Реферат по предмету "Информатика"


Позиционные системы счисления

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую


Арифметические операции с числами в позиционных системах счисления


Системой счисления называется совокупность приемов наименования и записи чисел. В любой системе счисления для представления чисел выбираются некоторые символы (их называют цифрами), а остальные числа получаются в результате каких-либо операций над цифрами данной системы счисления.


Система называется позиционной, если значение каждой цифры (ее вес) изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число.


Число единиц какого-либо разряда, объединяемых в единицу более старшего разряда, называют основанием позиционной системы счисления. Если количество таких цифр равно P, то система счисления называется P-ичной. Основание системы счисления совпадает с количеством цифр, используемых для записи чисел в этой системе счисления.


Запись произвольного числа x в P-ичной позиционной системе счисления основывается на представлении этого числа в виде многочлена


x = anPn + an-1Pn-1 + ... + a1P1 + a0P0 + a-1P-1 + ... + a-mP-m


Арифметические действия над числами в любой позиционной системе счисления производятся по тем же правилам, что и десятичной системе, так как все они основываются на правилах выполнения действий над соответствующими многочленами. При этом нужно только пользоваться теми таблицами сложения и умножения, которые соответствуют данному основанию P системы счисления.


При переводе чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием P>1 обычно используют следующий алгоритм:


1) если переводится целая часть числа, то она делится на P, после чего запоминается остаток от деления. Полученное частное вновь делится на P, остаток запоминается. Процедура продолжается до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Остатки от деления на P выписываются в порядке, обратном их получению;


2) если переводится дробная часть числа, то она умножается на P, после чего целая часть запоминается и отбрасывается. Вновь полученная дробная часть умножается на P и т.д. Процедура продолжается до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю. Целые части выписываются после двоичной запятой в порядке их получения. Результатом может быть либо конечная, либо периодическая двоичная дробь. Поэтому, когда дробь является периодической, приходится обрывать умножение на каком-либо шаге и довольствоваться приближенной записью исходного числа в системе с основанием P.


Примеры решения задач


1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную:


а) 464(10); б) 380,1875(10); в) 115,94(10) (получить пять знаков после запятой в двоичном представлении).


Решение.


464 | 0 380 | 0 |1875 115 | 1 |94


232 | 0 190 | 0 0|375 57 | 1 1|88


116 | 0 95 | 1 0|75 28 | 0 1|76


58 | 0 47 | 1 1|5 14 | 0 1|52


а) 29 | 1 б) 23 | 1 1|0 в) 7 | 1 1|04


14 | 0 11 | 1 3 | 1 0|08


7 | 1 5 | 1 1 | 1 0|16


3 | 1 2 | 0


1 | 1 1 | 1


а) 464(10)=111010000(2); б) 380,1875(10)=101111100,0011(2); в) 115,94(10)»1110011,11110(2) (в настоящем случае было получено шесть знаков после запятой, после чего результат был округлен).


Если необходимо перевести число из двоичной системы счисления в систему счисления, основанием которой является степень двойки, достаточно объединить цифры двоичного числа в группы по столько цифр, каков показатель степени, и использовать приведенный ниже алгоритм. Например, если перевод осуществляется в восьмеричную систему, то группы будут содержать три цифры (8=23). Итак, в целой части будем производить группировку справа налево, в дробной — слева направо. Если в последней группе недостает цифр, дописываем нули: в целой части — слева, в дробной — справа. Затем каждая группа заменяется соответствующей цифрой новой системы. Соответствия приведены в таблицах.















P 2 00 01 10 11
4 0 1 2 3






















P 2 000 001 010 011 100 101 110 111
8 0 1 2 3 4 5 6 7






































P 2 0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111
16 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F

Переведем из двоичной системы в шестнадцатеричную число 1111010101,11(2).


0011 1101 0101,1100(2)=3D5,C(16).


При переводе чисел из системы счисления с основанием P в десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды целой части справа налево, начиная с нулевого, и в дробной части, начиная с разряда сразу после запятой слева направо (начальный номер -1). Затем вычислить сумму произведений соответствующих значений разрядов на основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Это и есть представление исходного числа в десятичной системе счисления.


2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.


а) 1000001(2).


1000001(2)=1× 26+0× 25+0× 24+0× 23+0× 22+ 0× 21+1× 20=64+1=65(10).


Замечание. Очевидно, что если в каком-либо разряде стоит нуль, то соответствующее слагаемое можно опускать.


б) 1000011111,0101(2).


1000011111,0101(2)=1×29 + 1×24 + 1×23 + 1×22 + 1×21 + 1×20 + 1×2-2 + 1×2-4 = 512 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1 + 0,25 + 0,0625 = 543,3125(10).


в) 1216,04(8).


1216,04(8)=1×83+2×82+1×81+6×80+4× 8-2 = 512+128+8+6+0,0625 = 654,0625(10).


г) 29A,5(16).


29A,5(16) = 2×162+9×161+10×160+5×16-1 = 512+144+10+0,3125 = 656,3125(10).


Для выполнения арифметических операций в системе счисления с основанием P необходимо иметь соответствующие таблицы сложения и умножения. Для P = 2, 8 и 16 таблицы представлены ниже.

















+ 0 1
0 0 1
1 1 10













´ 0 1
0 0 0
1 0 1































































































+ 0 1 2 3 4 5 6 7
0 0 1 2 3 4 5 6 7
1 1 2 3 4 5 6 7 10
2 2 3 4 5 6 7 10 11
3 3 4 5 6 7 10 11 12
4 4 5 6 7 10 11 12 13
5 5 6 7 10 11 12 13 14
6 6 7 10 11 12 13 14 15
7 7 10 11 12 13 14 15 16



























































































´ 0 1 2 3 4 5 6 7
0 0 0 0 0 0 0 0 0
1 0 1 2 3 4 5 6 7
2 0 2 4 6 10 12 14 16
3 0 3 6 11 14 17 22 25
4 0 4 10 14 20 24 30 34
5 0 5 12 17 24 31 36 43
6 0 6 14 22 30 36 44 52
7 0 7 16 25 34 43 52 61























































































































































































































































































































+ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10
2 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10 11
3 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10 11 12
4 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10 11 12 13
5 5 6 7 8 9 A B C D E F 10 11 12 13 14
6 6 7 8 9 A B C D E F 10 11 12 13 14 15
7 7 8 9 A B C D E F 10 11 12 13 14 15 16
8 8 9 A B C D E F 10 11 12 13 14 15 16 17
9 9 A B C D E F 10 11 12 13 14 15 16 17 18
A A B C D E F 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
B B C D E F 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1A
C C D E F 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1A 1B
D D E F 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1A 1B 1C
E E F 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1A 1B 1C 1D
F F 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1A 1B 1C 1D 1E



















































































































































































































































































































´ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
2 0 2 4 6 8 A C E 10 12 14 16 18 1A 1C 1E
3 0 3 6 9 C F 12 15 18 1B 1E 21 24 27 2A 2D
4 0 4 8 C 10 14 18 1C 20 24 28 2C 30 34 38 3C
5 0 5 A F 14 19 1E 23 28 2D 32 37 3C 41 46 4B
6 0 6 C 12 18 1E 24 2A 30 36 3C 42 48 4E 54 5A
7 0 7 E 15 1C 23 2A 31 38 3F 46 4D 54 5B 62 69
8 0 8 10 18 20 28 30 38 40 48 50 58 60 68 70 78
9 0 9 12 1B 24 2D 36 3F 48 51 5A 63 6C 75 7E 87
A 0 A 14 1E 28 32 3C 46 50 5A 64 6E 78 82 8C 96
B 0 B 16 21 2C 37 42 4D 58 63 6E 79 84 8F 9A A5
C 0 C 18 24 30 3C 48 54 60 6C 78 84 90 9C A8 B4
D 0 D 1A 27 34 41 4E 5B 68 75 82 8F 9C A9 B6 C3
E 0 E 1C 2A 38 46 54 62 70 7E 8C 9A A8 B6 C4 D2
F 0 F 1E 2D 3C 4B 5A 69 78 87 96 A5 B4 C3 D2 E1


3. Сложить числа:


а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).


б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).


в) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).


10000000100 223,2 3B3,6


+ 111000010 + 427,54 +38B,4


------------ ------- -----


10111000110 652,74 73E,A


4. Выполнить вычитание:


а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).


б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).


в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).


1100000011,011 1510,2 27D,D8


- 101010111,1 -1230,54 -191,2


-------------- ------- ------


110101011,111 257,44 EC,B8


5. Выполнить умножение:


а) 100111(2) ´ 1000111(2) = 101011010001(2).


б) 1170,64(8) ´ 46,3(8) = 57334,134(8).


в) 61,A(16) ´ 40,D(16) = 18B7,52(16).


100111 1170,64 61,A


*1000111 * 46,3 *40,D


------------- -------------- ----------


100111 355 234 4F 52


+ 100111 + 7324 70 + 1868


100111 47432 0 ----------


100111 ------------- 18B7,52


------------- 57334,134


101011010001


Задачи по позиционным системам счисления


Контрольные вопросы и задания


Дать определение системы счисления. Назвать и охарактеризовать свойства системы счисления.


Какие символы используются для записи чисел в двоичной системе счисления, восьмеричной, шестнадцатеричной?


Чему равны веса разрядов слева от точки, разделяющей целую и дробную часть, в двоичной системе счисления (восьмеричной, шестнадцатеричной)?


Чему равны веса разрядов справа от точки, разделяющей целую и дробную часть, в двоичной системе счисления (восьмеричной, шестнадцатеричной)?


Зашифруйте следующие десятичные числа, преобразовав их в двоичные (восьмеричные, шестнадцатеричные): 0, 1, 18, 25, 128.


Дешифруйте следующие двоичные числа, преобразовав их в десятичные: 0010, 1011, 11101, 0111, 0101.


Дешифруйте следующие восьмеричные числа, преобразовав их в десятичные: 777, 375, 111, 1015.


Дешифруйте следующие шестнадцатеричные числа, преобразовав их в десятичные: 15, A6, 1F5, 63.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Biography Of Of Mice And Men
Реферат Julius Ceasar Essay Research Paper Julius Ceasar
Реферат Налогообложения сельскохозяйственных производителей
Реферат Образование землевладения крестьянского фермерского хозяйства
Реферат Учёт ценных бумаг 2
Реферат Общие принципы профилактики отравления животных
Реферат Nike Essay Research Paper The athletic apparel
Реферат Организация работы питомника Рыжее королевство
Реферат Организация производства молока
Реферат Обоснование системы мероприятий по защите лугового клевера
Реферат Астафьев в. п. - В чем истинная красота человека по рассказу в. астафьева фотография на которой меня
Реферат Анализ состояния геоинформационных технологий в решении типовых задач управления региональной недвижимостью Тульской области
Реферат The Old Mans Speech In Version Essay
Реферат 01. 01 Вопределении общественного здоровья, принятое воз, входят элементы: физическое, социальное и психологическое благополучие. 2
Реферат Озеленення інтер єру та офісу