Реферат по предмету "Культурология"


Традиционная одежда у вайнахских народов

      План: 1.Введение. 2.Традиционная мужская одежда у чеченцев 1.Папаха 3.Традиционная мужская одежда у ингушей 4.Женская одежда вайнахов 1. Курхарс 5.Детская одежда 6.Украшения 7.Прически и головные уборы 8. Вывод Введение Северный Кавказ многообразен и многонационален. Он включает в себя свыше 20 стран и регионов и более 25 народов. Также особенность этого региона – разнообразие природных условий, что способствовало развитию различных

видов хозяйства. Территория Кавказа вновь и вновь была местом действий этнических столкновений и пешкой в игре великих держав. Борьба с Византией и Персией, Турцией (Османской империей) , Российской империей (война продолжалась более 60 лет) – все оставило отпечаток на народах Северного Кавказа. Но несмотря на все многообразие, Северный Кавказ – это культурно-историческое единство.

Оно связано с длительными связями, как культурными, так и экономическими. В течение многих веков, под влиянием труда, быта и природы, сложились общие черты традиционной одежды. Почему я стала писать про эту тему? Я считаю, что одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами.

С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой – отражает ментальность общества. Одежда народов Северного Кавказа отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений, но мне кажется, что каждый из народов имеет свои особенности. Цель моего исследования – изучить одежду Вайнахов. 2.Традиционная мужская одежда у чеченцев Археологические и этнографические сведения и ряд других источников

свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировались так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в чеченском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника,

землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом , сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях , была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца. Основные элементы мужского костюма (нательная рубаха, бешмет, черкеска и т.д.) формировались в результате сложного этнокультурного развития народа. Они складывались в соответствии с целесообразностью и вкусами

владельца. В общечеченский мужской костюм входила длинная туникообразного покроя рубаха с круглой горловиной, длинными зауженными к кисти рукавами. Рубаха подпоясывалась кожаным ремнем или матерчатым поясом. Пазушный разрез мог быть в центре или сбоку, который украшался горизонтальными застежками встык из матерчатых пуговиц и петелек. Такая традиция украшения рубах фиксируется в кавказском костюме с раннего средневековья. Эти элементы сохранились и в платье чеченца.

В процессе эволюции мужская рубаха укорачивалась. По разным видам верхней распашной одежды горцев можно проследить различные этапы ее развития, а также локальные и социальные собственности. Традиционной была Черкесска, как и для многих народов Северного Кавказа, которую надевали поверх рубахи и бешмета при выходе на улицу, посещении общественных мест, при приеме гостей.

У многих народов Кавказа, в том числе вайнахов, считалось неудобным появляться в общественном месте без черкески. Ее туго перетягивали ремнем с металлическим (серебряным) набором. Появляться в черкеске в расстегнутом виде имели право только наиболее почитаемые глубокие старцы. Черкеску изготавливали из серого, черного, коричневого сукна домашнего производства. Богатые горцы носили черкески, сшитые из белого сукна, а также из привозного шелка.

По покрою, она была сходна с бешметом, но имела более широкие полы, была сильно приталенная и не утеплялась, за счет клиньев по бокам сильно расширялась книзу, В боковых швах у подола имелись небольшие разрезы. Рукава были длинные и широкие, ворот открытым, с треугольным вырезом на груди и металлическими застежками до пояса. До середины 18 в. газыри носились в специальных сумках, перекинутых через плечо или пристегнутых

к поясу. А с распространением огнестрельного оружия их стали нашивать на грудную часть в виде кармашков, в которых хранили порох и пули. Позднее газыри утратили свое утилитарное значение и стали выполнять роль декоративного элемента черкески. В 19 в. у преобладающей части мужского населения в одежде продолжали развиваться тенденции, ведущие свое начало с глубокой древности, сохранялись местные особенности. Следование старинным образцам, некоторая их консервация, не только в мужском, но и в женском костюме,

во многом были обусловлены той ролью, которую играл натуральный уклад в жизни чеченцев. 1.Папаха У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского. Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины.

За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении. При поездке в город и на важные, ответственные мероприятия, как правило, надевали новую, праздничную папаху. Поскольку шапка всегда была одним из основных предметов мужской одежды, для молодых людей стремились приобрести красивые, праздничные папахи. Их очень берегли, хранили, заворачивая в чистую материю. Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением.

Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца. Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации.

Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести. 3.Традиционная мужская одежда у ингушей Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой

базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и

оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом шляпу (мангал-кий). В начале XX в. стали носить фуражки позднее шляпы.

Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. 4.Женская одежда вайнахов Указанные элементы одежды объединяются в три группы: цельная одежда, носимая выше пояса (талии) и ниже его. К цельной одежде относятся рубаха, чоха, архалук, кожаная шуба, ко второй группе – жилет, нагрудник, к третьей – юбка и штаны. Уже в XIV-ХVI вв. на вайнахских женщинах появились рубахи из шелковой ткани.

Это указывает на то, что в этот период времени определенная часть населения была более обеспеченной с экономической точки зрения. Завозимые торговцами дорогие ткани, естественно, доставлялись женщинам из зажиточных семей, которые к тому же имели уже вкус к их ношению. Следует отметить, что вайнахи заботливо обшивали и детей. Выкройка одежды для больших и маленьких была одинаковой и с возрастом не изменялась.

Часто для детей перешивали элементы родительской одежды, скорее всего, обноски. Чоху и архалук носили с 10-12-летнего возраста. До 5 лет штаны у ребенка были с незашитой мотней, чтобы в случае нужды ему не приходилось развязывать грубый кушак – барч. Ежегодно в день окончания поста детям обязательно шили хотя бы один новый элемент одежды. Этот праздник члены семьи встречали выкупавшись и одетыми в новое.

Детский головной убор представлял собой кусок шерстяной ткани, а после появления фабричного материала – платок из ситца или бязи четырехугольной формы. С 12-14 лет девочки уже ходили в невестах, носили украшения (сережки, бусы, кольца) и шили одежду из новой ткани. В женской одежде ярко выражалось имущественное положение. В горных районах, где преобладало скотоводство, женщины предпочитали простую одежду, иногда шерстяную,

домотканую. Бедные носили одежду, не снимая, до полного износа. Жители плоскостной Чечни, бывшей хлебной житницы Восточного Кавказа, а также зарождавшаяся национальная буржуазия Грозного, естественно, были обеспеченными. Женщины из богатых семей имели несколько смен одежды на разные случаи жизни, дорогие платки, разнообразные украшения и обувь.

К нижней одежде вайнахской женщины относится нательное белье, под которым, по вахнахским понятиям, подразумевается нижняя рубаха-штаны – чуьра коч-хеча. Нижняя туникообразная рубаха вайнахской женщины - чуьра коч - это вдвое сложенная материя, длиной до лодыжки, широкая, с перекидным плечом. Такая рубаха имела прямо приставленные длинные рукава, кругловырезанный раскрытый на груди ворот – кач, который застегивался на одну пуговицу – нуьйда (чеч.), чопилг (инг.),

заменившие круглые каплевидные пуговицы из плетеного шнура или металлическую застежку. На груди для прочности был подложен второй слой ткани, а для ее расширения вшивали боковины – хат, под мышками – ластовицы – кlеда (чеч.), кишлиг (инг.). Рубаха шилась с подвернутым подолом. Ее, как и нижнее белье женщина носила и дома, и работая в поле. Начиная со второй половины ХIХ в длина рубахи укоротилась до колен, а рукавов – до локтей.

Позже, на рубеже ХХ в практически у всех слоев населения появилась возможность надевать поверх нее и другую рубаху. Вторым элементом нижнего белья являются штаны – хеча, относящиеся к типу штанов с широким шагом и на вздержке, которая распространена у соседних народов Дагестана (аварцев и даргинцев). Штаны назывались, как хеча, так и шалбар. Слово шалбар – иранское, но в форме шалвар (широкие штаны) имеется в турецком языке, откуда, видимо,

проникло в русский в форме шаровары. Используемая в Чечне выкройка этого элемента была почти идентичной той, что применялась другими горцами Кавказа. Но была в ней одна особенность: между штанинами в мотню вшивали треугольной формы клин из двойного материала – айла. Указанный тип штанов также называют айла mесина хеча. Этот элемент одежды был наиболее распространен среди горского населения.

Он особенно был необходим во время работы или путешествия. Следующим элементом одежды является нагрудник, который в более позднее время вайнахи называли лифчиком. Этот элемент представлял собой кусок шерстяной или ситцевой ткани, который женщины привязывали, чтобы скрыть грудь. Дело в том, что выставлять грудь напоказ считалось неприличным. Поэтому к полосе материи в 25 сантиметров шириной пришивались плечики, а с левой стороны полоса крепко

застегивалось на пуговицы. Поверх коч-хеча вайнахи надевали mleра коч – элемент, выполняющий роль платья. Нижняя рубаха – чуьра коч – была короткой, а mlиера коч – всегда длинным, достигающим лодыжек. Поэтому вайнахские женщины в этом одеянии бывали и дома, и на полевых работах. Tlиера коч повторял покрой нижней рубахи, с той лишь разницей, что вторая имела длинные и расширяющиеся от подмышек рукава, спадающие на запястья. Рукава же верхней рубахи от подмышек постепенно сужались

и доходили до начала кисти. Ворот был вырезан округло, спереди разрез в 10 см , застегивавшийся на одну пуговицу. Эту рубаху шили из шелковой ткани (чесуча, атлас и др.), ситца или сатина. Цвета ткани мог быть красным, кизиловым, желтым, коричневым и др. Нуждающиеся женщины не выбирали цветов, шили из той ткани, которая им была доступна. Праздничные и свадебные платья были светлых тонов вышеуказанных цветов.

Следует отметить, что в конце ХIХ – начале ХХ в. среди вайнахов стало распространяться платье-рубаха второго типа, которое известно под названием лакхе хадийна коч (отрезанная кокетка выше груди). К концу ХIХ в. на смену этим двум видам платья-рубахи пришел другой наряд. А затем, в основном, с начала ХХ в к женской одежде добавилась безрукавка на вате, которую вайнахи называли садуохдийриг. Эта жилетка, дословно душегрейка, была в обиходе вплоть до 40-х и даже 50-х гг.

ХХ в. Чеченские и ингушские женщины поверх нижней рубахи надевали нижнюю одежду - юпка. Из самого термина видно, что этот элемент появился среди вайнахов в позднее время, но не ранее начала ХХ в. Это была приспособленная, широкая юбка с пришитым поясом в два пальца, которой сопутствовала кофта – белихйолург. Выкраивать кофту было очень трудно, и сшить ее могла не каждая женщина. Спереди раскрытая, на подкладке, она покрывала бедро и застегивалась серебряными или медными пуговицами.

У нее были длинные (до кисти), узкие, пришитые по прямой линии рукава. Вокруг воротника, на нагрудник и манжеты были нашиты позументы – хьаса или кlинж. Кое-кто расшивал переднюю сторону цветными шелковыми нитками. Следующим элементом одежды вайнахской женщины являлась чоха, или, как ее называют чеченцы, чоха-гlабали. Вахнахские женщины одевали чоху с 12-летнего возраста.

Шился этот элемент у разных вайнахов по-разному. Одна чоха была присборена в талии, и носили ее 12-16-летние девочки, особенно хрупкого сложения. Вторая – 5-5-польная. Такую носили незамужние девушки и замужние женщины. Выше талии к чохе прикреплялась подкладка, а ниже талии она почти достигала земли. Женщины из зажиточных семей шили чоху из бархата, парчи, сукна.

А большинство населения – из сатина и крашенной шерстяной ткани. Старые женщины чоху не надевали. Их домашней и выходной одеждой были полностью прямо срезанные платья-рубахи и платья с кокеткой, которые и по сей день распространены среди пожилых женщин. По традиции у вайнахов было принято приберегать смену одежды специально для выхода, на праздничные случаи. Дома же можно было одевать какую угодно одежду, на это никто не обращал внимания, лишь бы не

было видно нагое тело. Вообще-то у вайнахов не было принято шить специально домашнюю и рабочую одежду. Часто бывший в употреблении тот или иной элемент нарядной одежды использовался потом по повседневному назначению. Осенней и зимней одеждой вайнахской женщины считался архалук – гlовтал. Ингуши считают его одеянием преимущественно пожилых женщин, однако нередко его с удовольствием носили и замужние, и молодые незамужние женщины. Архалук незамужней женщины шили из цветной шелковой ткани

– дари, сукна – исхар, ластика – ластиг. В качестве подкладки использовали ситцевую ткань зеленого, синего или коричневого цветов. Гlовтал подбивали ватой и тонко простегивали. Его длина была чуть короче, чем чохи. Кроме того, он был приталенным. Покрой его существенно отличался от покроя чохи. Он напоминал мужской архалук, за исключением некоторых деталей. Женскую одежду вайнахов, длинную, широкую – чоху и архалук – не носили без пояса.

Известно, что женщины, жившие в Ножай-Юртовском, Веденском, Урус-Мартановском, Шалинском районах, во время работы одевали широкую рубаху, подпоясывались двойным куском ткани шириной в пядь, который и сегодня повязывают поверх рубахи пожилые люди, живущие в горных районах. 4.1. Курхарс В 1638 году члены русского посольства, посетив Ингушетию по дороге в Грузию, в своих отчетах отмечали : «дворы у них в горах каменные.

Ходят мужики по-черкесски, а жонки носят на головах… что роги, вверх в пол-аршина». Знаменитый путешественник средневековья Клапорт в своем труде «Путешествие по горам Кавказа и в Грузию» приводит впервые ценные подробности об ингушском женском головном уборе, который по форме напоминает рога серны, но согнутые наперед. Часто он сделен из коры березы и покрыт сукном или шелком, имеете в ширину около двух больших пальцев,

в высоту семь пальцев, украшен гирляндами. Курхарс – подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди. Он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой. Внутри он полый. Вверх до основания головной убор постепенно суживался и затем сильно загибался спереди, причем его верхняя часть, спускающаяся вниз, раздваивалась, образуя на конце как бы два рога. В нижней части головного убора прикреплялся кусок ткани, который прикрывал

затылок. Сзади и сбоков этой ткани прикреплялись широкие ленты. 5.Детская одежда В рассматриваемый период, а также в наши дни, вайнахская семья была традиционно многочисленной. До рождения ребенка не было принято заблаговременно приобретать для него одежду. А после рождения дитя об одежде и колыбели для него заботилась свекровь. Если не было свекрови, то эта обязанность переходила к старшей женщине со стороны супруга.

Рождение ребенка было связано с большой радостью в семье, особенно, если рождался мальчик. Наречение новорожденного именем было обязанностью старших в семье. По обычаю, мальчику давали имя безвременно ушедшего из жизни молодого члена фамилии. Если такой случай не имел место, давали имя предка. Имя для девочки подбирала бабушка с отцовской стороны по собственному желанию.

Существовал обычай, что для укладывания ребенка впервые в колыбель приглашали многодетную мать, у которой все дети были живы. Чтобы уберечь ребенка от дурного глаза, на запястье ему надевали черную бусинку, а на колыбели подвешивали вместе с бусинкой медвежий, волчий коготь и зуб. После проведения этого ритуала приглашенную женщину хорошо угощали и щедро одаривали. Если рождался мальчик, то первую рубашку шили из старой отцовской рубахи, а если девочка, то из материнской.

Эта традиция идет от желания, чтобы ребенок вырос, как его родители, был счастлив, сносил старую и новую рубаху до старости. Эта рубаха доходила ребенку до колен. Укладывая его в колыбель, заднюю часть ее складывали до пояса, а переднюю опускали до колен. Шили эту рубаху по покрою родительской, но швы делали снаружи, чтобы не повредить нежное тело младенца. У рубахи были длинные рукава, ворот вырезан округло.

Вынимая из колыбели, младенца оборачивали в одеяло из ткани. Через 2-3 месяца поверх рубахи на ребенка надевали утепленную, достигающую талии одежду типа «жакет». На голову малышу повязывали небольшого размера платок – йовлакх, который складывали треугольником, опуская на лоб и укрепив на голову при помощи ткани шириной в два пальца – тухч. На ноги надевали короткие, сшитые из шерстяной ткани носки.

Эта одежда предназначалась для детей до 5-6 месяцев. После того, как ребенок начинал ходить, к его одежде добавлялись штаны длиной по щиколотку и с сужающимися после колен штанинами – хеча. Они были сшиты от талии до седалища, а мотня оставалась открытой. Такие полусшитые штаны ребенок носил до 4-5, а порой и 6 лет. Их можно было не менять, когда ребенок мочился. Для мальчиков штаны шили из темных тканей, а для девочек

– любого цвета. С 5-6 летнего возраста на детей надевали уже обычные штаны. Следует отметить, что покрой и название элементов детской одежды такие же, как и у взрослых. У 5-6 летнего ребенка была теплая одежда из овчины, сшитые из материала или вязаные, достигающие колен, носки, в которые заправлялись штанины, на ноги надевались неIармачаш или мачаш, а на голову – сложенный треугольником платок, коны которого проводились под подбородком и завязывались сзади.

В вайнахских семьях никогда не шили своим 5-6 летним детям чоху или архалук, поскольку для такого возраста эта одежда не была характерна. Считалось, что в ребенке должны быть пробуждены интерес к росту, здоровью, любовь к труду с тем, чтобы в 12-14 летнем возрасте у него появились и чоха, и архалук, к 15-16 годам – еще и нагрудник, украшения из золота и серебра. Следующим элементом детской одежды, как отмечалось выше, являются штаны – хеча. Этот элемент отличался от штанов, которые носили до 5-6 лет.

Между выкроенными по размеру штанинами вставлялся треугольник из другой ткани. Если позволяла ширина ткани, то обходились без вставки, и от мотни до щиколотки штанину постепенно зауживали, оставляя мотню сравнительно просторной, а штанину зашивали сверху донизу. В талии штаны закреплялись кушаком. Поверх рубахи девочки надевали одежду типа архалука, однако она отличалась от настоящего архалука. Она была в талии отрезная, спереди полностью распахнутая, короче

рубахи, подбита ватой с прямо поставленными рукавами. Верх этой одежды был из сатина или шерсти, а подкладкой служила дешевая ткань. Эту одежду носили в прохладную погоду. Спереди и по низу она была обшита позументом. Дети большей части населения Чечни и Ингушетии обходились, как правило, перешитой одеждой взрослых и старших братьев и сестер. С 13-14 лет девочки уже одевали чохи, которые сшиты по обычному взрослому

покрою. В этом возрасте они уже примыкали к кругу совершеннолетних девушек и были обязаны выполнять все вайнахские обычаи ношения одежды. Одежды 7-12 летних детей обычно не украшались. Матери не особенно заботились о красоте внешнего облика детей. Все их внимание было перенесено на одежду девушек на выданье, на убранство и расшивку которой уходило много времени. Зимнюю одежду – овчинную шубу – кхакхан кетар шили для детей с 3-4 летнего возраста.

Ее шили почти на все возрасты почти по одному и тому же покрою, но здесь были свои нюансы. Эта одежда была необходима в зимнюю пору. Ее шили из овчины, но для детской одежды использовали шкуры ягнят, поскольку они были тонкими и имели нежную мягкую шерсть. Такую же шкуру использовали для утепления ног новорожденного ребенка. На ногах дети раннего возраста носили сшитые из домотканины шерстяные носки.

В Шатойском и Введенском районах зафиксированы сведения, что носки вязали и на спицах. Носки обоих видов достигали колен. Обувью служили неIармачаш. В летний период дети ходили босиком. Следует отметить, что вайнахи, хотя бы 2-3 раза за время подрастания полностью сбривали девочкам волосы, чтобы те выросли густыми. Пользовались всевозможными средствами для роста волос.

С малых лет девочкам показывали, как расчесывать волосы. Если в семье были девочки разных возрастов, то они помогали в этом друг другу. Девочки заплетали волосы в 2-3-4-6 кос, концы которых связывались вместе ниткой с заговоренной бусинкой или звериным зубом. Украшением для девочек 3-12 лет служили бусы и серьги из стекла и коралла, детям прокалывали уши с трех лет и вместо серег, поначалу, до 4-5 лет, продевали в мочки нитку, а затем одевали

простые сережки или бусинки. Хотя были семьи, где дети имели и дорогие украшения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что вайнахи не уделяли большого внимания детской одежде. До 12 лет дети носили различную одежду, свидетельствующую об имущественном расслоении населения. Бывали семьи, где дети имели всего одну шерстяную рубашку из домотканины, к которой зимой добавлялась нагольная шуба. Покрой детской одежды был во многом аналогичен покрою одежды для взрослых, однако при

пошиве не доставало признаков полной формы. Названия одежды, головных уборов и обуви у детей и взрослых одни и те же, лишь с той разницей, что количество элементов одежды у взрослых больше. 6.Украшения Украшения, которые носили вайнахские женщины, отличаются своим разнообразием. Чеченки и ингушки из богатых семей в конце ХIХ - начале ХХ вв. носили кольца, серьги, браслеты, цепочки, нагрудные часы, которые привозили из

Петербурга и Москвы, не говоря уже о Тифлисе и Баку. Но и вайнахские маcтера не стояли в стороне от изготовления украшений. Центром приобретения их был и Грозный. Но не в меньшей степени это ремесло было развито в Урус-Мартане, Шали, Атагах, Ведено и других населенных пунктах. Специалисты по золоту и серебру были в Ведено в тайпах

Тахиевых, в Урус-Мартане - у Абдулаевых, в Атагах – у Нинциевых. В этих тайпах изготовление различного вида украшений (поясов, нагрудных украшений, колец, серег) было развито со времени их далеких предков. Украшения различались по способу ношения: на шее, на груди, на руках и в ушах. Украшения всех видов носили как незамужние девушки, так и невесты.

После замужества количество этих украшений, как правило, уменьшалось, но оставшиеся, в зависимости от возраста, носили до конца своих дней. Некоторые украшения имели торжественное назначение. Каждая вайнахская женщина бережно хранила их, передавая из поколения в поколение. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в быту вайнахов были распространены сочетающиеся с самобытной одеждой украшения, которые отражают большой вкус народа, красоту одежды.

Эти украшения использовались и отдельно. Однако нагрудные и поясные украшения не разделялись, носились в комплекте. Они считались основным украшением женского костюма, без которого он и не выглядел должным образом. Нагрудные вайнахские украшения в прежние годы прикреплялись на груди верхней одежды – чохи или архалука, которые застегивались с верха до пояса серебряными пряжками. Из украшений, имеющих самостоятельное значение, прежде всего следует отметить камал - широкий серебряный

пояс, иногда в золотой или позолоченной оправе. Одевать чоху или архалук только с поясом было нельзя, следовало сочетать с ним нагрудные украшения, которые придавали одежде совершенный вид. Нагрудные украшения ингуши называют даmо, чеченцы- mуьдаргаш. Буквально – петли. Они представляют собой 16 или, порой меньше, 12 пар позолоченных серебряных застежек, которые укреплены на расстоянии по ширине в 8 или 12 сантиметров

по всей длине, от шеи до талии бархатной или суконной ткани, нашиваемой по обе стороны груди чохи. На талии застегивались 4-5 парными пряжками - чаьрпаз. Позднее обычай ношения указанного украшения изменили и перенесли его под чоху на грудь поверх платья. Оно хорошо смотрелось на распахнутом нагрудном вырезе чохи. В начале ХХ века застежки или их имитации стали делать различной формы, сообразуясь с формой выреза

платья, под которое надевали нагрудник. Последнее, чаще всего наблюдалось в Осетии, Чечне и Ингушетии. Широко использовались вайнахскими женщинами в конце ХIХ начале ХХ вв. разнообразные пояса. Они были признаны вторым главным украшением женского костюма. Различаются – грузинский пояс, на котором в исполненном золотистым цветом орнаменте вставлен драгоценный красный камень. Пояс с позументами. Этот пояс представляет собой позумент шириной в три пальца, к которому

подшит в виде второго, нижнего слоя, кусок сукна. На подогнанном по размеру поясе укреплены пять серебряных пряжек с красными и голубыми камнями. Этот пояс называют вайнахским. Еще один вид пояса - в виде цепочки. На его передних пряжках изображена бычья голова, а у застежки - детское лицо. Это ангел (малик), спутник женщины, оберегающий ее. Чеченцы называют этот пояс черкесским. Большую роль в костюме чеченок, в меньшей степени ингушек, играли

украшения из металла, золота и серебра: серьги, кольца, браслеты, бусы, ожерелья из монет и височные подвески. Серьги – чIуг, иногда вдевали в ухо по две сразу. Большие плоские серьги – хъалкханаш, дополнительно вешали на нитке в ухо. В ряде случаев серьги соединяли тонкой цепочкой, висевшей под подбородком. Браслеты были широкими и массивными с бирюзой и изумрудом, а то и без камня.

К нашейным украшениям относятся разного цвета и размера бусы из коралла и стекла, серебряные и золотые цепочки. Вайнахские женщины очень любили серьги, и девочкам прокалывали уши в 4-5 летнем возрасте, давали им носить весьма сложные по конструкции серьги. Девочки из зажиточных семей, носили обычно золотые и серебряные серьги. Незамужние женщины носили украшения всех видов (на шее, на груди, на талии, на руках, на запястьях и в ушах). После замужества снимали нагрудные украшения – туьйдаргаш, с талии пояс – доьхка

и с запястья – браслет - хIоз. Невеста надевала эти украшения, но она имела дополнительную брошку и на руке больше одного кольца. Став женой, женщина снимала эти украшения и бережно хранила их для своих детей. Вайнахские женщины и дети для защиты от злого духа носили на шее амулет – хIайкал. Это был листок бумаги, на котором был выписан стих из Корана, сложенный треугольником, затем зашитый в кожу.

Носили его на шее. Итак, можно сказать, что вайнахи с древнейших времен ценили и культивировали украшения. Они носили их с повседневной, выходной и торжественной одежной. Сохранили они эту традицию и в наши дни. Только число украшений уменьшилось, но зато появились новые, более развитые формы. Украшения вайнахских женщин были как местного изготовления, так и завозными из соседних и отдаленных районов, с которыми их издавна связывали добрососедские отношения 7.Прически и

головные уборы Чтобы представить в целом женскую одежду чеченцев и ингушей, необходимо рассказать о правилах и обычаях, связанных с прическами и элементами головных уборов вайнахов. Вайнахи видели красоту женщины в ее длинных косах. И женщины использовали всевозможные средства, чтобы вырастить длинные и густые волосы. Детям до 7-8 лет несколько раз брили голову, чтобы волосы росли густыми.

Вайнахские женщины обычно разделяли волосы надвое (чIор декъар) и, заплетая их в несколько кос, забрасывали за спину. С возрастом ограничивались двумя косами. А меленькие девочки, у которых были длинные и густые волосы (биаж), не заплетая волосы в косы, перевязывали их у корня и носили свободными, распущенными за спиной. В Чечне сохранилась присказка: «ЙоI янние яц, амма цуьнан биежие хьераваьккхина со» («Девочка – ничего

особенного, но волосы ее свели меня с ума»). Длинные волосы считались красотой женщины и в Ингушетии, где молодые женщины носили волосы за спиной, не заплетая их в косы, а пожилые – оборачивали разделенные пополам волосы (месаш) до конца бумажной тканью, завязывали ниткой, чтобы они не выбивались и быстро не пачкались. Вычесанные волосы было принято (чоьш) хранить до конца жизни – их клали вместе с усопшим в могилу. В последнее же время сжигали, особенно те, у кого умер сын.

Одну косу у вайнахских женщин заплетать было не принято. Особенно такая прическа запрещалась тем, у кого были отец или брат. Существовало поверье, что заплетание в одну косу означало остаться в одиночестве. Аллах в таком случае не дает суженого и оставляет обслуживать домашних. Аналогичный обычай был и в Дагестане. У чеченских и ингушских женщин часто изменяли естественный цвет

волос, но обрезать их считалось постыдным. Женщина в возрасте, как уже отмечалось, делила волосы надвое, а к концам волос подвязывала нанизанные на скрученную нить разноцветные бусины. Женщины с густыми и длинными косами вместе с бусинами подвешивали и амулет против дурного глаза. Молодые чеченские и ингушские девушки и невесты (и отчасти замужние женщины) носили высокие прически. А те, у кого не было собственных густых волос, накладывали искусственные для того, чтобы прическа выглядела

высокой. Помимо причесок чеченские женщины уделяли большое внимание и головным уборам. Так, например, женщины из зажиточных вайнахских семей носили на голове белые или цветные платки – кур-харс. Известно, что головной убор не был лишь утилитарным средством защиты головы. Он считался символом общественного положения, сохранения сакральной чистоты женщины, перед которой в кризисный момент любые члены общества выражали свою покорность коленопреклонением.

Одним из элементов наряда ингушской невесты была шапочка – кий. Переняли этот головной убор у ингушей и представительницы некоторых других народов Северного Кавказа. Кий шили из желтого, красного, голубого, зеленого бархата и шелка. Гордились позументами и разноцветными шелковыми кантами, изображающими национальный орнамент. Эту шапочку носили молодые девушки и до свадьбы. Еще одной неотъемлемой частью женского туалета была

большая шаль. Замужние женщины предварительно повязывали на голову черный платок или косынку. Концы ее пропускали под волосы, заплетенные в косы, и завязывали на темени. Чеченки вместо такого платка чаще надевали на голову чухта – длинные узкие мешки из черной ткани, в которые закладывались косы. Верхняя часть мешка не была зашита и укреплялась на голове при помощи завязок. Нижний конец чухты, падающий на спину, иногда украшали бахромой (чечекх) или монетами.

После принятия ислама все вайнахские женщины с 15 лет были обязаны носить чухту. В горных районах Чечни молодые девушки не носили больших шалей, а пожилые женщины использовали их в качестве выходной одежды. Они носили небольшую шаль, повязанную крест-накрест и сложенную треугольником. Девочки тоже носили небольшие шали, повязывая их сзади. Необходимо отметить, что женский вайнахский головной убор состоятельных вайнахских женщин существенно

отличался от головного убора малоимущих. Однако в способах повязывания платков и практическом использовании особой разницы не было. Поверх чухты пожилые женщины обматывали голову кIеда болу кортали (ящичная шаль) или чечакх йолу тIергIа кортали или йовлакх (головная шаль с бахромой), шера кортали (шаль из белого шелка), бой (головная шаль из ткани большого размера, выполнявшая роль пальто). И молодые, и пожилые женщины надевали бой зимой – прямо поверх платья.

Головные шали прочно вошли в быт вайнахских женщин и высоко ценились не только как одежда, но и как символ, обладающий большой знаковой силой. Правда, головная шаль не всегда решала вопросы, связанные с кровничеством, однако во время стычки по какому-либо иному поводу платок, брошенный женщиной между спорящими, обычно сразу усмирял их. Традиционный головной платок сохранился среди пожилых женщин, а молодые одевают небольшие, повязанные сзади шали. И в прошлом, и сейчас пожилые женщины складывают большие

шали в виде треугольника, один конец оборачивают вокруг шеи и связывают с другим концом под подбородком. Кое-кто укреплял наброшенную на голову шаль разного рода булавками и оба конца заводил назад. Каждая женщина выбирала шаль по цвету и оформлению в соответствии со своим возрастом. Так, пожилые женщины предпочитали шали черного, синего, коричневого и темно-голубого цветов, а молодые – белого, красного, желтого и светло-голубого. Кроме того, молодые выбирали шелковые узорчатые шали,

гладкие шали без узоров, с бахромой. Шали отводилось важное место в гардеробе вайнахской женщины, и поэтому даже при «экипировке» невесты она входила в число наиболее ценных свадебных покупок. Вывод Одежда Вайнахов примечательна своим разнообразием и красотой. Она не особенно отличается от общего типа Кавказской одежды (черкеска, папаха и т.д.), но имеет и свои особенности, например, курхарс. Особое внимание они оказывали головным уборам и украшениям.

Для вайнаха шапка- это символ чести и достоинства. В отличие от адыгских и тюркских народов, чеченцы и ингуши предпочитали пестрые и яркие ткани однотонным. Костюмы были удобными и практичными, так как жизнь в горах преподносила свои сложности, но это не делало ее скучной и однообразной. Так как Кавказ объединяет в себе различные климатические зоны, Вайнахи создавали одежды, как для высокой, так и для низкой температур.

До наших дней традиционный чеченский костюм как повседневная форма одежды, естественно, не дожил. Но в некоторых районах Чечни сельские жители, особенно пожилые, сумели сохранить моду на старинные кавказские платья Литература: 1.Е.Н.Студенецкая «Одежда народов Северного Кавказа» 2.Б.Б.Абдулвахабова «Культура Чечни. История и современные проблемы». 3.Б.Б.Абдулвахабова «Чеченская республика и чеченцы.

История и современность».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.