Реферат по предмету "Исторические личности"


Пакт Бриана-Келлога

В годы относительной стабилизации капитализма США еще больше


укрепили свои позиции международного кредитора, шире и глубже


вовлеклись в систему международных экономических отношений. За


1924—1930 гг. американские корпорации невероятно обогатились. Их


прибыли превысили 53 млрд. долл. (до вычета налогов), они росли и в


послевоенные годы от поставок товаров и кредитов в опустошенную вой-


ной Европу. К 1923 г. сумма займов США иностранным государствам


составила 10,6 млрд. долл., а с учетом процентов по займам — 11,8 млрд.


Главными должниками США оказались Англия — 4600 млн. долл.,


Франция — 3999 млн., Италия — 2015 млн.1


Правительство США, выражая волю финансово-монополистических


кругов, стремилось не связывать себя какими бы то ни было экономиче-


скими или политическими союзами с Лигой наций и отдельными госу-


дарствами. Финансово-монополистический капитал США, обретя небыва-


лую долларовую силу, при покровительстве своего правительства


устремился во все концы мира, на все континенты, особенно в разорен-


ную войной Европу. Интересам монополий была подчинена внешнеполи-


тическая деятельность министерств финансов, торговли, военного мини-


стерства и государственного департамента.


Воспользовавшись ослаблением позиций своих конкурентов, США


повсеместно теснили их на мировых рынках. Английская газета «Дейли


ньюс» жаловалась: «Всюду наши интересы приносятся в жертву Соеди-


ненным Штатам...» 2. Если в 1914 г. Англия и США имели одинаковый


вес в японском импорте (16,8%), то в 1927 г. доля Англии снизилась до


7%, а доля США увеличилась до 30%. В 1913 г. доля Англии в китай-


ском импорте составляла 16,3%, а США —6,0%, в 1926 г. соответствен-


но— 10,2 и 16,4%. В Латинской Америке успехи США были еще значи-


тельнее. С 1913 по 1927 г. доля США в импорте 20 республик Цент-


ральной и Южной Америки увеличилась с 24 до 38%, а доля Англии


снизилась с 25 до 16% 3. Следует подчеркнуть, что европейский рынок


для США продолжал оставаться главным. В 1924 г. страны Европы пог-


лощали примерно 51% общего американского экспорта, тогда как импорт


США из Европы по отношению к общему импорту США составил лишь


30%.


Одновременно росли инвестиции американского капитала в зарубеж-


ные страны. «Избыточный» капитал шел туда в виде правительственных


внешних займов, кредитов корпораций и вложений частных лиц.


В 1926 г. американские инвестиции за границей, не считая 12 млрд. долл.


по военным займам, составили сумму 9522 млн. долл.4 Особое место от-


водилось прямым вложениям: скупке контрольных пакетов зарубежных


предприятий, открытию филиалов или дочерних предприятий американ-


ских монополий. Нередко филиалам банков и промышленных компаний


США удавалось поглотить отдельные европейские компании. Во Фран-


ции ими были таким образом захвачены позиции в производстве элект-


рического и телефонного оборудования, а также и кинематографии. Под


контролем США оказалось производство железа, стали, электроэнергии,


добыча угля в Польше.


Монополии США предпочитали давать европейским странам не порт-


фельные, а прямые инвестиции — на создание филиалов американских


предприятий. Особый интерес проявлялся к обрабатывающей промышлен-


ности (машиностроение, химия). По официальным данным министерства


торговли, в 1929 г. имелось американских предприятий: в Германии —


186 с капиталом 216 млн. долл., во Франции — 203 с капиталом


145 млн. долл., в Англии — 169 предприятий с долей американского


капитала более 25% 5. Создание предприятий в странах Европы и дру-


гих континентов американские корпорации рассматривали как важное


средство преодоления тарифных барьеров, получения сверхприбылей,


борьбы за рынки сбыта, за контроль в области экономики и политики.


Американский капитал проявлял заинтересованность и к источникам


сырья. Правительство Кулиджа оказывало активную помощь корпорациям


в борьбе за доступ к зарубежном}7 сырью, прежде всего нефти и кау-


чуку, столь необходимым для развивавшейся автомобильной промышлен-


ности. Госдепартамент помогал американским предпринимателям внед-


ряться в районы добычи нефти. «Стандард ойл», «Галф» и другие неф-


тяные компании США при поддержке правительства скупали акции у


английских, французских, голландских компаний на производство и


контроль нефтяных источников в Иране, Колумбии, Венесуэле, Мексике.


Аналогичная политика проводилась также в отношении каучука, меди


и другого важного сырья. Американские медные фирмы в 20-е годы до-


бились контроля над 95% мирового капиталистического производства ме-


ди и ценами на мировом капиталистическом рынке. Гардинг, Кулидж и


Гувер поощряли создание крупных межнациональных картелей. Мини-


стерство торговли выступало как коммивояжер американских товаров 6.


В своих декларациях правительство Кулиджа заявляло, будто оно,


как и крупнейшие частные банки, предоставляет пострадавшей от войны


Европе займы в целях ускорения восстановления ее экономики. На са-


мом же деле они стремились нажиться на европейских долгах и процен-


тах по ним. Особенно американская администрация была заинтересована


в том, чтобы восстановленная Германия могла выплачивать военные ре-


парации. В этой связи США взяли на себя инициативу по выработке


плана репарационной проблемы, которая, по мнению американцев, стала


серьезным препятствием на пути оздоровления европейского и мирового


капитализма.


Для решения вопроса о репарациях был создан Международный ко-


митет экспертов, в который вошли представители пяти государств — по-


бедителей в войне: США, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.


В 1924 г. этот комитет под руководством американского банкира Чарлза


Дауэса разработал план, предусматривавший получение репараций с


Германии. В литературе он стал известен как «план Дауэса». Его авторы


полагали, что восстановленная Германия будет добросовестно выплачи-


вать военные репарации Франции и Англии, а эти последние, в свою


очередь, станут выплачивать государственные долги Соединенным Шта-


там.


По «плану Дауэса» банкиры США и Великобритании предоставили


Германии заем на сумму 800 млн. марок (200 млн. долл.), из которых


половина приходилась на банкирский «дом Морганов». Германия обязы-


валась, в свою очередь, выплатить в первый год 1 млрд. репарационных


марок (250 млн. долл.) и увеличить затем платежи до 2,4 млрд. марок


в год. К 1928—1929 гг. общая сумма репараций с Германии окончатель-


но еще не была установлена.


С принятием в августе 1924 г. на Лондонской конференции «плана


Дауэса» для капитала США открывались новые возможности проникно-


вения в экономику Германии. В период между 1924 и 1929 гг. американ-


цы обеспечили себе 80% капитала, шедшего на заем кредитным учреж-


дениям Германии, 75% займов местным правительствам, т. е. германским


землям, и 50% — крупным германским корпорациям7. «План Дауэса»,


принятый под давлением американских банкиров и правительства Кулид-


жа, отвечал интересам в первую очередь США и Германии. Бывший


канцлер Германии Вирт в одной из речей в Чикаго подчеркнул: «...ваша


помощь во многом помогла моей стране избежать социальной катастро-


фы» 8. Оказание помощи в стабилизации германской промышленности


на определенном этапе укрепляло в целом экономическую и социальную


систему капитализма и в Европе. Вместе с тем эта помощь в возрожде-


нии германского империализма таила в себе и огромную опасность не


только для немецкого народа, но и народов других стран.


США удалось подписать соглашения с правительствами Великобри-


тании, Бельгии и Чехословакии о выплате ими некоторой части военных


долгов, что временно смягчало межкапиталистические противоречия.


Американские буржуазные историки и публицисты представили «план


Дауэса» как свидетельство «политики мира». На деле же правительство


Кулиджа и Уолл-стрит стремились превратить Германию в «надежного


партнера» и использовать ее в качестве противовеса Англии и Франции


в Европе, помешать налаживанию нормальных отношений между Гер-


манией и Советским Союзом, не допустить роста революционного движе-


ния в Европе.


На очередь встал вопрос об урегулировании политических отношений


Германии со странами Антанты, о присоединении ее к Лиге наций.


После принятия «плана Дауэса» дипломатия США поддержала


Англию, которая под прикрытием разговоров о «гарантиях европейской


безопасности» приступила к организации политического союза западно-


европейских стран (с участием Германии), направленного своим острием


против СССР. Для осуществления этого плана была созвана в 1925 г.


в швейцарском курортном городке Локарно конференция представителей


Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, а также Поль-


ши и Чехословакии. В итоге конференции, длившейся с 5 по 16 октяб-


ря, было подписано восемь соглашений. Но важнейшим из них был Рейн-


ский гарантийный пакт, который предусматривал прежде всего неруши-


мость установленных Версальским мирным договором границ Германии


на западе — с Францией и Бельгией. Роль «гарантов» взяли на себя


Великобритания и Италия. Гарантийный пакт вступил в силу после при-


нятия Германии в Лигу наций —14 сентября 1926 г.9, а наряду с


этим для Германии кончилась дипломатическая изоляция со стороны


стран Запада.


Хотя США формально и не участвовали в переговорах и выработке


локарнских соглашений, тем не менее они оказали сильное влияние на


ход переговоров и их результаты. «... Американский финансовый капи-


тал, рассматривавший Европу как большую колонию, из которой он


может извлекать огромные барыши,— отметил в речи 25 ноября 1925 г.


в рейхстаге Эрнст Тельман,— весьма рьяно трудился над заключением


Локарнского договора» 10.


Правительство США усматривало в этом договоре гарантии для своих


капиталов в Европе, а также возможность сколотить антисоветский блок


в Европе. 8 декабря 1925 г. президент Кулидж в ежегодном послании


конгрессу США признал факт воздействия США в деле выработки и


принятия локарнских соглашений, которые рассматривались как извест-


ная гарантия для американских капиталовложений и займов в Европе,


а также как средство достижения таких политических союзов государств


в Европе, которые бы позволили Вашингтону занять роль лидера и арбит-


ра. Государственный секретарь США Келлог изображал локарнский сго-


вор империалистов как «выдающееся достижение» ".


При содействии американских капиталов экономика Германии стала


быстро развиваться. В 1927 г. Германия не только достигла довоенного


уровня экономического развития, но в ряде отраслей и превзошла его,


восстанавливался промышленный потенциал страны. Уже в 1928 г.


Германия ставила вопрос об эвакуации союзных войск с территории


Рейнской области, находившихся там в роли гаранта выполнения Гер-


манией Версальского мирного договора.


В конце 1928 г. и первой половине 1929 г. на повестку дня вновь


ставился репарационный' вопрос. США принимали участие в созданном


Францией, Великобританией, Италией, Японией, Бельгией и Германией


комитете финансовых экспертов по репарационному вопросу, возглавлен-


ном американским неофициальным экспертом О. Юнгом, одним из авто-


ров «плана Дауэса», и банкиром Дж. П. Морганом. 12 февраля 1929 г.


германский представитель заявил в комитете экспертов, что его страна не


в состоянии платить 2,5 млрд. марок ежегодно. В комитете шли долгие


дебаты о ежегодной выплате репараций Германией. Юнг предложил свой


проект платежей со стороны Германии, и этот план 7 июня 1929 г. был


одобрен. Затем «план Юнга» был поставлен на обсуждение международ-


ной конференции 12 государств, открывшейся 6 августа 1929 г. в Гааге,


на которой США присутствовали как «страна-арбитр». В соответствии с


«планом Юнга» был установлен общий размер репараций в сумме


113,9 млрд. марок, подлежащих уплате Германией в предстоящие не-


сколько десятилетий. Отменялся контроль союзников над экономикой и


финансами Германии 12.


США не удалось установить в Германии прочной финансовой геге-


монии. Вместе с тем «план Юнга» открывал новые возможности воз-


рождения экономического и военного потенциала Германии. Политика


«дауэсизации» Германии ускорила тем самым приближение второй ми-


ровой войны. С 1924 по 1930 г. Германия получила частные американские


займы примерно на сумму 2,5 млрд. долл., сама выплатила репараций


по «плану Дауэса» около 2 млрд. долл., а бывшие союзники выплатили


США военные долги в сумме 2606 млн. долл., т. е. больше займа, предо-


ставленного американскими банками Германии 13.


В 1929 г. Германия па 13% превысила довоенный объем промышлен-


ной продукции и заняла в капиталистическом мире второе место после


США по производству и вывозу машин, первое место — по производству


синтетического горючего и синтетического каучука. Доля Германии в


мировом экспорте возросла с 5,7% в 1924 г. до 10,9% в 1929 г. (доля


США в 1929 г. составляла 17,5%, Англии — 12,1% 14). «План Дауэса»


укреплял позиции монополий Германии, но не улучшал положение тру-


дящихся.


Администрация Кулиджа и финансовые круги США проводили жест-


кую политику в отношении европейских стран-должников. Они не до-


пускали и мысли о том, чтобы аннулировать военные долги, настойчиво


добиваясь возврата займов с процентами. В конце 1925 г. французское


правительство предприняло ряд дипломатических демаршей, пытаясь


добиться 10-летпего моратория по задолженности, но встретило со сто-


роны США отрицательную реакцию. Правительство США навязало пра-


вительству Франции унизительное предварительное соглашение (Мелло-


на — Берендже), по которому Франция обязывалась выплатить США из


общей военной задолженности, составлявшей 4211 млн. долл., немногим


менее 50%, а именно 2008 млн. долл. Устанавливался срок выплаты


долга — 62 года при среднем проценте 1,5, что в конечном итоге выра-


жалось в сумме 6848 млн. долл. Соглашение не было ратифицировано


Францией. Оно вызвало во Франции бурную антиамериканскую, реакцию.


Франция сопротивлялась «дяде Шейлоку» (так именовали США-


кредитора европейские страны-должники) более решительно, чем Англия,


которая первой согласилась еще в 1923 г. выплачивать долги в сумме


4100 млн. долл. в течение 62 лет, что вместе с процентами равнялось


11,1 млрд. долл. Лондонская «Дейли мейл» писала в 1926 г.: «Британия


превратилась в сборщика долгов для уплаты Соединенным Штатам, но


в отличие от большинства сборщиков долгов мы получаем только не-


нависть и никаких выгод» 15.


К фашистской Италии США были более снисходительны. С нее


взыскивалось за долги лишь 0,4%. Долги Италии были сокращены более


чем на 80% 16. Государственный секретарь Ф. Келлог в марте и апреле


1925 г. направил румынскому правительству ноты, в которых потребовал,


чтобы были приняты неотложные меры для решения вопроса о долгах.


Аналогичные ноты были направлены правительствам Бельгии и Чехосло-


вакии. Всего стран-должников оказалось 17 17.


Особый интерес США стали проявлять к Польше, когда там в 1926 г.


произошел переворот и к власти пришло правительство Пилсудского.


Государственный департамент, финансово-монополистические круги США


поспешили направить своих финансовых и других советников для оказа-


ния «помощи» Польше, а также в целях сбора информации о возможно-


стях расширения американских инвестиций.


Внешнеполитический курс правительства США в отношении образо-


ванной в 1918 г. Венгрии был направлен на удушение социалистической


революции. Правительства США и стран Антанты, опираясь на реакцион-


ные силы в самой Венгрии, организовали вторжение войск Франции,


Румынии и Чехословакии на территорию революционной Венгрии. США


объявили «голодную блокаду» революционной Венгрии. В неравной борь-


бе Венгерская Советская республика пала, просуществовав всего лишь


133 дня. В стране была установлена фашистская диктатура крупной


буржуазии и помещиков во главе с Хорти. Наступил террор, в ходе ко-


торого было убито до 20 тыс. передовых рабочих, революционеров. США


поспешили на помощь этому режиму, предоставив ему в изобилии про-


довольствие и кредиты.


Стабилизации контрреволюционного режима в Венгрии не менее ак-


тивно помогали администрации президентов США Гардинга и Кулиджа.


Американские банкиры охотно вкладывали капиталы в экономику Венг-


рии, взяв режим Хорти на свое попечение. Большую роль в этом сыграл


нью-йоркский банкирский «дом Шпейера». В 1925 г. Венгрия получила


по американскому займу около 9 млн. долл. Этот заем накладывал тя-


желые экономические и политические обязательства, которые существен-


но затрагивали суверенитет государства. 24 июня 1925 г. правительство


США подписало договор с хортистской Венгрией о дружбе, торговле,


а также соглашение по консульским вопросам 18.


Не менее дружественные отношения правительство США поддержи-


вало с военно-фашистской диктатурой генерала Примо де Рпвера в


Испании. И после того, когда в 1931 г. в результате буржуазно-демокра-


тической революции в Испании была свергнута монархия и провозглаше-


на республика, США стремились не упустить возможности влиять на


Испанию. Торгово-экономические связи между США и Испанией разви-


вались негладко и не без конфликтов. Закон о запрещении торговли


спиртным (XVIII поправка к конституции США) наносил ущерб Испа-


нии, которая раньше в большом количестве поставляла вино в США,


подрывал стоимость песеты на международном денежном рынке. Одно-


временно американский капитал стремился как можно глубже проникнуть


в слабо развитую экономику Испании. Экспорт из США в Испанию пре-


вышал импорт из Испании более чем в 2 раза 19.


Таким образом, американское правительство поддерживало экономи-


ческие связи со странами, в которых утвердились фашистские либо


военно-монархические диктатуры.


В 20-е годы американские монополии сумели весьма широко внедрить-


ся в экономику ряда европейских капиталистических стран. Прикрываясь


изоляционистскими лозунгами, правящие круги США активно проводили


экономическую экспансию. Сенатор X. Джонсон, характеризуя внешнюю


политику правительства Кулиджа, подчеркнул: «Вообще ни в деловых


связях, ни в финансовом, ни в социальном, ни в коммерческом отноше-


ниях мы не являемся изолированными от Европы» 20.


В эти же годы большое значение в Вашингтоне придавалось строитель-


ству военно-морского флота, призванного обеспечить США господство на


море. В конце 1924 г. конгресс США принял решение построить до


1 июля 1927 г. восемь крейсеров, вооруженных 8-дюймовыми орудиями


(водоизмещением по 10 тыс. т) 21. Стремительно рос и торговый флот.


В ежегодном послании конгрессу в декабре 1926 г. Кулидж сообщил, что


США держат в стране, на море и за рубежом постоянную и резервную


армию примерно в 610 тыс. человек, на содержание и вооружение ко-


торых в 1926 г. ассигновано 680 млн. долл. Для того времени эти циф-


ры были значительны. «Мы,— заявил президент,— достаточно сильны,


так что никто не может обвинить нас в том, что мы слабы, если мы не


сразу разгневаемся» 22.


В конце декабря 1926 г. США подготовили билль о строительстве


10 крейсеров. В упомянутом послании конгрессу Кулидж выразил готов-


ность распространить вашингтонскую формулу 5:5:3 (Великобритания,


США и Япония) на строительство других типов кораблей. В августе


1927 г. в Женеве состоялась конференция представителей США, Велико-


британии и Японии по военно-морским вопросам. В конгрессе США и на


страницах прессы обсуждался вопрос об усилении флота. «Я за военную


готовность,— говорил президент Кулидж в 1927 г.— Это тот самый воп-


рос, которому я всегда уделял особое внимание в своих посланиях по


вопросу бюджетных ассигнований» 23.


На конференции в Женеве британская концепция «абсолютных по-


требностей» во флоте натолкнулась на американское требование «полной


свободы вооружения кораблей» 24. К соглашению прийти не удалось,


и конференция провалилась 25.


В январе 1928 г. морской министр К. Уилбур, выступая в защиту


внесенного в конгресс очередного законопроекта об ассигновании


725 млн. долл. на постройку в течение пяти лет 25 крупных крейсеров,


пяти авианосцев, девяти миноносцев и 32 подводных лодок, заявил, что


его министерство не намерено считаться с морскими программами дру-


гих держав. В качестве аргумента он сослался на необходимость «защиты


торговли»: «Наши купцы и фабриканты должны иметь возможность


удерживать иностранные рынки, на которых мы утвердились, а по мере


того как в Европе восстанавливается нормальное положение, мы должны


искать и новые рынки для нашей продукции. Демонстрация флага зна-


чительно стимулирует борьбу наших предпринимателей за новые рынки


сбыта, а успех этой борьбы во многом зависит от престижа, который


создают государству крейсера» 26.


Характерно, что военный министр Д. Дэвис запросил президента Ку-


лиджа предоставить дополнительно свыше полумиллиарда долларов на


улучшение снабжения амуницией армии27. Аналогичные приготовления


шли по линии ВВС и химического оружия.


Конгресс США отказался ратифицировать принятый 17 июня 1925 г.


в Женеве протокол, подписанный представителями США и многими


другими странами о запрещении применения отравляющих веществ и


бактериологического оружия в ходе войны. Некоторые сенаторы заявляли,


что «неразумно отказываться» от применения этого оружия в войнах28.


Стремясь к установлению господства на море, администрация Кулид-


жа уверяла общественность, что ее внешняя политика была направлена


на обеспечение всеобщего мира. Утверждалось, что США будто бы не


ищут для себя особых привилегий, а лишь настаивают на «равных воз-


можностях» для всех стран. Отказ вступить в члены Лиги наций объяс-


нялся тем, что США не желали якобы быть вовлеченными в европейские


распри, стремясь сохранить свободу рук и возможность влиять на разви-


тие событий в мире.


Для этого американская дипломатия удачно использовала демарш


Франции. В ответ на обращение, сделанное 6 апреля 1927 г. министром


иностранных дел Франции А. Брианом, оформить между Францией и


США двустороннее соглашение о запрещении войны Келлог предложил


заключить многосторонний договор, пригласить все крупные государства


подписать декларацию. Келлог решил использовать инициативу Франции


в интересах США — обеспечить за США роль международного арбитра


и нанести удар по Лиге наций, по политике ее ведущих государств, ос-


лабить впечатление от советских предложений о всеобщем разоружении.


Не случайно поэтому в марте 1927 г. на Женевской конференции совет-


ский проект о разоружении был отвергнут делегациями США, Велико-


британии, Франции и других стран.


23 июня 1928 г. правительство США разослало текст договора об от-


казе от войны Германии, Англии, Италии, Польше, Франции, Чехосло-


вакии, Бельгии, Японии и другим государствам. В течение ряда месяцев


с. 54—127; Иванов Л., Смирнов П. Англо-американское морское соперничество. М., 1933.


в парламентах и прессе многих стран шли дебаты по данному вопросу.


Очевидным было стремление отстранить СССР от переговоров по этому


вопросу, что вскрывало истинные планы правящих кругов США, стре-


мившихся изолировать СССР на международной арене. Народный комис-


сариат иностранных дел СССР своевременно реагировал на эти замыслы,


вынудив правительства США, Франции и Великобритании заявить, что


СССР будет приглашен подписать этот пакт.


27 августа 1928 г. в Париже представители 15 государств подписали


договор об отказе от войны как средства национальной политики, полу-


чивший название пакта Бриана — Келлога. Другие страны, включая


СССР, присоединились к пакту позже. Советский Союз провозгласил свою


Декларацию о присоединении к Парижскому пакту 6 сентября 1928 г.29


Пакт содержал важные международно-правовые нормы, направленные


против агрессивной войны, хотя не предусматривал гарантий для претво-


рения их в жизнь.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эмоциональные особенности личности социономов
Реферат 5. Принципы работы Хайес – модема Общее понятие
Реферат Зарубежный опыт создания системы мотивации трудовой деятельности персонала организации
Реферат Понятие эстетической культуры
Реферат Административное право Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения Выполнение контрольной работы заключается в раскрытии письменно темы, которая выбирается студентом в соответствии с последними цифрами номера зачётной книжки
Реферат Judith Wright Essay Research Paper Judith Wright
Реферат Iii. Смысл жизни, акме и возраст
Реферат Narod
Реферат 52, 2 курс Время личности
Реферат Деловое общение, его особенности
Реферат Вяземский, Василий Васильевич
Реферат Перечень радиационно-опасных объектов Москвы
Реферат Проблема субъективного переживания
Реферат Спектрометрическое сканирование атмосферы и поверхности Земли
Реферат 578-16-18