина. В сущности, ей не удалось достигнуть своей цели. Положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции. Это были главнейшие внешние события первой половины царствования Екатерины. Обе войны затянулись, но окончились успешно для России. Вторая война с Турцией, победоносная и страшно дорого стоившая людьми и деньгами, кончилась удержанием Крыма и завоеванием Очакова со степью до Днестра. За Россией укреплялся северный берег Черного моря.


Значительной проблемой внешней политики России конца XVIII в. были ее отношения с революционной Францией. Екатерина не решалась принять участие в прямой вооруженной интервенции против революционной Франции по причине незавершенности своих дел относительно Турции и Польши. Так что её вклад в борьбу с революционной Францией свелся к тому, что Екатерина дала приют в России бежавшим из Франции аристократам.


Таким образом, оба вопроса внешней политики, стоявшие перед Россией, были решены, хотя с колебаниями, лишними жертвами и отклонениями от прямого пути. Во внешней политике Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого. В начале царствования Екатерина ставила себе целью жить в дружбе со всеми державами, чтобы иметь возможность всегда становиться на сторону наиболее угнетенного. Однако, по мнению Ключевского В.О. «В ближайшей сфере своих внешних отношений, в Курляндии, Польше, Швеции, она являлась не мировой посредницей, а задорной стороной, заводила свои партии, интриговала, подкупала, создавала себе врагов и, наконец, так запутала свою международную политику, что сама сравнивала ее с вязким местом: едва вытащишь одну лапу из грязи, как завязнет другая. Вместо дружбы со всеми державами она в 34 года своего правления перессорила Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований, вела в Европе шесть войн и перед смертью готовилась к седьмой - с революционной Францией». [7] Несмотря на своеобразный характер тактики Екатерины, были решены удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали современников. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и завершить то, к чему стремились веками московские государи. Она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Платонов С.Ф. так оценил внешнюю политику Екатерины: «При постоянном воздействии западных держав, при очень сложных политических затруднениях дипломатия Екатерины не всегда могла достигнуть того, к чему стремилась, не всегда ясно сознавала, к чему ей следует стремиться, - словом, терпела неудачи и делала ошибки, но завершила успешным концом вековые стремления нашего племени и, оканчивая решение старых задач, спешила ставить новые, вроде "аккорда" и греческого проекта, не всегда вытекавшие из реальных потребностей времени и народа, но иногда близкие народному делу». [11]




3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА


Успехи во внешней политике способствовали и развитию внутренних дел. Екатерина II, заняв престол в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего класса представляли проявления постоянно растущего протеста крестьян. Законов было неисчислимое множество, их то и дело изменяли, но суды совсем не заботились об их соблюдении. Все судебные учреждения вышли из своих границ; одни прекратили свою деятельность; другие были подавлены. «Петр I оставил Россию «недостроенной храминой» в виде большого сруба без кровли, без окон и дверей, а только с отверстиями для них. После него при господстве его сотрудников, потом наезжих иноземцев и затем доморощенных елизаветинских дельцов ровно ничего не было сделано для отстройки здания, а только испорчен заготовленный материал в виде учреждений, регламентов, уставов и т. п.» [7]


Внутреннюю политику екатерининского правительства можно разделить на два этапа: до крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева 1773-1774 гг. и после нее.


Для первого периода характерна политика, которую называют просвещенным абсолютизмом. Екатерина хотела претворить в жизнь идеал "философа на троне", весьма распространенный во второй половине XVIII века. В своей деятельности она решила опереться на отдельные положения идеологов Просвещения – известного философского течения XVIII в., ставшего идейной основой Великой французской буржуазной революции. Естественно, Екатерина II ставила целью использовать только те идеи, которые могли способствовать укреплению крепостничества и феодальных порядков в стране. С самого начала своего царствования Екатерина принялась за разработку проекта нового государственного устройства.


В первые годы своего царствования, в 1763 году Екатерина осуществила реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился своей главной функции — законодательной инициативы, право законодательной инициативы фактически пере­шло к императрице. В 1764 году ею была проведена секуляризация, т.е. обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую. Благодаря этому значительно пополнилась государственная казна, и облегчилось положение миллиона крестьян. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).


В 1767 г. была созвана комиссия для пересмотра российских законов, получившая наименование Уложенной. Комиссия была составлена из депутатов от разных сословно-социальных групп — дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков. Все депутаты приехали в комиссию с наказами от своих выборщиков, которые позволяют судить о проблемах, нуждах и требованиях населения на местах. Перед началом работы комиссии Екатерина обратилась к ней с красноречивым посланием, «Наказом», в котором были использованы идеи Французских просветителей о государстве, законах, обязанностях гражданина, о равенстве граждан перед законом и презумпции невиновности. Чтение «Наказа» депутаты слушали с изумлением и восхищением. Созывая представителей различных социальных групп для упорядочения российского законодательства, императрица надеялась найти в соответствующих общественных слоях силу, способную помочь ей реализовать идеи «Наказа» и, конечно, создать о себе и в стране, и в Европе впечатление как о просвещенной государыне, готовой в максимальной мере считаться с интересами подданных. В декабре 1768 года в связи с начавшейся русско-турецкой войной общее собрание комиссии прекратило работу, так и не создав нового уложения.


В отечественной историографии существует направление, сводящее политику "просвещенного абсолютизма" к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной. После грандиозной крестьянской войны правительство проводит целый ряд мер с целью укрепить государственный аппарат и еще больше сделать дворянство самым привилегированным сословием в государстве.


В 1775 г. была проведена областная реформа, после которой страна была разделена на 50 губерний, во главе с губернаторами. Губернатор имел помощника - вице-губернатора и особый штат - губернское правление. Губернии делились на уезды. В помощь губернаторам создавались казённые и судебные палаты, а также приказ общественного призрения, который заведовал школами, медицинскими и благотворительными учреждениями (больницами, богадельнями, сиротскими домами и пр.), куда помимо чиновников входили выборные заседатели.


Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Жалованная грамота городам», которые стали венцом формирования дворянского сословия, самодержавно-дворянской империи и соответствующей ей системы управления. Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права.Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления.


Экономические преобразования Екатерины II имели целью способствовать развитию отечественной промышленности и торговли. При ней была продолжена реформа образования. В основу всей системы образования были положены идеи французских просветителей. Эпоха Екатерины II ознаменовалась всплеском научных открытий, ярких литературных талантов. Перемены исключительного значения произошли в сфере духовной жизни – распространение веротерпимости. И как зримое свидетельство прогресса – градостроительство, возведение восхищающих до сих пор дворцовых и храмовых ансамблей.


Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в сохранении и укреплении абсолютной монархии и крепостничества в России, для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной. Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством. Внутренняя политика Екатерины по своим задачам не была проще внешней. В последней надо было показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; в первой предстояло проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить враждующие общественные интересы.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хочу поделиться своим впечатлением от изученного. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от ее личных ошибок и слабостей. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия темных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов ее внешней политики. «Тридцать четыре года ее правления отмечены ростом народонаселения – почти вдвое, а государственных доходов – вчетверо; завоеванием и освоением южнороссийских земель, закреплением права свободного судоходства по черному морю и проливам Босфор и Дарнанеллы, что обеспечивало выход на мировые рынки товаров обширного южного региона; реформами в администрации, судебной системе, покровительством купцам и промышленникам» [3,c.3].


У историков существуют определенные разногласия по поводу побудительных мотивов деятельности Екатерины II. Одни полагают, что в течение своего царствования императрица пыталась реализовать продуманную программу реформ, что она была реформатором либерального толка, мечтавшим взрастить на русской почве идеи просвещения. По другому мнению, Екатерина решала возникавшие перед ней задачи в духе русской традиции, но под покровом новых европейских идей. Часть историков считают, что в действительности политику Екатерины определяли ее вельможи и фавориты. С одной стороны Екатерину считали как бы образцом лжи, обмана, искусства притворяться, с другой признавали её благородство и идеализм её трудов при управлении Россией. А.С. Пушкин, например, писал о Екатерине: «В России было только три самобытных деятеля Просвещения: Петр I, Ломоносов и Екатерина», или «Она дает толчок своему веку». Но почему-то и по сей день эти глубокие размышления поэта приводятся реже, нежели хлесткое «тартюф в юбке и короне».


Мое отношение к личности и деятельности Екатерины положительное.Безусловно, в ее персоне и царствовании было достаточно негатива, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Необычайно богато одаренная природой, в силу целого ряда благоприятных обстоятельств обладая высоким положением, Екатерина оказалась способной выполнить возложенную на неё судьбой задачу. Ей в этом помогала чрезвычайная сила воли. Она умела пользоваться выгодами своего положения, жизнью вообще, неутомимой работой в особенности. Для меня Екатерина - личность, отличавшейся не только громадными умственными способностями, но и благоприятными качествами души, несмотря на все её недостатки.




ЛИТЕРАТУРА


1. Башилов Б. История русского масонства. Том 3//www.rus-sky.com


2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М.: Панорама, 1991.


3. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. М.: СВАРОГ и К, 1998.


4. Век Екатерины II. Дела балканские. М.: Наука, 2000.


5. Деревянко. А.П., Шабельникова Н.А. История России. М.: Проспект, 2005


6. История современной России. 1682-1861. М: ТЕРРА, 1996.


7. Ключевский В.О. Курс русской истории.//www/kulichki.com


8. Кузнецов И.Н. Отечественная история. М.: Дашков и К, 2004.


9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М.: Норма, 2004.


10. ОболенскийГ.Л. Век Екатерины Великой. Время героев и героических дел. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2001.


11. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.//www.hrono.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.