Реферат по предмету "История"


Социально-экономическое развитие России

МОУ ВПО


ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ


Реферат на тему:


«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ


ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XVIII
ВЕКА»


По дисциплине: «Отечественная история»


Выполнила: студентка 1курса группы ФЗ-6-2


Экономического факультета


Горковенко Т.П.


Проверил: Пахомов А.С.


к.и.н.


г. Ростов-на-Дону – 2009


СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение


2. Экономическое развитие России


2.1. Крестьянское хозяйство


2.2. Промышленность


2.3. Внутренняя и внешняя торговля


3. Развитие культуры, образования и науки


4. Заключение


5. Список литературы



1.
Введение


Наше общество постоянно развивается во всех сферах своей деятельности. Чтобы понять в каком направлении мы движемся, и предполагать, что может ждать нас после тех или иных реформ, законов, научных достижений, и т.п. мы должны знать, что происходило с нашим государством в прошлом, как на его развитие влияли предыдущие формационные процессы, что они приносили народу и государству в целом. Только сравнивая этапы становления государства и его развития в разных областях деятельности, мы можем понять, как далеко мы продвинулись в своем развитии, чего мы достигли, где совершили ошибки и в какую сторону следует двигаться, чтобы не повторять ошибок прошлого. Для этого и существует такая наука как история.


История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизации во всей ее конкретности и многообразии, познающая закономерности развития человечества в его прошлом и настоящем [2, с.3].


Исследуя тему данного реферата, мне хотелось понять, как влияли принятые в то время решения и указы на развитие крестьянского хозяйства, промышленности, торговли, образования и науки России во второй половине XVIII века, где были ошибки и к чему они приводили в конечном итоге. Какой вклад в социально-экономическое развитие России второй половины XVIII века внесли, управлявшие в то время страной, монархи. Как жилось народу в «Золотом веке».


В реферате на тему «Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века » я постараюсь ответить на поставленные вопросы.


2.Экономическое развитие России


2.1.

Крестьянское хозяйство


Во второй половине XVIII века в стране стали быстро развиваться товарно - денежные отношения, началось ослабление барщинного хозяйства. Деревня втягивалась в рыночные отношения, увеличивалась запашка земли. Многие крестьяне разорялись, становились безлошадными, поэтому их лишали надела и вынуждали весь месяц работать на барина за продукты . Это подрывало барщинную систему, когда крестьяне, имея надел, сами себя кормили. Крепостные нередко уходили на заработки в город (отходники), где трудились как наемные работники, расплачиваясь с помещиком денежным оброком. Деньгами платили и те крестьяне, которые занимались промыслами. В Нечерноземной зоне помещики сами переводили крестьян на денежный оброк.


Богатые крестьяне выкупались на волю, становились купцами, хозяевами мануфактур, использовали наемный труд. В деревне сократилась рабочая сила, а рынок требовал все больше сельхоз товаров. Увеличилась продажа дворовых крестьян для использования на полевых работах. Помещики могли ссылать крепостных по своему усмотрению, крестьяне были вынуждены оплачивать расходы на подавление волнений, подавать жалобы на феодалов не разрешалось. (Екатерина II приняла указы, запрещавшие крестьянам под угрозой кнута и Сибири жаловаться на своих господ (1762г.) и предоставлявшие помещику право ссылать крестьян за «предерзостное состояние» на каторгу (1765г.) [4, с.132]). Сосланные в Сибирь крестьяне становились дешевой рабочей силой для хозяев местных рудников и горных заводов. Крепостное право помещиков-дворян было полным бесправием для огромной массы крепостного крестьянства.


Дворяне заводили свои мануфактуры по переработке сельхозсырья. В деревнях также действовали распыленные мануфактуры, когда заказы распределялись по избам. На селе постепенно внедрялся наемный труд, появились «капиталистые» крестьяне, сокращалось натуральное хозяйство. После отмены указа Петра I о единонаследии дворянские хозяйства стали дробиться, что значительно увеличивало число мелкопоместных дворян. [1, с.68.]


Помещичий гнет непосредственно сказывался на уровне агротехнической культуры крестьянского хозяйства. Практиковавшаяся веками паровая система земледелия с трехпольным севооборотом во второй половине восемнадцатого века уже не удовлетворяла нужды сельского хозяйства. Ее важнейшим изъяном была выпахонность почвы: кратковременный пар, предусмотренный этой системой, не компенсировал в достаточной степени потери плодородия почв. Замена выпаханных земель новорасчитанными во второй половине восемнадцатого века уже упиралась в иссякание резерва неосвоенных площадей. В итоге снижение плодородия превращалось в неразрешимую проблему.[2, с.185]


Помещики любого ранга всеми правдами и неправдами увеличивали доходы с крепостных крестьян. За весь XVIII век повинности крестьян в пользу владельцев выросли в 12 раз, а в пользу государственной казны – только в полтора раза.


Эксплуатация крепостного крестьянства развивалась разными способами. Так в нечерноземной зоне России, в ее центральных и северных губерниях наибольшую устойчивость обнаруживала оброчная система, характеризовавшаяся неуклонным ростом размеров подушного оброка. В 60-е годы XVIII века крестьяне ежегодно платили помещику около 2 рублей с души, в 90-е – уже 7 рублей. Распространение денежного оброка давало крепостным крестьянам больше простора для хозяйственной инициативы.


Для экономической жизни России стало традицией, что именно из крестьян оброчников выходили богатые купцы и владельцы мануфактур , а помещики получали от них большие платежи за право заниматься частной коммерческой деятельностью. Нередко такие крестьяне – богатеи откупались за огромные деньги на волю.


Оброчная система не оказывала столь губительного влияния на крестьянское хозяйство, как отработочная – барщинная, которая распространилась в южных, центрально черноземных, губерниях. Степень эксплуатации помещиками барщинных крестьян примерно в два раза превосходила повинности оброчных крестьян и измерялась в 7-8 рублей с души в 60-годы, и 14-16 рублей в 90-е годы XVIII века.


В некоторых местах к концу столетия барщина достигала 5 дней в неделю. И только остальное время крепостной крестьянин мог тратить на ведение личного хозяйства. Расширение барской вспашки было обусловлено стремлением помещиков к повышению доходов за счет выхода на рынок продуктов сельского хозяйства. Превращение помещичьего хозяйства в крупного товарного производителя вело к утрате связей хозяйств крепостных крестьян с рынком. Где крестьянин мог продать произведенное в его личном хозяйстве. Это был возврат в прошлое, к натуральному обмену.


Помещики черноземной полосы получали немалые доходы от продажи на внутреннем рынке излишков зерна и другой продукции, произведенной руками барщинных крестьян. Их эксплуатация стала меняться в сторону так называемой месячины. Суть ее сводилась к тому, что крестьяне, лишенные помещиком надела, все время трудились на барской пашне, получая от господина месячное пропитание и одежду.


Крепостническая система ведения сельского хозяйства во второй половине XVIII века начала давать серьезные сбои, которые оборачивались для государства большими потерями, порой невосполнимыми. Усиление помещичьего гнета непосредственно сказывалось на уровне агротехнической культуры крестьянского хозяйства. Практиковавшаяся на протяжении многих веков паровая система землевладения с трехпольным севооборотом уже не удовлетворяла нужды сельского хозяйства. Основным изъяном паровой системы была вспаханность почвы. Кратковременный отдых пахотной земли – пар – не компенсировал потери плодородия почв. Замена выпаханных земель новорасчитанными под пашню ограничивалось резервом неосвоенных земельных площадей. В итоге снижение плодородия превращалось в неразрешимую проблему.


Это волновало не только правительство, но и отечественных ученых – агротехников. Сложившаяся к концу XVIII века русская агротехническая наука давала конкретные рекомендации по повышению плодородия пашни – внесение минеральной подкормки растений, травосеяние, введение многопольной системы земледелия. Однако в условиях крепостнических отношений между землевладельцами и крепостными крестьянами внедрение в практику достижений агрономической науки было крайне затруднено. [5, с. 238]


В 1797г. в российском законодательстве впервые появилась норма, хоть как-то регламентирующая повинности крепостных: помещик мог требовать от крестьян не более трех дней барщины в неделю. Указ 1797 г. призван был пресечь и распространившуюся в предшествовавшее царствие практику обезземеливания крестьян, которые превращались в подневольных работников, лишенных своего надела и трудившихся на барской запашне, за что помещик кормил их (месячина). [3, с.113]


2.2.Промышленность


Гораздо более высокими темпами, нежели сельское хозяйство, развивалась промышленность. В конце XVIII века в России действовали 167 горных заводов, обслуживаемых 80 тыс. рабочих, и 1094 предприятия обрабатывающей промышленности, на которых трудилось 82 тысячи рабочих. В последней четверти XVIII века отчасти упало значение металлургии Урала и Центрального района, в частности старого русского Тульско - Калужского центра металлургии. Это было связано, во - первых, с истощением лесов и недостатком топлива, а во - вторых – с некоторым падением спроса на русское железо на внешнем рынке.


В то же время обрабатывающая промышленность переживала подъем. В конце XVIII века ее ведущие отрасли работали уже не только на внутренний , но и на внешний рынок. Здесь интенсивнее шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства, в целом характерный для развития промышленности отечественной во второй половине XVIII века.


Важным стимулом для промышленного предпринимательства явились льготы, предоставленные купечеству: в 1766г. – освобождение купцов от рекрутской повинности и замена ее уплатой фиксированного денежного взноса (вначале эта была сумма в 360 руб., затем в 500 руб.); провозглашение свободы предпринимательства в 1775г., заключавшееся в разрешении купцам заводить предприятия без согласования с официальными инстанциями и отменявшее налог с каждого стана.[2, с.185]


Во время правления Елизаветы Петровны (1741-1761) заметно улучшилось состояние денежной системы Российской империи. Это было связано с двумя по истине историческими событиями в жизни страны. Ранее Россия ввозила из Европы серебро и золото для чеканки монет. Однако оказалось, что запасы драгоценных металлов имеются внутри государства – на Урале и в Сибири. В 1747 году алтайские заводы фабриканта Демидова переоборудуются на выплавку серебра. В 1750 – 1754 годах начинается разведка и добыча золота на Березовском заводе близ города Екатеринбурга. Дальнейшие поиски золотоносных песков и рудных месторождений золота увенчались полным успехом.


Развитие на Урале и в Сибири горнозаводского дела, золотодобычи увеличило приток на восток страны капиталов и свободных людей, искавших приложения своему труду. В восточных областях страны, которые представляли собой огромный, увеличивающийся с каждым годом рынок, стала развиваться торговля. И стоявшие у власти братья Шуваловы заботились о развитии российской торговли: одновременно с Дворянским был открыт и другой государственный заемный банк – Купеческий, коммерческий. Теперь российские купцы в торговых операциях могли получить финансовую поддержку со стороны государства.


В годы правления императрицы Елизаветы Петровны упрочились многие династии российских промышленников и купцов, чья деятельность укрепляла экономику государства. Среди них особенно известны Демидовы, которые вели свою родословную от простого крестьянина, владельца кузнечной мастерской в Туле Никиты Демидовича Антуфьева (Антюфеева). Один из его сыновей – Акинфий – унаследовал уральские заводы, Никита – тульские. В 40-е годы XVIII века А.Н. Демидов построил на Урале Весимо- Шайтанский и Верхнелайский заводы. Его главным делом стал мощный Нижнетагильский завод, первая домна которого была для того времени самой производительной в мире. Оборудование этого завода отвечало лучшим отечественным и западноевропейским образцам.


Будучи крупным благотворителем и меценатом, Акинфий Демидов приобрел в германском городе Фрайбурге минералогический кабинет, являвшийся уникальной геологической коллекцией. Новый владелец дополнил ее коллекцией уральских и сибирских минералов. В 1759 году по его желанию минералогическое собрание было передано в дар московскому университету.


К 1745году наследники простого тульского кузнеца владели 32 заводами, на которых выплавлялось 791 тысяча пудов чугуна общей стоимостью не менее 600 тысяч рублей. Первый завод Демидовых в Туле в 1701 году оценивался в 4,5 тысячи рублей. Отец и его сын А.Н. Демидов за 1701 – 1745 годы увеличили состояние в 930 раз – с учетом приобретенных земельных владений, приписных работных людей и крестьян. Младший Демидов к концу жизни лично владел 25 промышленными предприятиями с общим числом приписных крестьян в 38 тысяч душ мужского пола.


Правительство, заботясь о развитии промышленных предприятий, в то же время стремилось держать их рост под своим контролем. Так, в 1754 году вышел указ о запрещении фабрикантам «безуказного» производства – на все требовалось вышестоящее разрешение. Государство продолжало политику обеспечения заводчиков дешевой рабочей силой. В 1754 году был издан указ о принудительной отдаче на фабрики «шатающихся разночинцев» - бродяг из числа лично свободных людей.


Одним из показателей экономического подъема страны при императрице Елизавете Петровне стало учреждение в 1757 году первой акционерной «Российской в Константинополе торгующей компании». В следующем году учреждаются акционерная «Компания персидского торга» и в Москве и в Санкт - Петербурге – «банковские конторы вексельного производства» между городами для дачи денежных ссуд под векселя. Последнее свидетельствовало о развитии банковского дела в России , что положительно влияло на функционирование финансовой системы государства.


Графы Шуваловы изменили и саму систему российского денежного обращения – была проведена так называемая медная денежная реформа. Теперь медная монета становилась наиболее массовой в обращении. Однако население страны не сразу восприняло такую реорганизацию хождения российских денег. Чтобы упорядочить этот процесс, по инициативе П.И.Шувалова учреждается специализированный государственный Медный банк по обороту с медными деньгами.


Все эти мероприятия правительства по оживлению хозяйственной жизни в стране, осуществленные в основном по инициативе братьев Шуваловых, давали положительные результаты. Горнозаводское дело давно перешагнуло далеко за Урал. Интерес к мануфактурному производству стали проявлять владельцы поместий в центральных губерниях страны. Процветало купечество, получившее вновь как при Петре I, государственную финансовую поддержку. Россия вела активную внешнюю торговлю со странами Европы и Востока. Внутреннее производство обеспечивало государство всем необходимым. В значительном количестве за границу вывозилось различное сырье. В импорте же господствовали предметы роскоши, которые не могли отрицательно повлиять на соотношение ввоза и вывоза товаров отечественного производства.


Благодаря развитию горнозаводской промышленности к середине XVIII Российская империя вышла на второе место в мире по выплавке чугуна , уступив только Швеции, но обогнав Великобританию. Так, если в последний год правления Петра I(1725) в стране действовал 31 завод, то к 1750 году их насчитывалось уже 74, оборудованных не хуже европейских. К этому времени спрос на высококачественное русское железо достиг беспримерного уровня – 100 процентов от всей производимой продукции. Это говорило только об одном – у горнозаводской металлургической промышленности России были хорошие перспективы для дальнейшего развития и наращивания производства металла и изделий из него.


Такое положение с горнозаводским производством объясняется отчасти тем , что оно была для того времени экономически выгодным делом и поэтому привлекало крупные частные капиталы. Так, в российскую металлургическую промышленность активно вкладывали немалые средства дворянские предприниматели – братья П.И и А.И Шуваловы, Воронцовы, С.П. Ягужинский, многие приближенные императрицы (Елизаветы Петровны).


Однако не только горнозаводская промышленность определяла российскую экономику того времени. Эффективным и налаженным было суконное, кожевенное и бумажное производство, в продукции которого нуждались и государство с его армией и флотом, и население городов и сел. К началу 60- годов текстильные предприятия составляли более половины действующих предприятий в стране, а стоимость их продукции преобладала над всей остальной производимой промышленностью продукцией.


Внутри текстильной отрасли первое место принадлежало льняной промышленности, затее суконной шелковой. Шел рост посевных площадей льна, в увеличении производства которого были заинтересованы отечественные промышленники. Текстильные мануфактуры возникали не только в Московском регионе, но и в провинциях, ближе к источникам сырья – Иванове, близ Воронежа , в Иркутске и других местах.


Промышленное производство развивалось по пути большинства европейских государств. В промышленном строительстве первенствовали купеческие капиталы. Так, в 1740 – 1760 годах купцы построили 79 заводов , что вдвое больше, чем в предыдущие 40 лет. Государство, заинтересованное в развитии отечественной промышленности, поощряло владельцев мануфактур и заводчиков, передавая им на льготных условиях казенные заводы. Прежде все го слабые, приносившие мало прибыли. Такая политика правительства давала положительные результаты.


Развитие промышленного производства в середине XVIII века не повлекло каких- либо заметных изменений в структуре рабочей силы. Численность вольнонаемных была в несколько раз ниже, чем работавших по принуждению – приписанных к заводам крестьян, рекрутов, ссыльных, бродяг и нищих. Абсолютное преобладание принудительного труда было особенно показательно для металлургической промышленности Урала.


За два десятилетия правления императрицы Елизаветы Петровны и государственной деятельности братьев Шуваловых в некоторых отраслях промышленности были достигнуты значительные успехи , основанные на отечественном финансировании производства, отечественной научно - технической мысли, использовании собственных сырьевых и производственных ресурсов.[5, с.119]


В последней четверти столетия произошли изменения в размещении металлургических заводов. Прекратили существование старинные предприятия Тульско – Каширского района, упадок переживало металлургическое производство Карелии. Это было связано, во – первых, с истощением местных лесов и недостатком топлива, а во – вторых с падением спроса в Европе на русское железо, экспорт которого сократился.


На первое место в производстве металла уверенно вышел Урал с его многочисленными месторождениями железных и медных руд и обилием леса. Качество уральского металла превосходило железо и чугун заводов Центрального района. Хорошо работали Липецкие заводы, имевшие прекрасную рудную базу.


Шел процесс промышленной специализации огромных регионов. Так, в 1766 – 1767 годах из 120 железоделательных заводов 76 работали на Урале. К 70-м годам столетия там было 84 железоделательных, доменных, молотовых и медеплавильных завода. Продукция уральских предприятий составляла 90 процентов выплавки меди и 65 процентов производства черного металла по всей стране. В те годы Россия вышла на первое место по выплавке чугуна , обогнав такое индустриально развитое государство как Англия. доменные печи Урала были самыми крупными в мире . их производительность в 1,5 раза превышала производительность доменных печей Англии.


На европейском рынке продолжало высоко цениться прочное и антикоррозийное уральское железо. Даже в условиях сокращения экспортного спроса на метал, Россия вывезла в 1782 году за границу 3,8 млн. пудов высококачественного железа.


В стране начинает развиваться капиталистическая мануфактура, особенно в легкой промышленности, спрос на продукцию которой постоянно возрастал. Первенствовал Иваново – Вознесенский текстильный район. В 50-х годах в Иванове и Шуе было всего 5 полотняных мануфактур, а концу 80-х годов – 52. почти все они использовали труд наемных рабочих, т.е. были капиталистическими предприятиями.


Продолжало развиваться ремесленное производство. Во второй половине XVIII века оно поставляло на внутренний рынок основную массу потребительских промышленных изделий. [5, с.243]



2.3.Торговля


В середине XVIII века в России проявляются первые симптомы разложения феодально-крепостнических порядков, и начинается генезис капитализма. В деревне быстро развиваются товарно-денежные отношения. Значение натурального оброка падает, а денежного, напротив , повышается (но на черноземных землях увеличивается барщина).бурно растут отходничество и крестьянские промыслы. В 60-е гг. в московском уезде более 60% крестьян было занято в домашней промышленности. Из массы крепостных выделяются богатые крестьяне, которые пытались (правда, не всегда успешно) выкупать себя на волю, а зачастую сами покупали себе землю и крепостных. Некоторые крепостные богатейшего помещика Шереметьева имели до 600-700 крепостных крестьян.[4, с.128].


Показателем товарности сельского хозяйства второй половины XVIII века служил, прежде всего, возросший объем продажи хлеба, доходивший до 10% чистого и 7% валового сборов. Торговля хлебом внутри страны велась как путем прямого выхода на рынок торгующих крестьян и помещиков, так и путем скупки крестьянского хлеба купцами. В 60 – 80-х годах XVIII века уже появилась известная согласованность уровней хлебных цен в разных районах страны, что указывало на формирование всероссийского хлебного рынка. Российский хлеб экспортировался в 12 стран, причем за вторую половину XVIII века его вывоз возрос в 11,5 раза.


Торговый обмен, в который были втянуты и зажиточные крестьяне, и помещики, и купцы, осуществляется через сеть Торжков, базаров, ярмарок. Ведущая роль во всероссийском рынке по-прежнему оставалась за Москвой и Петербургом. Крупными центрами региональной торговли являлись Ирбитская ярмарка в Сибири, Нежинская ярмарка на Украине, Коренная ярмарка под Курском, Макарьевская в Нижнем Новгороде. [2, с.186]


Рост численности населения, рождение большого числа новых городов, отрыв от земледелия большого числа крестьян, превращение многих крупных сел в промышленные поселения – все эти объективные факторы создавали условия для развертывания торговли хлебом и другими продуктами сельского хозяйства.


Всего в 70-е годы по стране насчитывалось около 1600 ярмарок. Они обрастали сетью мелких местных торгов и базаров, собирались все чаще и чаще – 4-5 раз в год, функционировали до двух месяцев, превращаясь таким образом в экономический центр того или иного района. Наиболее густая сеть ярмарок сложилась на Левобережной Украине – там их действовало более половины из насчитывающихся в стране.


Развитию внутренней торговли способствовало то, что Россия имела широкую сеть водных путей – Волгу с притоками Окой и Камой, Днепр, Северную и Западную Двину, Ладожский и Вышневолоцкий каналы. Водные магистрали дополнялись сухопутными. Расширялась сеть грунтовых дорог, прокладывались первые шоссейные дороги и тракты. Знаменитый Сибирский тракт проходил от Санкт-Петербурга и Москвы через всю Сибирь до Байкала. Многоводные сибирские реки – Обь, Енисей, Лена и их притоки – использовались для возрастающих грузовых перевозок.


В годы правления Екатерины II произошло значительное территориальное расширение всероссийского рынка. К нему примкнули украинские и белорусские земли, Причерноморье, Приазовье, Кубанский край и Крым.[5, с. 246]


Одновременно с внутренней торговлей росла и внешняя. В середине XVIII века русская внешняя торговля носила активный характер, т.е. вывоз заметно превышал ввоз. Это во все времена является лучшим показателем экономического процветания государства и стабильности его внутреннего положения.[5, с. 124]


Если в 1761- 1765 годах превышение в денежном выражении составляло 2 млн. рублей, то в 1791-1795 годах – 9,5 млн. рублей. Этому во многом содействовала протекционная политика российского правительства. Оно в 1766, 1782 и 1796 годах вводило новые таможенные тарифы, устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Тариф 1796 года, например, запретил ввоз в Россию кожевенных изделий, чугуна, изделий из полотен, железа и ряда других товаров. [5, с.248]


Во внешней торговле России доминирующими оставались контакты с Англией, нуждавшейся в российском сырье. Кроме того, возрос торговый обмен с Пруссией, Швецией, Францией, Китаем. В конце XVIII века Россия широко импортировала предметы, пользовавшиеся спросом в торгово-промышленных кругах и у дворянства: сахар, красители, вина, фрукты, галантерейные товары, писчую бумагу, фаянсовые и фарфоровые изделия. С середины XVIII века когда русский торговый капитал стал активно проникать на среднеазиатские рынки, в страну стали поступать восточные ткани, пряжа, хлопок, драгоценные металлы, каракуль. Средний годовой ввоз товаров в первой половине 90-х годов XVIII века исчислялся суммой в 27 886 тыс. рублей. в условиях разложения крепостнической экономикиРоссия все больше втягивалась в мировой рынок.[2, с.187]


Из России активно вывозилась продукция промышленности, особенно черной металлургии. Железо, например, составляло в российском экспорте в 1766году 7 % , а в 1796 году уже 13 %. Среди экспортируемых товаров первые места занимал лен, пенька и пакля – они давали в разные годы от 20 до 40 процентов вывоза. За ними шли такие продукты, как юфть, ткани, лес, канаты, щетина, поташ, сало, пушнина.


Объем экспортируемого хлеба постоянно менялся в зависимости от вынужденных правительственных запретов на вывоз зерна, связанных с неурожаями и как следствие высокими ценами на него на внутреннем рынке. В 60 – 70-х годах экспорт хлеба начал расти, и в начале 90-х годов хлеб реализовывался на международном рынке на сумму в 2,3 млн. рублей.


Большинство экспортируемых товаров и импорта перевозилось морем. Постоянно рос грузооборот российских портов на Балтике – 60 процентов внешнеторговых перевозок государства приходилось на Санкт-Петербург. С присоединением к России Северного Причерноморья и на юге страны открылись новые морские торговые пути. Каспийское море связывало империю с Персией и ее соседями, народами Северного Кавказа и Закавказья. Усилился ввоз из Ирана шелковых тканей, как для внутреннего потребления, так и для транзита в Европу, где был высокий спрос на шелк. [5, с.248]


3. Развитие культуры, образования и науки


Два десятилетия правления императрицы Елизаветы Петровны отмечены заметным развитием российской культуры, образования и науки. Государыня, сама малообразованная, заботилась об этом, как и ее правительство. Образованность человека становилась в елизаветинское время необходимым условием его продвижения по лестнице государственной службы, упрочения положения в обществе, при царском дворе. Петровская эпоха как бы вновь возвращалась в Россию.


Правой рукой императрицы в области культурных преобразований был ее фаворит граф И.И. Шувалов, лично много сделавший для развития просвещения и культуры. По указанию Елизаветы Петровны в 1747 принимается новый устав и утверждаются новые штаты Петербургской Академии наук. В первые годы становления Академия пользовалась исключительно трудами немецких ученых. Выходцы из многочисленных германских университетов получали хорошее жалование и имели немало привилегий в стране, которая приглашала иностранцев для создания научного потенциала Российской империи.


По новому регламенту Академия определялась не только как научное, но и как учебное заведение, включающее три относительно самостоятельных учреждения. Это были собственно Академия наук - собрание ученых, университет - собрание преподавателей и учащихся – и подготовительная гимназия.


Петербургская Академия наук состояла из десяти академиков с их адъюнктами (лица занимающие младшую ученую должность в научном учреждении) и помощниками по основным научным направлениям. Все адъюнкты должны были быть из русских. Особые профессора Академии и их ученики студенты входили в штат академического университета. Гимназия готовила воспитанников к поступлению в университет. В ней и в университете могли учиться люди всех сословий, кроме податных людей. [5, с. 127]


Расцвет научной мысли в России и деятельности Академии был связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова, вершина творчества которого приходиться на правление Елизаветы Петровны. Это был первый русский ученый- естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и самостоятельного развития русской науки.


Деятельность Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. Он первым начал читать на русском языке публичные лекции по физике. В 1748 году по настоянию Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Ломоносовская теоретическая химия целиком опиралась на достижения физики. Он исследовал атмосферное электричество, в области оптики изобрел «ночезрительную трубу», сделал важные открытия в области астрономии и геофизики – открыл существование атмосферы у планеты Венера.


В течении многих лет ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, построенной им близ столицы в Усть – Рудицах. Цветные стекла он использовал для создания мозаик. Наиболее известны из них – портрет Петра I и монументальное мозаичное полотно «Полтавская баталия». Мозаичные работы М.В.Ломоносова были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим действительным членом.


Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород, в области истории ломоносов создает «Краткий Российский летописец с родословием» и «Древнюю российскую историю о начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ломоносов выступил подлинным преобразователем и в литературно художественном творчестве.


Потребности страны в образованных людях с университетским образованием к концу правления Елизаветы Петровны заметно возросли. Академический университет в Санкт - Петербурге уже не мог их удовлетворить. Поэтому по инициативе и при непосредственном участии И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет. Он стал более доступным для губернского дворянства и горожан – разночинцев.


Новый университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. Штат высшего учебного заведения в Москве состоял из 10 профессоров. При университете открыли две гимназии – одну для дворянских детей, другую - для разночинцев. Выходцы из податных сословий не принимались и здесь. Первые годы студентов набирали в основном из дворянских детей, которые могли иметь хорошее домашнее образование.


В декабре 1757 года родилась Российская Академия художеств как самостоятельное научно – творческое учреждение. Высочайшим указом она отделялась от Академии наук, в составе которой была ранее. [5, с.127]


Положительные изменения произошли в организации научно-исследовательской работы, в 1783 г. Директором Петербургской Академии наук была назначена княгиня Е.Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще, за время ее работы на этом посту было приведены в порядок хозяйство академии, учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов, активировалась издательская деятельность Академии. Также в 1783 была учреждена Российская Академия


В период правления Елизаветы Петровны произошло рождение русского профессионального театра, оживилась издательское дело, развивалась юридическая наука. По инициативе братьев Шуваловых с 1754 по 1761 год работала елизаветинская комиссия по созданию законов Российской империи. В стране появились юристы с отечественным университетским образованием.


Среди других больших событий в области просвещения и культуры в период царствования Елизаветы Петровны были: открытие Морского шляхетского корпуса, учреждение Пажеского корпуса, основание в Архангельске первого русского провинциально научного «Общества для исторических исследований». [5, с,127]


Во второй половине XVIII века в России были приняты попытки реформировать систему образования. В большей степени они были продиктованы заботой власти о воспитании в стране «новой породы людей», способных служить опорой престола и претворять в жизнь замыслы монарха. Наиболее энергичным проводником этого курса стал И.И. Бецкий (1704-1795), выдающийся педагог и организатор учебного дела в России. В 1764 году Екатерина II утвердила разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», где излагались главные педагогические принципы автора. Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкий полагал, что, изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей, ребенок может вырасти идеальным человеком, и решительно высказывался за создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5 – 6 – летнем возрасте и выпускающих их в жизнь к 18 – 22 годам. В соответствии с проектом Бецкого были открыты: воспитательные дома для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев в Москве и Петербурге (1764 и 1770 гг.), общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) с отделением для мещанских девиц (1765), Коммерческое училище (1772), а также преобразованы кадетские корпуса. Бецкий призывал педагогов осуществлять взаимосвязь между умственным, физическим и нравственным воспитанием, считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его возрастом, не допускать телесных наказаний.


В 1782 – 1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были так называемые «народные училища» - главные в губернских городах и малые в уездах.. первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания (чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис). Сеть народных училищ быстро росла: в конце XVIII века их насчитывалось уже 288, в них обучались 22 тыс. человек.


Кроме государственной школы по инициативе частных лиц были созданы училища для бедных детей и сирот в Петербурге , Москве, Твери, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779г. по инициативе Н.И. Новикова при Московском университете была открыта учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение. Улучшилась подготовка и врачебных кадров – в конце XVIII века в России имелось три медицинских училища, Медико-хирургическая академия и медицинский факультет при Московском университете [2, с.199]


Пожалуй, единственным высочайшим указом Екатерины Великой , от первой до последней строки подчиненным идеям просветительской идеологии, был «Устав о народных училищах», обнародованный 5 августа 1786 года. В нем явно прочитывается монаршая вера в то , что за успехами просвещения последуют все прочие благотворные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суеверию. В этот документ, имевший законодательную силу, вошли многие положения екатерининского «наказа». Открытию широкой сети народных училищ предшествовала серьезная и длительная подготовительная работа. Специальная комиссия под руководством сенатора Завадского разработала «Устав о народных училищах» и подготовила новые учебники – как оригинальные, так и переведенные с иностранных языков. На российскую службу был приглашен известный знаток школьного дела и методист Федор Янкович, работавший ранее в Австрии. Янкович издал сочинение о призвании учителя, которое в основных чертах не устарело и по сегодняшний день.[5, с.230]


Важнейшей областью научно-исследовательской деятельности оставалось изучение природных ресурсов, организовывались академические экспедиции с целью комплексного обследования природы, населения, хозяйства, быта и культуры районов России. Во второй половине XVIII века были сделаны важнейшие технические изобретения: механик – самоучка И.П.Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора, семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм. Другой крупнейший изобретатель И.И. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя – первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. Однако эти и другие изобретения не могли использоваться в полной мере в России с ее технико-экономической отсталостью и господством крепостнических порядков [1, с.200].


4. Заключение


Во второй половине XVIII века в России складывалась достаточно сложная социально - экономическая ситуация: начинается развитие капиталистических отношений, которому упорно сопротивлялась сложившаяся крепостническая система. Самодержавие исходило из интересов помещичье-дворянского сословия, редко вставая на сторону зарождавшейся буржуазии. Развитие промышленности происходило в борьбе крупного производства с мелким. Дворянство защищало развитие вотчинной промышленности, купечество защищало развитие купеческих мануфактур. Основная масса мелких промышленных производителей находилась в деревне. Промысел составлял для них чаще всего побочное, дополнительное к земледелию занятие. Мелкое товарное производство предполагает функционирование торгового капитала, деятельность скупщика. В качестве такового выступали предприниматели из кустарей и зажиточной деревенской верхушки. Мелкие производители, находившиеся в личной зависимости от помещика, экономически закабалялись и торговым капиталом. Они постепенно превращались в наемных рабочих на дому либо в мастерской хозяина. Несмотря на это происходило развитие производительных сил, которое выражалось в возраставшем общественном разделении труда не только между городом и деревней, но и между районами огромной страны. Рост общественного разделения труда являлся основой повышения товарности хозяйства, основой дальнейшего развития внутреннего рынка. Происходило падение урожайности в сельском хозяйстве, так как барское поле, как и крестьянский надел, обрабатывалось крестьянами, которые в условиях крепостного строя, задавленные нуждой и личной зависимостью, вели производство при крайне низком и рутинном состоянии техники. Но полностью остановить развитие российского рынка крепостническая система была не в силах. Это развитие выражалось прежде всего в дальнейшем формировании и росте оборота торговых центров Москвы, Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода и других крупных русских городов. Вместе с внутренним рынком росла и внешняя торговля, хотя и уступавшая внутренней по величине оборота. Данные противоречия в развитии экономики страны не могли не найти отражения в трудах просвещенных людей того времени, таких как А.Н. Радищев, М.Д. Чулков.


В образовании и науке, тоже просматриваются существенные сдвиги, основной вклад в которые внесли Елизавета Петровна – малообразованная, но заботящаяся о культуре и просвещении своего народа, во время правления которой Петербургская Академия стала не только научным, но и образовательным учреждением, с привлечением на младшую научную должность только русских преподавателей, давая тем самым толчок для продвижения русской науки.


Огромный вклад в развитии науки сделал М.В.Ломоносов, который состоял в личной переписке с Елизаветой Петровной, был всесторонне развит в области физики, химии, литературы, истории и придавал огромное значение самостоятельному развитию русской науки.


Центр научной жизни Петербурга - Академия наук, в эпоху Ломоносова игравшая крупнейшую роль в развитии национальной русской культуры, во второй половине XVIII в., с возникновением новых, не связанных с Академией центров культурной жизни, постепенно утрачивает свое руководящее значение в научной жизни страны.


Екатерина II, стремясь показать себя продолжательницей дела Петра I и дорожа своей заграничной репутацией, обнаружила внешнюю заботу об учреждении, считавшемся петровским детищем и имевшем связи с Западной Европой. Петербургской Академии наук и объявивший, что императрица принимает ее в «собственное ведомство» в целях привести в цветущее состояние. Однако далее широковещательных заявлений дело не пошло: существенных изменений в организации Академии не было проведено. Реальною мерой для расширения научной деятельности явилось только значительное пополнение академических кадров. Екатерина Великая, сама получившая прекрасное домашнее образование : обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной, старалась действовать в духе просветительской идеологии. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи. Стремление Екатерины II воплотить в России идеи французского просветительства и просвещенного абсолютизма получило разную оценку современников, историков будущего времени, писателей и поэтов. Так придворный стихотворец Державин восторгался правлением Екатерины II:


Ты народу смело


О всем, и въявь и под рукой,


И знать и мыслить позволяешь,


И о себе не запрещаешь


И быль и небыль говорить…..


Однако великий русский писатель Л.Н. Толстой довольно критически относился к екатерининскому «наказу». Он считал что этот «наказ» принес больше славы Екатерине, чем пользу России.



Список литературы


1. Пособие по истории отечества: Серия Старшекласснику и абитуриенту / Яковер Л.Б - М.: ТЦ Сфера, 1997.- 224с.


2. История России: Пособие для поступающих в вузы / И.В. Волкова и др.; Под ред. М.Н. Зуева.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2000.- 672с.


3. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты: Серия Школа Абитуриента: Научись Сам / Головатенко А. - Изд. 2, и испр. и доп. М.: Школа-Пресс, 1995.-256 с. (Серия «Школа Абитуриента: Научись Сам»)


4. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2002. – 656с.


5. История России для детей и юношества: В 6 т. Том третий. Век Екатерины.1725-1796./ Автор А.В.Шишков. Том четвертый. На рубеже эпохи. 1796-1825./ Авторы А.П.Шестопалов, А.Г.Кушнир.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.-528 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.