Реферат по предмету "История"


Аль-Фараби

Аль-Фараби Великий мыслитель Востока Выполнила: Чупилко Е. Факультет: Э и ИТ Группа: 07101 оценка Приняла: Капасова Г.З. Усть-Каменогорск 2008 Абу Наср Муххамад Ибн Муххамад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби родился в 870 году в городе Фарабе стоявшем некогда на юге Казахстана у места впадения

Арыси в Сырдарью. Он – выходец из привилегированных слоев тюркского племени, о чем свидетельствуют наличие в составе его полного имени термина «Тархан». Аль-Фараби прожил 80 лет. Его творческая жизнь была посвящена научной деятельности, осмыслению развития античной философии Аристотеля, Платона и др. Город переживал пору экономического и культурного расцвета. Известно, что экономика составляет материальную основу развития духовной культуры.

Ярким примером этому являются социально-этические произведения аль-Фараби, в которых, не называя имен, он говорит о людях своей эпохи, о правителях. Не все в структуре общества того времени было по душе мыслителю, но он избегает высказываться прямо, имея, видимо, для этого достаточные основания. Его протест завуалирован, он говорит аллегорически о «добродетельном» и «невежественных» городах. Показывая жителей «добродетельного» и «невежественных»

городов, он оставляет свободу выбора людям, ибо верит в торжество разумного начала в человеке, убежден, что человек «достигает счастья при совокупности обстоятельств, которые влекут за собой похвалу и порицание». Аль-Фараби сравнительно рано ушел из родного города в поисках знания он посетил многие культурные центры своего времени: Багдад, Дамаск, Каир, Хорасан, Мерв, Харран, Алеппо. Прежде всего, аль-Фараби направлялся в

Багдад, столицу арабского халифата при Аббасидах. Это был крупный культурный центр, в который стекались ученые, поэты, музыканты. Приехав в Багдад, аль-Фараби вместе с сирийским христианином Юханной бен Хайланом занялся философией и естественнонаучными дисциплинами. Время жизни аль-Фараби совпадает с политической неустойчивостью аббасидского халифата. Последние годы своей жизни аль-Фараби провел при дворе

Сейфа ад-Даули, представителя династии Хамданидов. Сейф ад-Дауля создал блестящий двор, при котором подвизались видные ученые, философы. Аль-Фараби завоевал уважение Сейф ад-Даули своей независимостью и любовью к познанию. Многие произведения аль-Фараби, в частности «О значении слова разум», «О классификации наук» и другие, были широко известны в средневековье на арабском, европейском и латинском языках.

В сохранившихся произведениях аль-Фараби довольно четко определяется его позиция в науке и философии. Структура произведений, тематика и постановка проблем представляют нам аль-Фараби как основоположника арабоязычного перипатетизма, ибо ему удалось систематизировать теоретические истоки аристотелевского наследия. Это послужило канвой, на которой последующие арабоязычные перипатетики ткали узоры своих систем. Определенную роль сыграли и идеи

Платона и неоплатоников. В этом отношении показателен трактат аль-Фараби «Об сущности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля». Аль-Фараби считал неправильным противопоставлять Платона и Аристотеля по вопросу о том, создан ли мир или существует извечно, по вопросу материи и форме, душе и интеллекте. Он видел общий для обоих идеал: созерцательную жизнь мудреца.

Особым интересом в арабоязычной среде пользовались труды Аристотеля. Начало философских изысканий в арабоязычном мире совпадает с ведением рациональных основ в теологию, с признанием примата разума над слепой догмой религии. Человек более не рассматривался как послушное орудие в руках бога. Он представлялся как существо подлунного мира, наделенное высшим благом – разумом.

Философия есть мысль своей эпохи. И сколь бы тот или иной мыслитель ни поднимался выше ее он остается сыном своего времени. Аль-Фараби не был материалистом. Но в решении им ряда вопросов ясно видится тенденция к материализму, колебания между материализмом и идеализмом. К тому же сама попытка теоретически осмыслить те или иные проблемы, не следуя слепо догмам религии, подрывала корни поповщины и обслуживавшей ее теологии.

Учение аль-Фараби является идеалистическим по исходным представлениями о боге как творце. Но бог аль-Фараби не есть продукт слепой веры, а итог теоретизирования о причинных связях во Вселенной. Необходимо отметить основные направления, по которым аль-Фараби строил свои философские взгляды: 1. «признание вечности мира»; 2. «всеобщая причина связей явлений природы», которую он считал основой исследования;

3. учение о разуме, который отражает (независимые от человека) явления природы, в том числе и человеческое существование. Философия, по аль-Фараби не оторванная от жизни умозрительная дисциплина. Она несет в себе и практическое значение. Теоретическая философия познает предметы, «на которые не распространяется человеческое действие», а практическая имеет дело с предметами, «свойство которых таково, что на них распространяется действие человека». По отношению к первой вторая занимает подчиненное положение,

но теоретическая философия была бы «пустоцветом», если бы ее данные не подвергались практической проверке, ибо «совершенный философ обладает теоретическими науками, и способностью применять их в других науках в меру своих возможностей. В начале своего пути человек обладает потенциальною способностью «как безобразных, так и прекрасных действий». Затем в нем проявляется другая способность, вероятно, тогда, когда им сделан выбор, и «эти три вещи прибывают только в одном из двух состояний, а именно: либо в хорошем, либо только

в плохом…». Потенциальная способность дана человеку от природы, другое же состояние «образуется только путем приобретения его человеком». И благодаря этому в нас возобладает «либо только хорошее, либо только плохое здравомыслие». Хорошее здравомыслие аль-Фараби отождествляет с силой ума, а плохое – со слабоумием и глупостью. Аль-Фараби выделяет человека из среды материальных сущих, указывает на его специфическое свойство – наделенность разумом, который дает ему возможность не только познать окружающий мир, но и

познать «первую причину», овладеть различными науками и таким образом понять причину собственного существования, стремиться к совершенству. По аль-Фараби, стремление к совершенству присуще не только человеку, но и всему сущему, в зависимости от занимаемой им ступени бытия. Совпадений мнений Аристотеля и аль-Фараби прослеживается в том, что бог является деятельным началом. В теории познания аль-Фараби стоит на позициях сенсуализма, видя в чувственном восприятии исходный

момент познания внешнего мира. Ценность ступеней процесса познания возрастает, по мере их возможности проявится в этическом плане. Так, ощущение, постигая приятное и неприятное в чувственно-воспринимаемых вещах, «не может отличить вредное от полезного, и хорошее от дурного. Этими словами аль-Фараби отграничивает чувственную форму познания – необходимую, но низшую форму его проявления от высшей – абстрактной формы познания.

Воображающая часть души, дает качественную оценку образа, «постигает полезное и вредное, приятное и неприятное», но не влияет на их проявление. Таким образом, отображение может быть и истинным, но содержать в себе «нечто плохое», и тогда воображающая часть души не может предотвратить его проявления вовне. Это является компетенцией разумной силы, с помощью которой «различают хорошее от дурного», а так же то, что следует делать, а что нет. Деятельность разумной силы в какой-то мере зависит от ощущающей и

воображающей сил, ибо, не получив от них образов возвышения над ними, поскольку выступает в качестве контролирующего фактора над поступками человека. Аль-Фараби придавал силы связи человека с окружающей действительностью, когда человек выступает как преобразующее начало природы. Аль-Фараби создал теорию о разуме, в которой основное значение придается деятельному разному, представляющему собой двигатель «подлунного мира», своеобразный логос, закономерность этого

мира. Разум единосущен для всех люде. Разум в потенции представляет только возможность, способность, общую всем людям. Приобретенный разум – приобщение индивидов к единому общечеловеческому мышлению. В понятии разума аль-Фараби тонко раскрывает диалектику тождества мышления и бытия. До акта познания, рассуждает он, разум потенциален в двух отношениях. Со стороны субъекта разум потенциален как еще не проявившая себя способность постигать.

Со стороны объекта разум потенциален потому, что предмет способен умопостигаться. Посредством отношения к умопостигаемым сущностям, превращения их из возможности в осуществленность, разум потенциальный превращается в действительный. В той диалектике ценно выявление того обстоятельства, что разум способен постичь сущность всего сущего. Но сущность вещей, постигаемая умом, гипостазируется, отделяется от самих вещей.

Таким образом, формы вещей существует лишь в душе, им не присуще в-себе-бытие. Деятельный разум является сосредоточением понятийного мира объективной реальности и путь человека в его восхождении направляется к деятельному разуму. Рационализм, свойственный аль-Фараби в гносеологии, проявляется и в социологии - в признании разума силой, способной разрешить все человеческие проблемы.

Признание общественной природы человека составляет предпосылку всех его этических и социологических рассуждений. Совершенное общество является главным условием достижения счастья. Лишь в совершенном обществе индивид может достичь совершенства. Во имя собственных интересов, как и интересов других граждан, должен внести свой вклад в дело функционирования государства. Высшей категорией этики аль-Фараби является счастье, поэтому что в нем концентрируется

благо, и оно «заслуживает большего предпочтения, чем те, которые предпочитают ради чего-то другого». Именно здесь смыкаются у аль-Фараби космология и этика, общефилософская конструкция и ее практический смысл, поскольку без философии, без постижения общей гармонии мира, красоты его устроения не может быть подлинного счастья. В основе человеческого общежития, по мнению аль-Фараби, лежат социальные чувства и инстинкты объединяющие людей.

Людей объединяет общность цели – достижения счастья через самосовершенствование , вне зависимости от занимаемого ими положения. Понятие справедливости аль-Фараби распространяет и на войны, которые делит на справедливые и несправедливые. Если город вступает в войну, чтобы защитить свои интересы, отстоять их от посягательств врага, то он ведет справедливую войну. Если же войну ведут с целью подавления свободы другого народа, то такая война

несправедлива. Аль-Фараби осуждает правителя, который, вынося, наказание людям, заслуживавшим его, превышает меру. Философия аль-Фараби проявляет свою жизненность и плодотворность в том, что ее принципы находят реализацию и развитие в конкретном научном исследовании. Разработанный им метод мышления сочетает необходимость конкретнейшего изучения отдельных вещей посредством наблюдения с элементами дедуктивно-аксиоматического построения теории, которая проверяется экспериментом.

Он является притчей методологии, разработанной Р.Бэконом, Г.Галилеем, Ф.Декартом Анализ реального содержания философии аль-Фараби убеждает нас в том, что в ней имелись плодотворные зерна материализма и рационализма в понимании материального мира, причинности, процессов познания, общества, нравственности. ЛИТЕРАТУРА: Л Конюхов «Аль-Фараби и современный мир»,

У-Ка 2005 А.Х. Касымжанов «Для народных университетов культуры», Алма-Аты 1975



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Проведите опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой
Реферат Уровень инфляции и ее виды
Реферат Архимандрит Рафаил (Карелин), Грузинская Православная Церковь значение славянского языка для православного богослужения
Реферат Экономика фашистской Германии 20-30 гг.
Реферат Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания
Реферат Аттестация обязательна для всех: возможно с 1 января 2011 года
Реферат Теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов организации
Реферат Hypnosis Essay Research Paper TheEncarta Encyclopedia defines
Реферат Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры
Реферат Происхождение Земли и планет
Реферат Реакции -литиированных циклических нитронов с электрофильными реагентами
Реферат Рецензия на повесть В.П. Астафьева "Пастух и пастушка"
Реферат История развития Конституции США
Реферат Element Essay Research Paper What is an
Реферат Архитектура ЭВМ 2 6